Научная статья на тему 'Инновации при организации строительства линейно-протяженных объектов (дорог)'

Инновации при организации строительства линейно-протяженных объектов (дорог) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
176
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORGANIZATION OF CONSTRUCTION / INNOVATION / ROAD CONSTRUCTION / PROJECT MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИИ / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ключникова О.В., Зубенко В.Г., Немазенко К.Г., Исмаилов А.М.

Рассматриваются актуальные проблемы организации строительства временных дорог и переправ в зимних условиях. Показывается инновационность подхода при строительстве подобных линейных объектов. Изучаются сроки и ресусы, используемые при возведении дорог и переправ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the organization of construction of linear-extended objects (roads)

Article considers actual problems of the organization of the construction of temporary roads and crossings in winter conditions. Displayed an innovative approach in the construction of these linear facilities. We study the timing and resuse used in the construction of roads and crossings.

Текст научной работы на тему «Инновации при организации строительства линейно-протяженных объектов (дорог)»

Инновации при организации строительства линейно-протяженных

объектов (дорог)

О.В. Ключникова, В.Г.Зубенко, К.Г. Немазенко, А.М. Исмаилов

Донской государственный технический университет

Аннотация: Рассматриваются актуальные проблемы организации строительства временных дорог и переправ в зимних условиях. Показывается инновационность подхода при строительстве подобных линейных объектов. Изучаются сроки и ресусы, используемые при возведении дорог и переправ.

Ключевые слова: организация строительства; инновации; дорожное строительство; управление проектом

Обычно, к числу инноваций относят выбор оптимальных схем проектирования, материалов, расчет трудозатрат и т.д. Мы решили исследовать малоизученную проблему организации временных дорог.

Строительство временного линейно-протяженного объекта находится на периферии научного внимания, поэтому на местах жители труднодоступных регионов вынуждены осуществлять организацию временных транспортных сообщений только на основе жизненного опыта. В результате возрастают риски для жизни и здоровья участников транспортного сообщения, риски потери времени, техники и грузов [1,2].

На наш взгляд подлинной инновацией была бы оптимальная схема организации строительства линейно-протяженных объектов.

Выбор трассы осуществляется с помощью аэрофотосъемки и наземных изысканий, включающих в себя топографическую съемку, определение характера растительного покрова и почв, а также характеристики водных препятствий. Для переноса трассы в натуру используют вертолет, на борту которого находится опытный техник-геодезист, управляющий по радио действиями наземной бригады, закрепляющей трассу на местности[3].

Вслед за этой бригадой движутся бульдозеры, которые подготавливают проезжую часть дороги шириной 9 м. Через каждые 1,5—2 км расчищают уширение для стоянок и разворотов. Во многих случаях уплотняют снеговой покров для получения хорошего и прочного дорожного покрытия[4-6]. Уплотнение одновременно служит и для другой цели: спрессованный снег является худшим теплоизолятором, чем рыхлый, и поэтому происходит более интенсивное и глубокое промерзание почвы. При уплотнении снег постепенно превращается в лед, который хорошо отражает солнечные лучи, благодаря чему удлиняется сезон использования зимника.

Торфяные болота следует обходить, так как они полностью не промерзают даже в самые сильные холода. Если же все-таки приходится пересекать болота, то под дорожное полотно необходимо подсыпать толстый слой классифицированного карьерного материала, И за дорогой в этих местах нужно наладить постоянный и тщательный уход[7,8].

Если в начале зимы долгое время стоит сравнительно теплая погода с температурой около 0°С, то рекомендуется с дорожного полотна полностью снять покров рыхлого льда, уплотнить его до образования ледопочвенной подушки, это позволит избежать таяния льда и снега и раскисания дороги под тяжестью машин.

При правильной организации работ, совмещенных этапно и обеспеченных ресурсами, строительство может вестись высокими темпами, обеспечивая проход до 120-180 км в сутки.

Это существенно выше скорости строительства грунтовых дорог с различными видами покрытий либо без такового [9,10].

Важным этапом проектирования дорог является сооружение переправ и транспортных путей по промерзшим рекам и заболоченным участкам.

Необходимо учитывать, что сооружение такого рода переправ требует тщательного ледового мониторинга, на основании которого принимается

принципиальное решение о строительстве ледовой переправы либо о наведении постоянной или временной переправы из полуфабрикатов или готовых строительных конструкций.

Необходимо учитывать, что с организационной точки зрения наиболее обоснованным является строительство ледовых переправ, ввиду их малой затратности, быстровозводимости и малой ресурсоемкости. Однако все эти выгоды не должны нивелироваться вероятной возможностью разрушения переправы и катастрофических последствий для транспорта в условиях таяния льда.

Поэтому возведение такой переправы требует длительного подготовительного периода, когда собирается объективный статистический и гидрологический материал о средней температурной обстановке в период функционирования переправы, геологии дна и берегов, наличии теплых течений, степени промерзания акватории в районе переправы.

