Научная статья на тему 'Анализ размещения предприятий туристской индустрии в субъектах Федерации'

Анализ размещения предприятий туристской индустрии в субъектах Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
486
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИНДУСТРИИ / ЧИСЛО ТУРИСТСКИХ ФИРМ / ANALYSIS OF ACCOMMODATION OF COMPANIES OF TOURIST INDUSTRY / NUMBER OF TOURIST FIRMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юманова Ольга Сергеевна, Каурова Ольга Валерьевна

Размещение предприятий туристской индустрии это одна из форм общественного разделения труда, выражающаяся в пространственном распределении предприятий и производства на территории экономического района или страны в целом. Оно выступает как важный фактор повышения эффективности общественного производства. Статья посвящена размещению предприятий туристской индустрии по территории Российской Федерации. Проведен анализ размещения туристских фирм в субъектах Федерации, обоснованы тенденции их распределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Юманова Ольга Сергеевна, Каурова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accommodation of the tourist industry is a form of social division of labor, expressed in the spatial distribution and production companies in the economic area or country as a whole it acts as an important factor in increasing the efficiency of social production. The article is devoted to placing business tourism industry in the territory of the Russian Federation. The author analyzes the distribution of tourist firms in the subjects of the Federation, justifies trends in their distribution

Текст научной работы на тему «Анализ размещения предприятий туристской индустрии в субъектах Федерации»

ровом культурном социуме; привлечению дополнительных инвестиций в культурную и промышленно-экономическую области

на территорию Обь-Томского междуречья; позволит включить территорию в открытое международное культурное пространство.

Литература

1. Блавиа М.Г. Музей как посредник // Museum. 1999. № 2. С. 21—26.

2. Волчек В.А. Русская Православная Церковь как фактор сохранения нации // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции. Кемерово, 1996. 346 с.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Гл. 3 «О свободе». М.: Русская книга, 1996. Т. 1. Путь духовного обновления. Гл. 3. OCR: Юрий М. Киселев (Химфак, МГУ) URL: http://lib.ru/FILOSOF/ILIN/put. txt (Дата обращения 10.10.2009).

4. Кимеев В.М. Калмаки: кто они? Обретение новой родины. // Притомские калмаки. Историко-этнографические очерки. Сост. Н.С. Садыкова-Еремейкина; Под. ред. В.М. Кимеева. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. 152 с.

5. КолбовскийЕ.Ю. Экологический туризм и экология туризма. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 256 с.

6. Майничева А.Ю. Русские Сибири: зодчество в аспекте этнокультурной адаптации XVII—XX вв. Автореф. дис... д-ра ист. наук. Новосибирск, 2005. 48 с.

7. Официальные сайты администраций Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Томской области, Республики Алтай.

8. Проблемы учета и внесения в Реестр // Информационно-справочные ресурсы. URL:http://resursy.mkrf. ru/objekty_kult_naslediya/(Дата обращения 15.01.2010).

9. Рассказов С.В. Юго-Западная Сибирь: эволюция пространственных структур общества (с XV в. до настоящего времени). Дис..канд. геогр. наук. М., 2009. 137 с.

10. Сыраев Д.Г. Предпосылки к созданию туристско-музейного маршрута «Историческое Притомье» // Актуальные проблемы истории и культуры народов азиатско-тихоокеанского региона: Материалы Международной научно-практической конференции, (посвященной 80-летию со дня рождения д. и. н., проф. Б.Б. Батуева и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне). Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. С. 257-262.

11. Сыраев Д.Г. Туристско-музейный маршрут «Историческое Притомье» // Каталог конкурса бизнес-идей и научно-исследовательских разработок «Молодые. Дерзкие Перспективные». Восьмой региональный конкурс. 24 апреля 2005 г. С.-Петербург. С. 28.

