Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭФИРОМАСЛИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭФИРОМАСЛИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / РАЗВИТИЕ ЭФИРОМАСЛИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА / СИСТЕМНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / DEVELOPMENT OF ESSENTIAL OIL PRODUCTION / SYSTEMIC QUALITIES / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тимиргалеева Р.Р., Вердыш М.В., Попова А.А.

В статье обоснована необходимость разработки научно -обоснованной системы мер, направленных на развитие и повышение эффективности эфиромасличного производства. Выявлены основные особенности, проблемы и перспективы эфиромасличного производства. Выделена основная проблема, связанная с отсутствием отраслевого управления и государственной поддержки отрасли. Предложен организационно-экономический механизм повышения эффективности эфиромасличного производства в Республике Крым. Сформулированы системные качества предложенного механизма и его основные функции. Проведен анализ факторов, ограничивающих развитие эфиромасличного производства. Предложен алгоритм создания сельскохозяйственного потребительского кооператива по выращиванию и переработке эфиромасличного сырья. Выделены основные организационные и экономические инструменты управления развитием эфиромасличного производства в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TOOLS FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF ESSENTIAL OIL PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article substantiates the need to develop a scientifically grounded system of measures aimed at developing and increasing the efficiency of essential oil production. The main features, problems and prospects of essential oil production are revealed. Highlighted the main problem associated with the lack of industry management and government support for the industry. An organizational and economic mechanism for increasing the efficiency of essential oil production in the Republic of Crimea is proposed. The systemic qualities of the proposed mechanism and its main functions are formulated. The analysis of factors limiting the development of essential oil production is carried out. An algorithm for creating an agricultural consumer cooperative for the cultivation and processing of essential oil raw materials is proposed. The main organizational and economic tools for managing the development of essential oil production in the Republic of Crimea are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭФИРОМАСЛИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10797

Р.Р. Тимиргалеева - доктор экономических наук, профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта,

R.R. Timirgaleeva - Doctor of Economic Sciences, Professor, Crimean Federal University named after VI. Vernadsky;

М.В. Вердыш - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ФГБУН «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма», г. Симферополь,

M.V. Verdysh - Candidate of economic sciences, senior researcher FSBSI «Research Institute of Agriculture of Crimea»;

А.А. Попова - научный сотрудник, ФГБУН «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма», г. Симферополь,

A.A. Popova - researcher, FSBSI «Research Institute of Agriculture of Crimea».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭФИРОМАСЛИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TOOLS FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF ESSENTIAL OIL PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация. В статье обоснована необходимость разработки научно -обоснованной системы мер, направленных на развитие и повышение эффективности эфиромасличного производства. Выявлены основные особенности, проблемы и перспективы эфиромасличного производства. Выделена основная проблема, связанная с отсутствием отраслевого управления и государственной поддержки отрасли. Предложен организационно-экономический механизм повышения эффективности эфиромасличного производства в Республике Крым. Сформулированы системные качества предложенного механизма и его основные функции. Проведен анализ факторов, ограничивающих развитие эфиромасличного производства. Предложен алгоритм создания сельскохозяйственного потребительского кооператива по выращиванию и переработке эфиромаслич-ного сырья. Выделены основные организационные и экономические инструменты управления развитием эфиромасличного производства в Республике Крым.

Abstract. The article substantiates the need to develop a scientifically grounded system of measures aimed at developing and increasing the efficiency of essential oil production. The main features, problems and prospects of essential oil production are revealed. Highlighted the main problem associated with the lack of industry management and government support for the industry. An organizational and economic mechanism for increasing the efficiency of essential oil production in the Republic of Crimea is proposed. The systemic qualities of the proposed mechanism and its main functions are formulated. The analysis of factors limiting the development of essential oil production is carried out. An algorithm for creating an agricultural consumer cooperative for the cultivation and processing of essential oil raw materials is proposed. The main organizational and economic tools for managing the development of essential oil production in the Republic of Crimea are highlighted.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, развитие эфиромасличного производства, системные качества, экономическая эффективность.

Keywords: оrganizational and economic mechanism, development of essential oil production, systemic qualities, economic efficiency.

