Научная статья на тему 'Организация бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства региона в период реформирования отрасли'

Организация бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства региона в период реформирования отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2213
671
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бухгалтерский и управленческий учет / организационная структура жилищно-коммунального хозяйства / реформа жилищно-коммунального хозяйства / товарищество собственников жилья / учетная политика / accounting / MANAGERIAL accounting / organizational structure of the housing economy / reform of the housing sector of economy / partnership of house owners / accounting politics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балова Н. А.

В статье отражены особенности жилищно-коммунального хозяйства региона, обусловленные наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли. Показано, что реформа жилищно-коммунального хозяйства в стране проходит одновременно с реформированием бухгалтерского учета, где все аспекты бухгалтерского учета, включая управленческий учет, подлежат раскрытию в учетной политике предприятий отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses specificities of the housing economy of the region resulting from a large share of municipal property and social orientation in the activity of all subjects of the branch. The author shows that the reform of the housing sector is conducted simultaneously with the reform of the accounting mechanism, all aspects of which, including the managerial accounting, should be present in the accounting politics of enterprises in the housing municipal economy

Текст научной работы на тему «Организация бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства региона в период реформирования отрасли»

невозможность включать в себестоимость затраты на страхование всех строительных рисков с точки зрения налогового законодательства;

ограниченная возможность заказчика выступать в роли страхователя исходя из положений гражданского законодательства.

Несмотря на все вышеперечисленные проблемы использования страхования, можно сделать вывод о том, что страхование — это один из наиболее эффективных методов снижения

рисков в строительной деятельности, использовать который необходимо, просто потому что он позволяет снизить издержки строительной организации в случае нежелательных вероятностных ситуаций как внешних, так и внутренних. Однако страхователю не следует забывать, что вместе со страхованием надо принимать еще и соответствующие меры для предотвращения наступления страхового случая. Сочетание этих двух условий позволит обеспечить стабильность и надежность в деятельности строительной организации.

Литература

1. Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

2. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. От 26.01.1996, №14-ФЗ, http://www.consultant.ru/popular/gkrf2

3. Методические материалы по страхованию строительных рисков (рекомендованы Письмом Минстроя РФ от 30.08.1996 №ВБ-13-185/7).

4. Правила страхования профессиональной ответственности строителей.

5. Правила страхования строительно-монтажных рисков.

6. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Продвинутый курс: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 495 с.

7. http://www.sbaspect.ru/pages/34/28/

8. http://www.ruspolis.ru/for_juridical_person/construction/

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ

Н.А. Балова,

аспирант Межрегионального открытого социального института (г. Йошкар-Ола)

[email protected]

В статье отражены особенности жилищно-коммунального хозяйства региона, обусловленные наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли. Показано, что реформа жилищно-коммунального хозяйства в стране проходит одновременно с реформированием бухгалтерского учета, где все аспекты бухгалтерского учета, включая управленческий учет, подлежат раскрытию в учетной политике предприятий отрасли.

Ключевые слова: бухгалтерский и управленческий учет, организационная структура жилищно-коммунального хозяйства, реформа жилищно-коммунального хозяйства, товарищество собственников жилья, учетная политика.

ББК 65.052.5 (470.41); УДК 338.46 (2 Рос.Тат)

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является сложной многофункциональной отраслью региональной экономики, направленной на обеспечение необходимыми ресурсами, товарами, услугами не только жизнедеятельности населения, но и бесперебойной работы предприятий других отраслей экономики региона. Особенности жилищно-коммунального хозяйства обусловлены, прежде всего, наличием большой доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Для жилищно-коммунальных услуг характерны социальная значимость и низкая заменяемость их другими услугами. Следовательно, общей характеристикой жилищнокоммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения муниципальных образований.

Современное неблагополучное состояние ЖКХ сложилось из-за низкого качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, высокой изношенности жилищного фонда, устаревших норм обслуживания, неэффективности управления финансовым механизмом в условиях использования больших объемов привлеченных источников финансирования. Все это приводит к невыполнению главной функции ЖКХ — обеспечение достойных условий проживания населения.

Результаты функционирование отрасли требуют изменения системы управления жилищно-коммунальной сферой, направленного на повышение результативности, устойчивости и надежности деятельности систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, привлечение инвестиций и иных источников финансирования.

