Научная статья на тему 'Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани'

Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1490
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО / ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ / ПРОГРАММА "СООБЩЕСТВО" / ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ" / PROGRAM "COMMUNITY" / PROGRAM "DEVELOPMENT" / PSYCHOLOGY / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / FEDERAL STATE OF EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION REALIZATION / ASSESSMENT OF PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабаш Анастасия Эдуардовна, Купыра Евгения Александровна

В статье актуализируется необходимость организации деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Описываются негативные тенденции современной практики проведения психолого-педагогической диагностики дошкольников. Рассматривается возможность использования диагностической части программ «Сообщество» и «Развитие» для психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабаш Анастасия Эдуардовна, Купыра Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the need to organize activities for psychological and pedagogical diagnostics of preschool children according to the Federal State Educational Standard of pre-school education is considered. The negative trends of contemporary practice in realization of psychological and pedagogical diagnosis of preschool children are described. The usage of the diagnostic programs «Community» and «Development» for a psychological and pedagogical support, positive socialization and individualization of early childhood development is described.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 373.2 ББК 74.1

Е.А. Купыра, А.Э. Барабаш

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В статье актуализируется необходимость организации деятельности по психологопедагогической диагностике дошкольников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Описываются негативные тенденции современной практики проведения психолого-педагогической диагностики дошкольников. Рассматривается возможность использования диагностической части программ «Сообщество» и «Развитие» для психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика; реализация ФГОС ДО; оценка развития личности детей; программа «Сообщество»; программа «Развитие»

E.A. Kupira,A.E. Barabash

ORGANIZATION ACTIVITY FOR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF PRESCHOOL CHILDREN ACCORDING TO THE FEDERAL STATE OF EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

In the article the need to organize activities for psychological and pedagogical diagnostics of preschool children according to the Federal State Educational Standardof pre-school education is considered. The negative trends of contemporary practice in realization of psychological and pedagogical diagnosis of preschool children are described. The usage of the diagnostic pro-ams «Community» and «Development» for a psychological and pedagogical support, positive socialization and individualization of early childhood development is described.

Key words: psychology, pedagogical diagnostics, Federal State of educational standard of preschool education realization, assessment of personal development of children, program «Community», program «Development»

© Купыра Е.А., Барабаш А.Э., 2014

Изменения в обществе вызвали новые социальные процессы, касающиеся оказания внимания государства семье, детям, осознание всеми субъектами образовательного процесса необходимости прогнозирования перспектив развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) привело к изменению содержания и методологических оснований дошкольного образования, превратив его по существу в образование психолого-педагогическое. В основу реализации ФГОС ДО положен системно-деятельностный подход, который предполагает включение в воспитательно-образовательный процесс разных специалистов, в том числе и педагога-психолога, как одного из главных участников образовательного процесса.

В ФЗ «Об образовании в РФ» (2012) дошкольное образование становится первой ступенью образования в целом. Соответственно, меняется роль дошкольного образования. Целью и результатом дошкольного образования становится формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределенных проблемных ситуациях; личности, способной самостоятельно восполнять недостаток знаний и информации; личности, обладающей умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий, способной к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; владеющей информационными технологиями; умеющей самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, способной работать в команде на общий результат; умеющей отстаивать свою точку зрения, обосновывая ее, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы [Современная концепция дошкольного воспитания. Режим доступа: http://el-mikheeva.ru/innovacii/sovremennaya-kontseptsiya-doshkolnogo-

vospitaniya-novyie-podhodyi#ixzz2nnN2ghDJ].

Психолого-педагогическая направленность образовательного процесса отражена и в Основной образовательной программе дошкольного образования (ООП ДО). ООП ДО рассматривается как программа психологопедагогической поддержки, индивидуализации развития и позитивной социализации детей дошкольного возраста и предполагает комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), определяет организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Во ФГОС ДО отмечено, что образовательная организация может проводить оценку развития личности детей, отслеживание динамики, в том числе измерение личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психологопедагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика - оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф].

Различные аспекты психолого-педагогической диагностики исследуются такими психологами и педагогами как Н. А. Гавриш, И. Я. Пинчук, Н.С. По-бирченко, В. В. Тарасун и др. Авторы отметили необходимость проведения систематического контроля за ходом психического развития детей, поскольку в период раннего и дошкольного детства личность ребенка, находящаяся в зависимости от социальных и культурных условий, активно формируется.

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения именно психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится, как будут использованы ее результаты. Получаемые в ходе диагностики данные позволяют педагогам и роди-

телям отслеживать развитие ребенка, выбрать индивидуальную программу. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

Однако сегодняшнее состояние практики проведения психологопедагогической диагностики характеризуется рядом негативных тенденций.

Во-первых, все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей в процессе перехода детей из дошкольного учреждения в первый класс общеобразовательной школы, при аттестации дошкольных образовательных учреждений, при аттестации педагогических и руководящих работников.

Во-вторых, зачастую используются технологически не проработанные, не валидные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса.

