Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халепо Владимир Владимирович

Коренные изменения общественного и государственного строя после революционных событий 1917 г. инициировали череду масштабных преобразований в общественных отношениях и правовых институтах, что не могло не затронуть и доставшуюся Советской России от Российской империи систему исполнения наказаний. В первые месяцы после установления Советской власти сохранялась преемственность организации мест лишения свободы, впоследствии по мере развития советского законодательства и реформирования пенитенциарной системы советская система исполнения наказаний стала приобретать свои собственные характерные особенности. В статье с привлечением архивных материалов, нормативно-правовых актов и научных работ анализируются условия и процессы образования и становления пенитенциарной системы Советского государства, рассматриваются их организационная структура, состав руководящих органов и их межведомственная борьба, а также разновидности мест лишения свободы, условия содержания, права и обязанности заключенных. Актуальность исследования советской системы исполнения наказаний заключается в рассмотрении противоречий ее развития в свете, с одной стороны, особенностей присущего указанным событиям исторически революционного характера, а с другой стороны, выявленной необходимости наследования некоторых институтов, существовавших при предыдущих правительствах. В нынешних условиях продолжающейся реорганизации исправительной системы после распада СССР учет такого опыта также может быть актуален и полезен для проведения дальнейших реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Халепо Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF PENITENTIARY BODIES IN THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER

Fundamental changes in the social and state system after the revolutionary events of 1917 initiated a series of largescale changes in social relations and legal institutions, which could not but a ect the penal system inherited by Soviet Russia from the Russian Empire. In the rst months after the establishment of Soviet power, continuity with the prerevolutionary order of organizing places of detention was maintained, subsequently, as Soviet legislation developed and the penitentiary system was reformed, the Soviet penal system began to acquire its own characteristic features. The article analyzes the conditions and processes of formation and formation of the penitentiary system of the Soviet state with the involvement of archival materials, legal acts and scienti c works, examines their organizational structure, the composition of the governing bodies and their interdepartmental struggle, as well as the types of places of detention, conditions of detention, rights and duties of prisoners. The relevance of the study of the Soviet system of execution of punishments lies in the consideration of the contradictions of its development in the light, on the one hand, of the features of the historically revolutionary character inherent in these events, and on the other hand, the identi ed need to inherit some of the institutions of this system that existed under previous governments. In the current conditions of the ongoing reorganization of the correctional system after the collapse of the USSR, taking into account such experience can also be relevant and useful for further reforms.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2023. Т. 64. № 1

история государства и права россии и зарубежных стран

Научная статья УДК 342

в. в. халепо*

организация деятельности органов исполнения наказаний в первые годы советской власти

Аннотация. Коренные изменения общественного и государственного строя после революционных событий 1917 г. инициировали череду масштабных преобразований в общественных отношениях и правовых институтах, что не могло не затронуть и доставшуюся Советской России от Российской империи систему исполнения наказаний. В первые месяцы после установления Советской власти сохранялась преемственность организации мест лишения свободы, впоследствии по мере развития советского законодательства и реформирования пенитенциарной системы советская система исполнения наказаний стала приобретать свои собственные характерные особенности. В статье с привлечением архивных материалов, нормативно-правовых актов и научных работ анализируются условия и процессы образования и становления пенитенциарной системы Советского государства, рассматриваются их организационная структура, состав руководящих органов и их межведомственная борьба, а также разновидности мест лишения свободы, условия содержания, права и обязанности заключенных. Актуальность исследования советской системы исполнения наказаний заключается в рассмотрении противоречий ее развития в свете, с одной стороны, особенностей присущего указанным событиям исторически революционного характера, а с другой стороны, выявленной необходимости наследования некоторых институтов, существовавших при предыдущих правительствах. В нынешних условиях продолжающейся реорганизации исправительной системы после распада СССР учет такого опыта также может быть актуален и полезен для проведения дальнейших реформ.

Ключевые слова: пенитенциарная система, исполнение наказания, Октябрьская революция, тюремная система, исправление осужденных.

* Владимир Владимирович Халепо — аспирант кафедры истории государства и права, юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия); уоуаШ32@ yandex.ru

© Халепо В. В., 2023.

Для цитирования: Халепо В. В. Организация деятельности органов исполнения наказаний в первые годы Советской власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2023. № 1. С. 70—87.

001: 10.55959/М^Ш130-0113-11-64-1-5

После прихода к власти большевиков и их союзников в результате победы Октябрьской революции начинается коренное переустройство экономического уклада, создается новый государственный аппарат. Многие из направлений революционных изменений были сформулированы и обоснованы прежде всего в программных документах партии большевиков и работах В. И. Ленина, в которых наиболее полно излагалось большевистское понимание марксистской теории. В ходе революционных преобразований пенитенциарная политика новообразованного государства диктатуры пролетариата являлась характерно отличной от политики Временного и царского правительств. Революционные процессы в российском обществе продолжали развиваться как до, так и после Октябрьского вооруженного восстания, социальные противоречия проявлялись все более отчетливо, экономическая ситуация также была далека от стабилизации. Данные условия все более актуализировали вопросы борьбы с преступностью, как с общеуголовной, так и с политической, и реорганизации пенитенциарной системы теперь уже в рамках нового аппарата власти.

