Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ / ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавренова Е.С.

В статье рассматривается правовое определение негосударственных пенсионных фондов в России. Определены особенности организации деятельности негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством. Особое внимание уделено последним изменениям пенсионного законодательства.The legal determination of non-state pension funds in Russia is considered in article. Features of the organization of activities of non-state pension funds according to the legislation are indicated. Last modifications of the pension legislation is defined with special attention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ»

Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11). С. 1262-1273.

6. Курочкин В.Н. Анализ и оценка ликвидности бухгалтерского баланса коммерческой организации / В.Н. Курочкин. - Экономика и социум. 2014. № 4-3 (13). - С. 744-750.

7. Курочкин В.Н., Филимонова Е.В.Совершенствование методики анализа и оценки финансового положения коммерческой организации. - Экономика и социум. 2014. № 4-6 (13). - С. 824-834.

8. Курочкин В.Н. и др. Анализ результативности хозяйственной деятельности торговой фирмы / В.Н. Курочкин, И.В. Украинцева, Т.В. Пономаренко. - Экономика и социум. 2014. № 4-6 (13). С. 834-844.

9. Волохов Н. Н. и др. К методике анализа финансового состояния коммерческой организации / В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев.-Экономика и социум. - 2015. - № 3 (16). - С. 384-391.

10.Курочкин В.Н. и др. Факторный анализ прибыли коммерческой организации сервиса/ В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев. -Экономика и социум.. - 2015. - № 4 (17). - С. 986-993.

11. Информационные технологии в управлении сельскохозяйственными коммерческими организациями / В.Н. Курочкин, Н.Н. Волохов и Е.В. Мохирев. - В сб. материал. межд. науч. конф. "Информационные технологии в управлении сельскохозяйственными коммерческими организациями". - Москва: Институт Управления, 2015. - С. 74-77.

Лавренова Е. С. магистрант 1 курса экономический факультет Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ)

Россия, г. Томск

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ

В статье рассматривается правовое определение негосударственных пенсионных фондов в России. Определены особенности организации деятельности негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством. Особое внимание уделено последним изменениям пенсионного законодательства.

Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, организация деятельности негосударственных пенсионных фондов, пенсионное законодат ельст во.

THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF NON-STATE PENSION

FUNDS IN RUSSIA The legal determination of non-state pension funds in Russia is considered in article. Features of the organization of activities of non-state pension funds according to the legislation are indicated. Last modifications of the pension legislation is defined with special attention.

Keywords: non-state pension funds, organization of activities of non-state pension funds, pension legislation.

В соответствии с федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», негосударственные пенсионные фонды (далее -НПФы) в России представляет собой организацию, которая осуществляет исключительно негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе и досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Деятельность НПФов осуществляется на основе лицензии без ограничения срока ее действия, выданной Банком России.

Согласно статье 3.1 закона «О негосударственных пенсионных фондах» субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются НПФы, ПФР, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи, а участниками -брокеры, кредитные организации и другие организации, участвующие в размещении пенсионных резервов и в инвестировании пенсионных накоплений [1].

В соответствии с новым законодательством, НПФ создается в организационно-правовой форме акционерного общества. Процедура акционирования должна быть завершена до 1 января 2016.

Внутреннее правовое регулирование деятельности НПФа осуществляется на основании следующих документов:

1 Устав фонда - является учредительным документом фонда, минимальный размер которого установлен в размере не менее не менее 120 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей [1, ст. 6.1];

2 В отношении негосударственного пенсионного обеспечения: пенсионные правила, пенсионные схемы, пенсионный договор.

3 В отношении обязательного пенсионного страхования: страховые правила, договор об обязательном пенсионном страховании, кодекс профессиональной этики, договор на оказание услуг со специализированным депозитарием, договор доверительного управления с управляющей компанией (управляющими компаниями).

НПФ

Имущество НПФ

Отчетность

НПФ -1-

Договор доверительного управления (ДО) Передача в ДО пенс. накоплений и части пенс. ре зервов

Ежедневн. контроль за соблюдением правил, требований к струкрутуре

Специализированный депозитарий

Хранение сертификатов ЦБ, учет и переход прав на ЦБ

Ежегодн. обязат. оценка

Ежегодн. обязат. аудит

Банк России (УФО)

Частная управляющая компания (компании)

Независимый актуарий

Независимый аудитор

Контроль и надзор

Рисунок 1 - Организация деятельности НПФов в России

В соответствии с федеральным законом № 422-ФЗ НПФ являются участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц, формируя фонд гарантирования пенсионных накоплений за счет гарантийных взносов в том числе. Размер гарантийных взносов определяется как средняя стоимость вех чистых активов, находящийся в управлении НПФа и денежных средств на счетах НПФа, предназначенных для операций с пенсионными накоплениями, умноженная на 0,975 [2, ст. 15].

