Научная статья на тему 'Организационные и правовые основы деятельности правоохранительных органов во взаимодействии с органами государственного управления и общественными формированиями по профилактике насилия в семейно-бытовых отношениях'

Организационные и правовые основы деятельности правоохранительных органов во взаимодействии с органами государственного управления и общественными формированиями по профилактике насилия в семейно-бытовых отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
369
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика / домашнее насилие / полиция / взаимодействие / общественные организации / центры реабилитации. / prevention / domestic violence / police / interaction / public organizations / rehabilitation centers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ергали Ошпанбаевич Тузельбаев, Владилен Гайкович Татарян, Нелля Имамуратовна Каирова

Рассматриваются организационные и правовые основы деятельности правоохранительных органов по профилактике насилия в семье во взаимодействии с органами государственного управления и общественными формированиями, которым делегированы полномочия по координации действий местной полиции, а также социальных служб, связанные с центром социально-психологической реабилитации и адаптации женщин и детей, попавших в сложную ситуацию вследствие насилия и угрозы со стороны близких и родных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN COOPERATION WITH GOVERNMENT BODIES AND PUBLIC ORGANIZATIONS FOR THE PREVENTION OF VIOLENCE IN FAMILY AND DOMESTIC RELATIONS

Discussed the organizational and legal foundations of law enforcement agencies to prevent domestic violence in cooperation with government bodies and public organizations, which are delegated the authority to coordinate the actions of the local police, as well as social services associated with the center for socio-psychological rehabilitation and adaptation women and children in a difficult situation due to violence and threats from relatives and closely related people

Текст научной работы на тему «Организационные и правовые основы деятельности правоохранительных органов во взаимодействии с органами государственного управления и общественными формированиями по профилактике насилия в семейно-бытовых отношениях»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951 ББК 67.401.031

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10044 © Е.О. Тузельбаев, В.Г. Татарян, Н.И. Каирова, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Ергали Ошпанбаевич Тузельбаев, профессор кафедры юриспруденции, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный сотрудник органов МВД РК, полковник полиции МВД РК в отставке Казахско-Русский международный университет (030006, Казахстан, Актобе, ул. Айтеке Би 52) E-mail: ereke_akrobe@mail.ru

Владилен Гайкович Татарян, профессор кафедры административного права, доктор юридических наук, профессор, Академик Евразийской Академии административных наук, Почетный ветеран органов МВД РК и Национальной Гвардии РК

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: tataryan2654@ inbox.ru

Нелля Имамуратовна Каирова, заведующая кафедрой «Право», кандидат юридических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН

Казахско-Русский международный университет (030006, Казахстан, Актобе, ул. Айтеке Би 52) E-mail: ereke_akrobe@mail.ru

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Г.Х. Хадисов

Аннотация. Рассматриваются организационные и правовые основы деятельности правоохранительных органов по профилактике насилия в семье во взаимодействии с органами государственного управления и общественными формированиями, которым делегированы полномочия по координации действий местной полиции, а также социальных служб, связанные с центром социально-психологической реабилитации и адаптации женщин и детей, попавших в сложную ситуацию вследствие насилия и угрозы со стороны близких и родных.

Ключевые слова: профилактика, домашнее насилие, полиция, взаимодействие, общественные организации, центры реабилитации.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN COOPERATION WITH GOVERNMENT BODIES AND PUBLIC ORGANIZATIONS FOR THE PREVENTION OF VIOLENCE IN FAMILY AND DOMESTIC RELATIONS

Ergali O. Tuzelbaev, professor of the department of jurisprudence, doctor of legal sciences, professor, Honored officer of bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, retired colonel of the police of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan

Kazakh-Russian international university (030006, Kazakhstan, Aktobe, ul. Aiteke Bi 52) E-mail: ereke_akrobe@mail.ru

Vladilen G. Tataryan, professor of the department of administrative law, doctor of legal sciences, professor, Academician of the Eurasian Academy of Administrative sciences, Honorary veteran of bodies of the Ministry of Internal Affairs of Kazakhstan and the National Guard of Kazakhstan

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: tataryan2654@ inbox.ru

Nella I. Kairova, head of the department «Law», candidate of legal sciences, professor, corresponding member of RAEN Kazakh-Russian international university (030006, Kazakhstan, Aktobe, ul. Aiteke Bi 52) E-mail: ereke_akrobe@mail.ru

Reviewer: candidate of legal sciences, associate professor G.Kh. Hadisov

Abstract. Discussed the organizational and legal foundations of law enforcement agencies to prevent domestic violence in cooperation with government bodies and public organizations, which are delegated the authority to coordinate the actions of the local police, as well as social services associated with the center for socio-psychological rehabilitation and adaptation women and children in a difficult situation due to violence and threats from relatives and closely related people.

