Научная статья на тему 'Организация активной познавательной деятельности студентов'

Организация активной познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВНИМАНИЕ / ЗНАНИЕ / УМЕНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ПРАВО / EDUCATION / ATTENTION / KNOWLEDGE / SKILL / PROFESSION / LAW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Олеся Александровна

В данной работе рассмотрены актуальные подходы обучения студентов праву в современных условиях. Проанализированы характерные особенности преподавания в высших учебных заведениях. Выявлена необходимость усовершенствования образовательного процесса, обоснована эффективность использования нестандартных методов обучения. На основе проведенного исследования автором обосновано мнение о необходимости признания практического опыта преподавателя, не забывающего повышать квалификацию в области своей деятельности и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Active Cognitive Activity of Students

In this paper we consider the current approaches to teaching students law in modern conditions. The characteristic features of teaching in higher educational institutions are analyzed. The need to improve the educational process is revealed, the effectiveness of the use of non-standard teaching methods is substantiated. On the basis of the research conducted the author proves the opinion of the need to recognize the practical experience of the teacher who remembers to improve their skills in the field of their profession, as well as in pedagogy.

Текст научной работы на тему «Организация активной познавательной деятельности студентов»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 372.834 ББК 74.48

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ORGANIZATION OF ACTIVE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Попова Олеся Александровна

Старший преподаватель кафедры «Отраслевая экономика и управление» ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной работе рассмотрены актуальные подходы обучения студентов праву в современных условиях. Проанализированы характерные особенности преподавания в высших учебных заведениях. Выявлена необходимость усовершенствования образовательного процесса, обоснована эффективность использования нестандартных методов обучения. На основе проведенного исследования автором обосновано мнение о необходимости признания практического опыта преподавателя, не забывающего повышать квалификацию в области своей деятельности и педагогики.

Ключевые слова: образование, внимание, знание, умение, профессия, право.

Popova Olesya A.

Senior lecturer at the Department of Sectoral Economy and Management, Yakut State Agricultural Academy E-mail: [email protected]

Abstract. In this paper we consider the current approaches to teaching students law in modern conditions. The characteristic features of teaching in higher educational institutions are analyzed. The need to improve the educational process is revealed, the effectiveness of the use of non-standard teaching methods is substantiated. On the basis of the research conducted the author proves the opinion of the need to recognize the practical experience of the teacher who remembers to improve their skills in the field of their profession, as well as in pedagogy.

Keywords: education, attention, knowledge, skill, profession, law.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, главной целью образования является развитие личности обучающихся, современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения, формулировки федерального государственного образовательного стандарта указывают на реальные виды деятельности [1].

С проблемой удержания внимания на занятиях в практическом плане приходится сталкиваться постоянно. Большинство студентов не умеют сосредотачиваться на воспринимаемой информации, очень быстро теряют интерес и самоустраняются. От внимания зависит наблюдательность студента, умение выявлять в предметах и явлениях не значимые, но существенные признаки.

Успешным показателем устойчивости внимания студентов на занятиях является высокая степень концентрации, заинтересованность в течение относительно длительного времени. Во время практических занятий по праву внимание удержать легче, вызывая интерес к выполнению определенных репродуктивных задач и ситуаций, вовлекая в процесс их решения.

Тяжелее сконцентрировать внимание студента на лекционных занятиях, где есть конечная цель, которая не всегда может быть интересна студенту, но необходима лектору, у которого есть технологическая карта занятия, переполненная нужной информацией и ограниченная учебным планом. Порой монотонный голос с трибуны, моросящий дождь или, наоборот, безоблачная погода за окном, возможно, предстоящий поход в кино может отвлечь студента от происходящего вокруг него и увлечь далеко за пределы аудитории, и еще наверняка эта лекция не первая и не последняя за день. И здесь возникает проблема концентрации внимания студента. Помимо общеизвестных есть и новые, современные проблемы.

