Научная статья на тему 'Стратегия развития региональных аэропортов'

Стратегия развития региональных аэропортов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2262
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АЭРОПОРТЫ / РАЗВИТИЕ / СОГЛАСОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ / ИНВЕСТОРЫ / ФОРСАЙТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатов Я. Н.,

В статье рассматриваются аэропорты, как важнейшие инфраструктурные объекты, которые влияют на экономику регионов, при этом сами имеют значительную зависимость от развития субъектов федерации. В настоящий момент для развития аэропортов в регионах необходимо согласовать стратегии и действия органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо привлекать инвесторов, отраслевые ведомства для достижения плодотворного результата. Также в статье дана актуальная оценка экономического состояния региональных аэропортов России, приведена статистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития региональных аэропортов»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

Для тех частей маршрутов потока пассажиров, где багаж сопровождает пассажиров, принципы организации потоков пассажиров должны также относиться и к багажу.

Термин "поток багажа" связан с теми частями системы, которые предназначены только для обработки багажа, когда она осуществляется отдельно от обслуживания пассажиров.

Хотя, как правило, в этом нет необходимости, однако наряду с проверкой пассажиров в целях безопасности в связи с отдельными рейсами и в отдельных аэропортах может потребоваться проверка багажа; при этом виды проверки багажа могут меняться в зависимости от конкретных обстоятельств, при которых возникла какая-либо угроза, а также в зависимости от принятого метода проверки. Проверку багажа в целях безопасности следует осуществлять до регистрации на рейс. Независимо от принятой системы, поток багажа должен быть организован таким образом, чтобы весь багаж, поступающий на борт воздушных судов, включая перегружаемый багаж, подлежал той же проверке.

Во многих аэропортах чрезмерную перегрузку создает быстрый рост авиаперевозок, что в свою очередь создает предпосылки для пересмотра применяемых средств и существующих методов и концепций обработки грузопассажирских потоков. Таким образом, будут возникать дополнительные потребности в расширении пропускной способности аэропортов по причине увеличения объема грузовых и пассажирских авиаперевозок. В свою очередь для разрешения выше представленных проблем администрациям, несущим ответственность за аэропорты, обслуживающим наиболее важные в мире авиамагистрали, необходимо оптимизировать и модернизировать программу строительства и усовершенствования с целью удовлетворения потребностей и эффективной работы региональных аэропортов. Список использованной литературы:

1. «Руководство по проектированию аэропортов», ИКАО Doc 9184-AN/902 P, 2-е издание, 1987 г.

2. «Генеральные планы аэропортов», США Федеральное авиационное управление, АС 150 / 5070-6А, июнь 1985 г.

3. "Руководство по прогнозированию воздушных перевозок", ИКАО Doc 8991, 2-е издание, 1985 г.

4. «Основные принципы бухгалтерского учета», Уильям У. Пайл и Джон Арч Уайт; Ричард Д. Ирвин, 1969 г.

5. "Использование земельных участков и контроль над окружающей средой" Doc 9184 ИКАО, 2-е издание, 1985 г.

6. «Планирование и проектирование аэропортов», 3-е издание, Роберт Хоронжефф и Фрэнсис X. Маккелви, 1983 г.

7. Справочное руководство по аэропортовым терминалам, IATA.

© Солдатов Я.Н., 2019

УДК 656.13

Я.Н. Солдатов

студент 2 курса СПБГУ ГА, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель Е.В. Коникова канд. техн. наук, доцент СПБГУ ГА, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются аэропорты, как важнейшие инфраструктурные объекты, которые влияют на экономику регионов, при этом сами имеют значительную зависимость от развития субъектов федерации. В настоящий момент для развития аэропортов в регионах необходимо согласовать стратегии и действия

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо привлекать инвесторов, отраслевые ведомства для достижения плодотворного результата. Также в статье дана актуальная оценка экономического состояния региональных аэропортов России, приведена статистика.

Ключевые слова:

региональные аэропорты, развитие, согласование стратегий, инвесторы, форсайт.

