Научная статья на тему 'Организационные изменения как фактор устойчивости организации'

Организационные изменения как фактор устойчивости организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1136
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационные изменения / естественные изменения / искусственные изменения

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепова А.А.

Данная статья посвящена актуальному на данный момент процессу – организационным изменениям. На сегодняшний день ни одно успешное предприятие не может обойтись без них. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на деятельность организации, виды изменений, ключевые аспекты перемен. Даны рекомендации по ослаблению сопротивлениям изменениям членам организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные изменения как фактор устойчивости организации»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

© Слепова А.А.1

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Данная статья посвящена актуальному на данный момент процессу -организационным изменениям. На сегодняшний день ни одно успешное предприятие не может обойтись без них. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на деятельность организации, виды изменений, ключевые аспекты перемен. Даны рекомендации по ослаблению сопротивлениям изменениям членам организации.

Ключевые слова: организационные изменения, естественные изменения, искусственные изменения.

В современных условиях быстро изменяющейся внешней среды, ускоренных темпов жизни, разнообразных нововведений в 1Т-технологиях успешной компании необходимо вовремя реагировать на данные факторы.

Для сохранения конкурентоспособности, поддержания высокого уровня качества обслуживания покупателей и должного технологического уровня необходимо осуществлять организационные изменения. Современная организация функционирует во все более непредсказуемых условиях, поэтому она должна уметь оперативно реагировать на непредвидимые события.

За годы преобразований было выработано большое количество приемов адаптации к изменяющейся экономической среде. К основным можно отнести: совершенствование организации работ, модернизацию технологических процессов, разработку и внедрение принципиально нового оборудования, расширение рынка сбыта, переход на выпуск новой продукции, пользующейся высоким спросом. Тем не менее, в новых экономических условиях традиционных способов решения возникающих проблем уже недостаточно, для эффективного функционирования и стабильного развития необходимы изменения, касающиеся структуры и системы управления компании в целом. Главная управленческая ошибка в большинстве организаций - использование устаревших систем управления, которые не позволяют должным образом настроиться на потребности.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в современных экономических условиях предприятия должны целенаправленно осуществлять организационные изменения ради обеспечения выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений.

1 Студент 5 курса кафедры Общего менеджмента.

Организационные изменения представляют собой процесс перехода организации, как системы, из одного устойчивого состояния в другое с использованием существующих идей и концепций.

Изменения в организации подразделяются на два основных типа:

- естественные (незапланированные) изменения. Изменения, появляются без заранее поставленной цели, являются следствием воздействия внешней среды.

- искусственные (планируемые) изменения. Изменения, осуществляются целенаправленно с целью адаптации организации к внешней среде, укрепления системы управления [1].

Если организация подвержена только незапланированным изменениям, это признак неумелого руководства, проявление нежелания или отсутствие дальновидности и готовности среагировать в нужный момент на благоприятные возможности и трудности. Но не стоит забывать, что планирование не может полностью устранить потребность также и в незапланированных переменах. Несмотря на это, планируемые изменения помогают организации соответствующим образом подготовиться к неожиданным переменам и сводят к минимуму ситуации, когда в короткий срок нужно принять важные ответственные решения.

На сегодняшний день руководители признают неминуемость изменений в связи с ускорением темпов перемен и непредсказуемостью событий во внешней среде. Перечислим некоторые ключевые факторы ускоряющихся перемен:

- требовательные покупатели. Из-за жесткой конкуренции в большинстве областей покупатели получают лучший сервис, лучшее качество и больший ассортимент товаров и услуг. Циклы жизни товаров и услуг сокращаются, и на рынках появляется все больше новых ниш. Для поддержания конкурентоспособности организация должна предлагать лучший сервис, качество и быть в состоянии создавать новые рынки или уметь проникать на них;

- глобализация. Конкуренция приобретает всемирные масштабы, вследствие чего у покупателей появляется возможность покупать любые товары по всему миру. Товары и услуги свободно перемещаются по миру, источники поставок существенно расширились;

- технология. Информационные технологии серьезно влияют на то, как производятся товары и оказываются услуги, как осуществляется управление внутри организаций и доставка товаров и услуг на рынок;

- человеческий фактор. Все чаще люди становятся фактором, отличающим товары и услуги организации в глазах покупателей. Решающее значение приобретает необходимость привлекать, сохранять и стимулировать работников [2].