Постановка проблемы исследования. Нестабильное экономическое положение эфиромасличного производства в Республике Крым обусловливает необходимость поиска способов и методов его организации, позволяющих обеспечить развитие и последовательное повышение эффективности эфиромасличного производства. В этой связи важное значение приобретает разработка научно обоснованной системы мер, направленных на решение данного вопроса.

Проведенные научные исследования позволили сделать ряд выводов, которые отражают проблемы и перспективы эфиромасличного производства, а также требуют поиска и принятия организационно -экономических решений в сфере повышения экономической эффективности данного направления:

- основной эфиромасличной культурой в РФ, занимающей более 80 % всех занимаемых эфироносами площадей, является кориандр;

- начиная с 2013 года площади, занимаемые эфиромасличными культурами в Российской Федерации значительно изменялись, по причине варьирования площадей кориандра, вызванных нестабильностью спроса на внешних рынках. Большая часть выращенного в России кориандра не используется для получения эфирных масел, а вывозится в страны Юго -Восточной Азии в качестве пряности. Всего, в 2013-2019 гг. из РФ было экспортировано 227,8 тыс. тонн плодов данной культуры;

- отмечена значительная зависимость ряда отраслей экономики от импорта эфирных масел и их производных. Так, в отечественной парфюмерной продукции часть импортных ингредиентов, в том числе эфирных масел, составляет 90 %;

- сведения об объёмах производства эфирных масел и их производных труднодоступны. Согласно данным ЕМИСС в 2016 г. в России было произведено 68,1 тонн эфирных масел. Консалтинговая группа Tebiz Group приводит сведения о производстве в 2019 г. 24,2 тонн эфирных масел, что значительно меньше уровня предыдущего года (102 тонны);

- нормативно-правовая база выращивания и переработки эфиромасличного сырья не является разработанной в достаточной мере. Так, производство сырья эфиромасличных культур не представлено в общероссийских классификаторах продукции и видов экономической деятельности, что затрудняет включение данного вида сырья в перечень сельскохозяйственной продукции и препятствует осуществлению прямой государственной поддержки выращивания эфиромасличных культур в виде субсидий товаропроизводителям, а также статистическому отображению результатов хозяйствования;

- государственная система заготовки эфирных масел, а также эфиромасличного и лекарственного сырья в России отсутствует. Потребность в эфирных маслах для основных потребителей данного вида продукции не определена. Действующие и перспективные федеральные целевые программы развития отраслей, использующих эфирные масла, не приводят показателей объёмов эфиромасличной продукции необходимых для развития данных отраслей [1].

Основная проблема заключается в том, что отсутствуют отраслевое управление и государственная поддержка отрасли. Также имеет место нестабильный спрос вследствие высокой конкуренции с импортной продукцией, что не позволяет хозяйствующим субъектам осуществлять техническое перевооружение и модернизацию производственной инфраструктуры, а также полностью соблюдать технологию возделывания эфиро-масличного сырья, что негативно сказывается на объёмах его выращивания и экономической эффективности производства [2, 3].

Для комплексного решения проблем, препятствующих развитию производства эфиромасличной продукции в Республике Крым и в Российской Федерации в целом необходимо совершенствование организационно -экономического механизма управления развитием эфиромасличного производства на всех уровнях государственной власти и экономических взаимоотношений - международном, федеральном, региональном и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе термин «механизм» определяется как система, предназначенная для обеспечения организации, функционирования и жизнедеятельности субъекта хозяйствования. Некоторые ученые понимают механизм как сложную систему и рассматривают данное понятие в зависимости от сферы его применения [4-6]. Исследование разных типов экономических механизмов необходимо для унификации подходов к анализу эффективности и устойчивости различных социально-экономических систем, к которым относится и эфиромасличное производство. В экономическом аспекте, на наш взгляд, наиболее полное понятие экономического механизма дано Бухтояровым Н.И., где под организационно-экономическим механизмом понимается совокупность форм, способов, стимулов, инструментов и рычагов управления, социальных, экономических, экологических и правовых норм, осуществляемых на микро- и макроуровнях, которые в комплексе обеспечивают функционирование и поступательное развитие, разрешают имеющиеся противоречия и способствуют достижению высокого уровня эффективности [7].

