Научная статья на тему 'Организация деятельности правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности'

Организация деятельности правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1899
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT / УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNANCE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Какимжанов М.Т.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования и организации деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of law enforcement to ensure public safety

In article are considered questions of the improvement and organizations to activity organ internal deals in sphere of the provision to public safety. The offers are given on improvement legislation in given to sphere

Текст научной работы на тему «Организация деятельности правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности»

9. Reder Erik. Geldwasche mit Cybermoney // Kriminalistik, BRD, 2000, s. 261-271 / переводчик: Н.П. Климова. - М: ВНИИ МВД России. 2001.

10. Логинов Е.Л. Указ. ранее. С.95.

11. Сводные данные о ситуации в России относительно отмывания денег. Аналитический обзор (подготовлен по заказу UNDPSHD и UNODCCP в рамках исследований, проводимых Всемирной Программой ООН по борьбе с отмыванием денег (GPML). - М.: ВНИИ МВД России. 2002; Reder Erik. Geldwasche mit Cybermoney // Kriminalistik, BRD, 2000, s. 261-271. / перевод Н.П. Климова. - М: ВНИИ МВД России. 2001; Логинов Е.Л. Указ. ранее.

12. Аверьянова Т.В. Некоторые проблемы теории и практики судебной экспертизы и пути их решения // Вестник МВД России, 2007. № .С.10.

13. Например: Корж В. Типичные способы легализации преступных доходов. Сравнительный анализ законодательства России и Украины / Российская юстиция, 2002. № 4. С.62; Шохин С.О. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем: роль Счетной палаты Российской Федерации / Банковское право, 2004, № 3. С.10.

14. Шохин С.О. Указ. работа. С.8.

15. Лазутин А.Ю. Отмывание денег: традиционные формы и современные тенденции // Информационный бюллетень № 2. - М., 2000. С.65.

16. Stolpe Oliver. Geldwasche und die Mafia Kriminalistik, BRD, 2000, № 2, S. 99-109. /перевод Н.П. Климова.

17. Легализация наркодоходов с использованием пластиковых карт: методические рекомендации. - М.: ФСКН России, 2006.

Организация деятельности

правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности

М.Т. Какимжанов*

In clause questions ofperfection and the organization of activity of law-enforcement bodies in sphere of maintenance of public safety are considered.

Безопасность личности, ее свобода и совершенствование немыслимы вне общества. В свою очередь существование общества зависит не только от защищенности некоторых личностей, а от безопасности всех. Безопасность общества не может обеспечиваться без опоры на право, без властного стеснения произвола отдельных лиц и их противообщественных инстинктов. Между тем и в философии, и в теории права вопрос о пределах вмешательства государства в область индивидуальных свобод личности не имеет единого решения. Идея права и порядка сама по себе подвергается жесточайшему социальному нападению. Начало этому было положено, когда толстовское понимание «непротивления злу» вплотную подошло к отрицанию права и противопоставлению правовых учреждений законам нравственности1. Осмыслить проблему общественной безопасности с юридических позиций достаточно трудно, поскольку трудно сугубо правовыми средствами определить общественный идеал, тем более связать его с внутренней духовной работой личности каждого члена общества. Выражаясь словами классика английско-

го права Дайси, невозможно думать, что в мире воображаемом или действительном можно открыть совершенную конституцию, способную служить образцом для исправления существующих недостатков государственной организации2.

В этой связи немаловажное значение в обеспечении национальной (в том числе и общественной) безопасности принадлежит правоохранительным органам. В широком смысле к функциям правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности может быть отнесена совокупность обязанностей, юридически оформленных в законодательстве о данных структурах. Однако это не в полной мере позволяет оттенить особенности их деятельности именно в части обеспечения общественной безопасности. Представляется, что указанные особенности могут быть определены посредством четкого формулирования понятия общественной безопасности как важнейшей составляющей национальной безопасности, цели функционирования правоохранительных органов в названной области, раскрытия предполагаемых угроз.

Докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

Общественная безопасность в данном понимании может быть представлена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и последствий чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) природного, техногенного и социального характера.

Целью обеспечения общественной безопасности и, следовательно, функционирования системы правоохранительных органов в данной области, является создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности, обеспечение надежного предупреждения и устранения угроз этим объектам. К объектам общественной безопасности относятся: права и свободы, жизнь и здоровье граждан, собственность, государство и его институты, общественные формирования. К угрозам общественной безопасности может быть отнесена совокупность условий и факторов, создающих реальную и потенциальную опасность объектам общественной и, следовательно, национальной безопасности.

Основными видами угроз общественной безопасности являются: общественно опасные деяния, конфликты и катаклизмы социального, природного и техногенного свойства. Они разнообразны и по-разному проявляют себя в различных сферах жизнедеятельности государства, общества и граждан.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации средств транспорта, правил дорожного движения, ведения строительных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также нарушение правил хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, сильнодействующих ядов, радиоактивных и иных опасных предметов и веществ. Общественно опасные нарушения указанных правил квалифицируются в соответствии с уголовным законодательством как преступления, посягающие на общественную безопасность. Одновременно такие правонарушения посягают и на личную безопасность граждан.

Угроза общественной безопасности может создаваться также при нарушении установленного порядка проведения массовых мероприятий, неправильной организации, несвоевременного принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Наличие такой угрозы

неизбежно возникает при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Как показывает практика, по направленности и содержанию угрозы могут быть классифицированы по следующим сферам:

а) политики (связанные с недостатками функционирования органов власти и управления на местах, незаконной деятельностью политических партий и общественных объединений, искажениями национальной политики в центре и в регионах и др.);

б) экономики (вытекающие из дефектов, искажений экономической политики, правовой неурегулированности многих сторон новых рыночных экономических отношений, значительного расширения масштабов криминализации экономики, расслоения населения при снижении уровня жизни большинства граждан, неудовлетворительного контроля за внешнеэкономической деятельностью);

в) социальной сферы (связанные с нарушением законных прав и интересов граждан, отказом или неспособностью государства защитить их, с неблагополучием в системе охраны физического и нравственного здоровья населения, вытекающие из складывающейся крайне неблагоприятной демографической ситуации);

г) экологии (связанные с обострением противоречий между развитием производительных сил, технологий и необходимостью сохранения благоприятной экологической среды для жизни людей, разбалансированием и некомплексным решением экономических, социальных, экологических и технологических проблем, загрязнением природной среды, истощением природных ресурсов, разрушением экологического равновесия, ростом антропогенной нагрузки на землю, истощением плодородных почв, запасом незагрязненной воды, природных топливно-энергетических ресурсов и др.);

д) культуры (связанные с неудовлетворительным состоянием охраны культурных ценностей, в т.ч. гибелью или реальной угрозой гибели многих ценностей, имеющих национальное значение, массовым контрабандным вывозом культурных ценностей за границу, падением нравственности, возникающим вследствие неудовлетворительных условий для творчества, национального самосознания, снижением уровня образованности и воспитанности населения);

е) техники (возникающие в связи с авариями и катастрофами, низкой технологической и производственной эксплуатацией изношенного и неисправного оборудования, несвоевременностью проведения ремонтных и регламентных работ, нарушениями правил хранения и транспортировки опасных веществ, отклонениями от проектной документации при производстве оборудования, технических средств, в строительстве и др.);

ж) борьбы с преступностью и деятельности правоохранительных органов (связанные с беспрецедентным ростом преступности, криминализацией многих государственных структур и общества в целом, повышением степени опасности преступных действий, эскалации насилия, жестокости, агрессивности, вооруженности и организованности преступников, появлением новых видов преступлений, вызывающих большой общественный резонанс: захваты заложников, терроризм, крупные банковские мошенничества, криминальный политический экстремизм, коррумпированность государственного аппарата, в т.ч. и правоохранительных органов, увеличение числа различного рода злоупотреблений и нарушений законности сотрудниками правоохранительных органов, неверием людей в способность государства эффективно обеспечить их защиту от преступных посягательств).

