Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОЛИЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ / КАРДИНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / КОМИССАРИАТ / НОМЕНКЛАТУРА ДОЛЖНОСТЕЙ / ТРЕБОВАНИЯ / НАРОДНЫЙ ПОМОЩНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джиембаев Руслан Кайратович, Салкебаев Талгат Смагулович

Статья посвящена анализу деятельности административной полиции. Автор подходит к ее изучению сквозь призму отечественной и зарубежной теории и практики, стремясь сформулировать положения и выводы, которые могут быть применены в условиях казахстанской действительности. Автор предлагает функции этой службы передать в ведение местных исполнительных органов или органов местного самоуправления, акцентируя при этом внимание на том факте, что в компетенцию данного подразделения входит охраной общественного порядка, патрулирование территории населенного пункта и некоторые другие задачи по оказанию помощи гражданам. Важным для понимания сути деятельности муниципальной полиции является понимание ее цели задач, которые и определены в статье. Рассмотрены нормативные формы, которые уполномочат деятельность муниципальной полиции. Автор подчеркивает, что принципиальным в работе муниципальной полиции является соответствие его ее сотрудника представлениям общества о помощнике и защитнике в лице стража порядка. По мнению автора, система подготовки муниципального полицейского должна кардинально отличаться от существующей в других правоохранительных органах и ОВД, например, при поступлении (вступительном экзамене) на службу не должно быть тестирования на знание законодательства Республики Казахстан, так как необходимые знания лицо получит в рамках обучения, стажировки и профессиональной деятельности, целесообразным отбор кандидатов осуществлять путем конкурса на лучший социальный проект. Отдельное внимание в статье уделяется привлечению на службу в муниципальную полицию грамотных, достаточно интеллектуальных, культурных, сложившихся, социально ориентированных граждан, неравнодушных к чужим проблемам. Автор обосновывает идею о том, что кандидата на службу необходимо довести до стандартов муниципального полицейского, развив в нем дополнительные специальные навыки для осуществления общеполезной функции - защитника и помощника. В завершении статьи делается вывод о том, что основным показателем деятельности муниципальной полиции должно стать отсутствие уличной преступности, высокая культура и безопасность на улицах города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF STATE ACTIVITIES FOR THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS

The article is devoted to the analysis of the activities of the administrative police. The author approaches its study through the prism of domestic and foreign theory and practice, seeking to formulate provisions and conclusions that can be applied in the conditions of Kazakh reality. The author suggests that the functions of this service should be transferred to the jurisdiction of local executive bodies or local self-government bodies while emphasizing the fact that the competence of this unit includes the protection of public order, patrolling the territory of a locality and some other tasks to assist citizens. It is important to understand the essence of the municipal police activity is to understand its purpose and objectives which are defined in the article. The normative forms that will authorize the activities of the municipal police are considered. The author emphasizes that the fundamental thing in the work of the municipal police is the compliance of his/her employee with the society's ideas about an assistant and defender in the person of the guardian of order. According to the author the system of training a municipal policeman should be radically different from the existing one in other law enforcement agencies and the Department of Internal Affairs, for example, when entering (entrance exam) there should be no testing for knowledge of the legislation of the Republic of Kazakhstan for the service since a person will receive the necessary knowledge within the framework of training, internship and professional activity it is advisable to select candidates through a competition for the best social project. Special attention in the article is paid to attracting competent, sufficiently intellectual, cultural, established, socially oriented citizens who are not indifferent to other people's problems to serve in the municipal police. The author substantiates the idea that a candidate for service should be brought up to the standards of a municipal policeman, developing additional special skills in him to carry out a generally useful function a defender and assistant. At the end of the article it is concluded that the main indicator of the activity of the municipal police should be the absence of street crime, high culture and safety on the streets of the city.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 342.5

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Джиембаев Руслан Кайратович 1

Кандидат юридических наук, ассоциированный профессор, подполковник полиции, начальник факультета послевузовского образования Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова; г. Караганда, Республика Казахстан; e-mail: rusya-our@mail.ru

