Научная статья на тему 'Организация духовно-нравственного воспитания старшеклассников в системе непрерывного образования'

Организация духовно-нравственного воспитания старшеклассников в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / старшеклассники / идеал / ценности / жизненная позиция / spirit and moral education / senior pupils / ideal / values / attitudes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова Виктория Олеговна

В статье раскрываются основные положения организации духовно-нравственного воспитания старшеклассников с учетом их возрастных новообразований. Особое внимание уделяется выработке у старшеклассников мотивации к непрерывному образованию и самовоспитанию на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic issues of the organization of spirit and moral education of senior pupils are revealed in the article. Special attention is paid to the development of senior pupils’ motiva-tion to lifelong learning and self-education.

Текст научной работы на тему «Организация духовно-нравственного воспитания старшеклассников в системе непрерывного образования»

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. О. Гусакова

В статье раскрываются основные положения организации духовнонравственного воспитания старшеклассников с учетом их возрастных новообразований. Особое внимание уделяется выработке у старшеклассников мотивации к непрерывному образованию и самовоспитанию на протяжении всей жизни.

The basic issues of the organization of spirit and moral education of senior pupils are revealed in the article. Special attention is paid to the development of senior pupils' motivation to lifelong learning and self-education.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, старшеклассники, идеал, ценности, жизненная позиция.

Key words: spirit and moral education, senior pupils, ideal, values, attitudes.

Духовно-нравственное воспитание как единый непрерывный процесс формирования личности, длящийся на протяжении всей жизни человека, является ключевой задачей российской государственной политики в сфере непрерывного образования. Духовно-нравственного воспитание -«педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» - невозможно без учета духовно-нравственного развития, которое представляет собой «последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности» [1, с. 9]. Содержание духовнонравственного воспитания составляют базовые национальные ценности, а вектор приобщения к ним и самоопределения в них определяется ориентацией на «национальный воспитательный идеал».

Такая направленность необходима для утверждения в сознании молодого поколения идеи Истины - важной в культурной традиции многонационального русского народа, а также в связи с развивающейся тенденций постмодернистского общества, которое отказывается от идеи Истины и стремится к восприятию жизненной реальности как множества разных и равноправных интерпретаций событий истории и репрезентаций действительности. Эти тенденции затрудняют процесс ценностного самоопределения старшеклассников, способствует формированию у них «цитатного сознания», при котором выпускники образовательных заведений испытывают трудности в определении ценностных ориентиров и выстраивании жизненной перспективы.

Приобщение к базовым национальным ценностям требует организации процесса воспитания «на основе: (а) нравственного примера педагога; (б) социально-педагогического партнёрства; (в) индивидуально-личностного развития; (г) интегративности программ духовно-нравственного воспитания; (д) социальной востребованности воспитания» [1, с. 20]. В системе непрерывного образования процесс воспитания старшеклассников должен сопровождаться естественной мотивацией к самовоспитанию и самостроительству, осуществляемые самим человеком в течение всего жизненного пути.

380

Педагог должен выступать в роли «мудреца-наставника», который может поделиться собственным опытом устроения жизни в соответствии с базовыми национальными ценностями. Так как старшеклассникам свойственно отождествлять себя со взрослыми, то закономерно, что от педагога они ждут не наставлений и советов, а дружеской беседы. Самым активным собеседником будет старшеклассник, а педагог его другом, который выслушает и поможет ученику самоопределиться в поиске идеалов и ценностных ориентиров. Для определения ценностных ориентиров современных старшеклассников в образовательных организациях Санкт-Петербурга с сентября по декабрь 2014 г. проводилось анкетирование. Его результаты показали, что из списка предложенных базовых национальных ценностей - патриотизм, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество [1, с. 18] - старшеклассники приоритетными в своей жизни указали Отечество и семью.

