Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАНСКИХ КИНОШНИКОВ (1961-1991)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАНСКИХ КИНОШНИКОВ (1961-1991) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ / ТАТАРСКАЯ АССР / ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО / КИНОХРОНИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галимзянова А.Т.

Статья посвящена материально-техническим и организационным условиям развития кинопроизводства в Татарской АССР. На основании документов региональных и федеральных архивов, а также воспоминаний сотрудников Казанской студии кинохроники удалось воссоздать целостную картину процесса организации киносъемок. В ходе проведенного исследования автор пришел к выводу об остаточном финансировании киноискусства, в связи с чем региональные студии страны так же, как и центральные, страдали от изношенности киноаппаратуры и испытывали дефицит техники необходимой для кинопроизводства. Несмотря на это, работники киностудии справлялись с поставленными Госкино планами и сумели наладить производство документальных, научно-пропагандистских фильмов, а также хроники для периодического киножурнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY ARRANGEMENT OF KAZAN FILMMAKERS (1961-1991)

The article is devoted to the material, technical and organizational conditions for the development of film production in the Tatar ASSR. On the base of documents of regional and federal archives, as well as the memoirs of the employees of the Kazan newsreel studio, it was possible to recreate a complete picture of the process of filming organization. According to the study, the author came to the conclusion about the residual financing of the cinema, which was the reason why the regional studios of the country, like the central ones, suffered from the deterioration of cinema equipment and experienced a shortage of equipment necessary for film production. Despite this, the workers of the film studio coped with the plans set by the State Committee for Cinematography and were able to organize the production of documentary, scientific and propaganda films, as well as chronicles for a periodical newsreel.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАНСКИХ КИНОШНИКОВ (1961-1991)»

УДК 791(091)(470.41 -25)"1961/1991"

ГРНТИ 03.23.55 История России Новейшего времени

DOI 10.35231/25422375_2021_3_64

А. Т. Галимзянова

Организация деятельности казанских киношников

(1961-1991)

Статья посвящена материально-техническим и организационным условиям развития кинопроизводства в Татарской АССР. На основании документов региональных и федеральных архивов, а также воспоминаний сотрудников Казанской студии кинохроники удалось воссоздать целостную картину процесса организации киносъемок. В ходе проведенного исследования автор пришел к выводу об остаточном финансировании киноискусства, в связи с чем региональные студии страны так же, как и центральные, страдали от изношенности киноаппаратуры и испытывали дефицит техники необходимой для кинопроизводства. Несмотря на это, работники киностудии справлялись с поставленными Госкино планами и сумели наладить производство документальных, научно-пропагандистских фильмов, а также хроники для периодического киножурнала.

Ключевые слова: Казанская студия кинохроники, Татарская АССР, документальное кино, кинохроника.

Alina T. Galimzyanova Activity arrangement of Kazan filmmakers (1961-1991)

The article is devoted to the material, technical and organizational conditions for the development of film production in the Tatar ASSR. On the base of documents of regional and federal archives, as well as the memoirs of the employees of the Kazan newsreel studio, it was possible to recreate a complete picture of the process of filming organization. According to the study, the author came to the conclusion about the residual financing of the cinema, which was the reason why the regional studios of the country, like the central ones, suffered from the deterioration of cinema equipment and experienced a shortage of equipment necessary for film production. Despite this, the workers of the film studio coped with the plans set by the State Committee for Cinematography and were able to organize the production of documentary, scientific and propaganda films, as well as chronicles for a periodical newsreel.

Key words: Kazan newsreel studio, Tatar ASSR, documentary films, newsreels.

Сегодня все большую популярность набирает научное направление по изучению кинофильмов в качестве исторического источника. При исследовании советского периода большую ценность представляют документальные киноленты и кинохроника, поскольку именно

© Галимзянова А.Т., 2021

этот жанр был востребован и получил наибольшую поддержку со стороны коммунистической партии. Поэтому киновед С.В. Дробашенко утверждает, что «хроникально-документальное кино, в отличие от художественного, не знало периода «малокартинья» [13, с. 59].

Анализ кинопродукции невозможен без изучения процесса организации киносъемок. В представленной статье мы рассмотрим деятельность Казанской студии кинохроники (КСК), которая являлась одной из 11 региональных студий РСФСР.

