Научная статья на тему 'Анализ социальных расходов в России на региональном уровне'

Анализ социальных расходов в России на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1905
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / SOCIAL EXPENDITURE / SOCIAL SERVICES / SOCIAL POLICY / BUDGET / AND QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривякин К. С., Ильина Е. А., Чевтаева А. С.

В данной статье рассматривается значимость социальных расходов государства в современном обществе. Представлена структурная модель финансовых потоков, направленных на социальную защиту населения. Приведены расходы на социальную политику, направленные на обеспечение основных социальных гарантий населения. На основе статистического и экономического анализа социальных расходов бюджетной системы Воронежской области определено распределение бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика». В качестве методологической основы проведенного исследования использованы методы систематизации, обобщения и отображения статистических данных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the importance of social expenditure of the state in modern society. Presents a structural model of financial flows, aimed at social protection of the population. Given the costs of social policy to ensure basic social guarantees for the population. On the basis of statistical and economic analysis of social expenditures of the budget system of the Voronezh region to determine the distribution of budget allocations under section "Social policy". As a methodological basis of the conducted research uses the methods of systematization, generalization and display of statistical data

Текст научной работы на тему «Анализ социальных расходов в России на региональном уровне»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ В РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ К.С. Кривякин, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] Е.А. Ильина, студент e-mail: [email protected] А.С. Чевтаева, студент e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет

В данной статье рассматривается значимость социальных расходов государства в современном обществе. Представлена структурная модель финансовых потоков, направленных на социальную защиту населения. Приведены расходы на социальную политику, направленные на обеспечение основных социальных гарантий населения. На основе статистического и экономического анализа социальных расходов бюджетной системы Воронежской области определено распределение бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика». В качестве методологической основы проведенного исследования использованы методы систематизации, обобщения и отображения статистических данных

Ключевые слова: социальные расходы, социальная сфера, социальная политика, бюджет, качество жизни

ANALYSIS OF SOCIAL SPENDING IN RUSSIA AT THE REGIONAL LEVEL K.S. Krivyakin, Candidate of Economic Science, Assistant Professor

e-mail: [email protected]

E.A. Ilyina, Student

e-mail: [email protected]

A.S. Chevtaeva, Student e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University

This article discusses the importance of social expenditure of the state in modern society. Presents a structural model of financial flows, aimed at social protection of the population. Given the costs of social policy to ensure basic social guarantees for the population. On the basis of statistical and economic analysis of social expenditures of the budget system of the Voronezh region to determine the distribution of budget allocations under section "Social policy". As a methodological basis of the conducted research uses the methods of systematization, generalization and display of statistical data

Key words: social expenditure, social services, social policy, budget, and quality of life

В современных условиях социальная сфера можно сделать вывод, что финансирование является важнейшим фактором процесса общего социальной сферы является главным направлением развития экономики государства. Россия является бюджетной политики любого уровня. При этом, если социально ориентированным государством, что на федеральном уровне помимо социальной сферы не подразумевает под собой приоритетное менее приоритетным является и обеспечение финансирование социальных расходов. Конституция национальной обороны, то на региональном и РФ гласит: «Российская Федерация - социальное местном уровне, финансирование социальной сферы государство, политика которого направлена на является приоритетным направлением. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь Анализ социальных расходов всех уровней

и свободное развитие человека» [1]. Таким образом, бюджетной системы Российской Федерации служит гражданам гарантируется определенный перечень инструментом для изучения государственной государственных социальных услуг, предоставление социальной политики, ее масштабов, направлений которого осуществляется за счет государства. развития и приоритетов. Социальные расходы

Учитывая социальный характер государства, государства анализируются на двух уровнях - в целом

ЭКОНОМИНФО. 2017. № 1-2 45

по стране и в региональном разрезе. Эти два ракурса позволяют выявить не только общие тенденции в государственной политике социальных расходов, но и их региональные различия, складывающиеся под влиянием объективных и субъективных факторов: экономического положения и бюджетной обеспеченности регионов, структуры населения, приоритетов политики региональных властей.

Социальные расходы государства - это система расходов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в сферах здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и искусства, средств массовой информации, социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства.

Осуществляя социальные расходы, государство выполняет свои функциональные обязанности -удовлетворяет общественные потребности. Если бюджетные доходы являются средством для достижения цели государственного финансового

хозяйства, то бюджетные расходы являются стоимостной оценкой произведенных общественных благ (государственных услуг), основной целью и мотивом рационального государственного

финансового хозяйства [7].

