Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / НАСИЛИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аведян Аркадий Аведикович

Объективные факторы ее виктимности сотрудников органов внутренних дел обуславливают необходимость выработки и реализации надлежащих организационных мер в целях эффективного виктимологического предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в отношении данной категории лиц. К данным мерам следует отнести, прежде всего, аналитическую и прогностическую работу по выявлению криминальных угроз личной безопасности сотрудников, а также, обеспечение эффективного профессионального отбора сотрудников на службу и стабильности кадрового состава органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL MEASURES FOR THE VICTIMOLOGICAL PREVENTION OF VIOLENT CRIMES COMMITTED AGAINST EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Objective factors of its victimization of employees of internal affairs bodies necessitate the development and implementation of appropriate organizational measures in order to effectively prevent violent crimes committed against this category of persons. These measures should include, first of all, analytical and predictive work to identify criminal threats to the personal safety of employees, as well as ensuring effective professional selection of employees for service and the stability of the staff of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 343.9

DOI 10.23672/o0717-5950-3185-e

Аведян Аркадий Аведикович

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД России [email protected]

Arkady A. Avedyan

Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

Организационные меры виктимологического

предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел

Organizational measures

for the victimological prevention of violent crimes committed against employees of the internal affairs bodies

Аннотация. Объективные факторы ее виктимности сотрудников органов внутренних дел обуславливают необходимость выработки и реализации надлежащих организационных мер в целях эффективного виктимологического предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в отношении данной категории лиц. К данным мерам следует отнести, прежде всего, аналитическую и прогностическую работу по выявлению криминальных угроз личной безопасности сотрудников, а также, обеспечение эффективного профессионального отбора сотрудников на службу и стабильности кадрового состава органов внутренних дел.

Ключевые слова: виктимность, виктимологическое предупреждение, организационные меры, сотрудник органов внутренних дел, насилие.

Annotation. Objective factors of its victimization of employees of internal affairs bodies necessitate the development and implementation of appropriate organizational measures in order to effectively prevent violent crimes committed against this category of persons. These measures should include, first of all, analytical and predictive work to identify criminal threats to the personal safety of employees, as well as ensuring effective professional selection of employees for service and the stability of the staff of the internal affairs bodies.

Keywords: victimization, victimological prevention, organizational measures, an employee of the internal affairs bodies, violence.

Специфическим и, в тоже время, важнейшим направлением противодействия преступности является виктимологическое предупреждение преступлений и правонарушений [1]. Викти-мологическая профилактика на социальном и специальных уровнях представляет собой деятельность широкого круга субъектов по реализации комплекса мер социально-экономического, социально-психологического, правового, организационного, медицинского, информационного, технического и иного характера, направленных на снижение уровня виктимности населения и недопущение его виктимизации. Учитывая специфику жертвы исследуемых преступлений - сотрудников ОВД, объективные факторы ее виктимности, эффективное виктимологическое предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД, невозможно без надлежащего организационного обеспечения данной деятельности.

Отсутствие в стране целевой государственной программы виктимологической профилактики преступлений и правонарушений является одним

из наиболее существенных недостатков существующей системы противодействия преступности, на чем постоянно акцентируется внимание научного сообщества [2; 3]. Разработка и реализация такой программ является основой реализации комплексных мер виктимологического обеспечения безопасности от криминальных угроз различных групп населения.

Как и любая системная целенаправленная деятельность, деятельность по противодействию преступности требует наличия актуальной криминологической информации относительно состоянии преступности и связанных с ней социальных процессов [4, с. 157-168; 5, с. 235-244].

Необходимо отметить, что Концепция обеспечения собственной безопасности в системе МВД России [6] предусматривает в области защиты жизни и здоровья сотрудников ОВД организацию и проведение оперативно-разыскных и профилактических мероприятий по выявлению угроз в отношении ОВД, а также, рассмотрение обращений сотрудников ОВД об угрозе их жизни и здоровью

и проведение проверочных мероприятий по ним (п. 16.1). В то же время, в области профилактики правонарушений сотрудников ОВД предусмотрены скудеющие меры:

- выявление, анализ, классификацию, оценку и прогнозирование внешних и (или) внутренних угроз и определение на этой основе конкретных объектов защиты;

- проведение аналитических исследований состояния законности и служебной дисциплины, а также, подготовка прогнозов развития оперативной обстановки и динамики криминогенных процессов;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений сотрудниками ОВД и прочие (п. 17.4).