Целью данного исследования является разработка организационно-экономического механизма повышения эффективности эфиромасличного производства в Республике Крым.

Методы исследования. В процессе исследования были применены следующие методы научного исследования: статистические методы организации выборки и оценки ее точности. Для визуализации полученных результатов исследования были использованы графический и табличный методы. Информационной основой исследования послужили данные, представленные в общероссийских классификаторах продукции и видов экономической деятельности, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 г. № 79-р «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители», Законодательно-нормативная база создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов (Гражданский кодекс РФ, Закон № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 г., Закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г., Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия).

Изложение основного материала исследования. Формирование и развитие организационно-экономического механизма должно быть направлено на успешное функционирование субъектов хозяйствования, что возможно при условии своевременной разработки и принятия управленческих решений, направленных на адаптацию к изменениям внешней среды, анализ рыночной конъюнктуры, совершенствование системы управления с целью повышения эффективности субъекта хозяйствования. Организационно -экономический механизм характеризуют такие системные качества, как:

- сложность иерархической структуры;

- специфические особенности природы экономических процессов и явлений, которые выражаются во взаимодействии объективных и субъективных факторов;

- целостность системы;

- сложные информационные процессы, обусловленные многочисленными взаимосвязями между участниками экономических взаимоотношений;

- множественность целей, которые могут не совпадать с целями отдельных составляющих;

- динамичность процессов, которые имеют стохастический характер, многофункциональность.

При этом основной функцией данного механизма является реализация процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений, направленных на достижение поставленной цели, объектом влияния организационно-экономического механизма является потенциал субъекта хозяйствования, а конечной целью его функционирования - достижение эффективных результатов его деятельности. Учитывая особенности эфиромас-личного производства, которое характеризуется взаимодействием сельскохозяйственной и перерабатывающей составляющих, высокой трудоёмкостью и значительными капитальными затратами при выращивании ряда многолетних эфироносов, а также нестабильным спросом на отечественную продукцию, актуальной задачей является разработка и внедрение организационных и экономических мер по дальнейшему развитию данного вида производства.

Организационно-экономический механизм повышения экономической эффективности эфиромаслич-ного производства представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий организационного и экономического характера, направленных на обеспечение производства эфиромасличной продукции в объёмах, необходимых для удовлетворения потребностей отраслей, использующих её, а также дальнейшего устойчивого развития данного вида производства на инновационной основе, с учётом конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, экологического и социального факторов (рисунок 1).

Представленный на рисунке 1 механизм является комплексным и состоит из двух основных блоков -организационного и экономического. Организационные инструменты включают в себя создание негосударственных организационных структур, совершенствование законодательно-нормативной базы эфиромасличного производства. Внедрение организационных инструментов обеспечивает реализацию экономических инструментов для всех участников экономических взаимоотношений: товаропроизводителей, научных организаций, органов государственной власти в виде создания общего рынка, мер прямой государственной поддержки, внедрения инновационных технологий выращивания и переработки эфиромасличного сырья.

Организационно-экономический механизм устойчивого развития эфиромасличного4 \ производства в Республике Крым /

Цель функционирования механизма - обеспечение развития производства отечественной эфиромасличной продукции соответствующего качества в объёмах, необходимых для удовлетворения потребностей отраслей-потребителей

Объект - эфиромасличное производство как процесс выращивания, переработки

эфиромасличного сырья, а также возникающие в ходе этого процесса экономические взаимоотношения, результатом которых являются получение и реализация эфиромасличной продукции.

Субъекты - сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающиеся выращиванием и переработкой эфиромасличного сырья, федеральные и региональные органы государственной власти, международные и общественные организации

Рычаги организационно-экономического механизма

Организационные - существующие и вновь создаваемые организационные структуры, а также их взаимосвязи, определяющие систему управления эфиромасличным производством

Экономические - совокупность методов воздействия на экономические процессы, возникающие в ходе эфиромасличного производства, включающие прямое государственное регулирование, налоговые, фискальные, финансово-кредитные и другие инструменты прямого и непрямого воздействия

• создание международных объектов инновационной инфраструктуры

направленных на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг) в рамках Евразийского экономического союза