Keywords: prevention, domestic violence, police, interaction, public organizations, rehabilitation centers.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Тузельбаев Е.О., Татарян В.Г., Каирова Н.И. Организационные и правовые основы деятельности правоохранительных органов во взаимодействии с органами государственного управления и общественными формированиями по профилактике насилия в семейно-бытовых отношениях. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):201-205.

После обретения Республикой Казахстан статуса независимости, большое внимание еще в начале 1990-х гг. было уделено развитию социально-бытовой, экономической и правовой сферы. В стране произошли значительные изменения в законодательстве, были разработаны новые актуальные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственного управления, правоохранительных органов и новых общественных формирований, которые особое внимание стали уделять вопросам связанным с профилактикой административных правонарушений, а также преступлений в семейно-бытовых отношениях. Прежде всего, следует отметить, что насилие в семье является определенным следствием распространенности разных видов жесткого принуждения, которое существует в трудовой, общественной, досуговой жизнедеятельности простых людей.

В процессе становления экономических отношений в стране активно стал развиваться переход на рыночную систему экономики, которая часто переходила границу лишения рабочих мест, в результате чего для большинства масс людей последствием явилось лишение источников для нормальной жизнедеятельности. Кардинально обновленное государство и общество отказалось от многих прежних форм защиты различных социальных групп, особенно тех, кто оказался в сложном материальном положении. Восторжествовал принцип: «кто сильнее, тот и успешнее в своей жизни». В этой ситуации семья оказалась в сложном положении, когда взрослые ее представители больше заботились об элементарном выживании, а не о культуре отношений между близкими людьми. Общая стрессовая ситуация, в которую попало практически все население страны, неизбежно привела к возрастанию психического, а в определенных ситуациях, и физического насилия в семье.

Проведенные учеными и практическими работниками исследования показали, что уровень распространенности семейного насилия в настоящее время достаточно высок: практически каждый третий человек в той или иной форме подвергается насилию со стороны членов своей же семьи. Усугубляет ситуацию не в полной мере имеющееся законодательство страны, отвечающее предъявляемым требованиям и обеспечивающее защиту семьи. В процентном соотношении женщины и дети чаще других членов семьи становятся жертвами разного рода насильственных действий. Чаще всего вначале проявляется психическое насилие, которое в определенный момент дополняется различными по степени тяжести физическими действиями, создающими не только угрозу здоровью, но и жизни человека.

Кстати, вопросы противодействия насилию в области семейно-бытовых отношений являются актуальными не только для Казахстана, России и других стран бывшего Союза ССР, но и для других государств мира. В частности, согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), распространенность физического и (или) сексуального насилия варьируется от 30 до 35% относительно женщин, участвовавших в исследовании этих проблем. В государствах, являющихся членами Совета Европы, каждая четвертая — пятая женщина хотя бы один раз в своей взрослой жизни подвергалась физическому насилию, а каждая десятая женщина становилась жертвой сексуального насилия с применением физической силы1.

Казахстану, как новому независимому государству, стало необходимо отреагировать на увеличение размера и видов вышеназванных новых проблем. Для этого в 30-ти статьях разд. II — «Человек и гражданин» концептуально новой Конституции Республики Казахстан, принятой еще на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. и действующей в редакции четырех Законов РК: от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г., от 2 февраля 2011 г. и от 10 марта 2017 г. были зафиксированы положения о том, что каждый человек и гражданин страны имеет право: на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону; на судебную защиту своих прав и свобод; на получение квалифицированной юридической помощи, которая должна оказывается бесплатно; на неприкосновенность частной жизни; на защиту личной и семейной тайны; на защиту своей чести и достоинства и других конституционных прав2. Более подробно эти права человека и гражданина были зафиксированы в послании Конституционного Совета Республики Казахстан от 9 июня 2017 г. № 09-2/5 «О состоянии Конституционной законности в Республике Казахстан», а их признание, соблюдение и защита входят в обязанность государства3.

Основной Закон Казахстана также гарантирует государственную поддержку семьи и детства. В

1 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Материалы от 29 ноября 2017 г. «Насилие в отношении женщин».