Советская власть уделяла серьезное внимание изменению пенитенциарной политики, однако в системе органов исполнения наказаний принципиальных изменений первоначально не происходило.

К февралю 1917 г. большинство тюрем находилось в ведении Главного тюремного управления (ГТУ)1 Министерства юстиции2, территориальными органами которого были губернские тюремные отделения. После Февральской революции центральное тюремное учреждение Министерства юстиции было переименовано в Главное управление местами заключения (ГУМЗ)3, а его местные органы стали именоваться тюремными инспекциями4. Таким образом, в первые месяцы после Октябрьской революции организационная структура и материальная база мест лишения свободы были унаследованы от соответствующих учреждений царского и Временного правительств.

Продолжая дореволюционную практику, органы юстиции после октября 1917 г. все также занимались вопросами правового регулиро-

1 Свод законов Российской империи. Спб., 1912. Т. 1. С. 215. Далее — СЗРИ.

2 Об учреждении министерств: манифест // ПСЗ-1. В 45 т. Т. 27. № 20 406. Министерство юстиции Российской империи (учрежденное в 1802 г.) функционировало до 1917 гг., пока не было заменено Наркомюстом.

3 ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 1. Д. 92. Л. 44.

4 О подчинении тюрем и попечительств Советам депутатов. Телеграмма Народного комиссара юстиции // Административный вестник. 1928. № 10. С. 1.

вания деятельности мест лишения свободы. Первым нормативным актом советской власти, затрагивающим пенитенциарную систему, было изданное 15 декабря 1917 г. Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР5 «О мерах заключения задержанных и об учреждении при тюрьмах следственных комиссий, проверяющих правильность и законность ареста»6. Представляется вероятным, что причиной издания данного акта была наступившая после событий октября 1917 г. правовая неопределенность в вопросах разделения полномочий между различными органами Советской власти, имеющими право производить аресты. Примером таких противоречий могут служить трения между Наркоматом юстиции и Всероссийской чрезвычайной комиссией (ВЧК), происходившие в указанный период. Так, например, 19 декабря 1917 г. Совет народных комиссаров (СНК) признал неправомерными действия наркома юстиции И. З. Штейнберга и члена Наркомюста В. А. Карелина, которые освободили нескольких членов «Союза защиты Учредительного собрания», накануне арестованных ВЧК. СНК постановил, что решения ВЧК и других комиссий, назначенных Советами, могут быть изменены «только путем обжалования этих постановлений в Совет Народных Комиссаров, а никоим образом не единоличными распоряжениями комиссара юстиции»7. На этом же заседании наркому юстиции было предоставлено право непосредственного участия в деятельности следственных комиссий и право проверки формальных сторон их работы 8. На следующем заседании СНК 21 декабря 1917 г. было принято постановление о разграничении функций между Народным комиссариатом юстиции и ВЧК, в соответствии с которым ВЧК должна была либо передавать в Следственную комиссию при Ревтрибунале (далее — Комиссия) результаты своей работы, либо прекращать дело.

Работа Комиссии должна была проходить под наблюдением Народных комиссариатов юстиции и внутренних дел (НКЮ и НКВД), а также президиума Петроградского Совета. Уточнялось, что любые аресты, имеющие важное политическое значение, производятся с извещением о них НКЮ и НКВД и что «всякие задержания должны влечь за собой обязательное предание суду или быть прекращаемы». Конфликты, не урегулированные соглашением НКЮ, НКВД и президиума Петроградского Совета, подлежали окончательному разрешению в СНК9.

5 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (далее — СУ РСФСР) за 1917-1918 гг. № 1. Ст. 1. Народный комиссариат юстиции РСФСР (далее — Наркомат юстиции, Наркомюст, НКЮ), годы деятельности — 1917-1946 гг.

6 СУ РСФСР. 1917. № 9. Ст. 146.

7 В. И. Ленин и ВЧК: Сб. док. (1917-1922 гг.). М., 1975. С. 41.

8 Там же. С. 42.

9 Там же. С. 44.

Помимо правового регулирования деятельности органов юстиции в сфере надзора за соблюдением законности при арестах, Наркомюст совершенствовал собственную структуру и участвовал в реорганизации подведомственных ему органов на местах. Однако процесс реорганизации деятельности мест лишения свободы продвигался не так быстро. В некоторых частях страны «процесс слома старой тюремной системы затянулся вплоть до лета 1918 года»10.

После Октябрьской революции вместо Министерства юстиции был образован Наркомат юстиции (НКЮ), в ведении которого оставалось Главное управление мест заключения (ГУМЗ). Все ведомства данного Наркомата на тот момент подчинялись Коллегии НКЮ в составе пяти человек11, загруженность которой тормозила реорганизацию системы мест отбывания наказания. Указанная коллегия 6 января 1918 г. распорядилась организовать Тюремную коллегию в составе представителей трех наркоматов (труда, народного просвещения и общественного призрения), народных судей Петрограда, комиссара петроградских тюрем и комиссара (начальника) ГУМЗ. Ее основной задачей определялось «заведование всеми отраслями тюремного быта и выработки основных начал тюремной реформы»12. Такой состав коллегии был обусловлен тем, что в круг поставленных перед ней задач входили: «общее наблюдение за тюремным бытом и за всеми вопросами санитарными, трудовыми и просветительными тюрем, ознакомление с этими вопросами как путем докладов комиссаров тюрем, так и непосредственно, и составление докладов для коллегии». Составной частью Постановления от 15 декабря 1917 г. являлись Инструкции бюро тюремной коллегии, регламентировавшие деятельность сотрудников данного бюро и обозначавшие задачи их работы.