•¡интеграция научного и ресурсного потенциалов участников международных объединений; • способствование расширению рынка эфиромасличной продукции в странах ЕАЭС

а

©

• совершенствование законодательно-нормативной базы эфиромасличного производства (внесение изменений в общероссийские классификаторы продукции и видов экономической деятельности, а также в другие нормативно-правовые акты)

• поддержка эфиромасличного производства в виде субсидирования затрат на выращивание эфиромасличных культур;

К л

• разработка концепции развития эфиромасличного производства в Республике Крым

• формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого

развития эфиромасличного производства Республики Крым, определение целей и задач развития данного направления, а также механизмов и способов достижения поставленных задач

о а

• объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей в кооперативные объединения

• повышение эффективности производства за

счёт объединения усилий участников кооператива и согласования производственных процессов

Рисунок 1 - Организационно-экономический механизм повышения эффективности эфиромасличного производства в Республике Крым

На международном уровне основной организационной составляющей представленного механизма является создание межгосударственного коммуникационного инструмента на ассоциативной основе. В сфере эфиро-

масличного производства перспективным является создание Евразийской технологической платформы по выращиванию и переработке эфиромасличных и лекарственных культур в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС).

Реализация Евразийской технологической платформой своих функций будет способствовать созданию общего рынка эфиромасличной продукции, а также эфиромасличного и лекарственного сырья, в рамках ЕАЭС; расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерских связей в сфере эфиро-масличного производства; укреплению международных экономических связей между участниками, а также повышению уровня импортозамещения в данной сфере.

Основным фактором, ограничивающим развитие эфиромасличного производства в Российской Федерации, является недостаточное нормативно-правовое обеспечение данного направления. Ряд эфиромасличных культур не представлен в общероссийских классификаторах продукции и видов экономической деятельности (ОК 029-2014 и ОК 034-2014). В данном классификаторе позиции многолетних эфиромасличных и лекарственных культур носят обезличенный характер, что не позволяет классифицировать вид получаемого сырья. Отсутствие сырья отдельных эфиромасличных культур в данном перечне также не позволяет внести их в форму федерального статистического наблюдения № 29 с.-х. «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур». Это, в свою очередь, уменьшает базу доступной статистической информации, характеризующей объёмы выращивания эфиромасличного сырья, урожайность эфиромасличных культур. Система статистических показателей выращивания эфиромасличного сырья в формах федерального статистического наблюдения требует дальнейшей детализации и уточнения с разделением эфиромасличных культур на однолетние и многолетние [8].

Из-за отсутствия в классификаторе кодов по каждому виду культуры, они не могут быть включены в перечень сельскохозяйственной продукции, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 79-р от 25.01.2017 г.) [9]. Наличие выращиваемой культуры в данном перечне является обязательным условием для получения субсидий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Учитывая значительные капитальные затраты на закладку многолетних насаждений и уход за неплодоносящими плантациями, которые для розы эфиромасличной и лаванды могут достигать 500 тыс. руб/га, субсидирование капительных затрат товаропроизводителей на закладку многолетних эфиромасличных насаждений будет способствовать расширению площадей под эфироносами, обновлению плантаций и материальной базы эфиромасличного производства.

Исходя из этого, что Республика Крым является основным регионом-производителем эфиромасличного сырья и продукции, обоснованием включения эфиромасличных культур в классификаторы видов экономической деятельности и продукции может быть разработка концепции развития эфиромасличного производства на региональном уровне.

Данная концепция должна содержать описание основных проблем, препятствующих дальнейшему развитию эфиромасличного производства, а также комплекс действий по их преодолению. Концепция разрабатывается уполномоченными органами региональной исполнительной власти (Министерство сельского хозяйства РК, Министерства экономического развития РК) совместно с профильными научными и учебными учреждениями и заинтересованными товаропроизводителями, а также общественными и некоммерческими организациями.

Целью концепции является определение целевых индикаторов развития эфиромасличного производства для дальнейшего обеспечения их достижения путем интеграции административных, финансовых, научных, образовательных и других ресурсов. Реализация концепции направлена на формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого развития эфиромасличного производства Республики Крым на основе использования ресурсного, научного и производственного потенциалов региона для обеспечения потребителей эфиромасличной продукцией соответствующего качества.