Сооружение ледовых переправ основывается главным образом на опыте их эксплуатации. Во время строительства дорожного комплекса должны быть собраны коррелированные данные по несущей способности льда в данный календарный период и применен объективный расчет переправ через водотоки. Несущая способность ледовой переправы зависит от качества и механических характеристик льда, числа и ориентации трещин, а также от размеров верхнего строения переправы. Для проверки расчетов проводятся натурные испытания с нагрузками до 118 т, что соответствует среднему весу транспортного средства. Толщина льда принимается не ниже 160 см, что предполагает безопасный проход большинства видов техники.

В качестве примера подобного комплекса предлагается расчет переправ в Котельниковском районе Красноярского края (таблица 1)

№ п/п Показатель оз. Светлое ручей Сияш оз. Зуя река Бирга

1 Длина переправы. 15 1 4 9

2 Продолжительность строительства, сут 8 2 3 12

3 Общая толщина льда, м 1.75 1.6 1,6 1.6

4 Объем льда % 42 76 63 75

5 Скорость намораживания см/сут 1,5 3,8 3 3,3

Таблица 1. - Расчет переправ в Котельниковском районе Красноярского края

Как видно из таблицы, переправа через реку Бирка потребовала наибольших затрат по времени, что было вызвано сложным рельефом берега и недостаточно промороженных грунтом, потребовавшем дополнительного укрепления. В целом зимник в этом районе был построен менее, чем за 21 день и имел протяженность 571 км, пропускную способность до 300 машин в сутки и период функционирования 5,5 месяцев. При этом функциональность дорог сохранялась даже в период таяния льда, когда на переправах были возведены временные и постоянные переправы. (оз. Светлое - паромная переправа. р. Бирка - однополосный мост).

Таким образом, организованное строительство временных дорог в зимний период в северных регионах России оказывается актуальным и востребованным решением транспортных проблем при условии правильной организации работ и эффективном управлении процессом.

Литература

1. Манжилевская С.Е., Шилов А.В., Чубарова К.В. Организационный инжиниринг // Инженерный вестник Дона, 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3155

2. Улицкий В.М., Лисюк М.Б. Оценка риска и обеспечение безопасности в строительстве // Геореконструкция, №5, 2002. URL: //georec.narod.ru/mag/2002n5/26/26.htm

3. Побегайлов О.А., Лотошников Д.И. Организационно-технологическое моделирование системы «Проектирование - Строительство - Эксплуатация» в современных условиях // Интернет-журнал «Науковедение». № 5 (18), 2013. URL://naukovedenie.ru/PDF/53TVN216.pdf

4. Белоусов И.В., Шилов А.В., Меретуков З.А., Маилян Л.Д. Применение фибробетона в железобетонных конструкциях // Инженерный вестник Дона, 2017. № 4. - URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/ 4421

5. Побегайлов О. А. Моделирование системной организации строительства // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2013. № 1-2 (41-42). С. 30-35.

6. Шилов А.В. Инновационные методы армирования сборных конструкций из железобетона углеволоконными сетками // Инженерный вестник Дона, 2016. № 1. - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3572

7. Новикова В.Н., Николаева О.М. К вопросу о продолжительности функционирования строительной организации. Динамический аспект // Инженерный вестник Дона, 2015. №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3144

8. Новикова В.Н., Николаева О.М. Эргономичный метод организации и управления проектирования в строительстве: экономический эффект //Инженерный вестник Дона, 2016. №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3642

9. Kraisman J. Management of the corporation: actual problems of modernity Washington, DC. 2002. - 560 p.

10. Crandell, C. 1991. Individual differences in speech recognition ability: Implications for hearing aid selection. Ear Hear Suppl, 12(6), PP.100 - 107.

References

1. Manzhilevskaya S.E., Shilov A.V., Chubarova K.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2015. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3155

2. Ulickij V.M., Lisyuk M.B. Georekonstrukciya, №5, 2002. URL: georec.narod.ru/mag/2002n5/26/26.htm

3. Pobegajlov O.A., Lotoshnikov D.I. Internet-zhurnal «Naukovedenie». № 5 (18), 2013. URL: naukovedenie.ru/sbornik13/13-65.pdf

4. Belousov I.V., Shilov A.V., Meretukov Z.A., Mailjan L.D. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2017. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/ 4421

5. Pobegajlov O.A. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta (RINH). 2013. № 1-2 (41-42). pp. 30-35.

6. Shilov A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2016. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3572

7. Novikova V.N., Nikolaeva O.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2015. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3144

8. Novikova V.N., Nikolaeva O.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2016. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3642

9. Crandell, C. 1991. Individual differences in speech recognition ability: Implications for hearing aid selection. Ear Hear Suppl, 12(6), pp.100 - 107. 10. Kraisman J. Management of the corporation: actual problems of modernity Washington, DC. 2002. 560 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.