Социальные расходы осуществляются со всех уровней бюджетной системы, которые отражает консолидированный бюджет Российской Федерации: из федерального бюджета, из бюджета субъектов РФ и бюджета муниципальных образований, а также из государственных внебюджетных фондов.

Значительная часть средств, предназначенных для финансирования социальных обязательств, перераспределяется между элементами бюджетной системы с помощью межбюджетных трансфертов: дотаций, субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов. Многоуровневую и многоканальную структуру финансирования социальной сферы наглядно отражает структурная модель финансовых потоков в системе социальной защиты населения, представленная на рис. 1 [8].

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований

Государственные внебюджетные фонды (ПФР.ФСС)

Рис. 1. Структурная модель финансовых потоков, направленных на социальную защиту населения

Ключевая цель социальных расходов состоит в повышении качества и уровня жизни населения соответствующего региона. Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы действия всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по вопросам социальных проблем приобретали взаимосогласованный характер [3].

Качество жизни населения является одним из ключевых показателей, характеризующих уровень развития стран и наций. Для нашей страны, обладающей огромной территорией и населенной многочисленными народами, вопрос оценки качества жизни в территориальном разрезе приобретает особую актуальность. По данным рейтинга,

характеризующих качество жизни в различных регионах, показатели различаются в разы. Выделим первые десять позиций в рейтинге регионов по

качеству жизни (рис. 2). Воронежская область в 2015

году заняла 8 позицию, а в 2016 поднялась на одну сточку в рейтинге и занимает 7 место среди 85 субъектов.

Тюменская область Липецкая область Ханты-Мансийский АО-... | Воронежская область Белгородская область Краснодарский край Республика Татарстан Московская область г. Санкт-Петербург г. Моска

20

40

60

80

□ свободный рейтинговый балл Рис. 2. Лидеры рейтинга регионов по качеству жизни в 2016 году.

100

Проблема улучшения качества жизни в стране и регионах России является основной стратегической задачей на современном этапе общественного развития. Особенную актуальность приобретает вопрос сглаживания региональных различий, так как существует разрыв в условиях жизни граждан одной страны. Для этого необходимо, провести анализ сложившейся ситуации в регионах, выявить главные факторы, определяющие различия регионов по качеству жизни, а также грамотно реализовывать социальную политику [6].

Для анализа государственных социальных расходов в России используются данные бюджетной отчетности. Федеральное казначейство публикует в открытом доступе ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Изучая социальные расходы можно выделить два уровня: общероссийский и региональный. На каждом из них приводятся общие характеристики социальных расходов и специальные индикаторы, отражающие расходы на социальную поддержку отдельных групп населения [5].

Социальная политика затрагивает отношения между социальными группами, между обществом в целом и его отдельными членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их духовных и материальных

потребностей. Социальная политика направлена на различные слои, группы населения и включает в себя: борьбу с безработицей; регулирование минимального размера оплаты труда; доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе, бесплатность высшего образования; бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения [4]. На сегодняшний момент, социальная политика является главной областью деятельности институтов гражданского общества.

Социальная политика государства включает в себя социальную защиту населения и является одним из ключевых направлений деятельности.

Социальная защита населения представляет собой направление социальной политики государства, которое заключается в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Региональная политика - это ограниченная часть общей социальной политики государства, которая объединяет ее региональные аспекты. Такой вид управления реализует интересы государства с учетом специфики каждого субъекта федерации.

Рассмотрим основные параметры бюджета Воронежской области на 2015-2016 г.г. (таблица 1).

Таблица 1

Структура бюджета Воронежской области, млн. руб. [6]_

2015 год 2016 год

Доходы бюджета 77 752,90 68 140,6

Расходы бюджета 83 248,5 73 748,60

Дефицит 5 495,6 5 608

Размер дефицита 9,70% 10%

Анализ представленных данных говорит о доходами на 2015 год; расходы также уменьшились

том, что доходы бюджета в 2016 году уменьшились на 9 499,9 млн. руб. или 11,41%; дефицит

на 9 612,3 млн. руб. или 12,36% по сравнению с увеличился на 112,4 млн. руб. или 2,05%.

