УДК 93
Оропай И.П. Oropaj I.P.
Деятельность туристских предприятий на Дальнем Востоке России (1989-2013 гг.)
The activities of tourism enterprises in the Far East of Russia (1989-2013)
В работе уделяется внимание туристским потокам в дальневосточном регионе, раскрываются особенности их распределения. Впервые приводятся данные по объёму реализации турпродукта по числу обслуженных туристов на Дальнем Востоке в 1989—1998 гг. В статье отражена последовательная смена состояний деятельности туристских предприятий во времени и предложена периодизация развития туризма в дальневосточном регионе на современном этапе. На основе анализа динамики туристских потоков в дальневосточном регионе показана важность их использования в дальнейшей разработке новой туристской политики.
Ключевые слова: туризм, история туризма, региональная история, Дальний Восток, региональный туризм, туристские потоки
♦
The work pays attention to tourist flows in the Far East, the peculiarities of their distribution. For the first time provides data on the volume of realization of tourist product, according to the number of the served tourists in the Far East in 1989—1998 in the article reflects consecutive change of conditions of tourist enterprises in time and suggested the periodization of the tourism development in the Far East on the modern stage. Based on the analysis of dynamics of tourist flows in the far East region shows the importance of their use in further development of a new tourist policy.
Key words: tourism, history of tourism, regional history, the Far East, regional tourism, tourist flows
По мере развития, совершенствования и укрепления социально-экономического положения общества, материально-технической базы, туристских ресурсов возрастает туристская активность населения.
Важность научного осмысления роли туризма в жизни общества на сегодняшний день по данным признакам весьма заметна и ощутима. Остаётся актуальной возможность применения некоторого исторического опыта в новой туристской политике с целью её усовершенствования и повышения эффективности. Многоаспектное изучение и анализ системных показателей туристской деятельности остаются востребованными на сегодняшний день. Так, особенность туристского феномена заключается не только в наличии уникальных показателей, но и в способности отражать пространственный и временной аспекты, позволяющие расставлять ключевые пункты в выявлении определённых тенденций, ци-кличностей, результатов.
ОРОПАИ Ирина Петровна, аспирант кафедры отечественной истории и архивоведения Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
Эффективность работы туристских предприятий является безусловным отражением функционирования туристской политики региона и государства. В связи с этим применение системного подхода в осмыслении протекающих социально-экономических, политических, культурных процессов является актуальным на сегодняшний день. Тонкость в изучении туристских потоков в России заключается в отличии учёта данных потоков от учёта международных. В полной мере внутренние туристские потоки официальной статистикой практически не учитываются, так как имеют размытые параметры учёта.
Так, объём туристских потоков — только один из нескольких системных показателей для измерения и анализа деятельности туристских предприятий, в том числе — с исторической ретроспективой. Такой подход позволит соотнести объективность выявленных контрольных пунктов с моментами времени и определить, являются ли они цикличными или закономерными.
Согласно поставленному вопросу, туристскую деятельность необходимо рассматривать во взаимосвязи всех элементов и отношений. Своеобразные условия для последующего становления туризма как национальной индустрии создала политическая и экономическая обстановка в стране. Опираясь на эти признаки, можем выделить некоторые ступени развития туризма в этапе «коммерческие формы туристской деятельности и их государственное регулирование», предложенном Г.П. Должен-ко [3]. Особенность подхода Г.П. Долженко в том, что он больше и глубже соотносит исторические события государства с формами организаций туризма в определённый период, не очерчивая хронологические рамки. Данный подход к выделению периодов в отрасли даёт возможность для более детальной разработки ступеней развития туризма в регионах, в связи с тем, что многие процессы протекали с опозданием.