Перечисленные угрозы общественной безопасности с учетом их видовой направленности можно объединить в две группы: криминального (связанные с преступностью) и некриминального характера (включая природные, техногенные и социальные). Соответственно должна осуществляться и деятельность правоохранительных органов. Содержание этой деятельности определяется ее направленностью на превенцию (предупреждение) угроз и пресечение негативных последствий в случае их проявления.

Основным направлением деятельности государства в лице его институтов, и, прежде всего правоохранительных органов, является недопущение насилия над личностью, а в случае совершения правонарушения обеспечение неотвратимости наказания.

Важнейшими задачами в этой области, как нам видится, являются:

• своевременное выявление угроз и замыслов преступной среды;

• изучение и анализ негативных процессов, происходящих в сфере социальных,

экономических, политических, нацио-

нальных отношений, в деятельности организаций, фронтов и объединений экстремистского толка, криминальной среде;

• изучение причин и факторов, способствующих развитию негативных тенденций;

• оценка состояния общественной безопасности в целом, прогнозирование тенденций ее развития (в т.ч. и преступности), информирование инстанций и, прежде всего руководства страны, властных структур, общественности и граждан о положении дел в данной области;

• подготовка и сопровождение комплексных целевых программ обеспечения общественной безопасности;

• создание, развитие, оснащение, подготовка и поддержание в достаточной степени готовности системы субъектов обеспечения общественной безопасности (сил и средств);

• непосредственная упреждающая защита личной и имущественной неприкосновенности, прав и свобод граждан, обеспечение нормальной деятельности государственных, общественных и иных предприятий и учреждений;

• устранение юридических условий, облегчающих совершение правонарушений (в т.ч. экономических преступлений и коррупцию государственных служащих) посредством ревизии и соответствующей корректировки законодательства и ведомственных актов. Реализация мер правоохранительными органами по непосредственной защите жизненно важных интересов личности, общества и государства в случае проявления угроз, прежде всего, включает в себя:

• обеспечение своевременного реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях и происшествиях;

• оперативное и качественное рассмотрение материалов (заявлений и сообщений граждан) о правонарушениях и происшествиях;

• оперативное вмешательство в ситуации, которые могут вызвать гражданские беспорядки, групповые неповиновения представителям власти, своевременное пресечение массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;

• участие в спасении людей и сохранении материальных ценностей в условиях природных, техногенных и экологических катастроф;

о> о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

• организация и проведение наступательных оперативно-розыскных действий и следственных мероприятий по выявлению, разоблачению и привлечению к ответственности лиц, совершающих преступления, особенно организованных преступных групп и преступных организаций (сообществ), деятельность которых существенно влияет на оперативную обстановку, вызывает большой общественный резонанс, подрывает авторитет власти;

• обеспечение своевременного и качественного рассмотрения гражданских и уголовных дел в судах, устранение коррупции и мздоимства в правоохранительных органах;

• поддержание на должном уровне общественного порядка на улицах и площадях, общественном транспорте, повышение эффективности деятельности в борьбе с уличной преступностью;

• активный розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц;

• пресечение сопротивления незаконных вооруженных формирований и различных преступных групп силами внутренних войск и подразделений специального назначения;

• проведение специальных новых силовых операций по борьбе с терроризмом, освобождению заложников, разоружению вооруженных формирований, пресечению действий вооруженных бандитских группировок, ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, крупных аварий и катастроф.

