Научная статья на тему 'Как все начиналось: казанская студия кинохроники'

Как все начиналось: казанская студия кинохроники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
788
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КАЗАНСКАЯ СТУДИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ / КИНОХРОНИКА / ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО / ТАТАРСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ КИНОСТУДИЯ / CULTURE / KAZAN FILMSTUDIO / AMATEUR FILM STUDIO / TATAR AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / NEWSREELS / DOCUMENTARIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сабитова А. Т.

В последнее время внимание к судьбе ОАО «Казанская киностудия» возросло в связи с настигшим ее кризисом. В данной научной статье на основе анализа архивных документов и периодической печати, выявлена история становления Казанской студии кинохроники. В статье рассматриваются документальные фильмы, снятые в Татарской АССР. Кроме того, автору удалось увидеть общие черты между сегодняшним положением студии и состоянием студии пол века назад

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW DID IT BEGIN: KAZAN FILM STUDIO

Recently, attention to the plight of JSC "Kazan film studio" has increased due to its crisis that have been approaching. In this article, which is based on a scientific analysis of archival documents and periodicals, you can find the history of formation of the Kazan studio newsreels. There are discussed the documentary films which were made in the TatarASSR. In addition, the author was able to see the similarities between the current situation and the state of the studio half a century ago.

Текст научной работы на тему «Как все начиналось: казанская студия кинохроники»

УДК 791.43.03

А.Т.Сабитова

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ: КАЗАНСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ.

В последнее время внимание к судьбе ОАО «Казанская киностудия» возросло в связи с настигшим ее кризисом. В данной научной статье на основе анализа архивных документов и периодической печати, выявлена история становления Казанской студии кинохроники. В статье рассматриваются документальные фильмы, снятые в Татарской АССР. Кроме того, автору удалось увидеть общие черты между сегодняшним положением студии и состоянием студии пол века назад.

Ключевые слова: культура, казанская студия кинематографии, кинохроника, документальное кино, Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика, любительская киностудия.

Sabitova A.T. HOW DID IT BEGIN: KAZAN FILM STUDIO.

Recently, attention to the plight of JSC "Kazan film studio" has increased due to its crisis that have been approaching. In this article, which is based on a scientific analysis of archival documents and periodicals, you can find the history of formation of the Kazan studio newsreels. There are discussed the documentary films which were made in the TatarASSR. In addition, the author was able to see the similarities between the current situation and the state of the studio half a century ago.

Keywords: Culture, Kazan filmstudio, newsreels, documentaries, Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic, amateur film studio.

Летом текущего года Казанской студии кинохроники исполнилось 52 года. В настоящее время она должна осуществлять производство хроникально-документальной кинопродукции по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии и Министерства культуры РТ [1]. Однако, с 2012 г. из-за внутреннего долга киностудии заказы на съемки новых фильмов не поступают. Были ли они раньше и как киностудия начала свою деятельность? Чтобы узнать это, обратимся к истории.

Казанская студия кинохроники была организована 1 июля 1961 г. в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 14 апреля 1959 г. [2] В ее задачу входили выпуск киножурналов, дубляжей художественных фильмов, создание кинохроник и собственных документальных фильмов. Конечно, история документального кино в Татарии берет свое начало еще с 1909 г., в ноябре которого был создан фильм о параде войск Казанского гарнизона [3]. С утверждением советской власти внимание к киноискусству, как важному инструменту идеологического воздействия, неизмеримо возросло. И в республиках Советского Союза происходило постепенное становление собственного кинематографа.

В Татарской республике, кинематографическое объединение (Таткино) было сформировано на основании постановления Наркомата просвещения ТАССР от 9 февраля 1924 г. Позже, в 1927 г. его функции были переданы Татарскому управлению зрелищными предприятиями (ТУЗП) [4]. Через год оно было реорганизовано в Татарское отделение «Востоккино», а 1 апреля 1932 г. на базе производственной мастерской Татарского отделения «Востоккино» в Казани организовано Татарское отделение «Союзкинохроники».

