Научная статья на тему 'Организация дорожно-строительных работ в заболоченных районах Западной Сибири'

Организация дорожно-строительных работ в заболоченных районах Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORGANIZATION OF ROAD CONSTRUCTION / THE METHODS OF CONSTRUCTION MANAGEMENT / CONSTRUCTION OF ROADS / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ / СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Побегайлов О.А., Авдеев В.С.

Рассматриваются актуальные проблемы организации и управления строительных работ в заболоченных областях Западной Сибири. Анализируются конкретные примеры проведения работ. Предлагаются эффективные методы организации работ с учетом технологических решений отрасли и экономических возможностей. Дается оценка сроков и вероятных стоимостных расчетов проведения работ региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of road construction works in wetlands of Western Siberia

Discusses actual problems of organization and management of construction works in swampy areas of Western Siberia are Analyzed concrete examples of work. Suggests effective methods of work organization, considering the technological solutions of the industry and economic opportunities provides an assessment of the likely timing and value calculations of carrying out work in the region

Текст научной работы на тему «Организация дорожно-строительных работ в заболоченных районах Западной Сибири»

Организация дорожно-строительных работ в заболоченных районах

Западной Сибири

О.А. Побегайлов, В.С. Авдеев Донской государственный технический университет

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы организации и управления строительных работ в заболоченных областях Западной Сибири. Анализируются конкретные примеры проведения работ. Предлагаются эффективные методы организации работ с учетом технологических решений отрасли и экономических возможностей. Дается оценка сроков и вероятных стоимостных расчетов проведения работ региона.

Ключевые слова: организация дорожного строительства; методы управление строительством; строительство дорог

Отличительной чертой сибирских рек является их многоводные, заболоченные бассейны, в которых множество мелких озер создают серьезные трудности с созданием дорожной сети. Если в летний период озеро, прилегающее к проектируемой дороге, может занимать небольшую площадь или пересыхать, то в период половодья или во время дождей оно часто переполняется, подтапливая и размывая полотно, создавая угрозу движению транспорта.

В этих условиях производство работ требует особой организации и планирования. Как показывает практика, возле таких озер из-за недостаточней ширины береговой полосы, остающейся при подтоплении, возникает необходимость возведения защитных насыпей высотой 8 - 10 м, однако проведенные детальные инженерно-геологические изыскания с отбором образцов грунта в основании насыпей часто показывают, что такое решение здесь неприемлемо [1].

Геологические изыскания показывают, что для многих озер в прибрежной зоне характерен выход на поверхность песчано-илистых отложений, круто спадающих в сторону озера. Насыпи начинают ползти на подушке из гравия из-за низкой сцепляемости слоев грунта.

Совершенно очевидно, что данное проектное решение неприемлемо для таких местностей и требуется выбор иной формы изоляции полотна от источника подтопления [2,3].

Вероятное организационно-конструктивное решение - строительство подпорной стенки упирается в соотношение выбора технологии возведения такой стенки и экономической эффективности работ.

Сибирь - небогатый регион и не может позволить себе строительство периферийных дорог с высокой стоимостью проектно-технологических решений. Тем не менее, транспортная доступность для жителей региона должна быть обеспечена в полной мере, поэтому необходимо выбрать относительно дешевый и надежный способ, обеспечивающий защиту полотна на длительное время [4].

Учитывая малую плотность грунта в естественных условиях очевидно решение принять в качестве расчетных при проектировании насыпи автодороги величину сцепления этого грунта 0,73 т/м2 и угол внутреннего трения 23°. Данная величина может рассматриваться как средняя по всем исследованным образцам, но в каждом конкретном случае требуется местное определение сцепления грунта. Для того, чтобы вести осмысленный разговор о методах устройства надежного полотна дороги нам требуется опираться на средние величины, определяющие допустимые технологические решения [1,5].

Как показывает практика, для создания уверенного сцепления грунта можно прибегнуть к формированию участков с каменно-набивными колоннами в местах наиболее опасных в отношении подвижек полотна. Это относительно недорогое решение потребует затрат только на механизацию производства, поскольку ресурсы можно привлечь из местных источников, а технология не требует существенных затрат. После устройства этих колонн устанавливается стабилизация насыпи. После устройства каменно-набивных

колонн и отсылки грунта насыпи с его армированием, откос укрепляется каменной наброской, обеспечивающей защиту части насыпи от воздействия волн непосредственно в основании стенки [6,7]. При этом понимается, что воздействие волн на насыпь будет относительно кратковременным и не повлечет существенного размывания стенки, как если бы насыпь сооружалась непосредственно на берегу водоема.

Календарным планом строительства предусмотрено вывести ее сооружение на отметку волнозащиты до наступления паводка. Поэтому необходимо вести строительство в любой удобный период, в том числе и зимой. Учитывая климатические условия Сибири, строительство в зимний период можно рассматривать как экстремальное и с экономической точки зрения крайне затратное [8]. Организация таких работ возможна только в экстренном случае, когда существует серьезная угроза размытия подготовленных участков либо уже возведенного полотна при его укреплении и реконструкции [9].

