Научная статья на тему 'Комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг как условие оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях'

Комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг как условие оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертенкова Галина Ивановна

В статье представлен опыт внедрения комплексного медико-психолого-педагогического мониторинга изучения динамики физического и психического здоровья детей дошкольного возраста и анализа условий их развития; предлагается модель мониторинга, проведенного в течение 2002-2004 гг.; представлены результаты мониторинга, проведенного в 2009 г. в г. Новокузнецке Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чертенкова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг как условие оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях»

УДК 371.71:373.2

Чертенкова Галина Ивановна

Старший преподаватель кафедры педагогики и технологии дошкольного образования факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕДИКО-ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Chertenkova Galina Ivanovna

Senior teacher Chair of Pedagogics and Technologies of Preschool the faculty of under school age and correction pedagogics andphychology Kuzbass State Pedagogical Academy, Smit-27@ yandex.ru, Novokuznetsk

COMPLEX MEDICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MONITORING AS A CONDITION OF OPTIMIZATION

OF PEDAGOGICAL PROCESS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL

ESTABLISHMENT

В современных условиях наблюдается тенденция к ухудшению общего состояния здоровья детей, что выдвигает проблему сохранения и укрепления здоровья в число наиболее актуальных и требует незамедлительного поиска и внедрения новых технологических подходов к ее разрешению в образовательных учреждениях. Важность этого подчеркивается в Примерных государственных стандартах дошкольного образования, которые можно найти на сайте Министерства образования и науки РФ. На современном этапе меняется само понятие «дошкольное образование», которое включает в себя развитие, воспитание и обучение детей. Первоочередным компонентом дошкольного образования становится развитие детей. Государственный стандарт дошкольного образования направлен на такую организацию образовательного процесса детей дошкольного возраста, при которой ведущим компонентом является развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств и формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,, сохранение и укрепление здоровья детей.

Ведущим условием выполнения сформулированных в ФГОС целей, на наш взгляд, становится достижение целостности педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения как воспитательной системы.

Одним из компонентов такого педагогического процесса является диагностика, которая рассматривается современными учеными как равноценный компонент целостного педагогического процесса, направленный на регулярное исследование всех его субъектов и процессов (Б. П. Лихачев, И. П. Подласый и др.). В Кузбасской государственной педагогической ака-

демии коллективом авторов представлена структура целостного педагогического процесса дошкольного образовательного процесса [5], одним из компонентов которого является диагностика. Диагностический компонент состоит из:

- диагностики личностного развития (эмоционально-волевое развитие, соподчинение мотивов, эмоционально-эспрессивное развитие, произвольность действий, интересы ребенка);

- диагностики социального развития (общение со взрослыми и сверстниками);

- диагностики интеллектуального развития (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, речи).

Однако, на наш взгляд, относительно целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения более целесообразно вести речь о мониторинге, как структурном компоненте. Мониторинг отличается от диагностики тем, что он более широк по содержанию и объему исследуемых параметров, а также по основным функциям и, как правило, носит комплексный характер.

Современные исследователи (В. А. Кальней, А. М. Майров, М. М. Поташник, О. А. Сафонова) [7] выделяют в качестве ведущих функций мониторинга интегративную, диагностическую, экспертную, информационную, прогностическую и прагматическую. Каждая функция направлена на реализацию конкретных задач обследования ребенка.

Интегративная функция обеспечивает комплексную характеристику качества образования.

Диагностическая функция дает объективную оценку качеству образовательного процесса.

Экспертная функция - позволяет осуществить экспертизу (самоэкспер-тизу) качественного состояния образовательного процесса.

Информационная функция является способом систематического получения валидной информации о состоянии качества образования.

Прогностическая функция призвана дать прогноз состояния образовательной системы.

Прагматическая функция позволяет использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение высокого качества образовательных услуг.

Особое значение для нас имеет тот факт, что качество построения здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях во многом определяется своевременностью изучения и анализа сложившейся ситуации, в том числе изучения морфо-функциональных и психофизиологических особенностей детей и условий здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения.

