Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, СКЛОННЫМИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, СКЛОННЫМИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддиктивное поведение / диагностика аддиктивного поведения / коррекция аддиктивного поведения / студент / преподаватель / addictive behavior / diagnosis of addictive behavior / correction of addictive behavior / student / teacher

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т.П. Айсувакова, С.С. Климова, Ю.В. Сорокопуд

Освещаются наиболее значимые черты организации процессов диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к аддиктивному поведению. Перед началом рассмотрения основного предмета изучаются условия современного общества. Доказывается, что на современной стадии экономического, политического и культурного развития социума проблема аддиктивного поведения у студенческой молодёжи является одной из наиболее значимых в процессе подготовки будущих конкурентоспособных специалистов. Далее изучаются основные возможности организации научно-исследовательской работы со студентами по выявлению индивидов, склонных к аддиктивному поведению, существующие на современном этапе развития российской системы высшего образования. Демонстрируются наиболее значимые результаты проделанной научно-исследовательской работы. Делается заключение относительно возможностей, существующих для профилактики аддиктивного поведения в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DIAGNOSTICS AND CORRECTIONAL WORK WITH STUDENTS PRONE TO ADDICTIVE BEHAVIOR

The most significant features of the diagnostic processes and correctional work with students prone to addictive behavior organization are highlighted. Before considering the main subject, the conditions of modern society are studied. It is proved that at the current stage of economic, political and cultural development of society, the problem of addictive behavior among students is one of the most significant in the process of training future competitive specialists. Further, the main possibilities of organizing research work with students to identify individuals prone to addictive behavior that exist at the present stage of development of the Russian higher education system are studied. The most significant results of the research work carried out are demonstrated. The conclusion is made regarding the possibilities that exist for the prevention of addictive behavior in students.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, СКЛОННЫМИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Москва, 2012.

2. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: монография. Москва, 2002.

3. Шустова Е.Н. Использование электронного курса для формирования методической компетентности будущих учителей математики при изучении элементарных функций. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019; № 3: 60 - 68.

4. Усольцева И.В. Совершенствование методической компетенции педагогов общеобразовательных организаций в период введения новых стандартов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2016.

5. Попов Н.И., Шустова Е.Н. Об эффективности использования методических подходов при изучении элементарных функций будущими учителями математики. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018; № 1 (18): 139 - 144.

6. Попов Н.И., Шустова Е.Н. Применение аксиоматического метода для введения экспоненциальной функции при обучении будущих учителей математики. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020; № 3: 96 - 84. _

7. Попов Н.И. Фундаментализация университетского математического образования: монография. Йошкар-Ола, 2012.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Moskva, 2012.

2. Bajdenko V.l., Selezneva N.A. Obrazovatel'nyj standart vysshej shkoly: segodnya izavtra: monografiya. Moskva, 2002.

3. Shustova E.N. Ispol'zovanie 'elektronnogo kursa dlya formirovaniya metodicheskoj kompetentnosti buduschih uchitelej matematiki pri izuchenii 'elementarnyh funkcij. Vestnik Moskovskogo gorodskogopedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2019; № 3: 60 - 68.

4. Usol'ceva I.V. Sovershenstvovanie metodicheskoj kompetencii pedagogov obscheobrazovatel'nyh organizacij v period vvedeniya novyh standartov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2016.

5. Popov N.I., Shustova E.N. Ob 'effektivnosti ispol'zovaniya metodicheskih podhodov pri izuchenii 'elementarnyh funkcij buduschimi uchitelyami matematiki. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 1 (18): 139 - 144.

6. Popov N.I., Shustova E.N. Primenenie aksiomaticheskogo metoda dlya vvedeniya 'eksponencial'noj funkcii pri obuchenii buduschih uchitelej matematiki. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2020; № 3: 96 - 84.

7. Popov N.I. Fundamentalizaciya universitetskogo matematicheskogo obrazovaniya: monografiya. Joshkar-Ola, 2012.

Статья поступила в редакцию 11.04.22

УДК 378

Aisuvakova T.P., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Head of Department of Psychology, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: tatiana-aic@yandex.ru

Klimova S.S., student, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: tatiana-aic@yandex.ru

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Federal State Budgetary Institution "Gzhel State University'; Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ORGANIZATION OF DIAGNOSTICS AND CORRECTIONAL WORK WITH STUDENTS PRONE TO ADDICTIVE BEHAVIOR. The most significant features of the diagnostic processes and correctional work with students prone to addictive behavior organization are highlighted. Before considering the main subject, the conditions of modern society are studied. It is proved that at the current stage of economic, political and cultural development of society, the problem of addictive behavior among students is one of the most significant in the process of training future competitive specialists. Further, the main possibilities of organizing research work with students to identify individuals prone to addictive behavior that exist at the present stage of development of the Russian higher education system are studied. The most significant results of the research work carried out are demonstrated. The conclusion is made regarding the possibilities that exist for the prevention of addictive behavior in students.