Первая документальная кинопродукция«Востоккино» появилась в июне 1930 г., когда были засняты первые кадры для фильма «Десятилетний юбилей Татарии». В нем освещались успехи Татарии в советский период. Несмотря на идеологическую подоплеку, выражавшуюся в показе счастливой жизни советских людей, фильм является ценным источником для знакомства с элементами досуговой культуры, быта жителей республики. По сути дела с этой даты можно отсчитывать историю Казанской студии кинохроники [5]. С 1932 г. студия стала регулярно выпускать сборный киножурнал «Татарстан», отражавший социалистическое строительство не только Татарской АССР, но и Чувашской, Марийской и Удмуртской. За все время своего существования (1932-1942гг.) [6] ею было заснято свыше тысячи сюжетов. Наиболее удачными рабо-тами стали документальные фильмы - «Советский Татарстан», «25 лет орденоносной Чувашии», «25 лет Ма рийской республики», «150 лет Казанского государственного университета», «Казанский музей им. А.М. Горького» и др. [7]. Огромная заслуга в создании документального кино в республике принадлежит таким известным кинооператорам как К.Мотков, К.Поздняков, КАмиров. Они внесли большой вклад в создание военной кинохроники, не смотря на то, что с 1942г. Казанской киностудии уже не существовало, и она была реорганизована в корреспондентский пункт Куйбышевской студии кинохроники.

Прошла война, страна начала оправляться после тяжелых испытаний. Началось бурное строительство, возведение новых промышленных центров. В Казани началось сооружение таких промышленных гигантов, как заводы «Теплоконтроль», компрессорный, был воздвигнут электромеханический завод [8], расширен медико-инструментальный, реконструированы химико-фармацевтический завод и завод бытовой химии. Быстро развивались и другие отрасли народного

хозяйства.Но Казанская студия кинохроники восстановлена не была, она оставалась в статусе корреспондентского пункта Куйбышевской студии кинохроники. И вот, в 1955 г., спустя 10 лет после завершения войны в газете «Советская Татария» была опубликована статья «Юбилей Казанской студии кинохроники», которая будто напоминала о том, что совсем недавно в Татарской республике была самостоятельная студия. Автор статьи, К.Военушкин отмечает: «Интересы оперативного освещения в кино всей многообразной жизни трудящихся нашей республики требуют создания в Татарии самостоятельной киностудии, которая могла бы своевременно отражать текущие события во всех отраслях народного хозяйства. Министерство культуры ТАССР должно добиться решения этого насущного вопроса. В Казани имеются для этого все необходимые условия» [9]. Действительно, в республике уже с 1935 г. имелась собственная фабрика кинопленки им. В.В.Куйбышева, которая поставляла большие партии пленки в Польшу, Венгрию, ГДР, Чехословакию, Корею, Вьетнам, Бирму, Индию, Турцию и другие страны [10]. Были и свои кинооператоры, режиссёры. Строительство здания Казанской студии кинохроники началось еще с 1939 г., которое, правда, было прервано с началом Великой Отечественной войны [11]. Так почему по завершении войны строительство не продолжилось, студия не получила статус самостоятельной организации, а только корреспондентского пункта Куйбышевской студии кинохроники? Наши поиски в архивных фондах ответа на этот вопрос пока не дали. Можно только предположить, что такое положение объяснялось общей тенденцией усиления идеологического контроля в стране, который легче было осуществлять посредством укрупнения институциональных форм в различных сферах социальной жизни, особенно культурной сферы национальных регионов.