В России, социально-экономическое положение, как на уровне федерации, так и на региональном уровне обусловлено особым географическим положением, протяженностью дорог, все это вызывает зависимость экономики от уровня развития аэропортов. Развитие региональных аэропортов очень важно для страны в целом. Необходимо обратить внимание на региональные аэропорты, реконструкцию уже существующих аэропортов и строительству новых.

Несколько десятков лет назад, региональные аэропорты отвечали потребностям регионов в целом, на данный момент региональные аэропорты находятся в стадии трансформации для привлечения инвестиций. Региональные аэропорты становятся важным звеном для развития региона [1].

В России концепция по развитию аэродромов, которая разработана Министерством транспорта РФ и Российской авиацией, продумана до 2024 года. Данная концепция подразумевает создание опорной сети аэропортов в стране. Министерство транспорта РФ считает, что необходимо создать 120 аэропортов, данное количество необходимо для сохранения транспортной сети страны. Такие аэропорты не должны быть закрыты, ни по каким причинам, они необходимы для военной и экономической безопасности. Разработчики Концепции считают, что для финансирования региональных аэропортов необходимо 1,1 трлн. Рублей в ценах 2018 года, инвестиции - 880 млрд. рублей (таблица 1).

Таблица 1

Источники финансирования региональных аэропортов_

Источник финансирования Объем

Федеральный бюджет 65%

Региональный бюджет 35%

Партнерство государственных и коммерческих структур 4,7 %

По оценкам экспертов, предлагаемые меры должны будут повысить показатель пассажиропотока минимум в два с половиной раза, а главное - позволят сохранить и развить инфраструктуру аэропортов в России. Сегодня наиболее актуальными становятся проблемы организации авиационных перевозок в сфере наземного обслуживания, тенденции и перспективы развития аэропортов и малой авиации.

Существенными проблемами для развития региональных аэропортов являются большие сроки окупаемости капитальных вложений, изношенность основных фондов, потребность в ремонте специальной техники. Для региональных аэропортов важна поддержка государства, привлечение инвесторов (рисунок 1).

4.5

Рисунок 1 - Характеристика региональных аэропортов с точки зрения наличия инвестора

-1 - )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

Правительство всячески оказывает поддержку, согласно некоторым постановлениям, значительно увеличился пассажиропоток, заключено большое количество государственных контрактов [2]. Из нижеприведенной таблицы можно увидеть результат деятельности государственной власти по отношению к региональным аэропортам (таблица 2).

Таблица 2

Результат деятельности государственной власти по отношению к региональным аэропортам

Наименование документа Достигнутый результат

ФЦП «Развитие транспортной системы России (20102020г.)» (с изменениями на 26 января 2017 года), программа гражданская авиация В 2016 году проведена реконструкция аэродромов более, чем в 40 аэропортах Федерального значения, на 2017 год заключен 141 государственный контракт на 54 510, 99 млн. рублей -99.6% от объема годовых бюджетных назначений (капитальные вложения).

Постановление от 25 декабря 2013г. № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» (ред. от 14 ноября 2018г.) Общий пассажиропоток в рамках реализации постановления № 1242 по пяти узловым аэропортам СФО увеличился на 15.7% и составил 139 560 пассажиров по итогам января - сентября 2018 года.

Постановление Правительства РФ №1095 от 29.12.2009г. «Об утверждении Правил предоставления субсидий на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» (ред. 31.05.2017г.) Общий прирост пассажиропотока в рамках действия постановления № 1095 за девять месяцев 2017 года - 23,2 %. Всего по маршрутам перевезено 218 559 пассажиров.

Одна из основных причин слабого уровня развития региональных аэропортов РФ выражается в сосредоточении ключевых финансовых и деловых потоков в столице страны, о чем можно судить и по ВРП, и по пассажиропотоку (рисунок 2).

