УДК 378 ББК 74.48
технология дизаин-мышления как средство психолого-педагогического сопровождения
учебной практики студентов,
обучающихся по направлению «педагогическое образование»
DESIGN-THINKING TECHNOLOGY AS A MEANS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT DURING THE INTERNSHIP OF STUDENTS MAJORING IN "PEDAGOGICAL EDUCATION'
Галой Наталья Юрьевна
Доцент Кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Горбенко Ирина Александровна
Доцент Кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации и содержания учебной практики студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Характеризуется технология дизайн-мышления как средство
Galoy Natalia Yu.
Assistant Professor at the Department of Psychology, the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education E-mail: [email protected]
Gorbenko Irina A.
Assistant Professor at the Department of Psychology, the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Abstract. This article gives an overview of basic principles of students' organization of internship and its content for those of them who major in "Pedagogical education". The design-thinking technology as a means of psychological and
психолого-педагогического сопровождении студентов в процессе учебной практики. Раскрывается возможность формирования профессиональных компетенций у будущих учителей с помощью технологии дизайн-мышления.
pedagogical support for students during their internship is considered. The advantages of this technology are described as it can contribute to developing necessary professional competence for a future career of a teacher.
Ключевые слова: учебная практика, психолого-педагогическое сопровождение учебной практики, технология дизайн-мышления.
Keywords: internship, psychological and pedagogical support during the internship, the design thinking technology.
Современная система образования в России в последние годы характеризуется существенными преобразованиями на всех ступенях: от дошкольной системы до высших учебных заведений. Активно разрабатываются новые поколения стандартов, особое внимание уделяется технологической составляющей образования, вектор которой направлен в сторону индивидуализации учебного процесса, а также формированию у обучающихся умения учиться, как важнейшей компетентности человека будущего [1; 2].
В контексте реформ высшего педагогического образования особая роль отводится вопросам организации и содержания педагогической практики студентов. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения плюс студент-практикант должен быть не только компетентным в своей области науки, но и готовым к решению большого спектра профессиональных задач, быть заинтересованным в профессиональном росте и развитии, способным к творчеству и исследовательской деятельности, убежденным в необходимости духовного совершенствования и выбора высоконравственных идеалов [3].
В Открытом университете Великобритании каждый год выпускается доклад об инновациях в педагогике. В 2017 г. британские эксперты выделили 10 уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире [4]. Одним из таких нововведений является технология дизайн-мышления, которая, с нашей точки зрения, представляет собой эффективное средство психолого-педагогического сопровождения студентов во время их учебной практики в школе на 1-Ш курсах.
Технология дизайн-мышления, или проектного мышления, представляет собой модель совместной командной деятельности. Она позволяет наиболее эффективно и продуктивно разрабатывать новые идеи и находить уникальные решения. Команда делает возможным реализацию проектов, которые не под силу одному человеку, ведь коллективный разум всегда сможет найти более рациональное решение, чем один-единственный человек. Главным фактором для воплощения перечисленных преимуществ является наличие в коллективе сплоченной и дружественной атмосферы.
В 1969 г. Герберт Саймон в своей книге «Науки об искусственном» определил дизайн как процесс преобразования существующих условий в желаемые. По мнению автора, процесс дизайн-мышления всегда ориентирован на создание лучшего будущего, а также на поиск новых
способов решения комплексных проблем в самых разных областях [5]. Об этом также пишет Тим Браун: «Если вы управляете отелем, дизайн-мышление может помочь вам переосмыслить саму суть гостиничного бизнеса. Если вы работаете в благотворительной организации, дизайн-мышление может помочь вам осознать потребности людей, которым вы хотите служить. Если вы инвестор, дизайн-мышление может помочь вам узнать будущее» [6, с. 10].
Практика распространения дизайн-мышления быстро нашла свое применение в экономической среде: в разработке и внедрении бизнес-моделей, в организации проектной деятельности. Уже в 1980-х гг. идея дизайн-мышления была подхвачена командой IDEO, а именно ее основателем Дэвидом Келли, который, будучи профессором Стэнфордско-го университета, адаптировал теоретическую модель дизайн-мышления для прикладной работы креативных бизнес-команд. Его разработки используются в таких известных брендах, как General Electric, Proctor & Gamble и Harley Davidson, а специалисты по дизайн-мышлению занимают в них управленческие должности [7].