В связи с этим, есть необходимость регулярного и комплексного изучения состояния здоровья дошкольников и морфо-функциональных особенностей детского организма, динамики физического и психического разви-

тия, анализа социальной ситуации развития как основы создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

В соответствии с названными факторами нами сделана попытка разработать модель комплексного медико-психолого-педагогического мониторинга как компонента целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с поставленными задачами мы выделили в комплексном мониторинге три блока: мониторинг морфо-функционального состояния организма, мониторинг психического развития и мониторинг условий развивающей среды. При этом мы рассматриваем мониторинг психического развития как центральный, основополагающий блок, направленный на построение цели и содержания педагогического процесса. Блок мониторинга морфо-функционального состояния организма мы рассматриваем как пропедевтический в системе мониторинга, позволяющий контролировать педагогические цели относительно каждого конкретного ребенка в соответствии с уровнем его актуального развития. Мониторинг условий развивающей среды - это блок, позволяющий увидеть пути совершенствования педагогического процесса.

Целью мониторинга морфо-функционального состояния организма является определение индивидуальных особенностей соматического состояния детей и их влияния на выбор стратегии воспитания здорового ребенка.

Мониторинг морфо-функционального состояния организма решает следующие задачи:

- диагностика и оценка индивидуального состояния здоровья ребенка, функциональных и нозологических нарушений;

- прогнозирование риска возникновения функциональных и нозологических нарушений;

- выявление общих тенденций состояния здоровья и физического развития детей в возрастных группах, ДОУ в целом и на территориях;

- определение направлений и содержания деятельности ДОУ и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

В данном разделе мониторинга выделяются следующие направления работы: проведение антропометрических исследований (оценка уровня физического развития и его гармоничности, темпа роста); изучение и оценка функционального состояния и уровня развития ребенка по органам и системам; формирование групп риска по результатам исследования.

Мониторинг морфо-функционального состояния организма становится основой комплексного мониторинга в целом, поскольку предоставляет базовые данные для дальнейшего психологического и педагогического мониторинга и является фундаментом построения педагогического процесса в ДОУ.

Вторым этапом мониторинга является психологическое обследование детей в ДОУ, которое осуществляется с целью изучения уровня психичес-

кого развития детей и определения степени приближенности психического развития к социально-психологическому нормативу (СПН). СПН представляет собой систему требований общества к психологическому и личностному развитию ребенка, находящегося на разных образовательно-возрастных этапах развития. При этом СПН рассматривается не как предел развития, а как некий обязательный минимум требований, предъявляемый к развитию детей данного возраста. Близость уровня психического развития к нормативу может рассматриваться как критерий этого развития. Для комплексной диагностики психического развития детей в психологическом мониторинге используются стандартизированные тесты Е. М. Борисовой, Т. Д. Абдура-суловой, О. А. Белобрыкиной. В качестве показателей личностно-социального развития дошкольников выделяются и оцениваются эмоциональное состояние тревожности, уровень самооценки, а также изучается социальный статус ребенка и межличностные отношения в группе детей (методики В. Г. Щур, Е. А. Панько, М. Кашляк, Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена).

Особенностью педагогического блока мониторинга является его направленность на изучение условий, в которых происходит физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста и их социализация. В основе педагогического мониторинга лежит изучение базовых условий развития, которыми выступают детская деятельность и система отношений со взрослыми и сверстниками, реализуемая в содержании каждого вида деятельности.

Изучение и оценка ситуации развития дошкольников осуществляется по трем направлениям:

- на основе хронометража деятельности детей в течение дня изучается и оценивается включенность всех видов деятельности в режимные процессы, определяется характер их чередования и соотношение организованных воспитателем и самими детьми форм деятельности;

- определяются условия предметно-развивающей среды, созданные в каждой возрастной группе и ДОУ в целом;

- выявляется характер общения педагогов с детьми, его направленность на личностно-ориентированную или учебно-дисциплинарную модель взаимодействия.

Каждое направление мониторинга реализуется профильными специалистами: врачами-педиатрами, педагогами-психологами, социальными педагогами или заместителями заведующей по воспитательно-методической работе.

Модель комплексного медико-психолого-педагогического мониторинга была разработана в 2002 г., в процессе пяти лет прошла апробацию на базе двенадцати ресурсных МДОУ и с 2008-2009 учебном году проходит внедрение в дошкольных образовательных учреждениях города Новокузнецка. Всего по городу исследования проводятся в восемнадцати муниципальных дошкольных образовательных учреждениях всех районов города, проанализированы семьдесят две возрастные группы, охвачено тысяча триста двад-

цать шесть детей среднего и старшего дошкольного возраста, что составило 10% контингента воспитанников дошкольных учреждений.

