Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЖИЛОГО СЕКТОРА'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЖИЛОГО СЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ЖИЛОГО СЕКТОРА / ФАКТОРЫ РИСКА ПОЖАРОВ / ПРОФИЛАКТИКА ПОЖАРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ратникова Ольга Дмитриевна, Володченкова Вера Владимировна

Рассмотрены особенности обеспечения пожарной безопасности объектов жилого сектора. Приведены факторы риска высокой пожарной опасности объектов жилого сектора. Описаны условия, способствующие возникновению и развитию пожаров в жилом секторе. Определены основные задачи и основные направления профилактической работы в жилом секторе. Представлены подходы к организации профилактической работы на объектах жилого сектора. Изложены предложения по разработке профилактических мероприятий с использованием заданных финансовых и кадровых ресурсов, а также определению состава участников профилактической работы и обеспечению их взаимодействия. Определены исходные данные для планирования профилактической работы на объектах жилого сектора, состав и полномочия участников деятельности по профилактике пожаров на объектах жилого сектора. Приведены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по проведению организационных мероприятий по профилактике пожаров в жилом секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ратникова Ольга Дмитриевна, Володченкова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASES OF FIRE PREVENTION ACTIVITIES AT THE RESIDENTIAL FACILITIES

The features of fire safety of residential facilities are considered. The risk factors of high fire hazard of residential facilities are given. There are described conditions that promote the occurrence and development of fires in the residential sector. The main tasks and directions of preventive activities in the residential sector are defined. There are presented the approaches aimed at organization of preventive activities at residential facilities. There are made the proposals to develop preventive measures using specified financial and human resources. There are also stated the proposals both to determine the composition of participants of preventive activities and to ensure their interaction. There are determined the initial data for planning the preventive activities at residential facilities, as well as the composition and authorities of participants of fire prevention activities at residential facilities. The authors present the powers of state authorities of the Russian Federation subjects and local self-government bodies concerning implementation of organizational arrangements for prevention fires in the residential sector.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЖИЛОГО СЕКТОРА»

УДК 614.841 DOI: 10.37657/vniipo.avpb.2020.6.4.007

О.Д. РАТНИКОВА, зам. нач. НИЦ - нач. отд.; В В. ВОЛОДЧЕНКОВА, ст. науч. сотр. (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЖИЛОГО СЕКТОРА

Рассмотрены особенности обеспечения пожарной безопасности объектов жилого сектора. Приведены факторы риска высокой пожарной опасности объектов жилого сектора. Описаны условия, способствующие возникновению и развитию пожаров в жилом секторе.

Определены основные задачи и основные направления профилактической работы в жилом секторе. Представлены подходы к организации профилактической работы на объектах жилого сектора.

Изложены предложения по разработке профилактических мероприятий с использованием заданных финансовых и кадровых ресурсов, а также определению состава участников профилактической работы и обеспечению их взаимодействия.

Определены исходные данные для планирования профилактической работы на объектах жилого сектора, состав и полномочия участников деятельности по профилактике пожаров на объектах жилого сектора.

Приведены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по проведению организационных мероприятий по профилактике пожаров в жилом секторе.

Ключевые слова: пожарная безопасность, объекты жилого сектора, факторы риска пожаров, профилактика пожаров

I о данным статистических исследований, наибольшее количество пожа-I ров в стране происходит на объектах жилого сектора [1]. Пожары в жилом секторе, унося человеческие жизни, причиняя вред жизни, здоровью граждан, приводя к большим имущественным и материальным потерям граждан, являются мощным дестабилизирующим фактором и имеют крайне сложные и тяжелые социальные последствия.

В целях снижения рисков возникновения пожаров на объектах жилого сектора должна проводиться системная работа по профилактике пожаров, направленная на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению пожаров в жилье.

