Научная статья на тему 'Профессиональные кадры кинематографа Татарстана: исторический экскурс'

Профессиональные кадры кинематографа Татарстана: исторический экскурс Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
480
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ТАТКИНО" / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / ХАРАКТЕРИСТИКИ И АНКЕТЫ СЛУЖАЩИХ / ПЕРВЫЕ СТУДЕНТЫ КИНОТЕХНИКУМА (ВГИК ВПОСЛЕДСТВИИ) / THE FIRST STUDENTS OF CINEMA COLLEGE (LATER RSIC) / ПЕРВЫЕ КИНОСЪЕМКИ / "TATKINO" / CHARACTERISTICS AND PROFILES OF EMPLOYEES / THE FIRST FILMING / STAFF

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Е. П.

Приводится и анализируется кадровый состав работников «Таткино» в 20-30-е годы. По архивным источникам воссоздана биография Анатолия Краева, впоследствии первого директора Казанской студии кинохроники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Staff of Tatarstan Cinema. Historical Flashback

The article observes the staff of “Tatkino" in the 20th 30th. The biography of Anatoliy Kraev (who had become the first director of Kazan newsreel studio) is reconstructed according to archival sources

Текст научной работы на тему «Профессиональные кадры кинематографа Татарстана: исторический экскурс»

УДК 791.43.03.

Е.П.Алексеева

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ КИНЕМАТОГРАФА ТАТАРСТАНА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.

Приводится и анализируется кадровый состав работников «Таткино» в 20-30-е годы. По архивным источникам воссоздана биография Анатолия Краева, впоследствии первого директора Казанской студии кинохроники.

Ключевые слова: «Таткино», кадровый состав, характеристики и анкеты служащих, первые студенты кинотехникума (ВГИК впоследствии), первые киносъемки.

Alekseeva E.P. PROFESSIONAL STAFF OF TATARSTAN CINEMA. HISTORICAL FLASHBACK.

The article observes the staff of "Tatkino" in the 20th - 30th. The biography of Anatoliy Kraev (who had become the first director of Kazan newsreel studio) is reconstructed according to archival sources.

Keywords: "Tatkino", staff, characteristics and profiles of employees, the first students of cinema college (later RSIC), the first filming.

В начале двадцатых годов основы кинематографии в Татарии, как и по всей стране, приходилось закладывать на пустом месте. Не было ни плёнки, ни техники, ни специалистов. Однако энергия и энтузиазм пионеров «Таткино» помогли преодолеть эти трудности.

Известны имена первых кинооператоров, снимавших кинохронику «Таткино». Так, в 1924-1925 годах пробовал свои силы в операторском искусстве фотограф «Таткино» Н.И.Кузнецкий, работавший фотографом-лаборантом в кинематографии с 1914 года.1 Ему удалось, судя по отзывам, весьма умело снять похороны красных лётчиков Бычкова и Чигинцева, маневры Казанского пожарного депо, пребывание в столице республики наркома просвещения А.В.Луначарского и октябрьские торжества. Снял он и игровой сюжет «Инсценировка гражданской войны (Махно и буденовцы)», разыгранный детской театральной студией по мотивам популярнейшего тогда фильма «Красные дьяволята»2.

Н.И.Кузнецкого сменил за кинокамерой К.Я.Гринберг, также оставивший ряд хроникальных сюжетов.

На ответственных работников «Таткино» в архиве сохранились характеристики на 1 апреля 1925 года, подписанные начальником татарского Отдела ОГПУ — Даниловским3.

«Егоров Валентин Александрович - в политотношении ничего из себя не представляет, имеет широкие связи с киноорганизациями и частными лицами, хороший коммерсант, замечалось стремление к "накоплению" своего частного капитала, вложенного в дело, подозревается в хищении кинокартин и киноимущества в 1919-20 гг., хотя этот факт в следственном порядке доказан не был». Егоров долгое время был Председателем Правления Таткино, а до этого работал в кинотеатре, позднее был арендатором кинотеатра, затем вошел частным пайщиком в Таткино.

«Лавров Василий Павлович - в политическом отношении в чем-либо предосудительном замечен не был, к Советской власти относится безразлично, имеет административные способности, подозревается в хищении кинокартин и киноимущества в 1919-20 гг. совместно с Егоровым, работает "всякими правдами и неправдами" -(его собственное выражение).