Эффективное функционирование жилищного фонда и систем жизнеобеспечения региона возможно только с учетом отраслевых и территориальных особенностей деятельности жилищно-коммунального хозяйства, что требует:

— перестройки организационно-экономических, правовых, хозяйственных и финансовых механизмов взаимодействия субъектов правоотношений отрасли;

— обеспечения функционирования деятельности организаций ЖКХ в условиях рационального использования финансовых источников и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;

— мониторинга жилищного фонда, надежности и устойчивости функционирования инженерных сооружений организаций ЖКХ;

— использования новых информационных технологий, обеспечивающих оптимизацию финансовых потоков, формируемых в результате оплаты жилищно-коммунальных услуг.

В ходе проводимой реформы меняется механизм финансирования организаций жилищно-коммунального хозяйства, в частности, бюджетные источники финансирования отрасли заменяются кредитными ресурсами [3].

Управление финансами предприятия жилищно-коммунального хозяйства осуществляют в соответствии с региональной социально-экономической политикой и программами развития отрасли. Основным приоритетным направлением реализации жилищно-коммунальной политики в регионе является повышение качества содержания жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания населения на основе реформирования структуры управления ЖКХ путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды.

В рамках осуществления Программы социально-экономического развития региона жилищно-коммунальная политика включает следующие мероприятия:

— формирование конкурентной среды в сфере ЖКХ, в частности, развитие негосударственных форм управления жилищным фондом;

— повышение уровня жилищной обеспеченности населения, в том числе формирование фонда муниципального строительства, а также внедрение системы ипотечного кредитования населения;

— совершенствование тарифной системы, предполагающее принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг населения, введение дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от его качества; выравнивание коммунальных тарифов между основными группами потребителей;

— организация энерго- и ресурсосбережения в жилищнокоммунальном хозяйстве путем внедрения управленческого учета расхода ресурсов потребителей и производителей.

В настоящее время в большинстве регионов России структура управления жилищно-коммунальным хозяйством одинаково отражает взаимосвязи заказчиков жилищно-коммунальных услуг и подрядчиков — производителей этих услуг.

Организационная структура жилищно-коммунального хозяйства юго-восточного региона Республики Татарстан включает службу заказчика, представляющую интересы населения, и подрядчиков — производителей услуг жилищно-коммунального назначения.

Служба заказчика является муниципальной управляющей организацией, обеспечивающей жилищно-коммунальными услугами потребителей муниципального образования. Данная служба представлена в городе Альметьевск Республики Татарстан Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим управление расчетно-кассовыми центрами, регулирующими сбор жилищно-коммунальных платежей, и координирование деятельности жилищно-эксплуатационных участков, отвечающих за организацию технического обслуживания, санитарного содержания и ремонта жилищного фонда. Служба заказчика муниципального образования заключает договоры с производителями жилищно-коммунальных услуг по обеспечению потребителей электроэнергией, газом, теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением, и иными услугами, осуществляет функции управления объектами ЖКХ, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, Департамент жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования разделяет функции заказчика и подрядчика, обеспечивая при этом жилищно-коммунальное обслуживание объектов и представляя интересы потребителей на основании договора собственников о передаче в хозяйственное ведение и оперативное управление муниципального жилищного фонда и договоров с производителями и потребителями товаров, работ и услуг жилищно-коммунального назначения.

Большая часть жилищно-эксплуатационных участков на юго-востоке республики является муниципальными унитарными предприятиями, низкая эффективность деятельности которых в системе ЖКХ требует значительных ассигнований из муниципальных бюджетов. Недостаточность и несвоевременность подобных ассигнований приводят к неудовлетворительному обслуживанию потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Подрядчиками по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищно-коммунального назначения выступают также малые предприятия различных организационно-правовых форм, которые в рамках выполнения муниципального заказа

в системе ЖКХ оказывают потребителям услуги следующего характера:

— содержание, текущий и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального назначения, включая места общего пользования в жилых зданиях;

— эксплуатация и ремонт мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов;

— уборка подъездов и придомовых территорий (газонов, спортивных, детских, хозяйственных);

— санитарно-гигиеническая обработка жилых зданий и придомовых территорий;

— установка приборов учета и регулирования водных и энергоресурсов;

— обслуживание и ремонт лифтового хозяйства;

— ремонт и содержание водоотводных и дренажных систем частных домовладений и сооружений и другие жилищно-коммунальные услуги.