2 Статьи 10-39 разд. II — «Человек и гражданин» Конституции Республики Казахстан, принятой еще на Республиканском Референдуме 30 августа 1995 г. (с изм. и доп. по состоянию на 23 марта 2019 г.). Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К»», 2019.

3 Послание Конституционного Совета Республики Казахстан от 9 июня 2017 г. № 09-2/5 «О состоянии Конституционной законности в Республике Казахстан».

любом обществе особое значение имеет государственная защита основных прав и интересов несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние дети, как никто другой, подвержены риску различного рода посягательств, а в силу объективных причин часто не могут самостоятельно защитить себя как физически, так и юридически. Поэтому проблема обеспечения законности в сфере детства носит глобальный характер.

Н.А. Назарбаев, будучи еще Президентом РК, также неоднократно указывал, что важнейшей из приоритетных задач, стоящих перед МВД Республики Казахстан, другими правоохранительными органами страны, а также перед Министерством образования и науки РК, Министерством здравоохранения РК и Министерствм труда и социальной защиты РК на ближайшее время и на долгосрочную перспективу «...остается защита законных интересов граждан». Серьезной корректировки требует профилактика в семейно-бытовых отношениях. Предстоит повысить эффективность работы участковых инспекторов местной полиции и участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, которые должны эффективно выявлять проблемы, имеющиеся на вверенной им территории, у ее жителей, включая тех, кто входит в так называемую «группу риска» (это женщины и дети)4.

Недостаточное понимание гражданами страны действующих законов государства, в котором они проживают, также и нежелание защитить себя от подобных преступных проявлений и есть «удобная почва для безнаказанного процветания» подобного рода правонарушений, которыми являются проявления семейно-бытового насилия. В связи с этим Н.А. Назарбаев многократно призывал граждан страны и сотрудников госорганов усиливать профилактическую деятельность правоохранительных органов страны, в том числе и службы местной полиции МВД РК, а также Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства здравоохранения РК и Министерства образования и науки РК в этой сфере и внести существенные конкретные изменения и дополнения с учетом современных требований в имеющиеся «Программы по защите несовершеннолетних лиц и насилия женщин».

В последнее время в Казахстане, в условиях социально-политических и экономических преобразований, вопросы насилия в семье приобрели особую значимость. Постепенное изменение культурно-просветительских факторов, обычаев, уважение традиций, а также общественных отношений в быту (в повседневном привычном укладе жизни человека),

изменило восприятие моделей конфликтного поведения в семье. В результате чего, несмотря на различный характер и сложность имеющихся фактов домашнего насилия, четко прослеживается общая тенденция возрастания всестороннего осуждения его противоречий, возникающих в общении друг с другом.

Восприятие насилия в семье, с точки зрения закономерного явления общественного развития, связано с определенным риском чрезмерного упрощения и обобщения этого формата. Проблема домашнего насилия, к сожалению, глобальна. Члены семьи становятся жертвами агрессивных действий значительно чаще, чем посторонние люди. Это относится как к мелким ссорам, связанным с незначительным причинением вреда здоровью, так и к более серьезным правонарушениям, включая тяжелые последствия. Направленность значительной доли агрессии против близких людей, отмечается практически во всех странах мира, что дает основание говорить об универсальности этого негативного явления.

Казахстанское же общество сосредоточивает усилия государственных органов, правоохранительных, судебных органов и общественных организаций на создании атмосферы непримиримости к насильственному построению семейных отношений; осуществлении ранней профилактики правонарушений и преступлений в быту; обеспечении защиты от насилия детей, лиц пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан, которые в силу особенностей своего развития, могут подвергаться насилию, прежде всего, и со стороны членов своей семьи.

Исходя из вышеизложенного, мы подтверждаем, что основными задачами механизма правового регулирования по профилактике бытового насилия против женщин и детей являются: оценка опасности в случаях домашнего насилия; оказание поддержки и помощи в планировании безопасности пострадавших и любых зависимых от нее лиц; юридическое консультирование в правовом отделе Акимата города (области), оказание юридической помощи адвокатами жертвам насилия в семье и поддержки их в государственных органах, в том числе: в правоохранительных органах РК, в том числе в местной полиции РК, в Министерстве труда и социальной защиты РК и в судебных органах, в том числе в специализированных межрайонных административных судах, в специализированных межрайонных судах по делам несовершеннолетних; содействие в социальном обустройстве жертв насилия, их

4 Выступление Первого Президента Казахстана Н.А. Назарбаева на VII съезде судей Казахстана 21 ноября 2016 г.

