Рисунок 3 Исследования ролевых ожиданий
10 8 6 4 2 0
I Хозяйственно-бытовая
Родительско-воспитательная
Социальная активность
Ф(27) К(22) Г(20) С(26) М(23)
Хозяйственно-бытовая
Родительско-воспитательная
Социальная активность
Эмоционально-
психотерапевтическ
ая
Ф(27) К(22) Г(20) С(26) М(23)
Рисунок 4 Исследования ролевых притязаний
Таким образом, данные исследования указывают неудовлетворенностью браком в период ожидания ребенка. Женщины затрудняются в интерпретации, объяснении мыслей, чувств и поступков своих супруг. Также, по родительско - воспитательской и эмоционально - психотерапевтической шкалам, у беременных женщин высокие ожидания от партнеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева Т. В. Психология семьи / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2007. - 384 с.
2. Волкова А. Н., Методические приемы диагностики супружеских отношений / А. Н. Волкова, Т. Н. Трапезникова // Вопросы психологии, СПб.: 2009. - №5. -110-116 с.
3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией То-рохтий В.С. - Москва, 2005. - 398 с.
4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи / СПб.: Питер, 2000. -671 с.
ORGANIZATIONAL BASIS FOR SUPPORTING FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF ENTRY INTO A NEW SOCIO-CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Sysoeva A.
graduate student, State Educational Institution «Academy of Postgraduate Education»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ВХОЖДЕНИЯ В НОВУЮ СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ
Сысоева А.В.
аспирант, ГУО «Академия последипломного образования»
Abstract
When working with foreign students, university staff should take into account the dominant life values of foreign students and provide support at the stage of foreign students entering the new socio-cultural and educational environment. We have determined the system of activities of higher education institutions to support foreign students at the stage of entering a new socio-cultural and educational environment.
Аннотация
При работе с иностранными студентами сотрудникам учреждений высшего образования необходимо учитывать доминирующие жизненные ценности иностранных студентов и оказывать поддержку на этапе вхождения иностранных студентов в новую социокультурную и образовательную среду. Нами определена система деятельности учреждений высшего образования по поддержке иностранных студентов на этапе вхождения в новую социокультурную и образовательную среду.
Keywords: intercultural communication; intercultural competence; students.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация; межкультурная компетентность; студенты.
Интенсификация экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь привела к тому, что все больше студентов сталкиваются с рядом проблем, обусловленных как очевидными, так и скрытыми особенностями взаимодействующих культур, различиями между ними. В связи с этим актуальной является проблема формирования межкультурной компетентности участников образовательного процесса, которая предполагает умение индивида ориентироваться в особенностях различных культур, его открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных, религиозных и других межкультурных различий.
С целью совершенствования межкультурной компетентности студентов нами был разработан комплекс мероприятий для отделов воспитательной работы учреждений высшего образования, который направлен на получение знаний в области традиций, обычаев, особенностей различных культур и формирование навыков межкультурной коммуникации. Под межкультурной коммуникацией будем понимать разнообразные формы взаимодействия индивидов, групп или организаций, принадлежащих к различным культурам.
Основными формами работы, в рамках разработанного комплекса мероприятий, являются лекции, тренинговые занятия в студенческих группах, индивидуальные и групповые консультации, организация национальных праздников. В ходе лекций предполагается ознакомление студентов с понятиями «культура», «межкультурная компетентность», со спецификой различных культур, осознание того, как культура влияет на их мысли, чувства и поведение. Тренинговые занятия позволяют студентам перенести полученные знания на различные ситуации межкультурного взаимодействия, овладеть способами эффективного управления эмоциональными реакциями (тревогой, страхом или гневом) во время взаимодействия с представителями других культур и выработать умения «проникать» в культурные различия для повышения эффективности межкультурных контактов. В рамках консультационной работы планируется научить студентов справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, помочь им эффективно общаться, учиться в поликультурной среде, минимизировать конфликты, основанные на культурном непонимании.