Первая ступень развития туризма на этом этапе была охарактеризована ростом акционерных обществ, хозрасчётных организаций, связанным с экономическими реформами 1988 г., он продолжался до 1993 г., особенно оказывая своё непосредственное влияние на деятельность туристских организаций. В регионах было отмечено незначительное увеличение туристских потоков, их перераспределение, образование новых туристских дестинаций. Так, только в Приморском крае в 1991 г. было обслужено 215 900 туристов, составивших порядка 73% от плановых показателей (ГАПК. Ф. 559. Оп. 1 Д. 116 Л. 11). Отметим, что распределение туристских потоков в Приморском крае происходило неравномерно, и одним из активных участников формирующегося туристского рынка стало Владивостокское отделение туристско-экскурсионная фирма (ТЭФ) «Примосктурист». Экскурсионное учреждение показывало наилучшие результаты, которые были выражены в обслуживании 94 тыс. чел. экскурсантов. План был перевыполнен на 102% (ГАПК. Ф. 559. Оп. 1 Д. 116 Л. 13). По итогам 1991 г. объём оказанных услуг составил 50 939,4 тыс. руб. (ГАПК. Ф. 559 Оп. 1 Д. 116 Л. 12). Дополнительным методом, способствующим увеличению въездного и выездного туристского потока, стало активное сотрудничество с зарубежными фирмами. Это позволило осуществить обмен туристскими группами, обеспечить участие туристских предприятий в федеральных и международных выставках-ярмарках.
Организовывались один за другим круизы в Японию (Кобе, Токио) в октябре — ноябре 1990 г. по поиску условий для сотрудничества в сфере туризма двух стран (ГАПК. Ф. 559. Оп. 1 Д. 106. Л. 170 Л. 262). С ответным визитом в 1991 г. последовало несколько японских делегаций, приём которых вел «Приморсктурист», размещая их в гостинице «Амурский залив» (ГАПК. Ф. 559. Оп. 1 Д. 113 Л. 107). Несмотря на
стремительно увеличивающееся количество договоров о сотрудничестве в области туризма с Китайской народной республикой (КНР), Японией, Таиландом, Вьетнамом, Кореей, Монголией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, количество прибывающих туристов из этих стран не росло достаточными темпами.
Также работа по линии иностранного туризма продвигалась и в агентствах Государственного комитета по иностранному туризму СССР (ГКИ СССР) в г. Владивостоке и г. Находке. В течение 1989 г. за услугами Владивостокского агентства обратились 514 чел. Доходы в сумме поступления от реализации дополнительных услуг за инвалюту за 1989 г. составили 11 тыс. руб. Агентствами было выдано проездных документов 10 262 туристам, в том числе, по территории СССР — 2 413 чел. Для сравнения отметим, что за 1988 г. было оформлено 136 групп туристов или 4 424 человека на сумму 1 440,3 тыс. руб., что на 60% больше, чем в последующем году (ГАРФ. Ф. Р9612. Оп. 3 Д. 2137. Л. 21). В отличие от агентств ГКИ в Приморском крае, Хабаровское отделение ГКИ перевыполняло план валютных поступлений и объёма реализаций турпутевок в 1989-1990 гг. Так, учреждением был выполнен валютный план на 293% (план - 200 тыс. руб., факт - 586 тыс. руб.). План доходов от реализации услуг и предоставления туристского обслуживания иностранным и советским гражданам, а также относительно агентств в г. Тынде и г. Южно-Сахалинске перевыполнен на 119% (план — 5 255 руб., факт — 5 275,8 руб.). Значительное перевыполнение заданий объясняется получением непланируемых доходов от прямых коммерческих связей с инофирмами и выделением дополнительных групп советских туристов, выезжающих за границу (ГАРФ. Ф. Р9612. Оп. 3 Д. 2191. Л. 42. Л. 72. Л. 76).
Агентством ГКИ СССР в г. Тынде было отправлено 536 человек на сумму 217,5 тыс. руб. (ГАРФ. Ф. Р9612. Оп. 3 Д. 2239. Л. 76). По сравнению с предыдущим годом, работа отделения в 1990 г. по основной деятельности несопоставима, так как с 1 января 1990 г. отделились агентства в г. Южно-Сахалинске и г. Биробиджане. Кроме того, в самом отделении образовались отдел советского туризма и отдел коммерческой деятельности.
Так, за время работы агентства в г. Петропавловске-Камчатском было оформлено 24 группы советских туристов для поездки за границу на общую сумму 438,9 тыс. руб., полученный доход от реализации путёвок за период работы составил 14,8 тыс. руб. (ГАРФ. Ф. Р9612. Оп. 3, Д. 2182. Л. 24). По сравнению с 1989 г., в 1990 г. была оформлена 61 группа советских туристов для поездки за границу на общую сумму 1 359,1 тыс. руб., а полученный доход от реализации путёвок за весь период составил 16,9 тыс. руб. (ГАРФ. Ф. Р9612. Оп. 3 Д. 2218. Л. 32).