Именно под влиянием данных факторов возникает неустойчивая и непредсказуемая среда, из-за которой организации приходится постоянно пре-

терпевать изменения, приспосабливаясь к окружающей среде. Организации со своей стороны также могут провоцировать изменения во внешней среде, разрабатывая и выпуская на рынок новые товары и технологии, которые становятся доминирующими и пользуются высоким спросом.

Успешные современные организации осуществляют свою деятельность посредством постоянных изменений. Эффективное управление изменениями в технической, экономической, политической, демографической и социальной сферах позволяет организациям успешно адаптироваться к изменяющейся внешней среде.

Изменения исходят из их глубины и характера, варьируются от неизменяемого функционирования до полной перестройки организации, когда происходит ее основательное изменение. Каждый вид изменения обусловлен переменами, происходящими во внешней среде, а также сильными и слабыми сторонами самой организации.

Довольно часто объектами развития становятся многочисленные организационные параметры, в частности:

- структура и процессы;

- производственная и информационная технология;

- организационная культура;

- кадровые ресурсы.

Изменения должны органично «влиться» в существующую структуру организации, не нарушив ее целостности. Для этого нужно использовать разные каналы подключения к организационной целостности: целевую детерминацию, систему организационных ценностей, перестройку формальной структуры. Таким образом, процессы изменений в организации требуют серьезного управленческого обеспечения и необходимого воздействия [1].

Каждое преобразование имеет определенные предпосылки, ослабляющие сопротивление членов организации и обеспечивающие положительный результат.

Существенной предпосылкой начала любого изменения в организации служит тот факт, что эти перемены будут содействовать развитию ее стратегии, так как долгосрочное выживание организации основывается на качестве ее стратегии. В ситуации же, когда преобразования лишь косвенно затрагивают стратегию, возникают сомнения в его необходимости и полезности.

Основной предпосылкой обновления является внедрение в сознание работников организации понимания того, что изменения необходимы для нормального, здорового развития, и люди должны быть постоянно к ним готовы. Перемены совсем не обязательно свидетельствуют о том, что организация попала в критическое состояние, но они и должны осуществляться не ради самих себя, а идти на пользу всем сотрудникам.

Другой идеологической предпосылкой является формирование и развитие новой системы общих ценностей, составляющих одну из основ надеж-

ности и устойчивости организации. Для того чтобы последние были приняты большинством ее членов, нужно учитывать их индивидуальные ценности. Тогда сотрудники станут более активно стремиться к достижению общих целей.

Следующей идеологической предпосылкой к успешному осуществлению изменений является признание уникальности личности каждого сотрудника организации и воспитание чувства доверия к исполнителям, отношения к ним, как к главной творческой силе, а не просто как к персоналу.

Последней идеологической предпосылкой обновления служит создание и поддержание в организации необходимой атмосферы, обеспечивающей хорошие отношения в коллективе и устранения внутренних барьеров.

Важной организационной предпосылкой обновления является наличие четких целей и стратегий, широкое привлечение рядовых исполнителей к решению максимального числа задач, стоящих перед организацией, в том числе и связанных с непредвиденными ситуациями [3].

Кроме этого, предпосылкой успешного осуществления изменений служит гарантия занятости всем сторонникам, а тем более ярым приверженцам преобразований, которые обычно являются квалифицированными специалистами. Наряду с этим, от сотрудников, служащих помехой, решительно необходимо избавляться, но массовые увольнения оправданы только в условиях жесточайшего кризиса. Необходимо разработать эффективную систему мотивации сотрудников, обеспечивающую их заинтересованность в изменениях, позволяющую одновременно вознаграждать за достижения и проявлять по отношению к ним внимание руководства, обеспечивая им общественное признание.

Список литературы:

1. Бэкмология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы:р://Ьесто1о-gy.ru/blog/business/change_man01.htm (дата обращения: 11.04.2016).

2. Джини Даниэль Дак Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. - М.: Альпина Паблишер, 2009. - 320 с.

3. Резник С.Д. Управление изменениями: учебник / С.Д. Резник, М.В. Чер-никовская и др.; под общ. ред. С.Д. Резника - 2-е изд., перераб и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.