Тюремная коллегия не являлась постоянно действующим органом, проводя заседания периодически, руководство же текущими делами было возложено на Бюро тюремной коллегии, состоявшее из трех человек, которые также занимались подготовкой реформы тюремного дела13. В дальнейшем Постановлением НКЮ от 22 марта 1918 г. в структуре НКЮ был образован Тюремный отдел (в следующем месяце переименован в Карательный14, позднее — в Центральный карательный отдел), который фактически замещал собой существующее на тот момент ГУМЗ15.

10 См.: Кузьмина А. С. Становление исправительно-трудовых учреждений в Сибири (1917-1924). Омск, 1980. С. 12.

11 СУ РСФСР. 1917. № 12. Ст. 171.

12 Там же. 1918. № 15. Ст. 223.

13 Там же.

14 ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 1. Д. 6а. Л. 2.

15 Там же. Ф. Р-4042. Оп. 8. Д. 1. Л. 21.

Замещение ГУМЗ Карательным отделом НКЮ было подтверждено в Постановлении Наркомюста от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового (временная инструкция)»16. При этом функции губернских тюремных инспекций передавались местным карательным отделам (как ранее тюремным отделениям губернских правлений)17, входившим в состав губернских комиссариатов юстиции, заведующие которыми назначались местными советами, но право их утверждения принадлежало центральному карательному отделу НКЮ18. В рамках продолжения реформы мест заключения 12 мая 1919 г. при Карательном отделе НКЮ была создана постоянная комиссия специалистов-тюрьмоведов для разработки различных вопросов советской пенитенциарной политики19. Для усиления контроля за работой служащих пенитенциарной системы и борьбы с должностными злоупотреблениями 3 сентября 1919 г. был издан циркуляр НКЮ № 66 «О дисциплинарных взысканиях на служащих мест лишения свободы»20. Развитие процесса реорганизации управления местами лишения свободы происходило постепенно: в декабре 1919 г. Наркомюст в своем отчете VII Всероссийскому съезду советов отмечал, что работа ГУМЗ «в первые 7-8 месяцев после Октябрьской революции как бы замерла, застыла, сведясь к переписке с местами; на местах же ограничились назначением комиссаров тюрем»21.

В круг основных задач реформирования пенитенциарной системы после Октябрьской революции входила организация труда заключенных. На ведомственном уровне реализацией данной задачи занимались Центральный карательный отдел НКЮ и Главное управление принудительных работ при НКВД22.

Для регулирования упомянутых в Постановлении от 6 января 1918 г. трудовых вопросов 24 января того же года было издано Постановление НКЮ «О тюремных рабочих командах»23, предусматривавшее образование при тюрьмах рабочих команд «для производства необходимых государству работ, не превышающих по тягости работы чернорабочего» и с оплатой труда заключенных «соответственно дан-

16 СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 598.

17 Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей. 1890 г. // СЗРИ. 1890. Т. 14. Ст. 22.

18 См.: СмыкалинА. С. Пенитенциарная система советской России 1917 — начала 60-х гг.: Историко-юридическое исследование. Екатеринбург, 1998. С. 42.

19 ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 841. Л. 59.

20 Там же. Оп. 2. Д. 630. Л. 38-41.

21 Тюремное дело в РСФСР. Отчет Центрального карательного отдела НКЮ VII съезду Советов. М., 1920. С. 1-2.

22 См.: Борисов А. В., Дугин А. Н. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. С. 161.

23 СУ РСФСР. 1918. № 19. Ст. 284.

ной отрасли труда». Из содержания Постановления можно заключить, что организация тюремных команд была, с одной стороны, направлена на достижение большего уровня самообеспечения учреждений пенитенциарной системы, а с другой — на исправление заключенных посредством вовлечения их в трудовую деятельность. Последний аспект был характерен для широко применяемой в рассматриваемый период социологической школы права, особенно в приложении к ней марксистской теории.

Впоследствии, а именно в циркуляре от 24 мая 1918 г., Наркомюст на основе имевшегося на тот момент опыта реорганизации пенитенциарной системы обозначил свою цель — «перелом не только во всей системе управления местами заключения, но и во всей постановке отбывания наказания»24. Соответствующий подход подразумевал дальнейшее углубление разрыва пенитенциарной политики Советской России с соответствующей политикой Российской империи, в частности посредством упразднения такого вида уголовного наказания, как ссылка на каторгу, где в наиболее тяжелых условиях эксплуатировался труд заключенных. Также в нормативных актах Советской власти, относившихся к системе исполнения наказаний, отсутствовали ссылки на сословную принадлежность осужденных, что соответствовало Декрету ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 ноября 1917 г.25 Стоит отметить, что репрессивный характер использования труда заключенных был заменен определением трудовой деятельности как одного из основных средств исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы26. Такое изменение в подходе к вопросу исполнения наказания отразилось как в законотворческой, так и в организационной деятельности государственных органов.