Не менее активно шла работа Якутского отделения ГКИ СССР в 1990 г. Якутским отделением за 1990 г. было отправлено за границу 84 группы общим количеством 3 183 чел. Отделением было реализовано путёвок на сумму 833 тыс. руб., что по сравнению с предыдущим годом составило на 4% меньше. Снижение объёма обусловлено аннуляцией групп, выезжающих в Германскую Демократическую Республику (ГДР), Польскую Народную Республику (ПНР), а также недокомплектованием порядка 5 групп туристов. В целом объём оказанных услуг интуристам составил 239,1 тыс. руб., получено доходов на сумму 164,5 тыс. руб., по сравнению с планом перевыполнение составило 135,2%. В 1990 г. отделением получена прибыль 60,6 тыс. руб., что явилось превышением плановых показателей на 252,5%. Получение сверхплановой прибыли было обеспечено Якутским отделением за счёт расширения сферы предоставляемых услуг населению и иностранным туристам, а также за счёт организации сверхплановых маршрутов и групп (ГАРФ. Ф. Р9612. Оп. 3,
Д. 2241. Л. 38). Наименее активным агентством в составе Хабаровского отделения стало Магаданское структурное подразделение ГКИ. В 1989 г. были скомплектованы и отправлены всего 2 группы туристов (ГАРФ. Ф. Р9612. Оп. 3 Д. 2182. Л. 40).
Вторая ступень развития туризма в дальневосточном регионе представляет собой ряд событий, связанных с образованием новой управленческой структуры и элиты туристского рынка, принятием ряда нормативно-правовых документов и главного закона о туризме. Большинство принятых нормотворческих инициатив помогли стабилизировать работу туристских предприятий в регионе в период 1994-1999 гг. В этот период заметно увеличивается количество туристских предприятий на Дальнем Востоке, динамика туристского потока приобретает скачкообразный характер, при этом сохраняется темп роста выездного потока.
С 1995 г. начинается преобладание выездного потока над въездным и составляет порядка 44—50%. Отметим, что для туристских предприятий основным направлением по отправке туристов становится Китай, который составляет 94% от объёма туристского потока. Тем не менее, несмотря на оптимистичные показатели, большинство турфирм дальневосточного региона обладали ограниченными трудовыми и финансовыми ресурсами, не позволяющими самостоятельно организовывать собственные маршруты и чартерные рейсы. В деятельности туристских предприятий период 1993—1999 гг. характеризуется двумя подъемами и падением объёмов туристского потока. Согласно проведённым полевым исследованиям туристских предприятий, до 1995 г. наблюдался значительный резкий скачок количества обслуженных туристов, и темпы сохранились до 1997 г. Прежде всего, увеличение количества обслуженных туристов происходило благодаря успешно пройденному лицензированию, необходимому для осуществления международной туристской деятельности. В России в 1994—1996 гг. существовало следующее количество таких туристских предприятий: в Приморском крае — 137, Хабаровском крае — 92, Камчатской области — 42, Сахалинской области — 38, Республике Саха (Якутия) - 8, Еврейской автономной области - 4 (ГАРФ. Ф. 10251. Оп. 1 Д. 368. Л. 260).
В Приморском крае и Амурской области в 1995 г. было обслужено около 300 тыс. чел. в каждом регионе, в Хабаровском крае в том же году показатели уступали более чем в 3 раза. В 1996-1997 гг. в Приморье и Амурской области объём туристского потока составил порядка 230-250 тыс. чел., в то время как в Хабаровском крае был отмечен незначительный прирост в размере 15% на протяжении двух лет до 1998 г. Темпы роста объёмов обслуживания туристскими предприятиями были подорваны в 1998 г. дефолтом, заставившим сократить рынок туристских услуг на 50-60% по всему Дальнему Востоку.