С опорой на результаты собственного теоретического анализа и эмпирического исследования, а также на исследования ученых [2, с. 35] были выделены следующие направления в процессе организации поддержки иностранных студентов на этапе вхождения в новую социокультурную и образовательную среду:
I. Организация образовательной среды учреждений высшего образования:
- всестороннее использование возможностей образовательной среды в процессе оказания помощи иностранным студентам;
- организация занятий для всех сотрудников учреждений высшего образования по знакомству с основами педагогической поддержки иностранных студентов;
- информирование сотрудников учреждений высшего образования о необходимости оказания иностранным студентам всевозможной поддержки при взаимодействии с ними;
- непрерывность деятельности по оказанию помощи студентам из-за рубежа, что определяет наличие плана работы с учебной смешанной группой, регулярность и разнообразие такой работы;
- обязательное закрепление куратора за группой этнически смешанной по своему составу;
- обеспечение иностранных студентов современной учебной техникой, оборудованием в процессе обучения, а также разнообразными средствами обучения (словари, методические пособия и др.);
- организация для иностранных студентов адаптационного режима деятельности путем небольшой наполняемости группы, доброжелательной атмосферы на занятиях, поощрения взаимопомощи и др.;
- координация работы по адаптационному режиму иностранных студентов с социально-психологической службой учреждений высшего образования;
- представление иностранным студентам образовательной среды учреждений высшего образования, в том числе знакомство с городом, страной обучения, размещением с необходимыми государственными учреждениями, структурами и ведомствами;
- вовлечение иностранных и отечественных старшекурсников в процесс оказания поддержки студентам-первокурсникам;
- организация тематических встреч иностранных студентов с представителями различных структур и ведомств (сотрудники отделов по гражданству и миграции, страховые компании);
- интенсификация освоения неродного языка и культуры педагогами в процессе обучения иностранных студентов, основываясь на рекомендации по организации занятий по русскому языку как иностранному (освоение лексики, коммуникации, поведения; активные формы работы; представление традиций культуры и социальных норм страны обучения);
- организация влияния поддерживающей образовательной среды, компенсирующих неблагоприятные влияния неродной среды путем обсуждения социокультурных проблем, активного досуга иностранных студентов, проведения мероприятий совместно с белорусскими студентами.
II. Организация педагогической поддержки иностранных студентов:
- распространение страноведческой информации, повествование о национальных особенностях поведения и общения иностранным студентам;
- проведение мероприятий, отражающих национальные традиции, историю и культуру студентов зарубежья для развития и укрепления толерантного отношения к представителям зарубежных стран;
- учет личностных характеристик педагогов при назначении кураторами и преподавателями учебных групп иностранных студентов, отдавая предпочтение таким качествам педагога, как: открытость, доброжелательность, позитивность, эм-патия, активность, толерантность, этнокультурная компетентность и др.;
- формирование такой позиции в процессе обучения, которая выражается включенностью в жизнь смешанной учебной группы, в стремлении выяснить затруднения студентов-иностранцев, их причины и спланировать процесс оказания помощи;
- выстраивание обучения на уровне педагогической и межкультурной коммуникации с целью более легкого вхождения в белорусскую культуру;
- использование этнопедагогических концепций, технологий, методик при организации учебно-воспитательного процесса;
- организация общения со студентами с позиций специфики их культуры;
- поощрение коммуникативной активности иностранцев на занятиях;
- использование интерактивных форм проведения практических занятий в группах смешанного этнического состава;
- осуществление техники педагогического общения путем эмоционального и психологического воздействия;
- освоение преподавателями и психологами иностранного языка (по возможности) с целью содействия ускорению и упрощению решения коммуникативных проблем;
- работа по саморазвитию (повышение квалификации, расширение сферы интересов и т.д.);
- организация и планирование внеучебной активности студентов (разнообразные мероприятия);
- осуществление взаимодействия иностранных студентов с разнообразными лицами при обучении [1, с. 115].
