78
УДК 377.5
ГРНТИ 14.33.01
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАФЕДРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО
РУКОВОДСТВА УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ
КОЛЛЕДЖА
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аңдатпа
Мақалада құрылымдық оқу-әдістемелік
бірлік ретінде оқу үдерісін әдістемелік
қамтамасыз етудегі колледж кафедрасының
рөлі ашылады. Кафедраның оқытушылардың кәсіби құзыреттілігін арттыру және оқу
үдерісінің инновациялық мәселелерін шешу
арқылы білім сапасын қамтамасыз етуге
ықпал ететін оқу-әдістемелік және ғылыми
қызметі сипатталған.
Аннотация
В статье раскрывается роль кафедры колледжа в методическом обеспечении образовательного процесса как структурного
учебно-методического подразделения. Описывается учебная, методическая и научная
деятельность кафедры, способствующая
обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного процесса.
Annotation
The article considers the role o the college
department in the methodological support o the
educational process as a structural educational
and methodological unit. The article describes
the educational, methodological, and scientic
activities o the department that contribute to
ensuring the quality o education by improving
the proessional competence o teachers and
solving innovative problems o the educational
process.
Чуркина Т.А.,
заместитель директора
по учебно-методической работе,
Костанайский педагогический
колледж, г. Костанай,
Кравченко Т.Н.,
заведующая кафедрой естественно-гуманитарных дисциплин,
Костанайский педагогический
колледж, г. Костанай
Негізгі сөздер: кафедра, оқу-әдістемелік жұмыс, колледж, білім сапасы,
ғылыми қызмет.
Ключевые слова: кафедра, учебно-методическая работа, колледж,
качество образования, научная деятельность.
Keywords: department, educational
and methodical work, college, quality o
education, scientic perormance.
Модернизация современной системы
образования на всех уровнях ставит новые
цели и задачи, предполагает освоение современных образовательных продуктов и
требует от педагогов инициативных действий, разработки новых эффективных
подходов и методов обучения. Политика
Костанайского педагогического колледжа
в области научной и учебно-методической
работы соответствует потенциалу колледжа и направлена на реализацию проекта
«Качественное образование «Образованная
нация», обновления содержания образовательных программ, раскрытие научного и
творческого потенциала педагогических работников колледжа.
Учебно-методическое направление колледжа – это многофункциональная система совместной деятельности педагогов и
структурных подразделений, способствующая обеспечению качества образования
посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения
инновационных проблем образовательного
процесса.
Ключевым звеном этой системы и основным структурным учебно-методическим
подразделением выступает кафедра, а одну
из стержневых ролей играют заведующие
кафедрами. Именно на кафедрах создаются
все элементы учебно-методического контента – от учебных программ до учебно-методических пособий, именно здесь ведутся
педагогические, научные исследования и
практико-ориентированные разработки.
Кафедра встроена во внутриколледжную систему управления, поддерживает
систему документооборота, предоставляет
отчётность о результатах своей деятельности, а также взаимодействует с другими
подразделениями. Основной функциональной задачей кафедры является организация
образовательного процесса, обеспечение
его квалифицированными преподавателями соответствующего профиля и необхо-
димым учебно-методическим оснащением
с целью повышения качества подготовки
будущих специалистов. В Костанайском
педагогическом колледже функционируют
8 кафедр.
Исследование и работа по единой методической теме в соответствии с миссией
учебного заведения – центральное звено в
учебно-методической работе колледжа и
в повышении профессионального мастерства педагогов. Каждая кафедра определяет
свою методическую тему согласно общей
методической теме колледжа, а каждый
педагог кафедры соотносит свою тему самообразования с методической темой кафедры. Работа каждого члена кафедры по
теме самообразования отслеживается и, в
обязательном порядке имеет выход: статья
в методических изданиях, творческих отчётах, авторская программа или технология,
выступление на педагогическом/методическом советах или на заседании кафедры,
проведение открытого учебного занятия,
мастер-класса, семинара, (в рамках недели
кафедры), а также участие в профессиональных конкурсах.
Для определения ориентиров и обеспечивающих их механизмов, направленных
на эффективное использование имеющихся ресурсов кафедры и достижение оптимального результата кафедра ежегодно
планирует свою деятельность и работает
по утвержденному плану. План охватывает
все основные аспекты деятельности кафедры. Кроме этого, в целях эффективного
функционирования кафедры методической
службой колледжа разработаны следующие
локальные документы: положение «О плане
учебного занятия»; положение «О проведении открытых учебных занятий педагогами
колледжа»; положение «Лучший педагог
колледжа»; положение «О Школе молодого
педагога»; положение «Лучший учебно-методический комплекс педагога»; разработана структура «Организация методической
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
79
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
80
службы колледжа». Кроме этого, на сайте
есть вкладка «Виртуальная методическая
служба», где педагоги могут изучить локальные акты, нормативные документы как
своей кафедры, так и колледжа в целом.