Анализ данных мониторинга морфо-функцыонального состояния организма детей показал, что в физическом развитии дошкольников преобладает средний уровень, показатели которого колеблются от 68% до 92% в разных районах города. Показатели высокого уровня физического развития определились от 0,7% до 23%, показатели низкого уровня физического развития колеблются от 5% до 11%. Родителям высокорослых и низкорослых детей рекомендованы консультации специалистов для дополнительного изучения гормональной системы организма и уточнения генетического статуса.

Результаты изучения степени гармоничности детей говорят о преобладании высокого уровня (от 70% до 95%). Причем, в анализе дисгармоничности физического развития, которая обусловлена узкогрудостью, дефицитом массы тела и избытком массы тела в отдельных районах не определяется данных по узкогрудости, хотя небольшой процент детей с дефицитом массы тела в данных районах выявлен. Это может быть обусловлено неполным осмотром детей узкими специалистами или некачественным анализом основных показателей физического развития. Число детей с дефицитом массы тела преобладает над процентными показателями детей, имеющих избыток массы тела: средние показатели 4% и 1,5% соответственно. В среднем по городу регистрируется высокий процент узкогрудых детей - 6%. Эти показатели значимы для педагогов и родителей, т. к. узкогрудость неблагоприятно отражается на функции дыхания, способствует снижению жизненной емкости легких. В отношении таких детей недопустимы статические перегрузки, показана лечебная физкультура, дыхательные упражнения, занятия плаванием.

Наиболее распространенной патологией, выявленной у детей дошкольного возраста, являются нарушения опорно-двигательного аппарата: функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы, которые могут быть представлены еще и как сочетанные нарушения. В процессе изучения морфо-функционального состояния организма детей были выявлены достаточно высокие показатели ортопедической патологии разного характера. Патология в развитии стоп наблюдается у 44 % детей. Высокий процент нарушения осанки у детей - 30%. В отдельных районах дети не регулярно осматриваются профильными специалистами, что является причиной неполной информированности субъектов образовательного процесса о достоверном состоянии опорно-двигательного аппарата детей и недостаточном внимании к организации здоровьесберегающего педагогического процесса на местах.

Мониторинг психического развития направлен на исследование мотивационной, интеллектуальной и произвольной сфер. Изучение мотивационной сферы предполагало выявление уровня сформированности трех основных мотивов: мотива самоутверждения, мотива познавательной де-

ятельности и мотива установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Уровень развития мотивационной сферы в средних группах значительно ниже, чем в старших, что объясняется возрастными особенностями детей.

По результатам исследования мотивационной сферы показатели суммы среднего и высокого уровней по всем районам города примерно одинаковы, и колеблются от 81% до 89%. Уровень развития мотивационной сферы современных дошкольников имеет тенденцию к снижению на этапе подготовки к школе. Это связано с чрезмерными учебными нагрузками, которые ложатся на ребенка в этот период, а так же зависит от того, какие возрастные группы преобладают, если брать всю популяцию обследованных детей. Если, например, в детских садах отдельно взятого района средних групп меньше чем подготовительных и старших, то и показатель уровня развития мотивационной сферы будет выше, что мы увидели на примере Куйбышевского района. Показатели низкого уровня развития мотивационной сферы определились в интервале от 11% до 19%. Если оценивать ситуацию по городу в целом, то в развитии мотивационной сферы дошкольников преобладают средний (50%) и высокий (34%) уровни ее развития, низкий уровень показывает 16% детей.

Анализируя данные мониторинга развития интеллектуальной сферы надо отметить, что выявление уровня ее развития строилось на основании изучения становления основных видов мышления и восприятия. Во всех районах города складывается стабильная ситуация в развитии интеллектуальной сферы, так как, в основном, уровень развития интеллектуальной сферы детей находится на среднем уровне. Показатели среднего уровня интеллектуального развития в разных районах города колеблются от 64% до 75%, по городу средний уровень развития интеллекта выявлен у 60% обследуемых детей, высокий уровень - у 7%, низкий - у 33% детей дошкольного возраста. Третья часть обследуемых детей соответствует низкому уровню развития интеллектуальной сферы, что требует особого внимания специалистов ДОУ.

Изучение произвольной сферы предполагало выявление степени сформированное™ произвольности действий и деятельности. В целом по районам города складывается неблагоприятная ситуация, так как ярко выраженный низкий уровень развития произвольности деятельности во всех районах города составляет более 30%. Для детей данной группы характерно отсутствие умений контролировать поэтапное выполнение своих действий, они не следуют до конца инструкции взрослого, неусидчивы, с низким уровнем развития графических навыков.