Однако казанские энтузиасты нашли другой способ организации собственной киностудии. Осенью 1956 г. начальник отделения фабрики имени В.В.КуйбышеваГ.С.Зубарев предложил создать любительскую студию. Дирекция предприятия охотно пошла на встречу и любителям были предоставлены съемочные аппараты и необходимые материалы. Студия оформилась как самодеятельный технический коллектив при клубе имени Куйбышева [12]. Был создан Совет студии. В него вошли операторы Левкович, Зубарев, Руль и Носов, режиссеры Лукин и Шаронов, представители технической базы студии Михайлов, Вишневский, Липчанская и другие [13]. Через год они начали готовиться к съемке цветного художественного кино на конкурс фильмов VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в г. Москве [14]. Фильм назывался «Это было у нас» и рассказывал о дружбе молодых людей, встретившихся в Казани во время кинофестиваля [15]. Эта работа должна была объединить игровой сюжет, задуманные в плане борьбы настоящего, реалистического искусства с искусством «стиляг». Сюжет разворачивался на фоне достопримечательностей Казани [16], связанных с жизнью и деятельностью В.И. Ленина, а так же Н.И. Лобачевского, А.М. Горького [17].

В это же время на Куйбышевской студии был выпущен фильм «Искусство Советской Татарии»(1957г.) [18]. Кроме того, в Казанском авиационном институте образовался студенческий кружок для создания кинофильмов и документальных фильмов о жизни родного вуза [19].

Возможно, подобное упорство татарстанцев, убедило руководство страны о необходимости создания собственного центра киноиндустрии в Казани. И в 1959 г. Республиканская проектная контора «ТАТПРОЕКТ» разработала проектное задание по реконструкции здания бывшего Казанского техникума кинопленки с целью приспособления его под Казанскую студию кинохроники. Проектное задание было утверждено Министерством культуры РСФСР от 30 декабря 1959 г. А с 1 сентября 1960 г. была организована дирекция строящейся студии [20]. В июле 1961 г. студия получила свой юридический статус.

Вот так начиналась история Казанской студии кинохроники, расположенной по ул. Восстания д. 98. Мы словно вернулись обратно в начало 1960-х гг., когда студия находилась в нерабочем, полузаброшенном состоянии, когда на предприятии работали только 4 человека (директор киностудии Николай Борисов, 2 бухгалтера и материально ответственный человек.) [21]. И также как 52 года назад здание Казанского техникума кинопленки было передано во владение киностудии, сегодня решается вопрос о передаче здания ОАО «Казанская киностудия» под университет культуры как учебную студию.

На сегодняшний день в Казани 10-12 частных студий [22], которые снимают фильмы и клипы к татарской музыке. Казанская студия кинохроники уже показала свою неконкурентоспособность в условиях развития современной киноиндустрии... Есть ли смысл пытаться ее сохранить? По-моему, есть! Сохранив студию кинохроники, мы сохраним одно из важных направлений развития культуры нашей республики, имеющей более чем полувековую историю. Здесь таятся возможности для обучения будущих кинооператоров, которые будут иметь уникальную возможность изучать записи на тасмовских пленках и перенимать опыт своих предшественников.

Литература

1. [Электронный ресурс] URL:http://mmcult.tatarstan.ru/rus/podved/podved7 .htm?department_id=3582 Дата обращения 17.09.2013.

2. НА РТ. Ф. Р-5455. Оп.1. Д.10. Л.73

3. Е.П.Алексеева. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897-1917гг.)/Казань, 2007.- с.108

4. [Электронный ресурс] URL:http://www.archive. gov.tatarstan. га^о/апопу mous/main/?path =/pages/ru/2 nart/guidebook/na_04./na_4.14./na_4.14.07.). Дата обращения 28.01.2013.

5. Военушкин К. Юбилей казанской студии кинохроники//Советская Татария.-1955.- 7 апреля.

6. Алексеева Е.П. Даешь революционное кино// Казань. - 2004.- №9.

7. Там же.

8. Галлямова А.Г. История Татарстана: модернизация по-советски (вторая половина 1940-х - первая половина 1980-х гг.).-Казань: Магариф, 2010.- С. 79.

9. Там же.

10. Зверева Н. Для всех видов кино//Комсомолец Татарии.- 1957.- 18 октября.

11. Алексеева Е.П. Даешь революционное кино// Казань. - 2004.- №9.