Организационную основу деятельности по профилактике пожаров на объектах жилого сектора составляет разработка комплекса взаимоувязанных по задачам и ресурсам мероприятий по профилактике пожаров, обеспечивающих решение проблем пожарной безопасности объектов жилого сектора.

Исходя из особенностей обеспечения пожарной безопасности и в целях разработки основных направлений профилактической работы объекты жилого сектора объединяются в следующие группы: многоквартирные дома;

домовладения, включающие одноквартирные жилые дома, садовые дома, дачи, расположенные на земельных участках, а также хозяйственные постройки на территории домовладения;

дома мобильного типа (вагончики для жилья, прочие здания, используемые для временного проживания).

П;

Особенностями обеспечения пожарной безопасности объектов жилого сектора являются:

многоквартирных жилых домов - различный правовой статус жителей многоквартирного дома (собственники, пользователи, наниматели), дифференцированная юридическая ответственность за обеспечение пожарной безопасности жилых и общих внеквартирных помещений многоквартирного дома, обусловленная множественностью ее субъектов (организации, осуществляющие техническое обслуживание многоквартирных домов, управляющие компании, собственники, пользователи и наниматели жилых помещений, собственники и арендаторы нежилых помещений);

домовладений - отсутствие юридической ответственности собственника домовладения за неисполнение гражданско-правовой обязанности по обеспечению пожарной безопасности домовладения;

домов мобильного типа - отсутствие персонифицированной гражданско-правовой ответственности проживающих в домах мобильного типа граждан за обеспечение пожарной безопасности.

Высокую пожарную опасность объектов жилого сектора определяют ряд факторов риска.

Для многоквартирных домов такими факторами являются: многофункциональность (возможность размещения в одном здании жилых, общественных, административных и иных помещений);

наличие встроенных подземных гаражей - стоянок для легковых автомобилей;

установка металлических дополнительных дверей в коридорах, квартирах и на лестничных площадках, установка домофонов или кодовых замков при входе в здание;

остекление балконов и лоджий; установка в квартирах каминов, саун и т. п.

Для домовладений факторами риска возникновения пожаров являются: возможность встраивания (пристраивания) к жилым зданиям гаражей, саун, мастерских и т. п.;

применение печного отопления; использование твердого топлива (уголь, дрова); индивидуальное водоснабжение, электроснабжение.

Для домов мобильного типа основным фактором риска возникновения пожаров является отсутствие требований пожарной безопасности к строениям для временного проживания людей.

К условиям, способствующим возникновению и развитию пожаров в жилом секторе, относятся: низкая культура пожаробезопасного поведения и низкая социальная ответственность граждан; высокая степень изношенности жилого фонда, инженерного оборудования (особенно систем энергообеспечения); низкая оснащенность жилых зданий средствами обнаружения и оповещения о пожаре и современными средствами пожаротушения.

Дополнительным фактором высокой степени пожарной опасности жилого фонда является отсутствие экономической возможности по содержанию в пожаробезопасном состоянии жилья у малоимущих и социально неадаптированных граждан.

В этой связи основными задачами, на решение которых направлена профилактическая работа на объектах жилого сектора, являются:

повышение правовой грамотности и социальной ответственности граждан

по вопросам обеспечения пожарной безопасности посредством обучения населения по месту жительства основам пожаробезопасного поведения и проведения противопожарной пропаганды;

осуществление контроля за соблюдением правил пожарной безопасности при пользовании жилыми помещениями и местами общего пользования, включая организацию систематической разъяснительной работы среди населения по вопросам пожарной безопасности;

разработка и осуществление мер по повышению противопожарной защиты эксплуатируемых объектов жилого сектора;

принятие мер по ликвидации снятых с учета бесхозных строений; предупреждение случаев самовольного изменения функционального назначения помещений в жилых домах в нарушение жилищного законодательства.