Key words: addictive behavior, diagnosis of addictive behavior, correction of addictive behavior, student, teacher.

Т.П. Айсуеакоеа, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психологии, АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: tatiana-aic@yandex.ru

С.С. Климова, студентка, АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: tatiana-aic@yandex.ru

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБУ ВО «Гжельский государственный университет», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

университет им. А.А. Кадырова», E-mail: Грозный, yunna_sorokopud@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, СКЛОННЫМИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Освещаются наиболее значимые черты организации процессов диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к аддиктивному поведению. Перед началом рассмотрения основного предмета изучаются условия современного общества. Доказывается, что на современной стадии экономического, политического и культурного развития социума проблема аддиктивного поведения у студенческой молодёжи является одной из наиболее значимых в процессе подготовки будущих конкурентоспособных специалистов. Далее изучаются основные возможности организации научно-исследовательской работы со студентами по выявлению индивидов, склонных к аддиктивному поведению, существующие на современном этапе развития российской системы высшего образования. Демонстрируются наиболее значимые результаты проделанной научно-исследовательской работы. Делается заключение относительно возможностей, существующих для профилактики аддиктивного поведения в студенческой среде.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, диагностика аддиктивного поведения, коррекция аддиктивного поведения, студент, преподаватель.

Актуальность выбранной темы в значительной степени определяется тем, что в последнее время в связи со сложной экономической, социокультурной ситуацией, которая сложилась в стране, всё больше людей, особенно молодых, подвержены аддитивному поведению [1-4].

С каждым днём в мегаполисах растёт ритм жизни, и аддиктивный тип личности всё больше подвержен погружению в свой поиск комфорта. Особенно сильно стоит этот вопрос среди молодёжи, в частности студентов, чьи возрастные рамки находятся в среднем от 18 до 30 лет Данное исследование актуально и для смежных областей наук - социологии, наркологии и психиатрии и др., поскольку является одной из основных проблем и едва ли не самым трудноразрешимым из всех стоящих вопросов нынешнего мира.

Личности, подверженной зависимости, очень тяжело интерпретировать, проявлять и распознавать собственные чувства и эмоции. Множество исследо-

вателей склонны считать, что низкий эмоциональный интеллект, некий «дефицит эмоциональной сферы», в также в каком-то смысле аффективный дефект, которые выражаются в неспособности регуляции и контроля намерений и импульсов такой личности, представляют собой основополагающие факторы предрасположенности к аддиктивному поведению [4-8]. Эти же факторы влияют на самооценку, возможность построения здоровых эмоциональных связей с окружающими, адекватную социальную коммуникацию, способность заботиться о себе. У человека, живущего такой жизнью, велик риск злоупотребления объектами привязанностей. Это могут быть знакомые и близкие люди (созависимость), азартные и компьютерные игры (игромания), психоактивные вещества (наркомания и алкоголизм), пищевая, сексуальная зависимости (нимфомания) и другие, многие из которых появились с ростом изобилия увлечений и привычек 21 века. Большинство аддикций косвенно или напрямую несут реальную для жизни угрозу. Так, моло-

дые люди, увлечённые агрессивной игрои в виртуальной реальности, становятся убийцами и самоубийцами в реальном мире. Именно поэтому на сегодняшний день положения о лечении аддиктивных пациентов должны учитывать веяния актуального времени и, как следствие, удовлетворять значимые потребности ад-диктов в эмоциональном комфорте, безопасности и контроле.

В этой связи нами в процессе преподавания дисциплин психологического направления студентам различных специальностей Московского международного университета проводится диагностика аддикций. Эта тема подробно изучается студентами всех специальностей университета (университет имеет гуманитарную направленность, поэтому и направления гуманитарные - рекламы и связи с общественностью, менеджмент, иностранные языки и др.) в рамках дисциплины «Социальная психология».

