Научная статья на тему 'Организация аудиторской проверки деятельности экономического субъекта'

Организация аудиторской проверки деятельности экономического субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
896
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ АУДИТОРСТВА / АУДИРУЕМЫЕ ЛИЦА / ПИСЬМО ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселова Наталья Николаевна, Боровяк Светлана Николаевна

В статье обосновывается тезис о том, что качество аудиторской проверки напрямую зависит от организации процесса проверки и формирования объективных выводов и рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новоселова Наталья Николаевна, Боровяк Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE AUDIT INSPECTION OF ACTIVITY OF THE ECONOMIC SUBJECT

The thesis locates in article that quality of an audit inspection directly depends on the organization of process of check and formation of objective conclusions and recommendations.

Текст научной работы на тему «Организация аудиторской проверки деятельности экономического субъекта»

10. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, УЧЕТ И АНАЛИЗ

10.1. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Новоселова Наталья Николаевна, профессор кафедры Бухгалтерского учета и аудита филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, доктор экономических наук

Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет», филиал, г. Пятигорск

nnn-nauka@yandex.ru

Боровяк Светлана Николаевна, доцент кафедры бухгалтерский учет и аудит кандидат экономических наук, доцент

Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет», филиал, г. Пятигорск

svetlana.5726@yandex.ru

Аннотация: В статье обосновывается тезис о том, что качество аудиторской проверки напрямую зависит от организации процесса проверки и формирования объективных выводов и рекомендаций.

Ключевые слова: институт аудиторства, аудируемые лица, письмо обязательство, федеральные правила (стандарты)

ORGANIZATION OF THE AUDIT INSPECTION OF ACTIVITY OF THE ECONOMIC SUBJECT

Novoselova Natalia Nikolaevna, Professor of the Department of accounting and audit FGAOU VPO "North-Caucasian Federal University" (branch) in Pyatigorsk, Dr. in Economics Place of employment: FGAOU VPO "North-Caucasian Federal University" (branch) in Pyatigorsk

nnn-nauka@yandex.ru Borovyak Svetlana Nikolaevna, associate professor accounting and audit Candidate of Economic Sciences, associate professor,

Place of employment: FGAOU VPO "North-Caucasian Federal University" (branch) in Pyatigorsk

svetlana.5726@yandex.ru

Annotation: The thesis locates in article that quality of an audit inspection directly depends on the organization of process of check and formation of objective conclusions and recommendations.

Keywords: the auditorstvo institute, audited persons, the letter the obligation, federal rules (standards).

Развитие рыночных отношений в России обусловил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения

различных субъектов предпринимательской

деятельности, и среди них одно из ведущих мест должно принадлежать институту аудиторства, главная цель которого - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в

бухгалтерской (финансовой) отчетности,

предназначенной для внешних пользователей.

На сегодняшний день значение аудита и профессии бухгалтера-аудитора трудно переоценить. Полученная аудиторами информация является основой для

принятия управленческих решений руководством

аудируемых предприятий, а также базой для принятия государством решений в области экономики и

налогообложения. Важнейшей задачей государства является дальнейшее развитие и совершенствование института аудита в России.

Все взаимоотношения между аудиторской

организацией и аудируемым лицом регулируются договором, составляемым на стадии переговоров о проведении проверки.

Перед заключением договора на проведение проверки аудиторская организация формирует письмо-обязательство. Письмо-обязательство

аудитора - документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта - клиента и аудитора (аудиторской фирмы) на этапе заключения соглашения о проведение аудиторской проверки.

Письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой о проведение аудита и (или) оказание аудиторских услуг.

Письмо-обязательство направляется

исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора, цели и масштаба аудита.

Если цели и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, письмо-обязательство может не составляться либо давать лишь дополнительную информацию для экономического субъекта.

Жесткие рекомендации по составлению письма-обязательства аудитора перед клиентом отсутствуют, а содержание письма определяется, прежде всего, запросами клиента, его финансовым состоянием, степенью взаимного доверия между аудитором и клиентом.

Письмо-обязательство документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.

В тоже время руководство экономического субъекта не всегда правильно понимает цели и задачи аудита и не представляет, какие действия потребуются от него и работников предприятия, а также степень ответственности за предоставленную для проверки документацию.

Во избежание неразрешимых конфликтов по ходу проведения аудиторской проверки все эти вопросы

должны быть разъяснены клиенту до начала проверки

1

и даже до заключения договора .

1 Шеремет А.Д. Аудит. - М.: ИНФРА - М, 2005.

Бизнес в законе

4’2013

Письмо-обязательство, посланное аудиторской фирмой своему клиенту до начала проверки, помогает избежать недоразумений и конфликтов при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.

Перед процессом формирования плана аудиторской проверки необходимо ознакомиться с особенностями деятельности экономического субъекта, понимание деятельности аудируемого лица регулируется правилом (стандартом) № 8 «Понимание

деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита. При этом информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет и уточняет данные, полученные на предыдущих стадиях.

Аудиторские процедуры, осуществляемые с целью приобретения знаний о деятельности аудируемого лица, относятся к процедурам оценки рисков, потому что определенная информация, полученная путём выполнения таких процедур, может быть использована аудитором в качестве аудиторских доказательств при оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности2.