психологической и медицинской реабилитации; предоставление фактического жилого помещения (специализированные центры) женщинам и детям.

Надо также отметить, что в настоящее время в Казахстане активно функционируют различные специализированные Центры. Перечислим некоторые из них: Центр социально-психологической реабилитации и адаптации для женщин и детей «Родник», Кризисный центр «Подруги», Кризисный центр «Дом для мамы», Кризисный центр-приют для лиц, попавших в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия «Правовой Центр женских инициатив «Сана Сезiм»5. Предоставление услуг в таких Центрах должно находиться на контроле в Министерстве здравоохранения, отвечать высоким стандартам оказания социальной помощи, к ним относятся безопасность, женская взаимопомощь, неравнодушие, анонимность, безвозмездность, расширение собственных прав и возможностей сотрудников, простота доступа, равенство доступа к предоставляемым услугам. Помощь осуществляется квалифицированными специалистами и волонтерами — женщинами (психологами, преподавателями учебных заведений и школ), имеющими дополнительную подготовку. Оперативность оказания услуг повышается и благодаря использованию горячих многоканальных телефонных линий, чатов. Осуществляется делегирование части правозащитных полномочий от государственных органов к неправительственным организациям («Нур Отан», «Ак жол» и др.). В первую очередь это касается функционирования сети Центров инноваций, которые осуществляют координацию действий органов полиции и социальных служб и реализуют активный подход медицинской помощи со стороны врачей, психологов пострадавшим гражданам. Мы также полагаем, что в настоящее время необходимо образовать соответствующие Центры, которые будут курировать Министерство внутренних дел Республики Казахстан совместно с Национальной комиссией по делам женщин Министерства труда и социальной защиты и Семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан при их финансировании из государственного бюджета.

Почему происходит насилие в семье? На этот вопрос многие из числа представителей правоохранительных органов, занимающихся проблемой домашнего насилия, не могут в полной мере ответить, так как их деятельность зависит от эффективности выбранных профилактических направлений на ранней стадии агрессивного поведения по отношению к близким. На наш взгляд, первоисточником информации для населения о семейно-бытовых отноше-

ниях являются средства массовой информации, а именно: различные программы в Интернете, на телевидении, радио и в других средствах информации, которые должны подробно транслировать примеры правильных семейных отношений, отражающиеся в правовой культуре, обеспечивая стабильное функционирование развития этих отношений против вышеназванного насилия. Однако, к сожалению, в настоящее время происходит обратное представление об агрессии к несовершеннолетним и женщинам в целом, так как чаще всего активно и подчас весьма подробно транслируются конфликтные ситуации, что естественно приводит к насаждению неправильных стереотипов в сознании людей. При этом само насилие представляется как нормальный и правильный способ разрешения возникших конфликтов.

Представления населения о насилии в семье нельзя назвать полноценными и четкими. При общении с разными группами респондентов обращает на себя внимание высокая степень распространенности недовольства. В большей степени формы насилия не принимаются людьми во внимание либо вообще не причисляются к насилию. По статистике примерно каждые три человека из четырех могут допустить в качестве нормального поведения ссору и (или) крики с угрозами. При этом около 80% опрошенных органами полиции РК граждан могут допустить шлепок ребенка или даже легкий удар взрослого в качестве обычного способа общения в семье. А около 40% населения страны считают приемлемым даже нанести сильный удар взрослому человеку или ребенку. Следовательно, представления людей о насилии в семье имеют весьма примитивный и огрубленный характер, что способствует утверждению и распространению этого феномена.

Первоочередной причиной домашнего насилия является и то, что оно имеет системный характер, не являясь ни случайностью, ни досадным эпизодом. Системность домашнего насилия проявляется в самих принципах его функционирования: это повторяющиеся во времени инциденты множественных видов насилия в том числе: физического, сексуального, психологического и экономического. Другими словами, в очаге конфликта обычно имеется конкретная проблема, некое противоречие интересов, которое чаще всего можно разрешить при помощи переговоров, компромиссов и взаимных уступок.