Разработка программ развития данного направления будет актуальна для других регионов Южного федерального округа, в которых выращивают эфиромасличные и лекарственные растения - Краснодарского и Ставропольского краёв, Республики Адыгея.

Учитывая наличие значительного количества товаропроизводителей, занимающихся выращиванием и переработкой эфиромасличного сырья в Республике Крым, актуальным будет создание объединений на кооперативной основе по территориальному признаку с учетом региональных особенностей производства. После перехода на рыночные условия хозяйствования в значительной степени изменились взаимоотношения между субъектами агропромышленного производства. Структура эфиромасличного производства в Крыму, состоящая из совхоз-заводов, которые перерабатывают эфиромасличное сырье, и товаропроизводителей, выращивающих сырье и передающих его центрам переработки на договорных отношениях, была разрушена. В процессе приватизации сельскохозяйственных предприятий количество связей между ними резко сократилось. Большая часть межотраслевых и межхозяйственных связей оказалась разорванными, а часть товаропроизводителей, занимающихся выращиванием и переработкой эфиромасличного сырья были вынуждены прекратить свою деятельность, сменить форму собственности или направление производства.

В результате, товаропроизводители не взаимодействуют, а зачастую конкурируют между собой. Данная проблема значительно влияет на экономическую эффективность эфиромасличного производства, которое характеризуются значительным количеством связей между производителями и переработчиками эфиромасличной продукции, поставщиками материальных ресурсов и оборудования, а также узким рынком сбыта продукции.

Особенностью эфиромасличного производства в Республике Крым является выращивание цветочно-травянистого сырья многолетних эфироносов: розы эфиромасличной, лаванды, шалфея и ряда других. Особенностью данного вида сырья является быстрая потеря его качества после уборки. Например, у цветочного сырья розы эфиромасличной потери эфирного масла после 3 часов хранения составляют 7,8 %, а после шести часов -19 % от первоначального содержания. Также значительны потери эфирного масла при задержке с переработкой у шалфея мускатного [11]. При этом актуальным будет обеспечение неразрывного производственного процесса, включающего выращивание и уборку эфиромасличного сырья, его доставку на перерабатывающий пункт и последующую переработку. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Крым по состоянию на 2019 год выращиванием эфиромасличного сырья традиционных для региона культур. В тоже время, производственными мощностями для переработки сырья обладают 6-7 товаропроизводителей. Кроме того, присутствуют неучтенные площади эфиромасличных насаждений, выращиваемых, в том числе, личными (подсобными) хозяйствами граждан.

Учитывая наличие значительного количества товаропроизводителей различных организационных форм, занимающихся выращиванием и переработкой эфиромасличного сырья и продукции в Республике Крым актуальным будет создание объединений на кооперативной основе с учетом региональных особенностей производства. В данных условиях организация дополнительных горизонтальных связей способствует выработке общей целей всех участников экономических взаимоотношений, направлены на сокращения потерь и сохранения качества в процессе переработки эфиромасличного сырья.

Основные этапы создания сельскохозяйственного кооператива по выращиванию и переработке эфиро-масличного сырья приведены на рисунке 2.

Законодательно-нормативная база создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

- Гражданский кодекс РФ (ст. 123.2);

- Закон № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями);

- Закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г.;

- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Рисунок 2 - Последовательность этапов создания сельскохозяйственного потребительского кооператива

по выращиванию и переработке эфиромасличного сырья

Приоритетность развития эфиромасличной продукции РК дает возможность обеспечить население эфи-ромасличной продукцией, промышленность - сырьем, а внешнюю торговлю - экспортной эфиромасличной продукцией.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, представленный организационно-экономический механизм позволит решить ряд важных задач, среди которых:

- углубление международного сотрудничества в области выращивания и переработки эфиромасличных и лекарственных растений;

- обеспечение взаимодействия всех заинтересованных в развитии данного направления сторон: хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, международных и общественных организаций;

- обеспечение товаропроизводителей, занимающихся выращиванием эфиромасличных культур необходимым количеством посадочного и посевного материала высокого качества;

- совершенствование законодательно-нормативной базы производства эфиромасличной продукции в Российской Федерации и определение перспектив её гармонизации с законодательством стран ЕАЭС в данной сфере;

- обоснование возможности прямой государственной поддержки выращивания эфиромасличного сырья в виде субсидий в рамках государственных программ развития сельского хозяйства и рынков продовольствия;

- обеспечение функционирования оптимальных форм хозяйствования с учётом условий выращивания сырья эфиромасличных культур и его переработки.