В книге «Креативная уверенность» Дэвид Келли отмечает, что технология дизайн-мышления опирается на естественную человеческую способность быть интуитивным, находить закономерности и придумывать идеи, которые не только эмоционально привлекательны, но и функциональны [8]. Таким образом главной особенностью дизайн-мышления является не критический анализ, а творческий процесс, в котором самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы. В связи с этим технологию дизайн-мышления в отечественной и зарубежной науке рассматривают в качестве эффективного средства развития рефлексии и умения мыслить нешаблонно.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие параметры технологии дизайн-мышления:
• творческий подход;
• командная работа;
• ориентация на людей;
• любопытство и оптимизм [4].
Перечисленные характеристики делают возможным применение данной технологии в практической профессиональной деятельности педагога высшего учебного заведения в целом и при организации учебной практики в школе в частности.
Использование дизайн-мышления в качестве средства психолого-педагогического сопровождения учебной практики студентов, во-первых, позволяет создавать социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого студента в образовательной среде, а именно обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся и помогает выстраивать индивидуальную траекторию их учебной деятельности; а во-вторых, способствует формированию у них таких необходимых профессиональных компетенций, как:
• способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
• способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
• готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
• способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);
• способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
• готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
• способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) и др.
Герберт Саймон выделил следующие этапы в дизайн-мышлении:
1. Определение проблемы.
2. Исследование.
3. Формирование идей.
4. Прототипирование.
5. Выбор лучшего решения.
6. Внедрение решения.
7. Оценка результатов [5].
Каждый из перечисленных этапов относится к дивергентной или конвергентной фазе мышления. Дивергенция - это расширение угла зрения, объединение всех находок и идей. Конвергенция - сужение фокуса и выбор приоритетной идеи, которую впоследствии проверяют и дорабатывают на следующих итерациях. При этом необходимо помнить, что дизайн-мышление - это четко определенный процесс. Вместе с тем можно выполнять только часть его цикла, а можно при необходимости неоднократно возвращаться к его середине или начал .
Взяв за основу положения, сформулированные Саймоном, мы разработали программу психолого-педагогического сопровождения учебной практики студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», с помощью технологии дизайн-мышления. Результаты данной работы представлены в таблице.
Примерные темы групповых проектных заданий, которые использовались нами при организации и проведения учебной практики в начальной школе: «Юный мыслитель - как учителю развивать мышление младшего школьника», «Эрудит - как помочь ребенку осознать свое место в окружающем мире», «Счастливое ученичество - как научить младшего школьника учиться», «Собеседник - как учителю обеспечить гармоничное межличностное общение ребенка», «Если с другом вышел в путь - как научить младших школьников дружить», «Преодоление - как у младшего школьника формировать волю и соподчинение мотивов».
Таким образом, организация психолого-педагогического сопровождения учебной практики студентов, в основу которой положена технология дизайн-мышления, позволяет преподавателю не только организовывать творческий процесс командной
Таблица
Программа психолого-педагогического сопровождения учебной практики бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с помощью технологии дизайн-мышления
Этапы технологии
дизайн-мышления
Содержание этапов технологии
дизайн-мышления по Г. Саймону
Название этапов практики у бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и их цели
Программа психолого-педагогического сопровождения
Определение проблемы
Если неверно определить, в чем проблема, то и решение, к которому вы придете в процессе, будет решением не той проблемы, которую нужно решить. После того, как вы определили проблему, вам нужно также определить, кто является вашим конечным пользователем (чью проблему вы решаете?) и какого результата вы хотите достичь (что является успешным результатом проекта?)