Таким образом, Постановление Наркомюста от 23 июля 1918 г. порывало с дореволюционными актами, регулировавшими функционирование пенитенциарной системы. В п. 1 Постановления было предусмотрено, что действовавшие Уставы «О содержащихся под стражей»27 и «О ссыльных»28 утрачивали силу, т.е. вместо них действовало данное Постановление.

Постановлением также упразднялось деление мест заключения на разряды по тяжести наказаний. В приговорах судебных органов теперь должен был указываться только срок лишения свободы.

24 ГАРФ. Ф. 7420. Оп. 2. Д. 585. Л. 21.

25 Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 72.

26 См.: СмыкалинА. С. Становление системы исправительно-трудовых учреждений советского государства (октябрь 1917 — июль 1918 гг.) // Преступление и наказание. 1999. № 11. С. 46-51.

27 Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей. 1890 г. // СЗРИ. Т. 14.

28 Устав о ссыльных. 1890 г. // Там же.

Тем не менее не во всех регулируемых указанным Постановлением областях наблюдался разрыв с дореволюционными нормами. Сохранялась преемственность с дореволюционным делением мест лишения свободы на мужские и женские. Кроме того, внутренний порядок мест заключения до особого распоряжения устанавливался местными Карательными отделами с применением правил Общей тюремной инструкции от 28 декабря 1915 г., не отмененных революцией и не противоречивших положениям Временной инструкции от 23 июля 1918 г.

В зависимости от назначения мест лишения свободы в ведении НКЮ находились следующие их виды:

1) общие места заключения (тюрьмы);

2) реформатории и земледельческие колонии, труд в которых по замыслу законодателей должен был носить воспитательно-карательный характер и предназначался в большей степени для исправления молодых преступников;

3) испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имелись основания для послаблений режима или для досрочного освобождения;

4) карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т.п.;

5) тюремные больницы.

Стоит отметить, что в Постановлении от 23 июля 1918 г. не упоминались места лишения свободы для несовершеннолетних, поскольку Декретом СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних»29 от 14 января 1918 г. суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних были упразднены. Согласно данному декрету, судебное преследование и лишение свободы несовершеннолетних до 17 лет отменялось, и дела о таких лицах, замеченных в общественно опасных деяниях, подлежали ведению комиссий о несовершеннолетних, которые находились в подчинении Наркомата общественного призрения.

Постановление также регламентировало порядок и условия содержания заключенных, их обязанности и некоторые права. Важным принципом содержания под стражей являлась обязательность физического труда для трудоспособных заключенных. Оплата за труд производилась по ставкам профессиональных союзов соответствующих местностей, но при этом треть заработка зачислялась на лицевые счета заключенных, остальные две трети средств удерживались на покрытие стоимости их содержания. Продовольствие же отпускалось заключенным исходя из общероссийской сметы.

29 СУ РСФСР. 1918. № 16. Ст. 227.

Во время отбывания наказания лишенные свободы должны были постоянно находиться в помещениях, из которых они отпускались только «на работы или прочие занятия и прогулки». Допускалось предоставление отпуска для лиц, осужденных на срок не свыше одного года, при этом продолжительность отпуска не могла составлять более двух недель, и предоставлялся таковой исключительно по серьезным семейным обстоятельствам.

Постановление также устанавливало репрессивные меры, применявшиеся к заключенным, нарушающим порядок и дисциплину, а также к нежелающим работать без основательных причин. К нарушителям дисциплины применялись такие меры, как:

1) установление более сурового режима (лишение свиданий, переписки и т.п.);

2) изоляция от других заключенных (одиночное заключение, карцер до 14 дней);

3) в исключительных случаях, при частых рецидивах недопустимого поведения, допускался перевод в специальные тюрьмы (изоляторы).

К лицам, не желающим трудиться, применялись другие меры воздействия:

1) потраченные на содержание заключенного средства записывались на его лицевой счет в качестве долга, и такой заключенный не мог освободиться из мест заключения даже после отбытия назначенного срока до тех пор, пока не погасит долг;

2) заключенный мог быть переведен на уменьшенный, по сравнению с другими, продовольственный паек;

3) заключенный мог быть отправлен в изолятор (особую тюрьму) как неисправимый.

К хулиганам, погромщикам или упорным рецидивистам могла быть применена и иная репрессивная мера, заключавшаяся в направлении по окончании срока заключения распределительной комиссией в местный революционный трибунал представления о рассмотрении вопроса о дальнейшей изоляции таких граждан.

На момент издания Постановления от 23 июля 1918 г. Наркомюст проводил политику, направленную на укрупнение мест заключения. По этой причине ликвидировались мелкие тюрьмы, функционирование которых было признано неэффективным как с экономической точки зрения, так и со стороны воспитательно-трудового исправления. Содержащиеся в таких тюрьмах заключенные пересылались в более крупные места заключения.