Салкебаев Талгат Смагулович

Доктор философии (Phd), доцент кафедры общеюридических дисциплин Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, подполковник полиции; г. Караганда, Республика Казахстан; e-mail: Salkebaev@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности административной полиции. Автор подходит к ее изучению сквозь призму отечественной и зарубежной теории и практики, стремясь сформулировать положения и выводы, которые могут быть применены в условиях казахстанской действительности. Автор предлагает функции этой службы передать в ведение местных исполнительных органов или органов местного самоуправления, акцентируя при этом внимание на том факте, что в компетенцию данного подразделения входит охраной общественного порядка, патрулирование территории населенного пункта и некоторые другие задачи по оказанию помощи гражданам. Важным для g понимания сути деятельности муниципальной полиции является понимание ее цели задач, а, которые и определены в статье. Рассмотрены нормативные формы, которые уполномо-s& чат деятельность муниципальной полиции. Автор подчеркивает, что принципиальным в & работе муниципальной полиции является соответствие его ее сотрудника представле-g ниям общества о помощнике и защитнике в лице стража порядка. По мнению автора, s система подготовки муниципального полицейского должна кардинально отличаться от 5 существующей в других правоохранительных органах и ОВД, например, при поступлении g (вступительном экзамене) на службу не должно быть тестирования на знание законов дательства Республики Казахстан, так как необходимые знания лицо получит в рамках ¿Е обучения, стажировки и профессиональной деятельности, целесообразным отбор канди-8 датов осуществлять путем конкурса на лучший социальный проект. Отдельное внима-¡g ние в статье уделяется привлечению на службу в муниципальную полицию грамотных, с достаточно интеллектуальных, культурных, сложившихся, социально ориентированных < граждан, неравнодушных к чужим проблемам. Автор обосновывает идею о том, что кан-¡3 дидата на службу необходимо довести до стандартов муниципального полицейского, раз-^ вив в нем дополнительные специальные навыки для осуществления общеполезной функции tj - защитника и помощника. В завершении статьи делается вывод о том, что основным о показателем деятельности муниципальной полиции должно стать отсутствие уличной § преступности, высокая культура и безопасность на улицах города.

Ключевые слова: административная полиция, оптимизация работы, кардинальная ре-t; форма деятельности, муниципальная полиция, Комиссариат, номенклатура должностей,

s требования, народный помощник. о

X S

S X

ь

ш m

1 Автор для корреспонденции 66

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ КОГАМДЫК ТЭРТ1ПТ1

КОРГАУ Ж0НШДЕГ1 МЕМЛЕКЕТТ1К КЫЗМЕТТЩ ¥ЙЫМДАСТЫРУШЫЛЫК ЖЭНЕ К¥КЫКТЫК АСПЕКТ1ЛЕР1: МУМК1НД1КТЕР1 МЕН ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ

Руслан Кайратович Джиембаев

Зац гылымдарыныц кандидаты, цауымдастырылган профессор, полиция подполковниг1, Казацстан Республикасы 11МБ. Бейсенов атындагы Караганды академиясыныц жогары оцу орнынан кешнг! бтм беру факулътеттщ бастыгы; Караганды ц., Казацстан Республикасы; e-mail: rusya-our@mail.ru

Талгат Смагулович Салкебаев

Философия докторы (Phd), Казацстан Республикасы 11МБ. Бейсенов атындагы

Караганды академиясыныц жалпы цуцыцтыц пэндер кафедрасыныц доцентi,

полиция подполковнигi; Караганды ц., Казацстан Республикасы; e-mail: Salkebaev@mail.ru

Аннотация: Мацала эшмшшк полиция цызметт талдауга арналган. Автор оны зерт-теуге отандыц жэне шетелдт теория мен практиканыц призмасы арцылы, цазацстандыц шындыц жагдайында цолдануга болатын ережелер мен тужырымдарды тужырымдауга тырысады. Автор бул цызметтщ функцияларын жергiлiктi атцарушы органдардыц не-месе жергiлiктi взiн-взi басцару органдарыныц царамагына берудi усынады, бул ретте осы бвлiмшенiц цузыретте цогамдыц тэртiптi цоргау, елдi мекеннщ аумагын патрулъдеу жэне азаматтарга квмек кврсету жвнiндегi кейбiр басца да мтдеттер шреттте назар аударады. Муниципалды полиция цызметтщ мэнт тусту yшiн осы мацалада аныцталган мтдеттердщ мацсатын тусту мацызды. Муниципалды полицияныц цызметiне уэкшет-тт беретт нормативтт Нысандар царастырылады. Автор муниципалды полицияныц жумысында оныц цызметкертщ цогамныц тэртт сацшысы реттде квмекшi жэне цоргаушы туралы идеяларына сэйкестт мацызды екент айтады. Автордыц птртше, муниципалды полиция цызметкерт даярлау жуйеЫ басца цуцыц цоргау органдары мен шю ° wтер органдарынан тYбегейлi ерекшеленуi керек, мысалы, цызметке к1ру (тусу емтиханы) q кезтде Казацстан Республикасыныц зацнамасын бшуге арналган тестыеу болмауы керек, К вйткеш адам оцу, тагылымдама жэне кэЫби цызмет аясында цажеттi бшм алады.ец н жацсы элеуметтт жобага конкурс арцылы кандидаттарды тацдаган дурыс. Мацалада q басца адамдардыц проблемаларына бей-жай царамайтын сауатты, жеткiлiктi интел- У лектуалды, мэдени, цалыптасцан, элеуметтж багдарланган азаматтарды муниципалды 5 полицияга цызметке тартуга ерекше назар аударылады. Автор цызметке Yмiткердi му- К ниципалды полиция цызметкертщ стандарттарына дейт жетшзу керек деген идеяны Н негiздейдi, онда пайдалы функцияны - цоргаушы мен квмекшн жузеге асыру ушт цосым- ДА

сг

о

СП А

ша арнайы дагдыларды дамытады. Мацаланыц соцында муниципалды полиция цызметiнiц негiзгi кврсеткiшi квше цылмысыныц болмауы, цала квшелерiндегi жогары мэдениет пен цаутЫздт болуы керек деген цорытындыга келдi.

