сбалансированной системы показателей //Сахар. 2009. № 10. С. 18-24.
2. Bezrukova T.L., Sibiryatkina I.V., Ryzhkov A.O., Bryantseva L.V. Development and approbation of the technique of the assessment of expediency and budgetary productivity of introduction of the tax privilege/Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 36. С. 67-80.
3. Брянцева Л.В., Макушникова Е.С. Управление развитием организации как системы/Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2 (42-2). С. 847-850.
4. Брянцева Л.В. Оценка потенциала обеспечения промышленно-производственной безопасности на основе создания поликластерных формирований в АПК//Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2009. № 10. С. 70-75.
5. Воробьев И.Н., Брянцева Л.В., Горковенко Е.В. Система сбалансированных показателей оценки экономической деятельности организаций сахарной промышленности//Экономика и предпринимательство. 2013. № 9 (38). С. 542-547.
6. Корда Н.И., Брянцева Л.В., Ахмедов А.Э.Иностранные инвестиции: учебное пособие / Москва: КНОРУС, 2015. 132 с.
Репкина О.Б.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РОССИИ
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Аннотация: Социальные финансы рассматриваются как элемент финансовой системы страны в условиях ориентации на построение эффективной социальной рыночной модели, которая предполагает приоритет социальной политики в новой модели экономического развития. В статье рассматриваются особенности формирования и перспективы развития социальных финансов в нашей стране.
Abstract: Social Finance is considered as an element of the country's financial system in the conditions of orientation to the construction of an effective social market model, which assumes the priority of social policy in the new model of economic development. The article deals with the features of formation and prospects of development of social Finance in our country.
Ключевые слова: социальные финансы, социальный аспект деятельности, финансовые отношения, социальное государство.
Key words: social Finance, social aspect of activity, financial relations, social state.
В настоящее время все больше внимания уделяется исследованию и развитию двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами. В современной финансовой системе также все активнее затрагивается социальная составляющая деятельности экономических субъектов, что приводит к постепенному ориентированию на понимание финансов как социальной категории. Необходимо отметить неоправданное нивелирование социального характера многих подсистем финансовых отношений и, в первую очередь, государственного бюджета.
С точки зрения финансов социальность государства можно рассматривать посредством анализа государственного бюджета и, в первую очередь, его расходной части. В нашей стране, распределение бюджетных ассигнований из федерального бюджета по разделам бюджетной классификации в той или иной степени являются социальноориентированным. Это в свою очередь продиктовано ориентацией на построение эффективной социальной рыночной модели, которая предполагает приоритет социальной политики в новой модели экономического развития.
Такая тенденция в России, как и в большинстве развитых стран, привела не только к формированию и развитию в государственной политике социальной, но и к распространению такой категории как социальное государство, что зафиксировано в Конституции РФ.
«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [2].
Исходя из формулировки, понятия социальное государство затрагивает практически все сферы деятельности и, конечно же, зависит от обеспеченности ресурсами, в частности, финансовой составляющей.
Источниками финансового обеспечения социального обслуживания, согласно Федерального Закона «Об основах социального обеспечения граждан в РФ» являются:
1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) благотворительные взносы и пожертвования;
3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;
4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники [3].
Таким образом, законодательно предусмотрен широкий круг источников финансирования социальной сферы. В этой области намечаются и существенные изменения.
В частности, кроме структуры расходной части государственного бюджета проводятся мероприятия по формированию и расширению финансирования социальной сферы, в частности за счет негосударственных организаций. В этом направлении ведется работа по формированию нормативно-правовой базы, обеспечивающей доступ негосударственных организаций к оказанию государственных услуг [7].
В настоящее время появляется тенденция создания организации, занимающиеся вопросами социального предпринимательства. В данном случае предпринимаются попытки сформировать социально ориентированное предпринимательство, в частности посредством выпуска социальных облигаций в социально значимых сферах с целью сокращения в этих областях затрат государства и муниципалитетов. На наш взгляд, практическая реализация подобных мероприятий может столкнуться с целым рядом проблем, а именно: определение перечня социальных объектов, наличие добросовестной конкуренции в области организации предпринимательской деятельности в социальной сфере, корректировка системы кредитования и налогообложения предприятий, занимающихся социальным предпринимательством и т.д. В данном направлении необходимо провести серьезные мероприятия законодательного характера, создать систему формирования и использования социальных финансов в сфере предпринимательства.
