Научная статья на тему 'Организационные проблемы подразделений органов внутренних дел, занимающихся оперативнорозыскным прогнозированием'

Организационные проблемы подразделений органов внутренних дел, занимающихся оперативнорозыскным прогнозированием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY / OPERATIONAL-SEARCH PREDICTION / THE DEPARTMENT OF OPERATION-ALSEARCH INFORMATION / MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA / ORGANIZATIONAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агеев В. В.

В статье исследуются организационные проблемы подразделений органов внутренних дел, которые занимаются оперативно-розыскным прогнозированием подразделений оперативно-розыскной информации. Среди них: штатная проблема, отсутствие единых критериев и показателей оценки, ограниченные источники информации и другие. Предлагаются варианты решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агеев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF DEPARTMENT OF INTERIOR, WHICH DEALS WITH OPERATIONAL-SEARCH PREDICTION

In this article investigated organizational problems of department of interior, which deals with operational-search prediction. Among them: the issue of staffing, lack of uniform criteria and indicators for evaluation, the limited sources of information, and others. Proposed options for resolving these problems.

Текст научной работы на тему «Организационные проблемы подразделений органов внутренних дел, занимающихся оперативнорозыскным прогнозированием»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ПРОГНОЗИРОВАНИЕМ

В.В. АГЕЕВ,

соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России

Аннотация. В статье исследуются организационные проблемы подразделений органов внутренних дел, которые занимаются оперативно-розыскным прогнозированием подразделений оперативно-розыскной информации. Среди них: штатная проблема, отсутствие единых критериев и показателей оценки, ограниченные источники информации и другие. Предлагаются варианты решения этих проблем.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное прогнозирование, подразделения оперативно-розыскной информации, органы внутренних дел, организационные проблемы.

ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF DEPARTMENT OF INTERIOR, WHICH DEALS WITH OPERATIONAL-SEARCH PREDICTION

V.V. AGEEV,

an applicant for the department of operational-search activity of Moscow university of the Ministry of interior of Russia

Annotation. In this article investigated organizational problems of department of interior, which deals with operational-search prediction. Among them: the issue of staffing, lack of uniform criteria and indicators for evaluation, the limited sources of information, and others. Proposed options for resolving these problems.

Key words: operational-search activity, operational-search prediction, the department of operational-search information, Ministry of interior of Russia, organizational problems.

Анализ практики правоохранительных органов показывает, что оперативно-розыскным прогнозированием занимаются сотрудники оперативных подразделений органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Этих сотрудников условно можно подразделить на две категории. На примере органов внутренних дел это деление будет выглядеть следующим образом.

К первой категории относятся сотрудники оперативных подразделений, которые занимаются оперативно-розыскным прогнозированием в процессе своей повседневной деятельности, однако это не является их основной задачей. Это сотрудники уголовного розыска, подразделений экономической безопасности, по противодействию экстремизму и т.п.

Ко второй категории относятся сотрудники подразделений оперативно-розыскной информации (ПОРИ), для которых оперативно-розыскное прогнозирование является одной из основных функциональных обязанностей. Действующая в настоящее время система ПОРИ состоит из трех уровней.

Первым уровнем является Центр оперативно-розыскной информации Главного информационно-аналитического центра (ЦОРИ ГИАЦ) МВД РФ, в котором создано отделение оперативно-розыскного прогнозирования.

Второй уровень подразделений ЦОРИ, занимающихся оперативно-розыскным прогнозированием, составляют ЦОРИ Службы криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по субъектам РФ. На этом уровне специальные подразделения

оперативно-розыскного прогнозирования созданы лишь в ряде субъектов РФ. В остальных же субъектах РФ выполнение этих функций возложено на сотрудников аналитических отделов подразделений оперативно-розыскной информации.

Третий уровень — это группы оперативно-розыскной информации в горрайлинорганах внутренних дел. На этом уровне специальных подразделений оперативно-розыскного прогнозирования в настоящее время не существует.