Основными направлениями профилактической работы в жилом секторе являются:

проведение организационных мероприятий, включающих планирование и координацию деятельности по профилактике пожаров на объектах жилого сектора;

проведение профилактических мероприятий, осуществляемых в рамках контрольно-надзорной деятельности;

проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня противопожарной защиты жилых зданий и строений;

проведение профилактических мероприятий, направленных на обучение граждан мерам пожарной безопасности по месту жительства и осуществление противопожарной пропаганды.

Проведение организационных мероприятий осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках государственных программ, программ развития регионов и территорий, а также в рамках работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссий по профилактике правонарушений, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав регионального и муниципального уровней [2-4].

Проведение профилактических мероприятий в рамках контрольно-надзорной деятельности осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора, органов государственного жилищного надзора, муниципального контроля, административно-технического надзора в рамках предоставленных полномочий [5-10].

Проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня противопожарной защиты жилых зданий и строений, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках региональных программ развития, а также органы местного самоуправления в рамках программ развития территорий муниципального образования.

Проведение профилактических мероприятий, направленных на обучение граждан мерам пожарной безопасности по месту жительства и проведение противопожарной пропаганды осуществляют органы местного самоуправления с привлечением сотрудников пожарной охраны, надзорных и правоохранительных органов, органов социальной защиты, органов опеки и попечительства, жилищных и общественных организаций.

Методическое руководство и информационное обеспечение деятельности по профилактике пожаров на объектах жилого сектора осуществляет МЧС России в лице Департамента надзорной деятельности и профилактической работы

и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации [11].

Организация профилактической работы на объектах жилого сектора заключается в постановке целей профилактической работы, выработке задач по их достижению, подбору оптимальных методов и мероприятий с использованием заданных финансовых и кадровых ресурсов, а также определение состава участников профилактической работы и обеспечение их взаимодействия.

Организация профилактической работы на объектах жилого сектора осуществляется:

органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с привлечением органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, органов государственного жилищного надзора, органов государственного пожарного надзора;

органами местного самоуправления с привлечением должностных лиц органов опеки и попечительства, органов социальной защиты, участковых уполномоченных полиции, должностных лиц органов государственного пожарного надзора, органов муниципального жилищного контроля, должностных лиц органов государственного административно-технического надзора.

Организация профилактической работы на объектах жилого сектора включает в себя:

планирование работы по профилактике пожаров в жилом секторе, организацию и обеспечение взаимодействия участников деятельности по профилактике пожаров в жилом секторе,

координацию деятельности по профилактике пожаров в жилом секторе. Планирование работы по профилактике пожаров в жилом секторе осуществляется в целях оптимизация ресурсов (финансовых и кадровых) для достижения основной цели - снижения рисков причинения вреда жизни и здоровью граждан, уменьшения материальных потерь вследствие пожаров.

Исходными данными для планирования профилактической работы являются:

статистические данные о пожарах на объектах жилого сектора субъекта Российской Федерации и муниципального образования [12];

показатели мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования [13];

социально-демографические показатели субъекта Российской Федерации и муниципального образования [14].

Планирование работы по профилактике пожаров в жилом секторе осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления посредством разработки и принятия программ проведения профилактической работы в жилом секторе (включение мероприятий по профилактике пожаров в жилом секторе в планы и программы регионального и муниципального развития).

На основании статистических данных о пожарах и их последствиях выявляются основные причины и виновные в возникновении пожаров на объектах жилого сектора, строятся прогнозы развития обстановки с пожарами на объектах жилого сектора и определяются основные направления профилактической работы.

На основании результатов мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, выявляются основные показатели состояния жилого фонда, которые также учитываются при определении основных направ-

лений профилактической работы и состава профилактических мероприятий.

На основании социально-демографических показателей определяется состав участников деятельности по профилактике пожаров в жилом секторе.