Каждый член кафедры имеет ИПС (индивидуальный план саморазвития). Это
структурированная программа действий,
позволяющая педагогу конструировать свой
профиль обучения и развития посредством
индивидуального выбора за счет возможностей и ресурсов образовательной среды колледжа и кафедры. Методическую помощь
для составления подобной ресурсной карты
образовательных событий педагога на учебный год оказывает заведующий кафедрой.
Открытые занятия, мастер-классы это
одна из важных форм организации методической работы кафедры. В 2022-2023 учебном году педагоги кафедры Демесинова
Ж.Б., Рихтер О.А. провели открытые занятия, а Кравченко Т.Н. – мастер-класс «Action
research и Lesson study как инструменты повышения качества преподавания и обучения» для педагогов ТиПО области в рамках
областного семинара-мастерской по теме
«Особенности конструирования современного учебного занятия в условиях обновленного содержания образования». В 2021-2022
учебном году Кравченко Т.Н. совместно с
педагогом кафедры иностранных языков
Букенбаевым А.Н. проведен интегрированный урок с применением методики CLIL в
рамках областного методического семинара
«Развитие профессиональных компетенций
педагогов ТиПО в условиях обновления
содержания образования»; также для членов «Школы молодого педагога» Ералиной
А.Е., Нурпеисова Р.Р., Рихтер О.А. проведена серия открытых занятий с применением
активных методов и приемов обучения, современных информационных технологий и
онлайн-приложений.
Кафедра обеспечивает участие педагогов
в методических вебинарах, научных кон-
ференциях, проводит систематические посещения учебных занятий с целью обмена
опытом и повышения профессионализма.
Последние результаты участия педагогов
представлены ниже:
• августовская конференция, секция
«Опыт и перспективы формирования инновационной практики преподавания общеобразовательных дисциплин», УО Методический кабинет ТиПО, мастер-класс
Кравченко Т.Н. «Online-тестирование как
одна из эффективных форм контроля образовательных достижений обучающихся на
примере сервиса OnlineTestPad»;
• республиканский конкурс «Панорама
педагогических идей» в номинации «Преподаватели общеобразовательных дисциплин», АО «Национальный центр повышения квалификации Өрлеу», г. Костанай
(Кравченко Т.Н. диплом 1 степени);
• международные педагогические чтения «Научно-педагогические исследования
как фактор развития системы образования»,
КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта» (Ахметов Ж.М. диплом 1
степени);
• международная научно-практическая
конференция «Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных
вызовов», КГКП «Костанайский педагогический колледж» (Брахметова А.А. диплом
2 степени).
Педагоги колледжа - творческие, ищущие личности. С целью более глубокого
изучения вопросов обучения и воспитания
на кафедрах создаются творческие группы,
которые образуются по принципу общности интересов, увлеченности единой идеей.
Теоретические рекомендации проверяются на практике в ходе проведения учебных
занятий и внеклассных мероприятий. Творческие группы педагогов изучают, разрабатывают и обобщают материалы по заявленной тематике и находят оптимальные пути
развития изучаемой темы. Подобные твор-
ческие группы делают многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе колледжа. К примеру,
результатом работы над творческими проектами в 2023 г. стало обобщение педагогического опыта работы Кравченко на областном
учебно-методическом совете Управления
образования акимата Костанайской области
преподавателей и диплом 2 степени Брахметовой А.А. в конкурсе «Лучший учебно-методический проект».
В колледже создана традиция проведения конкурсов профессионального мастерства среди педагогов. Основная цель таких
конкурсов - выявление и поддержка творчески-работающих педагогов, стимулирование к профессиональному росту, а также
выявление сильных и слабых сторон профессиональной деятельности. За последние
два учебных года педагоги кафедры приняли
участие в следующих конкурсах: «Лучший
педагог колледжа» (гран-при - Кравченко
Т.Н., Демесинова Ж.Б. - 2 место), «Лучший
педагог IT» (Сатыбалды М.Н., 2 место),
«Лучший учебно-методический комплекс
педагога» (Кравченко Т.Н., 1 место; Демесинова Ж.Б., 2 место), «Лучший учебно-методический проект» (Брахметова А.А., 2
место), конкурс «Лучшая виртуальная методическая выставка «Педагогическое мастерство» среди кафедр Костанайского педагогического колледжа ( кафедра, 3 место),
ежегодный традиционный конкурс «Лучшая
кафедра IT» (2022 год - 3 место, 2023 год –
2 место). Профессиональные конкурсы для
педагогов колледжа - это форма проверки
уровня педагогического мастерства и ориентир на саморазвитие, возможность трансляции опыта работы, обобщения результатов
педагогической деятельности. В целом, данный показатель в течение последних трех
учебных лет значительно увеличился. Таких результатов кафедры достигают за счет
профессионализма заведующего кафедрой,
который умело реагирует на настроения и
мнения, возникающие на кафедре, обладает
способностью убеждать, распределять человеческие ресурсы кафедры для достижения высоких результатов в учебной, методической и научной работе.
