Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение (ДО) / студенты-лингвисты / средства ДО / Viber / Zoom / Skype / Google Classroom / электронная почта / distance learning / linguistics students / distance learning tools / Viber / Zoom / Skype / Google Classroom / e-mail

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Апанасюк, А.Л. Кривова, Сара Маис Кызы Рзаева

На современном этапе развития общества, когда мир столкнулся с пандемией COVID-19, а информатизация образования становится еще более актуальной, остро встает проблема развития дистанционных технологий в образовании, поиска новых способов взаимодействия преподавателей и учащихся. В статье осуществлен анализ средств, используемых при организации дистанционного обучения, а также изучение опыта организации дистанционного обучения в подготовке будущих лингвистов. Показана необходимость приобретения студентами-лингвистами в дополнение к профессиональным лингвистическим знаниям навыков и умений работы в дистанционном режиме. Сделан вывод о необходимости и желательности активного использования дистанционного обучения в языковых вузах. Авторы делают вывод о том, что система ДО требует совершенствования в плане построения методик обучения различным лингвистическим дисциплинам студентов разных уровней обучения и экспериментальной проверки их эффективности на широких выборках испытуемых до проведения сравнения эффективности таких методик с их очными аналогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.А. Апанасюк, А.Л. Кривова, Сара Маис Кызы Рзаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING FOR LINGUISTS STUDENTS

At the present stage of development of society, when the world is faced with the COVID-19 pandemic, and the informatization of education is becoming even more urgent, the problem of the development of distance technologies in education, the search for new ways of interaction between teachers and students is acute. The article analyzes the tools used in the organization of distance learning, as well as the experience of organizing distance learning in the training of future linguists. The necessity of acquisition by students of linguistics, in addition to professional linguistic knowledge, skills and abilities of working remotely is shown. The conclusion is made about the necessity and desirability of active use of distance learning in language universities. The authors conclude that the distance learning system requires improvement in terms of building methods for teaching various linguistic disciplines to students of different levels of education and experimental verification of their effectiveness on a wide sample of subjects before comparing the effectiveness of such methods with their full-time counterparts.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ»

давал маленьким комнатам, где мог обозревать каждый ее угол». Вдохновленные походом, ученики высказались следующим образом: «..этот город я люблю всем сердцем, и я несказанно рад, что город, в котором я родился, процветает. Жизнь в Дербенте не стоит на месте, наше правительство прилагает усилия и реализует массу проектов, чтобы сделать комфортные условия и для нас, и для туристов».

Неимоверное и воздействие на чувства и сознание старшеклассников школы г. Махачкала оказал передвижной музей «Поезд Победы» - масштабный историко-просветительский проект, созданный в рамках празднования 75-летия ВОВ. В восьми вагонах поезда представлены мультимедийные экспозиции, описывающие довоенную, военную и послевоенную жизнь в хронологическом порядке. Здесь можно руками притронуться к истории, увидеть и услышать историю машинистки Лидии, основанную на реальных событиях. Слушая рассказ и одновременно зрительно анализируя инсталляции, ребята полностью погружаются в историю. Все это очень эмоционально: «...я впервые посетила передвижной Поезд Победы, мы погрузились в военное время, мы поняли, как жили люди в те времена, и как они страдали. Очень важно знать свою историю, какой ценой досталась им победа»; «то, что я видел сегодня, не видел никогда! Будто вместе с героями истории я прожил их жизнь. Спасибо за мир и покой, который у меня есть».

По ходу исследования мы задавали наводящие вопросы, которые характеризуют эффективность проводимой нами работы. Например, на вопрос: «Что вы узнали о культуре вашего народа?», около 37% школьников экспериментального класса ответили, что в ходе этнического туризма им удалось еще ближе познакомиться с тем, что их окружает.

48% углубились в изучение неизвестной стороны прошлой жизни: особенностей и истории зарождения культуры их народа, то, какова она сейчас, где ее истоки; обычаи и традиции, складывающиеся веками и характеризующиеся преемственностью поколений; этапов развития города Дербента. Сведения об эпохе великого переселения народов оказались новыми для 27,5% школьников; история Кала-Корейш была знакома 32,5% учащихся КСОШ только как священного места. Экскурсовод Шахаев Дауд поведал им обширную информацию об уцмийствах, образовавшихся здесь, и их интересах, об оборонительной башне и относительно недавно возведенных здесь памятниках.