Ty^h свздер: эшмшшк полиция, жумысты оцтайландыру, цызметтi тYбегейлi ре-формалау, муниципалды полиция, Комиссариат, лауазымдар номенклатурасы, талаптар, А халыц квмекшш. о

О

И

А

р

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF STATE ACTIVITIES FOR THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS

Dzhiembayev Ruslan Kairatovich

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Police Lieutenant Colonel, Head of the Department of General Legal Disciplines of the Karaganda Academy of the Ministry oflnternal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after B. Beisenov; Karaganda, Republic of Kazakhstan; e-mail: rusya-our@mail.ru

Salkebaev Talgat Smagulovich

Doctor of Philosophy (PhD), Associate Professor of the Department of General Legal Disciplines of the Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after B. Beisenov, Police Lieutenant Colonel; Karaganda, Republic of Kazakhstan; e-mail: Salkebaev@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the activities of the administrative police. The author approaches its study through the prism of domestic and foreign theory and practice, seeking to formulate provisions and conclusions that can be applied in the conditions of Kazakh reality. The author suggests that the functions of this service should be transferred to the jurisdiction of local executive bodies or local self-government bodies while emphasizing the fact that the competence of this unit includes the protection of public order, patrolling the territory of a locality and some other tasks to assist citizens. It is important to understand the essence of the municipal police activity is to understand its purpose and objectives which are defined in the article. The normative forms that will authorize the activities of the municipal police are considered. The author emphasizes that the fundamental thing in the work of the municipal police is the compliance of his/her employee with the society's ideas about an assistant and defender in the person of the guardian of order. According to the author the system of training a municipal

0 policeman should be radically different from the existing one in other law enforcement agencies £ and the Department of Internal Affairs, for example, when entering (entrance exam) there should ^ be no testing for knowledge of the legislation of the Republic of Kazakhstan for the service since

a person will receive the necessary knowledge within the framework of training, internship and El professional activity it is advisable to select candidates through a competition for the best social

1 project. Special attention in the article is paid to attracting competent, sufficiently intellectual,

< cultural, established, socially oriented citizens who are not indifferent to other people's problems

0 to serve in the municipal police. The author substantiates the idea that a candidate for service

1 should be brought up to the standards of a municipal policeman, developing additional special >s skills in him to carry out a generally useful function - a defender and assistant. At the end of the g article it is concluded that the main indicator of the activity of the municipal police should be the

< absence of street crime, high culture and safety on the streets of the city.

^E Keywords: administrative police, optimization of work, cardinal reform of activities, municipal

< police, commissariat, nomenclature of positions, requirements, people's assistant.

Ь

5 DOI: 10.52026/2788-5291 2022 68 1 66

£

о

X

о

< Введение

< С 2013 года в Казахстане были объе-р* динены дорожная и патрульная полиция. ^ Предполагалось, что таким образом будут ^ одновременно пресекаться уличные право-^ нарушения и нарушения правил дорожного ^ движения. Однако, на наш взгляд, это приве-Щ ло к тому, что полицейские попросту ушли с

улиц и дворов на автодороги, обратив прак-

тически все свое внимание (по крайней мере, большую его часть) на автовладельцев.

Вместе с тем на улицах городов, в скверах, парках все чаще имеет место вандализм и мелкое хулиганство. Например, в Актау была разрушена балюстрада на набережной в 14-ом и 15-ом микрорайонах. Горожан возмущало, что архитектурные сооружения не приводят в порядок и не наказывают ван-

далов.2 От действия хулиганов пострадала в Актау и Скальная тропа - один из самых популярных туристических объектов. Хулиганы выломали ногами перила.3 Также неизвестные вандалы осквернили в Актау Вечный огонь. Металлическая крышка с Вечного огня была снята, а внутри и за его пределами лежал мусор. Помимо этого, горожанами в ночное время бросается мусор. В Усть-Каменогорске малолетние дети подпалили буквы в выгравированных на Мемориале славы у Вечного огня фамилиях восточноказахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.4 В Алматы вандалы сломали таблички и украли пуфики на обновленном Терренкуре.5 В Караганде злоумышленники в центральном парке разрушили брусчатку и спортивные площадки, повредили парковые скульптуры.6 Кроме того, вандалы повредили памятник погибшим шахтерам, перевернули мусорные баки и скамейку.7 Печально также и то, что многие уличные фонари в скверах и парках разбиты. В столице периодически бьют стекла теплых остановок.8

Примеров можно привести очень много, это, еще не считая ежедневных случаев, когда откалывают гранит на фонтанах, бордюрах, плюют на остановках, бросают мимо урны сигареты и т.д.

Все это обусловливает необходимость оптимизации работы административной полиции, возможно, даже кардинального пересмотра ее деятельности. Очевидно, что силами только пеших патрулей национальной гвардии подобные проблемы решить невозможно.

Материалы и методы исследования

В процессе подготовки настоящей статьи использовались такие методы познания социально-правовой и профессио-

нально-правовой действительности, как диалектический, сравнительно-правовой, системно-логический, проблемно-поисковый, анализ, моделирование.