Также предложенный организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития эфиромасличного производства за счет:

- расширения международного сотрудничества в данной сфере;

- кооперации органов государственной власти, представителей бизнеса, научных и образовательных организаций;

- расширения государственной поддержки данного направления производства;

- трансформации научных исследований и разработок в новые или усовершенствованные селекционные достижения, технологии выращивания и переработки эфиромасличных культур, формы организации и управления процессами производства.

При этом необходимо отметить, что часть экономических инструментов носят характер прямого государственного регулирования:

- предоставление субсидий из бюджетов разных уровней на выращивание многолетних эфиромаслич-ных насаждений;

- внесение изменений в законодательно-нормативные акты, регулирующие систему статистического учета результатов хозяйственной деятельности.

Другая часть экономических инструментов является реализацией инициативных управленческих решений, принятых на уровне хозяйствующих субъектов, занимающихся производством эфиромасличной продукции, научно-исследовательских и образовательных учреждений, и других заинтересованных физических и юридических лиц.

Источники:

1. Вердыш М.В., Попова А.А. Организационно-экономические проблемы эфиромасличного производства в Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2019. - Т. 46, № 2. - С. 228-237

2. Паштецкий В.С., Вердыш М.В., Попова А.А. Оценка структуры и динамики производства эфиромасличного сырья в Республике Крым // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2018. - № 3 (61). -С. 114-121.

3. Паштецкий В.С., Невкрытая Н.В., Мишнёв А.В., Назаренко Л.Г. Эфиромасличная отрасль Крыма. Вчера, сегодня, завтра. Эфиромасличная отрасль Крыма. Вчера, сегодня, завтра: 2-ое издание, дополненное. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Тарасов А.С. Формирование экономического механизма устойчивого развития сельских территорий // Экономика и экология территориальных образований. - 2018. - Т.2, № 3. - С. 6-17

5. Кульман А. Экономические механизмы. пер. с французского/ общ. редакция Н.Н. Хрусталевой. - М.: а/о изд. группа «Прогресс», 1993. - 193 с.

6. Ушачев И.Г., Санду И.С. Организационно-экономические механизмы развития инновационных процессов в АПК. -М.: ВНИИЭСХ, 2005. - 102 с.

7. Бухтояров Н.И. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений в аграрной сфере: Монография. - Воронеж: Воронежский ГАУ, 2017. - 134 с.

8. Вердыш М.В., Попова А. А. Обоснование необходимости совершенствования статистического наблюдения выращивания и переработки эфиромасличных культур // Материалы Международной научно-практической конференции Никоновские чтения 2019 «Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы». - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2019. - С. 388-391.

9. Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2017 г. № 79-р «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71497052 (дата обращения 24.03.2020).

10. Танасиенко Ф.С. Эфирные масла. Содержание и состав в растениях. - К.: Наук. думка, 1985. - 264 с. References:

1. Verdysh M.V., Popova A.A. Organizational and economic problems of essential oil production in the Russian Fédération // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Economies. Informatics. - 2019. - T. 46, No. 2. - P. 228-237

2. Pashtetsky V.S., Verdysh M.V., Popova A.A. Assessment of the structure and dynamics of the production of essential oil raw materials in the Republic of Crimea // Scientific notes of the Crimean Engineering Pedagogical University. - 2018. -No. 3 (61). - S. 114-121.

3. Pashtetskiy V.S., Nevkrytaya N.V., Mishnev A.V., Nazarenko L.G. Essential oil industry of Crimea. Yesterday Today Tomorrow. Essential oil industry of Crimea. Yesterday, today, tomorrow: 2nd edition, revised. - Simferopol: IT "ARIAL", 2018. - 320 p.