Как можно заключить из содержания Постановления, Наркомюст в своей работе по организации нового типа пенитенциарной системы руководствовался задачей создания новых типов мест лишения свободы. В дальнейшем по мере организации органов управления местами заключения на уровне губерний система взаимодействия этих органов с центром усложнялась, в связи с чем НКЮ своим постановлением от 9 сентября 1919 г. существовавший Карательный отдел преобразовал в Центральный карательный отдел30.

Состав Карательного отдела включал девять отделений и три постоянно действующих особых совещания. Отделения:

1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер;

2) распределительное;

3) техническое;

4) сельскохозяйственное;

5) врачебно-санитарное;

6) снабжения;

7) строительное;

8) конвойное;

9) помощи отбывшим наказание. Особые совещания:

а) по пенитенциарным вопросам теоретического характера;

б) по вопросам практического применения воспитательно-трудовых мер и организации работ;

в) по вопросам административно-хозяйственным.

Местные Карательные отделы организовывались по плану Центрального и должны были включать: «специалистов-педагогов (или психиатров) для рациональной постановки распределения арестованных, инженеров или техников—для заведывания работами, агрономов—для устройства земледельческих колоний, и врачей» — для распоряжения местами лишения свободы и принудительными работами во вверенных им губерниях. Местные учреждения, исполняющие наказания, возглавляли заведующие (директора, начальники), при которых учреждались коллегии в составе заведующего, его помощников и лиц педагогического, врачебного и инструкторского персонала по определению местного Комиссариата юстиции.

30 Там же. 1919. № 48. Ст. 468.

Оценивая Постановление Наркомюста от 23 июля 1918 г., стоит отметить, что данный нормативно-правовой акт заложил основы советской пенитенциарной системы, но при этом имел «поверхностный и общий подход к регулированию порядка отбывания наказания в местах лишения свободы»31. Постановление не содержало положений о целях, задачах и принципах лишения свободы в Советской России и, что нехарактерно для актов первых лет Советской власти, не подчеркивало свой классовый характер.

По мере развития общественного конфликта в России, ужесточения условий ведения Гражданской войны, усугубления экономического кризиса и роста преступности в РСФСР появлялись новые типы мест отбывания наказания и изоляции, подчиненные как Наркомату юстиции, так иным органам Советской власти.

Вскоре после Октября 1917 г. параллельно с деятельностью НКЮ начала складываться система мест заключения при ВЧК, предназначенная для содержания политических противников Советской власти. Роль этой системы существенно возросла с началом горячей фазы Гражданской войны в мае 1918 г. После заключения 3 марта 1918 г. Брестского мирного договора между Германией и РСФСР начался обмен военнопленными, и к лету 1918 г. многие концлагеря освободились от своего контингента, что позволило использовать их для содержания военнопленных уже Гражданской войны32. Для организации функционирования таких лагерей было решено использовать ВЧК и Центральную коллегию по делам пленных и беженцев (Центроплен-беж) Наркомата по военным делам РСФСР, образованную 27 апреля 1918 г.33

О необходимости создания особого рода лагерей отмечалось в Приказе Наркома по военным делам ко всем отрядам, сражающимся против контрреволюционных чехословацких мятежников от 4 июня 1918 г., в котором тогдашний наркомвоенмор Л. Д. Троцкий предписывал насильственно разоруженные войска Чехословацкого корпуса заключать «в концентрационные лагери»34. В своем приказе от 8 августа 1918 г. Л. Д. Троцкий уведомлял участников войны на чехословацком фронте о «создании в Муроме, Арзамасе и Свияжске концентрационных лагерей, куда будут заключаться темные агитаторы, контрреволюционные офицеры, саботажники, паразиты, спекулянты»35. На

31 Детков М. Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов. М., 1992. С. 33.

32 ГАРФ. Ф. Р-3333. Оп. 23. Д. 1. Л. 20.

33 СУ РСФСР. 1918. № 34. Ст. 451.

34 См.: Троцкий Л. Д. Как вооружалась революция. 1923-1925. Т. 1: 1918 год. М., 1923. С. 216.

35 Там же. С. 233.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

следующий день 9 августа 1918 г. В. И. Ленин в своей телеграмме для Пензенского губисполкома также предписывал «сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города»36. Подобные чрезвычайные меры предпринимались ввиду опасной для Советской республики ситуации на восточном фронте и восстания кулаков в красноармейском тылу. В дальнейшем Декретом СНК РСФСР «О красном терроре» от 5 сентября 1918 г.37 предписывалось «обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях». Таким образом, осенью 1918 г. чрезвычайные комиссии (ЧК), содержавшие арестованных в собственных тюрьмах, стали также направлять их в лагеря38 системы Центропленбежа. Кроме того, было принято решение о начале организации лагерей, подведомственных губернским ЧК39.

Продолжение функционирования концентрационных лагерей было санкционировано Постановлением ВЦИК РСФСР «О Всероссийской Чрезвычайной Комиссии» от 17 февраля 1919 г.,40 в котором ВЧК предоставлялось право заключения в концентрационный лагерь. В соответствии с Постановлением ВЦИК от 15 апреля 1919 г. «О лагерях принудительных работ»41 учреждались, как видно из названия Постановления, «лагеря принудительных работ», организация которых возлагалась на губернские ЧК при содействии жилищных отделов местных Исполнительных комитетов.

