ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 338.242.2
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
INSTITUTIONAL MECHANISMS OF TECHNOLOGICAL MODERNIZATION
OF SMALL FARMS
Р.Н. Муртазаева, доктор сельскохозяйственных наук, профессор С.Е. Алифанова, кандидат экономических наук
R.N. Murtazayeva, S.E. Alifanova
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agricultural University
Рассмотрено развитие крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, а также личных подсобных хозяйств, объем производства которых составляет более 60 процентов валовой продукции сельского хозяйства Волгоградской области и установлено, что экономическая и финансовая устойчивость их в настоящее время невозможны без адекватных элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих благоприятные условия их деятельности. В то же время мировой опыт показывает, что деятельность зависит от эффективного использования техники, в условиях недостатка финансовых средств и возможна только через объединение их ресурсов, кооперации усилий и сотрудничества. А также во многих развитых странах широко используется добровольное объединение фермеров с целью совместного использования техники, что позволяет им оптимизировать затраты на современное техническое оборудование и технологии, в целях соответствия рациональной системе аграрного производства. Проанализирован организационный механизм технологической модернизации мелкотоварного производства в сельском хозяйстве. Проведен анализ зарубежного опыта поддержки развития и обоснована возможность стимулирования активности малого бизнеса аграрного сектора. Разработано формирование фермерского технопарка с организационно-правовой формой в виде простого товарищества. Предложена новая форма предпринимательской деятельности -семейный микробизнес с правовым закреплением и поэтапным стимулированием.
We consider the development of peasant farms, individual entrepreneurs and private farms, the volume of which is more than 60 per cent of the gross agricultural output of the Volgograd region and found that the economic and financial stability of their currently is impossible without adequate elements of market infrastructure, providing favorable conditions of their work. At the same time, international experience shows that the activity is dependent on the effective use of technology in the conditions of a lack of funds and is only possible through combining their resources, cooperation and collaboration efforts. And as in many developed countries it is widely used voluntary association of farmers with a view to sharing technology that allows them to optimize the cost of modern technical equipment and technologies, in order to comply with a rational system of agricultural production. It analyzes the institutional mechanism for technological modernization of small-scale production in agriculture. The analysis of foreign experience and development support proved the possibility to stimulate the activity of small businesses of the agricultural sector. Developed by the formation of farmers' technology park with the legal form of a simple partnership. A new form of entrepreneurial activity as a family microbusiness with legal consolidation and gradual stimulation is observed.
Ключевые слова: технологическая модернизация, организационный механизм, простое товарищество, фермерский технопарк, семейный микробизнес, кооперирование техники, государственная поддержка.
Key words: technological modernization, organizational mechanism, a simple partnership, farm technology park, family microbusiness, technology co-operation, government support.
Введение. Развитие малых форм хозяйствования является важнейшим условием обеспечения устойчивости сельского развития Волгоградской области. Малые формы хозяйствования обеспечивают работой основную часть занятого в сельском хозяйстве населения. В то же время не достаточный уровень технической оснащенности и технологическая отсталость являются основными причинами низких темпов развития аграрного сектора экономики, медленного вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозугодий.
Структура сельского хозяйство региона по состоянию на 01 января 2016 г., кроме сельскохозяйственных организаций, представлена 4,8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 240,6 тыс. личных подсобных хозяйств, 124 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Они обладают большим объемом производственных мощностей, а именно только посевные площади сельскохозяйственных культур в К(Ф)Х и ЛПХ составляют 1098 тыс. га, 65,3 % из которых занято зерновыми и зернобобовыми культурами, 17,7 % - масличными культурами, остальная площадь посевы овощных, бахчевых, кормовых культур и картофеля. Малыми формами хозяйствования обеспечивается содержание более 80 процентов общей численности скота, в том числе 86,2 % крупного рогатого скота, 41,4 % свиней, 86,7 % овец и коз. В совокупности ими производится около 50 % мяса, 92,0 % молока, 48,5 % яиц и 87 % шерсти.