Основные направления, состав профилактических мероприятий на объектах жилого сектора, состав участников деятельности по профилактике пожаров на объектах жилого сектора, сроки (периодичность) проведения профилактических мероприятий включаются в программу (план) проведения профилактических мероприятий, рассматриваются и утверждаются на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Программы (планы) проведения профилактических мероприятий на объектах жилого сектора в обязательном порядке должны предусматривать:

проведение ежеквартальных совместных заседаний комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также комиссий о предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по вопросам уточнения списков многодетных семей, семей, находящихся в социально опасном положении и оценке мест их фактического проживания, а также выделения в оперативном порядке финансовых средств для безвозмездного оказания помощи нуждающимся категориям населения, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, с учетом сезонных рисков, в плановом порядке -в рамках целевых программ;

рассмотрение на постоянной основе на заседаниях региональных и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав вопросов оказания материальной помощи по снижению задолженности по ЖКХ многодетным семьям, а также семьям, находящимся в социально опасном положении.

В программы и нормативные документы финансового планирования регионального и местного уровней должен включаться раздел «Детская безопасность», предусматривающий выделение финансовых средств для безвозмездного оказания помощи нуждающимся категориям населения, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, для повышения уровня противопожарной защиты домовладений (оснащение их жилья автономными пожарными извещателя-ми оказания помощи в ремонте печей, замене электропроводки и газового оборудования).

При разработке разделов целевых программ «Пожарная безопасность и социальная защита», касающихся вопросов пожарной безопасности жилого сектора, подготовке решений Комиссий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, необходимо предусматривать включение в них мероприятий, направленных:

• на обеспечение условий беспрепятственного подъезда и установки пожарной техники;

• строительство и ремонт пожарных водоемов;

• организацию связи с пожарной охраной;

• организацию и проведение совместных с административными инспекциями органов исполнительной власти мероприятий по выявлению и сносу снятых с учета бесхозных строений и других мест возможного проживания лиц без определенного места жительства;

• принятие совместных мер к недопущению строительства жилых зданий, в том числе дачных, в нарушение существующих требований пожарной безопас-

ности;

• внедрение и поддержание в исправном состоянии средств противопожарной защиты, как при проектировании, так и при эксплуатации жилых домов;

• обеспечение многоквартирных жилых домов нормативным количеством первичных средств пожаротушения;

• обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности при содержании помещений и мест общего пользования (подвалы, чердаки, лестничные клетки, коридоры, лифтовые холлы, мусоропроводы, незадымляемые лестницы и т. п.), а также дворовой территории;

• поддержание боеготовности добровольных пожарных формирований населенных пунктов и объектов;

• повышение эффективности функционирования оперативных подразделений путем уменьшения времени прибытия первичных сил и средств, а также укомплектования оперативных подразделений необходимым количеством специальной пожарной техники (коленчатыми подъемниками, автолестницами, автомобилями дымоудаления и другой необходимой техникой в зависимости от местных условий).

Участниками деятельности по профилактике пожаров в жилом секторе являются:

на региональном уровне:

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ГУ МЧС по субъектам Российской Федерации,

комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации,

комиссия по профилактике правонарушений субъекта Российской Федерации,

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав субъекта Российской Федерации;

органы внутренних дел, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, органы образования,

органы государственного жилищного надзора, органы государственного административно-технического надзора, территориальные подразделения Всероссийских общественных организаций;

на муниципальном уровне:

территориальные подразделения федеральной противопожарной службы в лице их структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора,

органы местного самоуправления,

комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления,

комиссия по профилактике правонарушений органов местного самоуправления,

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления,

участковые уполномоченные полиции,

должностные лица органов социальной защиты населения,

должностные лица органов здравоохранения, должностные лица органов образования, органы муниципального жилищного контроля, органы общественного жилищного контроля, управляющие компании в сфере ЖКХ,

общественные и некоммерческие организации (ДНП, ТСЖ, территориальные отделения общественных организаций и др.), волонтеры.

В программах (планах) проведения мероприятий по профилактике пожаров должен быть определен состав участников выполнения каждого мероприятия.