Для координации работы Центропленбежа, ВЧК и НКВД Постановлением ВЦИК от 15 апреля 1919 г. было создано новое учреждение в составе НКВД42, которое 17 мая 1919 г. получило название Отдел принудительных работ (ОПР)43. В том же году 24 мая декретом СНК в подчинение НКВД был передан Центропленбеж44. В свою очередь ВЧК было поручено организовать лагеря принудительных работ в каждой губернии, а при необходимости также и в уездах, и по завершении организационных работ передать их в ведение ОПР НКВД45. Впоследствии данный Отдел будет реорганизован в Главное управление лагерей принудработ (ГУПР) при том же наркомате46.

Таким образом, во время Гражданской войны руководство местами заключения оказалось разделено между тремя ведомствами:

36 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 50. М., 1970. С. 144.

37 СУ РСФСР. 1918. № 65. Ст. 710.

38 Там же.

39 Декреты Советской власти. Т. 5. М., 1971. С. 69.

40 СУ РСФСР. 1919. № 12. Ст. 130.

41 Там же. № 20. Ст. 235.

42 Декреты Советской власти. Т. 5. С. 69.

43 Там же. С. 174.

44 СУ РСФСР. 1919. № 24. Ст. 279.

45 Декреты Советской власти. Т. 5. С. 174.

46 ГАРФ. Ф. Р-4042. Оп. 2. Д. 2. Л. 119.

НКВД, ВЧК и НКЮ. Подобное разделение полномочий подразумевало, что места заключения, подчиненные НКЮ, предназначались в первую очередь для содержания уголовных преступников, а лагеря ГУПР НКВД и ВЧК — преимущественно для изоляции политических врагов Советской власти47.

Можно заключить, что существовавшие на тот момент концентрационные лагеря перепрофилировались, равно как и новые создавались в контексте острой классовой, военной и политической борьбы и не являлись местами отбывания определенного судом наказания в виде лишения свободы, поскольку содержанию в них подлежали лица, относительно которых состоялись решения чрезвычайных комиссий, революционных трибуналов, народных судов и других советских органов48, что, таким образом, допускало принятие решений об изоляции в концлагерях в административном порядке. В связи с этим представляется сомнительным считать их составной частью пенитенциарной системы РСФСР.

Стоит подчеркнуть, что Постановление «О лагерях принудительных работ»49 размежевывало регулируемые им лагеря и концлагеря военного времени посредством установления нормы, в соответствии с которой в лагеря принудительных работ не помещались лица, подлежащие «по постановлениям Всероссийской Чрезвычайной Комиссии заключению в особые лагеря на все время гражданской войны».

Трудовая деятельность заключенных в лагерях принудительных работ соответствовала логике применения данного вида наказания и исправления, заложенной в Постановлениях «О тюремных рабочих командах» и «О лишении свободы...», что нашло отражение и в Постановлении «О лагерях принудительных работ». Работы заключенных организовывались как на территории лагеря, так и вне ее по заказам советских учреждений, производилась оплата труда, однако расходы по содержанию лагеря распределялись между заключенными для достижения самоокупаемости лагеря при полном его наполнении, но при этом вычеты не могли превышать трех четвертей заработной платы. Устанавливался восьмичасовой рабочий день, введение сверхурочных и ночных работ допускалось только с соблюдением правил Кодекса законов о труде 1918 г. Продовольственный паек для заключенных выдавался по общей норме, определенной для всех трудящихся, занятых физическим трудом. Кроме того, заключенные выбирали лагерного старосту, выступавшего посредником в отношениях с администрацией, каждый заключенный имел право внести в книгу жалоб свои

47 Там же. Оп. 8. Д. 4. Л. 89.

48 СУ РСФСР. 1919. № 12. Ст. 124.

49 Там же. № 20. Ст. 235.

претензии по поводу неправомерных действий администрации. Заключенным, проявившим особое трудолюбие, могло быть разрешено жить на частных квартирах и являться в лагерь лишь для выполнения назначенных им работ, также допускалось сокращение отбываемого срока заключения. Заключение в лагеря принудительных работ лиц, неспособных к труду в силу наличия у них хронических заболеваний и иных органических недостатков, не допускалось.

Для поддержания в рядах заключенных дисциплины, соответствовавшей режиму лагеря, применялись репрессивные меры. Так, например, побег из лагеря, совершенный впервые, наказывался умножением первоначального срока осуждения вплоть до его десятикратного увеличения; при повторном побеге нарушителя ожидало разбирательство в суде Революционного Трибунала, имевшем право избрать в отношении осужденного любую из санкций вплоть до высшей меры наказания. В целях предотвращения побегов администрация лагеря могла ввести круговую поруку.