Традиционно эти темы вызывают неподдельный интерес у студентов и, как правило, заканчиваются бурным обсуждением.

Также в Московском международном университете обучаются студенты-психологи. С учётом актуальности вышеизложенной темы студентам-психологам была предложена тема исследовательской работы - «Изучение особенностей аффективной сферы лиц с аддиктивным поведением». Данная работа была проведена и её результаты легли в основу данной статьи.

Цель статьи: изучение возможности организации научно-исследовательской работы со студентами-психологами по выявлению обучающихся, склонных к аддиктивному поведению.

Задачи статьи:

- изучить в процессе научно-исследовательской работы различные проявления аддитивного поведения;

- рассмотреть типы зависимостей, которыми страдают студенты исследуемых групп.

Методы исследования: анализ научных исследований, посвящённых различным вопросам, связанным с организацией диагностики и коррекционной работой со студентами, склонными к аддиктивному поведению; анализ результатов диагностики и коррекции аддикций, проводившейся авторами в ходе преподавания дисциплин психологического направления студентам различных специалава-стей Московского международного университета.

Научная новизна статьи состоит в определении ключевых черт организз-ции процессов диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к аддиктивному поведению.

Теоретическая значимость настоящей статьи отражается в расширении знаний о процессе диагностики и коррекции аддикций у студентов различных специальностей.

Практическая значимость определяется выявлением основных аспектов процесса диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к ад-диктивному поведению.

Для осуществления поставленной цели с помощью методологических материалов, результаты которых представлены далее, были отобраны две групив1 респондентов из числа студентов 1 курса «Московского международного унипи°-ситета» направления «Реклама» по признаку степени склонности к аддиктивному поведению:

В обеих группах были проанализированы особенности аффективной сферы личности, а также найдена взаимосвязь между склонностью респонде нвов к аддиктивному поведению и наличием у них отличительных особенностей аффективной сферы.

К актуальным факторам риска относится нынешняя нестабильная ситуация, берущая своё начало ещё с 2020 г, когда началась всемирная пандемия, повлекшая за собой дестабилизацию в обществе, финансовый кризис и повышение общего уровня страхов и стресса у людей в данный период [1; 2; 9].

Психодиагностика участников экспериментальной группы исследования показала также результаты, подтверждающие данные, полученные при отборе по методике В.Д. Менделевич. Аддикты имеют низкую, среднюю и высокую степени показателей по разным из 13 видов зависимостей.

Удалось установить, что большинство респондентов имеет склонность к алкогольной и пищевой аддикциям. Второе место в этом списке заняла любовная зависимость. И третье место поделили телевизионная и лекарственная зависимости (рис. 1).

8 8

7

6 6

5 5

4

3 3 3

- 2 2

' f// Г * V

■о4 .Л

/ / ' /

Рис. 1. Статистика склонности к 13 видам зависимостей,

полувеанаяпод аннымметодикиНовоумйПВ. (количество аддиктивных респондентов по вертикали)

Уииаоднаивостиканпзинрименлаодных иннодуемыдистановиое, нло боль-шивство удмивеов в нпамудеионни являются олмкснтнмическвммллчносеямм, оплая нуутьадеев тендазцдюк и мвнншаы ьacтьмткаттдоoтpи-

нагальныа емзулыш

Психодиагностика контрольной группы испытуемых установила, что большинство респондентов не испытывают феномена алекситимии, тогда как мень-шдивучacйв ездилилаоесваа так нааыпоодой «грудап ридиа» и гдоове наличиь aсавеитамииgмиввмймнныдадвочeнияовымя донзыxадыlpмпафус. вив

Существует предположение, что неспособность алекситимических индиви-до в [зе^ан^ вытье медyлвpонотдпpмчвкя ющпо ом ынрадан ин эмо°ыз но ннь^ «рp«нкaыннoмyнандeмзжоьвылмтнcят уноодиио фвзпооогвческвх реакций на спрессооые cвтygывн,cмж«aвaьтeмзпывlдycдюввя, Беднены н зпмнвтиюg«в«o-cоммтавозкв)<змgодавaнвй[8; д; 10].Этооснованае для п«едыo«южмния, чтg«внуl жеиoДъреупет«ы тенденыньисюганноныь г ыиgиcтивнрыyнтвeдозввв

Теюке аами былизттзeиттыаеcтдыcт cг■ядcитамй с кыятледнымадди-ыввным мамй быинпoдлвeнытмтдyющиидaйиыа, ятсевющнтдaль-

тe3жeгоoджыогтeнит:

Гpyввaтддgнтoвияg0ынеcтйтяв ь^зынад^C^^жнaваe^сOЯз^кг^яв>я^^ятyдя, в свою очередь, образуется от многих факторов, раскрытых в этой же методике. Пеичинggтcмyоежот бызузуртве нь шкалы «неотреагированных переживаний», который рассказывает нам о бессознательном воспроизводстве отрицательных впечатлений. «Немотивированная тревожность» у личностей данного порядка обусловлена паранойяльными настигающими неконтролируемыми мыслями о возможности возникновения негативных ситуаций.