В этой связи, Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2017-2020 гг. поставлены задачи стимулирования перехода ЛПХ в ИП и К(Ф)Х, увеличение объемов приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями новой энергонасыщенной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники.
Машинно-технологический комплекс, являясь важнейшей производственной системой, регулирует объемы, качество и экономические характеристики конечной сельскохозяйственной продукции, внедрение высокоэффективных ресурсосберегающих технологий.
Современные экономические, а также участившиеся неблагоприятные погодные условия негативно отразились на финансовом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и инвестиционном климате в агропромышленном комплексе.
Однако темпы роста отрасли недостаточны для роста и развития аграрного сектора экономики активного инвестирования, регулирования ценообразования на материальные ресурсы и др. и негативные тенденции в этом направлении остановить не удалось. Ежегодно хозяйства, к сожалению, списывают около 5 % устаревших и изношенной сельскохозяйственной техники и оборудования, взамен приобретая новую энергонасыщенную высокопроизводительную технику. Доля тракторов и комбайнов со сроком эксплуатации менее 10 лет по региону составляет более 70 %. На этом фоне, при массовом дефиците техники в сельском хозяйстве, её интенсивном старении как физическом, так и моральном, снижении показателей надежности внедрение разнообразных видов технологической модернизации сельскохозяйственных товаропроизводителей на современном этапе приобретает особую актуальность.
В настоящее время существует необходимость в принятии мер по поддержке всех хозяйствующих субъектов как уже действующих, так и вновь возникающих на территории региона.
Материалы и методы. Теоретической и методологической базой научной работы явились фундаментальные положения общей теории модернизации, научные труды современных отечественных и зарубежных ученых в сфере сельского хозяйства, нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов законодательной и испол-
нительной власти. В процессе исследования авторами были применены экономико-статистические и аналитические методы исследования.
По предварительным итогам сельхозпереписи 2016 г., на сегодня в 33 сельскохозяйственных районах Волгоградской области действует более 5 тыс. КФХ и ИП, с посевной площадью 1476,8 тыс. га и 280,0 тыс. ЛПХ, за которыми закреплено 56,2 тыс. га пахотных земель [9, 6]. Ряд фермеров в некоторых районах арендуют не занятую под посевами землю в коллективных хозяйствах вовлекая дополнительные площади сельхозугодий под производство продукции.
Значение малых форм хозяйствования в современной аграрной экономике трудно переоценить, учитывая их огромное количество и роль ядра экономики, а также оценивая тот вклад, который они вносят в долю национального продукта (ВНП) и занятости населения [10]. По Волгоградской области, согласно статистическим данным за 2015 г., около 46 % сельскохозяйственной продукции производятся хозяйствами населения (ЛПХ), 15,8 % крестьянско-фермерскими хозяйствами (КФХ), а остальная часть (около 38,4 % от общего числа произведенной продукции) приходится на сельскохозяйственные организации [4]. Объем производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств Волгоградской области за 2005-2015 гг. представлен в таблице 1.
Анализируя данные таблицы, представленные выше, можно сформулировать вывод, что перекос в структуре производства в пользу ЛПХ необходимо трактовать как шаг назад не только по технико-технологическому уровню производства основных видов сельхозпродукции, определяющих специализации отрасли, но и в части обеспечения достойного проживания населения на сельских территориях.
Таблица 1 - Производство сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств _Волгоградской области за 2005-2015 гг. (в %)_
Категория хозяйства Годы
2005 2013 2015 % к 2010
Хозяйства всех категорий, в т.ч.: 100,0 100,0 100,0 100,0
Сельскоз. организации 39,6 35,3 38,4 101,0
К(Ф)Х 11,9 13,7 15,8 130,3
ЛПХ 48,5 51,0 45,8 91,8
В связи с тем, что в настоящее время государство не в состоянии выделить средства на приобретение техники для всех фермерских хозяйств, а в сельскохозяйственных организациях парк машин значительно сократился и отсутствуют средства на приобретение новой техники, государство должно выступать гарантом перед банковской системой для предоставления фермерам, коллективным хозяйствам долгосрочных кредитов на льготных условиях и в организации реализации сельскохозяйственной техники на условиях лизинга [8].