Как можем видеть, Концепция не предусматривает комплекса надлежащих аналитических и иных мер по информационному обеспечению вик-тимологической профилактики совершения в отношении сотрудников ОВД преступлений.

В основу виктимологического обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД от насильственной виктимизации должна быть положена аналитическая и прогностическая работа по выявлению криминальных угроз, объективных и субъективных факторов виктимности, процессах и закономерностях виктимизации, а также - по оценке эффективности реализуемых превентивных мер виктимологического характера.

Инструментом решения соответствующих аналитических задач является криминологический мониторинг, выступающий неотъемлемым элементом управления противодействием преступности [7, с. 155]. Именно криминологический мониторинг обеспечивает информационный компонент, а также - синтез элементов статики и динамики механизма противодействия преступности за счет реализации процессов получения, обработки и анализа необходимой для формулирования соответствующих выводов и принятия управленческих решений, информации [8, с. 200].

Непосредственными субъектами криминологического мониторинга, осуществляемого в целях обеспечения личной безопасности сотрудников от насильственной виктимизации, должны выступать кадровые службы, подразделения психологического обеспечения, а также - подразделения обеспечения собственной безопасности ОВД.

Объектами криминологического мониторинга должны выступать:

1) показатели состояния, уровня, динамики и структуры насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД;

2) показатели состояния, уровня, динамики и структуры насильственной преступности, преступлений в сфере управления и иных «фоновых» для насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД, явлений;

3) объективные и субъективные факторы виктимности сотрудников ОВД;

4) степень насильственной виктимизации в целом сотрудников ОВД, а также ее дифференциация относительно отдельных групп (служб, подразделений) сотрудников ОВД;

5) процессы и закономерности виктимизации сотрудников ОВД, в частности, проявляющиеся в особенностях обстановки и ситуации насильственной виктимизации сотрудников ОВД, а также, иных элементов механизма совершения насильственных преступлений в отношении сотрудников ОВД (в зависимости от субъекта преступления, мотивации преступного поведения способов совершения преступления и пр.);

6) уровень и факторы латентности насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД;

7) социальные последствия насильственной виктимизации сотрудников ОВД преступности ОВД;

8) эффективность управленческих решений в сфере виктимологического обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД от насильственной виктимизации;

9) эффективность конкретных мер виктимологического предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД.

В качестве одной из целей мониторинга в сфере профилактики преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД, специалисты указывают на формирование в перспективе ведомственной комплексной программы виктимологи-ческого противодействия преступлениям данного вида [9, с. 125].

На важность криминологического мониторинга как инструментария информационной составляющей виктимологического обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД от насильственной виктимизации указывают и практические сотрудники ОВД. Так, проведенное нами исследование показало, что 80,4 % опрошенных экспертов (опрос 980 практических сотрудников ОВД) указывают на необходимость:

- проведения системной аналитической работы по выявлению криминальных угроз личной безопасности сотрудников ОВД;

- оценки состояния насильственных преступлений, совершаемых в отношении них;

- оценки эффективности мер предупреждения данных преступлений.

Указанное свидетельствует об актуальности для сотрудников ОВД проблемы обеспечения их личной безопасности и необходимости осуществления системной аналитической работы как основы практической деятельности специализированных субъектов по ее обеспечению.

Как было выявлено нами в ходе исследования, около 60 % насильственных преступлений, совершенных в отношении сотрудников ОВД, остаются латентными, при этом латентность данных преступлений обусловлена такими факторами, как:

- утаивание сотрудником факта совершения в отношении него преступления (71,5 %);

- сложности в правовой оценке факта применении насилия в отношении сотрудника ОВД

(51,3 %);

- сокрытием преступлений от учета (10,5 %);

- особенности обстановки совершения преступления - участие в контртеррористических мероприятиях и прочее (9,6 %).