Важное значение, в данном случае, имеет устранение последствий внутренних посягательств на национальную, в том числе общественную безопасность. В этих целях правоохранительными органами, в первую очередь, должны осуществляться следующие функции:

• сбор, анализ и оценка информации о негативных последствиях посягательств на общественную безопасность;

• подготовка и направление в соответствующие инстанции информации о негативных последствиях посягательств на общественную безопасность, принятых мерах и предложениях, направленных на недопущение впредь подобных проявлений;

• разработка комплексных целевых программ по устранению отрицательных последствий посягательств на общественную безопасность;

• внесение корректив в специальные планы действий при посягательствах на общественную безопасность с учетом сложившейся обстановки;

• уточнение и изменение системы подготовки личного состава правоохранительных органов, организации и тактики их действий по предупреждению и пресечению посягательств на общественную безопасность;

• проведение широкой разъяснительной работы среди населения об отрицательных последствиях посягательств на общественную безопасность страны, виновниках этих акций, принимаемых мерах по привлечению правонарушителей к ответственности и недопущению подобного впредь;

• проведение официальных расследований обстоятельств случившегося, причинах и поводах посягательств на общественную безопасность. Приоритетными направлениями в деятельности правоохранительных органов, при устранении последствий посягательств на общественную безопасность, являются снижение остроты социальных противоречий, усиление защиты духовных, интеллектуальных и культурных ценностей, укрепление территориальной целостности государства, недопущение обострения социального и политического противостояния, создающего опасность политических кризисов, способных перерасти в военные конфликты, упрочение защиты жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека, усиление борьбы с преступностью, укрепление законности и правопорядка в обществе.

Сегодня рост частных собственников привел к тому, что их богатства стало основным предметом криминальной активности. В криминологии имеется множество фактов того, что именно на почве и приобретения, и охраны собственности разыгрываются драмы уголовного терроризма, заказных убийств, похищений людей, вымогательств и других преступлений, количество видов которых коррелирует и имеет сходную динамику. Структурные изменения преступности свидетельствуют о том, что примерно на четверть является более тяжкой, чем она была десятилетие назад и это обстоятельство характе-

ризует общественную безопасность этапа становления рыночных отношений3.

В этой связи особенностью современного состояния общественной безопасности является то, что перераспределение и приватизация собственности сопровождаются «приватизацией» государственных властных функций (таких, например, как защита собственности и личности собственников). Эту функцию взяли на себя нелегальные или криминальные образования. Так, поборы рэкетиров мелких собственников и предпринимателей воспринимаются как справедливое вознаграждение за «безопасность».

Произошла деформация правосознания и правопорядка, выразившаяся в том, что государство переуступило обществу некоторые свои исключительные прерогативы в области обеспечения общественной безопасности. Оценка перспектив развития криминологической обстановки сопряжена с большой неопределенностью. Эта неопределенность связана, прежде всего, со сложностью эволюции общества. Однако, несомненно то, что за названным феноменом стоят общественные силы, которые фиксируют доступность и соблазнительность богатства, сосредоточиваемого в частных руках. Крайности проявлений конкурентной борьбы, включая формы насилия, сопровождаются искажением духовных и нравственных ценностей общества, понижением «порога дозволенного» в общественном сознании.

Следовательно, даже при благоприятных условиях социально-экономического развития необратимо будет происходить трансформация преступности. Особенность этой криминологической трансформации — превалирование корыстной и корыстно — насильственной преступности, мощное развитие криминальных «бизнес точек роста», организованных форм преступности в различных областях человеческой деятельности, в том числе малодоступных для правонарушений, например, в медицине, компьютерной технике, культуре, религии и др.4

Опасности глобального значения несут проблемы терроризма. Размах террористических акций повсюду в мире дал основание зарубежным исследователям называть последние два десятилетия фазой «века терроризма». Всплеск массовых проявлений терроризма охватил и страны постсоветского пространства (и в первую очередь Россию). Причин этому много и одна из них — разрушение двуполярного

сдерживания терроризма, противостоящими друг другу мировыми политическими системами. Каждая из них по-своему сдерживала разрастание террора, прежде всего у контролируемых повстанческих движений. С крахом одной из них — социалистической, эта особенность утрачена. Возникла совершенно новая, не поддающаяся контролю ситуация, при которой «авторитет» лидеров терроризма искусственно раздувается, широко поддерживается и многократно тиражируется прежде всего через средства массовой информации. Тем самым в общественном сознании утверждается страх и неверие в силу государства и права.