В кино работает с 1916 года». Лавров вошел в Таткино как частный пайщик, был членом Правления Таткино, затем работал администратором кинотеатра, впоследствии стал заведующим к/т "Электра".

«Мурашкевич Михаил Яковлевич - по отношению к Советской власти лоялен, имеет административные способности, а также опыт в хозяйственной работе, влиянию НЭП не поддается, в 1922-23 годах обвинялся в бесхозяйственности. По работе в Художественном Отделе ГПП дело было прекращено, за последнее время в каком-либо злоупотреблении не замечался». Мурашкевич был заведующим Художественным отделом ГПП ТССР, затем -заведующим кинотеатром "Унион", позже работал в оперном театре.

«Ханжаров Нуретдин Гилязетдинович в политическом отношении вполне лоялен, бывший член партии, замечался в халатном отношении к службе в бытность заведующим Художественным отделом ГПП, в настоящее время в злоупотреблениях не замечен. Есть довольно частые случаи выпивки».

«Ширшов Алексей Степанович - каких-либо выступлений против Советской власти не замечалось, технический работник, состоит как пайщик от частного капитала, но какого-либо активного участия в работе Таткино не принимал, материалов о злоупотреблениях не имеется». Ширшов с 1908 года работал киномехаником в кинотеатре "Электра", 30 марта 1917 года на первом общем собрании Союза служащих в кинематографах был избран членом правления. В советское время работал старшим киномехаником "Электра".

«Брунов Владимир Николаевич - каких-либо выступлений против Советской власти не замечалось, технический работник, состоит как пайщик от частного капитала, но какого-либо активного участия в работе Таткино не принимал, материалов о злоупотреблениях не имеется». Брунов был административно-хозяйственным работником, в кино с 1915 года - работал билетером в к/т "Электра".

«Шлеймович Юрий Моисеевич - в политическом отношении личность неблагонадежная. По нашему требованию отведен из состава Правления Союза Рабис при перевыборах, имеет связи и знакомства с неблагонадежными элементами, подозревался в получении взяток от директора цирка Бандони. Нежелательно пребывание в Таткино как работника по рабочему кредитованию, вращающегося среди рабочих и служащих»4.

1 НА РТ. Ф. Р-144, о. 1, д.13.

2 Янгиров Р. Первый призыв/Советская Татария. - 1987. - 27 августа.

3 НА РТ. Ф. Р-144, о. 1, д. 42.

4 Там же.

В анкетах рабочие и служащие Таткино 1925-26 годов указывают свой стаж работы с дореволюционного времени. Большинство из них имеет большой стаж работы в кино:

Кузнецкий Н.И. - фотограф-лаборант, в кинематографии с 1914 года;

Степанов Г.М. - хозяйственник, в кино с 1910 г.;

Новоселов К.В. - виолончелист, в кино с 1913 г.;

Новоселова О.А. - пианистка, в кино с 1913 г.;

Рукавишников К.А. - киномеханик и электромонтер, в кино с 1897 г.;

Серебрякова Е.А. - кассир, в кино с 1914 г.;

Шмелев Н.В. - киномеханик, в кино с 1919 г.;

Пономарева В.В. - пианистка, в кино с 1915 г.;

Брин Х.И. - скрипач, в кино с 1915 г.;

Аверьянов А.А. - пианист-иллюстратор, в кино с 1913 г.;

Петров П.Н. - киномеханик, в кино с 1915 г.;

Фролов Д.Г. - киномеханик, в кино с 1917 г.;

Парамонова-Чарова - пианистка, в кино с 1900 г.;

Монасыпов У.Г. - электромонтер, в кино с 1914 г.;

Денисов В.Д. - киномеханик, в кино с 1908 г.;

Максютин П.П. - киноадминистратор, в кино с 1912 г.;

Хусаинов И.Х. - кинопомощник режиссера, в кино с 1912 г.;

Соколовский Е.С. - пианист, фисгармонист оркестра "Электра", в кино с 1899 г.;

Голедер С.И. - пианист, в кино с 1910 г.;

Корнрумф В.А. - пианист "Электра", в кино с 1913 г.;

Быков А.И. - истопник в "Электра", в кино с 1914 г.;

Антонова А.А. - билетер, в кино с 1916 г.;

Грузаков В.И. - билетер, в кино с 1909 г.;

Ширшов А.С. - киномеханик, в кино с 1908 г.;

Слоим Р.Е. - скрипач, в кино с 1913 г.»5.