Можно сделать вывод, что в начале своего существования Советская власть проявляла определенную степень гуманности в своей пенитенциарной политике. Помимо отмеченных мер по обеспечению условий труда и содержания заключенных, можно привести пример выпущенного в августе 1918 г. циркуляра Центрального карательного отдела Наркомата юстиции, в котором указывалась необходимость курса на «возобновление, переустройство и создание внутри тюрем мастерских, снабженных надлежащим оборудованием, инструментами, материалами и опытными инструкторами». Организация работ вне тюрем характеризовалась выработкой «принципов оплаты труда заключенных на основе возмещения расходов их содержания и создания фонда для выдачи пособий при освобождении». Данным актом предписывались не только меры по материальному обеспечению заключенных, но и меры по их исправлению и последующей реабилитации: «Принимая во внимание, что заключенный, выйдя на волю, попадает в современную обстановку; требующую квалифицированных рабочих, по крайней мере, хорошо обученных работе на станках, Карательный отдел считает недопустимым, чтобы заключенных заставляли работать на станках, ставших давно уже достоянием истории, а равно считает нежелательным обучение заключенных кустарным ремеслам... Одна из основных задач инструкторов и руководителей работами должна состоять в том, чтобы отбывший наказание мог найти применение приобретенных знаний без излишних затруднений»50.

50 Сборник основных приказов, циркуляров и инструкций Народного комиссариата юстиции и Народного комиссариата внутренних дел РСФСР за 1918-1928 гг. о деятельности мест лишения свободы. М., 1959. С. 53.

Стоит отметить, что использование труда заключенных как средства их исправления не являлось изобретением советских законодателей. Подобные идеи уже были сформулированы на состоявшихся до Октябрьской революции международных тюремных конгрессах, в число участников которых входили и представители Российской империи. На данных конгрессах была признана необходимость исправления осужденных путем умственного, физического, нравственного развития и привлечения к оплачиваемому труду в соответствии с их способностями. При этом лишение свободы должно было индивидуализироваться в зависимости от поведения и иных особенностей осужденных. Идея об исправлении заключенных посредством труда также нашла отражение в отечественном дореволюционном законодательстве, например в части труда как ведущего средства исправления осужденных51. Таким образом, стоит признать наличие определенной преемственности дореволюционного и советского уголовно-исправительного права.

Центральный карательный отдел также поднимал вопрос соблюдения законности в работе пенитенциарной системы. Об этом свидетельствует изданный данным отделом 4 февраля 1919 г. циркуляр «О тюремном режиме и о привлечении к ответственности виновных в незаконных притеснениях заключенных»52. В частности, данным циркуляром запрещались «все формы мучительства» заключенных. Положение о недопустимости причинения заключенным лишних мучений также присутствовало в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 года», в ст. 10 которых отмечалось, что «наказание должно быть целесообразно и в то же время совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий»53.

О постепенном формировании самостоятельного характера наказания в виде принудительных работ можно судить по изменению его названия, которое в перечне примерных видов наказания «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 года»54 обозначалось как «принудительные работы без помещения в места лишения свободы». Данный нормативный акт фактически дал судебным органам официальное предписание о возможности назначения принудительных работ без какой-либо привязки к лишению свободы, которое допускалось настоящим Постановлением НКЮ «на определенный срок или на неопределенный срок до соответствующего события».

51 См.: Гаранжа С. А. Исправительно-трудовая политика Советского государства (на примере общих мест заключения РСФСР) в 1917-1934 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 20.

52 Сборник основных приказов, циркуляров и инструкций. С. 48.

53 СУ РСФСР. 1919. № 66. Ст. 590.

54 Там же.

Наркомат юстиции 15 ноября 1920 г. своим Постановлением утвердил «Положение об общих местах заключения РСФСР»55, в соответствии с которым в общие места заключения направлялись лица, состоявшие под следствием и осужденные к лишению свободы судебными приговорами и постановлениями уполномоченных на это органов, а также пересылаемые по этапу. Данное положение вносило существенные уточнения в правовое регулирование системы мест лишения свободы, затрагивая прежде всего объем как обязанностей, так и ответственности должностных лиц пенитенциарной системы. Кроме того, уделялось внимание режиму приема и распределения заключенных, обеспечению внутреннего распорядка и условий труда, организации питания, проведению учебно-воспитательной работы, определялись меры дисциплинарного воздействия и порядок их применения для заключенных.

В последующем советском законодательстве рассматриваемого периода несколько изменяется и конкретизируется классификация принудительных работ. Согласно декрету СНК РСФСР от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных»56, принудительные работы без содержания под стражей делились на два вида: общественно-принудительные работы и принудительные работы по специальности. Для обоих видов был установлен высший предел наказания в пять лет, равно как и для наказания в виде лишения свободы.

Окончание Гражданской войны позволило Советской власти в более спокойной обстановке осмыслить сложившиеся к тому моменту законодательную базу и практику применения уголовных наказаний, что отразилось в принятом в 1922 г. Уголовном кодексе РСФСР57. В тексте данного нормативно-правового акта упоминаются «наказания» и «другие виды социальной защиты», т.е. наказание на тот момент понималось как основное, но не единственное средство социальной защиты. Однако такое нововведение было по большей части терминологическим. Наименования частично рассмотренных выше видов наказания в УК 1922 г. трансформировались в «принудительные работы без содержания под стражей» и «лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой» соответственно. Для принудительных работ (назначаемых на срок от семи дней до одного года) предусматривалось деление наказания на квалифицированный труд (по специальности) и неквалифицированный физический труд. Определялись также послабления для заключенных, отличившихся в трудовой деятельности. Для них могли быть облегчены условия содержания, а в некоторых случаях даже могло быть разрешено

55 Там же. 1921. № 23-24. Ст. 141.