По данным опроса руководителей подразделений оперативно-розыскной информации, специализированный субъект оперативно-розыскного прогнозирования сформирован лишь в 5% подразделений оперативно-розыскной информации по субъектам РФ. Именно это обстоятельство, подтверждающее весьма низкие темпы формирования специального субъекта оперативно-розыскного прогнозирования в подразделениях оперативно-розыскной информации по субъектам РФ, и является одной из острейших организационных проблем. Последующий устный опрос руководителей подразделений, где создан специальный субъект оперативно-розыскного прогнозирования, показал, что им также по ряду причин не всегда удается в полной мере осуществлять функции оперативно-розыскного прогнозирования.

Анализ результатов опроса сотрудников подразделений оперативно-розыскной информации показывает, что причинами сложившейся ситуации стали:

• во-первых, недостаток штатной численности подразделений оперативно-розыскной информации. Так, во многих подразделениях штатная численность не превышает 10—15 сотрудников. С подобным количественным составом подразделениям едва удается выполнять функции по сбору, обработке и вводу оперативно-розыскной информации в автоматизированный банк данных, по осуществлению оперативно-розыскной регистрации и идентификации, а также по проведению аналитических исследований по запросам. Штатной численности на осуществление оперативно-розыскного прогнозирования в подразделениях не хватает;

• во-вторых, в ряде региональных органов внутренних дел на сотрудников подразделений оперативно-розыскной информации возлагаются функции штабных подразделений. Это утверждение основано на результатах анализа данных, полученных при проверках деятельности подразделений оперативно-розыскной информации СКМ по субъектам РФ за 2006 г. В соответствие с этими данными в подавляющем большинстве случаев (72%) на сотрудников подразделений оперативно-розыск-

ной информации руководством региональных органов внутренних дел возлагаются обязанности по подготовке штабных справок, планов, совещаний и осуществление тому подобных, не свойственных данным подразделениям функций. Как итог в ряде регионов сотрудники подразделений оперативно-розыскной информации успевают осуществлять только функции по вводу, обработке информации в автоматизированных банках данных и простой выдаче ее по требованиям (запросам) без проведения каких-либо аналитических исследований. В подобной ситуации говорить об осуществлении оперативно-розыскного прогнозирования просто не приходится.

Выход из сложившейся ситуации представляется в организации силами сотрудников ЦОРИ ГИАЦ МВД России строгого контроля за исполнением в органах внутренних дел по субъектам РФ требований приказа МВД России «Вопросы подразделений криминальной милиции» от 8 июля 2003 г. № 530 и приказа МВД России «Об организации деятельности подразделений оперативно-розыскной информации криминальной милиции» от 12 января 2004 г. № 1/144, поскольку ими уже был определен порядок создания этих подразделений в субъектах РФ, а также поставлена основная задача — придать четко определенный, целенаправленный характер деятельности подразделений оперативно-розыскной информации, исключив их использование в качестве штаба криминальной милиции.

Кроме того, в перспективе для расширения сферы оперативно-розыскного прогнозирования, повышения качества ее результатов и развития подразделения, занимающегося этой деятельностью, требуется дополнительное ведомственное нормативное регулирование. Представляется целесообразным для начала хотя бы за одним наиболее подготовленным сотрудником в каждом подразделении оперативно-розыскной информации СКМ субъектов РФ нормативно закрепить (наряду с другими) должностные обязанности, связанные с осуществлением оперативно-розыскного прогнозирования на территории обслуживаемого региона с учетом его специфики. Контроль и координацию деятельности данных сотрудников было бы логично возложить на руководителя подразделения оперативно-розыскной информации СКМ по субъекту РФ и руководителя отделения оперативно-розыскного прогнозирования 3-го отдела ЦОРИ ГИАЦ МВД России.