Привлечение подрядных организаций к выполнению муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе. С предприятиями, выигравшими конкурс, заказчик заключает договор исполнения муниципального заказа на оказание различного вида жилищно-коммунальных услуг. Финансовое обеспечение исполнения муниципального заказа осуществляется за счет средств бюджета, средств потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также других внебюджетных источников.

В числе производителей жилищно-коммунальных услуг по обеспечению потребителей электроэнергией, газом, теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением в небольших муниципальных образованиях встречаются крупные предприятия, являющиеся своего рода монополистами на внутреннем рынке и потому диктующие свои правила и условия.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности объекты жилищно-коммунального хозяйства, в случае привлечения специализированной организации для их обслуживания должны заключить договор, выступая заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие этих объектов. В зависимости от формы договорных отношений, от видов услуг на предприятиях сферы ЖКХ возникают те или иные статьи расходов, что оказывает существенное влияние на формирование бухгалтерского учета на каждом жилищно-коммунальном предприятии.

Потребителями муниципального заказа выступают арендаторы нежилых помещений, жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) и другие объединения жильцов (юридические лица и граждане), пользующиеся жилищно-коммунальными услугами в жилищном фонде [1].

Наиболее перспективной формой управления деятельностью ЖКХ является товарищество собственников жилья — объединение собственников для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения в установленных законодательством пределах общим имуществом — не получившее в настоящее время необходимого распространения на юго-востоке Татарстана и потому не достаточно эффективное.

Рыночная трансформация экономики, связанная с преобразованием правовых и экономических основ деятельности ЖКХ, предусматривает переход отрасли в режим бездотационного функционирования не только за счет повышения тарифа на услуги, но и за счет снижения затрат. Важность учета затрат на производство коммунальных услуг заключается в том, что себестоимость является основной составляющей тарифа на жилищно-коммунальные услуги и представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию. Затраты на производство и оказание услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства группируются по элементам и статьям, формируются по месту возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости.

В условиях демонополизации отрасли важным критерием оценки деятельности предприятий ЖКХ становится формирование тарифа на услуги, основанное на реальной себестоимости этих услуг, «прозрачность» ценообразования. Снижение себестоимости традиционно считается основным направлением

обеспечения рентабельной работы предприятий любой отрасли национальной экономики. Однако данные о себестоимости работ и услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве за последние 10-15 лет свидетельствуют об устойчивой тенденции к росту себестоимости. Причины кроются в значительном удорожании расхода всех видов ресурсов и снижении качества предоставляемых услуг, вследствие естественного износа жилого фонда и оборудования, используемого для выполнения работ и оказания услуг ЖКХ.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в стране проходит одновременно с реформированием бухгалтерского учета. Концепция развития учета и отчетности в экономике России предполагает формирование достоверной, сопоставимой информации для внешних и внутренних пользователей. Конкретизация целей бухгалтерского учета в отношении формируемой информации создает предпосылки введения управленческого учета как самостоятельного вида учета в организациях жилищно-коммунального хозяйства [4].

Использование управленческого учета создает возможность прогнозирования затрат, их контроля по центрам ответственности. При этом, путем разработки бюджетов, упрощения процедуры оценки запасов, благодаря использованию нормативных затрат, создается возможность анализа причин отклонений фактических затрат от нормативных. Появляется возможность быстрой оценки эффективности деятельности предприятий. К числу нормируемых затрат на предприятиях ЖКХ относят вспомогательные материалы, топливо и горючее, запасные части для ремонта, тару, расходы будущих периодов, расчеты с потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Все аспекты бухгалтерского учета, включая управленческий учет, подлежат раскрытию в учетной политике предприятий жилищно-коммунального хозяйства, представляющей собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

При разработке учетной политики необходимо учитывать особенности данного сектора экономики. Процесс формирования учетной политики предлагается разделить на три этапа.

На первом этапе требуется анализ факторов, влияющих на выбор учетной политики, в том числе видов деятельности, организационной структуры, особенностей финансирования.

На втором — необходима оценка фактического состояния бухгалтерского учета и системы документирования, качества автоматизации. При этом проводится анализ схемы документооборота, выявляются дублирующие потоки информации или недостающие информационные связи.

На третьем этапе осуществляется разработка рекомендаций по приведению системы учета в полное соответствие действующему законодательству, повышению эффективности информационного обеспечения системы управления, оптимизации налогообложения и снижению трудоемкости учета.