Указанное свидетельствует о необходимости совершенствование имеющихся и выработки качественно новых методик выявления и расследования насильственных преступлений, совершенных в отношении сотрудников ОВД, что позволит иметь актуальную объективную криминологическую информацию относительно состоянии насильственной виктимизации сотрудников ОВД.

Учитывая то, что виктимность сотрудников ОВД находится в обратно пропорциональной зависимости от подбора личного состава и правильной организации службы [10, с. 155], а также то, что виктимизация сотрудников ОВД при совершении в отношении них насильственных преступлений имеет определенную специфику, объективно обусловленную их профессиональной виктимностью (конфликтогенным, экстремальным и стрессоген-ным характером профессиональной деятельности и пр.), а субъективные факторы виктимности сотрудников ОВД, определяемые особенностями личности сотрудника (как индивидуально-психологические, так и поведенческие), могут иметь место (быть присущи сотруднику) до начала прохождения им службы в ОВД [11, с. 165-170], поэтому одной из ключевых мер виктимологиче-ского предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД, является организация и обеспечение эффективного профессионального отбора сотрудников на службу в ОВД и стабильности кадрового состава ОВД.

Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в качестве одних из основных направлений совершенствования деятельности ОВД предусматривает обеспечение уровня укомплектованности личным составом органов ОВД и основных качественных характеристик кадрового состава, достаточных для успешного решения служебных задач, а также повышение качества отбора и подготовки кандидатов на службу в ОВД и совершенствование профессионального психологического отбора кандидатов на службу и учебу [12].

Литература:

1. Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе :

Именно совершенствование механизма профессионального отбора кадров для замещения должностей в системе МВД России определено в качестве одной из основных мер по обеспечению собственной безопасности в системе МВД России (п. 8.6 Концепции), а высокая сменяемость личного состава (особенно в территориальных органах МВД России на районном уровне и их оперативных подразделениях) - признана одной из внутренних угроз собственной безопасности си-сте мы МВД России (п. 10.9) [6].

Максимально высокий уровень отбора кандидатов на службу в ОВД должен быть обеспечен как при поступлении на службу, прежде всего, за счет совершенствования системы отбора кандидатов с учетом глубокого изучения их личности, моральных и деловых качеств, в том числе, с использованием специальных психофизиологических диагностик, так и осуществляться при прохождении службы, прежде всего, при назначении на вышестоящие должности, в том числе, за счет совершенствования процедур изучения, выдвижения и назначения кандидатов на руководящие должности в ОВД.

Проведенный нами опрос сотрудников ОВД показал, что, по мнению большинства экспертов (67 %), именно обеспечение надлежащего профессионального отбора сотрудников на службу в ОВД является одной из наиболее эффективных мер виктимологического предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД. Также, в качестве такой меры эксперты (52 %) указали на необходимость минимизации текучести кадров в ОВД, что позволит обеспечить кадровый потенциал и профессионализм сотрудников ОВД.

С целью повышения эффективности профессионального отбора сотрудников на службу в ОВД, предупреждения противоправного поведения сотрудников и обеспечения виктимологической профилактики необходимо использовать отечественный и зарубежный опыт и имеющиеся психологические, технические и прочие методики.

Таким образом, в основу виктимологического обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД от насильственной виктимизации должна быть положена аналитическая и прогностическая работа по выявлению криминальных угроз, объективных и субъективных факторов виктимности, процессах и закономерностях виктимизации, а также по оценке эффективности реализуемых превентивных мер виктимологического характера. Одной из ключевых организационных мер виктимологического предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении сотрудников ОВД, является организация и обеспечение эффективного профессионального отбора сотрудников на службу в ОВД и стабильности кадрового состава ОВД.