В этой связи следует отметить, что в настоящее время уже имеются положительные примеры такой практики. Так, в декабре 2007 г. стажировку в отделении оперативно-розыскного прогнозирования прошли два сотрудника —

по одному от ЦОРИ ГУВД Краснодарского края и группы оперативно-розыскной информации УВД г. Сочи. Целью стажировки являлось обучение данных сотрудников приемам и методам аналитической работы (в первую очередь оперативно-розыскного прогнозирования) в условиях подготовки г. Сочи к проведению зимних Олимпийских игр в 2014 г. На момент проведения стажировки в данных подразделениях целенаправленно оперативно-розыскным прогнозированием не занимались. Однако по итогам стажировки руководством ЦОРИ ГИАЦ МВД России и ЦОРИ ГУВД Краснодарского края было принято принципиальное решение о необходимости закрепления обязанностей по осуществлению оперативно-розыскного прогнозирования за сотрудником, прошедшим стажировку. В последующем со стороны ЦОРИ ГУВД Краснодарского края в адрес ЦОРИ ГИАЦ МВД России было налажено систематическое поступление оперативно-розыскной информации с прогнозом развития оперативной обстановки в регионе. Данная информация активно использовалась сотрудниками отделения оперативно-розыскного прогнозирования ЦОРИ ГИАЦ МВД России при подготовке информационно-аналитических материалов, которые в последующем докладывались руководству МВД России.

С учетом этого положительного опыта в перспективе было бы целесообразно распространить подобную практику и на ЦОРИ других субъектов РФ.

Другой не менее важной проблемой, с которой сталкиваются подразделения оперативно-розыскной информации, где в настоящее время уже выделены сотрудники, непосредственно занимающиеся оперативно-розыскным прогнозированием, являются отсутствие единых критериев и показателей оценки деятельности специализированных субъектов оперативно-розыскного прогнозирования и, как следствие, необходимость их разработки.

Как известно, основные критерии оценки любой деятельности, а также соответствующие показатели позволяют судить о ее эффективности. Оценка результатов оперативно-розыскного прогнозирования является его завершающей стадией, позволяющей подводить итоги выполненных мероприятий, выявлять ошибки и просчеты, допускаемые при его осуществлении, оценивать значимость его результатов, а также осуществлять проверку качества и эффективности полученных выводов с точки зрения их объективности. Без всего этого оперативно-розыскное прогнозирование теряет смысл.

Для анализа всех этих моментов необходима выработка:

1) критериев, выражающих внутренние закономерности оперативно-розыскного прогнозирования (их практически невозможно выразить числовыми показателями);

2) критериев, позволяющих выражать итоги оперативно-розыскного прогнозирования с помощью соответствующих расчетных показателей1.

Помимо низких темпов формирования специального субъекта оперативно-розыскного прогнозирования в подразделениях оперативно-розыскной информации по субъектам РФ и отсутствия единых критериев и показателей оценки серьезным организационным просчетом до настоящего времени остается недостаточность источников информации, которыми располагают сотрудники подразделений оперативно-розыскной информации, занимающиеся аналитической работой в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Представляется, что повышение эффективности оперативно-розыскного прогнозирования напрямую зависит от расширения круга источников информации, поскольку ни один прогноз не может быть составлен на «пустом месте», «с чистого листа». Ему всегда предшествует поиск, сбор и затем уже анализ информации (в том числе и оперативно-розыскной). Поэтому чем больше исходной информации о прогнозируемом объекте удастся собрать оперативному сотруднику, тем более точным будет составляемый им оперативно-розыскной прогноз. Иными словами, выполнение задач оперативно-розыскной деятельности и проведение прогностических исследований невозможно без достаточного уровня информационного обеспечения сотрудников, которые эти исследования проводят, а на современном этапе — и без эффективного использования автоматизированных информационно-поисковых систем.