12. Любительская киностудия//Советская Татария.-1956.- 28 октября.

13. Лукин В. Цветной фильм - производство самодеятельной киностудии//Комсомолец Татарии.- 1957.- 19 апреля.

14. Там же.

15. Львов Г. Фильм кинолюбителей//Советская Татария.- 1957.- 20 апреля.

16. Лукин В. Цветной фильм - производство самодеятельной киностудии//Комсомолец Татарии.- 1957.- 19 апреля.

17. Львов Г. Фильм кинолюбителей//Советская Татария.- 1957.- 20 апреля.

18. Фильм об искусстве советской Татарии// Советская культура.- 1957.- 30 мая.

19. КАИ фильм//Комсомолец Татарии.- 1957.14 апреля.

20. НА РТ. Ф. Р-5455. Оп.1. Д.2. Л.5.

21. НА РТ. Ф. Р-5455. Оп.1. Д.2. Л.5.

Дирекция студии состояла из 3-х человек: директора, главного инженера и старшего бухгалтера.

22. Батраков В. Кино Татарстана. Время надежд//Элита Татарстана.-2010.- август.- С.39

1. [Jelektronnyj resurs] URL:http://mincult.tatarstan.ru/rus/podved/podved7 .htm?department_id=3582 Data obrashhenija 17.09.2013.

2. NA RT. F. R-5455. Op.1. D.10. L.73

3. E.P.Alekseeva. Razvitie i stanovlenie kinematografa v Kazani i Kazanskoj gubernii (1897-1917gg.)/Kazan', 2007.- s.108

4. [Jelektronnyj resurs] URL:http://www.archive. gov.tatarstan. ru/_go/anony mous/main/?path =/pages/ru/2 nart/guidebook/na_04./na_4.14./na_4.14.07.). Data obrashhenija 28.01.2013.

5. Voenushkin K. Jubilej kazanskoj studii kinohroniki//Sovetskaja Tatarija.-1955.- 7 aprelja.

6. Alekseeva E.P. Daesh' revoljucionnoe kino// Kazan'. - 2004.- №9.

7. Tam zhe.

8. Galljamova A.G. Istorija Tatarstana: modernizacija po-sovetski (vtoraja polovina 1940-h -pervaja polovina 1980-h gg.).-Kazan': Magarif, 2010.- S. 79.

9. Tam zhe.

10. Zvereva N. Dlja vseh vidov kino//Komsomolec Tatarii.- 1957.- 18 oktjabrja.

11. Alekseeva E.P. Daesh' revoljucionnoe kino// Kazan'. - 2004.- №9.

12. Ljubitel'skaja kinostudija//Sovetskaja Tatarija.-1956.- 28 oktjabrja.

13. Lukin V. Cvetnoj fil'm - proizvodstvo samodejatel'noj kinostudii//Komsomolec Tatarii.-1957.- 19 aprelja.

14. Tam zhe.

15. L'vov G. Fil'm kinoljubitelej//Sovetskaja Tatarija.- 1957.- 20 aprelja.

16. Lukin V. Cvetnoj fil'm - proizvodstvo samodejatel'noj kinostudii//Komsomolec Tatarii.-1957.- 19 aprelja.

17. L'vov G. Fil'm kinoljubitelej//Sovetskaja Tatarija.- 1957.- 20 aprelja.

18. Fil'm ob iskusstve sovetskoj Tatarii// Sovetskaja kul'tura.- 1957.- 30 maja.

19. KAI fil'm//Komsomolec Tatarii.- 1957.- 14 aprelja.

20. NA RT. F. R-5455. Op.1. D.2. L.5.

21. NA RT. F. R-5455. Op.1. D.2. L.5. Direkcija studii sostojala iz 3-h chelovek: direktora, glavnogo inzhenera i starshego buhgaltera.

22. Batrakov V. Kino Tatarstana. Vremja nadezhd//Jelita Tatarstana.-2010.- avgust.- S.39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.