Наверное, будет банально, но в связи с этим интересно напомнить, что «в 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой сущий ад. Там совершалось более 1500 тяжких преступлений каждый день. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рискованно ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити. Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений - наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75% меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон».9 Именно с этого времени стала широко известна теория разбитых окон, рассматривающая мелкие правонарушения не только как индикатор криминогенной обстановки, но и как фактор, влияющий на уровень преступности в целом10, применению которой и обязан такой спад преступности в этом городе.

Параллели напрашиваются сами собой. Не будем пересказывать всем известную теорию разбитых окон, но парадоксально, что борьба в первую очередь с мелким хулиганством в Нью-Йорке дала положительный результат в целом на состояние преступности. Уровень корыстно-насильственных преступлений кардинально снизился.

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

2 Вандалы разгромили благоустроенную набережную в Актау. https://tengrinews.kz/accidents/vandalyi-razgromili-blagoustroennuyu-naberejnuyu-v-aktau-419047/

3 Скальная тропа в Актау пострадала от вандалов. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/skalnaya-tropa-v-aktau-postradala-ot-vandalov-409411/

4 Малолетние дети устроили акт вандализма в Усть-Каменогорске. https://tengrinews.kz/news/maloletnie-deti-ustroili-akt-vandalizma-v-ust-kamenogorske-438674/

5 Вандалы сломали таблички и украли пуфики на обновленном Терренкуре в Алматы. https://tengrinews.kz/ kazakhstan_news/vandalyi-slomali-tablichki-ukrali-pufiki-obnovlennom-444291/

6 Злоумышленники разрушают брусчатку и спортивные площадки в центральном парке Караганды. https://24. kz/ru/news/social/item/434335-zloumyshlenniki-razrushayut-bruschatku-i-sportivnye-ploshchadki-v-tsentralnom-parke-karagandy

7 Вандалы снова повредили памятник погибшим шахтерам в Центральном парке Караганды. http://ekaraganda. kz/?mod=newsread&id=85748

8 Вандалы в Астане. https://24.kz/ru/news/incidents/item/290002-vandaly-v-astane-eshche-odin-zhitel-stolitsy-razbil-tepluyu-ostanovku

9 Айрат Галиуллин. Теория разбитых окон. https://www.psychologos.ru/articles/view/teoriya-razbityh-okon

10 Теория разбитых окон. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_разбитыхокон

А

СП

О

СП

О

X

е о

2 А

П.

CL

< Z

CL

о е

X

о

m

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП <

< СП

ь

-Q

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

Обсуждение

Рассуждая о возможности осуществления подобной практики и у нас, хотелось бы отметить, что, к сожалению, в Казахстане в последнее время недовольство работой полиции только растет. Например, результаты обследования уровня доверия населения к правоохранительным органам в 2020 году показывают, что доверие к полиции со стороны граждан снизилось: полиции полностью доверяют 37% опрошенных (годом ранее -38,3%). С тотальным недоверием к полиции относятся 2,7% (годом ранее - 2,3%). 6,3% относятся к полиции весьма настороженно. 38,4% готовы доверять лишь частично.11

К слову, еще в 2018 году Лидер нации Н.А. Назарбаев раскритиковал работу казахстанских полицейских. «В мире полицейский - это друг человека, гражданина на улице. А у нас кто? Я всегда привожу в пример, в Грузии был эксперимент полицейских. Всех уволили до одного, пригласили юристов.. ,».12

На наш взгляд, подобное положение дел заставляет задуматься о кардинальной реформе полиции. Старая, еще советская система органов внутренних дел уже давным-давно не вписывается в нынешнее мироустройство, а результаты работы местной полицейской службы, имеющей двойное подчинение, довольно сомнительны. С другой стороны, к реформам в этой сфере следует отнестись осторожно, аккуратно поэтапно вводить новшества, где-то что-то упрощая. Ведь перегруженный многочисленными функциями, жесткой субординацией, ненормированным рабочим графиком и запутавшийся в сложной бюрократической системе сотрудник правоохранительного органа может не выдержать темпа и уйти. К тому же, нередко забывается и то, что помимо экономической мотивации в работе для многих сотрудников большое значение имеет и удовлетворение общесоциальных потребностей (желание приносить пользу обществу, его признание), а не только одобрение руководства. Порой эти вещи (экономическая мотивация и удовлетворение социальных потребностей) расходятся друг с другом. Например, более высокая ступень в карьере (предположим перемещение из тер-

риториального подразделения в центральный аппарат) предполагает и отдаление от социума (его оценки и признания). Работа в таком случае становится более абстрактной и зависимой от бюрократических законов. Особо остро это проявляется в полиции. Думается, что в первую очередь в самом выгодном экономическом положении должны оказаться те сотрудники, которые непосредственно работают с людьми. Они должны быть и наиболее разгружены от второстепенных функций и ограждены от излишних бюрократических процедур. А «культ руководителя» должен смениться культом хорошего работника.