Важным в психологическом мониторинге является исследование воображения детей, как новообразования периода дошкольного детства. По городу высокий уровень развития воображения выявлен у 15%, средний уровень - у 42%, низкий уровень - у 33% детей.

Изучение эмоциональной сферы детей предполагало выявление наличия тревожности, степень ее выраженности в детской популяции и определение

доминантных источников тревожности. Оптимальным считается средний уровень. Он говорит о благоприятном формировании эмоциональной сферы ребенка. Высокий уровень - наличие у ребенка страхов, тревог и невротических проявлений. Низкий уровень тоже не является благоприятным, т. к. в этом случае дети переоценивают свои возможности и недооценивают риски в ситуациях. В целом по городу показатели благополучного среднего уровня тревожности составляют 67%, низкого уровня - 23%, высокого уровня - 10%. Таким образом, 33% детей находятся в неблагоприятном психо-эмоциональном состоянии и требуют организации коррекционной психолого-педагогической помощи со стороны дошкольного учреждения и семьи.

Результаты изучения моделей взаимодействия и стилей общения педагогов с детьми в педагогическом блоке мониторинга свидетельствуют о преобладании демократического стиля (88% педагогов). Выражено ориентированы на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми 18% педагогов обследованных ДОУ, умеренно ориентированы на учебнодисциплинарную модель также 18% педагогов, умеренно ориентированы на личностную модель 28% педагогов, выражено ориентированы на личностную модель 36% педагогов, что свидетельствует о преобладании оптимальной личностно-ориентированной модели взаимодействия педагогов с детьми. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагогов с детьми является основополагающей в организации развивающего обучения, которое происходит в процессе сотрудничества педагога и ребенка. Первой ступенью такого общения является установление эмоционального положительного контакта с ребенком. Доверительное общение, основанное на принятии ребенка как равного партнера, дает возможность ребенку почувствовать себя значимым, способствует снятию эмоциональных барьеров и раскрытию его творческих уникальных способностей. Поэтому данные показатели являются значимыми в вопросах изучения воспитательнообразовательного процесса в ДОУ.

Следующим важным показателем функционирования целостного педагогического процесса является уровень оснащения предметно-развивающей среды дошкольных учреждений, которая представляет систему условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка.

Показатели организации предметно-развивающей среды по районам города свидетельствуют, что высокие показатели ее организации колеблются от 64% до 90% , показатели среднего уровня организации предметно-разви-вающей среды примерно равные от 20 до 27% во всех районах. Менее 10% групп для детей среднего и старшего дошкольного, имеют недостаточное оснащение предметно-развивающей среды. Сводные данные организации предметно-развивающей среды по городу определились следующим образом: 74% групп имеют высокий уровень оснащения предметно-развиваю-щей среды, 23% групп оснащены на среднем уровне, 3% групп имеют низкий уровень оснащения. Нами проанализированы составляющие условий

развивающей среды, оснащение которых выявлено на низком уровне. Только в 5% групп созданы недостаточные условия для развития конструктивной и игровой деятельности. Это объясняется тем, что по мере взросления детей игровое оборудование часто подменяется материалами для познавательного развития детей. Недостаточные условия для физического развития выявлены в 15% групп, которые определились по причине неполной укомплектованности физкультурно-игровых площадок на улице и выносного материала для организации двигательной активности детей на прогулках. Усовершенствования условий для развития театрализованной деятельности требуют 20% групп, улучшить условия для формирования представлений о человеке в истории и культуре необходимо в 25% групп, 30% требуют улучшения условий для формирования элементарных естественнонаучных представлений, т. е. оснащения уголков экспериментирования и мини-лабораторий.

Определение степени включенности различных видов деятельности в режимные процессы, оптимальности их организации с учетом возраста детей позволяют сделать выводы о качестве планирования и организации педагогического процесса в ДОУ. Данные исследования показывают, что воспитательно-образовательный процесс в ДОУ организуется с учетом игры как ведущего вида деятельности. Положительные тенденции в организации игры наблюдаются в 58-67%) групп. Познавательная деятельность рационально организовывается в 50-58% групп детей.

Анализ динамических и статических нагрузок на занятии свидетельствует о том, что статические нагрузки на занятии составляют не более 62% от общего времени занятия. Причем в Центральном районе это время минимально и статические нагрузки составляют 38% благодаря организации занятий вне учебной зоны в форме путешествий, активных наблюдений и экспериментирования. При более детальном анализе соотношения динамических и статических нагрузок в отдельных группах выделяется незначительное количество групп (2%), в которых организуются занятия с преобладанием статических нагрузок. По городу это выводится как негативная тенденция, анализ по районам не позволяет их выделить в связи с усреднением обобщенных показателей.