Еще одна хорошая традиция кафедр – это
проведение учебно-методических недель с
оформлением альбома недели и обязательным освещением в СМИ. Проведение учебно-методической недели – это творческий
процесс, позволяющий реализовать интересные педагогические идеи, использовать
разнообразные формы и методы работы как
с обучающимися, так и с педагогами. Например, в этом текущем учебном году, в рамках
Недели кафедры естественно-гуманитарных
дисциплин, проведены: конкурс мобилографии «Мой колледж в моем телефоне», историко-краеведческая панорама «В названиях
улиц – героев имена», мастер-класс «Азбука
первой помощи» с приглашением фельдшера филиала ГУ «Центр Медицины катастроф» МЧС РК по Костанайской области,
онлайн-олимпиада «Море знаний – океан
возможностей» для учащихся организаций
среднего образования Костанайской области, мастер-майнд для педагогов с целью изучения технологии позиционного обучения,
интерактивные переменки, областной семинар по теме «Развитие профессиональных
компетенций педагогов организаций технического и профессионального образования в
условиях обновления содержания образования».
Кафедра – это коллектив единомышленников, но, чтобы единство взглядов сохранялось, необходима полная гласность и
коллегиальность рассмотрения (решения)
методических вопросов. Эта функция осуществляется на заседаниях кафедры. Так как
одним из важнейших направлений деятельности педагогов является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия
уровня и качества подготовки требованиям
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
81
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
82
стандартов образования, формирования у
обучающихся ключевых компетенций, ежемесячно на заседаниях кафедры педагоги
делают анализ качества преподавания дисциплин.
В практике кафедр действует такая модель обучения, как «обучение внутри коллектива», наставник – молодой специалист,
наставник – вновь принятый педагог. Преимущества обучения внутри кафедры как
формы методической работы очевидны. Такая форма обучения подразумевает консультационную работу, оказание профессиональной помощи и помощи в адаптации в
новом коллективе, все это отражается в плане работы наставника.
Каждый сотрудник кафедры отвечает
не только за выполнение своих функциональных обязанностей, в том числе индивидуального плана работы, но и за работу
подразделения в целом. Это возможно при
условии проведения её заведующим тщательного анализа задач, которые стоят перед
кафедрой, и распределения их между всеми
членами кафедры, используя организационно-функциональную структуру управления. Одним из механизмов такого эффективного управления кафедрой является
«мониторинг научно-методической, творческой деятельности педагогов кафедры».
Мониторинг на кафедре ведется 2 раза в год
и позволяет скорректировать направление
действий коллектива кафедры на успешное
выполнение поставленных задач. Это инструмент мотивации труда - регулирование
побудительных стимулов педагогов, при котором он, удовлетворяя собственные «трудовые» потребности, работает на достижение общественных целей, поставленных
заведующим кафедрой.
Таким образом, по методической работе на кафедре можно сделать вывод о профессиональных качествах ее педагогов.
Организация деятельности кафедры - это
инструмент обеспечения эффективного ру-
ководства учебно-методической работой
колледжа. Свободно и активно мыслящий,
прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий
образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач
обучения и воспитания. Результативность
методической работы колледжа неразрывно
связана с конечным результатом обучения и
воспитания обучающихся. Результаты учебно-методической работы колледжа это:
• рост удовлетворенности педагогов
собственной деятельностью;
• положительный психолого-педагогический климат в педагогическом коллективе;
• высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
• положительная динамика качества образования;
• обобщение передового педагогического опыта;
• постоянное внимание администрации
к деятельности педагогов, наличие системы
стимулирования педагогической деятельности;
• качественно организованная система
методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.:
ИНФРА-М, 2014 г.
2.Воскрекасенко О.А., Сергеева С.В. Кафедра как учебно-научное подразделение и
фактор профессиональной подготовки обучающихся // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 10. – С. 125-129; URL:
https://top-technologies.ru/ru/article/view?
id=38865 (дата обращения: 27.06.2023 г.).