ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (Е-ЬЕЛШШО), В ВУЗЕ И.Ю. Хитарова, д-р филос. наук, профессор
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11580
Аннотация. Статья посвящена проблемам онлайн-образование (E-learning). Эпидемия коронавируса и связанные с ней режим самоизоляции перевели эту дискуссию на принципиально новый уровень. Переход на E-learning значительно увеличил нагрузку на учителей и преподавателей. Среди наиболее очевидных плюсов этой системы - безусловная демократизация образования. E-learning является существенным шагом на пути к повышению доступности образования. Причем это касается не только доступности образования как такового, но и доступности отдельных направлений и специальностей. Основной минус состоит в том, что не все занния и навыки можно эффективно передавать с помощью E-learning. Идеальным вариантом образования, безусловно, является совмешение достоинств традиционной и онлайн- образовательных систем. При этом очень важно оказать существенную помощь преподавателям «старой школы», чьи уникальные знания являются богатством отечественной системы образования.
Ключевые слова: онлайн-образование, дистанционное образование, ВУЗ, мультимедийные технологии в образовании, пробема обучения на самоизоляции.
Говоря о дистанционном обучении, мы, конечно, в первую очередь имеем в виду онлайн-образование или e-leaming, форму образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют при помощи интернет-связи.
О необходимости развития онлайн-образования говорится давно и много, но эпидемия коронавируса и связанные с ней режимы самоизоляции и карантины перевели эту дискуссию на принципиально новый уровень. Если раньше мы больше говорили о e-leaming в формате «будущих желаний» то теперь актуальным стал контекст «текущих проблем». Не секрет, что для многих преподавателей и учителей различных сфер системы образования так называемый «дистант» стал настоящей шоковой терапией и стрессом. Причин для этого множество, начиная от недостаточной оснащенности техническими средствами, недостатка необходимых навыков их использования, отстутствия психологической готовности к новому формату работы, бесконечной новизне проблем, с которыми приходилось сталкиваться на каждом шагу, и многое многое другое. Тем не менее, нравится нам это или нет, но e-
learning это уже наше настоящее, резко и, вероятнее всего, необратимо изменившее нашу систему образования.
Наряду с многочисленными минусами и неудобствами о которых сейчас говориться немало, всем очевидны и преимущества e-learning, к которым относится способность вовлекать в процесс обучения широкий круг обучающихся, не задумываясь о территориальной удаленности и возможностях площадей учебного заведения [1, с. 1]. Эти плюсы весьма существенны, хотя и неоднозначны, поскольку далеко не все занния и навыки можно эффективно передавать таким образом и компьютер, безусловно, не может и не должен полностью заменять живое общение с преподавателем.
E-learning существенно повышает требования к навыкам преподавателей. Безусловно, онлайн-обучение даже в самых ярких своих проявлениях остается всего лишь новой технологией, а значит не может изменить суть и смысл образования. Компетентность педагога не меняется от формы подачи лекции. Однако возможность вносить интерактивные элекменты в процесс обучения дает существенные пре-
имущества преподавателям, владеющим элементарными навыками создания образовательных Интернет-продуктов. Муль-тиедийные компоненты оживляют материал, делают его более доходчивым и привлекательным для восприятия.
Большим преимуществом e-leaming является самостоятельный выбор студентом более комфортных способов обучения. В зависимости от типа памяти и восприятия, студент имеет больше возможностей выбирать, какой способ изучения ему ближе - чтение, просмотр видео-файлов, аудио-материалов и т.п. В некоторых случаях появляется возможность выбрать время и периодичность занятий.
Другой большой плюс - безусловная демократизация образования. Из историй талантливых людей прошлого мы знаем, что препятствием к получению образования часто становились такие факторы как удаленность места жительства, отсутствие финансовых возможностей, необходимость работать или ухаживать за больными родственниками, особеннсоти внешности или здоровья и многое другое. Е-leaming в этом смысле является существенным шагом на пути к повышению доступности образования. Причем это касается не только доступности образования как такового, но и доступности отдельных направлений и специальностей. В системе онлайн-образования учащийся получает больше шансов выбрать именно те направления и специальности, которые соот-втетствуют его природным склонностям и учится именно у тех педагогов, которые вызывают у него наибольшее уважение и интерес.
Безусловной проблемой является повышение требований к самодисциплине учащегося. Он в занчительной степени выходит из сферы контроля социального окружения и получает ряд возможностей для формального, недобросоветсного отношения к учебному процессу [7, с. 35].
В тоже время, из своего личного опыта можем отметить, что именно е-leaming позволяет преподавателю максимально точно определить круг студентов, ответственно относящихся учебе. Если в обычном «потоковом» учебном процессе препода-
вателю крайне тяжело фиксировать все достижения отдельного студента, то при дистанционном обучении это становится намного проще. Компьютеризация позволяет не только молниеносно просмотреть всю историю общения с тем или иным студентом в любой момент времени, но и оценить его активность, уникальность представляемых работ, инициативность, творческий подход, дисциплинированность в отношении к учебным занятиям и многое многое другое.