При ознакомлении с деятельностью потенциального клиента аудиторам следует выявить факторы, влияющие на финансово - хозяйственную деятельность экономического субъекта. Их можно разделить на:

а) внешние факторы - общие экономические и отраслевые факторы:

Общеэкономические факторы (государственная политика, уровень инфляции, денежная (валютная) ревальвация, состояние экономики в целом и др.);

Отраслевые факторы (рынок и конкуренция, цикличность (сезонность) деятельности, изменения в технологии производства, предпринимательский риск, спад или расширение отрасли и др.);

Нормативно-правовые факторы (учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности, нормативные и законодательные акты, система налогообложения, меры государственного

регулирования, аудиторские требования

представления отчетности, пользователи

бухгалтерской отчетности).

б) внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями экономического субъекта:

Индивидуальные факторы (корпоративная структура, организационная структура, деятельность внутреннего аудита, источники и методы финансирования и др.);

Факторы, связанные с особенностями экономической деятельности (характер экономического субъекта, категории основных расходов, структура долгов, включая условия и ограничения и др.);

2 Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863).

Финансовые факторы (системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, лизинг и прочие финансовые соглашения (кредиты, займы), доступность кредитов, операции с ценными бумагами, сравнение с прибыльностью производственных операций).

В целях получения наиболее глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения от различного рода базовых показателей3.

Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта из следующих источников:

- официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

- нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;

- разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта;

- запросы третьим лицам;

- консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;

- учредительные документы, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственной структур;

- результаты проведения аналитических процедур; выявление необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;

- материалы налоговых проверок и судебных процессов и другие.

Полученные знания аудиторы обязаны использовать при планировании аудита. Порядок и принципы планирования аудита регламентированы

федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита». Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и

своевременно.

Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

На этапе предварительного планирования

аудиторская организация должна иметь информацию о состоянии имущества и обязательств экономического субъекта как на момент проведения аудита, так и на перспективу. В целях обеспечения достаточного понимания деятельности экономического субъекта аудиторская организация обязана на стадии планирования правильно подобрать персонал для проведения аудита. При этом надо учитывать уровень квалификации и опыта проведения аудита,

преемственность персонала, а также психологическую

совместимость внутри группы аудиторов4.

В процессе проведения аудита аудиторская

организация обязана уточнить на текущий момент

3 Хахонова Н. Н. Аудит. - М.: КНОРУС, 2011.

4 Хахонова Н. Н. Аудит. - М.: КНОРУС, 2011.

отчетности

и в ходе ее процедуры и

информацию, полученную ранее, включая информацию предшествующего аудиту периода. Это необходимо для того, чтобы правильно и своевременно производить корректировку видов, трудоемкости и объема необходимых аудиторских процедур, оценку и обоснование аудиторских доказательств, выявление противоречивой

информации.

На завершающей стадии аудита углубленное понимание деятельности экономического субъекта необходимо в целях произведения контрольных аналитических процедур и подтверждения правильности окончательных выводов о достоверности финансовой

экономического субъекта.

Перед аудиторской проверкой проведения все произведенные полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита»5.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов в аудиторской организации разрабатываются типовые формы документации, такие как стандартная структура аудиторского файла рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения. Такая стандартизация документирования облегчит поручение работы аудиторам и одновременно позволит надежно контролировать выполненную работу6.

Список литературы:

1. Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532).

2. Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532).

3. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» ( в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863).

4. Хахонова Н. Н. Аудит. - М.: КНОРУС, 2011.

5. Шеремет А.Д. Аудит. - М.: ИНФРА - М, 2005.

ОТЗЫВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на статью Новоселовой Н.Н., Боровяк С.Н. «Организация аудиторской проверки деятельности экономического субъекта»

Развитие рыночной экономики в России обусловило необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них институт аудиторства, главная цель которого - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предназначенной для внешних пользователей.

В современных условиях значение аудита и профессии бухгалтера-аудитора чрезвычайно велико. Полученная аудиторами информация является основой для принятия управленческих решений руководством аудируемых предприятий, а также базой для принятия государством решений в области экономики и налогообложения. Именно поэтому важнейшей задачей государства является дальнейшее развитие и совершенствование института аудита в нашей стране.

В статье обосновывается тезис о том, что качество аудиторской проверки напрямую зависит от организации процесса проверки и формирования объективных выводов и рекомендаций. Также рассматриваются источники информации для аудитора о деятельности экономического субъекта из следующих источников:

В связи с вышесказанным, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Зав.кафедрой

«Экономика и управление

социально-экономическими

системами» ФГБОУ

ВПО «Московский государственный

университет пищевых производств»,

доктор экономических наук Е.В.Савватеев

Reference list:

1. Pravilo (standart) № 2 «Dokumentirovanie audita» (v red. Postanovlenija Pravitelstva RF ot 07.10.2004g. № 532).

2. Pravilo (standart) № 3 «Planirovanie audita» (v red. Postanovlenija Pravitelstva RF ot 07.10.2004 g. № 532).

3. Pravilo (standart) № 8 «Ponimanie dejatelnosti audiruemogo lica, sredi, v kotoroi ona osushestvljaetsja, i ocenka riskov suchestvennogo iskazenija audiruemoj finansovoj (buhgalterskoj) otchetnosti» (v red. Postanovlenija Pravitelstva RF 19.11.2008 g. № 863).

4. Hahonova N.N., Bogataja I.N. Audit. - M.: Knorus, 2011.

5. Sheremet A.D. Audit. - M.: Infra - M, 2005.

5 Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532).

6 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.