Так, в частности, современные смартфоны поменяли социальное взаимодействие студентов. Лет 15-20 тому назад использование интерактивных методов на лекционных и практических занятиях по праву (в частности, мультимедийное сопровождение, интерактивная доска, слайды) вызывали у студентов бурю положительных эмоций и студенты «живо» вовлекались в учебный процесс. Сейчас же студенты, «избалованные» ютубом, не воспринимают простые черно-белые записи.

Выход из этой ситуации заключается в максимальном приближении интерактивной формы к современным требованиям студентов. В частности, это яркие актуальные картинки, известные личности, герои мемов, последние хайп-проекты. Например, по учебной дисциплине «Правоведение» по теме оплаты труда на слайдах Гомер Симпсон всегда на себя обращает внимание студентов. Или использование черного ящика, содержимое которого неизвестно студентам, и им предстоит разгадать, что в нем находится. А в нем в зависимости от темы может быть ответ на любой вопрос. Например, по указанной теме, такой как историко-правовой анализ появления термина «заработная плата», можно положить солонку с солью (первая зарплата в мире была выплачена слугам за преданность солью где-то между X и VI тысячелетием до н. э., соль тогда была на вес золота, производство контролировалось государством. Английское salary 'жалованье', 'зарплата' - латинского происхождения и имеет корень sal 'соль') [2]. Студенты активно принимают участие в подобных мероприятиях, зрительная память фиксирует происходящее на занятии, и

они лучше усваивают материал, что подтверждает последующий успешный остаточный контроль знаний.

Вторая проблема вытекает из первой и заключается в том, что студенты не стремятся запоминать полученную в ходе лекции информацию, и рефлексия почти сводится к нулю. Они знают, что всегда под рукой телефон и смогут в любое время найти нужную информацию в просторах Интернета. Для того чтобы выйти из этого положения, студентам можно предложить нестандартные ситуации, так, например, по теме «Дискриминация в сфере труда» найти на сайте ykt.ru рубрики, где могут содержаться объявления с признаками дискриминации.

Очень активно студенты работают с русскими народными сказками, современными полнометражными мультфильмами (часто выбирают Шрека), чтобы проанализировать поведение героев и найти нарушения их прав и свобод. В частности, маму Красной Шапочки можно лишить свободы по ст. 125 УК РФ [3] за то, что отправила ребенка в лес одну, а волка отправить на исправительные работы (ст.137 УК РФ) за проникновение в жилище бабушки и привлечь к уголовной ответственности за мошенничество (ст.159 УК РФ). Только по одной сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино» можно снять фильм ужасов с элементами детектива.

Для чего это необходимо? Мы таким образом побуждаем студента к мыслительному процессу, заставляем думать, искать и находить информацию, и студент, сам того не замечая, запоминает и закрепляет информацию, когда раскладывает занимательный материал по полочкам. Преимущество такого подхода еще заключается в том, что ни в каком Интернете он не найдет готовую статью о воре волке, мошеннице лисе, беглеце колобке. Порой времени, заложенного на выполнение такого задания планом-схемой занятия, не хватает студенту, и он просит задание домой, что показывает его увлеченность процессом.

Кроме того, студенты с неподдельным интересом анализируют окружающую их среду, обмениваются мнением. В частности, с удивлением узнают, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации, согласно действующей потребительской корзине России, для нормального существования может себе позволить 1 раз в 2 дня съедать одно яйцо и имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр [4].

Третий момент - это практическая подготовка преподавателя. Новый профессиональный стандарт требует от преподавателя наличия практического опыта, что считаем безусловно правильным подходом. Только настоящий профессионал своего дела сможет передать полную и истинную информацию об осваиваемой компетенции, учесть и научить правильно применять знания на практике. Ведь неспроста говорят, что теория и практика - на деле это не одно и то же.

Общаясь со студентами, как практикующий юрист, понимаю, что практический профессиональный опыт при изложении той или иной темы дополняет занятия, насыщает жизненной информацией. А преподавательская деятельность в свою очередь побуждает находить и искать нестандартные дела, решать непростые ситуации. На личном профессиональном опыте можно подсказать: как правильно действовать, какой перспективный путь выбрать и как предостеречь от совершения ошибок.