Повышение цен и их разброс по всему дальневосточному региону не помешали выходу из общего кризисного состояния и позволили существенно идентифицировать туристские центры Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2000-2008 гг. произошло изменение географической структуры выездного туризма, увеличение туристских потоков и их перераспределение. Перечисленные перемены стали основанием для объединения процессов в третью ступень развития туризма на современном этапе. Причинами названных изменений стала активизация деятельности ведущих туроператоров по реализации туристских программ в страны Юго-Восточной Азии, увеличение количества чартерных рейсов [9, с. 111-112]. Так, за счёт сокращения расстояния до конечного пункта появление «горящих туров» с целью продаж всех блоков мест в самолёте сделало туристский продукт доступным. Безусловно, традиционным направлением выезда дальневосточных туристов
оставался Китай, но при этом произошло расширение туристских дести-наций до стран Юго-Восточной Азии.
Учитывая сложившиеся условия туристского рынка, становится ярко выраженным преобладание выездного туристского потока над въездным. В целом, за 2000-2008 гг. выездной туристский поток Дальнего Востока составил 4,9 млн чел., где основными туристскими донорами стали Приморский край (77%), Амурская область (9,8%) Хабаровский край (8,3%), [4] .Только в 2004 г. объём реализации туристских услуг на Дальнем Востоке составил 1 065,7 млн руб. [1, с. 204; 16, с. 146-154; 7, с. 175-176; 10, с. 129; 12]. Туристские фирмы Приморского края занимают лидирующие позиции. Объём турпутевок за границу в 2004 г. составил 139,9 млн руб., в то время как турфирмами Камчатского края, Амурской области, Магаданской области было продано путёвок на 57,6 млн руб, 56,1 млн руб., 10,1 млн руб. соответственно.
К 2006 г. общий поток туристов на Дальнем Востоке составил 827 тыс. чел., где численность туристов, обслуженных туристскими фирмами в Приморском крае, заняла 65,9%. Менее интенсивные потоки наблюдаются в Хабаровском крае (15,7%), Амурской области (10,9%) [16; 1; 11]. Совсем слабая концентрация туристов в Республике Саха (Якутия) (2,2%), ЕАО (2,1%), Камчатской области (1,7%), Сахалинской (1,2%) и Магаданской областях (0,2%) [7; 10]. Особенность распределения туристских потоков по регионам заключается в ряде условий и параметров. Приморский край по своим природно-климатическим характеристикам наиболее благоприятен для туризма. В связи с этим, территория Приморья выступает и донором, и реципиентом для туристов. В то время как Хабаровский край и Амурская область в большей степени являются туристскими донорами, чем реципиентами. Их положение уже в значительной мере осложнено климатическими условиями. Отдельным блоком стоят северные территории, являющиеся только туристским донором, так как количество туристов въезжающих в эти регионы с туристскими целями настолько мало, что статистическими органами не учитывается. Положение этих регионов осложнено не только климатом, инфраструктурными недоработками, но и количеством населения.
Такая тенденция распределения потоков сохранялась на протяжении 3 лет и достигла своего пикового значения в 2008 г., когда общее количество обслуженных турфирмами туристов на Дальнем Востоке составило 1 255 тыс. чел., где 73% туристы, обслуженные туристскими компаниями в Приморском крае. Тенденция развития туризма на Дальнем Востоке такова, что стремительный скачок в развитии международного туризма пришёлся на 2004—2008 гг. По сравнению с 2004 г. объём продаж туристских путевок за рубеж в 2008 г. возрос в 16 раз, что составило 4 224,2 млн руб. Пиковая точка продаж турпутёвок за рубеж пришлась на 2008 г. и составила в Приморье 1 852,3 млн руб., в Хабаровском крае объём продаж составил вполовину меньше. Туристские фирмы Камчатского края, Амурской области, Еврейской автономной области, Магаданской области составили объём продаж в размере 210,5 млн руб, 941,2 млн руб., 62,4 млн руб., 91,4 млн руб., соответственно [13; 8; 10; 16]. Так, объём продаж туристских путевок за рубеж турфирмами Приморья представил собой 44% от всего рынка продаж международных путёвок по Дальнему Востоку.