На сегодня написано много трудов по истории советской кинематографии, однако исследований, касающихся региональных киностудий, крайне мало [4; 14; 18; 20]. Если касаться историографии развития кинематографа в Татарской АССР, то в постсоветский период этой проблемой занималась Е.П. Алексеева. Ею описан процесс зарождения кинематографии в Казани и Казанской губернии в 18971917 гг. [2], опубликована книга «Союз кинематографистов Республики Татарстан: 25 лет», в которой даны исторические справки по каждому из членов Союза [3]. В фотоальбоме «Казань. Кинематограф. Из века в век (1897-2014)», опубликованном в 2016 г., автором представлены новые факты по истории кинематографа Казани, при этом Е.П. Алексеева уделяет больше внимания довоенному периоду [1]. Деятельность КСК ею рассмотрена поверхностно.

Историю становления и развития Казанской студии кинохроники нельзя рассматривать в отрыве от трудов, раскрывающих послевоенную культуру ТАССР. Здесь следует отметить исследования А.Г. Галлямовой, в которых даны анализ идеологической ситуации, реализации культурной политики в республике, богатая фактография [6; 7].

Поскольку кинематография тесно связана с телевидением, развитие которых в советский период происходило параллельно, то по истории ТВ для нас интересны труды Р.В. Даутовой и А.А. Данилова [10-12]. Авторами показаны особенности становления и развития телевидения на различных исторических этапах, государственная политика в данной области.

Представленная статья выполнена не только на основании обширного массива литературы, но также использовался выявленный и впервые введенный в научный оборот широкий круг неопубликованных источников. Наибольший интерес из них представляет база данных, собранная автором методом «устной истории», при работе с которым нами применялись контент- и дискурс-анализ.

Итак, 14 апреля 1959 г. в соответствии с распоряжением Совета министров РСФСР была организована Казанская студия кинохроники, но юридический статус она получила только в июле 1961 г. В зону обслуживания Казанской студии кинохроники входили Татарская, Чувашская, Марийская и Мордовская автономные республики. В каждой

из отдаленных республик находились корреспондентские пункты со своими кинооператорами.

Сотрудникам часто приходилось ютиться в очень тесных помещениях. Например, в Чебоксарах это была сначала однокомнатная квартира. Со временем, благодаря энергии и предприимчивости начальника корпункта, это был уже целый особняк. В Саранске корпункт располагался в подвале, в котором, помимо собственно производства, проводились учебные занятия для будущих кинооператоров [5, с. 37].

К корреспондентскому пункту прикреплялись автомобиль УАЗ с шофером, а также необходимая техника. Задачей корпунктов была работа над кинохроникой о жизни республик, на территории которых они располагались. Отснятый материал использовали для киножурнала «На Волге широкой». Отснятые киноленты привозили в Казань, где производили их монтаж и обработку. Важно отметить, что готовую кинопродукцию демонстрировали не только в указанных четырех республиках, но также в Оренбурге, Перми, Свердловске, поскольку здесь располагались татарские диаспоры.

На Казанской студии кинохроники осуществлялось и дублирование фильмов на национальные языки. Для перевода на башкирский и удмуртский языки были организованы Тон ателье* в Уфе и Ижевске. Перевод на татарский, чувашский и марийский языки осуществлялся на корпунктах, о которых говорилось выше. Лишь в Мордовии не занимались дубляжом, поскольку не смогли прийти к единому решению, на какой из двух мордовских языков (мокшанский или эрзянский) следует переводить фильмы.

В 1970 г. КСК открыло последний из своих корпунктов, который располагался в Набережных Челнах и занимался съемками кинолент о строительстве КамАЗа.

Стоит отметить, что с материально-технической стороны киностудия была обеспечена слабо. В первые годы своей деятельности для проявки кинолент ей приходилось обращаться в Куйбышевскую студию кинохроники. Только в 1962 г. КСК сумела наладить собственный выпуск черно-белых фильмов, при этом проявка цветных фильмов не была здесь организована вплоть до конца советского периода.

Проявка осуществлялась на лабораторных проявочных машинах 40П, которые в дальнейшем десятилетиями не обновлялись. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию с оснащенностью аппаратурой, киноработники нередко были вынуждены самостоятельно собирать нужные машины из подручных материалов. Так, в отчете за 1968 г. говорилось: «По-прежнему оставалась острая необходимость замены проявочных машин 40П на тип 9П-21 и копировального аппарата „Дебри - тип РО" 16 х 2, собранного из четырех списанных копираппара-тов» [8, л. 107].