Ранее мы уже отмечали преимущества децентрализованного подхода в организации полиции по примеру США [1, с. 105-109]. В этой стране каждый штат, каждый крупный город, округ имеет свое полицейское ведомство, независимое от федерального центра. Централизованным же органом уголовного преследования в США является ФБР, которое имеет свое представительство в каждом штате и городе. Особенно эта система эффективна в вопросе противодействия коррупции в полиции. Работа полиции оценивается и по отношению населения к деятельности стражей порядка, в том числе по доброжелательности, положительным поступкам, помощи в сложной ситуации. Например, в этой стране нередки случаи, когда полицейские просто так поинтересуются у проходящей мимо на улице беременной женщины, не нужно ли ей в чем-нибудь помочь, к примеру, довезти на машине до нужного адреса или принести стакан питьевой воды.

Вместе с тем на данный момент полностью подобную практику (полное устранение централизованной системы в полиции) копировать не следует. Представляется возможным рассмотреть в качестве эксперимента лишь некоторые моменты. Например, поделить функции административной полиции между ОВД и новым децентрализованным органом - муниципальной полицией. Организовать в рамках последнего пешие патрули. Отметим, речь идет только о пешей патрульной службе, хотя, в случае успеха подобной практики, возможно в дальнейшем рассмотреть вопрос и об образовании

^ 11 Доверие населения к правоохранительным органам падает. Тотальное недоверие к полиции выказали уже 2,7% ^ опрошенных, еще 6,3% относятся весьма настороженно, а 38,4% готовы доверять лишь частично. http://ranking.kz/ зс ru/a/infopovody/doverie-naseleniya-k-pravoohranitelnym-organam-padaet-totalnoe-nedoverie-k-policii-vykazali-uzhe-27-У oproshennyh-eshyo-63-otnosyatsya-vesma-nastorozhenno-384-gotovy-doveryat-lish-chastichno

т 12 Назарбаев: «В мире полицейский - друг человека, а у нас кто?». https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-v-mire-politseyskiy-drug-cheloveka-a-u-nas-kto-352173/

в рамках муниципальной полиции дорож-но-патрульной службы и других служб.

Новый орган - муниципальная полиция должен стать самым престижным среди всех правоохранительных органов. Его сотрудники должны быть обеспечены хорошим социальным пакетом и самой высокой заработной платой среди всех правоохранительных структур. График работы должен быть эффективным (нормированным) как с точки зрения выполнения работы, так и с точки зрения восстановления (отдыха), а в непосредственной деятельности должны быть исключены несвойственные функции и излишняя бюрократия. Именно в таком ключе, на наш взгляд, наиболее эффективно получится реализовать сервисный подход в работе органов правопорядка.

В таком случае Комиссариат муниципальной полиции будет подчинен непосредственно акиму города (отчет перед Масли-хатом). Министерству внутренних дел и его территориальным подразделениям данный орган подотчетен не будет. Муниципальная полиция будет иметь отличную от ОВД форменную одежду с символикой соответствующей административно-территориальной единицы.

Очень важный момент - необходимо, чтобы корпоративные порядки и традиции ОВД в новом органе были исключены. Вот почему в новую муниципальную полицию не должен попасть ни один сотрудник ОВД, даже ранее уволенный со службы по собственному желанию. В чем тогда будет смысл эксперимента, если в итоге получатся две совершенно одинаковые («по менталитету») полицейские структуры? Не должны быть предусмотрены здесь и специальные звания «лейтенант полиции», «старший лейтенант полиции» и т.д. Номенклатуру должностей целесообразно предусмотреть следующим образом:

- офицер муниципальной полиции;

- старший офицер участка муниципальной полиции;

- помощник комиссара (городское управление муниципальной полиции - комиссариат);

- заместитель комиссара (городское управление муниципальной полиции - комиссариат);

- комиссар (начальник городского управления муниципальной полиции).

В данной ситуации представляется, что районный участок муниципальной полиции возглавляется старшим офицером участка

муниципальной полиции. Таких районных участков в городе (областном центре) может быть от трех до пяти в зависимости от его масштаба. В городах-спутниках один, два. В случае отсутствия по какой-либо причине старшего офицера, согласно соответствующему приказу комиссара, обязанности по руководству подразделением могут быть возложены на наиболее опытного сотрудника из числа офицеров муниципальной полиции данного участка.

Городское управление муниципальной полиции (комиссариат) возглавляется комиссаром, который имеет одного заместителя. В штат комиссариата входят и должности помощников комиссара - офицеры муниципальной полиции, которые осуществляют координацию действий и оперативное управление подразделениями муниципальной полиции, обеспечивают работу аппарата комиссариата и взаимодействие с другими правоохранительными органами, аналитики. Желательно предусмотреть как можно меньше различных начальников. Сотрудники кадровой службы, бухгалтерии, секретариата, психологи являются гражданскими служащими.