12. Чекалин В.М. Роль Змеиногорского месторождения золото-серебро-барито-полиметаллических руд в истории основания и развития города Змеиногорска // Серебряный венец России (Очерки истории Змеиногор-ска). 2-е изд. Барнаул, 2003. С. 11.

АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ

Юманова Ольга Сергеевна, соискатель, olga123488@mail.ru,

Каурова Ольга Валерьевна,

кандидат экономических наук, доцент, Atosik2006@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Accommodation of the tourist industry — is a form of social division of labor, expressed in the spatial distribution and production companies in the economic area or country as a whole it acts as an important factor in increasing the efficiency of social production. The article is devoted to placing business tourism industry in the territory of the Russian Federation. The author analyzes the distribution of tourist firms in the subjects of the Federation, justifies trends in their distribution.

Размещение предприятий туристской индустрии — это одна из форм общественного разделения труда, выражающаяся в пространственном распределении предприятий и производства на территории экономического района или страны в целом. Оно выступает как важный фактор повышения

УДК 338.48

эффективности общественного производства. Статья посвящена размещению предприятий туристской индустрии по территории Российской Федерации. Проведен анализ размещения туристских фирм в субъектах Федерации, обоснованы тенденции их распределения.

Key words: analysis of accommodation of companies of tourist industry, number of tourist firms Ключевые слова: анализ размещения предприятий туриндустрии, число туристских фирм

Правильное географическое размещение туристских предприятий — предпосылка для эффективного использования рекреационных и трудовых ресурсов страны, более полного удовлетворения потребностей населения, роста его благосостояния.

Анализ размещения предприятий туристской индустрии позволил определить равномерность их распределения в субъектах Российской Федерации [2, 3, 4].

В Центральном федеральном округе по количеству туристских фирм в 2008 году лидирующее место принадлежит г. Москве, где расположено 523 турфирмы, доля г. Москвы составила 30,2%. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что Москва — это столица Российской Федерации, представляющая собой самый крупный транспортный узел России, где начинаются важнейшие внутренние и международные магистрали. На территории Москвы расположено колоссальное количество историко-культурных достопримечательностей, главной из которых остается ансамбль Московского Кремля и Красной площади — уникальный комплекс архитектурных памятников. Москва — это глобальный туристский бренд. Кроме того, Москва является самой густонаселенной областью России, численность насе-

ления насчитывает 10509 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2009 года). Практически ни один город России не может конкурировать с Москвой по известности в мире, это является положительным фактором по формированию устойчивого имиджа Москвы как туристского центра. На втором месте по числу туристских фирм находится Московская область — 281 ед. (16,2 %).

Московский регион (Москва и Московская область) имеет самый большой в стране историко-культурный потенциал. Количество объектов показа составляет 38% от общероссийского (для сравнения: Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская область — только 16%). Среди них более 200 объектов внесены в реестр ООН [1].

Третье место по количеству туристских фирм разделили следующие регионы Центрального федерального округа: Владимирская область — 103 ед. (5,9%), Калужская область — 97 ед. (5,6%), Ивановская область — 93 ед. (5,4%). Далее следуют Тверская область — 77 ед. (4,4%), Белгородская и Ярославская области — 74 ед. (4,3%), Тульская область — 68 ед. (3,9%), Липецкая область — 48 ед. (2,8%), Брянская область — 47 ед. (2,7%), Рязанская область — 45 ед. (2,6%), Костромская и Ор-

4.3% 2.7° о

■ Белгородская область

■ Брянская область

■ Владимирская область

■ В ор онежская обла сть

■ Ивановская область

□ Калужская область

■ К остр о иска я обл а сть

■ Кур ская область

□ Лппецкая область

■ Московская обла сть и Орловская область

□ Рязанская область

□ Смоленская обла сть

□ Тамбовская область

□ TвqJ ская обла сть

□ Тульская область

■ Яр о сл авска я о бл а сть

□ г. Москва

Рис. 1. Число туристских фирм в субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ (по состоянию на 1 января 2009 года)

ловская области — 39 ед. (2,3%), Воронежская область — 37 ед. (2,1%), Смоленская область — 33 ед. (1,9%), Курская область — 28 ед. (1,6%), Тамбовская область — 27 ед. (1,5%).

