Научная статья на тему 'Организация деятельности по согласованию стратегий развития региона и аэропорта'

Организация деятельности по согласованию стратегий развития региона и аэропорта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / АЭРОПОРТ / СОГЛАСОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ / REGION / DEVELOPMENT / AIRPORT / THE HARMONIZATION OF POLICIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гаськова Ю. И.

Автором в статье рассматривается, что аэропорты как важнейшие инфраструктурные объекты влияют на экономику регионов, при этом сами имеют значительную зависимость от развития субъектов федерации. В настоящий момент для развития аэропортов в регионах, а, следовательно, самих территорий, повысить уровень согласованности стратегий и действий правительства региона, аэропортов, инвесторов и отраслевых ведомств для достижения синергетического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гаськова Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ACTIVITIES FOR HARMONIZATION OF STRATEGIES OF REGION’S AND AIRPORT’S DEVELOPMENT

The author of the article considers that as the most important airport infrastructure facilities affect the regional economy, while they themselves have a significant dependence on the development of the region. Currently, we need to raise the level of harmonization of strategies and actions of the region’s government, airports and investors from-sectoral departments to achieve synergies of the development of airports and regions.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности по согласованию стратегий развития региона и аэропорта»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.047 Гаськова Ю.И.

Аспирант, Байкальский государственный университет экономики и права ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И АЭРОПОРТА

Аннотация

Автором в статье рассматривается, что аэропорты как важнейшие инфраструктурные объекты влияют на экономику регионов, при этом сами имеют значительную зависимость от развития субъектов федерации. В настоящий момент для развития аэропортов в регионах, а, следовательно, самих территорий, повысить уровень согласованности стратегий и действий правительства региона, аэропортов, инвесторов и отраслевых ведомств для достижения синергетического эффекта.

Ключевые слова: регион, развитие, аэропорт, согласование стратегий.

Gaskova Yu.I.

Postgraduate, Baikal State University of Economics and Law ORGANIZATION OF ACTIVITIES FOR HARMONIZATION OF STRATEGIES OF REGION’S

AND AIRPORT’S DEVELOPMENT

Abstract

The author of the article considers that as the most important airport infrastructure facilities affect the regional economy, while they themselves have a significant dependence on the development of the region. Currently, we need to raise the level of harmonization of strategies and actions of the region’s government, airports and investors from-sectoral departments to achieve synergies of the development of airports and regions.

Keywords: region, development, airport, the harmonization of policies.

С

Ч^оциально-экономическое положение РФ и ее регионов, особенно Сибири и Дальнего Востока, обусловлено особенностями географического положения и большой протяженностью территорий, слабо развитой дорожной инфраструктурой, вызывающих значительную зависимость их экономики от уровня развития аэропортов. В последние десятилетия аэропорты приобретает новое значение. Ранее инфраструктура воздушного транспорта обеспечивала потребности регионов, сейчас аэропорты трансформируются в стратегические центры развития и привлечения инвестиций, сосредотачивают производственную и социальную инфраструктуру, становясь важнейшими опорными узлами развития городов и регионов.

Согласно докладу, подготовленного компанией «VEGAS LEX», реконструкция региональных аэропортов способствует привлечению в регион бюджетных авиакомпаний, это приводит к росту подвижности населения. Развитие грузовых перевозок оптимизирует сроки поставок в различных отраслях экономики, что стимулирует деловую активность региона [12].

«Эффективность работы аэропорта - важнейший стимул для социально-экономического развития региона, и один из ключевых индикаторов этого развития. При построении прогнозов пассажиропотока аэропортов в первую очередь учитывается прирост ВРП. Зависимость, зачастую, носит линейный характер. Обычно каждому проценту прироста ВРП соответствует увеличением объема пассажирских и грузовых перевозок на 1,5-2%» [9].

Основными проблемами развития аэропортов в регионах РФ являются сильная изношенность основных фондов (70-80%), долговременные сроки окупаемости капитальных вложений, наличие постоянной потребности в поддерживающих ремонтах искусственных покрытий и спецтехники, режимность объектов. Без вмешательства властей, а также инвесторов аэропортам не решить сложившиеся проблемы. Со стороны Правительства РФ запущены основные системные программные документы, согласно которым уже получены некоторые результаты (табл.1).