Полагаем, что осуществлять подготовку офицеров муниципальной полиции следует в специально организованных для этого Е учебных центрах (Школа (Академия) му- д ниципальной полиции)) не на казарменном К положении в течение шести-восьми месяцев и (стипендия). Плюс четыре месяца стажи- д ровка в должности офицера муниципальной У полиции. Итоговый экзамен. А

Примерные основные требования к кан- А дидатам: о

- гражданство Республики Казахстан; Д

- наличие высшего образования (по лю- Е бой специальности) или среднего специаль- Ь ного юридического образования. (Возможно В наличие среднего профессионального меди- И цинского образования по специальностям: р медико-профилактическое дело, лечебное В дело, сестринское дело, социальная работа); §

- прохождение службы в рядах вооружен- и ных сил Республики Казахстан для мужчин, ф прохождение медицинских курсов для жен- р щин; Ц

- не менее двух лет волонтерской деятель- и ности (документальное подтверждение, ха- к рактеристика, грамоты);

- положительные характеристики по ме- ( сту жительства; —

- отсутствие судимости; 2

- возраст до 40 лет; 2

- хорошее состояние здоровья. Требование относительно волонтерской деятельности призвано быть гарантией того, что человек неравнодушен к проблемам других людей и ориентирован на социально полезные цели.

Приведем пример. Гражданин А. еще в школьные годы активно участвовал в волонтерской деятельности. Принимал участие в акциях помощи нуждающимся людям, инвалидам, бездомным животным. После окончания школы прошел службу в рядах вооруженных сил Республики Казахстан. Затем поступил в высшее учебное заведение на специальность «Журналистика». Обучаясь в вузе, гражданин продолжил участвовать в волонтерской деятельности, занимался спортом, к уголовной ответственности не привлекался. После окончания вуза проработал два года в ТОО Издательство «Нефте-газ» редактором.

Очевидно, что подобная автобиография говорит о положительных личных качествах человека и хорошей общеобразовательной гуманитарной базе. Все это позволит муниципальному полицейскому в своей деятельности соответствовать представлениям общества о помощнике и защитнике в лице стража порядка. Остается только довести та™ кого кандидата до стандартов муниципаль-¡3 ного полицейского, причем не переделать его под систему, а развить в нем дополни-^ тельные специальные навыки для осущест-1 вления общеполезной функции - защитника

и помощника. ^ Целесообразность подготовки офицеров ^ муниципальной полиции вне казармы и ото сутствие специальных званий мы отметили I не зря. Нам представляется, что полугражданский образ такого стража порядка бли-§ же воспримется населением - своеобразное < ополчение от народа, призванное обеспе-с чить в общине порядок и безопасность. <1 В этой связи система подготовки муници-(З пального полицейского должна кардиналь-^ но отличаться от существующей в других ^ правоохранительных органах и ОВД. Всту-о пительный и итоговый экзамен целесоо-о бразно принимать специальной комиссии, т в которую входили бы комиссар муници-^ пальной полиции, представитель акимата, 5 представители общественных объединений Ь и правозащитных организаций, авторитет-^ ные представители профессорско-препода-^ вательского состава вузов города. Особенно Ь хотелось бы подчеркнуть необходимость т участия в ней общественности. Реализа-

цию общественного контроля деятельности муниципальной полиции также возможно осуществлять в рамках деятельности подобной комиссии (в т.ч. рассматривать жалобы граждан и т.д.).

Процедура поступления (вступительный экзамен) на службу не должна предполагать тестирование на знание законодательства Республики Казахстан, как это происходит сейчас. Предполагается, что необходимые знания лицо получит в рамках обучения, стажировки и профессиональной деятельности (как это было в советское время). Отбор кандидатов целесообразно осуществлять путем конкурса на лучший социальный проект. В этом вопросе обязательно должен присутствовать творческий элемент. Например, кандидат мог бы представить вниманию комиссии проект решения некоторых проблем людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, или инвалидов; определить роль в этом проекте муниципальной полиции, или проект решения каких-либо экологических проблем при участии муниципальной полиции, а также предложить новые направления взаимодействия полиции с институтами гражданского общества, иные общественно полезные и социально значимые проекты.

Подобный конкурсный отбор должен быть призван обеспечить поступление на службу грамотных, достаточно интеллектуальных, культурных, сложившихся, социально ориентированных граждан, неравнодушных к чужим проблемам.

В основу программы подготовки должны лечь вопросы социальной ориентации, повышения культурного уровня и эстетического воспитания, физическая подготовка. В частности, особое внимание следовало бы уделить вопросам деловой коммуникации, культуре речи, изучению административного законодательства, практикам по составлению протоколов об административном правонарушении, педагогике и психологии, экологической безопасности, оказанию медицинской помощи, отработке алгоритма действий при общении с гражданами (особенно в конфликтных ситуациях), боевым приемам. Целесообразно привлекать представителей правозащитных организаций к совместному с преподавателями проведению занятий. Сценарии практических занятий по такой тематике, как «Обеспечение прав человека в деятельности полиции» могли бы заранее моделироваться, затем подробно разбираться вопросы этического поведения как полицейского, так и гражданина.