На вопрос: «Какие экскурсии вам больше всего понравились?», ученики выделили те локации, где они получили новую для себя информацию: для старшеклассников КСОШ впечатление оставили посещение села Кала-Корейш, а также экскурсия к мемориалу, возведенному в 2019 году, этнографа Евгения Шиллинга, посвятившего многие годы изучению народа Кубачи. Школьники города Дербента впечатлились мемориальным памятником «Скорбящая мать», возведенном в парке Боевой славы: значение журавлей, летящих над ее головой, и вечного огня у ее ног, и погрузились в ее глубокий смысл. Экскурсия в исторический парк «Россия - моя история» явилась самой интересной и информационной для школьников г Махачкалы. Панорамно и мультимедийно, с помощью современных технологий: интерактивных 3D технологий, видеопроекций, сенсорных экранов, проекторов, представлена вся история России с древнейших времен и до наших дней. Мы посетили также экспозицию «Мой Дагестан». Он на 70% представлен мультимедийным контентом, на 30% - археологическими экспонатами. Обошли 10 тематических выставочных комплексов про природу, историю, религию, поэ-

Библиографический список

зию, спорт и современные реалии в сопровождении аудиогида. В одном центре ученикам удалось получить значительную часть информации обо всех отраслях жизни региона.

«Что изменилось в вашем отношении к культурным памятникам?» - отвечая на этот вопрос, более 72% учеников отметили, что до сей поры относились к культурным памятникам только как к достопримечательности и не придавали ей исторической значимости: не имели знания об истории сооружения памятника, не придавали значения тому, с сохранением какой памяти связан тот или иной мемориал.

На вопрос: «Испытывали ли вы недостаток знаний о культуре своего края?», 37,5% ответили «да», 47,5% не задумывались об этом, 15% ответили «нет». Анализируя ответы на вопрос: «Считаете ли вы, что в жизни вам необходимы знания о культуре и традициях своего края?», в целом 89% учащихся считают, что им необходимо иметь знания о культуре: 22,5% считают необходимым читать книги о культуре своего края, 37,5% любят бывать на экскурсиях, выставках, в музеях, 29% считают, что необходимо укреплять знания о народных ремеслах своего края с целью сохранения исторической памяти и культурной преемственности.

На вопрос: «Какие формы работы более преумножают ваши знания о своем крае?», учащиеся отметили, что все формы работы для них были новы. Старшеклассникам интересны все формы работы, которые расширяют их знания о малой Родине: биографии известных личностей (25% - 40 чел.), экскурсии (46% -74 чел.), телепередачи (14% - 23 чел.), школьные предметы (15% - 24 чел.).

На вопрос: «Хотели бы вы организовывать туристические походы для младших школьников по культурным местам своего края?», 81% ответили «да», они хотели бы организовывать туристические походы со школьниками, поскольку это развивает у них чувство ответственности, укрепляет патриотический дух.

Такие контрольные вопросы, как «Что вы узнали о культуре вашего народа?», «Считаете ли вы, что в жизни вам необходимы знания о культуре и традициях своего края?», «Какие формы работы более преумножают ваши знания о своем крае?», позволили сделать выводы об уровне познаний. Анализируя их ответы, к высокому уровню направленности на получение знаний о своем крае мы отнесли более 55% учеников, тогда как в диагностическом эксперименте интеллектуальный компонент имел высокие показатели лишь у 15,6% учеников. К среднему уровню отнесли 34% (37 + 29/2) учащихся, которые хотели бы больше знать о культуре своего народа и народных художественных ремеслах Дагестана.

Патриотическое воспитание невозможно без сохранения исторической памяти и организации походов по местам боевой славы, посещения памятников, возведенных защитникам Родины. Оно должно реализовываться с целью изучения истории родного края, биографии погибших и выживших, общественной деятельности и подвигов, совершавших во благо народа [2]. Старшеклассники с большим интересом слушали истории экскурсоводов в музеях, в историческом парке прослушивали аудиозаписи, дополняли наши лекции. Учитывая эмоции и чувства, переживаемые старшеклассниками, можно утверждать, что использование таких форм организации мероприятий оказывают влияние на сознание учеников. Этнотуристические мероприятия вызывают большой интерес у учащихся, способствуют воспитанию бережного отношения к природе, создают атмосферу психологического комфорта: открытые отношения, коллективизм, взаимопроникновение, обнаружение совместных интересов, - это все формирует толерантное отношение друг к другу и укрепляет патриотический дух молодых людей.

1. Алиханова Б.А. Этнотуризм и его потенциал в формировании патриотического сознания на примере Республики Дагестан. Проблемы современного педагогического образования. 2022; Выпуск 3, № 75.

2. Андреев Э.М. Воспитание молодежи средствами культуры и искусства. Москва: Серебряные нити, 2006.