* Специальные помещения, которые осуществляли дублирование фильмов.

66

Положение осложнялось тем, что копировальные машины, используемые в Казанской студии кинохроники, были чехословацкого производства и требуемые запчасти к ним не приходили с момента образования студии, в связи с чем киноработникам не оставалось иного выхода, кроме как изготавливать их кустарным способом [8, л. 117]. Поэтому руководство КСК было заинтересовано в оснащении кинопроизводства отечественной техникой, которая по качеству хоть и уступала зарубежной, но ее использование не сопровождалось острой нуждой в запчастях.

В начале 1960-х гг. операторы киностудии работали на щелочных камерах «Конвас», хотя на местном телевидении использовали более передовые, удобные и легкие серебряные аккумуляторы. Главным недостатком камер «Конвас» был повышенный уровень шума, из-за которого, по воспоминаниям главного редактора КСК Р.И. Копосова, советских кинооператоров даже перестали пускать на съемки в ООН. Усовершенствованная камера «Конвас 1КСР-2М», вошедшая в производство в 1970-е гг., на КСК появилась только в 1989 г. [9, л. 60].

Качество пленки, производимой на Казанской фабрике им. В.В. Куйбышева («Тасма»), также оставляло желать лучшего. Несмотря на то, что фабрика поставляла качественную пленку в Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию, Корею, Бирму, Вьетнам, Индию, Турцию и другие страны [15], сотрудники КСК говорили о том, что им приходилось с каждого рулона полученной пленки отрывать по 15 м в начале и в конце и делать пробы. Но даже это не исключало брака среди отснятого материала: неровный полив, царапины по эмульсии, по основе, спирали и т. п. [17].

Именно в таких материально-технических условиях приходилось работать казанским киношникам, основной задачей которых был выпуск киножурнала «На Волге широкой». Практически каждый новый сотрудник студии, за которым закреплялась определенная зона обслуживания, начинал свою карьеру на студии со съемок номеров для этого журнала.

Другим направлением деятельности КСК было производство документального кино, работа над которым считалась более престижным видом творчества, поскольку киноленты выходили на всесоюзный экран и могли участвовать в фестивалях и киноконкурсах. К тому же работа над документальными фильмами была более высокооплачиваемой. Так, за сценарий документального фильма гонорар мог составить до 600 р. за 1 часть [17], при этом один фильм мог состоять из нескольких частей, каждая из которых длилась около 10 мин. Лучше оплачивался и труд режиссера с оператором, поэтому между коллегами все время существовало соперничество за право работы над документальным кино.

Кроме хроникально-документальных кинокартин, КСК создавала научно-популярные и технико-пропагандистские фильмы [19, л. 3, 4, 5]. Эта работа производилась по заказам министерств и ведомств. Киноработники этот жанр фильмов между собой называли «болтами в томате», поскольку героями картин здесь являлись станки и механизмы.

Киностудия Казани готовила также сюжеты и для Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), массовой печати, кинопериодики союзного масштаба («Фитиль», «Новости дня», «Страна Советов» [5, с. 42]). Сотрудников командировали не только в другие регионы страны, но и за рубеж. После снятия с г. Казани статуса закрытого города (1967) выездная работа еще более активизировалась, поскольку до этого выезд и тем более въезд в него был крайне затруднен. По воспоминаниям редактора КСК А.Ф. Шадрина, с конца 1960-х гг. казанские киноработники могли трудиться в Германии, Польше, Ираке, Китае, Египте [16].

Нужно понимать, что кинопроизводство так же, как и другие сферы жизни советского общества, не было свободно от партийного контроля. Более того, начало деятельности КСК совпало с периодом ужесточения цензуры и свертывания политики «оттепели» после событий, связанных со встречей Н.С. Хрущева и руководства компартии с деятелями литературы и искусства (1962, 1963).

Фильму, прежде чем попасть на экран к зрителям, приходилось пройти многоуровневую систему контроля, высшей инстанцией в которой являлось Главное управление по производству фильмов. Но прежде, чем попасть в Москву, кинолента должна была пройти через несколько региональных инстанций. Проверка начиналась на этапе составления сценария, который сначала рассматривал художественный совет самой студии [16], затем согласовывался с Управлением по охране военных и государственных тайн в печати при Совете министров Татарской АССР (обллит).