Из таблицы 1 видно, что Правительство РФ выделяет средства на развитие воздушного транспорта, и многие программы работают, но силами только государства региональные аэропорты очень трудно возродить. Заинтересованность инвесторов в развитии аэропортов зависит от перспективы грузопотоков и пассажиропотоков, качества проработки проекта, его надежности и срока окупаемости, гарантированности доходности инвестиций. На сегодня уже многие аэропорты проводят модернизацию за счет инвесторов (см.рис. 1) [12].

Таблица 1 - Основные документы по развитию региональных аэропортов, ___________по которым получены определенные результаты_________

Наименование документа Достигнутый результат

ФЦП «Развитие транспортной системы России (20102020 годы)» (с изменениями на 6 октября 2015 года), подпрограмма Гражданская авиация [1] В 2012 г. проведена реконструкция аэродромов более, чем в 40 аэропортах федерального значения, на 2014 год заключен 141 государственный контракт на 34 510,99 млн. рублей - 99,6 % от объема годовых бюджетных назначений («капитальные вложения»). [8].

Постановление от 25 декабря 2013 г. № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети РФ» Общий пассажиропоток в рамках реализации постановления № 1242 по пяти узловым аэропортам СФО увеличился на 15,7% и составил 139 560 пассажиров по итогам января-сентября 2015 года. [18].

24

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

Продолжение табл. 1 - Основные документы по развитию региональных аэропортов, ________________по которым получены определенные результаты______________

Наименование документа Достигнутый результат

Постановление Правительства РФ № 1095 от 29.12.2009 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» Общий прирост пассажиропотока в рамках действия постановления № 1095 за девять месяцев 2015 года -23,2%. Всего по маршрутам перевезено 218 559 пассажиров [18].

Источник: InfraONE

Рис. 1 - Характеристика региональных аэропортов с точки зрения наличия инвестора [12]

Источник ссылается на InfraOne

Одна из основных причин слабого уровня развития региональных аэропортов РФ выражается в сосредоточении ключевых финансовых и деловых потоков в столице страны, о чем можно судить и по ВРП, и по пассажиропотоку (см. рис. 2, стр. 26).

25

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

а

б

Сахалинская область и Приморский край п Республика Саха (Якутия) о Хабаровский край о Дальневосточный..

Красноярский край а Новосибирская область н Иркутская область и Кемеровская область и Омская область и Сибирский федеральный..

Тюменская область i i

Челябинская область п Тюменская область .

Уральский федеральный..

Республика Татарстан =

Республика Башкортостан Q Самарская область п Нижегородская область и Пермский край п Оренбургская область и Саратовская область п Приволжский..

Ставропольский край п Республика Дагестан о Чеченская Республика ■

Северо-Кавказский.. ■

Краснодарский край =

Ростовская область п Волгоградская область и Астраханская область и Республика Адыгея i Республика Калмыкия i Южный федеральный округ г.Санкт-Петербург Ленинградская область □

Архангельская область о Республика Коми о Вологодская область о Архангельская область .

Мурманская область о Калининградская область п Новгородская область ■

Республика Карелия ■ в т.ч. Ненецкий авт. округ ■

Псковская область ■

Северо-Западный..

г.Москва I I

Московская область Воронежская область п Белгородская область п Ярославская область п Центральный..

°‘° 3ооо,о0Чо0оо,ог°ооо0ооо0оо3о0оо,о

Волгоград Новый Уренгой Анапа Архангельск Якутск Южно-Сахалинск Нижний Новгород Омск Пермь Челябинск Сургут Калининград Тюмень Минеральные Воды Иркутск Казань Владивосток Красноярск Хабаровск Самара Ростов-на-Дону Уфа Сочи Краснодар Новосибирск Екатеринбург Москва (В-во) Санкт-Петербург Москва (Ш-во) Москва (Д-во)

Рис. 2 - а-ВРП по субъектам РФ 2013г., тыс. млрд руб., б - Пассажиропоток крупнейших аэропортов РФ, 2013 г. , млн пасс

Составлено автором (а) -по данным Росстата [13], (б)-по данным wikipedia [16]

При этом власти в различных стратегических программах ставят целью развитие транспортной инфраструктуры в Сибири, на Д. Востоке, северных территориях России.