Порядок взаимодействия участников проведения профилактических мероприятий определяется совместными организационно-планирующими документами, при необходимости, соглашениями, принимаемыми и заключаемыми органами государственной власти, а также решениями, принимаемыми Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, с наделением соответствующих должностных лиц полномочиями по участию в мероприятиях по профилактике пожаров на объектах жилого сектора.

Координацию деятельности по профилактике пожаров в жилом секторе осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), которое инициирует рассмотрение на Правительственной комиссии вопросов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам профилактики пожаров на объектах жилого сектора. На основании принятых решений утверждаются двусторонние соглашения о взаимодействии, в которых определяются основные направления данной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЧС России представительствует в иных правительственных координационных и совещательных органах, потенциал которых может использоваться для повышения эффективности деятельности по профилактике пожаров на объектах жилого сектора.

МЧС России в лице Департамента надзорной деятельности и профилактической работы и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности и информационное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам осуществления профилактики пожаров в жилом секторе.

В рамках Правительственной комиссии по профилактике правонарушений [15] ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации осуществляет создание совместных рабочий групп по решению вопросов организации и осуществления профилактики пожаров в жилом секторе, планированию и реализации совместных мероприятий, информационному взаимодействию органов государственного пожарного надзора, органов внутренних дел в рамках предоставленных полномочий.

Деятельность по профилактике пожаров на объектах жилого сектора органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется при реализации следующих полномочий, предоставленных Федеральным законом № 184-ФЗ [3]:

поддержка социально ориентированных некоммерческих объединений пожарной охраны, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих объеди-

нений пожарной охраны;

осуществление контроля за использованием и сохранностью жилых помещений нанимателей или членов семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществление контроля за распоряжением ими;

социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годы, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству; осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;

осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью;

осуществление регионального государственного жилищного надзора, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

осуществление полномочий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом № 182-ФЗ [16].

В соответствии с Федеральным законом № 182-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции:

разрабатывают и принимают меры по реализации государственной политики по профилактике правонарушений в установленной сфере деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне субъектов Российской Федерации;

создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

утверждают и контролируют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений;

осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных Федеральным законом № 182-ФЗ применительно к области обеспечения пожарной безопасности.

Вместе с тем в соответствии с Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится создание комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 69-ФЗ [5] к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере профилактики пожаров на объектах жилого сектора относится:

нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;

осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют профилактику нарушения обязательных требований пожарной безопасности к объектам жилищного фонда в рамках осуществления государственного регионального жилищного надзора в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют профилактику пожаров на объектах жилого сектора в рамках государственного административно-технического надзора за соблюдением требований к содержанию внутриквартальных и внутридворовых территорий в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ [17] органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат) и натуральной помощи.

В соответствии с Федеральным законом № 48-ФЗ [18] органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации являются органами опеки и попечительства, одной из задач которых является защита прав и законных интересов подопечных, в том числе прав на обеспечение личной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ [19] органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации создают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабили-

тации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

При реализации задач по организации профилактики и тушению пожаров противопожарная служба субъекта Российской Федерации через учреждение, созданное в рамках соглашения между МЧС России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет функции:

- анализирует и прогнозирует состояние пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации, вносит на рассмотрение соответствующим органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также организациям предложения по обеспечению пожарной безопасности;

- разрабатывает и организует реализацию региональных целевых программ в области пожарной безопасности, осуществляет контроль за их реализацией;

- организует и ведет статистическую отчетность по пожарам на территории субъекта Российской Федерации и их последствиям;

- содействует укреплению и развитию добровольных пожарных объединений и формирований с целью обеспечения пожарной безопасности;

- организует и контролирует работу по обучению населения мерам пожарной безопасности, осуществляет совместную работу с органами исполнительной власти всех уровней, общественными организациями, волонтерами по профилактике правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности в жилом секторе;

- осуществляет проведение профилактических мероприятий на объектах жилого сектора с использованием потенциала комиссий по профилактике правонарушений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- оказывает методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по вопросам профилактики правонарушений по предупреждению пожаров в домовладениях и жилых помещениях;

- создает совместные рабочие группы, планирует и реализует совместные мероприятия, осуществляет информационное взаимодействие органов государственного пожарного надзора, органов внутренних дел в рамках предоставленных полномочий.