Именно в связи с этим на ЦОРИ ГИАЦ МВД России и подразделения оперативно-розыскной информации МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по субъектам Российской Федерации возложены оперативно-аналитическое и информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности, а также информационное взаимодействие по обмену оперативной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с приказом МВД России «Вопросы подразделений криминальной милиции» от 8 июля 2003 г. № 530 одними из основных функций ЦОРИ являются:

• «сбор, обработка, хранение и анализ оперативной и иной информации, получаемой подразделениями криминальной милиции в

процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

• интеграция оперативно-розыскной информации с данными, содержащимися в иных информационных ресурсах системы МВД России, других субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также государственных органов, организаций и средств массовой информации».

Из положений приказа следует, что на ЦОРИ возложена задача по формированию и ведению автоматизированного банка интегрированной оперативно-розыскной информации. В этой связи следует согласится с мнением E.H. Яковца, который в своих исследованиях отмечал, что по возможности «ядро» интегрированного банка «должно базироваться на применении передовых информационных технологий с использованием соответствующих программ для ЭВМ и баз данных»2.

Кроме того, анализ зарубежного опыта позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, уголовная полиция зарубежных стран при создании автоматизированных информационно-поисковых систем задействует не только свою, узкопрофильную информацию, но и сведения других служб и ведомств, в том числе не относящихся к правоохранительным органам. Во-вторых, обращает на себя внимание комплексное использование при осуществлении аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности систем криминалистического, криминологического и оперативно-розыскного назначения3. Помимо этого, активно развивается обмен данными оперативно-розыскного характера и на международном уровне.

Исходя из положений ведомственной нормативно-правовой базы, определяющей цели и задачи деятельности подразделений оперативно-розыскной информации, а также исходя из зарубежного опыта аналогичной работы правоохранительных органов, можно сделать вывод, что ЦОРИ было бы целесообразно собирать информацию, необходимую для выполнения поставленных перед ним задач (в том числе и по оперативно-розыскному прогнозированию) из целого ряда источников, которые условно можно разделить на следующие группы:

1) информация из подразделений, входящих в структуру криминального блока органов внутренних дел;

2) сведения из информационных ресурсов подразделений МВД России, не относимых к криминальному блоку;

3) информация, полученная в результате межауна-родной системы обмена полицейской информацией;

4) информация из других правоохранительных органов РФ;

5) информация из государственных органов, учреждений, предприятий и частных организаций, а также средств массовой информации (СМИ);

6) информация из глобальной (всемирной) компьютерной сети Интернет;

7) информация, полученная в результате собственной аналитической работы подразделений оперативно-розыскной информации.

К сказанному выше следует добавить, что данный перечень не может быть раз и навсегда строго определенным. По-возможности он должен расширяться, что будет способствовать повышению качества аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности, а следовательно, и эффективности оперативно-розыскного прогнозирования.

Анализ практики подразделений оперативно-розыскной информации показывает, что, несмотря на частично определенный в ведомственных нормативно-правовых актах перечень источников информации, весьма успешный зарубежный опыт подобной работы, формирование единого информационного пространства органов внутренних дел (а еще лучше всех правоохранительных органов) и его нормативно-правовое закрепление в настоящее время являются одной из сложных проблем в деятельности аналитических подразделений.

В заключение можно сделать ряд выводов:

• до настоящего времени функция оперативно-розыскного прогнозирования подразделениями оперативно-розыскной информации реализуется не в полной мере, что ведет к снижению возможностей субъектов оперативно-розыскной деятельности;

• причинами данной ситуации являются штатная проблема подразделений оперативно-розыскной информации и попытки их использования в качестве штаба криминальной милиции;

• весьма существенное значение для специализированных субъектов оперативно-розыскного прогнозирования имеет разработка единых критериев и показателей оценки их деятельности;

• повышение эффективности оперативно-розыскного прогнозирования напрямую зависит от расширения круга источников информации.

1 См.: Яковец E.H. Выступление на Всероссийском семинаре-совещании руководителей центров оперативно-розыскной информации органов внутренних дел МВД России на тему «Эффективное информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел — залог успеха в борьбе с преступностью». М., С. 12.

2 См.: Яковец E.H. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Монография. М., 2005. С. 145.

3 См.: Там же. С. 146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.