Согласно стратегии развития Сибири до 2020 г. «главной задачей развития воздушного транспорта является обеспечение устойчивых и доступных для большинства населения транспортных связей с западными и центральными районами России, а также внутрирегиональных связей, прежде всего, с труднодоступными районами Сибири, в т.ч. с теми, для которых воздушное сообщение является безальтернативным». Отмечена необходимость «Развития транспортной инфраструктуры, связывающей Сибирь с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также организации кроссполярного воздушного моста "Северная Америка - Северный полюс - Азия»[2].

Существующие диспропорции развития транспортной инфраструктуры, в т.ч. сети аэропортов связаны с тем, что правительство регионов, компаний и отраслевых структур зачастую не согласовывают в достаточной степени стратегические планы, а взаимоувязывать стратегии развития и действия по их реализации необходимо для достижения синергетического эффекта в будущем. Проблему нескоординированности действий различных ведомств, властных структур и инвесторов замедляющей развитие аэропортов обсуждали и в Новосибирске на форуме «Транспорт Сибири» в 2013 г.[9]. Например, аэропорт г. Новосибирска «Толмачево», где рост перевозок обуславливал необходимость реконструкции аэродрома, столкнулся с рядом проблем: затруднение передачи фондов от военного ведомства к гражданскому, отсутствие окончательного решения по строительство нового метеолокатора с 2010 г., опасение инвестора вкладывать средства в 2015г. в связи с отложенными сроками обустройства пункт пропуска Росграницей.

Еще одним ярким примером несогласованности стратегических программ развития компаний и региона является ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», основная проблема развития которого вызвана отсутствием

26

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

согласования между властью страны, региона, населением, бизнесом и инвесторами на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время аэропорт г. Иркутска размещён в черте города Иркутск. На повестке дня стоит необходимость модернизации аэропортовой инфраструктуры г. Иркутска, повышения пропускной способности и обеспечения авиационной безопасности на высоком уровне.

Над местом размещения нового аэропорта думают с 1968 г., было предложено более тридцати вариантов. Проблема обострилась после трагической катастрофы аэробуса авиакомпании «Сибирь» в июле 2006 г. Важность строительства нового аэропорта за пределами города в то время обозначил и президент России В.В. Путин, но и в настоящее время нет утвержденного проекта [14]. С 1963 года институтом ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» и его филиалом «Дальаэропроект» проводились работы по выбору участка для размещения нового аэропорта Иркутск. В радиусе 70 км было рассмотрено около 30 площадок. Наиболее конкурентоспособные площадки Бургас, Грановщина, Белая, Усть-Орда, Оёк, Пионерский, по различным причинам из дальнейшего рассмотрения были исключены за период 1963-1995 гг.[16].

Основные рассматриваемые проекты развития аэропорта г. Иркутска последнего десятилетия систематизированы в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ вариантов развития аэропорта г. Иркутска

Вариант развития аэропорта г. Иркутска Положительные стороны Отрицательные стороны Основные причины, из-за которых не достигнута согласованность стратегий и действий

1. Развитие действующего аэропорта

1.1 Разворот полосы на 33 градуса, смещение аэропорта в сторону Байкала. 1) Мобильность перемещения пассажиров и сотрудников компании по городу и до аропорта, 2) Наличие уже действующей инфраструктуры (терминалы, производств. здания и сооружения,сети и т.п.) 1) Сильная Обеспокоенность граждан за снос жилых домов в нас. пунктах Пивовариха, Горячий ключ, Новая Лисиха и др., а также возможный перенос мест массового захоронения жертв политических репрессий 2) Высокие затраты на перенос жилых домов 3) Шумовое воздействие, 4) Риски при взлете и посадке воздушных судов над городом 5) Остается проблема высокой частоты туманов Проект рассматривался в 2001-2005 гг. при действовавшем губернаторе -Б.А. Говорине, и в 2014 -2015 гг. С.В. Ерощенко, по причине масштабного недовольства населения потенциальным переносом захоронений и жилых домов, а также в связи со сменой сменой курса власти после выборов бы отвергнут