Социальные финансы можно определить как совокупность общегосударственных финансов, финансов предприятий различных форм собственности, в том числе предпринимательских структур и отдельных физических лиц, используемых на социальные нужды из бюджетов и внебюджетных фондов, а также средства, поступающие от оказания социальных услуг.
Таким образом, социальные финансы постепенно становятся новым инструментом российской экономики, выводя социальные отношения на новый уровень, формируя в этом направлении не только государственные программы, но и бюджетные ассигнования федерального бюджета по государственным программам и направлениям деятельности с увеличением бюджетных ассигнований
пролонгированного характера. Это поможет сформировать превентивную систему предупреждения возникновения возможных социальных проблем в обществе. Именно эффективный финансовый механизм способен создать условия, обеспечивающие достойную жизнь для всех категорий населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями.
Список литературы:
1. Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106 // СПС "Гарант"
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 5.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). Статья 7. Правовой сайт КонультантПлюс. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Федеральный Закон «Об основах социального обеспечения граждан в РФ» от 28.12.2013 №442-ФЗ. Статья 30. Финансовое обеспечение социального обслуживания. Правовой сайт КонультантПлюс. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc.Law_156558/
4. Герасимов А.В., Богатырева С.Н., Воеводина Е.В., Литвиненко И.Л., Райдугин Д.С., Руденко И.Л., Хакимов Р.М. Профессиональная ориентация инвалидов в условиях многоуровневого образования.теория и практика. - Москва, 2017. - 451 с.
5. Заботин С. Социальные финансы как новый инструмент экономики | Socialinvesting - Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство»- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nb-fomm.ru/social/social_investing/sosial-finanse-zabotin.html#ixzz5QWURLesY
6. Маршавина Л. Я. Содержание понятия «социальные финансы» и характеристика бюджета как одной из их подсистем. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015 №5(83). С. 49-58.
7. Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: https://www.minfin.m/ш/perfomance/budget/policy/#ixzz5RRvZЮCE
8. Шестакова Е. Чего стоит ожидать российскому бизнесу. Прогноз экономических перемен на 2019 год // "Финансовая газета", 2018, N 32
Сабирова Р.К., Утепкалиева К.М., Кабаков С.Б., Мелешенко Н.Н.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕЛА В КАЗАХСТАНЕ
Атырауский государственный университет имени X. Досмухамедова
Аннотация. В статье авторами изложены экологические условия и возможности АПК и потребности страны в земледельческих экологически чистых продуктах, а необходимость государственного регулирования аграрного производства и рынка продовольствия повышается. Важной задачей Казахстана и сущностью регулирования это обеспечение зеленого развития аграрной сферы экономики в интересах удовлетворения потребностей общества без нанесения вреда окружающей среде. Так, тенденция последних лет в мире подтверждает, что интерес потребителей к экологически чистым продуктам ежегодно увеличивается, так, больше половины респондентов (60%) приобретают экологически чистые продукта, невзирая на цену.
Abstract. In the article the authors outlined the ecological conditions and the opportunities for the reproduction of the agrarian specificity and the country's need for agricultural ecologically clean products that stipulate the need for state regulation of agrarian production and the food market. The main task of Kazakhstan and the essence of regulation is to ensure sustainable development of the agrarian sector in the interests of meeting the needs of society without harming the environment. The trend of the last few years in the world has become the interest of buyers to environmentally friendly products, so, more than half of respondents (60%) prefer environmentally friendly products, regardless of their high cost in contrast to similar analogues.
Ключевые слова: экология, роль, сельское хозяйство, защита, эффективность, экологический чистый продукт
Keywords: ecology, role, agriculture, protection, efficiency, ecological clean product
На сегодняшний день развитие устойчивого механизма хозяйствования в аграрном секторе один из важнейших факторов роста конкурентоспособности РК. В сельском хозяйстве с укреплением