3. Крылова Е.Л. Методы изучения патриотического сознания молодежи. Вестник Тверского государственного университета. Педагогика и психология. 2019; № 2 (47).

4. Розанов В.В. Опавшие листья: отечественная философия. Москва: АСТ, 2001.

References

1. Alihanova B.A. 'Etnoturizm i ego potencial v formirovanii patrioticheskogo soznaniya na primere Respubliki Dagestan. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; Vypusk 3, № 75.

2. Andreev 'E.M. Vospitanie molodezhi sredstvami kul'tury i iskusstva. Moskva: Serebryanye niti, 2006.

3. Krylova E.L. Metody izucheniya patrioticheskogo soznaniya molodezhi. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika ipsihologiya. 2019; № 2 (47).

4. Rozanov V.V. Opavshie list'ya: otechestvennaya filosofiya. Moskva: AST, 2001.

Статья поступила в редакцию 01.12.22

УДК 378

Apanasyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: Apanasyuk-L@yandex.ru

Krivova A.L., senior teacher, Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: krivovaal@edu.mos.ru Rzaeva S.M., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of English Philology and Translation Studies, State Humanitarian and Technological University (Orekhovo-Zuyevo, Russia), E-mail: sara5775@mail.ru

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING FOR LINGUISTS STUDENTS. At the present stage of development of society, when the world is faced with the COVID-19 pandemic, and the informatization of education is becoming even more urgent, the problem of the development of distance technologies in education, the search for new ways of interaction between teachers and students is acute. The article analyzes the tools used in the organization of distance learning, as well as the

experience of organizing distance learning in the training of future linguists. The necessity of acquisition by students of linguistics, in addition to professional linguistic knowledge, skills and abilities of working remotely is shown. The conclusion is made about the necessity and desirability of active use of distance learning in language universities. The authors conclude that the distance learning system requires improvement in terms of building methods for teaching various linguistic disciplines to students of different levels of education and experimental verification of their effectiveness on a wide sample of subjects before comparing the effectiveness of such methods with their full-time counterparts.

Key words: distance learning, linguistics students, distance learning tools, Viber, Zoom, Skype, Google Classroom, e-mail.

Л.А. Апанасюк, д-р пед. наук, доц., зав. каф. иностранных языков и культуры,

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: Apanasyuk-L@yandex.ru А.Л. Кривова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, E-mail: krivovaal@edu.mos.ru Сара Маис кызы Рзаева, канд. филол. наук, ст. преп., ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево, E-mail: sara5775@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ

На современном этапе развития общества, когда мир столкнулся с пандемией COVID-19, а информатизация образования становится еще более актуальной, остро встает проблема развития дистанционных технологий в образовании, поиска новых способов взаимодействия преподавателей и учащихся. В статье осуществлен анализ средств, используемых при организации дистанционного обучения, а также изучение опыта организации дистанционного обучения в подготовке будущих лингвистов. Показана необходимость приобретения студентами-лингвистами в дополнение к профессиональным лингвистическим знаниям навыков и умений работы в дистанционном режиме. Сделан вывод о необходимости и желательности активного использования дистанционного обучения в языковых вузах. Авторы делают вывод о том, что система ДО требует совершенствования в плане построения методик обучения различным лингвистическим дисциплинам студентов разных уровней обучения и экспериментальной проверки их эффективности на широких выборках испытуемых до проведения сравнения эффективности таких методик с их очными аналогами.

Ключевые слова: дистанционное обучение (ДО), студенты-лингвисты, средства ДО, Viber, Zoom, Skype, Google Classroom, электронная почта.

Актуальность исследования обусловлена вызовами современного мира, который требует все большей технологизации процесса обучения, а также бурным развитием ИКТ, расширяющих возможности не только профессиональных лингвистов, но и преподавателей лингвистических дисциплин. Кроме того, дистанционное образование (далее - ДО), как оказалось, может пользоваться большим спросом в условиях глобальных кризисов, в том числе пандемии, вызванной распространением коронавирусной инфекции. Именно обращение к средствам ДО позволило предупредить кризис, который назревал в системе образования, обеспечив полноценное усвоение учебного материала, проведение занятий в интерактивном режиме и реализацию удаленного контроля знаний, навыков и умений, сформированных у студентов учреждений высшего образования (вузов).

