Инновационные технологии управления в аэрокосмическом комплексе
УДК 332.1
Е. В. Гасенко, О. Е. Подвербных
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА НАУКОЕМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассматривается сущность инновационного потенциала персонала, обосновывается важность его развития на предприятии. Описываются основные инновационные образовательные технологии и методы развития инновационного потенциала персонала наукоемкого предприятия.
Инновационный потенциал персонала определяется как способность персонала к позитивно-критическому восприятию новой информации, к приращению общих и профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решений нестандартных задач, новых методов решения традиционных задач, использованию знаний для предвидения, практической материализации новшеств.
Уровень развития инновационного потенциала персонала, его состояния определяют инновационную активность, масштаб и качество результатов научных исследований, научно-технических разработок, а значит, потенциальную возможность появления инноваций. Состояние инновационного потенциала персонала - первый исходный момент инновационного развития предприятия. Эффективность управления инновационным потенциалом персонала зависит от эффективности действия существующей системы обучения, переподготовки и повышения квалификации работников организации.
Современные технологии образования и обучения разделяются на два основных типа: поддерживающее и инновационное. Поддерживающее обучение представляет одновременно процесс и результат такой образовательной деятельности, которая направлена на поддержание и воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы.
Инновационное обучение подразумевает внесение инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду. Оно, с одной стороны, поддерживает традиции, с другой - приводит к активному отклику на возникающие проблемные ситуации и, таким образом, связано с творческим поиском на основе имеющегося опыта и его обогащением. В последние годы все большее распространение получает именно второй тип обучения, поскольку инновацион-ность является признаком не только процесса обучения, но и его социально значимых результатов.
Среди основных моделей инновационного обучения можно назвать следующие:
1) обучение как организация систематической исследовательской деятельности;
2) обучение как организация учебно-игровой, моделирующей деятельности;
3) обучение как организация коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии.
При реализации этих моделей слушатель занимает активную (субъектную) позицию, а преподаватель играет роль партнера-помощника в расширении и освоении учащимися непосредственно переживаемого опыта, обучение проходит через стимулирование решения инновационных задач. Это обеспечивается на базе инновационных образовательных технологий и методов. Под методом мы будем понимать форму (наглядная, словесная, проблемная, эвристическая и т. д.), по которой происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения (пассивный, активный, интерактивный). Под технологией подразумевается система методов (сочетание разных методов и приемов), целью которых является достижение сформированности сложно -го навыка или умения.
Среди инновационных образовательных технологий выделяются:
- модульное обучение (подразумевается разделение учебного процесса на самостоятельные части (отдельные разделы), для которых четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения материала, определены навыки и умения);
- коучинг (предполагает делегирование руководителем своих функций работникам с тем, чтобы они пополнили знания, набрались опыта и проявляли инициативу);
- дистанционное обучение (приобретение знаний и навыков на основе удаленного доступа к образова -тельным услугам и информационным средствам);
- корпоративный тренинг (метод развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности).
Среди инновационных образовательных методов принято выделять:
- метод обучения действием (применяется сочетание регулярного анализа ситуации и постановка целей, продумывание шагов по их достижению с периодами реальных действий, осуществления запланированных шагов; участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями);
- обучение в рабочих группах (используется в рабочих ситуациях, когда необходимо найти способы решения производственной ситуации);
- метод конкретных ситуаций (метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на
Решетневскце чтения
обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов));
- наставничество (обучение посредством предоставления в разных видах обучаемому модели действий и их корректировки посредством обратной связи);
- метафорическая игра (форма организации активной работы участников, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении);
- shadowing (дословный перевод этого термина -«бытие тенью», используется для всех уровней персонала; в роли «тени» сотрудник наблюдает за деятельностью сотрудника другой должности и фиксирует моменты в течение всего времени работы);
- secondment (форма разновидности ротации персонала, при которой сотрудника «командируют» на другое место работы на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям; может быть внутренним или внешним);
- buddying (за специалистом закрепляется «buddy», партнер; его задача - предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того сотрудника, за кем он закреплен).
Подводя итог, следует отметить, что в новых экономических условиях многие качества сотрудников с
инновационной и поисковой ориентацией, включая инновационный потенциал персонала, сложно выработать в рамках традиционного академического образования, в связи с этим возрастает интерес к «нетрадиционным» инновационным методам обучения. Они основаны на систематическом исследовании, игровом моделировании, дискуссии, совместной выработке позиций и принятии решений и реализуют обучение как творческий поиск: от видения и постановки проблемы к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии [1-3].
Библиографические ссылки
1. Бедненко А. Как «разбудить» инновационный потенциал? // Справочник по управлению персоналом. 2009. № 10. С. 63-66.
2. Беренс В., Хавра М. Руководство по оценке эффективности инвестиций : пер. с англ. М. : АОЗТ Интерэксперт ; Инфра-М, 1995.
3. Егорова А. А. Особенности формирования инновационного потенциала // Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития : материалы XX Между нар. науч.-практ. конф. (17-18 апреля 2003). Челябинск, 2003. С. 127-128.
E. V. Gasenko, O. E. Podverbnykh Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
ORGANIZATIONAL FORMS OF DEVELOPMENT OF PERSONNEL INNOVATIVE POTENTIAL AT AN ENTERPRISE
The essence ofpersonnel innovative potential is considered, the significance of its development is substantiated. The basic innovative educational technologies and methods of development of personnel innovative potential at an enterprise are described.
© TaceHKo E. B., nogBep6Htix O. E., 2011
УДК 332.1
Т. А. Гришина, В. В. Двирный, А. В. Хныкин, А. В. Поздняков Филиал Сибирского федерального университета, Россия, Железногорск
ИНТЕГРАЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ «НАУКА-ТЕХНИКА-ПРОИЗВОДСТВО» В ЖЕЛЕЗНОГОРСКОМ ФИЛИАЛЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Рассматривается проект по производству многофункционального цифрового регистратора данных для робототехнических комплексов, а также для учреждений общего и профессионального образования. Реализация данного проекта будет способствовать получению не только экономического и социального эффекта, но и интеграции и взаимодействию в системе «наука-техника-производство» в образовательном процессе при подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для предприятий космической отрасли.
За последние 15-20 лет во многих странах мира начался переход от массового производства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промышленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая роль отводится малым инновационным предприятиям
(МИП), что объясняется преимуществами их функционирования. К преимуществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:
- более быстрая адаптация к требованиям рынка;
- гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;