Результаты и обсуждение. Стимулирование активности малого бизнеса аграрного сектора может представлять следующие возможности:
- применить конкретные технические и технологические достижения в процессе производства качественно нового или усовершенствованного продукта;
- повысить производительность труда на базе технических и технологических достижений;
- обеспечить рост уровня производственной мощности в хозяйствующих субъектах аграрного сектора;
- внедрить новые технические и технологические достижения в процессе упрощения тяжелого труда;
- использовать новые технические и технологические достижения в процессе частичного смягчения влияний природно-климатических факторов на аграрное производство сельхозпродукции.
В большинстве крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ), получивших кредиты и возможность приобретения техники, уровень ее загрузки не соответствует нормативной из-за незначительных площадей земельных угодий [1]. Зарегистрированные, вновь образовавшиеся в настоящее время, не имеют доступа к льготным кредитам и возможности приобрести собственную сельскохозяйственную технику, а лизинг для них вообще не доступен по финансовым соображениям. Поэтому проблема обработки земли стоит очень остро и является одной из причин их несостоятельности [7].
В условиях, когда государство не в состоянии оказывать действенную финансовую поддержку всему сельскому хозяйству, одной из важнейших задач стабилизации сельского хозяйства является кооперирование техники.
Идея авторов преследует задачу объединения финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов малых форм хозяйствования и личных подсобных хозяйств населения, которые, сохраняя самостоятельность, обеспечат стабильный доход, восстановление и обновление на инновационной основе собственной материально-технической базы.
Такой подход позволит решить одновременно как минимум три взаимосвязанные и емкие задачи:
- осуществление технологической модернизации материально-технической базы, наиболее отсталой части аграрной экономики;
- формирование коллективных компетенций в использовании инноваций;
- создание условий для орошения ранее неиспользуемых земельных участков (развитие малой мелиорации).
Возможность использования малыми формами хозяйствования современной техники и технологии повысит качество и сроки обработки земель и тем самым позволит снизить риски и потери урожая.
Для реализации потенциала модернизации мелкотоварного сельского хозяйства предлагается формирование «фермерского технопарка» с организационно-правовой формой в виде Простого товарищества, путем заключения договора на основе гражданского права, признаками которого являются договор между двумя или более партнерами. Участниками простого товарищества «Фермерский технопарк» могут быть индивидуальные предприниматели, заключившие договор между двумя или несколькими лицами, которые могут выступать в правовом поле под собственным названием.
В договоре оговариваются задачи, достижения совместной цели, обязательства каждого из участников договора, являющегося основой для совместной деятельности людей. Необходимо отметить, что цель должна быть совместной.
Товарищество «Фермерский технопарк», может добиться снижения рисков по существующим кредитным соглашением для малого бизнеса, тем самым участвующие в нем заемщики могут получить дополнительный доход, предоставляя услуги на стороне, чтобы сократить расходы и увеличить урожай с помощью современной техники во время посева и избежать потери урожая, уменьшив затраты до минимума.
Для осуществления совместной деятельности каждый из участников соответствующего договора обязан внести свой вклад в форме финансовых средств, знаний и опыта, имущества или товарно-материальные ценностей, деловую репутацию и связи.
Преимущество простого товарищества «Фермерский технопарк» перед организационно-правовой формой кооператива заключается в том, что оно не является отдельным юридическим лицом, поэтому не подлежит налогообложению. Все члены товарищества зарегистрированы в налоговых органах как сельскохозяйственные образо-
вания, различных форм собственности и являются плательщиками сельскохозяйственного налога.
На основании вышеизложенного считаем, что предложенные нами новые формы коллективной технологической модернизации должны пользоваться приоритетом при оказании государственной поддержки.