4. Tarasov A.S. Formation of the economic mechanism for sustainable development of rural areas // Economy and ecology of territorial entities. - 2018. - Vol.2, No. 3. - P. 6-17

5. Kulman A. Economic mechanisms. per. from French / common. edited by N.N. Khrustaleva. - M .: a / o ed. group "Progress", 1993. - 193 p.

6. Ushachev I.G., Sandu I.S. Organizational and economic mechanisms for the development of innovative processes in the agro-industrial complex. - M .: VNIIESH, 2005 .-- 102 p.

7. Bukhtoyarov N.I. Organizational and economic mechanism for regulating land relations in the agricultural sector: Monograph. - Voronezh: Voronezh GAU, 2017 .-- 134 p.

8. Verdysh M. V., Popova A. A. Justification of the need to improve statistical observation of the cultivation and processing of essential oil crops // Materials of the International Scientific and Practical Conference Nikon Readings 2019 "Rural territories in the spatial development of the country: potential, problems, prospects". - M .: VIAPI named after A.A. Nikonova, 2019. -S. 388-391.

9. Order of the Government of the Russian Federation of January 25, 2017 No. 79-r "On approval of the list of agricultural products, production, the primary and subsequent (industrial) processing of which is carried out by agricultural producers" [Electronic resource]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71497052 (date of access March 24, 2020).

10. Tanasienko F.S. Essential oils. Content and composition in plants. - K .: Nauk. Dumka, 1985 .-- 264 p

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10798

А.С. Узденова - магистрант ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

A.S. Uzdenova - FGBOU VO North-Caucasus State University student, Cherkessk;

Т.М. Борлакова - доцент ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

T.M. Borlakova - FGBOU VO North-Caucasus State University assistant professor, Cherkessk.

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА MEASURES OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN TECHNOLOGY BUSINESS

Аннотация. Статья посвящена изучению роли российского технологического предпринимательства. В ходе исследования авторами были изучены мнения отечественных и зарубежных ученых о технологическом предпринимательстве в Российской Федерации. Авторами проведен анализ становления и развития технологического бизнеса в России. Проведен анализ зарубежной практики государственной поддержки технологического бизнеса, к которым следует отнести такие государственные программы как «Национальная ярмарка», «Иностранная ярмарка», «Опора», «Страхование экспортных кредитов» и многое другое. Данные программы действуют на территории Германии. Авторами также изучены нормативно - правовые и законодательные акты, издаваемые на территории Российской Федерации на федеральном, региональном уровне, а также решения органов местного самоуправления. На федеральном уровне рассмотрены такие нормативные и правовые акты как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей РФ» и т.д.

Abstract. The article is devoted to the study of the role of Russian technological entrepreneurship. In the course of the study, the authors studied the opinions of domestic and foreign scientists on technological entrepreneurship in the Russian Federation. The authors analyze the formation and development of technology business in Russia. The analysis of foreign practice of state support of technological business is carried out, which should include such state programs as "National Fair", "Foreign Fair", "Support", "Export Credit Insurance" and much more. These programs are available in Germany. The authors also studied the normative-legal and legislative acts issued on the territory of the Russian Federation at the federal and regional levels, as well as decisions of local self-government bodies. At the federal level, such normative and legal acts as: the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On Authorized Persons for Protection" are considered.

Ключевые слова. Российская Федерация, технологический бизнес, государственная поддержка, зарубежный опыт поддержки технологического бизнеса.

Keywords. Russian Federation, technology business, state support, foreign experience in supporting technology business.

Введение. Технологическое предпринимательство на сегодня является центральным объектом многих важных дебатов, в том числе дискуссий по поводу технологий развития начинающих и растущих фирм,

К примеру, T. Bailetti утверждает, что технологическое предпринимательство - это инвестиции в коммерческий проект, в целях использования данных средств в качестве разнородных активов, направленных на воссоздание новых ценностных характеристик продукта, отличающих его от других.

Гостева О.В. и Аникина Ю.А. оперируют историческими предпосылками появления технологий в экономической структуре общества [1].

Рыбина З.В. определяет технологическое предпринимательство как естественную ступень эволюционного развития экономики хозяйствующих предприятий любой из стран. Связано это с тем, что постепенно, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.