Федеральной адресной инвестиционной программой в 2018 году предусмотрены бюджетные ассигнования. Бюджетные ассигнования направлены на продолжение работ по реконструкции аэродромной инфраструктуры в региональных аэропортах.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596, предусмотрено финансирование 11 мероприятий по реконструкции аэродромных комплексов, 57 мероприятий включены в перечень объектов, которые могут финансироваться в проектном разделе в случае выделения дополнительного финансирования.

Федеральным проектом «Развитие инфраструктуры региональных и местных аэропортов» на период до 2024 года, предусматривается дополнительное финансирование из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по реконструкции аэродромной инфраструктуры в 66 аэропортах на территории Российской Федерации, в том числе в 38 аэропортах Дальневосточного федерального округа [3].

В рамках подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу построен новый аэропорт в г. Ростове-на-Дону. Выполнены мероприятия по реконструкции (строительству) и введены в эксплуатацию объекты аэродромной инфраструктуры в аэропортах городов Волгоград (Гумрак), Екатеринбург (Кольцово), Калининград (Храброво), Нижний Новгород (Стригино), Самара (Курумоч), Саранск, а также завершена реконструкция аэродромного комплекса в аэропортах Баратаевка (Ульяновск), Саккырыр и взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильск.

По результатам проектно-изыскательских работ разработаны проектные документации на реконструкцию 33 аэропортов, которые в настоящее время проходят государственную экспертизу. В 2018 году также планируется ввести в эксплуатацию взлетно-посадочную полосу в аэропорту Улан-Удэ и объекты аэродромной инфраструктуры в аэропортах Бегишево (Нижнекамск), Кызыл, Тикси.

При этом власти в различных стратегических программах ставят целью развитие транспортной инфраструктуры в Сибири, на Дальнем Востоке, северных территориях России.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

Рисунок 2 - а) - ВРП по субъектам РФ 2018г., тыс. млрд. руб., б) - Пассажиропоток крупнейших аэропортов РФ, млн. пасс. (а) - по данным Росстата, (б) - по данным wikipedia

Для развития российского регионального рынка авиаперевозок необходимо создание региональных авиационных хабов, замкнутой сети маршрутов, обеспечивающих общедоступность полетов всех граждан из любой точки страны, повышение рентабельности путем многократного увеличения частоты рейсов и использования экономичных самолетов. В европейской части России может рассматриваться перспективное развитие авиаузлов-хабов в аэропортах Екатеринбурга, Самары, Сочи и Краснодара, в Сибири и на Дальнем Востоке - Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Хабаровска и Владивостока. Для российских регионов требуется срочная программа новой маршрутизации, основанная на исследовании существующих и прогнозируемых потоков авиапассажиров и замене парка воздушных судов. Создание аэропортов-хабов в России можно также рассматривать как перспективу, основанную на выгодном положении ряда городов в мировой системе воздушного транспорта. Их местоположение находится на пересечении авиатранспортных потоков между крупными регионами мира, в том числе на трансполярных маршрутах [4].

На сегодняшний день состояние авиации регионов отражается на социальном благополучии жизни целых регионов. Здесь малая авиация, выполняет более чем 30% различных хозяйственных задач и на

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

данный момент не имеет никакой альтернативы. Большая часть ликвидированных аэропортов находилась восточнее Урала, в районах, где авиация также являлась практически единственным видом транспорта. По оценкам специалистов, основной причиной деградации авиаперевозок в восточных и северных регионах страны является практически разрушенная авиационная инфраструктура на земле.

Значимые проблемы региональных аэропортов:

1. Отсутствие инвестиций в системе тарифного регулирования;

2. Сертификационные требования;

3. Высокие арендные ставки, которые не под силу для региональных аэропортов;

4. Межправительственные соглашения (сложность открытия новых международных рейсов из-за длительности процедуры внесения изменений в межправительственные соглашения).

Россия является страной, которая опережает рост авиационных перевозок. Пассажиропоток региональных аэропортов наглядно отображает динамику экономического развития. Главным фактором, который отвечает за пассажиропоток, являются инвестиции в основной капитал.