При создании и деятельности данной формы хозяйствования решается ряд проблем:
- упрощается процедура получения долгосрочных кредитов на развитие и модернизацию технической базы: банки охотно работают с простыми товариществами, нежели с индивидуальными предпринимателями;
- минимизируются экономические риски, вследствие аккумулирования имущества, денежных вложений и других ресурсов;
- снижаются издержки производства, в результате сокращения числа наемных рабочих (в зависимости от членов товарищества), сокращение расходных материалов, получения выгоды в виде скидок при покупке удобрений, семян и прочих материалов;
- объединение всех членов товарищества одной общей целью ведет к повышению объемов и качества выращиваемой продукции за счет применения современных технологий и использования модернизированной сельскохозяйственной техники;
- рост финансового результата по итогам решения вышеперечисленных проблем.
Создание простого товарищества авторами рекомендуется проводить по территориальному признаку, так как значительно сокращаются: расходы на горючесмазочные материалы при дислокации техники; временные интервалы работы; амортизация сельскохозяйственного оборудования и техники; затраты на орошение.
Кроме оказания услуг по выполнению сельскохозяйственных работ, созданное простое товарищество может выполнять и другие сельскохозяйственные работы, которые позволят ему быть более прибыльным. Для диверсификации деятельности в качестве вариантов можно предложить выполнение следующих работ: услуги грузоперевозок, услуги по ремонту сельскохозяйственной техники, услуги по предоставлению хранения сельхозтехники и др.
В соответствии с российским законодательством, могут стать участниками товарищества физические лица только зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, и возможность кооперирования ЛПХ требует создания дополнительных условий.
На наш взгляд, необходимо законодательно ввести новую организационно-правовую форму предпринимательства в сельском хозяйстве - семейный аграрный микробизнес. Семейный аграрный микробизнес как форма предпринимательства существует де-факто, но не закреплена де-юро в законодательно-правовом регулировании предпринимательской деятельности.
Законодательно закрепленная форма предпринимательства «микробизнес» позволит определить льготы и преференции, которые укрепят семейные традиции и акти-визирют бизнес-процессы в регионе, особенно в сельской местности. Исследование показывает, что правовое закрепление и стимулирование семейного бизнеса должно проходить в несколько этапов.
За этот период предприниматель хозяйствующего субъекта аграрного сектора выработает привычку, заложенную на уровне архетипов по развитию модернизации культуры: предпринимательства, а именно осуществление фактов хозяйственной жизни, учет и анализ деятельности, контроль; освоения и ведения семейного совместного хозяйства; поддержания семейных традиций и бытового уклада - повысится авторитет
семьи; воспитания детей на собственном примере; формирования государственных налоговых доходов как будущего финансового резерва для выживания.
В аграрном секторе развитие семейного аграрного микробизнеса (численность до 15 человек) по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) должно иметь особые преференции и дополнительную финансовую поддержку со стороны Администрации Волгоградской области.
Заключение. Организационно-экономический механизм технологической модернизации малых форм хозяйствования в отрасли представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, включающую в себя технологическую обеспеченность сельского хозяйства, где технологическая модернизация выступает необходимым условием перехода на инновационный тип развития.
Обоснован организационный механизм технологической модернизации для малого агробизнеса в виде простого товарищества за счет оптимизации использования сельскохозяйственной техники. Предложен вариант правового закрепления товарных хозяйств населения как важнейшего сектора современного сельскохозяйственного предпринимательства.
Разработанные и обоснованные предложения по объединению ресурсов К(Ф)Х и ИП, ЛПХ, позволят повысить производительность труда, улучшить условия для постепенной технологической модернизации наиболее проблемного сектора аграрной экономики и обновить материально-техническую базу отрасли.
Библиографический список
1. Бутырин, В.В. Совершенствование государственной поддержки инновационно-инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве [Текст]/В.В. Бутырин, А.Н. Милованов,
B.В. Невзгодов// Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2012. - № 6. - С. 61-65.