Основной костяк служащих Таткино составляли люди, пришедшие в кино с дореволюционного времени. В своих анкетах они указывали точную дату работы в кино. Позднее в учётных карточках работников киносети в 1930-31 годы анкетируемые указывают дату с советского времени. Тот же Р.Е.Слоим, работавший скрипачом с 1913 года, указывает дату - с 1922 года. В основном - это новые люди в кино, имеющие небольшой стаж. Как правило, это люди, имеющие «низшее образование», пишущие с ошибками. Свое социальное происхождение в основном указывают - из рабочих, крестьян. Другие прячут истинное социальное происхождение за словами - дочь музыканта, сын служащего, из мещан. И только Динар Галя Ивановна, пианистка квинтета, работавшая с 1917 года, окончившая Ленинградскую Александровскую гимназию, свое социальное происхождение указала открыто -дворянка.

Среди работников киносети обращает внимание Краев Анатолий Николаевич, киномеханик, из крестьян, стаж 5 лет, в будущем - в 30-е годы - Управляющий трестом кинофикации при СНК ТАССР, в 60-е - первый директор Казанской студии кинохроники, заслуженный работник культуры РСФСР.6

Начиная с 1926 года при Таткино были организованы курсы киномехаников. Для кинопередвижек всех районов (тогда кантонов) были организованы 10-дневные курсы. Были также 4-месячные, платные курсы. Подготовка шла сначала теоретическая: по физике, электротехнике, общей кинематографии, политграмоте и математике. Так, в 1926 году 6 человек из 31 оказались теоретически слишком слабо подготовленными и не были допущены к практическим занятиям. Практику проходили в кинотеатре "Маяк" на помощников киномехаников7.

Правление Таткино во главе с председателем Правления В.А.Егоровым понимали, что кадры решают все. Острая нехватка своих кадров заставила Правление «Таткино» отобрать талантливую молодежь для учебы в Москве.

В 1926 году несколько человек были посланы учиться в Государственный техникум кинематогра-фии в Москве (позднее - ВГИК). По документам можно определить стипендиатов Таткино, учившихся в Москве: Нигматуллин, С.Исмагилов, К.Поздняков, Ильясов, К.Мотков.8

В архивах сохранилась переписка студентов с председателем Правления Таткино ВАЕгоровым. Письмо К.Позднякова красноречиво говорит само за себя:

"Москва, 13/У-26 г.

Глубокоуважаемый тов. Егоров!

Сообщаю Вам, что группа наша занимается хорошо, после зачетов, т.е. числа 3 или 5 июня пришлём Вам сведения как об успеваемости, так и о посещаемости. Но вся беда в том, что мы до сих пор не получаем стипендию за апрель, положение критическое, я лично целых 2 недели не вижу горячей пищи, что конечно отражается на здоровье. Тов. Егоров, прошу, как можно скорее вышлите денег, если можно и за май вместе. Как обстоят дела относительно летней практики? Что-нибудь предлагаете сделать или нет? Если можно - сообщите. При

5 НА РТ. Ф. Р-144, О. 1, Д. 13.

6 НА РТ. Ф. 5863, О. 1, Д. 2.

7 НА РТ. Ф. Р-144, О.1, Д.9.

8 НА РТ. Ф. Р-144, О.1, Д. 29.

Центриздате организовали группу Восточных сценаристов, куда и я вхожу, группа эта разрабатывает сценарии, хорошо было бы и Вам связаться с ними...

Простите за беспокойство своим письмом.

Уважающий Вас Поздняков.

13/У-26. Адрес: Москва, Б.Татарская, 19/13, кв.4"9.

О задержке стипендии пишет Егорову и студент Нигматуллин. Не получая на свои письма ответы, студенты решили послать в Таткино протокол собрания, то есть официальную бумагу:

"Протокол № 2

Собрания стипендиатов Таткино, учащихся в ГТК от 6 мая 1926 г.