Иногда сценарии попадали на особый контроль в обком КПСС обслуживаемых зон (Марийской, Мордовской, Татарской, Чувашской АССР), если сюжет фильма касался истории их края. И только после этого работа шла в Госкино, где сценарий либо утверждался, либо отправлялся на доработку.

Съемки в Казани и вовсе требовали получения специального пропуска КГБ, поскольку столица республики представляла центр военно-промышленного производства, работа которых официально была засекречена.

В таких условиях проходила деятельность казанских киношников, которые выпускали 4-5 документальных фильмов в год, по три сюжета в месяц для киножурнала «На Волге широкой», производили дублирование 100 художественных фильмов в год. Кроме того, казанцы занимались производством технико-пропагандистских и научно-

популярных фильмов по заказам министерств и ведомств, снимали короткометражные кинофильмы для ЦСДФ и сюжеты для киножурналов центрального телевидения.

Список литературы

1. Алексеева Е.П. Казань. Кинематограф. Из века в век (1897-2014). - Казань, 2016. - 428 с.

2. Алексеева Е.П. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897-1917). - Казань, 2007. - 182 с.

3. Алексеева Е.П. Союз кинематографистов Республики Татарстан: 25 лет. -Казань, 2007. - 64 с.

4. Василенко В.А. Кинофикация и кино в Восточной Сибири: основные этапы становления и развития // Информационно-коммуникационное пространство Сибири: современные вызовы, тенденции и перспективы: сб. науч. тр. Первой меж-дунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2021. - С. 51-60.

5. Галимзянова А.Т. Становление и развитие Казанской студии кинохроники (1961-1991). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020. - 170 с.

6. Галлямова А.Г. История Татарстана: модернизация по-советски (вторая половина 1940-х - первая половина 1980-х гг.). - Казань, 2010. - 223 с.

7. Галлямова А.Г. Татарская АССР в период постсталинизма (1945-1985). -Казань, 2015. - 455 с.

8. Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф. Р-5455. Оп. 1. Д. 104.

9. ГА РТ. Ф. Р-5455. Оп. 2. Д. 331.

10. Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во II половине XX - начале XXI в. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской республик). - Чебоксары, 2009. - 484 с.

11. Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (вторая половина 1950-х - 1985 гг.). - Казань, 2008. - 191 с.

12. Даутова Р.В. Телевидение Татарстана: от прошлого к настоящему. - Изд. 2-е, доп. - Казань, 2010. - 278 с.

13. Дробашенко С.В. История современного документального кино. - М.,

1980.

14. Заводчиков В.В. Деятельность Куйбышевской студии кинохроники и кинообслуживание населения Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Ижевск, 2017. - 22 с.

15. Зверева Н. Для всех видов кино // Комсомолец Татарии. - 1957. - 18 окт.

16. Интервью с А.Ф. Шадриным, организатором кинопроизводства (19611985), записано 21.10.2015 // Архив автора.

17. Копосов Р.И. Мои не-муары. Неопубликованные воспоминания // Архив Р.И. Копосова. - Казань.

18. Мунге Б.В., Монгуш А.М. Становление и развитие кинофикации в Тувинской Народной Республике // Нов. исслед. Тувы. - 2020. - № 3. - С. 81-100.

19. Российский государственный архив социально-политический истории (РГАСПИ). Ф. 556. Оп. 16. Д. 108.

20. Светлаков Ю.Я, Светлакова Е.Ю. Кинохроника как историко-культурное наследие Кузбасса // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2019. -№ 47. - С. 65-73.

References

1. Alekseeva E.P. Kazan'. Kinematograf. Iz veka v vek. (1897-2014 gg.) [Kazan. Cinema. From century to century. (1897-2014)]. - Kazan', 2016. - 428 pp. (In Russian)

2. Alekseeva E.P. Razvitie i stanovlenie kinematografa v Kazani i Kazanskoj gu-bernii (1897-1917 gg.) [Development and formation of cinematography in Kazan and Kazan province (1897-1917)]. - Kazan', 2017. - 182 pp. (In Russian).

3. Alekseeva E.P. Soyuz kinematografistov Respubliki Tatarstan: 25 let [Union of Cinematographers of the Republic of Tatarstan: 25 years]. - Kazan', 2007. - 64 pp. (In Russian).