В пользу большой значимости ДО свидетельствует наличие значительного количества онлайн-курсов в ведущих мировых учреждениях высшего образования. Дистанционное обучение является объектом исследования многочисленных работ ученых, в частности изучались: внедрение методики смешанного обучения в лингвистическом образовании [1], разработка онлайн-курсов лингвистических дисциплин [2], изучение эффективности использования учебных ресурсов, обогащенных электронными учебными материалами и онлайновых учебных пакетов [3], обеспечение обратной связи со стороны преподавателя в процессе ДО будущих лингвистов [4], применение виртуальных учебных сред для подготовки преподавателей иностранного языка [5], экспериментальная проверка эффективности дистанционного иноязычного обучения по сравнению с традиционной методикой обучения [6], разработка методики организации ДО будущих лингвистов англоязычному аудированию на базе виртуальной учебной среды Moodle [7] и другие вопросы.

Вместе с тем существует определенное мнение, что ДО можно лишь органично вписать в интеграционный целостный процесс подготовки специалиста [8]. В литературе высказывается мнение о необходимости учитывать возможности соответствия ДО существующим формам образования. В соответствии с этим принципом создаваемые и внедряемые информационные технологии должны стать не сторонним элементом в традиционной системе высшего образования, но естественным образом интегрированы в него [9].

Спектр решаемых в этих условиях образовательных задач настолько широк и разнообразен, необходимость полноценного усвоения норм изучаемого языка, социокультурных особенностей общения и поведения настолько актуальна и незыблема, что говорить о полноценной реализации сугубо дистанционной формы обучения будущих лингвистов (в отличии экстерната/открытых университетов) на сегодняшний день, по мнению исследователей, является проблематичным [10]. Интеграция очных и дистанционных форм обучения сегодня названа наиболее перспективной моделью, а ее реализация позволит нейтрализовать недостатки традиционной классно-урочной системы. Анализ возможностей ДО в этом специфическом образовательном контексте особенно важен для исследования как в теоретическом, так и в практическом планах. В связи с этим можно констатировать, что на сегодняшний день недостаточно представлена как теория, так и практика изучения вопроса об оптимальном использовании дистанционной формы обучения при подготовке лингвистов. Однако нельзя утверждать, что основы такого обучения не заложены и не исследованы в лингводидактическом аспекте рассмотрения. В частности, сейчас накоплен крупный банк компьютерных лингводидактических материалов, который мог бы послужить базой для включения процесса ДО в реальность и традиции лингвистического образования.

В каждом образовательном учреждении на сегодня есть определенная совокупность авторских компьютерных учебных материалов, которые могут быть активно использованы при реализации ДО студентов-лингвистов. Все вышесказанное, безусловно, в значительной степени способствует решению важных составляющих проблемы, оказавшейся в фокусе нашего исследования, однако до сих пор остаются неизученными многие ее аспекты, в частности, недостаточно работ посвящено изучению непосредственной организации ДО студентов-лингвистов и их отношению к такой форме обучения, что сделало бы более эффективным удовлетворение их потребностей при разработке комплексной методики организации ДО будущих лингвистов. Дистанционное обучение для будущих лингвистов, бесспорно, является чрезвычайно полезным, в особенности это касается переводчиков, поскольку последние, выполняя письменный перевод, чаще всего работают именно в удаленном режиме, на фрилансе, а весь рабочий процесс тесно связан с использованием современных ИКТ Следовательно, важным является не только обучить студентов профессиональным умениям и навыкам, вооружить их всеми необходимыми теоретическими знаниями, но и сформировать у них культуру работы в дистанционном формате.

Учитывая все изложенное выше, отметим, что цель исследования заключается в проведении анализа организации ДО с использованием конкретных средств ДО будущих лингвистов и изучении опыта внедрения ДО в структуре профессиональной подготовки путем определения субъективного отношения студентов к его использованию.

Реализация сформулированной цели предполагает решение целого ряда задач исследования:

- дать определение понятию «дистанционное обучение» и проанализировать режимы ДО;

- рассмотреть классификацию средств ДО, охарактеризовать основные из них и очертить пути внедрения в структуру профессиональной подготовки будущих лингвистов;

- разработать анкету для определения субъективного отношения студентов к ДО и использованию перечисленных средств ДО;

- сформулировать выводы и перспективы дальнейших исследований на основе проведенного исследования.

Для достижения цели статьи было предпринято качественное и количественное исследование особенностей организации ДО студентов-лингвистов. Оно осуществлялось с использованием общенаучных методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение) при изучении источников информации по проблеме исследования, а также эмпирических методов (анкетирование).

Информационную базу исследования составили 10 источников, содержащих результаты исследований, посвященных проблемам организации ДО студентов-лингвистов.

