Решетневскце чтения
обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов));
- наставничество (обучение посредством предоставления в разных видах обучаемому модели действий и их корректировки посредством обратной связи);
- метафорическая игра (форма организации активной работы участников, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении);
- shadowing (дословный перевод этого термина -«бытие тенью», используется для всех уровней персонала; в роли «тени» сотрудник наблюдает за деятельностью сотрудника другой должности и фиксирует моменты в течение всего времени работы);
- secondment (форма разновидности ротации персонала, при которой сотрудника «командируют» на другое место работы на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям; может быть внутренним или внешним);
- buddying (за специалистом закрепляется «buddy», партнер; его задача - предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того сотрудника, за кем он закреплен).
Подводя итог, следует отметить, что в новых экономических условиях многие качества сотрудников с
инновационной и поисковой ориентацией, включая инновационный потенциал персонала, сложно выработать в рамках традиционного академического образования, в связи с этим возрастает интерес к «нетрадиционным» инновационным методам обучения. Они основаны на систематическом исследовании, игровом моделировании, дискуссии, совместной выработке позиций и принятии решений и реализуют обучение как творческий поиск: от видения и постановки проблемы к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии [1-3].
Библиографические ссылки
1. Бедненко А. Как «разбудить» инновационный потенциал? // Справочник по управлению персоналом. 2009. № 10. С. 63-66.
2. Беренс В., Хавра М. Руководство по оценке эффективности инвестиций : пер. с англ. М. : АОЗТ Интерэксперт ; Инфра-М, 1995.
3. Егорова А. А. Особенности формирования инновационного потенциала // Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития : материалы XX Между нар. науч.-практ. конф. (17-18 апреля 2003). Челябинск, 2003. С. 127-128.
E. V. Gasenko, O. E. Podverbnykh Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
ORGANIZATIONAL FORMS OF DEVELOPMENT OF PERSONNEL INNOVATIVE POTENTIAL AT AN ENTERPRISE
The essence ofpersonnel innovative potential is considered, the significance of its development is substantiated. The basic innovative educational technologies and methods of development of personnel innovative potential at an enterprise are described.
© TaceHKo E. B., nogBep6Htix O. E., 2011
УДК 332.1
Т. А. Гришина, В. В. Двирный, А. В. Хныкин, А. В. Поздняков Филиал Сибирского федерального университета, Россия, Железногорск
ИНТЕГРАЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ «НАУКА-ТЕХНИКА-ПРОИЗВОДСТВО» В ЖЕЛЕЗНОГОРСКОМ ФИЛИАЛЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Рассматривается проект по производству многофункционального цифрового регистратора данных для робототехнических комплексов, а также для учреждений общего и профессионального образования. Реализация данного проекта будет способствовать получению не только экономического и социального эффекта, но и интеграции и взаимодействию в системе «наука-техника-производство» в образовательном процессе при подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для предприятий космической отрасли.
За последние 15-20 лет во многих странах мира начался переход от массового производства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промышленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая роль отводится малым инновационным предприятиям
(МИП), что объясняется преимуществами их функционирования. К преимуществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:
- более быстрая адаптация к требованиям рынка;
- гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;
Инновационные технологии управления в аэрокосмическом комплексе
- большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- гибкость внутренних коммуникаций;
- осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2 % общей суммы);
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. (URL: http://fictionbook.ru/ author/a_m_muhamedyarov/innovationniyyi_menedjmen t_uchebnoe_posobie/read_online.html?page=4).
В рамках разработки проекта технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система», инициатором которого выступает ОАО «ИСС» будет создана сетевая инфраструктура для научно-технологического и кадрового обеспечения разработки, создания и использования космических информационных технологий и систем связи, навигации и мониторинга для социально-экономического развития, управления и безопасности Российской Федерации. Кроме того, между вузами и другими участниками технологической платформы будет создана сеть совместных малых инновационных предприятий, в соответствии с ФЗ-217, для коммерциализации результатов космической деятельности и использования космических средств и технологий в гражданских секторах экономики. В частности, сферой специализации СФУ в рамках этого проекта предполагается:
- развитие интегрированной системы образования для космической отрасли;
- участие в разработке новых космических приборов и материалов;
- создание малых предприятий.
Одно из таких малых инновационных предприятий планируется организовать на базе филиала СФУ в г. Железногорске.
Проект предусматривает разработку и производство многофункционального цифрового регистратора данных для робототехнических комплексов, а также для учреждений общего и профессионального образования. Современное качественное образование в сфере естественно-научных дисциплин невозможно без
формирования навыков экспериментальной деятельности, однако оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием, в частности, современными измерительными системами, требует больших финансовых вложений. К оборудованию, которое используется для формирования первоначальных навыков, предъявляются следующие требования: простота, широкая функциональность, надежность, низкая стоимость, поскольку высока вероятность ошибки при его использовании, а следовательно, относительно частая замена. Так как имеющееся на рынке оборудование довольно дорого для образовательных учреждений, то на сегодняшний день ставится задача разработать недорогое качественное оборудование, отвечающее указанным выше требованиям.
Ключевой идеей, позволяющей существенно сократить стоимость регистратора данных, является отказ от аппаратной реализации системы коммуникации «устройство-компьютер», а осуществлять данную функцию при помощи программы.
Цифровой регистратор данных имеет следующие конкурентные преимущества:
- существенно превосходит отечественные и зарубежные аналоги по функциональности;
- предусматривает комплексное техническое и методическое сопровождение в соответствии с российскими образовательными стандартами;
- применяет апробированную в промышленности архитектуру модульных измерительно-технологических комплексов;
- обладает универсальностью комплекса для средней школы, вуза, малых высокотехнологичных предприятий, что обеспечивает благоприятные условия для интеграции науки, техники, образования и производства.
Кадровую основу проекта составляют преподаватели и студенты СФУ различных специальностей: по радиотехнике, автоматизированным системам обработки информации и управления, в проекте также участвуют инженеры ОАО «ИСС».
Реализация данного проекта будет способствовать получению не только экономического и социального эффекта, но интеграции и взаимодействию в системе «наука-техника-производство» в образовательном процессе при подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для предприятий космической отрасли.
T. A. Grishina, V. V. Dvirniy, A. V. Hnikin, A. V. Pozdnyakov Siberian Federal University, Zheleznogorsk Branch, Russia, Zheleznogorsk
THE INTEGRATION AND THE INTERACTION IN THE SYSTEM «SINCE-TECHNOLOGY-PRODUCTION» IN ZHELEZNOGORSK BRANCH OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY
It is working out a project on the production of a multifunctional digital data register for robotic complexes and for institutions of common and professional education. The realization of this project will promote not only getting of economic and social effect but the integration and the interaction in the system «since-technology-production» in the educational process, while training highly qualified engineers for enterprises of a space industry.
© Гришина Т. А., Двирный В. В., Хныкин А. В., Поздняков А. В., 2011