Туристские маршруты по древнерусским городам Владимирской, Ивановской, Костромской, Московской и Ярославской областей образуют межрегиональный туристский кластер «Золотое кольцо России».

По данным Федеральной службы государственной статистики, на Вологодскую область по итогам 2008 года приходится наибольшее число туристских фирм, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, 94 ед. Доля Вологодской области в общем количестве округа составила 15,8%. Удельный вес Новгородской области составил 14,4% (41 ед.), по данному показателю она занимает второе место в СевероЗападном федеральном округе (рис. 2).

Санкт-Петербург оказался лишь на третьем месте, его доля составила только 14,1% (84 ед.), в то время как по итогам 2007 года Санкт-Петербург находился на первом месте по числу турфирм (180 ед.). С начала 2008 года за счет общемировых кризисных тенденций петербургский туристский рынок ощутил увеличение спроса на удешевление турпакета и существенное сокращение спроса на туристские услуги. Вероятно, это и явилось следствием сокращения числа туристских фирм в результате ухода с рынка турфирм, занимающихся тура-гентской деятельностью (их число сократилось на 71,4% по сравнению с 2007 годом).

Далее следуют Калининградская область — 67 ед. (11,3%), Республика Коми — 66 ед.

(11,1%), Республика Карелия — 55 ед. (9,2%), Новгородская область — 41 ед. (6,9%), Ленинградская область — 39 ед. (6,6%), Мурманская область — 38 ед. (6,4%), Псковская область — 21 ед. (3,5%), Ненецкий автономный округ — 4 ед. (0,7%).

Безусловным лидером по числу туристских фирм Южного федерального округа является Краснодарский край, где расположено 390 ед. турфирм (42,8% от общего числа туристских фирм, входящих в Южный федеральный округ, рис. 3). Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации. Это обусловлено богатейшим рекреационным потенциалом и уникальными природными лечебными и туристскими ресурсами края. Популярные курорты Краснодарского края являются современными благоустроенными центрами туризма и отдыха.

Второе место по числу туристских фирм Южного федерального округа принадлежит Ростовской области, она занимает 24,2% (221 ед.). Это объясняется принадлежностью Ростовской области к наиболее развитым в экономическом отношении регионам Юга России.

Краснодарский край и Ростовская область обладают выгодным географическим положением, которое обеспечивает указанным регионам высокую транспортную доступность.

Ставропольский край по количеству турфирм (100 ед. — 10,9% от числа туристских фирм Южного федерального округа) занимает третье место, уступая лишь Краснодарскому краю и Ростовской области. Основная доля

Рис. 2. Число туристских фирм в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ (по состоянию на 1 января 2009 года)

■Республика Адыгея

■Республика Калмыкия

■Кр а сно дарений кр ай

■Астраханская область

ив ол го градская область

□Ростовская область

□Республика Дагестан

□Республика Ингушетия

□Ка бардино-Балкарская Республика

■Кар а чаево-Черкесская Республика

■Республика Северная Осетия -Алания □Чеченская Республика

□ Ставр опольскнй кр а й

Рис. 3. Число туристских фирм в субъектах Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ (по состоянию на 1 января 2009 года)

Рис. 4. Число туристских фирм в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ (по состоянию на 1 января 2009 года)

туристского продукта Ставропольского края в настоящее время приходится на лечебный и оздоровительный туризм курортов Кавказских Минеральных Вод.

Такое территориальное распределение туристских фирм в субъектах Южного федерального округа во многом объясняется численностью населения регионов, в которых расположены компании. Так, численность населения

на 1 января 2009 года в Краснодарском крае составила 5142 тыс. человек, в Ростовской области — 4242 тыс. человек, в Ставропольском крае — 2707 тыс. человек.