Специфика отрасли ЖКХ диктует организациям, работающим в этой сфере, особенности выбора вариантов ведения бухгалтерского учета. Это связано с тем, особенностями организации жилищно-коммунального хозяйства:

— ограниченной степенью свободы при принятии решений по вопросам ценообразования в предоставлении жилищнокоммунальных услуг населению;

— осложнением бухгалтерского учета требованиями налоговых органов по ведению раздельного учета имущественных объектов, хозяйственных операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения;

— целевым использованием бюджетных средств на покрытие убытков от оказания услуг, что требует раздельного учета услуг населению и по другим потребностям;

— влиянием организационно-правовой формы организаций ЖКХ на выбор и обоснованность учетной политики [3].

С учетом существующих законодательных ограничений, которые характерны для системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, содержательные элементы учетной политики муниципальных жилищно-коммунальных предприятий будут существенно отличаться от структуры учетной политики организаций других форм собственности. Некоторые элементы, касающиеся организации бухгалтерского учета, будут отражаться в учетной политике независимо от формы собственности предприятия. К ним относятся: перечень форм первичной учетной документации, график документооборота, порядок проведения инвентаризаций, технология обработки учетной информации.

Отдельные элементы, связанные с выбором формы ведения бухгалтерского учета, способов оценки израсходованных материальных ценностей, формированием фонда для ремонта основных средств, в учетной политике муниципального жилищно-коммунального предприятия могут отсутствовать. При этом в учетной политике таких предприятий будут присутствовать элементы, которые не встречаются в учетной политике коммерческих предприятий, такие как ведение раздельного учета бюджетных и внебюджетных средств, особенности исполнения смет доходов и расходов. Наличие подобных особенностей не изменяет основное требование к содержанию учетной политики

— исчерпывающим образом раскрывать ее организационный и методологический аспекты.

Учетная политика предприятия жилищно-коммунального хозяйства должна включать:

— Организационный раздел;

— Раздел, отражающий формирование информации по сегментам;

— Раздел по методам оценки статей актива и пассива баланса;

— Раздел, отражающий формирование регулируемых тарифов на услуги;

— Раздел по формированию информации, подлежащей раскрытию в отчетности;

— Методический раздел по ведению учета для целей налогообложения.

Организационный раздел учетной политики предприятий жилищно-коммунального хозяйства раскрывает организационную структуру бухгалтерской службы предприятия, ее функции. Функции бухгалтерии, особенно для предприятий, объединенных в группы, могут быть децентрализованы по разным целям учета и разделению услуг жилищно-коммунального хозяйства по сегментам деятельности. В этом разделе целесообразно отразить общие принципы и правила ведения учета, а также изменения учетной политики.

Необходимо уделить внимание разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета жилищно-коммунального предприятия, особенно выделяя счета управленческого учета.

В разделе, отражающем формирование информации по сегментам, предлагаются способы обработки и систематизации информации, получаемой в различных сегментах головных предприятий ЖКХ: предприятий — производителей услуг водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, производителей телевизионных, радио и интернет-услуг, ремонтных и обслуживающих предприятий. Построение системы сегментарного учета позволяет обеспечить внешних и внутренних пользователей информацией относительно деятельности отдельных сегментов бизнеса, служит основой информационного обеспечения анализа и принятия управленческих решений руководством предприятий, объединенных в группу производителей услуг.

Правила и методы оценки статей актива и пассива баланса раскрываются в учетной политике предприятий ЖКХ на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), норм и нормативов, принятых отраслевыми методическими документами и инструктивными материалами [2].

Раздел, отражающий формирование регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, раскрывает методику ценообразования отдельных услуг по сегментам деятельности, методы дифференциации тарифов на жилищно-коммунальные услуги для отдельных категорий потребителей, способы регулирования ценообразования на услуги отрасли.

В разделе по формированию информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности, отражаются особенности и порядок заполнения форм бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, перечень статей, подлежащих дополнительному раскрытию в пояснительной записке и специальных примечаниях к основным отчетным формам.

В настоящее время целесообразно в отдельном разделе учетной политики раскрывать методы ведения учета для целей налогообложения.

Ведение бухгалтерского учета необходимо для принятия эффективных управленческих решений, планирования, контроля и анализа деятельности предприятия. Предприятия ЖКХ, по роду своей многофункциональной деятельности, производят

начисления, рассчитывают льготы, контролируют соответствие расчетов изменяющемуся законодательству. В современных экономических условиях, при использовании в управленческой деятельности предприятий компьютерной обработки данных, одним из самых важных аспектов учетной политики становится выбор необходимого качественного программного обеспечения учетно-аналитического процесса.