В соответствии с Федеральными законами № 131-ФЗ [4], № 69-ФЗ [5], № 123-ФЗ в целях решения вопросов профилактики пожаров на объектах жилого сектора органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

- организуют работу пожарно-технических комиссий в муниципальных районах, городских округах, в том числе по направлениям деятельности (в структурных подразделениях администраций);

- осуществляют мониторинг обстановки с пожарами на территории муниципального образования, проводят на основе данного мониторинга необходимые профилактические мероприятия;

- ведут учет объектов жилищного фонда, мест проживания категорий граждан, являющихся наиболее частыми виновниками пожаров и подверженных наибольшему риску гибели в случае пожара, в том числе: одиноких престарелых

граждан, многодетных семей, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, и иных социально неадаптированных граждан;

- разрабатывают поадресные графики осуществления профилактических мероприятий на объектах жилого сектора, проводят анализ степени обследования жилищного фонда, мест проживания граждан в течение года;

- организуют на территориях муниципальных образований системную работу профилактических групп из числа должностных лиц администрации муниципального образования, органов опеки и попечительства, органов социальной защиты, участковых уполномоченных полиции, должностных лиц органов государственного пожарного надзора, органов муниципального жилищного контроля, органов государственного административно-технического надзора;

- осуществляют контроль противопожарного состояния территорий населенных пунктов и межселенных территорий, обеспечивают в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности своевременное устранение нарушений требований пожарной безопасности;

- определяют ответственных должностных лиц органа местного самоуправления за соблюдение и обеспечение пожарной безопасности на территории населенных пунктов, а также за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;

- утверждают перечни первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря, используемых в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан;

- организуют работу муниципальной пожарной охраны, создают условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- организуют рассмотрение представительными органами муниципального образования предложений по включению в бюджеты расходов на обеспечение пожарной безопасности;

- участвуют в проведении на территории муниципального образования сезонных профилактических операций («Жильё», «Новый год», «Лето», «Особый противопожарный режим», «Водоисточник», «Победа», «Детский отдых», операция «Школа», «Социальная защита» «Отопление», «Урожай») [20];

- организуют и проводят сходы и собрания с населением муниципальных образований с рассмотрением вопросов обеспечения пожарной безопасности объектов жилого сектора в порядке ст. 25.1 и 29 Федерального закона № 131-ФЗ [4];

- организуют в малочисленных и удаленных населенных пунктах работу сельских старост по проведению профилактической работы с населением.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации [6] органы местного самоуправления создают в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, органы муниципального жилищного контроля, предметом деятельности которых является проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами; проведение проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимате-

лей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (в случае наделения органов муниципального жилищного контроля соответствующими полномочиями).

Организационные мероприятия, проводимые органами местного самоуправления, включают в себя разработку программ и планов профилактической работы на объектах жилого сектора, которые содержат перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения, состав участников профилактической деятельности, объекты жилого сектора, на которых проводятся профилактические мероприятия.