Далее следуют Астраханская область (71 ед.) — 7,8%, Волгоградская область (59 ед.) — 6,5%, Республика Адыгея (27 ед.) — 2,9%, Карачаево-Черкесская Республика (12 ед.) — 1,3%, Республика Северная Осетия-Алания (11 ед.) —

1,2%, Республика Калмыкия (8 ед.) — 0,9%. В Республике Дагестан сосредоточено всего 7 туристских фирм, что составляет 0,8%, в Кабардино-Балкарской Республике 6 ед. или 0,7%.

В Республике Ингушетия и Чеченской Республике нет ни одной туристской фирмы.

По данным, представленным на рис. 4, видно, что наибольшее число туристских фирм Приволжского федерального округа сосредоточено в Республике Татарстан (279 ед.), удельный вес которой составил 20,9% в общем числе турфирм. Это объясняется тем, что Татарстан — один из наиболее экономически развитых регионов России, обладающий неизменной привлекательностью для отечественных и зарубежных туристов. Республика примечательна своим историко-культурным развитием, поэтому основным видом туризма в области является культурно-познавательный (экскурсионный) туризм. Кроме того, Республика Татарстан обладает огромным рекреационным потенциалом. Один из самых известных ее брендов для российских и иностранных туристов — река Волга, поэтому визитной карточкой туризма в регионе стали речные круизы на теплоходах по Волге и Каме с заходом в Казань и другие города.

В регионе активно реализуется Программа развития сферы туризма в Республике Татарстан, запланированная на 2009—2011 годы.

По числу туристских фирм Республика Башкортостан занимает второе в Приволжском федеральном округе (206 ед. или 15,5% от общего количества турфирм округа), уступая лишь Республике Татарстан. Вероятно, это обусловлено высокой численностью населения Республики Башкортостан, где проживают 4057 тыс. человек (по состоянию на 1 января

2009 года). Регион известен своими уникальными природными ресурсами, среди которых крупнейшая пещера Урала — Капова пещера — протяженностью около трех километров.

Третье место разделили Самарская область (145 ед.) — 10,9%, Нижегородская область (125 ед.) — 9,4%, Саратовская область (102 ед.) — 7,7%. Далее следуют Пермский край (87 ед.) — 6,5%, Оренбургская область (75 ед.) — 5,6%, Чувашская Республика (59 ед.) — 4,5%, Пензенская область (58 ед.) — 4,4%, Кировская область (57 ед.) — 4,3%, Ульяновская область (54 ед.) — 4,1%, Удмуртская Республика (46 ед.) — 3,5%, Республика Марий Эл (26 ед.) — 1,8%, Республика Мордовия (12 ед.) — 0,9%.

В целях повышения конкурентоспособности туризма Среднего Поволжья в 2008 году было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере туризма между Ульяновской, Самарской областями и Республикой Татарстан. В 2009 году к ним присоединилась Республика Чувашия. Подписанное соглашение является единственным в России примером объединения субъектов Российской Федерации с целью создания и продвижения межрегионального турпродукта.

Наибольшая доля туристских фирм находится в Свердловской области — 38,5% (282 турфирмы). Этот регион является одним из лидеров по размещению туристских фирм на территории России. Особую привлекательность Уральской туристской зоне придают туристские (курортные) ресурсы и континентальные и резко-континентальные климатические условия, благотворно влияющие на здоровье.

На втором месте по числу туристских фирм — Тюменская область (180 ед. — 24,6% от общего количества турфирм).

Рис. 5. Число туристских фирм в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ (по состоянию на 1 января 2009 года)

Наблюдается тенденция распределения туристских фирм в субъектах Уральского федерального округа по численности населения регионов, в которых расположены турфирмы. По данным на 1 января 2009 года в Свердловской области численность населения составила 4395 тыс. человек, в Тюменской области — 3399 тыс. человек.