Понятие «Отечество», как правило, ассоциируется у учащихся 911 классов с Родиной. Но, если у школьников это понятие преимущественно (84 %) сводится к месту, где человек родился - малой родине, то воспитанники военно-учебных заведений (96 %) отождествляют его с Россией. Во многом, это связано с тем, что семьи военнослужащих, как правило, вынуждены менять местожительство в связи с частыми переводами отца или матери по службе в другой регион. Главной ценностью 91 % анкетируемых назвали семью, видя в ней единственную область «где хорошо» в зыбком переменчивом мире. Старшеклассники считают, что патриотизм базируется на любви к Родине и на гордости за свое прошлое, в котором они видят примеры героизма, верности, добра, правды. Они согласны называть своих предков «выдающимися личностями», но определение «верные сыны Отечества» актуально только для воспитанников военно-учебных заведений. Учащимся школ оно кажется устаревшим. В качестве синонима к понятию «верный сын Отечества» школьники предложили: «герой» (77 %), лидер (21 %), «солдат» (2 %).

По итогам анкетирования были сделаны обобщающие выводы: (а) в условиях нестабильности экономической и политической ситуации в мире старшеклассники испытывают затруднения в осмыслении Отчества в масштабах огромного государства и зачастую сводят это понятие к узкой сфере семьи или малой родины (города, региона); (б) в качестве идеалов старшеклассники, как правило, выбирают героев ХХ в. - эпохи, которая ближе к ним, о которой они слышали от своих родителей, бабушек и дедушек, которая, по словам учащихся, «понятнее».

Отсюда очевидна необходимость организации духовно-нравственного воспитания на основе социально-педагогического партнерства, которое целесообразно осуществлять через «созвездие учреждений» (музеи, библиотеки, молодежные, историко- и военно-патриотические клубы, театры, творческие союзы, церковь) и «ансамбль возрастов», предполагающий диалоговое взаимодействие сторон (партнеров). Социально-педагогическое партнерство должно сопровождаться достижением социально значимого результата (выставка, конференция, сборник творческих произведений и т. д.), в котором старшеклассники могут максимально проявить свои таланты и способности. В процессе духовно-нравственного воспитания происходит индивидуально-

381

личностное развитие старшеклассников, которое следует направлять в сторону формирования готовности к профессиональному, полоролевому, гражданско-правовому самоопределению на основе базовых национальных ценностей. Для этого требуется интегративность и вариативность программ, позволяющих старшеклассникам освоить во всем многообразии комплекс культурных образцов для самоопределения в идеалах. Ориентация на национальный воспитательный идеал в формировании гражданской идентичности и устойчивой жизненной позиции является главной целью духовнонравственного воспитания старшеклассников.

Современный национальный воспитательный идеал - «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с. 11]. В его определении особо подчеркивается связь времен и историческая преемственность поколений как ключевая идея воспитания в современной России. Поэтому исключительное значение в воспитании чувства живой связи с духовной традицией России имеет формирование у старшеклассников персонифицированного взгляда на историю Отечества, познание «доблестей и преданий отеческих» на примере живых судеб людей, создававших историю и нравственный облик нашей страны. Важно, чтобы выпускники не только сформировали ценностную систему ориентиров, но и могли ею руководствоваться в своих жизненных целях и поступках и соотносить с нею свою социальную активность.

Социальная востребованность духовно-нравственного воспитания личности подтверждается документами, определяющими стратегию образования XXI в. Согласно их тексту, портрет выпускника образовательной организации включает следующие личностные характеристики: любящий Отечество, уважающий народ и культуру, знающий русский язык, выстраивающий свою жизнедеятельность в соответствии с базовыми национальными ценностями, социально активный, умеющий учиться, стремящийся к самообразованию и самовоспитанию и др. Стремление к непрерывному образованию формируется (или в негативном случае не формируется) у человека в период получения среднего образования. Поэтому особенно важно организовать процесс духовно-нравственного воспитания так, чтобы, переступив порог школы и сделав первые шаги навстречу взрослой жизни, молодой человек смог противостоять вызовам времени и, ориентируясь на предоставленные ему культурой идеалы, реализовать свои дарования на благо Отечества и народа.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Стандарты второго поколения. - М., 2009.

382

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.