4. Vasilenko V.A. Kinofikaciya i kino v Vostochnoj Sibiri: osnovnye etapy stanovleniya i razvitiya [Filmification and cinema in Eastern Siberia: the main stages of formation and development] // Informacionno-kommunikacionnoe prostranstvo Sibiri: sovremennye vyzovy, tendencii i perspektivy. Sbornik nauchnyh trudov Pervoj mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konf. [Information and communication space of Siberia: modern challenges, trends and prospects. Collection of scientific papers of the First International Scientific and Practical Conference] - Sankt-Peterburg, 2021. - P. 51-60. (In Russian).

5. Galimzyanova A.T. Stanovlenie i razvitie Kazanskoj studii kinohroniki (19611991 gg.) [Formation and development of the Kazan Newsreel Studio (1961-1991)]. -Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2020. - 170 p. (In Russian).

6. Gallyamova A.G. Istoriya Tatarstana: modernizaciya po-sovetski (vtoraya polov-ina 1940-h - pervaya polovina 1980-h gg.). [The History of Tatarstan: Soviet-style Modernization (the second half of the 1940s - the first half of the 1980s)]. - Kazan', 2010. -223 pp. (In Russian).

7. Gallyamova A.G. Tatarskaya ASSR v period poststalinizma (1945-1985 gg.) [Tatar ASSR in the period of post-Stalinism (1945-1985)]. - Kazan', 2015. - 455 pp. (In Russian).

8. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan (GA RT) [State Archive of the Republic of Tatarstan]. F. 5455. Op. 1. D. 104. (In Russian).

9. GA RT. F. 5455. Op. 2. D. 331. (In Russian).

10. Danilov A.A. Stanovlenie i razvitie televideniya v regionah Rossii vo II polovine XX - nachale XXI vv. (na materialah Marijskoj, Mordovskoj i CHuvashskoj respublik) [Formation and development of television in the regions of Russia in the second half of the XX - early XXI centuries. (based on the materials of the Mari, Mordovian and Chuvash Republics)]. - Cheboksary, 2009. - 484 pp. (In Russian).

11. Dautova R.V. Stanovlenie i razvitie televideniya v Tatarstane (vtoraya polovina 1950-h - 1985 gg.) [Formation and development of television in Tatarstan (the second half of the 1950s - 1985)]. - Kazan', 2008. - 191 pp. (In Russian).

12. Dautova R.V. Televidenie Tatarstana: ot proshlogo k nastoyashchemu [Tatarstan Television: from the past to the present]. [Izd. 2-e, dop.]. - Kazan', 2010. -278 pp. (In Russian).

13. Drobashenko S.V. Istoriya sovremennogo dokumental'nogo kino [The History of modern documentary cinema]. - M., 1980. - 59 pp. (In Russian).

14. Zavodchikov V.V. Deyatel'nost' Kujbyshevskoj studii kinohroniki i kinoobslu-zhivanie naseleniya Srednego Povolzh'ya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: 19411945 gg.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Activity of the Kuibyshev newsreel Studio and film service of the population of the Middle Volga region during the Great Patriotic War: 1941-1945: abstract. dis. ... candidate of Historical Sciences]. - Izhevsk, 2017. - 22 pp. (In Russian).

15. Zvereva N. Dlya vsekh vidov kino [For all types of cinema] // Komsomolec Ta-tarii [Komsomolets Tatarii]. - 1957. - 18 october. (In Russian).

16. Interv'yu s A.F. SHadrinym, organizatorom kinoproizvodstva (1961-1985 gg.) (2015) [Interview with A.F. Shadrin, organizer of film production (1961-1985), recorded on 21.10.2015] // Arhiv avtora [Archive of the author]. (In Russian).

17. Koposov R.I. Moi ne-muary. Neopublikovannye vospominaniya [My non-memoirs. Unpublished memoirs] // Arhiv R.I. Koposova. Kazan' [Archive of R.I. Koposov. Kazan]. (In Russian).

18. Munge B.V., Mongush A.M. Stanovlenie i razvitie kinofikacii v Tuvinskoj Narodnoj Respublike [Formation and development of cinematography in the Tuva People's Republic] // Novye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva]. 2020. - Vol. 3. P. 81-100. (In Russian).

19. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskij istorii [Russian State Archive of Socio-Political History]. RGASPI. F. 556. Op. 16. D. 108. (In Russian).

20. Svetlakov YU.YA, Svetlakova E.YU. Kinohronika kak istoriko-kul'turnoe nasledie Kuzbassa [Newsreel as historical and cultural heritage of Kuzbass] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. - 2019. - Vol. 47. - P. 65-73. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.