В целом предполагается, что такой полицейский в большинстве случаев не будет решать проблему силовым методом, участвовать в разгоне митингов и других подобных мероприятиях, но при необходимости должен пресечь противоправные действия или задержать правонарушителя. Поэтому вооружен он может быть спецсредствами: палкой резиновой, перцовым баллончиком, электрошокером или тазером, наручниками. На наиболее опасных маршрутах, в темное время суток или при сложной оперативной обстановке патрули муниципальной полиции возможно усилить вооруженными огнестрельным оружием сотрудниками СОБРа ОВД. Сотрудники данного спецподразделения могут быть оперативно вызваны патрулем муниципальной полиции в случае массовой драки, оказания неповиновения, нападения и т.д.

В основном состав патруля может состоять из двух офицеров муниципальной полиции. Целесообразно, чтобы один из них в совершенстве владел государственным языком, а другой русским языком. Налаживание позитивной коммуникации с населением требует свободного знания обоих языков. Приветствуется также знание иностранных языков.

Нести службу на улицах города муниципальная полиция может в тесном взаимодействии с национальной гвардией. В составе общего патруля возможно нести службу, к примеру, в парках культуры и отдыха, рынках и других местах массового скопления граждан, в неблагополучных с точки зрения уличной преступности районах. Либо патрулирование можно осуществлять отдельно, но чтобы в случае необходимости и те, и другие могли оперативно получить помощь друг от друга.

В ночное время на маршрутах возможно организовать передвижные пункты муниципальной полиции (ППМП) на новеньких, удобных, оборудованных под это мини- или микроавтобусах. Важно, чтобы граждане города постоянно ощущали присутствие стражей порядка и могли в любое время обратиться к ним со своими проблемами. Такой патруль может быть усилен сотрудником (-ами) СОБРа, то есть предполагается, что органы внутренних дел в части охраны общественного порядка на улицах города (в обычном режиме) будут выполнять вспомогательную функцию - обеспечение силовой поддержки муниципальной полиции. ЦОУ (к примеру, в США аналоги подобной службы

являются самостоятельным подразделением) будет систематизировать вызовы и направлять их или ОВД, или муниципальной полиции. Очень важен и оперативный обмен информацией и ориентировками между органами.

Под проблемами, с которыми граждане могут обратиться к муниципальной полиции, мы подразумеваем не только совершение в отношении них противоправных действий. В деятельности данной организации важно донести до общества, что муниципальный полицейский - друг человека на улице, его помощник.

Ситуации, когда жизни и здоровью людей угрожает опасность, могут быть различными, и совсем не обязательно наличие в них криминального фактора. Например, когда человек, упустив последний автобус в позднее время суток, замерзает на остановке, не имея денег на такси. Возможно ли обратиться сейчас с такой проблемой к полицейским? Наверное, нет [1, с. 105-109]. В рамках деятельности нового органа - муниципальной полиции, это должно быть в порядке вещей.

Бывают и случаи, когда лицо без определенного места жительства замерзает насмерть на морозе. В этой связи в деятельности муниципальной полиции очень важно взаимодействие с различными волонтерски- Е ми и благотворительными организациями. д Каждый офицер муниципальной полиции К должен знать, как поступить в такой ситуа- и ции, с кем связаться, в чем именно должна д заключаться его помощь. У

В общении с гражданами офицер муни- А ципальной полиции должен быть доброже- А лательным и вежливым, избегать конфликт- о ных моментов. Д

Немаловажное значение имеют не только д

гп

карательные меры - моментальное состав- Ь

ление протокола об административном пра- В

вонарушении. Эффективным, на наш взгляд, И

будет и предупреждение, например, граж- р

данину бросившему окурок мимо урны, в ¡В

дополнение к которому (предупреждению) §

офицер на месте вежливо пристыдит чело- и

века и проведет с ним разъяснительную бе- ф

седу о вреде таких поступках, да и о вреде р

курения в целом (к вопросу о творческих Ц

способностях слушателей школы муници- ИИ

пальной полиции). Необязательно сводить к

все подобные взаимоотношения между №

гражданами и муниципальной полицией в (

юридическую плоскость, зачастую полезно —

наладить между сторонами и духовно-нрав- 2

ственный диалог. Представляется, что даже 2

самый негативно настроенный к представителям власти человек в таком случае будет приятно удивлен опыту подобного общения и доволен тем, что его могли оштрафовать, но решили предупредить и поговорить о «высоком». Поэтому количество протоколов и штрафов не должно стать показателем работы муниципальной полиции. Ее показатель - отсутствие правонарушений.

Другое дело - случаи вандализма и мелкого хулиганства, сопряженные с явным пренебрежением интересами общества, сопровождающиеся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. Такие случаи должны жестко пресекаться. На выявление и пресечение подобного и должна в первую очередь быть ориентирована муниципальная полиция. По нашему мнению, на сегодняшний день как раз-таки не хватает подобной целенаправленной работы органов правопорядка. Приведенные ранее примеры вандализма и мелкого хулиганства на улицах городов Казахстана - наглядный тому пример. Ведь законность - это стержень нормального функционирования всей общественной жизни, поэтому она является одним из важнейших направлений деятель-£ ности государства [2, с. 218] ¡3 В вопросе оценки работы муниципальной полиции возможно (как вариант) ис-^ пользовать практику социологических ис-1 следований, в частности, опросы населения (жителей города, района), в рамках которых ^ определять:

^ - отношение к муниципальной полиции

0 населения в целом;

1 - мнение населения о контактах с муниципальной полицией;

§ - корректность и вежливость в общении; < - помощь в различных некриминальных с ситуациях;

<1 - соответствие ожиданиям работы муни-(З ципальной полиции по охране общественен ного порядка;

^ - случаи нарушения стражами порядка о своих полномочий;

X

о - пожелания граждан; ^ - другое.