Челябинская область занимает лидирующие позиции, уступая Свердловской и Тюменской областям. Доля, которую занимает Челябинская область по числу турфирм в Уральском федеральном округе, составила 24,1% (176 ед.). Далее следует Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (67 ед.) — 9,1%, Ямало-Ненецкий автономный округ (16 ед.) — 2,1%, Курганская область (12 ед.) — 1,6%.

Данные, представленные на рис. 6, показывают, что наибольшая доля по числу туристских фирм принадлежит Новосибирской области — 14,0% (117 ед.). В одном ряду с Новосибирской областью стоят Кемеровская и Омская области, каждая из которых занимает 13,8% (115 ед.). Это можно объяснить высокой численностью населения данных регионов: на 1 января 2009 года численность населения в Новосибирской области составила 2640 тыс. человек, в Кемеровской области — 2822 тыс. человек, в Омской области — 2014 тыс. человек. Регионы характеризуются сочетанием разнообразных природных зон и ландшафтов, что создает чрезвычайно богатый и разнообразный природно-рекреационный потенциал.

Второе место по числу туристских фирм занимают 3 региона: Алтайский край (12,0% в общем количестве турфирм Сибирского федерального округа или 100 ед.), Красноярский край (97 ед.) — 11,6%, Иркутская область — 95 туристских фирм или 11,4% от общего числа турфирм, находящихся в Сибирском федеральном округе.

Далее расстановка мест сложилась следующим образом: Томская область (76 ед.) — 9,1%, Республика Бурятия (41 ед.) — 4,9%, Забайкальский край (37 ед.) — 4,4%, Республика Хакасия (22 ед.) — 2,6%, Республика Алтай (14 ед.) — 1,7%, Республика Тыва (6 ед.) — 0,7%. В Агинском Бурятском автономном округе в 2008 году не было расположено ни одной туристской фирмы.

Первое место по количеству туристских фирм Дальневосточного федерального округа (рис. 7) занимает Приморский край, удельный вес которого составил 31,1%. Здесь расположены 132 туристские фирмы.

Доля Хабаровского края в общей числе туристских фирм Дальневосточного федерального округа составила 28,0%, уступая на 3,1% Приморскому краю, в Хабаровском крае находятся 119 турфирм.

Распределение туристских фирм в субъектах Дальневосточного федерального округа адекватно численности населения регионов, в которых расположены турфирмы: на 1 января 2009 года численность населения в Приморском крае составила 1988 тыс. человек, в Хабаровском крае — 1402 тыс. человек.

Рис. 6. Число туристских фирм в субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ (по состоянию на 1 января 2009 года)

Нетронутая и своеобразная природа является основой рекреационного потенциала регионов Дальневосточного федерального округа.

Удельный вес других субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, по числу туристских фирм составил: Камчатский край (49 ед.) — 11,5%, Республика Саха (Якутия) (43 ед.) — 10,1%, Амурская область (30 ед.) — 7,1%, Сахалинская область (28 ед.) — 6,6%, Еврейская автономная область (15 ед.) — 3,5%, Магаданская область (8 ед.) — 1,9%. На последнем месте — Чукотский автономный округ, где расположена одна турфирма, доля данного округа составила 0,2% от общего числа турфирм Дальневосточного федерального округа. В Корякском автономном округе нет ни одной турфирмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: в Центральном федеральном округе по количеству туристских фирм в 2008 году лидирующее место принадлежит г. Москве, где расположено 523 турфирмы. В Северо-Западном федеральном округе наибольшее количество турфирм находится в Вологодской области (94 ед.), в Южном федеральном округе — в Краснодарском крае (390 ед.), в Приволжском федеральном округе — в Республике Татарстан (279 ед.), в Уральском федеральном округе — в Свердловской области (282 ед.), в Сибирском федеральном округе — в Новосибирской области (117 ед.), в Дальневосточном федеральном округе — в Приморском крае (132 ед.).