Мировой экономический кризис, случившийся в 2009 г., стал причиной выделения ещё одной, четвёртой ступени развития туризма не только в регионе, но и в стране. Кризис повлиял и на развитие туристских потоков. Явный спад отразился на количестве обслуживаемых туристов. В этот год объём выездного потока уменьшился в 2,3 раза по отношению к предыдущему году и составил 537 тыс. туристов, обслуженных турист-
скими фирмами, а стоимость реализованных путёвок в 2009 г. составила 4 687,9 млн руб. Снижение количества туристов, обслуженных турфирмами, произошло настолько, что доля Приморского края составила 44%, и практически достигла уровня середины 1990-х гг. [2; 13].
Стремительного прироста в увеличении продаж турпутёвок по России не произошло и в 2010 г. составило 6 818,6 млн руб. [16; 7; 13; 10].
Стабилизация экономической обстановки в мире заняла практически два года. Восстановительный процесс и выход из кризисного состояния позволил зафиксировать нам пятую ступень развития туризма на Дальнем Востоке. Начиная с 2011 г. произошло медленное восстановление туристской отрасли, в том числе, затрагивая структурные изменения в органах исполнительной власти. В этот же период 2011-2013 гг. регионы Дальнего Востока продолжили активную работу по Федеральной целевой программе, но также произошло подключение других субъектов ДВФО к туристскому процессу. Далее рост объёма продаж туристских путевок принял стабильный характер и, в среднем, составил 150% роста в последующие 2-3 года. Также в 2011 г. объём проданных путевок был представлен в размере 8 386,8 млн руб. [12; 1, с. 204; 14, с. 129; 16]. Относительно данных о реализованных туристских путёвках за рубеж, показатели роста продаж путёвок по внутренним путешествиям достаточно скромны. Показательным становится анализ объёма продаж турпутевок по каждому из субъектов Дальнего Востока. Так, Камчатская область и Хабаровский край активно используют свои туристско-рекреа-ционные ресурсы и представляют собой лидирующие регионы по развитию внутреннего туризма. Пиковым годом по объёму реализации путевок по России стал 2011 г. Туристскими предприятиями Камчатки было обслужено порядка 6 тыс. чел. на сумму 132,3 млн руб. [16, 7]. В отличие от Камчатки, развитие внутреннего туризма в Хабаровском крае охарактеризовано стабильностью реализации туристских путёвок.
Вторые позиции по развитию внутреннего туризма занимают Приморский край и Амурская область. В 2011 г. объём проданных путевок на данных территориях составил в 3-4 раза меньше по сравнению с передовыми регионами. Но стоит отметить, что увеличение внутреннего туристского потока в Приморском крае произошло в 2006 г. и 2010 г., когда объём реализации турпутевок составил 75,8 млн руб. и 65,5 млн руб. соответственно. Тем не менее, тенденция спада сохранялась до 2012 г. В Амурской области и Приморском крае объём продаж путевок на протяжении 5 лет был выражен в размере 41 млн руб. и 48 млн руб. соответственно [13].
Ряд банкротств туристских фирм, новые поиски нормативно-правовых основ сферы туризма, дестабилизация международной обстановки в 2013-2014 гг. привели к снижению объёма туристского потока. В 2013 г. объём потока туристов на Дальнем Востоке уменьшился в 2 раза и составил 610 779 чел., из них 51% туристов в Приморском крае, 17,5% - в Хабаровском крае, 14,8% - в Амурской области, 5,8% - в Республике Саха (Якутия), 4% - в Камчатском крае и Сахалинской области, 2% - в Еврейской автономной области, 1% - в Магаданской области, 0,05% - в Чукотском автономном округе [13; 1; 10].
В результате проведённого анализа, были выделены пять ступеней развития туризма в дальневосточном регионе на современном этапе: 1) 1988-1993 гг.; 2) 1994-1998 гг.; 3) 2000-2008 гг.; 4) 2009-2010 гг.; 5) 2011-2013 гг.
На представленных графиках (Рис.1., Рис.2.) видно, как менялось соотношение объёма туристского потока к стоимости туристских путёвок в 1988-2013 гг. На основе обозначенных тенденций целесообразно выявлять точки роста регионального туризма, его стимулирующие факторы в
64
-о : * 50: Я : 5 45: О 40 : 35 ^ 30 ^ 25 ^ 20 ^ 15 ^ 10 ^ 5 :
0 : -1.......1 ,- 1 1 1
1988 - 1993 г. 1994 - 1999 г. 2000 - 2008 г. 2009 - 2010 г. 2011 - 2013 г.