Участниками анонимного анкетирования стали 34 студента (7 юношей и 27 девушек в возрасте от 19 до 20 лет) Ill и IV курсов факультета иностранных языков Российского государственного социального университета. Студентам было предложено поделиться своими субъективными впечатлениями по поводу ДО, оценивая собственное отношение к соответствующему параметру по 5-балльной шкале.

Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации наиболее используемых средств ДО в обучении студентов-лингвистов. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно исполь-

зовать при организационно-методическом и технологическом обеспечении ДО в языковом вузе. Научная новизна статьи состоит в анализе отношения студентов к дистанционной форме организации процесса обучения с целью выявления и устранения недостатков, а также дальнейшего эффективного использования элементов ДО при подготовке будущих лингвистов.

Дистанционное обучение определяется как такая форма получения образования, в которой большая часть обучения происходит средствами ИКТ в условиях географически разного местонахождение преподавателя и студентов. Дистанционное обучение может происходить в нескольких разных режимах. Под синхронным режимом понимают взаимодействие между субъектами ДО, во время которого все участники находятся в веб-среде ДО одновременно, в то время как асинхронный режим предусматривает взаимодействие между участниками с задержкой во времени [4]. Для каждого из режимов характерны свои средства. Так, для синхронного режима используют чаты, аудио- и видеоконференции и социальные сети, а для асинхронного - электронную почту, форумы и т. п. Однако чаще всего во время обучения применяется комбинация режимов, а некоторые инструменты имеют функции, позволяющие использовать их как синхронно, так и асинхронно.

На сегодняшний день существует немалое количество средств ДО, которые, соответственно, делятся на синхронные (коммуникационное программное обеспечение с возможностью проведения видеоконференций, онлайн чатов и т. п.) и асинхронные (веб-сервисы для создания, проверки и оценивания заданий в безбумажном формате, электронная почта и т. п.). Также можно выделить и третий вид средств - комбинированные, то есть такие, которые можно применять как для обеспечения синхронного, так и асинхронного режимов (системы управления обучением (LMS), социальные сети, приложения-мессенджеры и т. п.).

По способу комбинирования форм организации обучения выделяются коммуникационные средства для обмена сообщениями (например, приложе-ния-мессенджеры, чаты, электронная почта), средства представления учебных материалов (например, электронные учебники и пособия), средства отработки умений и навыков (например, виртуальные тренажеры, среды для моделирования), средства организации совместной работы (например, виртуальные классы, видеоконференции), средства оценивания учебных достижений, организации и управления процессом обучения (например, конструкторы тестов).

Дистанционное обучение можно вводить в вузах не только в чистом виде, но и как составляющую традиционной системы обучения, в таком случае речь идет о так называемом смешанном обучении, которое определяют как целенаправленный процесс получения знаний, умений и навыков, осуществляемый образовательными учреждениями разного типа в рамках формального образования, часть которого реализуется в удаленном режиме с помощью ИКТ и технических средств обучения, которые используются для хранения и доставки учебного материала, реализации контрольных мероприятий, организации взаимодействия между субъектами учебного процесса (консультации, обсуждения) и во время которого имеет место самоконтроль ученика (студента) по времени, месту, маршрутам и темпу обучения [6].

Анализ проблемы ДО студентов-лингвистов, многообразие современных подходов и различных технологий показали, что самой эффективной в современных условиях является технология смешанного обучения с опорой на коммуникативный и личностно-деятельностный подходы [8]. Что касается электронного, то оно, бесспорно, дисциплинирует, развивает навыки самоорганизации, привлекает использование информационных технологий и ресурсов, ускоряет процесс получения знаний и их контроль. Кроме того, построение процесса смешанного обучения на основе коммуникативного и личностно-деятельностного подходов ориентировано на личность студента, которая рассматривается как субъект деятельности, что позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения студента и способствует формированию его информационно-коммуникативной компетенции [9].

Внедрение ДО или его элементов при подготовке лингвистов является чрезвычайно желательным, поскольку их современная деятельность отмечается высокой технологизацией. Студенты должны привыкать к электронной коммуникации и обмену информацией средствами современных технологий, у них должны развиваться навыки быстрой печати и культура онлайн-пользователей. К тому же проведенные исследования [6; 7] свидетельствуют в пользу эффективности такого обучения.

На современном этапе существует немалое количество средств ДО, однако в силу ограничений, накладываемых форматом нашей работы, мы остановимся подробнее на тех, которые, согласно результатам исследований [2; 8, 10] чаще всего используются в процессе ДО будущих лингвистов, а именно: Viber, Zoom, Skype, Google Classroom, Е-mail. По данным ученых [4], 93% современных студентов активно пользуются социальными сетями, в том числе в учебных целях: 48% студентов отметили, что делают это постоянно, 36% - часто, 15% - иногда и лишь 1% - никогда. Такое положение вещей свидетельствует в пользу применения всех перечисленных средств в учебном процессе, поскольку большинство студентов уже являются продвинутыми пользователями и, скорее всего, будут воспринимать такую идею с энтузиазмом. Рассмотрим подробнее каждое из выделенных нами средств.