Питательную среду роста терроризма, как нам представляется, составляют: рассогласование деятельности ветвей власти, вызванные появлением новой структуры отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и расширяющих сферу своего влияния; усиление корпоративных норм криминального поведения значительной части населения; изменение общественных норм понимания справедливости, допускающих насилие во имя политических и иных целей; распространение мировоззрений и культов, исповедующих насилие и жестокость, национально-этнической мести за былое угнетение, притеснение в правах и свободах; рост взаимной агрессивности и нетерпимости друг к дугу между национальными, корпоративными, клановыми группами; безработица и востребование на рынке труда лиц с военной и специальной подготовкой; снижение общественного авторитета государственной власти; авторитарное поведение отдельных политических и общественных лидеров.

Криминогенная обстановка, сложившаяся сегодня (как на территории России, так и в странах СНГ), выдвинула проблему объединения усилий правоохранительных органов государств. Сегодня можно констатировать, что углубляется противоречие между единством криминального пространства и разрозненностью усилий правоохранительных органов в оперативно-розыскном обеспечении борьбы с преступностью.

В условиях политической и экономической нестабильности, нарастания кризисных явлений в обществе необходимо проведение такой уголовно-правовой политики в сфере борьбы с преступностью, которая соответствовала бы не только сложившейся ситуации в стране, но и

0) о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

принципам построения правового государства, а также принятым международным обязательствам в этой области.

В конечном итоге деятельность правоохранительных органов по устранению последствий посягательств на общественную безопасность должна минимизировать их отрицательный эффект, создать эффективную систему воздействия на факторы, обуславливающие возникновение угроз общественной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, систему правоохранительного обеспечения общественной безопасности можно представить как совокупность мер политического, правового, экономического, организационного, научно -технического, социокультурного и иного характера, позволяющих поддерживать надлежащий уровень общественной защищенности в стране5. Целью функционирования названной системы является создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности (прав и свобод, жизни и здоровья граждан, собственности, государственных и общественных институтов), обеспечение надежного парирования угроз национальной (внутренней) безопасности. Достижение указанной цели во многом обеспечивается организацией взаимодействия между субъектами правоохранительного обеспечения общественной безопасности.

На рабочем уровне, взаимодействие между субъектами, обеспечивающими общественную безопасность, должно осуществляться при решении конкретных вопросов и регламентироваться межведомственными нормативными актами, двусторонними, многосторонними соглашениями (приказами, решениями коллегий, договорами о сотрудничестве).

Технологически взаимодействие по обеспечению общественной безопасности должно предполагать согласование по месту, времени, способам осуществления конкретных мероприятий, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию угроз национальной безопасности, и ее укрепление. Особое значение при этом имеет взаимодействие правоохранительных органов, осуществляемое при резких осложнениях оперативной обстановки, в условиях вооруженного сопротивления организованных преступных групп, при вооруженных межэтнических столкновениях, при проведении специальных операций по разоружению незаконных

вооруженных формирований и борьбе с терроризмом. В этих условиях должны проводиться силами органов внутренних дел, внутренних войск, подразделениями службы безопасности совместные силовые акции по блокированию преступных групп, ведению переговоров с террористами, освобождению заложников, задержанию (захвату) лиц, совершивших преступления и оказывающих вооруженное сопротивление представителям власти.

Основными формами взаимодействия в этих случаях, как правило, являются: совместное планирование мероприятий, обмен информацией, согласование действий по решению общих задач, подведение итогов выполненной работы, обучение кадров, проведение научных исследований по наиболее актуальным проблемам укрепления общественной безопасности.

Повышение уровня скоординирован-ности действий правоохранительных органов и спецслужб в реализации информации на лидеров и активных участников организованных преступных групп и преступных сообществ, а также их пособников в органах власти и управления с тем, чтобы в короткие сроки добиться качественного оздоровления криминальной ситуации, является одной из приоритетных мер обеспечения национальной безопасности в современный период.