Психика при таких условиях находится в постоянном режиме боеготовности и растущем напряжении. Дополняет такой неприятный коктейль конфликт

Данные контрольной группы 1 Данные основной группы

апекситимическ нет алекситимии

.'-г,... ие личности ^^^^^^^^ 13% ^^^ 13,4%

группа риска 14% 1 k к группа риска 26,6%

мет ^^^^^^^^^^^^ алекситимии ■ ^ИН 73% апекситим ические^И личности 60% W

Рис. 2. Результаты Торонтской алекситимической шкалы

нереализованных желаний «я хочу, но не могу», об этом может поведать уровень фрустрации. Чем сильнее этот внутренний конфликт и ценнее желаемое, тем выше эмоционально-энергетическое напряжение психики. Всё вместе ослабляет и истощает нервную систему

Также тест показал стойкое пониженное настроение в экспериментальной группе. Это дисфункциональный стереотип, который отрицательно влияет на психофизиологию аддиктивной личности. Тест раскрыл и тенденцию к переменчивому настроению - циклотимию от дисфорического до эйфорического плана с различным спектром эмоций. Также к особенностям настроенческого характера аддиктов можно отнести экзальтированность, которая может проявляться различным образом, как и затрагивать аффективные состояния: неестественная восторженность, одержимость, чрезмерная экспрессия, артистизм и т. п.

Психодиагностика уровня невротизации по методике Виктора Бойко показала максимальный результат - 16 баллов в контрольной и 37 баллов в экспериментальной группах при максимально возможном количестве 40 баллов в самой методике. При этом минимальное количество набранных баллов у респондентов экспериментальной группы - 27, на 11 больше максимального значения в контрольной группе испытуемых.

Ощутимая разница в полученных баллах, по-видимому, может являться связью невротизации со склонностью экспериментальной группы испытуемых к аддиктивному поведению. Аддикция может быть подвержена профилактике, которая будет результативной при реализации специально разработанной психолого-педагогической программы и при выполнении рекомендаций.

Жизнь личности с таким портфелем состояний не назвать комфортной, поэтому и может возникать потребность в уходе от них [6; 7; 8; 10; 11].

Сложно сказать, что первично - склонность личности к аддиктивной форме поведения или эмоциональная сфера личности как причина формирования всевозможного множества аддикций [5; 11; 12]. Ведь дело в том, что человек -существо не только биологическое, но и социальное. Из психологической науки мы знаем, что социальная ситуация развития и окружающая обстановка тесно связаны как с формированием самой личности, так и со способами её реагирования на окружающую среду.

Таким образом, можно сказать, что очень важно делать акцент не только на работе с молодыми людьми, испытывающими психологические проблемы такого рода, но и на психопрофилактике и психогигиене, разработке дополнительных способов и методологии работы с рядом вопросов аддиктивного поведения и его последствиями, на создании новых рекомендаций для экспериментальной группы исследования, для таких студентов и людей с подобными особенностями в целом. Данное исследование доказывает, что наука не поспевает за нарастающим темпом жизни в мегаполисах, где на студентов с двойной силой давят не только обстоятельства извне, но и личностные психологические факторы, такие как склонность к аддиктивному поведению, усложняющая эмоциональную составляющую человека и его способы поведенческого реагирования и адаптации к социальной среде.

Проведённая в рамках данного исследования работа подтвердила выдвинутую ранее гипотезу: студенты с аддиктивным поведением подвержены невро-тизации, трудностям в рефлексии эмоций, имеют склонность к аффективным состояниям, воспроизводству переживаний, немотивированной тревоге, фрустрации, экзальтированности, дистимии и частой смене циклов настроения.

Выявленные в ходе исследования эмоциональные особенности студентов с аддиктивным поведением позволяют более точно понимать механизмы функционирования их аффективного уровня психики и учитывать эти особенности при организации собственной жизни.