Присутствовали: Мотков, Нигматуллин, Карась, Исмагилов.

Председатель - Мотков, секретарь - Исмагилов

Повестка дня:

1. О выборе уполномоченного

2. Относительно стипендии

3. О летней практике..

Председатель: К.Мотков

Секретарь: С.Исмагилов"

Переписка с Таткино продолжается. Повод - тот же: задержка стипендии.

"Тов. Егоров!

Ваше письмо от 12/У получил. В ответ отправил Вам телеграмму.

Очень просим, поторопитесь с высылкой стипендии, так как мы форменно голодаем. У нас с 17 по 25 зачеты, усиленно приходится готовиться. Результаты сообщу дополнительно.

Совкино реорганизуется в Синдикат при Наркомпросе. На экранах Москвы показываются картины большей частью советского производства - никуда не годные. В общем, заветного ничего нет. За халтурщину и за растраты арестованы известные производственники, около 35 человек. В том числе наш заведующий учебной частью Михин, за картину "Абрек Заур", которая стоит для Госкино 120.000 рублей и т.д.

15/У-26 г. Нигматуллин"10.

Сохранился документ Кинотехникума о посещаемости татарских студентов: "Государственный Техникум Кинематографии

В Таткино

4 июня 1926 г. № 470

Настоящим учебная часть Государственного Техникума Кинематографии сообщает, что командированные Вами т.т. имеют следующие успехи:

1. Поздняков II курса - переведён в мастерские, посещаемость 99%.

2. Мотков I курса - переведён на 2-й курс, посещаемость 69%.

3. Исмагилов I курса - исключён за непосещаемость (посещаемость 6%).

4.Нигматуллин I курса - принят на кино-архитектурное отделение, посещаемость 80%.

Зав. учебной частью - Подпись"11.

Каюм Хусаинович Поздняков (в будущем — ведущий татарский кинорежиссер) пишет официальное заявление

"В местком Правления Таткино от стипендиата Позднякова К.Х.

Заявление

В последних числах января с/г я имел свидание с тов. Егоровым. На мой вопрос нужен ли я буду по окончании учёбы в Татарии? Т.Егоров ответил, что да, и принял мое заявление и зачислил меня в число стипендиатов Таткино и выдал мне денег за январь в сумме 30 рублей. За остальные месяцы до апреля получали деньги регулярно, но за апрель и до сих пор не получено. По окончании учебного года мною было послано заявление в Правление Таткино о том, чтобы мне выслали денег за счет стипендии в сумме 90 рублей, т.е. за апрель-июль, чтобы я мог отдохнуть и благополучно окончить последний год в Мастерских ГТК. К великому моему несчастию мое заявление до сих пор не удовлетворено. Ведь я говорил т. Егорову, что Крымская Республика предлагает мне 40 рублей в месяц, но я хочу работать в Татарии. Надеюсь, что местком обратит внимание на моё заявление и, выяснив положение, даст мне ответ, или укажет мне путь, куда обратиться.

К сему Поздняков".12

После окончания кинотехникума К.Поздняков работает на студии «Востоккино», обслуживавшей автономные республики и области РСФСР. Первые два года он продолжает профессиональную учёбу у мастеров режиссуры, работает помощником режиссёра Б.Шелонцева, В.Инкижинова, Н.Анощенко на съёмках фильмов «Мари Кужер» (1928), «Комета» (1929), «Татарстан. Страна четырёх рек» (1929), снимаясь в них и как актёр.

В 1930 году К.Поздняков приступает к самостоятельной творческой работе. Первыми его постановками стали документальные короткометражки «Ижминвод», «Верный путь», «У Илыш» и другие. Некоторое время он

9 НА РТ. Ф. Р - 144, О.1, Д.29, Л. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Там же, Л.38.

11 НА РТ. Ф. Р-144, О.1, Д. 29, Л.21.

12 Там же, л. 27.

руководил производством кинохроники Татарского отделения «Востоккино», а в 1932 году ему была поручена первая большая работа - постановка художественного фильма «Малыш из Зелёного Дола». Организационные трудности, приведшие к консервации фильма, не позволили фильму воплотиться на экране...

