Научная статья на тему 'Организационные подходы к обучению: полипарадигмальный подход'

Организационные подходы к обучению: полипарадигмальный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1226
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / ПАРАДИГМА / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / APPROACH / PARADIGM / POLY-PARADIGMAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макусева Татьяна Гавриловна

В статье рассматривается полипарадигмальный подход к организации обучения, направленный на активизацию самообразовательной познавательной деятельности обучающихся, его место в образовании, приведены структурные составляющие полипарадигмального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макусева Татьяна Гавриловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational Approaches to Education: Poly-Paradigmal Approach

This article considers the poly-paradigmal approach to the educational arrangement, aimed at the intensification of students’ self-educational cognitive activity and its place in education; the structural components of the poly-paradigmal approach are also submitted in the paper.

Текст научной работы на тему «Организационные подходы к обучению: полипарадигмальный подход»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ: ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Т.Г. Макусева

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается полипарадигмальный подход к организации обучения, направленный на активизацию самообразовательной познавательной деятельности обучающихся, его место в образовании, приведены структурные составляющие полипарадигмального подхода.

Ключевые слова: подход, парадигма, полипарадигмальный подход.

В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это в первую очередь обусловлено социальными запросами общества. Современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принятия самостоятельных решений, он должен уметь выбирать в значительном объеме информацию, нужную для решения поставленной задачи, и обрабатывать ее, затем на основании полученного результата творчески подойти к преобразованию окружающей действительности.

Повышение роли самостоятельной работы связано еще и с тем, что Концепция модернизации российского образования наравне с указанием необходимости достижения высокого качества профессионального образования предусматривает ряд задач, ориентированных на постепенную его реорганизацию в соответствии с образовательными стандартами ведущих европейских стран, где большая часть учебного времени отводится различным формам самостоятельной активной работы студентов. Активизация самостоятельной работы студентов требует от преподавателя определенных навыков и особого подхода к организации обучения.

Рассматривая подходы к обучению, И.А. Зимняя отмечает, что по своему определению термин «подход к обучению» многозначен. По ее мнению, подход —

это «глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента). Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения» [3. С 258]. В своем исследовании мы придерживаемся именно этого определения понятия «подход к обучению».

В своем исследовании мы рассматриваем парадигму как системную совокупность технологий, оптимизирующих процесс обучения отдельному предмету на основе самообразовательной деятельности обучающихся. Практической реализацией такой парадигмы является полипарадигмальный подход. Как отмечает А.Н. Галагузов, в целом на сегодняшний день объективно сложилась такая ситуация, когда в реальной практике образования «сосуществует» множество образовательных моделей и ни одна из них не применяется в «чистом виде», а используется применительно к различным компонентам образовательного процесса, конкретным педагогическим ситуациям [1]. В результате в педагогике постепенно утверждается идея полипарадигмальности как многообразия образовательных моделей и их гармонического сочетания в образовательном процессе (А.Г. Асмолов, Л.А. Беляева, М.Н. Берулава, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, И.Г. Фомичева, Е.А. Ямбург и др.). Действительно многие работы последних лет (И.А. Зимняя, О.Г. Старикова, А.П. Огурцов, М.В. Холодилова, В.А. Шершнева, А. С Роботова и др.), характеризуются полипарадигмальным подходом к рассмотрению процессов, происходящих внутри системы образования. К полипарадигмальному подходу заставляет обращаться и необходимость повышения качества образования в соответствии со стандартами третьего поколения ФГОС.

Такая необходимость значительно актуализирует теоретические и методические проблемы, связанные с формированием компетентности обучающихся в различных дисциплинах на основе комплексного использования различных технологий в обучении. Данные технологии, в свою очередь, опираются на различные образовательные подходы. Совокупная реализация таких подходов и приводит нас к полипарадигмальному подходу.

Хотим отметить, что понятие «полипарадигмальный подход», его теоретико-методологические возможности и границы применимости пока не определены с достаточной точностью.

Принцип парадигмальности является одним из важнейших методологических принципов современной гуманистической педагогики и образовательной практики. Этот принцип предполагает: 1) допустимость существования нескольких методологических систем, в рамках которых выстраиваются целостные, законченные теории и модели образовательного процесса; 2) использование различных парадигм на стратегическом (идеологическом) и оперативном уровнях педагогом, а также зависимость выбора парадигмы от уровня сформированности мотивации учения школьников; 3) ориентацию процессов социализации (развитие социумности) и индивидуализации (развитие самости) на различные парадигмальные установки;

4) сочетание элементов различных парадигм в рамках конкретной технологии образования; 5) существование внутри каждой парадигмы некоторого количества частных парадигм [9]. Именно на этом принципе основан полипарадигмальный подход. Полипарадигмальный подход не является новой парадигмой, он предполагает не системность исследовательских парадигм, а согласованность результатов, получаемых с помощью различных парадигм [5].