III. Организация психологической деятельности при поддержки иностранных студентов:
- реализация специалистами социально-психологической службы учреждений высшего образования при поддержке иностранных студентов такие направления деятельности, как
а) психологическое просвещение:
- проведение бесед, тренингов, деловых игр, круглых столов, направленных на адаптацию к образовательному процессу и развитию когнитивной сферы личности иностранцев; развитие уровня самосознания; формирование навыков саморегуляции, профилактики стресса; пропаганду здорового образа жизни; развитие психологической культуры личности иностранного обучающегося [2, с. 45];
- организация встреч с авторитетными людьми, которые ориентированы на самоактуализацию и саморазвитие;
- содействие созданию благоприятного микроклимата в студенческой группе;
б) психологическая профилактика:
- проведение интерактивных бесед, круглых столов, ток-шоу, показов тематических видеофильмов по актуальным проблемам иностранных студентов с обязательным последующим обсуждением;
в) психологическое консультирование:
- проведение консультаций как обучающихся, так и педагогических работников учреждений высшего образования по вопросам адаптации и социализации, здорового образа жизни, профессионального становления, управления стрессами и конфликтами, эмоциональной регуляции и социальной защиты студентов из числа иностранных граждан, обучающихся в учреждении высшего образования;
- формирование потребности в саморазвитии иностранных студентов, их нравственно-духовном и физическом совершенствовании, самоактуализации;
- повышение самооценки студентов-иностранцев, учёт и реализация их способностей;
- развитие рефлексивных умений у студентов-иностранцев;
- проведение консультирования не только в соответствии с запросами студентов или педагогических работников учреждений высшего образования, но и планомерно и целенаправленно в соответствии с задачами, поставленными в подпрограмме адаптации иностранных студентов;
г) психологическая диагностика:
- определение личностных особенностей иностранных студентов, интеллектуальных и творческих способностей, профессиональных предпочтений, морально-психологического климата в коллективе и др.;
д) психологическая коррекция:
- формирование оптимистичного мировосприятия студентов из-за рубежа, которое направлено на позитивную коммуникацию и взаимодействие их с окружающими, путем тренинговых занятий;
- формирование уверенности в себе и умение разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии;
- развитие у иностранных студентов навыков самоуправления и управления учебной деятельностью;
- формирование интеллектуального потенциала, лидерских качеств;
- повышение уровня сплоченности в коллективе;
- формирование навыков и умений межкультурной коммуникации иностранных студентов поэтапно:
а) подготовительный этап включает в себя диагностику, анализ сформированности умений межкультурной коммуникации, осмысление и актуализацию межкультурного общения студентов, поиск и обоснование проблем межкультурной коммуникации, выбор оптимального варианта решения этих проблем, мотивация на познание чужой культуры, признание межкультурных различий;
б) деятельностный этап определяет дальнейшее расширение межкультурных знаний, развитие межкультурных умений, связанных со способностью изменять свое поведение в зависимости от
культурной специфики ситуации межкультурного взаимодействия, применение межкультурных знаний и умений на практике;
в) творческий этап предполагает реализацию межкультурных знаний и умений в новой ситуации, самоактуализацию студентов.
Таким образом, комплекс разработанных мероприятий, включающий блок по организации образовательной среды учреждений высшего образования, педагогической поддержки иностранных студентов, психологической деятельности при поддержки иностранных студентов, и направлен на изменения в установках студентов, на развитие сензи-тивности к культурным различиям и на повышение межкультурной компетентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Садохин, А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации : (Опыт системного анализа) / А.П. Садохин // Общественные науки и современность. - 2008. - № 3. - С. 156-166.
2. Снопкова, Е.И. Параметры качества образовательной среды как нормы эффективной педагогической поддержки иностранных студентов // Е.И. Снопкова, О.П. Мартыненко // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №1(8). - С. 264-266.