Грамотная автоматизация процедуры расчета коммунальных платежей повышает их собираемость, позволяет формировать необходимую документацию, в том числе сметы расходов для ТСЖ, где часто возникают трудности с определением статей расходов, а также анализировать и планировать деятельность предприятий.

Каждый специалист, занятый трудоемкими учетными расчетами, знает, сколько времени и сил позволяет сэкономить специализированное отраслевое программное решение. Полнофункциональная автоматизированная система обеспечит эффективное взаимодействие жилищно-коммунальных служб с населением и муниципальной властью. Выбор системы автоматизации зависит от особенностей функционирования жилищно-коммунального предприятия, связанных с продолжающейся

реформой отрасли, его материально-технической базы, квалификации персонала, учетной политики.

В учетно-аналитическом обеспечении управления финансовой деятельностью предприятий ЖКХ выделяют четыре области: планирование и контроль, бюджетирование, учет и отчетность, анализ. Содержание этих областей должно быть раскрыто с учетом специфики предприятий жилищно-коммунального хозяйства и формируемой управленческой отчетности [3].

Разработанная подобным образом учетная политика для предприятий ЖКХ служит основой информационного обеспечения управления финансовой деятельностью жилищнокоммунальных предприятий. Она позволяет формировать информацию для целей управления, контроля и анализа результатов деятельности предприятий в разрезе управленческого и финансового учета. Это, в свою очередь, повышает качество формируемой информации, упрощает порядок определения себестоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляет возможность контроля «прозрачности» ценообразования тарифов на эти услуги, позволяет оценить уровень удовлетворения услугами жилищно-коммунального назначения потребностей населения и предприятий региона.

Литература

1. Жилищный кодекс РФ. — М.: ОМЕГА-Л, 2005. — 96 с.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) № 106н от 6.10.2008 г.

3. Гирей Е.Н. Управление финансовыми ресурсами организаций ЖКХ на основе мониторинга // Экономические науки. — 2009. — №8 (57).

4. Пронина А.М. Организация бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях. — М.: ФГНУ «РНЦГМУ», 2001. — 150 с.

ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ В ТЕПЛО-И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

В.В. Шлычков,

заведующий кафедрой инженерного менеджмента Казанского государственного энергетического университета,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор экономических наук [email protected]

Н.А. Назарова,

аспирант кафедры инженерного менеджмента Казанского государственного энергетического университета

В статье приводятся результаты аналитического исследования действующей системы ценообразования в энергетике, рассматриваются причины возникновения перекрестного субсидирования и анализируются последствия для экономики предприятий и субъектов РФ.

Ключевые слова: система ценообразования, тарифы, перекрестное субсидирование, рынок тепло- и электроэнергии, тарифная диспропорция, энергозатраты, группы потребителей.

УДК. 338.24.01; ББК 65.052

В октябре 2009 г. Правительством Российской Федерации была одобрена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., которая включает в себя комплекс мер по модернизации и повышению эффективности топливно-энергетического комплекса, обеспечению национальной энергетической безопасности и формированию полноценных энергетических рынков. Практическая реализация стратегии затронет интересы всех без исключения хозяйствующих субъектов, независимо от их роли и конкретного вклада в ВВП, так как производственный процесс в современных условиях невозможен без энергетического обеспечения, а применяемые технологии по-прежнему остаются весьма энергозатратными. Тарифы на потребляемые энергетические ресурсы для реального сектора экономики существенно влияют на цену произведенного продукта, объем издержек, а

в конечном итоге на конкурентоспособность и экономическую надежность самих предприятий. Принятая стратегия признает, что рост тарифов на энергоносители будет продолжаться и это неизбежно приведет к увеличению стоимости всей национальной экономики. Большинство ученых и экспертов сегодня выступают за усиление роли государства в регулировании процессов функционирования и развития энергетической отрасли, выдвигая задачу по установлению экономически обоснованных тарифов на энергоресурсы для всех групп потребителей, с последующим оказанием адресной помощи отдельным субъектам экономической деятельности.

Сложившаяся в настоящее время система ценообразования в электро- и теплоэнергетике Российской Федерации не отвечает этим требованиям и характеризуется наличием искусственно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.