Интересным примером несогласованности программ развития регионального аэропорта, является Международный аэропорт Иркутск. Главная проблема данного аэропорта - несогласованность органов государственной власти и населения, инвесторов. Из-за недопонимания в согласованности проектов на развитие аэропорта, аэропорт города Иркутск отстает от других региональных аэропортов. Международный аэропорт Иркутск нуждается в модернизации инфраструктуры, чтобы обеспечить безопасность и повысить пассажиропоток.

Для Иркутска просто необходим новый аэропорт, над данным вопросом думают более 50 лет, было предложено множество вариантом, но так и не пришли к единому мнению. Проблема стала более глобальной после того, как случилась катастрофа аэробуса летом 2006 года. После этого, Президент РФ В.В. Путин указал на важность строительства нового аэропорта за пределами Иркутска.

19 августа 2018 года в рамках празднования Дня Воздушного флота России губернатор Иркутской области, представители компании «Рампорт» и члены совета директоров аэропорта Иркутска заложили первый камень в строительстве нового терминала международных рейсов. Новое здание будет построено всего в паре сотен метров от терминала внутренних линий, но будет существенно отличаться по техническому оснащению. Это будет современное здание, способное принять сразу шесть самолетов, и по гибким трапам пассажиры будут проходить к своим местам в комфортных условиях. Вокруг здания появятся перроны для автобусов и парковки для машин, мы построим новую двухуровневую развязку на улицу Ширямова. Общая стоимость проекта — 7 млрд. рублей, все эти деньги дает инвестор — компания «Рампорт». Областные средства мы вложим в строительство развязок и парковок. После завершения строительства аэропорт сможет принимать до 3 млн. человек в год.

Основные рассматриваемые проекты развития регионального аэропорта г. Иркутска последнего десятилетия систематизированы в таблице 3.

Таблица 3

Анализ вариантов развития регионального аэропорта г. Иркутска

Планы на развитие аэропорта г. Иркутск Плюсы Минусы Главные причины, по которым не достигнута согласованность стратегий

1. Развитие действующего аэропорта

1.1 Смещение аэропорта в сторону Байкала, полоса разворачивается на 33 градуса 1)Мобильность перемещение и пассажиров и сотрудников по городу и до аэропорта; 2)Существующая инфраструктура. 1)Боязнь жителей за снос своих домов; 2)Затраты на переселение жителей; 3)Шум; 4)Риски взлета самолетов, так как рядом город; 5)Туманы. Данный проект рассматривали в 2016 году, но был отвергнут, так как было огромное количество голосов жителей не в пользу проекта.

1.2 Создание развлекательного комплекса. Создание на базе аэропорта центра технического 1)приток туристов; 2)приток инвесторов. 1)Отсутствие внесения изменений в Федеральный закон об игровых автоматах; 2)плохая социальная ориентированность. Из-за недовольства населения проект отклонили.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

обслуживание Боинг. | | |

2. Строительство нового аэропорта за пределами города

2.1 Деревня Поздняково, площадка В данном районе отсутствует население и земли сельскохозяйственного назначения, есть возможность построить подземные дороги. 1)Необходимо перенести военную часть; 2)Строительство железной дороги; 3)Отладка рельефа. Проект был поддержан Губернатором Иркутска, но не прошел экспертизу.

2.2 Площадка в Усольском районе 1)Площадка ровная; 2)наличие ВВП; 3)Жилой фонд, где можно разместить сотрудников аэропорта. Удаленность от центра Иркутска. Предложен Министерством обороны. Региональная власть не поддержала проект, так как большая удаленность от центра не привлечет туристов на Байкале.

2.3 Площадка в пади Ключевая Хорошее географическое положение. 1)Большая вероятность туманов; 2)Близко центр по обогащению урана. Проект поддержал Губернатор, но из-за недовольств транспортной власти его не приняли.