«Множественность парадигм в современном образовании придает полипа-радигмальному подходу статус исследовательской методологии, — отмечает О.Г. Старикова, — определяемому как совокупность методов, объединяющих идей, принципов конструирования и трансформирования высшей школы, как методологический регулятив ее опережающего развития». Она считает, что полипарадигмальный подход систематизирует знания о стратегиях высшего образования, создает теоретико-методологическую базу для их анализа и оценки, делает срезы инновационности, выявляет направления и продуцирует новые идеи развития образовательных стратегий на национальном и интернациональном уровне, формирует многомерное, полисистемное представление об инновационной стратегии высшей школы, обобщает потенциал ведущих парадигм для совершенствования стратегии развития высшего образования, выявляет приоритетные связи в концептуальном множестве для генезиса правил и стандартов стратегического прогнозирования и проектирования [10].

В монографии Ю.А. Егоровой представлен и содержательно раскрыт полипа-радигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе. По ее мнению, реализовать полипарадигмальный подход — значит осуществить постановку целей обучения с учетом обучающих, воспитательных и развивающих возможностей существующих образовательных парадигм [2].

В монографии Л.В. Львова отмечено, что полипарадигмальный подход истолковывается следующим образом: во-первых, как исследовательская методология; во-вторых, как теория концептуального моделирования образовательной системы; в-третьих, как теоретическая основа проектирования и реализации процесса обучения [6].

В исследовании В.А. Шершневой полипарадигмальный подход рассматривается как совокупная реализация нескольких парадигм, предполагающая доминирующую роль ведущей парадигмы, которой другие не противопоставляются, а дополняют ее по принципу синергетики. Ведущая роль при этом отводится ком-петентностному подходу. По мнению автора компетентностная парадигма определяет новые цели и результаты обучения. В работе отмечено, что полипарадигмаль-ный подход адекватен методологическому плюрализму, который является сущностной характеристикой современной педагогики и способен сыграть важную роль в формировании математической компетентности студентов инженерных вузов [13].

Полипарадигмальный подход, интегрирующий личностно ориентированный, компетентностный, деятельностный подходы к проблеме трудового воспитания учащихся современной школы, адаптирован в работе Л.Н. Нугумановой. Личностно ориентированный аспект раскрывается через субъектную парадигму, которая проявляется в развитии самосознания учащихся на основе рефлексии и в их научении методам и техникам самопроявления в будущей трудовой сфере. Компетентностный аспект, заложенный в основу профильно-ориентированного воспитания, раскрывается на основе привлечения современного производства к процессу воспитания значимых качеств будущего специалиста и приобретения им профильных знаний. Деятельностный аспект раскрывается путем выделения содержания и способов освоения инвариантной общности трудовой деятельности и наиболее значимых для определенных кластеров компонентов профильно-ориентированной деятельности [7].

Гипотезу о полипарадигмальности современного образования выдвигает И.Г. Фомичева [11]. Результаты ее исследования показывают, что невозможно просто объединить все накопленные к сегодняшнему времени противоречивые и разнородные педагогические сведения в рамках одной парадигмы. Возможна и необходима структуризация и систематизация всех педагогических сведений именно с точки зрения полипарадигмального подхода, который, по ее мнению, вполне может претендовать на исходный принцип выстраивания основ философии образования, или по меньшей мере на попытку по-новому определить эти основы.

Как методологию мировоззренческого многообразия полипарадигмальный подход рассматривает А. Остапенко [8].

Рассмотрев различные исследования и мнения различных исследователей относительно полипарадигмального подхода, хотим отметить, что в работах не рассматривается полипарадигмальный подход к активизации самообразовательной деятельности обучающихся. По нашему мнению, реализация полипарадигмально-го подхода позволяет активизировать самообразовательную деятельность обучающихся на основе разумного сочетания различных организационных подходов в обучении. Каждый из этих подходов вносит свое направление в организацию обучения и содействует обеспечению его эффективности. На схеме представлены организационные подходы, образующие в совокупности, с позиции нашего исследования, полипарадигмальный подход (рис.).

Таким образом, полипарадигмальный подход не исключает традиционного обучения, которое в основном направлено на передачу знаний и умений. Такой подход расширяет его за счет различных аспектов, которые вносят в него перечисленные выше организационные подходы к обучению. Полипарадигмальный подход дает возможность модернизировать традиционную образовательную систему, активизируя самообразовательную познавательную деятельность обучающихся, тем самым выполняя один из социальных заказов общества.