56 Там же. № 22. Ст. 138.

57 Там же. 1922. № 15. Ст. 153.

проживание на частных квартирах с обязательным условием являться в лагерь для исполнения назначенных работ. Срок заключения для них мог быть сокращен отделом принудительных работ Наркомата внутренних дел по представлению отдела управления местного исполкома.

К периоду окончания Гражданской войны и перехода к мирному строительству также относятся действия Советской власти по преобразованию системы пенитенциарных учреждений. 9 февраля 1922 г. ВЦИК принял решение о подчинении мест лишения свободы Наркомату юстиции58. Однако позднее в том же году данное решение было изменено: уголовно-исполнительные учреждения были переданы в ведение НКВД РСФСР с образованием в его составе Главного управления мест заключения59.

Пенитенциарная система РСФСР складывалась и реформировалась в чрезвычайных условиях революции, Гражданской войны и обострения классовой борьбы в российском обществе, что обусловило ее характерные особенности, такие как, с одной стороны, спешность ее создания, присущую идеологическую и классовую направленность, некоторую хаотичность; с другой стороны, определенную преемственность дореволюционной системы мест лишения свободы как в материальном, так и в кадровом плане.

Список литературы

1. Борисов А. В., Дугин А. Н. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995.

2. ДетковМ. Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов. М., 1992.

3. Кузьмина А. С. Становление исправительно-трудовых учреждений в Сибири (1917-1924). Омск, 1980.

4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 50. М., 1970.

5. СмыкалинA. C. Становление системы исправительно-трудовых учреждений советского государства (октябрь 1917-июль 1918 гг.) // Преступление и наказание. 1999. № 11. С. 46-51.

6. Смыкалин А. С. Пенитенциарная система советской России 1917 — начала 60-х гг.: Историко-юридическое исследование. Екатеринбург, 1998.

7. Троцкий Л. Д. Как вооружалась революция. 1923-1925. Т. 1: 1918 год. М., 1923.

Статья поступила в редакцию 23.07.2022; одобрена после рецензирования

11.11.2022; принята к публикации 27.02.2023

58 ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 5. Д. 331. Л. 76.

59 Там же. Л. 164.

Original article

Vladimir V. Khalepo *

organization of activities of penitentiary bodies in the first years of soviet power

Abstract. Fundamental changes in the social and state system after the revolutionary events of 1917 initiated a series of large-scale changes in social relations and legal institutions, which could not but affect the penal system inherited by Soviet Russia from the Russian Empire. In the first months after the establishment of Soviet power, continuity with the pre-revolutionary order of organizing places of detention was maintained, subsequently, as Soviet legislation developed and the penitentiary system was reformed, the Soviet penal system began to acquire its own characteristic features. The article analyzes the conditions and processes of formation and formation of the penitentiary system of the Soviet state with the involvement of archival materials, legal acts and scientific works, examines their organizational structure, the composition of the governing bodies and their interdepartmental struggle, as well as the types of places of detention, conditions of detention, rights and duties of prisoners. The relevance of the study of the Soviet system of execution of punishments lies in the consideration of the contradictions of its development in the light, on the one hand, of the features of the historically revolutionary character inherent in these events, and on the other hand, the identified need to inherit some of the institutions of this system that existed under previous governments. In the current conditions of the ongoing reorganization of the correctional system after the collapse of the USSR, taking into account such experience can also be relevant and useful for further reforms.

Keywords: penitentiary system, punishment execution, October Revolution, prison system, correction of convicts.

For citation: Khalepo, V.V. (2023). Organization of activities of penitentiary bodies in the first years of Soviet power. Lomonosov Law Journal, 1, pp. 70—87 (in Russ.).

Bibliography

1. Borisov, A.V. and Dugin, A.N. (1995). Police of Russia:pages of history. Moscow (in Russ.).

2. Detkov, M.G. (1992). The content of the penitentiary policy of the Russian state and its implementation in the system of execution of criminal punishment in the form of deprivation of liberty in the period 1917—1930. Moscow (in Russ.).

3. Kuz'mina, A.S. (1980). The formation of correctional labor institutions in Siberia (1917-1924). Omsk (in Russ.).

4. Lenin, V.I. (1970). Full composition of writings. Vol. 50. Moscow (in Russ.).

* Ph. D. Student of the Department of History of State and Law, Faculty of Law, Lomonosov MSU (Moscow, Russia)

5. Smykalin, A.C. (1999). Formation of the system of correctional labor institutions of the Soviet state (October 1917-July 1918). Crime and punishment, 11, pp. 46— 51 (in Russ.).

6. Smykalin, A.S. (1998). The penitentiary system of Soviet Russia in 1917 — early 60s: Historical and legal research. Ekaterinburg (in Russ.).

7. Trotskii, L.D. (1923). How the revolution was armed. 1923—1925. Vol. 1: 1918thyear. Moscow (in Russ.).

The article was submitted 23.07.2022; approve 11.11.2022; accepted 27.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.