Каюм Поздняков продолжал работать на киностудиях страны и, в частности, принимал участие в съёмках таких известных фильмов, как «Весёлые ребята» и «Трактористы».

Свой окончательный выбор К.Поздняков остановил на документальном кинематографе. Незадолго до Великой Отечественной войны он вернулся на родину и принял самое активное участие в развитии татарской кинодокументалистики, отдав этому жанру более двадцати лет жизни13.

С февраля 1954 года К.Х.Поздняков работал на Свердловской киностудии режиссёром по дублированию художественных фильмов на татарский и башкирский языки.

За годы своей творческой деятельности он создал более ста хроникально-документальных филь-мов, среди них «150 лет Казанскому университету», «Казанский музей Горького», «Искусство Советской Татарии», «Сабантуй», «Великий Булгар» и другие.

Другим стипендиатом «Таткино» был Константин Фёдорович Мотков, окончивший кинооператор-ский факультет Московского государственного техникума кинематографии.

... Несмотря на материальные трудности, Таткино с помощью своих студентов снимает хронику событий. Студенты, приезжая в Казань на каникулы, снимали курсовые работы. Так, сохранился отчет первой съёмочной работы студента Константина Моткова, снимавшего 17 июня 1926 года празднование Сабантуя.

"Председателю Правления Таткино т. Егорову от студента ГИК Моткова К.Ф.

Отчет

Ваша командировка по съёмкам Сабан-Туя выполнена следующим образом:

Засняты кадры:

1. Заводы "Красный Восток" и "Вахитова", вид с Кабана.

2. Председатель комиссии Сабан-Туя т.Терегулов в тире.

3. Т.Терегулов отличный стрелок: он бьет бутылки на расстоянии 50 шагов.

4. Подъём флага.

5. Уголок Авиахима.

6. У силомера.

7. Кегли.

8. Комиссия готовит подарки для победителей.

9. Борьба начинается с малышей.

10. Борются взрослые.

11. Выступление объединённой Татаро-Башкирской военной школы.

Съёмка продолжалась с 2-х до 6 ч. вечера. Экспозиция при пасмурной погоде в зависимости от сюжета съёмки, то есть освещённость предмета была от 1/35 до 1/80 секунд (приблизительно). Кадры строились по принципу равновесия и симметрии.

Прошу Вашего разрешения об использовании мною нескольких кадров из фильма для предоставления в учебную часть ГТК, по мере того, как негатив будет уже использован. 17/У1-26 г. К.Мотков"14.

Так состоялся операторский дебют К.Ф.Моткова, ставшего впоследствии одним из самых известных и опытных кинодокументалистов Татарии. После окончания учёбы возвратился в Казань, где регулярно снимал сюжеты для киножурналов «Татарстан» и «Дружба народов», выпускавшихся в тридцатые годы в Казани.

Также им были сняты кинофильмы: «Основы кино», «Девятилетний юбилей», «Ижминвод», «Борьба за хлеб», «ДАСАР», «Новая жизнь», «Вызов», «На стрелковом штурме», «Пионерия Татарстана», «АЛГА».

С 1934 по 1942 годы К.Ф.Мотков активно участвует в производстве «Союзкиножурнала». Кроме этого им сняты фильмы: «Советской Татарии 15 лет», «На охране Восточных границ», «Дом Пионеров», «Новый город Горький», «С Новым Годом», «20-летний юбилей Татарии» и другие.

В 1941 году Константин Фёдорович был связным 15-го особого саперного батальона в Действующей армии. К.Ф.Мотков принимал участие в создании киножурнала «Новости Дня». Он снял также фильмы: «Дорогой гость», «Каспийские рыбаки», «Советский Татарстан», «Орденоносная Чувашия», «Новая электростанция», «Рак и борьба с ним», «Казанский музей Горького», «Благоустроим наш город», «Сохраним энергосеть» и др.

Всего за тридцатилетний трудовой стаж кинооператора он снял более пятидесяти документальных фильмов и свыше тысячи сюжетов для киножурналов. Много имел учеников, которые работали на киностудиях страны.

