Научная статья на тему 'Организационные вопросы местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании'

Организационные вопросы местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
226
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛНОМОЧИЯ / STATE / MUNICIPAL FORMATION / LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES / STATE ADMINISTRATION / POWERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулимбетова Евгения Дмитриевна

В данной статье представлены особенности местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании, влияние органов государственной власти на органы местного самоуправления. Как осуществляется обеспечение государственными органами и как усовершенствовать институт закрытого административно-территориального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кулимбетова Евгения Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ISSUES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN A CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ENTITY

This article presents the features of local self-government in a closed administrative-territorial formation, the influence of state authorities on local self-government. How is the provision of state bodies and how to improve the institution of closed administrative-territorial education.

Текст научной работы на тему «Организационные вопросы местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании»



УДК 342.553

Кулимбетова Евгения Дмитриевна Башкирский государственный университет

Институт права Россия, Уфа evgeniyaq@mail. ru Kulimbetova Evgeniya Bashkir State University Institute of law Russia, Ufa

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАКРЫТОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в данной статье представлены особенности местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании, влияние органов государственной власти на органы местного самоуправления. Как осуществляется обеспечение государственными органами и как усовершенствовать институт закрытого административно-территориального образования.

Ключевые слова: ЗАТО, муниципальное образование, органы местного самоуправления, государственное управление, полномочия.

ORGANIZATIONAL ISSUES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN A CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ENTITY Annotation: this article presents the features of local self-government in a closed administrative-territorial formation, the influence of state authorities on local self-government. How is the provision of state bodies and how to improve the institution of closed administrative-territorial education.

74

Key words: STATE, municipal formation, local self-government bodies, state administration, powers.

В соответствии с Федеральным законом от 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) определяет, что данное образование является городским округом [2]. Мы знаем, что городской округ это один из видов муниципальных образований, в котором находятся один или несколько населенных пунктов.

ЗАТО сталкивается с различными проблемами в области местного самоуправления. Одной из таких проблем является влияние государственных органов на органы местного самоуправления. Это влияние происходит различным образом, в разных аспектах и трансформациях. Мы находим такое отражение непосредственно в полномочиях органов местного самоуправления, а именно полномочия, заданные государственными органами. ЗАТО имеет одну отличительную черту, по которой оно создается, и одной из таких является именно цель создания, например, в связи с военной подготовкой, различными химическими, атомными вышками. Почему такое разграничение существует? Имея ввиду различные обоснования, к которым приходят разные научные теоретики, это то, что сконцентрировать в муниципальном образовании такую военную технику, обособленность от других муниципальных образований, другую промышленность, необходимую в чрезвычайных ситуациях гораздо проще, чем брать и контролировать довольно масштабные участки территорий [1, с. 256].

Начнем с того, что ЗАТО никак не ограничивается только законодательством на федеральном уровне. Значит можно говорить о том, что такое территориальное подразделение находится в государственных интересов, а почему в государственных? Попробуем разобраться. Почему такое образование находится в «руках» государства? Наше предположение по этому поводу остается следующим: приравниваем понятие «государства» к понятию

75

«субъект экономических отношений», который живет отдельно и практически уже независим от субъекта федерации, в котором находится сосредоточение местного достаточно самостоятельного бюджета.

В Федеральном законе, принятом 14 июля 1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании в Российской Федерации» содержится определение ЗАТО. Обозначим его признаки: 1) закрытое административно-территориальное образование; 2) имеет органы местного самоуправления; 3) расположены предприятия по разработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных материалов; 4) устанавливается особый режим безопасного функционирования; 5) имеется охрана государственной тайны; 6) имеются специальные условия проживания [3]. Эти признаки помогают нам более точно отграничить обычное муниципальное образование от закрытого. Мы понимаем, что одной из таких главных черт является особый режим функционирования в определенной территории, так как именно он тотально контролируется со стороны государства, посредством него утверждается правовое обеспечение. В связи с тем, что такой режим установлен, в значительной мере ограничиваются конституционные права граждан, проживающих на этой территории. И одним из таких является въезд в ЗАТО. Чтобы обычным гражданам попасть в эту территорию, нужно заранее соблюсти все условия, дождаться ответа на въезд и только после этого пересечь «муниципальную границу».