1.2 Создание особой экономической зоны с размещением развлекательного комплекса с элементами игорной зоны после присоединения новый земельного участка; Создание на базе аэропорта центра технического обслуживания самолетов Boeing [41. 1) Приток туристов из азиатских стран 2) Несколько вариантов потенциальных инвесторов 1) Малая вероятность внесения изменений в федеральный закон об игорных зонах, открытие игорной зоны в Приморье 2) Низкая социальная ориентированность игорной зоны Проект поддерживал С.В. Ерощенко, но по причине сложностей с законодательством игорного бизнеса и разногласий с представителями разных партий, а также недовольством граждан был не принят

27

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

Продолжение табл. 2 - Анализ вариантов развития аэропорта г. Иркутска

2. Строительство нового аэропорта за городом

2.1 Площадка в районе д. Поздняково Отсутствие в этом районе земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов в зоне шума, а также возможность выбора вариантов строительства подъездной дороги 1) Необходимость перемещения воинской части, 2) Потребность в строительстве 60 км железнодорожной ветки, керосинопровода с переходом через Ангару, ЛЭП, автодороги и мосты 3) Достаточно большой объем работы по отладке рельефа Проект поддерживался губернатором Д.Ф. Мезенцевым ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" подготавливал проект строительства аэропорта Иркутска в районе д. Поздняково (25 км от) на 2008-2015гг. с учетом срока разработки документации, но не прошел экспертизу [17]

2.2 Площадка у авиабазы Белая в Усольском райо не 1) Наличие ВПП, с разрешением приема и выпуска тяжелых самолетов. 2) Имеющийся жилой фонд, в котором можно разместить обслуживающий персонал. 3) Площадка расположена на равнине, продуваемая ветром со всех сторон Высокая удаленность от центра Иркутска (110 км), а также Ангарска и Б.Голоустного. «Росавиация рекомендует размещать аэропорты на расстоянии не более 40-50 км от города»[10]. Предложен Министерством обороны РФ. Не поддержан региональной властью, т.к. размещение аэропорта столь далеко от города не способствовала бы развитию ни туризма на Байкале, ни планируемой агломерации

2.3 Площадка в пади Ключевая 1) Выгодное географическое положение: потенциальная возможность за 1,5 часа доехать до нас. пунктов планируемой ранее агломерации (Ангарска, Иркутска, Шелехова, Усолья-Сибирского, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа), а также в Листвянку. Использование для испытательных полетов авиазавода,Наличие действующим учебного военного полигона, 1) Высокая вероятность туманов, 2) Близость Международного центра по обогащению урана. Поддерживался губернатором А.Г. Тишаниным в 20062007гг., Предварительно было подписано соглашение региона с федеральной властью о строительстве нового аэропорта за пределами г. Иркутска, но решение не было принято окончательно из-за разногласий транспортных ведомств, Минобороны, руководства авиазавода»[14].

Площадка в Усть-Орде 1) Ровный рельеф, 2) Отсутствие туманов, удаленность от населенных пунктов, 3) При строительстве моста за Ангарском -сокращение расстояния до Ангарска, Усолья (примерно в 50 километрах от этих населенных пунктов), дополнительно разгрузка существующих магистральных дорог. 1) Земли, выбранные для строительства в проекте - в собственности у нескольких десятков владельцев, 2) Удаленность от Иркутска (около 70 км), 3) Сложности в договороспособности власти Иркутска и Усть-Ордынского Бурятского округа. Разногласия Б. Говорина (губернатор Иркутской области в с 1997-2005гг.) с Валерием Малеевым глава УОБАО из-за споров по распределению прогнозируемых налогов и проблемам с финансированием [11].

Из представленной выше таблицы можно сделать вывод, что реализация всех разработанных проектов откладывалась из-за несогласия той или иной стороны, причем многие проекты предлагались и прорабатывались неоднократно. Во второй половине 2015 г. в связи с тем, что сменилось областное правительство история обсуждения

28

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

проекта развития аэропорта перешло на новый этап развития. Кроме того, в связи с отсутствием генерального плана территории - Листвянское и Ушаковское муниципальные образования - нет разрешения на строительство масштабных объектов в их пределах. Завершение разработки документации строительству объектов в г. Иркутске и Иркутском районе позволит сформировать обновленный план территориального развития региона с учетом потребностей размещения инженерной, социально-бытовой и транспортной инфраструктуры. [10].

