Научная статья на тему 'Организационные формы производственного агросервиса'

Организационные формы производственного агросервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные формы производственного агросервиса»

4) Об организации работ по реализации Закона РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» - Постановление Правительства РФ от 27 августа 1992 года, №638.

5) «Об обеспечении поставок важнейших видов продукции на клиринговой или взаимосвязанной основе между РФ и государства - участниками СНГ» Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1992 года, №1044.

6) «О поставках продукции для Федеральных государственных нужд» - Федеральный закон РФ от 13 декабря 1994 год, №60-ФЗ.// Экономическая газета. 1995г. №1.

7) Наука - народному хозяйству: Махачкала: ДНЦ РАН, 2001-120с.

Асхабов А.М.

Организационные формы производственного агросервиса

В странах с развитым сельскохозяйственным производством , основной организационной формой которого являются фермерские хозяйства и кооперативы, создана и продолжает развиваться хорошо структурированная и эффективно действующая система их производственного обслуживания. Эта система охватывает практически все сферы производственного сервиса : обеспечение техникой, запасными частями, другими производственными ресурсами, ремонт и техническое обслуживание тракторов и сельхозмашин, их прокат и аренда, скупка и продажа поддержанных машин, агротехническое, транспортное обслуживание.

В условиях острой конкуренции агросервисные фирмы придают особое значение качеству обслуживания, в частности качеству и надежности продаваемых машин их ремонтопригодности. У фермеров нет проблем с обеспечением запасными частями . Действует система подготовки кадров механизаторов . Основной принцип фирм-изготовителей средств производства - реальная ответственность за состояние своих изделий в течении всего срока их эксплуатации .

Центральная роль в системе производственного сервиса принадлежит дилерам . Вот как определил их роль и место известный американский менеджер Л.Якокка1: « Именно дилеры всегда играли решающую роль в автомобильном бизнесе США . Поддерживая тесную рабочую связь с родительской компанией , они составляют подлиную квинтэссенцию американского предпринимательства корпуса . Именно они выражают дух нашей капиталистической системы . И конечно именно они фактически осуществляют продажу и техническое обслуживание всех автомобилей , сходящих с заводских конвейеров» .

Сказанное в полной мере можно отнести и к диллерам , занятым во всех отраслях производственного агросервиса. Немоловажную роль в обеспечении высококачественного обслуживания играет тот факт , что связь фермеров с дилерскими пунктами независимо от их профиля (поставка и ремонт средств производства , агрохимическое, зоотехническое , транспортное обслуживание , мелиоративные , строительно-ремонтные работы и т.д.) строятся , как правило , на контрактной основе .

Дилер является посредником между потребителем техники и заводом-изготовителем по выполнению его обязательств по поставкам техники, ее предпродажному , гарантийному и послегарантийному ремонту . Предпродажный сервис осуществляется за счет завода-изготовителя , который предоставляет дилеру скидку с цены реализации на покрытие этих затрат .

Для восстановления техники вышедшей из строя по вине предприятия -изготовителя , у дилеров создается за счет завода -изготовителя резервный фонд ( гарантийный комплект ) запасных частей . При установлении цены реализации услуг принимается во внимание цена спроса - цена , по которой потребители готовы ими пользоваться . С учетом конкретной ситуации потребителя , цены реализации на услуги могут быть сезонными : более высокими или более низкими в зависимости от наличия и возможностей использования собственной техники. Мерой по стимулированию сбыта может быть предоставление скидок с цены определенных услуг , кредиты.

Участие потребителей услуг (агропромышленные предприятия) в управлении деятельностью обслуживающих предприятий повышается путем развития потребительской обслуживающей кооперации . Кооперативные формы организации сервиса формируются на базе общехозяйственных производственных объектов реформированных сельскохозяйственных предприятий и районных предприятий по производственно - техническому обслуживанию , а также в форме различных вариантов совместного использования средств производства, принадлежащих отдельным товаропроизводителям . Кооперирование стимулируется использованием средств финансовой поддержки на создание сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов . Кроме того в сфере производственно - технического сервиса могут функционировать независимые (коммерческие) предприятия с целью создания определенной конкуренции на рынке.