Правовое обеспечение, реализация, структура, полномочия органов местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании определяются в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, но с учетом определенных особенностей. Во-первых, устанавливается круг лиц, которые могу проживать на этой территории. Во -вторых, стоит обратить внимание, что на законодательном, а не на местно уровне осуществляется въезд на территорию ЗАТО. В-третьих, система жизнедеятельности четко отграничена рамками возможного [1, с.358].

Создаются такие образования по решению Правительства РФ. Также граница, административная подчиненность устанавливаются с учетом особого режима безопасности.

Важно заметить, что не все земли закрытого административно-территориального образования находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования, так как имеются земли, которые находятся в федеральной собственности вследствие чего и были созданы такие образования.

В соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 года к участию приватизации недвижимого имущества допускаются граждане, которые постоянно проживают на данной территории, а также юридические лица, которые зарегистрированы только на данной территории.

Влияние государственных органов велико на организацию закрытого административно-территориального образования так, как создаются они по решению Правительства и на основании определенных нужд государства, что отличает от создания обычных муниципальных образований, упраздняются или реорганизуются такие образования по решению Президента Российской Федерации. Имеется Постановление Правительства РФ от 26.06.1998Ш55 (ред.от 08.08.2003, сред. От 19.03.2014)» Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации», которое определяет влияние государственных органов на органы местного самоуправления, а также особый режим обеспечения ЗАТО [4].

При новой схеме управления возникают вопросы, неурегулированные действующим законодательством, в соотношении полномочий администрации городского округа, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, и иных функциональных органов местного самоуправления, так как у главы администрации городского округа нет полномочий давать указания, обязательные для исполнения руководителями указанных органов,

77

что нарушает установившуюся годами вертикаль подчиненности и управляемости учреждений инфраструктуры города[5].

ЗАТО находится на территории субъектов РФ, а значит входит в их состав. Население ЗАТО не абстрагировано от выборов, местных референдумов, а значит принимает непосредственное участие. Влияние местной администрации на ЗАТО в некотором роде ограничено. Но при этом администрация закрытого поселения имеет значительную самостоятельность при решении вопросов и задач местного значения.

В настоящее время перед руководством нашего государства поставлена важная задача сохранить стабильный уровень развития в закрытых городах. Это объясняется как необходимостью выполнения оборонной функции, так и требуемым развитием конкурентоспособной наукоемкой продукции заменяющей импортную. В это же время Государственная корпорация «Росатом» ставит перед собой важные задачи по улучшению эффективности деятельности предприятий атомной промышленности, которые по большей части расположены в ЗАТО.

Давайте определимся, каким бы мы хотели видеть ЗАТО с идеальной точки зрения. Мы уже выше говорили об определенной цели создания ЗАТО, которая, на наш взгляд, непосредственно влияет на статус образования. Так вот, нужно внести такое изменение, которые бы уточняло статус в связи в окружающей внешней средой, то есть территориальная обособленность.

Раз мы говорили про то, что более высокое сосредоточение в отличие от других муниципальных образований находится в руках государства, значит нужно централизованно усилить это влияние, задаться вопросом об обеспечении такого муниципального образования на федеральном уровне. Можно ли создать дополнительный орган по достижению реализации этих целей в качестве подразделения исполнительной власти, подобно министерству? Нужно подробнее обозначить структуру, обеспечение и правовой значимости для государства такого муниципального образования.

Если все-таки такое образование создано, то может стоить увеличить экономическую эффективность не только регионального уровня, но и затронуть сферы федерального уровня. Эта экономическая целенаправленность и спектр повышения эффективности экономики, будут способствовать развитию муниципальной экономики, а вместе с ней будет развиваться и инновационная стратегия общегосударственного уровня.

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

3. Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14.07.1992 N 3297-1 (последняя редакция).

4. Постановление Правительства РФ от 26.06.1998Ш55 (ред.от 08.08.2003, сред. От 19.03.2014)Юб утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации».

5. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 22-26. С. 23.

6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2011 г. С. 453.

7. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно -правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы

Список литературы:

Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106. С. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.