Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КИНОПЕДАГОГИКИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КИНОПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ДОСУГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / КИНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Жубанова Камилла Талаповна

В статье уточнены определения понятий: «досуговая деятельность школьников» и «досуговая программа». Досуговые программы реализуются через разнообразные досуговые мероприятия. Изучение математики достаточно трудоемко по сравнению с другими школьными предметами, и это в значительной степени усложняет организацию математических досуговых мероприятий, которые в последнее время все чаще проводятся с использованием. средств кинопедагогики (кинофильмы, мультфильмы и т.д.). В статье представлено разработанное и экспериментально проверенное методическое обеспечение досуговой программы по математике для школьников «Полнометражная математика». Основная идея досуговой программы состоит в том, что за основу каждого ее мероприятия берется кинофильм (мультфильм), в названии которого фигурирует какое-либо число. Каждое мероприятие досуговой программы предваряется совместным просмотром кинофильма (мультфильма) или его части с обязательным последующим обсуждением. Цель программы - развитие познавательного интереса к математике с использованием средств кинопедагогики. В статье приводится фрагмент одного из мероприятий досуговой программы - математического квеста«Вокруг света за 80 дней». Апробация досуговой программы «Полнометражная математика» подтвердила развивающий эффект проведения интеллектуально-досуговых мероприятий с использованием средств кинопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Жубанова Камилла Талаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES IN MATHEMATICS FOR SCHOOLCHILDREN USING THE MEANS OF FILM PEDAGOGY

The article clarifies the definitions of the concepts: "leisure activities of schoolchildren" and "leisure program". Leisure programs are implemented through a variety of leisure activities. The study of mathematics is quite time-consuming compared to other school subjects, and this greatly complicates the organization of mathematical leisure activities, which have recently been increasingly conducted with the use of. means of film pedagogy (movies, cartoons, etc.). The article presents the developed and experimentally tested methodological support of the leisure program in mathematics for schoolchildren "Full-length mathematics". The main idea of the leisure program is that each of its activities is based on a movie (cartoon), in the name of which a number appears. Each event of the leisure program is preceded by a joint viewing of a movie (cartoon) or part of it with a mandatory subsequent discussion. The purpose of the program is to develop cognitive interest in mathematics using the means of film pedagogy. The article contains a fragment of one of the activities of the leisure program-the mathematical quest "Around the World in 80 days". The approbation of the leisure program "Full-length Mathematics" confirmed the developing effect of conducting intellectual and leisure activities using the means of film pedagogy.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КИНОПЕДАГОГИКИ»

Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 2(12) КОНДАУРОВА Инесса Константиновна и другие ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_организация досуговых мероприятий ...

TTDC 378 016' 51 Г7А~7ГйСП52021 Контент достъпен според лицензиата CC BY-NC 4.0

J/O.UIO. JI |(сс) 4JCS> Ifhis is an open access article шйег theCC BY-NC 4.0 license

. ________л open______________________________-

DOJ. | (j 34671/SCH HBR 2021 0502 0003 lfcae3MI^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КИНОПЕДАГОГИКИ

© Автор(ы) 2021

КОНДАУРОВА Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru) ЖУБАНОВА Камилла Талаповна, студентка 4 курса Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: zhubanovakt2100@mail.ru)

Аннотация. В статье уточнены определения понятий: «досуговая деятельность школьников» и «досуговая программа». Досуговые программы реализуются через разнообразные досуговые мероприятия. Изучение математики достаточно трудоемко по сравнению с другими школьными предметами, и это в значительной степени усложняет организацию математических досуговых мероприятий, которые в последнее время все чаще проводятся с использованием. средств кинопедагогики (кинофильмы, мультфильмы и т.д.). В статье представлено разработанное и экспериментально проверенное методическое обеспечение досуговой программы по математике для школьников «Полнометражная математика». Основная идея досуговой программы состоит в том, что за основу каждого ее мероприятия берется кинофильм (мультфильм), в названии которого фигурирует какое-либо число. Каждое мероприятие досуговой программы предваряется совместным просмотром кинофильма (мультфильма) или его части с обязательным последующим обсуждением. Цель программы - развитие познавательного интереса к математике с использованием средств кинопедагогики. В статье приводится фрагмент одного из мероприятий досуговой программы - математического квеста«Вокруг света за 80 дней». Апробация досуговой программы «Полнометражная математика» подтвердила развивающий эффект проведения интеллектуально-досуговых мероприятий с использованием средств кинопедагогики.

Ключевые слова: дополнительное математическое образование школьников, досуговое мероприятие, кинопедагогика.

ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES IN MATHEMATICS FOR SCHOOLCHILDREN

USING THE MEANS OF FILM PEDAGOGY

© The Author(s) 2021

KONdAUROVA Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru) ZHUBANOVA Kamilla Talapovna, 4th year student Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: zhubanovakt2100@mail.ru)

Abstract. The article clarifies the definitions of the concepts: "leisure activities of schoolchildren" and "leisure program". Leisure programs are implemented through a variety of leisure activities. The study of mathematics is quite time-consuming compared to other school subjects, and this greatly complicates the organization of mathematical leisure activities, which have recently been increasingly conducted with the use of. means of film pedagogy (movies, cartoons, etc.). The article presents the developed and experimentally tested methodological support of the leisure program in mathematics for schoolchildren "Full-length mathematics". The main idea of the leisure program is that each of its activities is based on a movie (cartoon), in the name of which a number appears. Each event of the leisure program is preceded by a joint viewing of a movie (cartoon) or part of it with a mandatory subsequent discussion. The purpose of the program is to develop cognitive interest in mathematics using the means of film pedagogy. The article contains a fragment of one of the activities of the leisure program-the mathematical quest "Around the World in 80 days". The approbation of the leisure program "Full-length Mathematics" confirmed the developing effect of conducting intellectual and leisure activities using the means of film pedagogy.

Keywords: additional mathematical education of schoolchildren, leisure activities, film pedagogy.

ВВЕДЕНИЕ. статьи: анализ психолого-педагогической и методико-

В настоящее время актуальна проблема обучения математической литературы; изучение нормативных дошкольников организации содержательного досуга, в кументов; обобщение передового педагогического опы-то время как большинство детей ориентировано пре- та; разработка и апробация методических материалов. имущественно на развлекательные способы проведения РЕЗУЛЬТАТЫ.

свободного времени. Изучением проблемы организации Досуговая деятельность школьников - это «целе-

досуговой деятельности школьников занимались педа- направленная деятельность, организуемая в свободное

гоги (Л.В. Байбородова [1]; Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова от уроков время для социализации детей и подростков

[2]; Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова [3], определенной возрастной группы, формирования у них

Кульпетдинова [4] и др.); методисты-математики (М.Б. потребности к участию в социально-значимых практи-

Балк [5]; Е.А. Дышинский [6]; В.Д. Степанов [7]; А.В. ках и самоуправлении, создания условий для развития

Фарков [8] и др. [9-13]). Однако проблема продолжает значимых позитивных качеств личности, реализации их

оставаться актуальной, в частности в области организа- творческой и познавательной активности в различных

ции досуговых мероприятий по математике для школь- видах деятельности, участии в содержательном досуге»

ников с использованием средств кинопедагогики. [3].

МЕТОДОЛОГИЯ. Педагогически организованная досуговая деятель-

Цель статьи: теоретически обосновать и практиче- ность школьников осуществляется на основе специски проиллюстрировать возможность организации до- альных досуговых программ. Под досуговой програм-суговых мероприятий по математике для школьников мой понимают развлекательную, познавательную, с использованием средств кинопедагогики. Методы, общественно-полезную программу, направленную на методики и технологии, использованные при написании организацию свободного времени детей и подростков,

KONDAUROVA Inessa Konstantinovna and others organization of leisure activities ...

Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090

детей и родителей, позволяющую ребенку легко раскрыть себя и удовлетворить свои интересы. Досуговые программы реализуются через разнообразные досуговые мероприятия. Изучение математики достаточно трудоемко по сравнению с другими школьными предметами, и это в значительной степени усложняет организацию математических досуговых мероприятий, которые в последнее время все чаще проводятся с использованием. средств кинопедагогики (традиционных: кинофильмы, сказки, мультфильмы и инновационных: блоги и каналы). Кинопедагогика - это «актуализированное направление в современном образовании, связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными средствами. Концепция кинопедагогики рассматривает кино как инструмент воспитания и образования, методический материал для реализации образовательной деятельности, а грамотное педагогическое применение кино - как универсальный способ познания социальных, культурных, научных явлений детьми дошкольного, школьного возраста, молодежью» [14]. Использование подобных средств обучения будет всегда давать положительные результаты и способствовать популяризации такого важного и нужного предмета, как математика.

Один вариантов организации интеллектуального досуга детей предложен в разработанной нами досуговой программе «Полнометражная математика».

Основная идея досуговой программы «Полнометражная математика» состоит в том, что за основу каждого досугового мероприятия берется кинофильм (мультфильм), в названии которого фигурирует какое-либо число. Каждое мероприятие программы предваряется совместным просмотром кинофильма (мультфильма) или его части с обязательным последующим обсуждением.

Цель досуговой программы: развитие познавательного интереса к математике с использованием средств кинопедагогики.