Для респондентов, испытывающих трудности в распознавании и интерпретации собственных эмоций рекомендуется чаще обращать внимание на внутренние ощущения, не прибегать к отстранению, записывать сами эмоции в дневник, а также то, что эти эмоции вызывает Можно разделить тетрадь на колонки: для чего нужна эмоция, в каких ситуациях появляется, какими физическими изменениями сопровождается, как выражается мимически. Это поможет проследить, что такое эмоции, зачем они нужны в нашей жизни на практике. Можно делать

Библиографический список

анализ с психотерапевтом, пройти глубинную психотерапию, выяснить, откуда возникло тяжёлое распознавание своих чувств. Учиться интерпретировать ситуации из жизни и свои ощущения по поводу них, раскладывать это на приёме у психолога-консультанта. А для более подробного самостоятельного изучения можно также предложить специальную литературу, например, книги: «Психофизиология эмоций» Ирины Полеткиной [13] и «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана [14].

Чтобы респонденты с предрасположенностью к дезорганизующим эмоциональным состояниям не доводили до них, рекомендуется находить роды деятельности и занятия, которые соответствовали бы характеру и темпераменту каждого респондента, вымещать деструктивные эмоциональные состояния социально приемлемым способом. Чтобы не вышедшие эмоции не доводили до глубоких сложноразрешимых состояний, например, депрессии, необходимо сразу обращать внимание на свои чувства и переживания, позволять их прожить и направлять энергию в конструктивное русло или расслабляющие занятия: прогулки, творчество, увлечения.

Невротизированным респондентам свойственно убегать от своих неврозов, от этого они настигают ещё сильнее. Общей рекомендацией является добавить в повседневную жизнь время для себя, для разгрузки мыслей, релаксации, медитации, расслабления. Это можно делать, уделяя время любимым занятиям или гуляя на свежем воздухе. Отдельным респондентам с пищевой зависимостью может помочь коррекция питания: для этого можно обратиться к нутрициологу и диетологу, чтобы они в комплексе разработали и внедрили план употребления такой пищи и такого количества сахара, которые не будут негативно влиять на нервную систему. Невротизированным респондентам может помочь спорт, а ещё лучше - лёгкая оптимальная физическая нагрузка, она будет убирать мышечные блоки и спазмы, насыщать мозг кислородом, снижать тревогу и разряжать организм. Таким личностям очень важна перезагрузка.

В связи с тем, что все эти особенности эмоциональной сферы студентов исследования связаны с наличием у них аддиктивного поведения, следует уделить внимание и в целом оптимизации жизненных процессов, например, организации труда, обучения и распорядка дня. Так, на занятиях по социальной психологии студентам были даны следующие рекомендации:

1. Важно, чтобы студенты с тенденцией и особенно ярко выраженным аддиктивным поведением выбирали для себя такую сферу деятельности и учёбы, при которой не возникнет желания активно уходить от настигающей реальности.

2. Сон должен составлять не менее 8 часов, и ложиться желательно в одно и то же время, не позднее 12 часов ночи, так как главный гормон сна - мела-тонин - в основном вырабатывается с 22-24 часов до 4 часов утра. По ночам по сравнению с дневным временем его синтез возрастает в 30 раз. Пик приходится на 2 часа ночи. Мелатонин регулирует циркадные ритмы, нормализует гормональный фон и артериальное давление, влияет на иммунную систему и др. Это снижает риски роста кортизола, повышает стрессоустойчивость, нормализует аппетит, активирует запасы энергии и увеличивает возможность избежать дезорганизующих эмоциональных состояний и расстройств настроения.

3. Необходимо избегать перегрузок умственной деятельности, длительного стресса. Также важно окружать себя приятными людьми, вносящими положительный вклад в жизнь респондента с аддиктивным поведением и эмоциональными особенностями.

Диагностика аддиктивного поведения среди студентов позволила выявить основные виды встречающегося аддитивного поведения. Были выделены студенты по 13 видам зависимостей.

Удалось установить, что большинство респондентов имеют склонность к алкогольной и пищевой аддикциям. Второе место в этом списке заняла любовная зависимость. И третье место поделили телевизионная и лекарственная зависимости.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов-психологов позволила выявить обучающихся с аддиктивным поведением и совместно с преподавателями дать рекомендации по преодолению аддукций.