В декабре 2014 г. Указом президента РФ № 833 «О повышении эффективности авиатранспортного сообщения Иркутской области» от 31.12.2014г. "Международный Аэропорт Иркутск" был передан в областную собственность с целью дальнейшего привлечения инвесторов, для того чтобы к 2020 аэропорт г. Иркутска принимал 3 млн. пассажиров в год [3]. Но долгожданного преобразования, которое коснулось бы в целом города и региона и в частности, туризма, строительства и ЖКХ, сферы транспорта не произошло. Основным препятствующим фактором было масштабное недовольство населения грядущим переносом садоводческих участком, а главное, мемориала жертвам репрессий.

Существенно изношенная в 1990-х и 2000-х гг. инфраструктура аэропортов в РФ в настоящее время имеет положительную динамику привлечения инвестиций. Например, «открылся новый единый терминал в Самаре, в котором впервые в РФ реализован совмещенный предполетный досмотр на внутренних и международных рейсах. Закончилась реконструкция в Екатеринбурге (терминал ВВЛ), Новосибирске (МВЛ), Минске (сектор МВЛ), Уфе (МВЛ), Краснодаре (ВВЛ и МВЛ) и Ульяновске. В 2015-2016 гг. ожидается открытие нового пассажирского терминала в Н. Новгороде и завершение не менее ожидаемой реконструкции в Тюмени»[7]. Следовательно, модернизация аэропортов в РФ постепенно реализуется в других регионах (где тоже есть проблемы с финансированием, рельефом и т.п.), но в Иркутской области из-за низкого уровня договороспособности новый аэропорт остается только в различных проектах, на которые затрачивались немалые средства.

В качестве методов организации деятельности по согласованию стратегий развития Иркутской области и аэропорта г. Иркутска может стать форсайт и дальнейшая разработка дорожной карты развития. «Форсайт - это механизм согласования партикулярных интересов отдельных групп граждан: потребителей и общественных организаций, учёных, политиков и бизнеса»[6]. «Форсайт представляет собой определенную методологию, суть которой состоит не только в прогнозировании (что обозначается термином forecasting) будущего, но и в согласованной выработке решений по поводу будущего в выбранной для форсайта сфере. Фактически он решает проблему достижения консенсуса по поводу будущего через согласование интересов различных социальных слоев гражданского общества, причем в активной деятельностной форме»[5].

В Иркутской области форсайт масштабно внедрялся при разработке стратегии в 2006-2007 гг. Но впоследствии не получил должного развития. Автором предлагается использовать метод форсайта для решения вопроса о развитии главного авиационного узла области. Упрощенно модель форсайта по согласованию проекта развития аэропорта в региональных интересах с учетом потребности отрасли представлен на рис.3.

Рис. 3 - Модель форсайт-исследования по согласованию проекта развития аэропорта в региональных интересах

Разработано автором

29

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

Таким образом, в связи с тем, что инфраструктура воздушного транспорта, а именно. Аэропорты приобретают в последние десятилетия стратегическую значимость для инвестиционной, производственной и социальной привлекательности регионов, а следовательно, становясь существенными узлами развития точками роста регионов требуют особого внимания к реконструкции и модернизации. Для этого необходимо организовывать совместную деятельность властям страны, регионов, отраслевых ведомств и аэропортов по согласованному развитию.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 06.10.2015) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» [Электронный ресурс] URL: http ://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_86305/

2. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р (ред. от 26.12.2014) « Об утверждении Стратегии

социально-экономического развития Сибири до 2020 года» [Электронный ресурс] URL:

http ://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_103600/

3. Указ Президента РФ от 31.12.2014 N 833 «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения

Иркутской области» [Электронный

ресурс]URL:http://base.consuhant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=EXP;n=609264 (Дата обращения 6.11.2015)

4. В аэропорту Иркутска не будут создавать игорную зону [Электронный ресурс]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL:http://www.aex.ru/news/2015/8/21/139829/ (Дата обращения 1.11.2015)

5. Калюжнова Н.Я. Сущность, содержание и методология форсайта: проблема адаптации к уровню региона // «Форсайт как инновационный инструмент формирования перспективной конкурентоспособности страны и региона в условиях глобализации. Материалы Первой Всероссийской Интернет-конференции. Октябрь, 2006. Под ред. Н.Я. Калюжновой. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2007. - С. 7-22.