В процессе анализа выявлено, что размещение туристских фирм по субъектам Российской Федерации отличается крайней неравномерностью. Имеются четыре крупнейших турист-

ских центра, являющиеся лидерами по числу туристских фирм. Таковыми являются г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург и Краснодарский край. Среди этих регионов особо выделяется г. Москва, где функционируют 523 турфирмы.

Задача размещения туристских предприятий состоит в том, чтобы развивать туризм в тех районах, которые располагают необходимыми экономическими, социальными, культурными и природными предпосылками. Наиболее перспективными субъектами Российской Федерации в этом значении могут быть:

• в Центральном федеральном округе примечательна Тверская область, считающаяся «сердцем» России, древней русской землей. На территории Тверской области находится 14 городов, имеющих статус «историческое населенное место» или исторический город: Тверь, Торопец, Старица, Торжок, Кашин и др. Тверская земля хранит многочисленные памятники истории, архитектуры, археологии, культуры. Кроме того, Тверская область славится как живописный озерный край, где находится наиболее популярное озеро Селигер;

• в Сибирском федеральном округе особый интерес вызывает Иркутская область, в которой имеется мощный и уникальный ключевой ресурс — как озеро Байкал — участок Всемирного наследия ЮНЕСКО;

• Сахалинская область по количеству туристских фирм занимает всего 6,6% от общего числа турфирм Дальневосточного федерального округа, что крайне невелико. На островной территории расположены социально-культурные объекты, способ-

Рис. 7. Число туристских фирм в субъектах Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ (по состоянию на 1 января 2009 года)

О возможностях применения методов искусственного интеллекта в сфере туризма

ные удовлетворить потребности туристов, а также способствовать восстановлению и развитию их физических сил, имеются природные и исторические ресурсы. Примерами территорий, которые обладают туристским потенциалом, но не являются ведущими, являются также субъекты Приволжского федерального округа (Ульяновская область, Самарская область, Республика Татарстан, Чувашская Республика), регионы Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, Республика Алтай).

Размещение туристских предприятий в названных регионах будут способствовать повышению конкурентоспособности и известности туристского продукта регионов, созданию современной туристской инфраструктуры, сохранению и развитию имеющегося природного и культурного достояния. Кроме того, это позволит нивелировать существенные различия между экономическим развитием регионов страны, повысить экономический уровень развития данных субъектов Федерации, способствовать росту в них высококвалифицированных кадров, росту благосостояния населения.

Литература

1. Программа развития туризма в Москве на период до 2010 г., утвержденная постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2000 года № 602.

2. Информационный портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. Загл. с экрана.

3. Информационный портал Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiatourism.ru, свободный. Загл. с экрана.

4. Информационный портал Российского Союза Туриндустрии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostourunion.ru, свободный. Загл. с экрана.

УДК 004.8

I О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ I ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Ясницкий Леонид Нахимович,

доктор технических наук, профессор, yasn@psu.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», филиал в г. Перми, Бржевская Анна Сергеевна, студентка

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», филиал в г. Перми, менеджер туристской фирмы ООО «Собрание путешествий», Butterfly24-tour@yandex.ru, Черепанов Федор Михайлович,

аспирант Пермского государственного педагогического университета, fe-c@yandex.ru

A computer program is designed for the selection of tourist destinations. The program is based on neural network, trained on examples of the tourist firm for a three-year period. There is a demonstration prototype that is characterized the personal items for travel, recreation recommends option, in one or more of the 15 countries by 24 input parameters.

Разработана компьютерная программа, предназначенная для подбора туристской дестинации. В основе программы лежит нейронная сеть, настроенная на примерах работы туристской фирмы за трехлетний период. Имеется демонстрационный прототип, который по 24 входным параметрам, характеризующим анкетные вопросы для туристов, рекомендует вариант отдыха в одной или нескольких из 15 стран.

Key words: mathematical model, neural network, tourism, country Ключевые слова: математическая модель, нейронная сеть, туризм, страна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.