Научная статья на тему 'Организация аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях – залог безопасности профессиональной деятельности'

Организация аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях – залог безопасности профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях – залог безопасности профессиональной деятельности»

ОРГАНИЗАЦИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ -ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. Сахаров, заведующий испытательной лабораторией ГОУ «КРИРПО»

Одной из самых сложных и трудно решаемых проблем по обеспечению прав человека на охрану жизни и здоровья в процессе учебной и трудовой деятельности является на сегодняшний день организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях.

Задача проведения аттестации - объективно определить на каждом рабочем месте, какие опасные и вредные факторы окружающей среды действуют на здоровье педагогов и обучающихся, к каким последствиям могут привести, как уменьшить или исключить их вредное и опасное воздействие, а где это сделать не представляется возможным на данный момент.

Обследование условий, в которых содержатся рабочие и учебные места, является необходимым начальным этапом мероприятий по обеспечению безопасности участников образовательного процесса. На сегодняшний день лишь в отдельных регионах Российской Федерации аттестации рабочих мест уделяется должное внимание, так что многие образовательные учреждения к этой работе еще не приступали.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда - обязанность работодателя, зафиксированная в ст. 212 ТК РФ.

Среди руководителей образовательных учреждений есть, конечно, те, кто не считает, что лишь системная работа способна поднять уровень безопасности участников образовательного процесса. Но есть и те, кто осознает необходимость аттестации, однако не представляет, с чего нужно начинать. Дело в том, что в большинстве учреждений профессионального образования нет специалистов, компетентных в технических аспектах безопасности, ввиду отсутствия служб охраны труда. В связи с этим руководители, впервые принимающие решение о проведении аттестации рабочих мест, нуждаются в разъяснениях относительно значимости и последова-

тельности ее процедур, а также о ресурсах, необходимых для выполнения всего объема работ.

В соответствии с постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 года № 12 все рабочие места (в том числе и в образовательных учреждениях) нужно аттестовывать один раз в пять лет с оформлением соответствующей документации. Однако за прошедший период с момента выхода этого постановления проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательной системе РФ и Кемеровской области так и не приобрело статус обязательного мероприятия. Сами образовательные учреждения не имеют необходимых приборов для проведения замеров для выявления вредных и опасных производственных факторов и в то же время из-за отсутствия необходимых финансовых средств не могут заключить договор с лицензированным центром (или испытательной лабораторией института) на выполнение этой работы.

С 1 сентября 2011 года введен в действие новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н.

Этим документом государство ужесточает контроль над проведением аттестации рабочих мест по условиям труда - документы по итогам проведенной аттестации работодатель обязан отправить в Государственную инспекцию труда по своей территории. В случае отсутствия таких документов Госинспекция будет наказывать руководителей образовательных учреждений.

Что касается положительного влияния аттестации на условия и безопасность труда, то оно проявляется еще на подготовительном этапе этой работы. В ходе инвентаризации рабочих и учебных мест, когда еще не проводится никаких измерений и экспертиз, обычно удается выявить очевидные нарушения требований к обеспечению безопасности образовательного процесса и оперативно их устранить. Подобным образом, после получения результатов измерений и экспертиз, еще до завершения оформления карты аттестации рабочего места, есть возможность устранить часть выявленных нарушений. Таким образом, при оперативном реагировании на результаты аттестации она сразу дает значительный положительный эффект.

Итак, если руководитель образовательного учреждения принял решение о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, а собственных экспертов и аккредитованной лаборатории нет, существует два варианта организации этой работы:

1) выполнение всего комплекса работ сторонними организациями;

2) совместное выполнение аттестации рабочих мест учреждением и сторонними организациями.

При организации и проведении аттестации рабочих мест по первому варианту специалисты учреждения практически не участвуют в ее проведении. В результате этого будет получена неполная или искаженная информация о существующих условиях труда и обучения. Ошибки возникают даже при самом добросовестном отношении к делу организаций, специализирующихся на проведении аттестации, поскольку их специалисты за короткое время не способны досконально изучить используемые процессы обучения без взаимодействия с теми, кто эти процессы осуществляет. При этом невозможно адекватно оценить полноту проведения аттестации, а также целесообразность проведения предложенных мероприятий по улучшению условий труда и обучения. Исключение здесь, пожалуй, составляют региональные центры безопасности ОУ, созданные в соответствии с решениями Минобрнауки РФ и имеющие большой опыт работы в обеспечении различных аспектов безопасности образовательного процесса.

При организации и проведении аттестации рабочих и учебных мест по второму варианту заинтересованность в результатах и знание особенностей образовательного процесса специалистами образовательного учреждения позволяет экспертам сторонней организации в полной мере реализовать свою компетентность. Этот вариант проведения аттестации не только обеспечивает высокое качество результатов, но также позволяет закончить ее в самые короткие сроки благодаря оперативному решению возникающих вопросов в процессе непосредственного взаимодействия представителей организаций-участников.

Следует добавить, что сторонние организации могут не только выполнять измерения и экспертизы, но также оказывать помощь в инвентаризации рабочих мест, определении перечня вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, составлении перечня оборудования, приспособлений и инструментов и т. п. Для того, чтобы члены комиссии по аттестации рабочих мест и специалисты образовательного

учреждения, принимающие участие в работе, хорошо представляли ее цели и задачи и понимали свои функции, целесообразно организовать для них соответствующее обучение или провести семинар.