6. Козлов, В. А. Региональный Форсайт - возможности применения в России Стенограмма «круглого стола»,

проведенного в Институте современного развития 22 октября 2010 г. [Электронный ресурс] URL: Режим

доступа: http://www.virtass.ru/admin/pics/24_04_IO.pdf. (Дата обращения 3.11.2015)

7. Крамаренко А. Больше и лучше// Исследование АвиаПорт^и [Электронный ресурс] URL:

http://www.aviaport.rn/news/2015/08/12/352925.html (дата обращения 30.10.2015).

8. Краткие отчеты о реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»

[Электронный ресурс] URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFinDoc?fcp=270&fm=92&year=2014

(дата обращения 30.10.2015).

9. Маркин Н. ГЧП нужны лоббисты // АвиаПорт^и. [Электронный ресурс] URL:

http://www.aviaport.rn/news/2013/06/19/257518.html (дата обращения 30.10.2015).

10. Мищенко К. Вокруг иркутского аэропорта: есть задумки. Но нет планов [Электронный ресурс] URL: http://realty.irktorgnews.ru/gradostroitelstvo/vokrug-irkutskogo-aeroporta-est-zadumki-no-net-planov (Дата обращения

6.11.2015)

11. Новый аэропорт можно строить только под Усть-Ордой? // СМ Номер один, № 22, июнь 2008 г. [Электронный ресурс] URL:http://baikal-info.ru/sm/2008/22/010001.html (дата обращения 26.10.2015)

12. Опыт Московского авиационного узла: возможности и потенциал для государственных и частных операторов региональных аэропортов: аналит. доклад, июль 2014г. [Электронный ресурс] URL:

http://www.vegaslex.ru/data/2014/12/01/1234647090/Доклад2__Опыт%20Московского%20авиационного%20у..раторов%

20региональных%20аэропортов. pdf (дата обращения 28.10.2015)

13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/accounts/# (дата обращения 02.11.2015).

14. Парфененок К. Аэропорт еще не виден [Электронный ресурс] URL:http://baikal-info.ru/sm/2008/22/010001.html (дата обращения 28.10.2015).

15. Попов А. Аэропорт раздора// Эксперт-онлайн [Электронный ресурс]. URL:

http://expert.ru/expert/2008/21/aeroport_razdora/ (дата обращения 30.10.2015).

16. Список_наиболее_загруженных_аэропортов_России [Электронный ресурс] URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_наиболее_загруженных_ аэропортов_России) (дата обращения 30.10.2015).

17. ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». информационная записка о ходе реализации

проекта «Развитие аэропорта Иркутск-Новый» [Электронный ресурс] URL:

http://www.agaa.ru/activity/realization_fcp/perechen/stray/irkutsk.php (дата обращения 25.10.2015).

18. Экспертная группа по развитию авиации в Сибирском федеральном округе подводит итоги работы государственных программ по стимулированию воздушных перевозок пассажиров в январе-сентябре 2015 года [Электронный ресурс] URL: http://www.sibfo.ru/news/news-oic.php?action=art&nart=8889 (дата обращения 30.10.2015).

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.12.2001 N 848 (red. ot 06.10.2015) «O Federal'noj celevoj programme «Razvitie

transportnoj sistemy Rossii (2010 - 2020 gody)» [Jelektronnyj

resurs]URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86305/

2. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 05.07.2010 N 1120-r (red. ot 26.12.2014) « Ob utverzhdenii Strategii social'no-jekonomicheskogo raz-vitija Sibiri do 2020 goda» [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103600/

3. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2014 N 833 «O povyshenii jeffektivno-sti aviatransportnogo obespechenija Irkutskoj oblasti» [Jelektronnyj re-surs]URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=609264 (Data obrashhenija 6.11.2015)

4. V ajeroportu Irkutska ne budut sozdavat' igornuju zonu [Jelektronnyj resurs]

URL:http://www.aex.ru/news/2015/8/21/139829/ (Data obrashhenija 1.11.2015)

30

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

5. Kaljuzhnova N.Ja. Sushhnost', soderzhanie i metodologija forsajta: problema adaptacii k urovnju regiona // «Forsajt kak innovacionnyj instrument formirovanija perspektivnoj konkurentosposobnosti stra-ny i regiona v uslovijah globalizacii. Materialy Pervoj Vserossijskoj Internet-konferencii. Oktjabr', 2006. Pod red. N.Ja. Kaljuzhnovoj. Ir-kutsk, Izd-vo IGU, 2007. -S.7-22.