Viber является программным приложением-мессенджером, позволяющим отправлять сообщения, а также совершать голосовые и видеозвонки через сеть

Интернет, т. е. обеспечивать как синхронную, так и асинхронную коммуникацию. Удобный механизм создания групп в Viber позволяет наладить очень быструю и эффективную коммуникацию студентов как друг с другом, так и с преподавателями и администрацией факультета. Поскольку программа устанавливается на смартфоне, который обычно является наиболее часто используемым гаджетом, передача информации происходит почти мгновенно - оповещение о сообщениях сразу же видно на экране всем участникам чата.

Использования Viber в учебных целях не является чем-то новым, в частности, исследователи [4] отмечают целесообразность его применения в качестве средства динамического оценивания, имеющего целью поощрить студентов, изучающих иностранный язык, в усвоении грамматического материала через взаимодействие друг с другом и фиксируют положительное мотивационное воздействие такой организации ДО студентов [9].

Zoom представляет собой коммуникационное программное обеспечение, предлагающее ряд возможностей для обеспечения ДО в синхронном режиме, а именно: проведение видеоконференций и онлайн-встреч, возможность общения в чате и проведения совместной мобильной работы [8]. Оно совместимо с ключевыми операционными системами (Windows, Android, Linux), а также позволяет бесплатно проводить 40-минутные видеоконференции для не более 100 участников, что является удобным в образовательных целях. Пользовательский интерфейс программы является простым и интуитивно понятным, что позволяет практически мгновенно освоить его даже тем преподавателям и студентам, которые не имеют особых технологических навыков и умений.

Skype представляет собой коммуникационную систему, позволяющую совершать звонки и организовывать онлайн-конференции, что дает возможность использовать ее в качестве синхронного инструмента ДО. Программа уже долгое время применяется преподавателями иностранных языков, а исследователи [3] отмечают, как ряд ее преимуществ (возможность использования электронных средств, таких как видео, блоги и т. п., проведение занятий в любое время с любого места, комфортное эмоциональное состояние во время занятий), так и определенные недостатки (невозможность проведения занятий из-за перебоев со связью, снижение мотивации студентов из-за отсутствия сравнение своих учебных достижений с достижениями других студентов). Вместе с тем доказано [9], что Skype положительно влияет на мотивацию студентов в процессе формирования речевых навыков.

Skype имеет те же преимущества, что и Zoom, а поэтому в случае возникновения проблем с последней программой (невозможности установления соединения, перебои связи и т. п.) его можно использовать в качестве альтернативы для проведения онлайн-занятий в режиме видеоконференции. Режим видеоконференции является чрезвычайно важным, ведь он позволяет преподавателю провести проверку подлинности студентов, контролировать ход их ответов, в том числе на контрольные вопросы.

Удобным средством для обеспечения потребностей ДО преимущественно в асинхронном режиме является Google Classroom. Он может использоваться для создания и настройки собственного курса и предоставляет большое количество опций. Кроме того, средствами Google Classroom очень удобно предоставлять студентам письменные задания, а также проводить письменные контрольные работы. Время публикации можно запрограммировать, кроме того, устанавливается дата и время составления определенного вида работы. Студенты могут прикреплять свои работы и после того, как срок истек, в таком случае преподаватель получает на почтовый ящик уведомление о том, что срок сдачи был нарушен. Многочисленные преимущества Google Classroom уже описаны в статьях ученых с предоставлением соответствующих алгоритмов работы с сервисом [4; 5].

Электронная почта (Е-mail) является асинхронным средством, которое может использоваться для обеспечения потребностей ДО. Несмотря на то, что такое средство уже давно используется и может считаться традиционным для академической среды, тем не менее оно является незаменимым для создания, получения, хранения, отправки и пересылки электронных сообщений с прикрепленными файлами одному или нескольким получателям. Опыт внедрения ДО в российских вузах фактически в чистом виде в период пандемии, пожалуй, можно считать первым для нашей страны, а поэтому значимой является информация об отношении студентов к такой форме организации процесса ДО с целью выявления и устранения недостатков, а также дальнейшего эффективного использования элементов ДО при подготовке будущих лингвистов. С целью получения данных нами было составлена анонимная анкета, которая содержала 20 вопросов, направленных на определение общих впечатлений студентов от ДО, оценку его преимуществ и используемых средств (Viber, Zoom, Skype, Google Classroom, E-mail).