2.4 Площадка в Усть-Орде 1)Ровная площадка; 2)Нет туманов; 3)Отсутствуют населенные пункты. 1)Данная земля принадлежит нескольким владельцам; 2)Удаленность от Иркутска. Проект не воплотили в жизнь из-за разногласий Губернатора с главой УОБАО

Из представленной выше таблицы можно сделать вывод, что реализация всех разработанных проектов откладывалась из-за несогласия той или иной стороны, причем многие проекты предлагались и прорабатывались неоднократно.

Структура региональных аэропортов в России изношена, но по состоянию на 2018 год имеет положительную динамику за счет привлечения инвестиций. Как пример, можно привести новый единый терминал в городе Самара, завершилась реконструкция в таких городах: Екатеринбург, Ульяновск, Минск, Краснодар, Новосибирск. В Иркутске ситуация складывается таким образом - новый термин только на проекте, из-за плохой договоренности и разногласий.

Одним из методов для развития региональных аэропортов может стать форсайт, то есть методика прогнозирования и разработка дорожной карты развития. Форсайт это некий механизм, который учитывает интересы как потребителя так и общественных организаций. Суть форсайта в том, чтобы прогнозировать, согласовывать выработку решений по поводу будущего в выбранной для форсайта сфере. Форсайт помогает достигнуть консенсуса по поводу будущего, то есть через согласование интересов [5].

Модель форсайта по согласованию проекта развития региональных аэропортов рассмотрим на рисунке 3.

Рисунок 3 - Модель форсайт-исследования по согласованию проекта развития аэропорта в региональных интересах

55

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

Уровень авиационной подвижности населения в регионах страны отличается на порядок, до 2025 года различия между регионами сгладятся, но останутся существенными. Развитие внутреннего воздушного сообщения с помощью малой авиации решит транспортную проблему удаленных и труднодоступных уголков России и будет способствовать повышению рентабельности авиационного сообщения через региональные базовые аэропорты. Тем не менее, единичные примеры удачного решения комплекса сложнейших вопросов развития аэропортов, к сожалению, не меняют картины в целом.

Для восстановления сети региональных аэропортов России необходимо принять закон, который будет эффективно регулировать инфраструктуру аэропорта, чтобы качество обслуживание пассажиров вышло на мировой уровень. Необходимо создать конкурентные условия на рынке воздушных авиаперевозок. Для региональных аэропортов важно привлекать инвестиции.

Таким образом, в связи с тем, что инфраструктура воздушного транспорта, а именно, аэропорты приобретают в последние десятилетия стратегическую значимость для инвестиционной, производственной и социальной привлекательности регионов, а следовательно, становясь существенными узлами развития точками роста регионов требуют особого внимания к реконструкции и модернизации. Для этого необходимо организовывать совместную деятельность властям страны, регионов, отраслевых ведомств и аэропортов по согласованному развитию.

Список использованной литературы:

1. Питереф М. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества // М. Питереф. -Издательство «Диалектика». - 2018. - 34с.

2. Ляско А.К. Стратегический менеджмент. Современный учебник // А.К. Ляско. - Издательство «Издательский Дом «Дело». - 2018. - 76с.

3. Веснин В.Р. Стратегический менеджмент. Учебник и практикум для академического бакалавриата // В.Р. Веснин. - 2017. - 92с.

4. Савченко А.Б. Стратегический менеджмент. Учебное пособие // А.Б. Савченко. - Издательство «Инфра-М». - 2018. - 110с.

5. Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений. Учебник // А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчиков. - Издательство «Инфра-М». - 2018. - 2018. - 52с.

© Солдатов Я.Н., 2019

УДК 608.6

Фокина А.С., Кудряшов Н.А., Нелюбина Е.Г., Григорянц И.А.

Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» (Первый казачий университет)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОИЗВОДСТВО КЕКСОВ С УВЕЛИЧЕННЫМ СРОКОМ ХРАНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДОБАВЛЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ООО «КОМПАНИЯ М» ТМ «У ПАЛЫЧА»

Аннотация

В статье разморены технологические вопросы производства кексов с увеличенным сроком хранения, на основе добавления растительного сырья.

Ключевые слова:

кекс, технология, производство, срок хранения.

-( - )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.