1. Петрова А.С., Афанасьева О.В., Левкина Н.Н. Информатизация образования: проблемы и перспективы. Педагогика. 2017; № 11 (21): 39 - 41.

2. Чикова О.А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020; Т. 2; № 3 (73): 22 - 39.

3. Клиническая психология: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мандель Б.Р Аддиктология (ФГОС ВПО). Учебное пособие. Москва: Директ-Медиа, 2014.

5. Матаева Г, Алимбетов К., Еркинбекова М. Понятие аддиктивного поведения. The scientific heritage. 2020; № 45: 50 - 52.

6. Соловьева С.Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита. Медицинская психология в России. 2009; № 1: 18.

7. Павлова А.С., Еремеева Т.Д. Аддиктивное поведение подростков. Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2018; Т. 3; № 1 (20): 13 - 15.

8. Мишин А.А. Особенности проявления аддиктивного поведения. Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2018; № 4: 105 - 109.

9. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс. Минск: МИУ 2010.

10. Шаломова Е.В. Особенности аддиктивного поведения подростков. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 1.

11. Закирова А.Б., Махиянова Э.И. Формирование аддиктивного поведения несовершеннолетних. Бюллетень науки и практики. 2017; № 11 (24): 492 - 496.

12. Темиргалиева М.М. Личность как предмет исследований: теория, история, методология. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019; № 25: 296 - 311.

13. Полеткина И.И. Психофизиология эмоций. Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2012.

14. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

References

1. Petrova A.S., Afanas'eva O.V., Levkina N.N. Informatizaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Pedagogika. 2017; № 11 (21): 39 - 41.

2. Chikova O.A. Cifrovaya transformaciya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2020; T. 2; № 3 (73): 22 - 39.

3. Klinicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2021.

4. Mandel' B.R. Addiktologiya (FGOS VPO). Uchebnoe posobie. Moskva: Direkt-Media, 2014.

5. Mataeva G., Alimbetov K., Erkinbekova M. Ponyatie addiktivnogo povedeniya. The scientific heritage. 2020; № 45: 50 - 52.

6. Solov'eva S.L. Addiktivnoe povedenie kak sposob kompensacii 'emocional'nogo deficita. Medicinskaya psihologiya v Rossii. 2009; № 1: 18.

7. Pavlova A.S., Eremeeva T.D. Addiktivnoe povedenie podrostkov. Vestnik soveta molodyh uchenyh i specialistov Chelyabinskoj oblasti. 2018; T. 3; № 1 (20): 13 - 15.

8. Mishin A.A. Osobennosti proyavleniya addiktivnogo povedeniya. Teoriya ipraktika nauchnyh issledovanij: psihologiya, pedagogika, 'ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 105 - 109.

9. Usova E.B. Psihologiya deviantnogopovedeniya: uchebno-metodicheskij kompleks. Minsk: MIU, 2010.

10. Shalomova E.V. Osobennosti addiktivnogo povedeniya podrostkov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 1.

11. Zakirova A.B., Mahiyanova 'E.I. Formirovanie addiktivnogo povedeniya nesovershennoletnih. Byulleten'naukiipraktiki. 2017; № 11 (24): 492 - 496.

12. Temirgalieva M.M. Lichnost' kak predmet issledovanij: teoriya, istoriya, metodologiya. Lichnost' v menyayuschemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie. 2019; № 25: 296 - 311.

13. Poletkina I.I. Psihofiziologiya 'emocij. Volgograd: Volgogradskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoj kul'tury, 2012.

14. 'Ekman P. Psihologiya 'emocij. Ya znayu, chto ty chuvstvuesh'. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

Статья поступила в редакцию 05.04.22

УДК 811.161.1 (075.8)

Gorobets L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of National Philology and Journalism, FSBEI HE"Armavir State Pedagogical University"

(Armavir, Russia), E-mail: Lyudmila-38@yandex.ru

Biryukov I.V., teacher (Russian language, literature and media disciplines), SBEI CM №2098 No. L.M. Dovatora (Moscow, Russia); postgraduate,

FSBEI HE"Armavir State Pedagogical University' (Armavir, Russia), E-mail: birukoff26@gmail.com

Popova T.P., teacher (Russian language and literature), MEAISS №5 No. T.P. Leuta st. Prochnokopskaya (Krasnodar Krai, Russia); postgraduate,

FSBEI HE"Armavir State Pedagogical University' (Armavir, Russia), E-mail: tanya7ya28popova@gmail.com

