Научная статья на тему 'Организация деятельности туристских фирм Ленинградской области'

Организация деятельности туристских фирм Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности туристских фирм Ленинградской области»

5. Курдюков В.Н. Перспективы развития этнокультурного туризма Байкальского региона // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Науки о Земле. - 2013. - № 2. - Т. 4.

6. Любичанковский А.В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2012. - № 6.

7. Малова Н.А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Туризм и культурное наследие: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. - URL: http://tourlib.net/ statti_tourism/malova.htm.

8. Пресняков В.Н., Жулина М.А. Народные промыслы республики Мордовия и этнический туризм // География и туризм: сб. науч. тр. - Пермь, 2012.

9. Севастьянов Д.В., Щукин А.И. Предпосылки развития экологического и этнического туризма на северо-западе России // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 7. Геология. География. - 2012. - Вып. 3.

10. Сундуев Ч.Б., Хышиктуева Л.В. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2009. - № 4.

11. Щукин А.И. Предпосылки и факторы развития этнического туризма на северо-западе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. -СПб.: СПбГУ, 2002. - 22 с.

Д. И. Олифир

Организация деятельности туристских фирм Ленинградской области

Туристская фирма - это хозяйственная единица (организация), осуществляющая коммерческую деятельность с целью получения прибыли и представляющая собой систему взаимоотношений материальных и туристско-рекреационных ресурсов, требующих рационального и эффективного управления. Эффективная организация турбизнеса на региональном (локальном) уровне способствует комплексному использованию природно-рекреационных ресурсов, росту занятости населения и удовлетворению его потребностей, поступлению денежных доходов в местные региональные бюджеты. Для достижения оптимизации эффективности функционирования туристской фирмы огромное значение имеет её месторасположение, что находит выражение в рентабельности (прибыльности) деятельности предприятия и, как следствие, в объемах оказанных услуг населению, арендной плате, цен на землю, на земельную ренту и т. п.

В 2015 г. в Российской Федерации функционировало 11 893 туристских фирм, из которых на Ленинградскую область приходилось 119. В период с 2005 по 2015 гг. в три раза увеличилось число туристских фирм в Ленинградской области. Несмотря на положительную динамику роста, доля региона в туристских фирмах остается незначительной и составляет всего 1 % от общероссийского показателя. Лидерами по этому показателю в 2015 г. оказались Москов-

328

ская область, в которой насчитывалось 600 турфирм, Республика Татарстан - 598 и Москва - 577. На Санкт-Петербург приходилась 381 турфирма [3].

Известно, что предлагаемый туристский продукт должен иметь определенный набор услуг, которые органично используются в процессе предоставления и удовлетворяют потребности клиентов. Поэтому организатор туристской деятельности (туроператор или турагент) должен не только эффективно управлять своей организацией (фирмой, предприятием), но и уметь определять факторы, оказывающие влияние на результат его деятельности. Факторы, влияющие на экономическое благосостояние турфирм, имеют различную направленность и зависят как от внешней (экономической, социальной, политической, технической и др.) так и внутренней (места расположения, менеджмента, информатизации, квалификации персонала и др.) среды. Так, факторы внутренней среды турфирмы зависят от качества работы сотрудников (персонала). Поэтому с экономической эффективностью туристской фирмы тесно связан показатель производительности труда, характеризующий эффективность трудовой деятельности работников, т. е. уровень организации труда и управления, профессиональной подготовки персонала, его трудовой и творческой активности, возможности использования прогрессивных технологий. В его основе лежит соотношение объема турпакетов, реализованных населению, и затрат рабочей силы. Измеряется производительность труда количеством оказанных услуг, произведенных работником в единицу времени. Стоит отметить, что наибольшая численность работников турфирм сосредоточена в Москве (6760 чел.) и производительность труда здесь высокая - 163. При этом в Ленинградской области число работников составило 266 чел., а производительность труда равна 30. Для сравнения в Санкт-Петербурге число работников турфирм составляет 1763, в Московской области - 1925, а в Республике Татарстан - 1340 [3]. При этом производительность труда в рассматриваемых регионах составила 147; 55,8 и 144,5 соответственно. Высокая производительность труда в Москве, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан связана с высоким уровнем квалификации и образования населения, уровнем отношений по вопросам собственности, условиями оплаты труда, стимулом и психологическим климатом в коллективе.

Для определения экономической эффективности туристской фирмы большое значение имеют показатели ресурсовооруженно-сти и ресурсоотдачи [1].

Ресурсовооруженность характеризует уровень обеспеченности турфирмы количеством услуг и представляет собой частные объемы платных туристских услуг, оказанных населению, и числа

турфирм. В 2015 г. в Ленинградской области ресурсовооруженность составила 2, в Санкт-Петербурге - 17, в Москве - 42,5, в Московской области - 12, а в Республике Татарстан - 5 (рассчитано по: [3]).

Ресурсоотдача выражает количество турпакетов, приходящихся на одного туриста, и определяется как частное число турпакетов, реализованных населению, и общего числа отечественных туристов, отправленных турфирмами в туры по России и зарубежью. В 2015 г. в Ленинградской области показатель ресурсоотдачи составил 0,5, в Санкт-Петербурге - 0,8, в Москве - 0,5, в Московской области - 0,3, а в Республике Татарстан - 0,5 (рассчитано по: [3]). Ресурсоотдача растет при условии, когда темпы роста производительности труда опережают темпы роста его ресурсовооруженно-сти, т. е. она увеличивается за счет увеличения числа турпакетов.

Таким образом, с помощью предложенных показателей можно оценить экономическую эффективность функционирования туристских фирм. Расположение и эффективное функционирование туристских фирм способствует повышению конкурентоспособности и уровню социально-экономического развития региона, росту высококвалифицированных кадров и занятости населения, сохранению и развитию имеющегося природного и культурно-исторического потенциала, а также значимости туристского продукта и созданию туристской инфраструктуры.

Расчёты показали, что Ленинградская область, за исключением показателя ресурсоотдачи, значительно уступает в сравнении с рассмотренными регионами. Это связано прежде всего с желанием местных предпринимателей получить быстро окупаемый денежный доход, поэтому открытие новых туристских фирм приурочено к «сердцу» региона - Санкт-Петербургу или его метрополитенской части (прилегающих к Санкт-Петербургу муниципальных районов Ленинградской области) или в административных районных центрах, т. е. к местам наибольшей концентрации населения.

Список литературы

1. Гладкий А.В. Сущность и методы оценки региональной экономической эффективности предприятия // Псковский регион. журн. - 2014. - № 17.

2. Ленинградская область в 2015 г. / Петростат. - СПб., 2016. - 215 с.

3. Ростуризм. Статистические данные по РФ. - URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/ (дата обращения: 11.03.2017).

4. Санкт-Петербург в 2015 г. / Петростат. - СПб., 2016. - 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.