6. Kozlov, V. A. Regional'nyj Forsajt - vozmozhnosti primenenija v Ros-sii Stenogramma «kruglogo stola», provedennogo v Institute so-vremennogo razvitija 22 oktjabrja 2010 g. [Jelektronnyj resurs] URL: Rezhim dostupa: http://www.virtass.ru/admin/pics/24_04_IO.pdf. (Data ob-rashhenija 3.11.2015)

7. Kramarenko A. Bol'she i luchshe// Issledovanie AviaPort.Ru [Jelektron-nyj resurs] URL: http://www.aviaport.ru/news/2015/08/12/352925.html (data obrashhenija 30.10.2015).

8. Kratkie otchety o realizacii FCP «Razvitie transport-noj sistemy Rossii (2010 - 2020 gody)»[Jelektronnyj resurs]

URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFinDoc?fcp=270&fin=92&year=2014 (data obrashhenija

30.10.2015) .

9. Markin N. GChP nuzhny lobbisty // AviaPort.Ru. [Jelektronnyj re-surs] URL: http://www.aviaport.ru/news/2013/06/19/257518.html (data ob-rashhenija 30.10.2015).

10. Mishhenko K. Vokrug irkutskogo ajeroporta: est' zadumki. No net planov [Jelektronnyj resurs] URL: http://realty.irktorgnews.ru/gradostroitelstvo/vokrug-irkutskogo-aeroporta-est-zadumki-no-net-planov (Data obrashhenija

6.11.2015)

11. Novyj ajeroport mozhno stroit' tol'ko pod Ust'-Ordoj? // SM Nomer odin , № 22, ijun' 2008 g. [Jelektronnyj resurs] URL:http://baikal-info.ru/sm/2008/22/010001.html (data obrashhenija 26.10.2015)

12. Opyt Moskovskogo aviacionnogo uzla: vozmozhnosti i potencial dlja gosudarstvennyh i chastnyh operatorov

regional'nyh ajeroportov: analit. doklad, ijul' 2014g. [Jelektronnyj resurs]URL:

http://www.vegaslex.ru/data/2014/12/01/1234647090/Doklad2____Opyt%20Moskovsko-

go%20aviacionnogo%20u..ratorov%20regional'nyh%20ajeroportov.pdf (data obrashhenija 28.10.2015)

13. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statisti-ki RF (Rosstat) [Jelektronnyj resurs] URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statis-tics/accounts/# (data obrashhenija 02.11.2015).

14. Parfenenok K. Ajeroport eshhe ne viden [Jelektronnyj resurs] URL:http://baikal-info.ru/sm/2008/22/010001.html (data obrashhenija 28.10.2015).

15. Popov A. Ajeroport razdora// Jekspert-onlajn [Jelektronnyj re-surs]. URL:

http://expert.ru/expert/2008/21/aeroport_razdora/ (data obrashhenija 30.10.2015).

16. Spisok_naibolee_zagruzhennyh_ajeroportov_Rossii [Jelektronnyj resurs] URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_naibolee_zagruzhennyh_ ajeroportov_Rossii) (data obrashhenija 30.10.2015).

17. FGUP «Administracija grazhdanskih ajeroportov (ajerodromov)». in-formacionnaja zapiska o hode realizacii proekta

«Razvitie ajeroporta Irkutsk-Novyj» [Jelektronnyj resurs] URL:

http://www.agaa.ru/activity/realization_fcp/perechen/stroy/irkutsk.php (data obrashhenija 25.10.2015).

18. Jekspertnaja gruppa po razvitiju aviacii v Sibirskom federal'nom okruge podvodit itogi raboty gosudarstvennyh programm po stimuli-rovaniju vozdushnyh perevozok passazhirov v janvare-sentjabre 2015 goda [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.sibfo.ru/news/news-oic.php?action=art&nart=8889 (data obrashhenija 30.10.2015).

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.