FUNCTIONAL LITERACY AS THE MAIN TREND OF MODERN LEARNING. The relevance of the article lies in the needs of modern education, since it is devoted to understanding the meta-subject concept of 'functional literacy, which is realized in several varieties and has different forms of organization of education in modern conditions, which today is aimed at educating a person who is able not only to solve the diverse tasks, but also apply learning outcomes in real life. The formation of such competencies is closely intertwined with the development of functional literacy. The authors reveal the relevance of work on functional literacy and demonstrate its importance at the present stage. The paper presents a different understanding of this concept. In a broad sense, 'functional literacy is the ability of a person to enter into relations with the external environment and adapt and function in it as quickly as possible.' In a narrow sense, it is the application of knowledge in real life. The article considers the concepts of 'functional literacy', 'mathematical literacy', 'financial literacy', 'reader literacy' and other varieties, attention is paid to the process of their formation. The authors are convinced that the formation of functional literacy is not only a trend of modern education, but also a necessary component of it. It is stated that the development of functional literacy will make it likely to bring knowledge and methods of its application as close as possible, to implement interpretive methods and teaching techniques. The examples proposed in the article are possible ways of working at different stages of the Russian language lesson.

Key words: functional literacy, student, varieties of functional literacy, methods of formation, learning objectives.

Л.Н. Горобец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

Е-mail: lyudmila-38@ yandex.ru

И.В. Бирюков, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: birukoff26@gmail.com

Т.П. Попова, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

E-mail: tanya7ya28popova@gmail.com

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КАК ОСНОВНОЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Актуальность данной статьи продиктована потребностями современного образования, так как она посвящена пониманию метапредметного понятия «функциональная грамотность», которое реализуется в нескольких разновидностях и имеет различные формы организации образования в современных условиях, которое сегодня направлено на воспитание человека, способного не только решать разнообразные задачи, но и применять результаты обучения в реальной жизни. Формирование таких компетенций тесно переплетается с развитием функциональной грамотности. Авторы раскрывают актуальность работы по функциональной грамотности и демонстрируют ее значимость на современном этапе. В статье представлено иное понимание этой концепции. Рассматриваются понятия «функциональная грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «читательская грамотность» и др., уделяется внимание процессу их формирования. Демонстрируются методики развития функциональной и читательской грамотности, которые сочетают в себе три основные цели обучения: педагогическую, развивающую и воспитательную. Доказано, что использование материалов регионального компонента расширит знания студентов о родном крае, будет способствовать воспитанию любви и уважения к историческому прошлому своей Родины, осознанию себя как части русской культуры, развитию чувства патриотизма. Авторы убеждены, что формирование функциональной грамотности является не только трендом современного образования, но и его необходимой составляющей.

Ключевые слова: функциональная грамотность, учащийся, разновидности функциональной грамотности, методы формирования, цели обучения.

Актуальность исследования заключается в том, что возникла необходимость единообразного понимания понятия «функциональная грамотность», определения её значения на современном этапе, так как этот новый тренд современного обучения необходимо наполнять как теоретическими стратегическими положениями, так и тактическими практическими рекомендациями [1-7].

Цель статьи: раскрыть подходы и понимание содержания метапредметно-го понятия «функциональная грамотность» в научном дискурсе и на конкретных примерах рассмотреть способы формирования на современном этапе.

Задачи исследования:

- актуализировать основные подходы к определению понятия «функциональная грамотность» с целью установления путей развития необходимых компетенций обучающихся и решения личностных и социально значимых задач;

- раскрыть основные разновидности функциональной грамотности (ФГ), необходимые для обучения учителей и учащихся, и основные пробле-

мы её при обучении русскому языку, рассмотреть особенности инструментария.

Теоретическая значимость статьи состоит в актуализации понимания понятия «ФГ» в научном дискурсе и определении общего направления развития этого метапредметного понятия.

Практическая значимость исследования заключается в анализе подходов к ФГ и её формированию, в которых раскрыты функциональные приемы и задания, а использование их способствует осознанию себя частью русской культуры, развивает чувство патриотизма.

Многообразие реформ в области образования как в России, так и во всем мире повлекло за собой ряд изменений, относящихся к новому пониманию результативности обучения. Именно поэтому делается ставка на развитие способностей обучающихся решать личностные и социально значимые задачи: понимать содержание различных государственных актов и документов, следовать им,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.