Мы должны ценить преподавателей с практическим опытом работы, которые не забывают повышать квалификацию в области своей деятельности и педагогической науки. Ведь может быть, с одной стороны, классный специалист, а с другой - никчемный преподаватель. И такой педагог может отбить желание студента учиться и работать в дальнейшем по выбранной специальности. Будучи студентами, мы любили предмет в зависимости от мастерства преподавателя, с удовольствием ждали новых тем от интересных ораторов. Мы должны привить любовь к профессии, находить непростые пути решения поставленных задач. Умение уяснить и умение разъяснить - это сложная и кропотливая работа. И здесь особую роль приобретает творческий подход в работе преподавателя.

Сегодня студенты отличаются широтой обученности, знанием своих прав, свободой выбора. Не должно быть места авторитарности и скуке, нужно идти в ногу со временем, изживать одномерность мышления.

Современный преподаватель-педагог обязан быть профессионально компетентным, эрудированным, прекрасно знающим основы психологии и педагогики, историю и культуру государства и имеющим четкое представление о целях, задачах и конечном результате своего труда [5].

Список литературы

1. Вальтер И. О. Современный урок в свете требований ФГОС. - URL: https:// nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/02/12/ sovremennyy-urok-v-svete-trebovaniy (дата обращения: 13.07.2018).

2. Зарплата в истории Homo sapiens. - URL: http://expert.ru/russian_reporter/2008/ 20/zarplata_v_istorii/ (дата обращения: 13.07.2018).

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с посл. изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

4. Потребительская корзина на 2016-2021 год // Информационный портал РФ. -URL: https://infoportalru.ru/potrebitelskaya-korzina-na-2016-god.html (дата обращения: 13.07.2018).

5. Современный учитель. Каким он должен быть. - URL: https://infourok.ru/ doklad-sovremenniy-uchitel-kakim-on-dolzhen-bit-779108.html (дата обращения: 13.07.2018).

6. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Перспективы развития системы высшего образования в России // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7, № 3. -URL: https://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (дата обращения: 13.07.2018).

7. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Концепция развития системы высшего образования в России // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4, № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf (дата обращения: 13.07.2018).

8. Богуславский М. В., Куликова С. В., Романов А. А. Формирование и деятельность учителя: исторический опыт передачи образованности и культуры // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 3. - С. 15-27.

References

1. Valter I. O. Sovremennyy urok v svete trebovaniy FGOS. Available at: https://nsportal. ru/shkola / materialy-meto dicheskikh-obedinenii / library/2016/02/12/sovremennyy-urok-v-svete-trebovaniy/ (accessed: 13.07.2018).

2. Zarplata v istorii Homo sapiens. Available at: http://expert.ru/russian_reporter/2008/20/ zarplata_v_istorii/ (accessed: 13.07.2018).

3. Ugolovnyy kodeks RF ot 13 Jun. 1996 No. 63-FZ (s posl. izmeneniyami i dopolneniyami). In: Sobr. zakonodatelstva RF. 1996, No. 25, Art. 2954.

4. Potrebitelskaya korzina na 2016-2021 god. Informatsionnyy portal RF. Available at: https:// infoportalru.ru/potrebitelskaya-korzina-na-2016-god.html (accessed: 13.07.2019).

5. Sovremennyy uchitel. Kakim on dolzhen byt. Available at: https://infourok.ru/doklad-sovre-menniy-uchitel-kakim-on-dolzhen-bit-779108.html (accessed: 13.07.2018).

6. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Perspektivy razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii. Internet-zhurnal "Naukovedenie". 2015, Vol. 7, No. 3. Available at: https://naukovede-nie.ru/PDF/111PVN315.pdf (accessed: 13.07.2018).

7. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Kontseptsiya razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii. Internet-zhurnal "Mirnauki". 2016, Vol. 4, No. 5. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/07PDMN516.pdf (accessed: 13.07.2018).

8. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V., Romanov A. A. Formirovanie i deyatelnost uchitelya: istoricheskiy opyt peredachi obrazovannosti i kultury. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2016, No. 3, pp. 15-27.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 1

Статья поступила в редакцию 08.08.2018 The article was received on 08.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.