Задачи досуговой программы:

- приобщение школьников к математической культуре (решение математических задач с кинофабулой);

- формирование культуры организации досуга (совместный просмотр кинофильмов (мультфильмов), в названии которых фигурируют числа);

- воспитание культуры общения (обсуждение кинофильмов (мультфильмов), в названии которых фигурируют числа).

Досуговая программа рассчитана на год для параллели 7-х классов. Программа реализуется посредством разнообразных форм и методов (беседа; игра; соревнование; праздник и др.). Мероприятия проводятся один раз в месяц (по 2 часа). Основное содержание программы отражено в тематическом плане (таблица 1).

Таблица 1 - Тематический план программы «Полнометражная математика»

№ Месяц Досуговое мероприятие

1 сентябрь-октябрь Математическая игра «Один дома»

2 Математическая беседа «Первый мститель»

3 ноябрь-декабрь Математическая игра «16 желаний»

4 Математический вечер «Фантастическая четвёрка»

5 январь-февраль Математический конкурс «Планета 51»

6 Математический квест «Вокруг света за 80 дней»

7 март-апрель Математическое практическое занятие «Седьмой сын»

8 Математическая эстафета «Девять»

9 май-июнь Математический вечер «В бой идут одни старики»

10 Математическое соревнование «Шестое чувство»

Математический квест «Вокруг света за 80 дней»

Мероприятие предваряет просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма «Вокруг света за 80 дней» (45 мин.). Квест - «один из жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету» [15]. Математический квест «Вокруг света за 80 дней» представляет собой набор задач, выполнению каждой из которых посвящена отдельная станция: «Лондон», «Париж», «Бомбей», «Гонконг», «Северная Америка».

Цель мероприятия: развитие интереса к математике с помощью решения занимательных задач по сюжету мультфильма «Вокруг света за 80 дней».

Оборудование: компьютерная техника (ПК, проектор, интерактивная доска, колонки), жетоны, раздаточный материал.

Ход мероприятия (45 мин.)

Ведущий: Сегодня у нас необычное мероприятие, нам предстоит совершить путешествие, составленное по сюжету мультфильма «Вокруг света за восемьдесят дней». Главный герой Филеас Фогг поспорил с членами Британской Академии наук, что обогнет Земной шар за невероятно короткий для своего времени срок. Мы проследуем маршрутом путешествия мистера Фогга и его слуги Жана Паспарту. Чтобы собрать карту, нам нужно будет пройти ряд заданий. Та команда, которая быстрее остальных справится с заданием, получает жетон. Соответственно победу одержит команда, набравшая большее число жетонов.

1-я станция - Лондон

Начинаем наш маршрут из Лондона. Однако чтобы отправиться в путь, нам нужно собрать багаж. Вот ваше первое задание: разгадайте ребусы [16], и вы узнаете, какие предметы с собой взял мистер Фогг (рисунок 1).

Время выполнения: 5 минут.

Ребус

V %

ЯЖ

В качестве примера приведем фрагмент одного из мероприятий досуговой программы.

Рисунок 1

2-я станция - Париж

Наши друзья направились во Францию! После переполоха в парижской галерее, некоторые картины были подпорчены, помогите

Паспорту загладить свою вину перед художниками. Чтобы продолжить путешествие, нам нужно пройти следующее испытание.

Ваша задача - внимательно рассмотреть рисунок 2 и рисунок 3, и найти 10 отличий.

Время выполнения: 7минут. 3-я станция - Бомбей

Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090_

КОНДАУРОВА Инесса Константиновна и другие организация досуговых мероприятий ...

Рисунок 2

Рисунок 3

Следующая остановка - Бомбей (Индия). По пути герои проголодались. На очередной станции мистер Фогг приказал Жану купить самый дешёвый набор продуктов.

Пример набора: 2 булки хлеба, 500 гр. колбасы, 300 гр. конфет и 1кг 500 гр. яблок. Цены реальные, индийская рупия переведена в рубль заранее для более удобного счета в трёх вариантах (таблицы 3-5). Необходимо определить, в каком магазине можно купить самый дешёвый набор таких продуктов и сколько за них нужно заплатить.

Время выполнения: 10 минут.

Таблица 3 - Продуктовый магазин

Набор продуктов Цена продуктов за 1 кг, руб.

2 булки хлеба 1 булка - 23 руб.

500 граммов колбасы 327 руб.

300 граммов конфет 320 руб.

1 кг 500 граммов яблок 117 руб.

Таблица 4 - Продуктовая лавка

Набор продуктов Цена продуктов за 1 кг, руб.

2 булки хлеба 1 булка - 20 руб.

500 граммов колбасы 308 руб.

300 граммов конфет 343 руб.

1 кг 500 граммов яблок 123 руб.