В «критической» ситуации насилия в семье поводом для агрессии является не проблемная ситуация, а интересы только одной стороны — обидчика, глав-

5 Кризисные Центры в Казахстане // URL://otyrar.kz/

ной целью которого является желание контролировать и управлять поведением и чувствами другого. В результате этого подвергшийся насилию человек может получить психологический, социальный, экономический, сексуальный или физический вред, ущерб или физические травмы. Имеются также принципиальные отличия домашнего насилия от других агрессивных актов, которые заключаются в особенностях отношений между объектом и субъектом насильственных действий. При этом отличие от преступления, совершенного на улице незнакомцем, домашнее насилие происходит в отношениях между близкими людьми, а именно: супругами или близкими партнерами, бывшими супругами, родителями, детьми, другими родственниками, людьми, которые были помолвлены или собираются (собирались) пожениться и т.п. Все эти проблемы возникают в семейно-бытовых отношениях, связанных с насилием в отношении женщин и малолетних детей или подростков.

Основной целью данного научного исследования является разработка соответствующих рекомендаций, предложений в деятельности правоохранительных органов по выполнению возложенных на них задач при подготовке научно-теоретических и практических выводов по совершенствованию, прежде всего, административно-правовых средств предупреждения и пресечения органами внутренних дел (полицией) РК правонарушений в сфере семейно-бы-товых отношений. На этой основе в последние время уже были сделаны соответствующие теоретические выводы и внесены законодательные предложения, которые могут быть использованы при совершенствовании действующих нормативных правовых актов в целях повышения эффективности практической деятельности правоохранительных органов6, органов государственного управления РК, а также внесения соответствующих актуальных изменений и дополнений в содержание Уголовного кодекса РК7 и Кодекса РК об административных правонарушениях8.

Таким образом, теоретический и эмпирический анализы содержания, форм, способов профилактики и предотвращения насилия в семье позволяет нам сделать следующие выводы. При выборе анализа данных направлений, опыта решения обозначенной нами проблемы должны учитываться следующие факторы: прежде всего, необходимость постоянного контроля со стороны органов прокуратуры страны9, которая должна проводить правильную и эффективную политику в отношении наличия правовой основы для регулирования деятельности центральных государственных органов РК — Министерств и Комитетов РК. В том числе новых Министерств РК, появившихся с

февраля 2019 г.: Министерства здравоохранения РК, Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства образования и науки РК. А также и негосударственных организаций по профилактике семейного насилия. При этом государству необходимо: четко контролировать уровень внедрения и реализации положений новых нормативных правовых актов и рекомендаций органов исполнительной власти, в том числе Акиматов районов, городов и областей; определять результаты реагирования на факты насилия и адекватного воздействия на лиц, совершающих насильственные действия по отношению к членам семьи; соединение репрессивных и других, в том числе психотерапевтических, средств коррекции агрессивного поведения лиц, совершивших насилие в семье; устанавливать возможность использования отдельных положений такого опыта при организации профилактики насилия в семье органами внутренних дел Республики Казахстан10.

Завершая краткое рассмотрение данной актуальной темы, следует еще раз отметить, что основной акцент при решении данной проблемы должен быть сделан на эффективную административную деятельность полиции МВД РК и, прежде всего, на Местную полицейскую службу, появившуюся в стране в соответствии с Законом РК № 388-У от 2 ноября 2015 г.11, во взаимодействии с другими правоохранительными органами страны, органами государственного управления РК как основными структурными элементами, непосредственно осуществляющими функции по эффективному предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

6 Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 г. № 199-У ЗРК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (с изм. и доп. по состоянию на 18 марта 2019 г.); Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 г. 380-1У ЗРК. (в ред. 28 декабря 2018 г.). Алматы: «Издательство «Норма-К», 2019.

7 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-У ЗРК (с изм. и доп. по состоянию на 3 июля 2019 г.).

8 Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-У (с изм. и доп. по состоянию на 1 сентября 2019 г.).

9 Новый Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 г. № 81-У1 ЗРК «О Прокуратуре» (с изм. и доп. по состоянию на 1 сентября 2019 г.): Сб. нормативных правовых актов. Ал-маты: «Издательство «Норма-К», 2019.

10 Статья 29 «Компетенция Акима области, города республиканского значения, столицы» гл. 3 — «Акимы и акиматы. Образование, компетенция и организация деятельности» Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г. № 148-11 (с учетом изм. и доп., внесенных в 2017 г.).

11 Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 г. № 388-У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности местной полицейской службы» (в ред. Закона РК от

12 июля 2018 г. № 180-У1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.