2. Государственная поддержка АПК и устойчивого развития хозяйствующие субъекты аграрного сектора (в вопросах и ответах) [Текст]/ Под ред. И.С. Горячева, Л.Т. Мехрадзе.-М.: Министерство сельского хозяйства : ФГБУНУ «Росинформагротех», 2012. - С. 97.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .consultant.ru/law/hotdocs/.
4. Официальный сайт Росстата 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main
5. Проняева, Л.И. Управленческий учет и инновационно-инвестиционная политика в АПК [Текст]/ Л.И. Проняева// Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - N 19 ИСС КонсультантПлюс.
6. Растем, однако! [Текст] //Волгоградская правда. - №16 от 01.02.2017.
7. Санду, И.С. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства России [Текст] /И.С. Санду, А.А. Полухин//Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - №1. -
C. 5-8.
8.Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года [Текст]/ Ю.Ф. Лачуга и др. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. - 80 с.
9. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025 гг.) [Текст]/Под редакцией док-ра экон. наук, проф. О.В. Иншакова; РАН, Отделение общественных наук, Юж. секция содействия развитию экономики; ВолГУ. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.- 356 с.
10. Узун, В.Я. Экономическая классификация личных подсобных хозяйств [Текст]/В.Я. Узун, В.А. Сарайкин// АПК: Экономика, управление. - 2012. - № 1. - С. 41-48.
11. Ушачев, И. Г. Современное состояние и проблемы развития АПК России [Текст]/Доклад на заседании Ученого совета в Институте экономики РАН 20 мая 2014 г.
Reference
1. Butyrin, V. V. Sovershenstvovanie gosudarstvennoj podderzhki innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti v sel'skom hozyajstve [Tekst]/V. V. Butyrin, A. N. Milovanov, V. V. Nevzgodov// Vestnik Saratovskogo gosagrouniversiteta im. N. I. Vavilova. - 2012. - № 6. - S. 61-65.
2. Gosudarstvennaya podderzhka APK i ustojchivogo razvitiya hozyajstvuyuschie sub'ekty agrarnogo sektora (v voprosah i otvetah) [Tekst]/ Pod red. I. S. Goryacheva, L. T. Mehradze. -- M.: Ministerstvo sel'skogo hozyajstva : FGBUNU "Rosinformagroteh", 2012. - S. 97.
3. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-]konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/.
4. Oficial'nyj sajt Rosstata 2016 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main
5. Pronyaeva, L. I. Upravlencheskij uchet i innovacionno-investicionnaya politika v APK [Tekst]/ L. I. Pronyaeva// Jekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. - 2008. - N 19 ISS Konsul'tant-Plyus.
6. Rastem, odnako! [Tekst] //Volgogradskaya pravda. - №16 ot 01.02.2017.
7. Sandu, I. S. Tehniko-tehnologicheskaya modernizaciya sel'skogo hozyajstva Rossii [Tekst] /I. S. Sandu, A. A. Poluhin//Jekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. - 2014. - №1. - S. 5-8.
8. Strategiya mashinno-tehnologicheskoj modernizacii sel'skogo hozyajstva Rossii na period do 2020 goda [Tekst]/ Yu. F. Lachuga i dr. - M.: FGNU "Rosinformagroteh", 2009. - 80 s.
9. Strategiya social'no-jekonomicheskogo razvitiya Volgogradskoj oblasti (2008-2025 gg.) [Tekst]/Pod redakciej dok-ra jekon. nauk, prof. O. V. Inshakova; RAN, Otdelenie obschestvennyh nauk, Yuzh. sekciya sodejstviya razvitiyu ]konomiki; VolGU. - Volgograd: Izd-vo VolGU, 2008. -356 s.
10. Uzun, V. Ya. Jekonomicheskaya klassifikaciya lichnyh podsobnyh hozyajstv [Tekst]/V. Ya. Uzun, V. A. Sarajkin// APK: jekonomika, upravlenie. - 2012. - № 1. - S. 41-48.
11. Ushachev, I. G. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya APK Rossii [Tekst]/Doklad na zasedanii Uchenogo soveta v Institute jekonomiki RAN 20 maya 2014 g.
E-mail: menedgment.volgau.com