В ходе проведенного анкетирования студенты отметили, что в целом ДО соответствовало их ожиданиям (3,5 балла), но над задачами для самостоятельной работы и их количеством надо еще хорошо поработать. Так, пользу и интерес заданий, разработанных в рамках ДО, студенты оценили лишь в 3 балла, а их количество сочли слишком завышенным (4,4 балла в пользу факта чрезмерного количества заданий). Первую оценку можно объяснить поспешностью разработки задач, ведь длительный карантин был неожиданным и начался внезапно, что не дало возможности преподавателям тщательно продумать материалы и заранее их подготовить. Также возникали трудности и с дозировкой задач: время в процессе ДО воспринимается несколько иначе, чем при проведении очных занятий.

Преподавателям казалось, что у студентов появилось слишком много свободного времени, которое возможно было бы потратить на большее количество заданий, однако количество не всегда является синонимом качества.

Работу преподавателей в процессе ДО студенты оценили положительно -3,9 балла, то есть фактически на твердую «четверку», а удобство форм индивидуального общения с преподавателями получило 3,7 балла, что также является достаточно удовлетворительным результатом, который позволяет с уверенностью сказать, что преподаватели хорошо справились как с освоением современных средств ДО, так и с новыми схемами взаимодействия со студентами в электронном формате.

Студенты положительно оценили знания, навыки и умения, приобретенные в процессе ДО (3,4 балла), однако усваивать материал удаленно оказалось не так и легко по сравнению с традиционным обучением (3,1 балла). Студенты не слишком одобрительно относятся к внедрению дистанционной формы на постоянной основе (3,0 балла), однако были бы не против ее частичного применения (3,8 балла).

Оценки преимуществ ДО оказались довольно высокими. Более всего студентам импонирует отсутствие необходимости выезжать из дома (4,5 балла), на втором месте такие преимущества, как уровень психологического комфорта (4,0 балла) и развитие навыков и умений работать дистанционно (4,0 балла). Несколько меньшее количество баллов получили такие параметры, как гибкий график работы (3,9 балла) и экономия времени (3,8 балла). Баллы за последний параметр могут объясняться завышенным количеством заданий для самостоятельной работы, на которую студенты жаловались в четвертом вопросе анкеты, а жалобы некоторых студентов на не слишком гибкий график работы - недостаточным опытом дистанционной работы среди преподавателей.

Библиографический список

Все средства ДО получили высокие баллы. Ведущие позиции занимают Google Classroom (4,6 балла) и Zoom (4,5 балла), что можно объяснить тем, что эти технологии как нельзя лучше отвечают потребностям современного обучения: они удобны в использовании и хорошо обеспечивают интерактивность обучения и эффективную обратную связь между студентами и преподавателями. Тем не менее практически не уступает двум предыдущим системам и электронная почта (4,4 балла), а вот Viber (4,0 балла) и Skype (4,0 балла) заняли последние места в студенческом рейтинге.

Средняя оценка с учетом ответов на все 20 вопросов анкеты показала, что отношение студентов к ДО и опыту его применения является преимущественно положительным. Средний балл составил 3,74, то есть приблизился к твердой «четверке», что можно считать вполне удовлетворительным показателем.

Проведенное нами изучение ключевых средств ДО будущих лингвистов и опыта организации ДО в структуре профессиональной подготовки свидетельствует в пользу необходимости и желательности его активного использования в вузах. После анализа практических аспектов использования средств ДО в системе профессиональной подготовки будущих лингвистов можно сделать выводы о том, что студенты с удовольствием пользуются этими средствами, привлекаются к совместной и индивидуальной деятельности, активно проявляют себя во время практических заданий, успешно осуществляют самообучение. Вместе с тем недостатки, которые вытекают из ответов студентов, свидетельствуют о том, что система ДО требует совершенствования, пока остается малоизученной, а поэтому перспективы дальнейших исследований носят достаточно комплексный характер: от построения методик обучения различным лингвистическим дисциплинам студентов разных уровней обучения и экспериментальной проверки их эффективности на широких выборках испытуемых до проведения сравнения эффективности таких методик с их очными аналогами.

1. Rivera J. Blended Learning-Effectiveness and Application in Teaching and Learning Foreign Languages. Open Journal of Modern Linguistics. 2019; Vol. 9: 129-144.