Формой достижения комплексного подхода в организации мониторинга является психолого-медико-педагогический консилиум, в рамках которого осуществляется обсуждение результатов, уточнение и углубление информации, выработка практических рекомендаций всем специалистам ДОУ, администрации и семье по преодолению выявленных проблем и поиску путей оптимизации условий сохранения здоровья и развития детей. По результатам консилиума формируется пакет документов.

В предлагаемой модели комплексного МПП мониторинга можно выделить ряд достоинств, что позволяет использовать ее как основу построения мониторинговых исследований в дошкольных образовательных учреждениях:

- доступность для реализации силами специалистов дошкольного образовательного учреждения, так как в штатном расписании учреждения есть специалисты, способные реализовать разделы мониторинга;

- функциональность модели мониторинга, так как мониторинговые исследования органично встраиваются в деятельность дошкольного образовательного учреждения, не вступая в противоречие с целями, задачами, функциями каждого субъекта деятельности и структурой целостного педагогического процесса в целом;

- возможность изучать и оценивать влияние средовых факторов, создаваемых в дошкольном образовательном учреждении (управленческих, технологических, педагогических, материально-технических) на формирование здоровья и психосоциальное развитие дошкольника;

- формирование в дошкольном образовательном учреждении механизмов, обеспечивающих интеграцию специалистов разного профиля и семьи в решении проблем сохранения, укрепления здоровья и полноценного развития детей.

Комплексный медико-психолого-педагогический (МПП) мониторинг адресован специалистам дошкольных образовательных учреждений и управленцам системы дошкольного образования разного уровня. Он может использоваться в дошкольном учреждении любого вида для различных целей учреждения как управленческой, так и технологической направленности. Мониторинг позволяет выстроить самоаудит специалистов и управленцев дошкольного учреждения для анализа эффективности текущей деятельности учреждения, контроля этой деятельности в динамике и своевременного принятия управленческих решений.

Опыт внедрения описываемой модели комплексного медико-психологопедагогического мониторинга состояния здоровья и развития детей в отдельных дошкольных учреждениях г. Новокузнецка показывает необходимость в интеграции деятельности различных ведомств: образования и здравоохранения. Важным условием является и тесное сотрудничество служб системы дошкольных образовательных учреждений на уровне управления образованием в городе, регионе, коллективов ДОУ как в управлении, так и в технологии организации здоровьесберегающих процессов в ДОУ

Библиографический список

1. Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст]/К. Ю. Белая, П. И. Третьяков. - М.: Новая школа, 2003.-304 с.

2. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 156 с.

3. Ковалев, А. Н. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. [Текст]/ А. Н. Ковалев. - Вопросы психологии, 1993, № 1.

4. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психологопедагогические основы мониторинга: методическое пособие [Текст]/ Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. -213 с.

КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ КАК УСЛОВИЕ...

5. Костелова, JT. Д. Современные подходы к организации поствузовского обучения на этапе модернизации дошкольного образования: учебное пособие [Текст]/ JT. Д. Костелова, Н. Е. Разенкова, Т. И. Рукас, Н. И. Федорова. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2005. -142 с.

6. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании [Текст]: учебное пособие/ М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 112 с.

7. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой- М.: ТЦ Сфера, 2008 - 64 с.

8. Мониторинг психического здоровья [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Новокузнецк, 17-18 октября 2006 г.)/Под ред. акад. РАМН В. Я. Семке. - Томск, Новокузнецк, 2006. - 227 с.

УДК 373.24

Ковылова Екатерина Владимировна

Старший преподаватель (соискатель) кафедры специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк

КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)

Kovilova Ekaterina Vladimirovna

Senior teacher Chair ofspecial pedagogy, psychology and theoreticalfoundations of learning the faculty of under school age and correction pedagogics and phychology Kuzbass State Pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk

REMEDIAL COMMUNICATIVE DEVELOPMENT AS A CONDITION OF HEALTH-CARE OF CHILDREN OF SENIOR PRE-SCHOOL AGE WITH POOR ORAL SPEECH

Вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения никогда не терял своей актуальности и всегда находился в сфере основных интересов государства. В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования, в качестве ведущих, выделяются задачи: сохранения и укрепления здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.