Одним из стипендиатов «Таткино» был и Мазитов Асхат Гарифович (1900-1946). В 1922 - 1924 годах он был актёром Татарского академического театра. Затем работал в «Таткино» кинооператором, позднее - в городе Астрахани. С 1931 года - руководитель Рабочего театра в Казани. С 1938 года - главный режиссёр Республиканского передвижного театра. Асхат Гарифович писал пьесы, печатался в прессе.

В «Таткино» пришёл также известный театральный мастер З.Баязедский15. В 1923-24 годах он работал директором Татарского театрального техникума, в середине 20-х годов становится директором Татарского академического театра. В 1925 году он стал директором первого в республике кинотеатра, а позднее - одним из

13Янгиров Р. Первый призыв/Советская Татария. - 1987. - 27 августа.

14 НА РТ. Ф.Р-144, о. 1, д. 29, л. 49.

15 Баязитский (наст. фам. Валиев) Заки (1889-1959), актёр. Герой Труда (1926).

ведущих работников студии «Востоккино». З.Баязедский снимался как актёр в фильмах «Комета», и в фильме «Мари Кужер» («На новых путях») - о первых годах коллективизации в марийской деревне. Оба фильма были сняты на «Востоккино» в 1929 году и до наших дней не сохранились. Позднее З.Баязедский стал жертвой культа личности и возвратился в Казань в 1954 году.

Не менее интересно складывалась и творческая судьба Загита Зарифовича Сабитова. В 1926 году он стал одним из организаторов общества друзей советского кино в Татарии. Участвуя в качестве технического сотрудника в съёмках фильмов «Булат-Батыр» и «Комета», Сабитов знакомился с практикой кинопроизводства. Постепенно его увлечённость переросла в твёрдое желание стать профессиональным кинематографистом.

В 1929 году он поступает во ВГИК. Одновременно с учёбой проходит практическую школу на студии «Востоккино». Ему довелось учиться у замечательных мастеров кинорежиссуры - Ю.Райзмана, Е. Иванова-Баркова, О.Фрелиха, П.Галаджева. На студии «Востоккино» состоялся режиссёрский дебют З. Сабитова. В 1932 году он поставил короткометражные документальные фильмы, посвящённые проблемам национального строительства -«Будь начеку», «За десять лет (Карелия)» и «Весна большевиков».

Став профессиональным кинорежиссёром, З.Сабитов отдаёт все свои силы развитию национальной кинематографии. С 1937 года он окончательно связывает свою судьбу с узбекским кино. По его собственному признанию, огромное влияние оказала на него работа с С.М. Эйзенштейном над фильмом «Большой Ферганский канал», начатом незадолго до Великой отечественной войны. Несмотря на то, что съёмки фильма не были завершены, З.Сабитов запомнил их на всю жизнь как высшую школу киномастерства16.

Киноискусство всё сильнее притягивало к себе внимание и мастеров национальной культуры, искавших новые формы творческого самовыражения. В Татарском отделении «Востоккино» в 1931 году были организованы курсы сценаристов. Было принято на учёбу 29 человек. Сценарные курсы окончили 12 человек, из которых при Татарском отделении «Востоккино» был образован сценарный цех. В их числе были Х.Х.Такташ17, Р.Ф.Ишмуратов18, Г.М.Минский19, И.Кудашев-Ашкадарский,20 Ш.Усманов и другие.

В середине двадцатых, работая начальником татарского Управления зрелищными предприятиями (ТУЗП), Шамиль Усманов вынашивает мечту о радиофикации Татарии, добивается ее реализации. Он сам возглавляет строительство в Казани широковещательной радиостанции, которое завершается за рекордно короткий срок -всего за четыре месяца. 7 ноября 1927 года татарское радио голосом Шамиля Усманова произнесло свои первые слова: "Казан сейли!" - "Говорит Казань!" и поздравило радиослушателей с десятилетием Октября. 5 апреля 1937 года Шамиль Усманов был арестован, объявлен врагом народа. 3 декабря того же года во время одного из допросов, на которых он постоянно подвергался зверским избиениям, умер "от паралича сердца". Умер, чтобы в 1955 году возродиться и стать навсегда бессмертным.