2. Попова Т.П., Малинина И.А. Использование онлайн-курса как компонента технологии смешанного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Педагогика и психология образования. 2020; № 1: 125-145.

3. Salcedo C.S. Comparative analysis of learning outcomes in face-to-face foreign language classes vs. language lab and online. Journal of College Teaching & Learning. 2010; Vol. 7 (2): 43-54.

4. Cheng S.-C., Hwang W.-Y., Wu S.-Y., Shadiev R., Xie C.-H. A mobile device and online system with contextual familiarity and its effects on English learning on campus. Educational Technology & Society. 2010; Vol. 13 (3): 93-109.

5. Diezmas E.N.M. de, Gómez M.V.G., del Prado M., Lizcano G.C. Independent Virtual English Language Learning: A Case Study In Higher Education. INNOEDUCA. 2016; Vol. 2 (2): 100-108.

6. Crawford-Ferre H.G., Wiest L.R. Effective online instruction in higher education. The Quarterly Review of Distance Education. 2012; Vol. 13 (1): 11-14.

7. Gundu N., Ozcan D. Implementation of the Moodle system into EFL classes. Profile Issues in TeachersProfessional Development. 2017; Vol. 19: 51-64.

8. Hubackova S., Semradova I., Klimova B.F. Blended learning in a foreign language teaching. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011; Vol. 28: 281-285.

9. Suo Yan Ju, Suo Yan Mei Perceptions and Practices of Blended Learning in Foreign Language teaching at USIM. European Journal of Social Sciences Education and Research. 2018; Vol. 12 (1): 170-176.

10. Ufimtseva O.V. The Use of Digital Technologies as a Condition for Developing Independent Educational Activities of Students in Mastering a Foreign Language. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020; Vol. 437: 192-198.

References

1. Rivera J. Blended Learning-Effectiveness and Application in Teaching and Learning Foreign Languages. Open Journal of Modern Linguistics. 2019; Vol. 9: 129-144.

2. Popova T.P., Malinina I.A. Ispol'zovanie onlajn-kursa kak komponenta tehnologii smeshannogo obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2020; № 1: 125-145.

3. Salcedo C.S. Comparative analysis of learning outcomes in face-to-face foreign language classes vs. language lab and online. Journal of College Teaching & Learning. 2010; Vol. 7 (2): 43-54.

4. Cheng S.-C., Hwang W.-Y., Wu S.-Y., Shadiev R., Xie C.-H. A mobile device and online system with contextual familiarity and its effects on English learning on campus. Educational Technology & Society. 2010; Vol. 13 (3): 93-109.

5. Diezmas E.N.M. de, Gómez M.V.G., del Prado M., Lizcano G.C. Independent Virtual English Language Learning: A Case Study In Higher Education. INNOEDUCA. 2016; Vol. 2 (2): 100-108.

6. Crawford-Ferre H.G., Wiest L.R. Effective online instruction in higher education. The Quarterly Review of Distance Education. 2012; Vol. 13 (1): 11-14.

7. Gundu N., Ozcan D. Implementation of the Moodle system into EFL classes. Profile Issues in TeachersProfessional Development. 2017; Vol. 19: 51-64.

8. Hubackova S., Semradova I., Klimova B.F. Blended learning in a foreign language teaching. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011; Vol. 28: 281-285.

9. Suo Yan Ju, Suo Yan Mei Perceptions and Practices of Blended Learning in Foreign Language teaching at USIM. European Journal of Social Sciences Education and Research. 2018; Vol. 12 (1): 170-176.

10. Ufimtseva O.V. The Use of Digital Technologies as a Condition for Developing Independent Educational Activities of Students in Mastering a Foreign Language. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020; Vol. 437: 192-198.

Статья поступила в редакцию 30.11.22

УДК 378

Bakasheva A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department. of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: bakasheva.63@mail.ru

Elmurzaeva M.E., senior teacher, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: madina7777@list.ru Khapaeva L.Kh, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, North Caucasian State Academy (Cherkessk, Russia), E-mail: Lelia.kazalieva@yandex.ru

THE MAIN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF TRAINING FOR UNIVERSITY STUDENTS USING ICT. The article discusses the main approaches to organization of education for university students with the help of ICT. The authors examine current research in introductory programming training that offers new approaches to learning that use aspects of collaborative learning. In the process of preparing future specialists, students need to learn how to interact with the latest modern high technologies, screen out what is necessary from a huge information flow and perceive a huge amount of information. The authors conclude that at present the role of computer studies is becoming more and more important in all fields of science, including economics and management. Informatics includes the study of theory and the solution of practical problems that form the basis for the collection, analysis and processing of information of a professional nature. The development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.