Квазипрактика. Проводится с целью содействия осознанию студентами индивидуальных потребностей практического знакомства с конкретной возрастной группой детей, освоения первичных умений и навыков педагогического взаимодействия с ними
Проблемная беседа «Что меня тревожит в преддверии практики в данном возрасте и как я могу решить эту проблему». Техника мозгового штурма «Почему для меня важна практика в данной возрастной группе детей?». Знакомство с картами наблюдения, обсуждение особенностей ведения включенного наблюдения. Тренинг (отработка навыков проведения диагностических игр (упражнений) с детьми конкретного возраста)
Исследова-
Начинается с обзора истории проблемы: сталкивался ли кто-то с этой проблемой до вас? Как эту проблему пытались решить? Были ли решения успешными или нет? Почему? Обзор истории помогает избежать изобретения велосипеда и тех ошибок, которые уже были совершены до вас. На этом этапе важно взаимодействие с вашими конечными пользователями - вы можете поговорить с ними и услышать их мнение о проблеме и идеи о том, как эту проблему можно решить (эти идеи пригодятся вам в дальнейшем). Иногда наиболее эффективным способом узнать что-то о проблеме будет наблюдение - может оказаться, что в реальности ваши пользователи ведут себя не совсем так, как они рассказали вам
Установочная конференция.
Проводится с целью формирования у студентов понимания конечного результата прохождения практики (этапа практики в конкретной возрастной группе).
Четко формулируется ряд психолого-педагогических проблем конкретного возраста, которые являются темами групповых проектных работ. (Защита проектной работы является итогом прохождения учебной практики)
Объединение студентов в творческие группы и распределение тем проектных работ.
Обсуждение комплекса заданий (карты наблюдения) по исследованию особенностей личностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер детей конкретной возрастной группы как основы накопления материала для выполнения проекта. Обсуждение возможных трудностей организационного и содержательного характера, способов их преодоления. Демонстрация практикантам успешного опыта преодоления трудностей в ходе прохождения практики и выполнения проектных работ
Продолжение таблицы
Формирование идей На данном этапе происходит сбор всей имеющейся информации, помогающей понять потребности обследуемых. Затем методом мозгового штурма обозначают все возможные идеи, помогающие решить проблему. В этот момент важна командная работа. Продолжайте придумывать и старайтесь рассмотреть проблему с разных точек зрения, это поможет вам прийти порой к самым неожиданным, интересным и в то же время конструктивным идеям. Во время мозгового штурма не критикуйте идеи, даже те, которые могут показаться странными, иначе вы не придумаете ничего кардинально нового Посещение образовательного учреждения с целью сбора информации, которая поможет найти способ решения проблемы проекта Выполнение заданий по практике (проведение бесед, игр, упражнений и др.) и заполнение карт наблюдения. Формирование базы для анализа результатов наблюдений (обследований). Обсуждение полученных результатов наблюдения за детьми. Мозговой штурм по решению проблемы, поставленной в теме проекта
Прототипи-рование Теперь, когда обозначены все возможные идеи по решению проблемы, можно их объединять, улучшать, выбирать из них лучшие. На этом этапе важно получить обратную связь: покажите ваши итоговые решения разным людям. Используйте обратную связь с ними в целях улучшения вашего продукта Практические занятия. Цель - определение способа решения проблемы проекта Систематизация результатов наблюдений за детьми в соответствии с проблемой, поставленной в проектном задании. Выбор стратегии решения проблемы проекта. Определение эффективного способа решения проблемы проекта. Разработка плана и содержания проекта
Выбор лучшего решения На этом этапе нужно выбрать одно, лучшее решение из всех разработанных ранее. Эмоции или авторство идей не должны влиять на ваш выбор. Учитывайте то, что самое практичное и очевидное решение не всегда оказывается самым правильным и подходящим
Внедрение решения На этом этапе вам предстоит создание и внедрение вашего работающего продукта или решения. Определите ресурсы, распределите задачи, выполните их и представьте продукт конечным пользователям Защита итоговых групповых проектных работ. Цель - получить обратную связь от экспертной аудитории об эффективности найденного способа решения проблемы проекта Выбор формы представления результатов проекта и его оформление. Распределение ролей на защите проектного задания. Предзащита. Защита проектных работ. Определение перспективы дальнейшего исследования проблемы, поставленной в теме проектного задания