Здесь же следует вспомнить и имя молодого партийного работника из Агрыза Абдрахмана Шакирова. Именно он стал победителем творческого конкурса, объявленного «Таткино» в 1926 году, на лучшую тему или сценарий художественного фильма о Татарии. Замечательный мастер кинодраматургии Н.Зархи написал на предложенную АШакировым тему сценарий, воплощённый режиссёром Ю.Таричем в фильме «Булат-Батыр».

Несколько позднее пришёл в татарский кинематограф кинооператор Гарей Гильмутдинович Амиров. Он начал свою трудовую деятельность в 1937 году на Уфимской студии кинохроники кинооператором, затем с 1938 года — на Казанской студии кинохроники. В 1946 году был зачислен в штат Куйбышевской студии кинохроники кинооператором Казанского корреспондентского пункта.

В 1961 году из Куйбышевской студии кинохроники он переведен в Казанскую студию кинохроники и с этого времени он работал кинооператором и руководителем корреспондентского пункта Марийской АССР в городе Йошкар-Ола.

За 35 лет своей деятельности в области киноискусства Амиров Г.Г. снял более тысячи сюжетов в областные, республиканские и союзные киножурналы и около 40 хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

Другой кинооператор - Барышев Леонид Васильевич, бывший фотограф, пришел на Казанскую киностудию кинохроники в середине тридцатых годов. Снимал различные сюжеты для киножурналов. Затем, когда студию закрыли, в 1942 году работал в Татарии от Куйбышевской студии кинохроники. Сколько лет татарской нефти, столько же кинооператор Л.Барышев - её летописец - в 1943-м в Шугурах снимал первый ковш добытого из-под земли «черного золота». С открытием Казанской студии в 1961 году Барышев - в её строю.

В 1926 году Анатолий Николаевич Краев, тогда - пятнадцатилетний паренёк, устроился работать в казанский кинотеатр "Электро" учеником киномеханика, а вскоре стал киномехаником. И с тех пор пятьдесят пять лет не расставался с кинематографом. С 1931 по 1938 годы он был директором казанских кинотеатров: "Пионер", "Колхозник", "КИМ". А с образованием "Таткинотреста" в 1938 году А.Н.Краева назначили его управляющим.

В 1940 году стал начальником только что созданного Управления кинофикации при Совете Министров ТАССР. За одиннадцать лет работы в этой должности АН.Краев вложил немало сил и энергии в улучшение кинообслуживания населения и развитие республиканской киносети. Особое внимание АН. Краев уделял

16 Янгиров Р. Первый призыв/Советская Татария. - 1987. - 27 августа.

17 Такташ (Такташев) Хади (Мухамметхади) Хайруллович (1901-1931), поэт, один из основоположников татарской советской литературы.

18 Ишмурат (Ишмуратов) Риза Фахрутдинович (1903-1995), драматург. Заслуженный деятель искусств ТАССР (1953) и РСФСР (1983).

19 Минский (наст. фам. Аллабирдиев) Габдрахман Мухаммедович (1906-1983), писатель.

20 Кудашев-Ашказарский Ильяс Батыргараевич (1884-1942), актёр, режиссёр. Один из основоположников татарского профессионального театра. Герой Труда (1926).

подготовке и воспитанию кадров киномехаников и других работников кинофикации. Деятельность А.Н.Краева в этот период неоднократно отмечалась правительственными наградами. Следующая ступенька карьерной лестницы - учёба в 1951-1953 годах в республиканской партийной школе при Татарском обкоме КПСС и избрание, после её окончания,,в 1953 году председателем Татарского обкома профсоюза работников культуры. Здесь АН.Краев проявил себя умелым, способным организатором, и уже через два года, в 1955 году, был назначен заместителем министра культуры ТАССР. Семь лет работая в этой должности, он успешно решал организационно-хозяйственные вопросы, со знанием дела руководил кинофикацией. Под его началом строились учреждения культуры, искусств и полиграфии.

Когда стал подниматься вопрос о возрождении собственного кинематографа в республике, А.Н. Краев стал одним из инициаторов, а потом и организаторов Казанской студии кинохроники. Умный, сильный, хваткий организатор сталинской закалки, умевший управлять людьми, он стал бесспорной кандидатурой на пост директора создавшейся в 1961 году межрегиональной студии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.