Разработка программ и планов профилактической работы муниципальных образований основывается на следующей информации:

количество и состав граждан, проживающих на объектах жилого сектора; характер застройки на закрепленной территории; наличие и состояние дорог;

состояние подъездов и мест установки пожарной техники; наличие и состояние систем водоснабжения, водоемов и средств связи; близость к населенным пунктам лесных массивов и предприятий с опасными производствами;

наличие в населенных пунктах подразделений пожарной охраны, их удаленность от жилого сектора (населенного пункта);

Для более объективного анализа и разработки программ по реализации профилактических мероприятий обеспечивается взаимодействие со службой участковых уполномоченных полиции в части предоставления информации из Паспорта на административный участок (закрепленную территорию) о составе проживающих на нем граждан и объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, планирование профилактических мероприятий на объектах жилого сектора с учетом наибольших рисков возникновения пожаров позволяет обеспечить адресную направленность профилактической работы, определить состав профилактических мероприятий на объектах жилого сектора с учетом социально-демографического развития субъекта, повысить правовую грамотность населения по вопросам предупреждения пожаров и действий в реальных ситуациях загораний и пожаров.

Список литературы

1. Пожары и пожарная безопасность в 2018 году: статистический сборник / под общей ред. Д.М. Гордиенко. М.: ВНИИПО, 2019.

2. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 30.12.2003 г. № 794. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сент. 1999 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сент. 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сент. 2003 г. (в ред. Федер. закона от 20 июля 2020 г. № 241-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы

« КонсультантПлюс».

5. О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 нояб. 1994 г. (в ред. Федер. закона от 27 дек. 2019 г. № 487-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 дек. 2004 г. (в ред. Федер. закона от 31 июля 2020 г. № 287-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 дек. 2004 г. (в ред. Федер. закона от 31 июля 2020 г. № 264-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 13 авг. 2006 г. № 491. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Правила пользования жилыми помещениями [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 21 янв. 2006 г. № 25. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Правила противопожарного режима в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 25 апр. 2012 г. № 390. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 11.07.2004 г. № 868. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс]: http://www.mchs. gov.ru.

13. Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 29 окт. 2014 г. № 1115. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru.

15. Протокол заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 24 июня 2019 г. № 2 [Электронный ресурс]: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/sovorg/prav_kom

16. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июня 2016 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июня 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. О государственной социальной помощи: Федер. закон Рос. Федерации от

17 июля 1999 г. № 178-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июня 1999 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 июля 1999 г. (в ред. Федер. закона от 24 апр. 2020 № 147-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Об опеке и попечительстве: Федер. закон Рос. Федерации от 24 апр. 2008 г № 48-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 апр. 2008 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 16 апр. 2008 г. (в ред. Федер. закона от 1 марта 2020 г. № 35-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон Рос. Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 мая 1999 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июня 1999 г Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. О реализации мероприятий профилактических операций [Электронный ресурс]: распоряжение МЧС России от 10.10.2016 г. № 448. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Материал поступил в редакцию 17.07.2020 г.

Ратникова Ольга Дмитриевна - заместитель начальника научно-исследовательского центра - начальник отдела. E-mail: otdel1-1vniipo@mail; Во-лодченкова Вера Владимировна - старший научный сотрудник (Всероссийский ордена " Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.

O.D. Ratnikova, V.V. Volodchenkova ORGANIZATIONAL BASES OF FIRE PREVENTION ACTIVITIES AT THE RESIDENTIAL FACILITIES

The features of fire safety of residential facilities are considered. The risk factors of high fire hazard of residential facilities are given. There are described conditions that promote the occurrence and development of fires in the residential sector.

The main tasks and directions of preventive activities in the residential sector are defined. There are presented the approaches aimed at organization of preventive activities at residential facilities.

There are made the proposals to develop preventive measures using specified financial and human resources. There are also stated the proposals both to determine the composition of participants of preventive activities and to ensure their interaction.

There are determined the initial data for planning the preventive activities at residential facilities, as well as the composition and authorities of participants of fire prevention activities at residential facilities.

The authors present the powers of state authorities of the Russian Federation subjects and local self-government bodies concerning implementation of organizational arrangements for prevention fires in the residential sector.

Keywords: fire safety, residential facilities, fire risk factors, fire prevention

Olga D. Ratnikova - Deputy Head of Research Center, Head of Department. E-mail: otdel1-1vniipo@mail.ru; Vera V. Volodchenkova - Senior Researcher.

All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.