Окончание таблицы
Оценка результатов
На данном этапе важно оценить результаты внедрения продукта, наметить пути его доработки или изменения. Стремитесь получать обратную связь от пользователей вашего продукта
Данный этап реализуется в процессе педагогической практики на старших курсах обучения, а также в процессе выполнения исследований в рамках курсовых проектов и выпускных квалификационных работ. Цель - апробация способа решения проблемы проекта в практической и исследовательской деятельности
Внедрение способа решения проблемы проекта в учебный процесс. Анализ и оценка результатов практической и исследовательской деятельности. Коррекция способа решения проблемы проекта
междисциплинарной работы, но и раскрыть личностный потенциал каждого студента. Кроме того, подобное сопровождение помогает будущим специалистам создавать инновационный продукт уже на этапе получения первичных профессиональных умений и навыков, увидеть и осознать психологические особенности, скрытые потребности и интересы учащихся, а также формирует у студентов умение работать в ситуации неопределенности. Ориентируясь на представленные нами результаты, считаем актуальным дальнейшее исследование возможностей технологии дизайн-мышления как средства психолого-педагогического сопровождения не только учебной, но и педагогической (на старших курсах) практики студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
&исок литературы
1. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Концепция развития системы Высшего образования в России // Мир науки. - 2016. - Т. 4, № 5. - URL: http://mir-nauki.com/ PDF/07PDMN516.pdf (дата обращения: 21.10.2017).
2. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Перспективы развития системы Высшего образования в России // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7, № 3(28).
- URL: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (дата обращения: 21.10.2017). DOI: http://dx.doi.org/10.15862/111PVN315.
3. Зиганшина С. Ф., Зиганшин Ф. Н. Значение учебно-педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего учителя // Инновационная наука. - 2015. - № 10. - С. 106-107.
4. Поляевская А. Инновации в образовании. - 2016. - URL: http://nitforyou.com/ innovacii-v-obrazovanii-2016/ (дата обращения: 26.06.2018).
5. Саймон Г. А. Науки об искусственном / пер. с англ. Э. Л. Наппельбаума. - 2-е изд.
- М.: Едиториал УРСС, 2004. - 146 с.
6. Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 260 с.
7. Шилехина М. С. Дизайн-мышление как современный подход для создания инновационных продуктов // Вектор науки ТГу. - 2013. - № 4. - С. 181-183.
8. Келли Т., Келли Д. Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы / пер. с англ. Т. Землянской. - М.: Азбука-Аттикус, 2015. - 288 с.
References
1. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Kontseptsiya razvitiya sistemy Vysshego obra-zovaniya v Rossii. Mir nauki. 2016, Vol. 4, No. 5. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/07PDMN516.pdf (accessed: 21.10.2017).
2. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Perspektivy razvitiya sistemy Vysshego obra-zovaniya v Rossii. Internet-zhurnal "Naukovedenie". 2015, Vol. 7, No. 3 (28). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (accessed: 21.10.2017). DOI: http:// dx.doi.org/10.15862/111PVN315.
3. Ziganshina S. F., Ziganshin F. N. Znachenie uchebno-pedagogicheskoy praktiki v formirovanii professionalnoy kompetentnosti budushchego uchitelya. Innovatsion-naya nauka. 2015, No. 10, pp. 106-107.
4. Polyaevskaya A. Innovatsii v obrazovanii. 2016. Available at: http://nitforyou.com/ innovacii-v-obrazovanii-2016/ (accessed: 26.06.2018).
5. Simon H. A. Nauki ob iskusstvennom. Transl. E. L. Nappelbaum. Moscow: Editorial URSS, 2004. 146 p. (in Russian)
6. Brown T. Dizayn-myshlenie v biznese. Ot razrabotki novykh produktov do proektirovaniya biznes-modeley. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2012. 260 p. (in Russian)
7. Shilekhina M. S. Dizayn-myshlenie kak sovremennyy podkhod dlya sozdaniya in-novatsionnykh produktov. Vektor nauki TGU. 2013, No. 4, pp. 181-183.
8. Kelley T., Kelley D. Kreativnaya uverennost. Kak vysvobodit i realizovat svoi tvorcheskie sily. Transl. T. Zemlyanskaya. Moscow: Azbuka-Attikus, 2015. 288 p. (in Russian)
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 6