Другим существенным плюсом, на наш взгляд, является усиление «предметности» обшения в студенческой среде. При активизации E-leaming немало говорилось о том, что студенты теряют возможность общения друг с другом, не могут получить удовольствия от «радости принадлежности к студенчеству». Этот минус безусловно есть. Однако стоит обратить внимание, что в условиях дистанционного образования учащиеся начинают активно взаимодействовать через Интернет на уровне классов и групп в специально созданных чатах и сообществах. Причем это общение в значительной степени строится не на уровне до-суговых интересов, а конкретно по проблемам получения образования. Учащиеся активно обсуждают расписание, полученные задания, подходы к общению с тем или иным преподавателем, способы выхода из сложных ситуации в период сессии, вопросы доступности тех или иных учебных материалов и прочее. Идет активный обмен опытом при котором более сильная часть группы получает возможность «задать темп» для остальных. Общение в чате позволяет на равных взаимодействовать учащиеся, имеющим физические, речевые недостатки, стесняющимся живого общения, робким или нерешительным.
Идеальным вариантом образования, безусловно является совмешение достоинств традиционной и онлайн- образовательных систем. При этом очень важно оказать существенную помощь преподавателям «старой школы» чьи уникальные знания сегодня являются настоящим богатством отечественной системы образования. В этой связи хочется сослаться на исследование, проведенное в 2019 году
НИУ ВШЭ. Это исследование показало, ханизмы помощи педагогическому соста-что большинство преподавателей ВУЗов ву. И проблема в том, что отработать эти достаточно низко (3,2 балла из 5) оцени- механизмы быстро в любом случае не по-вают свой уровень владения дистанцион- лучится. Нужны годы для создания необ-ными технологиями [8, с. 1]. Недостаточ- ходимых баз данных, содержащих доста-ной является численность технического точное количество материалов, банков за-персонала в ВУЗах, недоработаны сущест- даний и вопросов, разновидностей творче-вующие платформы онлайн-обучения, ма- ских заданий и много другого. Сама сис-ло возможности для реализации нестан- тема постоянно, ежедневно совершенству-дартных решений. ется и сегодня просто невозможно пред-
Не секрет, что переход на E-learning сказать, как она будет выглядеть спустя значительно увеличил нагрузку на учите- годы. Будем стараться, чтобы будущее ее лей и преподавателей, поскольку пока не воплощение сохранило и приумножило отработаны достаточно эффективные ме- все лучшее дня сегодняшнего.
Библиографический список
1. Бессмертная Е. Плюсы и минусы онлайн-обучения в вузах: рассказывает декан факультета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bankstoday.net/last-articles/plyusy-i-minusy-onlajn-obucheniya-v-vuzah-rasskazyvaet-dekan-fakulteta#author-block
2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/413604
3. Волкова В.А. Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/11/organizatsiyadistantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-obnovleniya
4. Дистанционное обучение в экстремальных условиях// Издание «Интерфакс». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru) 15 апреля 2020.
5. Колбышева С.И. Организация учебной деятельности слушателей дистанционной формы обучения: учебное пособие. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. - 42 с.
6. Лузанова Н.Н. Проектирование и реализации индивидуальной образовательной программы старшеклассника в дистанционном обучении (из опыта работы школы «Экспресс» Санкт-Петербурга) // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. - №1 (19). - С. 176-180.
7. Меньшиков В.М. Плюсы и минусы дистанционного обучения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kurskedu.ru/new-tech/plyusy-i-minusy-distancionnogo-obucheniya.php
8. Волкова Г., Шматко Н. Базовые и продвинутые цифровые навыки российских исследователей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/325242802.html
ORGANIZATION OF E-LEARNING AT THE UNIVERSITY
I.Y. Khitarova, Doctor of Philosophical Science, Professor Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article is devoted to the problems of E-learning. The coronavirus epidemic and the associated self-isolation regime have taken this discussion to a whole new level. The transition to e-learning has significantly increased the workload for teachers and educators. Among the most obvious advantages of this system is the unconditional democratization of education. E-learning is an essential step towards making education more accessible. Moreover, this applies not only to the availability of education as such, but also to the availability of certain areas and specialties. The main disadvantage is that not all occupations and skills can be effectively transferred using e-learning. The ideal education option, of course, is to combine the merits of traditional and online education systems. At the same time, it is very important to provide substantial assistance to teachers of the "old school", whose unique knowledge is the wealth of the domestic education system.
Keywords: E-learning, distance education, university, multimedia technologies in education, the problem of learning in self-isolation.