Рис.1. Общий туристский поток в 1988-2013 гг. на Дальнем Востоке России
[1; 7; 10; 11; 13; 15; 16].
тот или иной период с целью их применения при дальнейшей разработке программных документов по развитию туризма на Дальнем Востоке России.
Таким образом, туристский поток с объёмом реализации путевок является основным результирующим показателем основной деятельности туристских предприятий. Помимо этого, можно говорить о данном показателе как об уникальном системном измерителе деятельности исполнительных органов власти, ответственных за развитие туризма не только в стране, но и в регионах. Изучение данных системных показателей туристской деятельности также даёт представление о степени развития материально-технических и финансово-экономических факторов отрасли в регионе.
В результате проведённого анализа туристских потоков в дальневосточном регионе удалось подтвердить целесообразность предложенной периодизации в туристском процессе, выявить наиболее развитые туристские территории, определить влияние туристских дестинаций на развитие туризма в регионе. Стало очевидным активное участие Приморского и Хабаровского краёв, Амурской области в донорстве выездных турпотоков в Китай, Японию и Таиланд, тогда как Камчатский край и Сахалинская область стараются осуществлять развитие внутреннего и въездного туризма.
Так, исходя из исследований таких системных показателей, можно осуществлять прогноз дальнейшего развития регионального туризма, корректировать планы по созданию и восстановлению туристской инфраструктуры.
♦
30
25
20 -
15 -
10
-1-----1---1-----1—
1988 - 1993 г. 1994 - 1999 г. 2000 - 2008 г. 2009 - 2010 г. 2011 - 2013 г.
Рис.2. Стоимость реализованных населению туристских путевок (млрд руб.) в 1988-2013 гг. на Дальнем Востоке России [1; 7; 10; 11; 13; 15; 16].
5
0
Литература
1. Амурский статистический ежегодник 2013: Статистический сборник / Б.: Амурстат, 2013. 586 с.
2. Берестовой А.А. Туристская деятельность в Приморском крае// Туристские фирмы: Правовое обеспечение международного туризма. 1998. Вып. 16. С. 126-131.
3. Долженко Г.П., Путрик Ю.С. О периодизации истории туризма в России // Национальный туристский журнал «Туристские фирмы». СПб.: Невский фонд., 2009. Вып.№ 48, С. 64-68.
4. Итоги деятельности туристской отрасли Востока России в 2007 г. / Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» [Электронный ресурс.] URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/economic-activities/tourism-recreation/36 (дата обращения: 25.12.2015 г.).
5. Итоги деятельности туристской отрасли Востока России в 2008 г. / Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» [Электронный ресурс.] URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/economic-activities/tourism-recreation/37 (дата обращения: 25.12.2015 г.).
6. Итоги деятельности туристской отрасли Востока России в 2010 г. / Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» [Электронный ресурс.] URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/economic-activities/tourism-recreation/39 (дата обращения: 25.12.2015 г.).
7. Камчатский статистический ежегодник: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Камч. краю; [председ. ред. коллегии С.С. Корнилева]. Петропавловск-Камчатский, 2013. 441 с.
8. Камчатский статистический ежегодник: стат. сб./ Федер. служба гос. статистики, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Камч. краю; [председ. ред. коллегии М.В. Завадская]. Петропавловск-Камчатский, 2010. 428 с.
9. Мирошниченко О.В., Царевская Е.А. Международный туризм в трансграничном взаимодействии Амурской области и КНР // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4—1 (27). С. 111—112.
10. Статистический ежегодник Магаданской области / Магадан: Магаданстат, 2013. 285 с.
11. Туризм и туристские ресурсы в Амурской области: Записка / Б.: Амурстат, 2011. 30 с.
12. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае комплекс. Сборник [2004—2008 гг.]. Владивосток: Приморскстат 2009. 126 с.
13. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае комплексный сборник [2008-2012 гг.] / Федер. служба Госстатистики, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Примор. краю; [редкол.: В.Ф.Шаповалов (пред.) и др.] Владивосток: Приморскстат 2013. 80 с.
14. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае стат. сборник [20002006 гг.] Владивосток: Примкрайгосстат, 2007. 139 с.: табл.
15. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: Статистический сборник / Владивосток: Приморскстат, 2009. С. 65.
16. Хабаровский край. Статистический ежегодник / Хабаровск: Хабаровскстат, 2012. 336 с.
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Amurskij statisticheskij ezhegodnik 2013: Statisticheskij sbornik / B.: Amurstat, 2013. 586 s.
2. Berestovoj A.A. Turistskaya deyatel'nost' v Primorskom krae// Turistskie firmy: Pravovoe obespechenie mezhdunarodnogo turizma. 1998. Vyp. 16. S. 126131.
3. Dolzhenko G.P., Putrik YU.S. O periodizatsii istorii turizma v Rossii // Natsional'nyj turistskij zhurnal «Turistskie firmy». SPb.: Nevskij fond., 2009. Vyp.№ 48, S. 64-68.
4. Itogi deyatel'nosti turistskoj otrasli Vostoka Rossii v 2007 g. / Mezhregional'naya assotsiatsiya ehkonomicheskogo vzaimodejstviya sub"ektov Rossijskoj Federatsii «Dal'nij Vostok i Zabajkal'e» [EHlektronnyj resurs.] URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/economic-activities/tourism-recreation/36 (data obrashheniya: 25.12.2015 g.).
5. Itogi deyatel'nosti turistskoj otrasli Vostoka Rossii v 2008 g. / Mezhregional'naya assotsiatsiya ehkonomicheskogo vzaimodejstviya sub"ektov Rossijskoj Federatsii «Dal'nij Vostok i Zabajkal'e» [EHlektronnyj resurs.] URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/economic-activities/tourism-recreation/37 (data obrashheniya: 25.12.2015 g.).
6. Itogi deyatel'nosti turistskoj otrasli Vostoka Rossii v 2010 g. / Mezhregional'naya assotsiatsiya ehkonomicheskogo vzaimodejstviya sub"ektov Rossijskoj Federatsii «Dal'nij Vostok i Zabajkal'e» [EHlektronnyj resurs.] URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/economic-activities/tourism-recreation/39 (data obrashheniya: 25.12.2015 g.).
7. Kamchatskij statisticheskij ezhegodnik: stat. sb. / Feder. sluzhba gos. statistiki, Territ. organ Feder. sluzhby gos. statistiki po Kamch. krayu; [predsed. red. kollegii S.S. Kornileva]. Petropavlovsk-Kamchatskij, 2013. 441 s.
8. Kamchatskij statisticheskij ezhegodnik: stat. sb./ Feder. sluzhba gos. statistiki, Territ. organ Feder. sluzhby gos. statistiki po Kamch. krayu; [predsed. red. kollegii M.V. Zavadskaya]. Petropavlovsk-Kamchatskij, 2010. 428 s.
9. Miroshnichenko O.V., TSarevskaya E.A. Mezhdunarodnyj turizm v transgranichnom vzaimodejstvii Amurskoj oblasti i KNR // Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 4-1 (27). S. 111-112.
10. Statisticheskij ezhegodnik Magadanskoj oblasti / Magadan: Magadanstat, 2013. 285 s.
11. Turizm i turistskie resursy V Атигеко) oblasti: Zapiska / В.: Ати^а^ 2011. 30 s.
12. Turizm i turistskie resursy V Рптогекот кгае kompleks. Sbomik [2004— 2008 gg.]. Vladivostok: Primorskstat 2009. 126 s.
13. Turizm i turistskie resursy V Primorskom кгае kompleksnyj sbomik [2008— 2012 gg.] / Feder. sluzhba Gosstatistiki, Territ. ощап Feder. sluzhby gos. statistiki ро Primor. krayu; [redkol.: V.F.SHapovalov (pred.) i dr.] Vladivostok: Primorskstat 2013. 80 s.
14. Turizm i turistskie resursy V Primorskom кгае stat. sbomik [2000—2006 gg.] Vladivostok: Primkrajgosstat, 2007. 139 s.: tabl.
15. Turizm i turistskie resursy V Primorskom кгае: Statisticheskij sbomik / Vladivostok: Primorskstat, 2009. S. 65.
16. KHabarovskij кга). Statisticheskij ezhegodnik / KHabarovsk: KHabarovskstat, 2012. 336 s.