Таблица 5 - Супермаркет

Набор продуктов Цена продуктов за 1 кг, руб

2 булки хлеба 1 булка - 19 руб.

500 граммов колбасы 283 руб.

300 граммов конфет 276 руб.

1 кг 500 граммов яблок 130 руб.

Наконец, мы покинули Индию и добрались до Гонконга. Китайцы - народ сообразительный, они любят разгадывать всякие головоломки. Сыграйте и вы в игру «Спичечный треугольник». Нужно убрать пять спичек так, чтобы получилось пять треугольников [17].

Время выполнения: 10 минут.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание на рисунке 4:

Рисунок 4 Разгадка на рисунке 5:

Рисунок 5

5-я станция - Северная Америка

Свободная страна Америка, последняя остановка мистера Фогга, причем свободная от влияния Британской империи. Из Сан-Франциско друзья следуют в Нью-Йорк, но добраться туда смогут лишь те, кто ответят на вопросы математической викторины. Команды отвечают по очереди. Если дан неправильный ответ, вопрос переходит к команде соперников. Вопросы викторины могут быть например, такие: «Сотая часть числа?»

Время выполнения: 8 минут.

Мы вернулись с вами в Лондон, проследовав маршрутом Филеаса Фогга и его слуги Жана Паспарту. Настало время подвести итоги (подсчитываются жетоны, объявляются победители). ВЫВОДЫ.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «СОШ № 4 г. Новоузенска» во время 2020/2021 учебного года. Для учащихся 7-х классов (41 человек) были проведены 10 мероприятий программы. Все мероприятия проводились с обязательным предварительным просмотром фрагментов фильма/мультфильма с последующим обсуждением просмотренного контента. Далее после небольшого перерыва проводилось досуговое мероприятие. Результаты апробации подтвердили развивающий эффект проведения интеллектуаль-но-досуговых мероприятий с использованием средств кинопедагогики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. — М. : Просвещение, 2014. -176 с.

2. Буйлова, Л. Н., Как организовать дополнительное образование детей в школе? / Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова. — М. : АРКТИ, 2005. — 288 с.

3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова. — М. : ВЛАДОС, 2014. — 349 с.

4. Кульпетдинова, М. Е. Подходы к разработке досуговых программ /М. Е. Кульпетдинова. — М. : ВЛАДОС, 2013. — 456 с.

5. Балк, М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике /М. Б. Балк. — М. : Учпедгиз, 1956. — 608 с.

6. Дышинский, Е. А. Игротека математического кружка / Е. А. Дышинский. — М. : Просвещение, 1972. — 248 с.

7. Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе /В. Д. Степанов. — М. : Просвещение, 1991. — 80 с.

8. Фарков, А. В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы /А. В. Фарков. — М. : Айрис-пресс, 2016. — 288 с.

9. Кондаурова И.К., Куликова Н.С. Система занятий по математике для участников лагерной образовательной смены // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 127-132.

10. Кондаурова И.К., Захарюта Ю.Д. Интерактивный музей математики //Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 98-107.

11. Вдовиченко А.А. Имитационное моделирование в профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 18-21.

12. Кондаурова И.К., Залова Л.С. Развитие познавательного интереса к математике у студентов колледжа // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 43-45.

13. Кондаурова И.К., Батеева Е.Х. Профессионально ориентированное обучение математике в медико-биологическом лицее // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 39-42.

14. Кинопедагогика [Электронный ресурс] : [сайт]. — URL: http:// кинопедагогика.рф (дата обращения: 25.01.2021). — Загл. с экрана. — Яз. Рус.

_15. Квест — игра по математике [Электронный ресурс]//Копилка

KONDAUROVA Inessa Konstantinovna and others organization of leisure activities ...

Humanitarian Balkan Research. 2021. Vol. 5. № 2(12)

ISSN print: 2603-4859; ISSN online: 2683-1090

уроков [Электронный ресурс] : [сайт]. — URL: https://kopilkaurokov. ru/vneurochka/meropriyatia/kviest_igra_po_matiematikie_dlia_ uchashchikhsia_8_kh_klassov (дата обращения: 02.01.2020). — Загл. с экрана. — Яз. рус.

16. Генератор ребусов [Электронный ресурс] // Квестодел [Электронный ресурс] : [сайт]. — URL: http://kvestodel.ru/generator-rebusov (дата обращения: 05.01.2020). — Загл. с экрана. — Яз. рус.

17. Останина, Л. М. Веселый калейдоскоп /Л. М. Останина, Н. И. Толстых //Детская энциклопедия. — 2018. — № 6, — С. 29.

Received date: 28.01.2021

Revised date: 21.03.2021

Accepted date: 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.