Перспектива перехода на новую систему управления профессиональными рисками, отраженная в Концепции реформы системы охраны труда в РФ до 2025 года и обозначенная как программа «Безопасный труд», предусматривает организацию регулярной, проводимой на профессиональной основе аттестации рабочих мест при оценке условий труда и профессиональных рисков.

22 сентября 2008 года лаборатория аттестации рабочих мест получила свидетельство № СПЛ-59 по физическим факторам о состоянии измерений в лаборатории, выданное департаментом труда и занятости населения Кемеровской области сроком на три года. Данное свидетельство даёт право проводить физические измерения рабочих мест в образовательных учреждениях Кемеровской области.

В ноябре 2008 года в нашем институте прошел однодневный семинар для заместителей директора по безопасности жизнедеятельности (БЖ) учреждений профессионального образования Кемеровской области, на котором рассматривались вопросы подготовки и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Подобные семинары лаборатория проводит два раза в год. Также в феврале 2012 года был проведен вебинар с учреждениями начального и среднего профессионального образования.

Испытательная лаборатория ГОУ «КРИРПО» провела инструментальную оценку по аттестации рабочих мест в следующих учреждениях:

2008 г.

ГОУ НПО ПЛ № 49 - 18 рабочих мест (РМ).

Итого: 18 РМ.

2009 г.

29 апреля 2009 года лаборатория аттестации рабочих мест прошла аккредитацию на Федеральном уровне в центральном органе системы сертификации работ по охране труда в организациях и получила аттестат аккредитации № 0833 от 04 мая 2009 года сроком на пять лет. С этого момента лаборатория аттестации рабочих мест была переименована в испытательную лабораторию согласно выданному аттестату аккредитации и имеет право проводить оценку по условиям труда в любых организациях.

Испытательная лаборатория ГОУ «КРИРПО» провела инструментальную оценку по аттестации рабочих мест в следующих учреждениях:

1. ГОУ НПО ПЛ № 25 - 8 РМ.

2. ГОУ НПО ПУ № 78 - 3 РМ.

3. ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический колледж» - 36 РМ.

4. ГОУ СПО КПТК - 95 РМ.

5. ГОУ НПО ПУ № 17 - 52 РМ.

6. Профессиональный колледж г. Новокузнецк - 54 РМ.

7. ГОУ НПО ПУ № 22 - 29 РМ.

8. ГОУ СПО ЮТК - 21 РМ.

9. КузТАГиС - 30 РМ. Итого: 328 РМ.

2010 г.

1. ГОУ НПО ПУ № 62 - 25 РМ.

2. ГОУ НПО ПУ № 5 - 111 РМ.

3. ГОУ СПО «Новокузнецкий экономико-отраслевой колледж» - 90 РМ.

4. ГОУ НПО ПУ 54 - 14 РМ.

5. ГОУ НПО ПУ № 16 - 65 РМ.

6. ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»- 43 РМ.

7. ГОУ НПО ПУ № 77- 84 РМ.

8. ГОУ СПО ЮТК- 67 РМ.

9. ГОУ СПО «Кооперативный техникум» - 13 РМ.

10. ФГОУ СПО Прокопьевский промышленно-экономический техникум - 75 РМ.

11. ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» - 16 РМ.

12. ГОУ НПО ПУ № 47 им Е. Жилина - 46 РМ.

13. ГОУ НПО ПУ № 32 - 44 РМ.

14. ГОУ НПО ПЛ № 79 - 74 РМ. Испытательная лаборатория провела аттестацию рабочих мест в ГОУ «КРИРПО» на 53 рабочих местах.

Итого: 820 РМ.

Итого по годам: 1166 рабочих мест.

На данный момент ведётся работа по подготовке дальнейшей аккредитации в Федеральном агентстве по аккредитации.

НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОУ «КРИРПО»

С. А. Дочкин, докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО»*

Научно-аналитический центр как структурное подразделение института создан в 2006 году с целью научно-методического и проектно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в региональной системе профессионального образования и осуществляет свою деятельность совместно с другими подразделениями института.

За рассматриваемый период в соответствии с Положением и Концепцией центром решались задачи по анализу состояния и тенденций развития региональной системы профессионального образования; изучению и обобщению российского и зарубежного опыта управления развитием образовательных систем; участию в разработке, научно-методическом сопровождении и осуществлении мониторинга реализации регио-

* До сентября 2012 года - начальник научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО»

нальных целевых программ развития образования, иных региональных целевых программ в части профессионального образования; совершенствованию методологии разработки инновационных образовательных программ в области профессионального образования, содействию её внедрения в образовательную практику; оказанию научно-методической и консультационной помощи подразделениям и базовым образовательным учреждениям института по различным вопросам.

К наиболее значимым результатам работы центра следует отнести:

- организацию плановой деятельности по разработке электронных продуктов учебного назначения и электронных учебно-методических комплексов, в которую включились сотрудники других подразделений института. В настоящее время из 36 разработанных электронных продуктов учебного назначения 15 разработано сотрудниками центра, что составляет 42 %.

- Федеральный проект Ф-176 «Разработка и апробация в пилотных регионах новой классификации программ профессиональной подготовки», реализуемый в рамках мероприятия 5 «Введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) ПО и соответствующих государственных образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.