С организационной точки зрения необходимо организовать качественный контроль выполнения работ, в частности с точки зрения наблюдения за движением грунта и изменением профилей строящейся дороги. Любые изменения в слабом подстилающем слое илистых грунтов должны фиксироваться системой пьезометров и инклинометров, установленных до начала работ. Стабилизация грунта на всем участке строительства в условиях Сибири должна закончиться через 25-30 дней после начала работ, в противном случае за короткий сухой период не удастся достигнуть выполнения всех намеченных мероприятий и возникнет серьезная угроза строительству [10].

При использовании четырех установок за этот срок возможно соорудить до 800 каменно-набивных колонн общей длиной 10 тыс. м попользовав 13-15 тыс. т каменно-щебеночных материалов. Расход этих

материалов закладывается в смете, исходя из возможностей компании проводить работы и наличия у нее необходимых средств механизации и персонала. Стоимость 1 м такой колонны составит 13 тыс. руб. в ценах 2015 года. Необходимо учитывать, что на стоимость работ будет значительно влиять доступность материалов и специфика производства самого предприятия. В среднем, сумма не может превышать 15 тыс.руб за 1 метр.

Несмотря на более чем достаточные средства подкрепления откоса насыпи, на ряде участков, подтапливаемых озерами и разливными реками бассейна Енисея, требуется дополнительное армирование откосов или возведение защитных сооружений из железобетона.

Возможны два способа, повышающих устойчивость откоса насыпи. Первый предусматривает усиление слабых илистых грунтов в основании насыпи (например, силикацией грунта); второй—снижение нагрузок и сил, вызывающих скольжение откоса насыпи, путем армирования грунта насыпи. Этот способ можно реализовать с относительно небольшими затратами. Сущность такого конструктивного решения заключается в укладке в тело земляного сооружения металлических стержней (тяг определенной длины) армирующих грунт сооружения. Принцип армирования грунта заключается в активном использовании сил внутреннего трения массива путем развития растягивающих напряжений в армирующих стержнях при одновременном исключении срезывающих напряжений в самом грунте. Конструкция армирования грунта зависит от распределения напряжений в массиве песчаного грунта и от угла внутреннего трения этого грунта.

Таким образом, возможно рациональное укрепление насыпей дорог при достаточной экономической эффективности работ

Литература

1. Манжилевская С.Е., Шилов А.В., Чубарова К.В. Организационный инжиниринг // Инженерный вестник Дона, 2015, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3155

2. Улицкий В.М., Лисюк М.Б. Оценка риска и обеспечение безопасности в строительстве // Геореконструкция, №5, 2002. URL: georec.narod.ru/mag/2002n5/26/26.htm

3. Побегайлов О.А., Лотошников Д.И. Организационно-технологическое моделирование системы «Проектирование - Строительство - Эксплуатация» в современных условиях // Интернет-журнал «Науковедение». № 5 (18), 2013. URL: naukovedenie.ru/PDF/53TVN216.pdf

4. Белоусов И.В., Шилов А.В., Меретуков З.А., Маилян Л.Д. Применение фибробетона в железобетонных конструкциях // Инженерный вестник Дона, 2017, №4 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/ 4421

5. Филь О. А. Влияние факторов внешней среды на стоимость объекта незавершенного строительства // Инженерный вестник Дона, 2016, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3563.

6. Шилов А.В. Инновационные методы армирования сборных конструкций из железобетона углеволоконными сетками // Инженерный вестник Дона, 2016, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3572

7. Новикова В.Н., Николаева О.М. К вопросу о продолжительности функционирования строительной организации. Динамический аспект // Инженерный вестник Дона, 2015, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3144

8. Новикова В.Н., Николаева О.М. Эргономичный метод организации и управления проектирования в строительстве: экономический эффект //Инженерный вестник Дона, 2016, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3642

9. Crandell, C. 1991. Individual differences in speech recognition ability: Implications for hearing aid selection. Ear Hear Suppl, 12(6), PP.100 - 107.

10. Kraisman J. Management of the corporation: actual problems of modernity Washington, DC. 2002. - 560 p.

References

1.Manzhilevskaya S.E., Shilov A.V., Chubarova K.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3155

2. Ulickij V.M., Lisyuk M.B. Georekonstrukciya, №5, 2002. URL: georec.narod.ru/mag/2002n5/26/26.htm

3. Pobegajlov O.A., Lotoshnikov D.I. Internet-zhurnal «Naukovedenie». № 5 (18), 2013. URL: naukovedenie.ru/sbornik13/13-65.pdf

4. Belousov I.V., Shilov A.V., Meretukov Z.A., Mailjan L.D. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/ 4421

5. Fil O. A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3563.

6. Shilov A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3572

7. Novikova V.N., Nikolaeva O.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3144

8. Novikova V.N., Nikolaeva O.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3642

9. Crandell, C. 1991. Individual differences in speech recognition ability: Implications for hearing aid selection. Ear Hear Suppl, 12(6), pp.100 - 107.

10. Kraisman J. Management of the corporation: actual problems of modernity Washington, DC. 2002. 560 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.