^ Основной показатель - отсутствие улич-ЁЕ ной преступности, высокая культура и безо-Ь пасность на улицах города. ^ Руководители (комиссары и старшие офи-^ церы участков) должны нести ответственность Ь непосредственно за тенденции уличной прет ступности в городе и в конкретных районах.

Результаты

На основании вышеизложенного предлагается принять Закон Республики Казахстан «О муниципальной полиции», на местах -Устав муниципальной полиции «О несении службы, вежливом и внимательном обращении с гражданами и нормировании рабочего времени сотрудников», образовать на местах Общественные советы для реализации общественного контроля над деятельностью муниципальной полиции. Внести соответствующие дополнения в действующее законодательство Республики Казахстан. Например:

1) Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» внести дополнения в следующей редакции:

- «К правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, внутренних дел, муниципальной полиции, государственной противопожарной службы, антикоррупционная служба и служба экономических расследований, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан»;

- «Прохождение службы в органах муниципальной полиции регламентируется Законом Республики Казахстан «О муниципальной полиции»»;

- «Поступление на службу в муниципальную полицию регламентируется Законом Республики Казахстан «О муниципальной полиции»»;

2) в нормы Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» по вопросу компетенции акима города республиканского значения, столицы, акима района, города областного значения внести дополнение в следующей редакции:

- «организует деятельность по охране общественного порядка и профилактике уличной преступности, поддержанию на улицах соответствующей территории высокой нравственной культуры»;

3) в нормы Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» по вопросу компетенции акимата города республиканского значения, столицы, района, города областного значения внести дополнение в следующей редакции:

- «организует деятельность по охране общественного порядка и профилактике уличной преступности, поддержанию на улицах соответствующей территории вы-

сокой нравственной культуры».

Порядок дачи согласия маслихатом (города республиканского значения, столицы, города областного значения, района) на назначение на должность комиссара муниципальной полиции предусмотреть примерно по аналогии с порядком дачи согласия мас-лихатом на назначение на должности акимов области, города республиканского значения, столицы, а также кандидатур на должности акимов, на назначение которых требуется согласие маслихатов (за исключением ч. 4 ст. 23-1).

В случае, если маслихатом в третий раз не будет дано согласие на назначение кандидатур на должности:

комиссара муниципальной полиции города республиканского значения либо столицы, Премьер-министр вправе после консультаций с соответствующим маслихатом назначить на должность иное лицо по своему усмотрению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комиссарамуниципальной полиции города областного значения, района, аким области вправе после консультаций с соответствующим маслихатом назначить на должность иное лицо по своему усмотрению.

Заключение

Таким образом, полагаем, что в рамках внедрения сервисной модели работы полиции с населением, необязательно следовать примеру Грузии - увольнять всех действующих сотрудников полиции и набирать новых. В то же время попытки преобразить уже существующую систему, при этом кардинально ее не меняя, на наш взгляд, не приведут к успеху.

Наиболее целесообразным было бы рассмотреть вопрос об образовании нового децентрализованного правоохранительного органа - муниципальной полиции. Это позволит добиться больших результатов как в решении задач по охране общественного порядка, так и в разрешении наболевшей проблемы взаимоотношений с социумом.

Тесное взаимодействие муниципальной полиции с институтами гражданского общества и оценка ее деятельности населением соответствующей административно-территориальной единицы обеспечат глубокое понимание потребностей граждан и конструктивный диалог между сторонами.

ЛИТЕРАТУРА

В

С

1. Джиембаев Р.К. Государственно-правовое развитие Республики Казахстан: Н современный этап и перспективы: Монография. - Караганда: Карагандинская академия > МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, 2019. - 138 с. Н

2. Журсимбаев С.К., Е.С. Кемали. Законность, справедливость и целесообразность: И соотношение понятий. // «Вестник ИЗПИ РК» № 1 (59) - 2020. - С. 218-220.

>

З

К

REFERENCES |

ь

1. Dzhiembaev R.K. Gosudarstvenno-pravovoe razvitie Respubliki Kazahstan: sovremennyj g jetap i perspektivy: Monografija. - Karaganda: Karagandinskaja akademija MVD Respubliki q Kazahstan im. B. Bejsenova, 2019. - S. 105-109. >

2. Zhursimbaev S.K., E.S. Kemali. Zakonnost', spravedlivost'i celesoobraznost': sootnoshenie s ponjatij // «VestnikIZPIRK» № 1 (59) - 2020. - S. 218. А

го О го О

X

е о

"U 2 А JZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.