Literature:

1. Vishnevetskiy K.V. Criminogenic victimization of social groups in modern society : monograph /

монография / К.В. Вишневецкий; Под ред. С.Я. Лебедева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2. Майоров А.В. Методологическое обоснование концепции виктимологического противодействия преступности / А.В. Майоров // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 1. С. 15-21.

3. Майоров А.В. Реализация государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности (2014-2020 гг.)» с учетом внедрения подпрограммы «Виктимологическое противодействие преступности в Российской Федерации» / А.В. Майоров // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 4. С. 79-86.

4. Игнатов А.Н. Стратегия противодействия криминальному насилию в современном обществе / А.Н. Игнатов // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. № 6(23). С. 157-168.

5. Игнатов А.Н. Прогностическая и футурологи-ческая функции криминологии и их роль в генезисе уголовного права / А.Н. Игнатов // Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград: ВА МВД России, 2017. С. 235-244.

6. Приказ МВД России от 02.01.2013 № 1 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

7. Игнатов А.Н. Совершенствование механизма противодействия преступности как составляющей обеспечения национальной безопасности / А.Н. Игнатов // Власть Закона. 2016. № 4(28). С. 147-156.

8. Игнатов А.Н. Криминологический мониторинг как составляющая механизма формирования и реализации уголовной политики / А.Н. Игнатов // Современные проблемы уголовной политики. Материалы VI Международной научно-практической конференции : в 2-х т. 2015. С. 196-205.

9. Чумичкин А.С. Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019.

10. Иванова С.В. Стрессоустойчивость сотрудников уголовно-исполнительной системы как фактор противодействия виктимности / С.В. Иванова // Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием : в 2-х т. 2018. С. 155-158.

11. Аведян А.А. Факторы профессиональной виктимности сотрудников органов внутренних дел / А.А. Аведян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. С. 165-170.

K.V. Vishnevetskiy; Ed. S.Ya. Lebedev. M. : UNITY-DANA, 2010.

2. Mayorov A.V. Methodological substantiation of the concept of victimological counteraction to crime / A.V. Mayorov // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2017. № 1. P. 15-21.

3. Mayorov A.V. Implementation of the state program of the Russian Federation «Ensuring public order and combating crime (2014-2020)» taking into account the introduction of the subprogram «Victim-ological combating crime in the Russian Federation» / Mayorov A.V. // Law and order: history, theory, practice. 2017. № 4. P. 79-86.

4. Ignatov A.N. Strategy for countering criminal violence in modern society / A.N. Ignatov // Criminalist Library. Science Magazine. 2015. № 6(23). P. 157168.

5. Ignatov A.N. Prognostic and futurological functions of criminology and their role in the genesis of criminal law / A.N. Ignatov // Actual problems of criminal legislation at the present stage: collection of articles. scientific. tr. Int. scientific-practical conf. Volgograd: VA Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. P. 235-244.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 02.01.2013 № 1 (as amended on 28.02.2018) «On approval of the Concept of ensuring own security in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

7. Ignatov A.N. Improving the mechanism of combating crime as a component of ensuring national security / A.N. Ignatov // Power of the Law. 2016. № 4 (28). P. 147-156.

8. Ignatov A.N. Criminological monitoring as a component of the mechanism for the formation and implementation of criminal policy // A.N. Ignatov // Modern problems of criminal policy. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference : in 2 vol. 2015. P. 196-205.

9. Chumichkin A.S. Victimological prevention of crimes committed against employees of internal affairs bodies : dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2019.

10. Ivanova S.V. Stress resistance of employees of the penal system as a factor in countering victimization / S.V. Ivanova // Man in conditions of uncertainty. Collection of scientific papers of a scientific and practical conference with international participation : in 2 vol. 2018. P. 155-158.

11. Avedyan A.A. Factors of professional victimization of employees of internal affairs bodies / A.A. Avedyan // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 12. P. 165-170.

12. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // СЗ РФ. 2014. № 18 (Часть 4). Ст. 2188.

12. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 № 345 «On the approval of the state program of the Russian Federation» Ensuring public order and combating crime» // SZ RF. 2014. № 18 (Part 4). Art. 2188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.