Сущность полипарадигмального подхода к организации обучения заключается в повышении личностной направленности обучения, в усилении индивидуальной значимости обучающегося в учебном процессе и ответственности за результаты своей учебной деятельности.

Традиционный подход

Обеспечивает систематический характер обучения, организационную четкость построения учебного процесса, оп-тимальныезатраты ресурсов при организации обучения

Коммуникативный подход

Означает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов

Личностно-деятельност-ныи подход — Понимается как опора на личностные качества обучающегося

Компетентностный подход —> Усиливает практике-ориентированность образования, его прагматический, предметно-профильный аспект

Индивидуальный подход

С X

Ч О с

XI

т

<

I <

с

о 1=

Дифференцированный подход

Адаптивный подход

Информационный подход

Проблемный подход

Модульный подход

Аутентичный подход

Культурологический подход

Учитывает индивидуальные особенности обучающихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных возможностей. Дает возможность конструирования индивидуальных образовательных траекторий

Предполагает предъявление различных требований к различным группам обучающихся в овладении ими содержанием образования

Подразумевает адаптацию обучающихся к учебному процессу в собственном темпе, с учетом индивидуальных особенностей, предоставляет возможность выбора уровня сложности изучаемого самостоятельно учебного материала

Позволяет предоставить полную информацию о программе по предмету, форме и порядке организации обучения, необходимый теоретический материала, материал для самостоятельной работы и самоаттестации, а также для учебных проектныхзаданий

Стимулирует интеллектуальную активность учащихся; содействует развитию процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; стимулирует самостоятельный поиск путей решения проблем

Несет в себе идею рационального, оптимизированного построения процесса обучения, модульной подачи учебного материала

Повышает образовательную активность обучающего, уровень осознания им своих целей и возможностей самореализации

Способствует саморегуляции и самоорганизации личности обучающегося; развивает его индивидуальность; ориентирует на созидательную деятельность, придти к которой возможно через учебные знания, умения и навыки, приобретаемыми в процессе изучения предмета

Рис. Структурные составляющие полипарадигмального подхода

В условиях полипарадигмального подхода главной целью при организации обучения становится создание условий для активной самообразовательной познавательной деятельности, расширяющей рамки традиционного обучения. При этом возможно проектирование различных вариантов организации учебного процесса в зависимости от возможностей обучающихся. Одним из таких вариантов учебного процесса, который позволяет реализовать полипарадимальный подход, является индивидуально-ориентированное обучение.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Галагузов А.Н. Компетентностный подход в корпоративном образовании // Проблемы использования новых инновационных технологий в учебном процессе: Матер. Междун. науч.-практич. конф. — Вып. 2. — Шымкент (Казахстан), 2011. — С. 121—125.

[2] Егорова Ю.А. Полипарадигмальный подход к оптимизации целеполагания в обучении студентов гуманитарным предметам в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2011. — № 7. — С. 54—56.

[3] Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

[4] Изюмова С.А., Эльназарова Ш.И. Личностный подход к исследованию интеллектуальных способностей: теория Гардера в образовательной практике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 1. — С. 55—60.

[5] Лихачева Л.С. Этикет в социальном взаимодействии: методологические возможности полипарадигмального подхода: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2000.

[6] Львов Л.В. Технология формирования учебно-профессиональной компетентности: монография. — Челябинск: ЧГАУ ЮУНОЦ РАО, 2007.

[7] Нугуманова Л.Н. Профильное обучение через призму асимметричного развития способностей школьника // Мир образования — образование в мире. — 2008. — № 4. — С. 157—166.

[8] Остапенко А. Исследование воспитательных систем // Воспитание в школе. — 2011. — № 1. — С. 34—36.

[9] Ромаева Н.Б. Развитие гуманистической педагогики России (Середина XIX—XX вв.): Дисс. ... д-ра пед. наук. — Ставрополь, 2003.

[10] Старикова, О.Г. Полипарадигмальный подход как методологическая основа стратегического развития российского высшего образования // Образование. Наука. Инновации. — 2010. — № 2. — С. 34—39.

[11] Философия образования: некоторые подходы к проблеме. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.

[12] Холодилова М.В. Лексика русской лесопильной промышленности: полипарадигмальный подход: Дисс. ... канд. филол. наук. — Красноярск, 2009.

[13] Шершнева В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — Красноярск, 2011.

ORGANIZATIONAL APPROACHES TO EDUCATION: POLY-PARADIGMAL APPROACH

T.G. Makuseva

Chair of Psychology and Pedagogy Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

This article considers the poly-paradigmal approach to the educational arrangement, aimed at the intensification of students' self-educational cognitive activity and its place in education; the structural components of the poly-paradigmal approach are also submitted in the paper. Key words: approach, paradigm, poly-paradigmal approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.