Имущество фонда подразделяется на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления [1, ст. 17].

Пенсионные резервы и пенсионные накопления НПФ формирует для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками и застрахованными лицами.

Структура разрешенного инвестиционного портфеля для пенсионных накоплений представлена в таблице 1. Управление пенсионными накоплениями может осуществлять только управляющая компания (управляющие компании).

Таблица 1 - Требования к ст-ре инвестиционного портфеля НПФа [3, п. 2]_

Наименование актива в структуре инвестиционного портфеля Доля актива, %

Облигации российских эмитентов, кроме гос. ценных бумаг Не > 80

Депозиты и денеж. ср-ва на счетах в банках в рос. и ин. валюте Не > 80

Акции российских открытых акционерных обществ Не > 65

Ипотечн. ценные бумаги, выпущенные в соответ-вии с закон-вом Не > 40

Гос. ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные облигации Не > 40

Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов Не > 20

НПФ в соответствии со статьей 17 закона «О негосударственных пенсионных фондах» направляет не менее 85% доходов от размещения средств пенсионных резервов и не менее 85% доходов от инвестирования

средств пенсионных накоплений на формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений соответственно.

НПФ обязан раскрывать информацию о своей деятельности. НПФ ведет бухгалтерский учет и представляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации. По итогам финансового года деятельность НПФа подлежит

ежегодному актуарному оцениванию. Также ежегодно НПФы по итогам финансового года обязаны проводить аудит.Банк России осуществляет регулирование деятельности НПФов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.

Государство в рамках стимулирования граждан к активному участию в системе негосударственного пенсионного обеспечения предоставляет налоговое льготы. В частности, налогоплательщик имеет право предоставления социального налогового вычета в сумме уплаченных им (работодателем) страховых взносов в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 тысяч рублей в год [4, ст. 219].

Таким образом, изменения пенсионного законодательства существенно повлияли на особенности организации деятельности НПФов в России. В частности, акционирование НПФов означает переход правового статуса НПФов как некоммерческих организаций в статус коммерческих фирм. В целом, эти и другие изменения, в частности создание системы гарантирования прав застрахованных лиц в система обязательного пенсионного законодательства, существенно повышают прозрачность и надежность НПФов, что представляется положительной динамикой.

Использованные источники:

1. О негосударственных пенсионных фондах [Электронный ресурс] : федер. закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.)) // Гарант : справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

2. О гарантировании прав застрах. лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ ... [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ : (в ред. от 1 декабря 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

3. Об уст-нии доп. ограничений на инв-е средств пенс. нак-ний в отдел. классы активов и определении максимал. доли отдел. классов активов в инвестицион. портфеле [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 379 (в ред. 26 декабря 2014 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

4. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ : (в ред. от 8 марта 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон.

дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

Лазарева Е.И., доктор экономических наук,

профессор

кафедра «Инновационного и международного менеджмента»

Бабенко М.А. студент 3 курса факультет управления Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону ОСОБЕННОСТИ И ПРИЁМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В статье исследуются особенности инновационного менеджмента в современных условиях. На практических примерах рассматриваются приёмы инновационного менеджмента и их влияние на развитие организации в целом.

Ключевые слова: инновации, инновационный менеджмент, приемы инновационного менеджмент, маркетинг инноваций, бенчмаркинг, инжиниринг инноваций, реинжиниринг инноваций, аутсорсинг, бренд-стратегия, ценовой приём, мерджер.

In article examines the characteristics of innovation management in modern conditions. In practical examples are considered innovative management techniques and their impact on the organization as a whole.

Keywords: innovation, innovation management, innovation management techniques, marketing innovation, benchmarking, engineering innovation, reengineering innovation, outsourcing, brand strategy, pricing technique, merger.

Человечество в данный период существования переживает во многих сферах своей деятельности бурные перемены, которым предшествовали глобальные изменения XX века. Поток инноваций, ускоренное изменение во всех областях жизни общества являются главной отличительной чертой современного этапа исторического развития.

Сегодня основное орудие развития - это технологические инновации, а основа инноваций - знания, из этого возникает необходимость особого типа менеджмента, соединяющего их воедино [1].

Низкий уровень российского научно-технического потенциала и результативности его использования стали одними из важных факторов, которые сделали инновационность национальной экономики крайне неразвитой.

Инновационный менеджмент или инновационное управление является направлением стратегического менеджмента, которое связано с развитием систем управления инновационными процессами и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления. Целями такого управления являются:

- определение основных направлений научно-технической и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.