В целях укрепления общественной безопасности, включая успешную борьбу с преступностью как корыстной, так и насильственной направленности, необходимо совершенствовать, в первую очередь, формирование соответствующего правового пространства, а во-вторую — безотлагательное принятие и введение в действие целого ряда нормативных правовых актов (где они не приняты). В том числе, таких как: «О борьбе с организованной преступностью»; «О борьбе с коррупцией»; «Об ответственности за создание незаконных вооруженных формирований и участие в них»; «О защите граждан, содействующих обеспечению общественной безопасности»; «Об усилении социальной защиты лиц, участвующих в обеспечении общественной безопасности» и др. Принятие такого ряда нормативно-правовых актов, в совокупности с действующими уголовно-правовыми и процессуальными нормами, должно способствовать укреплению правовой базы обеспечения общественной безопасности.

Литература и примечания

1. Толстой Л.Н. Право и нравственность. Соч. — М., 1994.

2. Дайси. Основы государственного права Англии // Библиотека для самообразования, — СПб., 1905.

3. Шнайдер Г.Й. Криминология. — И., 1994; Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. - М., 1996. С.41.

4. Лунеева В.В. Тенденции развития преступности в мире и России к началу третьего тысячелетия // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. МВД России. — М., №2, 1996. С.50; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. С.23.

5. Глебов И.Н. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... док. юр. наук. — М., 1999. С.194.

Теоретико-методологический аспект

эффективной правоприменительной

деятельности

К.Н. Пономарев*

In the given article it is proved the quality analysis of law enforcement decision and law enforcement effectiveness. There are circumstances to be investigated which influence on efficiency and social value of enforcement. The author determines trends and directions of law enforcement reforming.

Современные преобразования, происходящие практически во всех сферах общественной жизни России, закономерно обусловливают совершенствование право-реализационной деятельности органов государственной власти, их должностных лиц, повышение ответственности за выносимые ими управленческие решения. Существует объективная необходимость устранить негативные тенденции, возникающие в практике реализации этих решений, прежде всего, в области правоприменения.

Качество правоприменения в значительной степени влияет на эффективность реализации норм права. Современная российская юридическая практика свидетельствует о том, что со стороны органов правоприменения допускается значительное число нарушений законности. Особую социальную и юридическую значимость им придает то, что их совершают лица, управомоченные охранять и укреплять законность и правопорядок.

Некачественные управленческие решения затрудняют достижение целевых установок применения права, снижают воспитательное значение правоприменительного процесса, отрицательно влияют на авторитет должностных лиц, осуществляющих властные полномочия. Некачественная работа субъекта, применяющего право, создает у граждан неверное представление о направленности его деятельности. И самое главное — в результа-

те этого нарушаются права, свободы, законные интересы личности.

Правоприменительная деятельность характеризуется рядом существенных признаков: осуществляется специально уполномоченными государством органами в пределах предоставленной компетенции; носит государственно-властный характер; протекает в особых, установленных нормативными актами формах и с соблюдением определенных процедур; претворяется на основе и во исполнение правовых норм; должна осуществляться с соблюдением основных принципов правоприменения; результатом деятельности по применению права является вынесение и исполнение индивидуально-конкретных предписаний (правоприменительного акта) или подзаконных нормативно-правовых актов.

Повышение эффективности правоприменительной деятельности должно представлять собой постоянный процесс. Правоприменительная деятельность должна быть ориентирована на признание общечеловеческих ценностей. Этого можно добиться осуществляя правоприменительную деятельность в соответствии не только с нормами права, но и нормами морали. Правоприменительная деятельность должна быть образцом нравственной деятельности, обеспечивать надежную защиту личности, общества и государства.

Правоприменительная деятельность — явление сложное, она не ограничивается

Кандидат юридических наук, доцент.

о> о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.