1 Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс 1991 . - 384 с.

Сервисные предприятия могут быть узкоспециализированными (смешанными) , которые кроме функции сервиса могут выполнять снабженческо-сбытовую функцию , заниматься производством и переработкой отдельных видов сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Комбинированные агросервисные предприятия могут функционировать как на основе частичного перепрофилирования сервисных структур на производственную деятельность, так и путем развития сервисных подразделений в кооперативах по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Специализированные ремонтные предприятия целесообразно переориентировать на покупку , восстановление и продажу подержанной техники , которые самостоятельно или в кооперации с заводами тракторного и сельскохозяйственного машиностроения могут участвовать в производстве и сборке отдельных видов машин для своего региона . На специализированных ремонтных предприятиях и заводах следует организовать производство оборудования и оснастки для ремонтно-обслуживающих предприятий внутрихозяйственного и межхозяйственного уровней . Часть мощностей предприятий по ремонту и техническому обслуживанию может быть использованы в качестве материально -технической базы дилеров при организации фирменного обслуживания.

Гаписов М.Г.

Становление фермерства в Дагестане

Переход агропромышленного комплекса к рыночным отношениям предопределил обусловленную необходимость появления разнообразных организационных форм хозяйствования и становления многоукладной экономики на базе различных форм собственности.

Предложенное правительством РФ направление организации крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств нерентабельных колхозов и совхозов в результате их приватизации и ликвидации убыточных хозяйств, как показывает практика, дало отрицательные результаты в республике Дагестан.

Формирование крестьянских хозяйств в республике Дагестан началось в 1991 г., когда II Внеочередной съезд народных депутатов РФ узаконил многообразие и равенство всех форм хозяйствования в АПК.

Не менее значимым является вариант организации крестьянских (фермерских) хозяйств на свободных или заброшенных землях, которых достаточно в горной и в других зонах республики. Однако осуществление этого варианта потребуются крупные вложения.

Так, в 1991 году было создано 382 крестьянских хозяйства, соответственно в 1992 г. - 4,2 тыс., 1993 г. - 6,8., 1994 г. - 3.0 .,1996 г. - 3,0 тыс. хозяйств. Всего за 1991 - 1995 гг. создано 17,5 тыс. хозяйств, из них прекратили свою деятельность 884 хозяйства.

Процесс создания крестьянских хозяйств резко замедлился за последние годы. Значительная дифференциация между ними наблюдается и по зонам республики: в равнинной зоне число крестьянских хозяйств составляет 8,3 тыс., а площадь земли составляет 22,8 тыс. га, что приходится в среднем на хозяйство приходится 2,7 га; в предгорной зоне 2,7 тыс. хозяйств, площадь земли 5,9 тыс. га, что приходится на хозяйство 2,2 га; в горной зоне 5,6 тыс. хозяйств, площадь земли 12,0 тыс. га, в среднем на хозяйство 2,1 га. На начало 1996год всего по республике 16,6 тыс. хозяйств, площадь земли 40,8 тыс. га, в среднем на одно хозяйство приходится 2,4 га.

В соответствии с законом «О земле» республики Дагестан максимальный размер надела земли для создания крестьянского хозяйства по республике не может превысить 5 га. Остальная часть земли может быть арендована.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996г. №1499 «О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000гг.» и Правительства Республики Дагестан от 4 ноября 1996г. №182 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» разработана республиканская целевая Программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 19972000гг., утвержденная Постановлением Правительства Республики Дагестан от 3 июля 1997г. №116.

Программой предусматривалось:

- создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития фермерских хозяйств и кооперативов;

- совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора;

- развитие земельной реформы и регулирования прав граждан на землю, расширение фермерского землевладения;

- формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;

- развитие фермерского самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.