В-третьих, в процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, а, следовательно, к ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при организации взаимодействия с детьми.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы в этот период очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в большей степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут педагоги и родители. Психолого -педагогические исследования признают тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает в дошкольном учреждении, в большой мере способствует их проявлению. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, в первую очередь необходимо иметь в виду его природные склонности, являющиеся базой для дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и предопределяющими судьбу ребенка. Каждое достижение ребенка дошкольного возраста на том или ином этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов, форм и технологий для индивидуальной работы. Категорически нельзя допускать, чтобы данные диагностики были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты диагностики, так как они могут оказать негативное влияние на дальнейшее развитие личности и образовательную траекторию развития ребенка. Кроме того, обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметным областям (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития) лишь условно. ООП ДО в отличие от школьных программ включают не только содержание, связанное с обучением, но и достаточно подробное описание видов и особенности взаимодействия педагога с детьми. Именно поэтому диагностика детей дошкольного возраста не может в полной мере опираться на определение знаний, умений и навыков. Для ребенка дошкольного возраста первично и важно не то, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, а то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает дошкольник, далеко не всегда указывает на реальные результаты его образования. Этот факт усложняет работу по подбору методов диагностики, соответствующей определенному возрасту, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые «экзаменационные» вопросы, а очень тонкий, специальный психологический инструментарий. В качестве такого инструментария могут быть использованы компоненты образовательной программы «Сообщество».

Основой программы «Сообщество» является программа «Шаг за шагом» -международный проект, разработанный коллективом авторов «Центра

международных детских программ» на основе идей Л.С. Выготского, Э. Эриксона и Ж. Пиаже. Так, образовательная программа «Сообщество» (ранее известна под названием «Шаг за шагом») ставит своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, учет его интересов и уровня развития, уважение его личности, заботу об эмоциональном комфорте и к созданию условий для творческого свободного самовыражения. Особенность этой программы является то, что дети могут сами выбирать,чем им заниматься. Но при этом педагог подбирает материалы для каждого ребенка в зависимости от индивидуальных особенностей его развития. Педагог должен осознавать и владеть ситуацией, импровизировать, систематически планировать свои педагогические действия и контролировать их результаты в отношении каждого ребенка. Данная программа обеспечена системой диагностики, которая включает в себя как диагностику развития и актуального состояния детей, так и диагностику действий педагога. Основой диагностики является наблюдение за поведением каждого ребенка, а не проведение специальных тестовых процедур.

Педагоги отмечают особенности действий ребенка, его поведения, избегая субъективных интерпретаций. В процессе наблюдения используются различные неформальные техники наблюдения, включающие регистрацию эпизодов из жизни группы, карты и шкалы наблюдения за поведением и развитием воспитанников, дневниковые заметки, интервью и беседы, образцы детских работ. Все эти техники просты и доступны, требующие минимального предварительного обучения и предоставляющие обширный материал для того, чтобы лучше понять каждого ребенка, и создать условия для его развития на основе индивидуального подхода. Анализируя записи своих наблюдений, педагоги отмечают области, вызывающие озабоченность или особый интерес и формулируют индивидуальные цели для развития детей. Цели, поставленные педагогами, могут быть достигнуты путем реорганизации среды и создания новых условий обучения и развития для детей. Выявление темпов развития позволяет педагогу поддерживать каждого ребенка на его уровне разви-

тия, учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, создавать условия для его продвижения вперед. Это помогает ребенку приобрести чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, что в результате формирует позитивное отношение к познанию себя, окружающего мира, других людей.

Вторая часть диагностики, используемой в данной программе, - отслеживание собственных действий педагога. Программа включает в себя так называемые «исполнительские стандарты», которые описывают действия педагога по достижению целей развития для каждого ребенка. Подавляющее большинство этих исполнительских стандартов достаточно близко соответствуют (если не по формулировкам, то по ценностным ориентирам) временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольной образовательной организации.

Еще одним примером качественного диагностического инструментария может быть педагогическая диагностика по программе «Развитие», разработанная сотрудниками Учебного центра имени Л. А. Венгера в 1997 г. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» введена для определения уровня освоения детьми данной программы. Она нацеливает педагога на анализ характера овладения материалом как отдельными детьми, так и группой в целом. Диагностика представляет собой диагностические задания, которые включены в планы занятий по каждому разделу программы.

Эти занятия описаны как диагностические, но их проведение не требует дополнительного времени. В процессе организации совместной деятельности педагог фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком. При этом фиксируется и анализируется один показатель, а именно: степень самостоятельности выполнения задания. Применение и использование в практике результатов диагностики дает возможность педагогам организовывать совместную деятельность с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности.

В процессе использования данной диагностики педагог должен овладеть

принципиально иными средствами организации воспитательнообразовательного процесса. Без психологических знаний с новыми требованиями справиться сложно. Возникнет необходимость привлечения психологов к оказанию методической поддержки, обучению педагогов.

Активное участие педагога-психолога связано с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом.

Таким образом, организация деятельности по психолого-педагогической диагностике на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения. Психолого-педагогическая диагностика ребенка может выступать в качестве контроля над эффективностью реализации конкретной образовательной программы, в качестве индикатора развития личности ребенка, а также покажет продуктивность организации совместных видов деятельности в дошкольной организации. Реализация диагностической части программ «Сообщество» и «Развитие» в соответствии с ФГОС ДО позволит соблюсти принцип преемственности и распространить накопленный положительный опыт в новых условиях.

Библиографический список:

1. Современная концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://el-mikheeva.ru/innovacii/sovremennaya-kontseptsiya-doshkolnogo-vospitaniya-novyie-podhodyi#ixzz2nnN2ghDJ (дата обращения: 20.12.2013).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 25.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.