Таблица 2

Расходы бюджета Воронежской области по разделам, млн. руб. [7]_

2015 год 2016 год

Общегосударственные вопросы 4 153,1 5 501,5

Национальная оборона 50,4 53,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 237,5 1 011,3

Национальная экономика 18 196,8 11 019,6

ЖКХ 1 279,4 1 443,2

Охрана Окружающей среды 94,1 103

Образование 18 804,6 17 781,5

Культура, кинематография 1 304,7 883,5

Здравоохранение 16916,8 15 253,4

Социальная политика 15 988 14 326,7

Физкультура и спорт 647,3 617,5

Средства массовой информации 389 356,6

Обслуживание государственного и муниципального долга 2 473,4 3 176,6

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы 2 591,7 2 211,4

Социальные расходы регионального бюджета РФ по Воронежской области в 2015 году составили 54 050,4 млн. руб., а в 2016 году - 49 219,2 млн. руб. Таким образом, социальные расходы регионального бюджета РФ по Воронежской области, в 2016 году уменьшились на 4 831,2 млрд. руб.

В структуре социальных расходов регионального бюджета РФ по Воронежской

области расходы на образование в 2016 году по известным данным составляют 36,1 % общего бюджета. Второе место по удельному весу в структуре расходов бюджета Воронежской области составляет здравоохранение - 30,99%.

Расходы бюджета Воронежской области на социальную политику в 2016 году занимают 3 место в общих расходах и составляют 29,1%.

Таблица 3

Распределение бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика» на 2016 год, млн. руб. [7]

Наименование Сумма

Социальная политика, в том числе 14 326,7

Пенсионное обеспечение 205,4

Социальное обслуживание населения 2 927,3

Социальное обеспечение населения 8 168,4

Охрана семьи и детства 2 763

Другие вопросы в области социальной политики 262,6

Как видно из табл. 3, в структуре расходов регионального бюджета по разделу «Социальная политика» наибольшую долю составляют расходы на социальное обеспечение населения - 8 168,4 млн. руб. (57,02% всех расходов регионального бюджета по разделу «Социальная политика»), на пенсионное обеспечение - 205,4 млн. руб. (1,43% всех расходов

бюджета по разделу «Социальная политика») и расходы на охрану семьи и детства - 2 763 млн. руб. (19,29% всех расходов регионального бюджета по разделу «Социальная политика»).

Оценивая структуру расходов бюджета Воронежской области, можно отметить, что, не смотря на снижение расходов в 2016 г. уровень

расходов на социальную политику увеличился на 1,84%. Для достижения и поддержания достойного уровня и максимально высокого качества жизни населения необходимо обеспечение социальной безопасности отдельных социальных групп, регионов и страны в целом. Для выполнения прописанных Конституцией социальных гарантий следует обеспечить поэтапное повышение социальных стандартов повседневной жизни населения в отношении жилья, работы, культуры, досуга и коммуникаций, ведь именно социальные расходы и эффективность их обеспечения отражают степень «социальности» современного российского государства.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://ppt.ru/upload/pdf/kodeks0.pdf. (Дата обращения: 01.04.2017)

2. Закон Воронежской области от 17.12.2015 № 200ЮЗ «Об областном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gfu.vm.ru/download/Zakonoproekts/zakon20 0-0г^. (Дата обращения: 01.04.2017)

3. Бюджет для граждан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gfu.vrn.ru/download/BU DGETGRAZHDAN/budgetgrazhdan(200-OZ).pgf. (Дата обращения: 01.04.2017)

4. Голоманчук, Э.В. Реализация конституционных, социальных и экономических прав граждан Российской Федерации через программную социальную политику // Философия права. - 2015 г. -10 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18779533. (Дата обращения: 01.04.2017)

5. Зубаревич, Н.В. Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты / Н.В. Зубаревич, Е.А. Горина. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 63 с.

6. Кривякин, К.С. Стандарт развития конкуренции в Воронежской области / К.С. Кривякин, С.В. Свиридова, И.А. Шишкин // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. -2016 г. - С.64-67.

7. Мокрецова, О.И. Теоретические основы финансирования социальных расходов / О.И. Мокрецова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 3. - с.12-14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru7artide/n7teoreticheskie-osnovy-finansirovaniya-sotsialnyh-rashodov. (Дата обращения: 01.04.2017)

8. Ниналалова Ф.И. Социальные расходы как приоритет бюджетной политики государства / Ф.И. Ниналалова // Финансы и кредит. - 2013. - № 36 (564). - с. 16-21. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://cyberleninka.ru/article/n7sotsialnye-rashody-kak-prioritet-byudzhetnoy-politiki-gosudarstva. (Дата обращения: 02.04.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.