Научная статья на тему 'Концепции и инструментарий решения базовых задач стратегического управления техническим потенциалом сельскохозяйственного производства'

Концепции и инструментарий решения базовых задач стратегического управления техническим потенциалом сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОРМЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АГРОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА УСЛУГ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ECONOMIC PRODUCTION FORMS / INTEGRAL CONNECTIONS / PRODUCTION POTENTIAL OF AGRICULTURAL SERVICE ENTERPRISE / WORK AREA / DEMONOPOLIZATION OF THE SERVICE MARKET / TECHNICAL CENTRES / ORGANIZING MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Максим Валентинович

Статья посвящена проблемам кластеризации системного подхода в создании агротехнической системы, которая предполагает функционирование рынка сервиса технического обслуживания и ремонта машин. Автор изложит основы создания рыночных структур и использования потенциальных возможностей функционирующих сервисных предприятий по сельскохозяйственным регионам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts and instruments in the solution of the basic tasks in the strategic management of technical potential in the agricultural productions

The article deals with the problems of clusterization of the systematic approach in the formation of the agrotechnical system, which presupposes the functioning of the market of the vehicle maintenance service. The author states the main principles of the formation of market structures and usage of potentialities of the operating service enterprises in the agricultural regions.

Текст научной работы на тему «Концепции и инструментарий решения базовых задач стратегического управления техническим потенциалом сельскохозяйственного производства»

УДК 338 ББК 65

КОНЦЕПЦИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕШЕНИЯ БАЗОВЫХ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

М.В. Лысенко

Статья посвящена проблемам кластеризации системного подхода в создании агротехнической системы, которая предполагает функционирование рынка сервиса технического обслуживания и ремонта машин. Автор изложит основы создания рыночных структур и использования потенциальных возможностей функционирующих сервисных предприятий по сельскохозяйственным регионам.

Ключевые слова: хозяйственно-производственные формы, интеграционные связи, производственный потенциал, агросервисного предприятия, зона деятельности, демонополизация рынка услуг, технические центры, организационный механизм.

Рынок, как система саморегулирования в современных условиях, является несовершенной структурой, привел к разрушению производственной кооперации между регионами страны, разрыву интеграционных связей в АПК, огромному диспаритету цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары. Разрушается уже созданный производственный потенциал, он заменяется малыми разрозненными хозяйственно-производственными формами, хотя в будущем при подъеме сельского хозяйства опять возникнет нужда в крупных предприятиях и их придется вновь создавать.

Еще в шестидесятые-семидесятые годы были созданы заводы и специализированные мастерские по ремонту узлов и агрегатов тракторов, зерноуборочных комбайнов и других сложных сельскохозяйственных машин в сельском хозяйстве Челябинской области.

В качестве основного метода работы ремонтной службы сельского хозяйства на юге Урала повсеместно принимался агрегатный метод. В связи со значительным ростом количества энергонасыщенных тракторов К-700 и его модификаций в хозяйствах Челябинской области почти во всех районах выросла сеть стационарных станций централизованного текущего ремонта и технического обслуживания, развивались мощности существующих заводов и специализированных мастерских АПК, что способствовало росту объема сложных ремонтных работ и технического обслуживания машин.

В хозяйствах развивалась собственная сеть центральных мастерских, обеспеченность которыми по области составляла более 85 %. Возводились мастерские СПТО, обеспеченность ими составляла по хозяйствам районов от 10 до 20 %.

Рост типовых мастерских, оснащение их современным технологическим оборудованием, их интеграция, кооперация со специализированными предприятиями АПК позволили расширить фронт

ремонтных работ, повысить качество и готовность техники к полевым работам, увеличить межремонтный ресурс узлов, агрегатов и обеспечить наименьшую удельную стоимость технического обслуживания и ремонта машин.

Однако многолетняя практика подтверждает, что со стороны предприятий АПК качество, стоимость услуг, как уже отмечалось, не удовлетворяли сельскохозяйственных товаропроизводителей. В рамках планово-распределительной экономики эта проблема не нашла удовлетворительного решения [1].

На территории каждого района Челябинской области располагается, как правило, от 20 до 600 фермерских хозяйств и от 6 до 30 сельскохозяйственных предприятий (АО, ООО и др.) - потенциальных потребителей услуг районных агросервис-ных предприятий. Даже если они имеют право на приобретение в совокупности 51 % голосующих акций агросервисного предприятия, квота каждого ничтожно мала: в среднем не более 0,2-1 %. В этих условиях обеспечить решение вопроса практически невозможно. Не смогут и дивиденды сблизить интересы и отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей и агросервисных предприятий. Объясняется это, во-первых, тем, что в сложившейся ситуации очень мала вероятность скорого их получения. Во-вторых, тем, что величина дивидендов будет крайне незначительна как в абсолютном исчислении, так и по сравнению с доходом, который сельскохозяйственные предприятия (или фермеры) получают от основной деятельности и из других источников.

Поэтому акции, которые получили сельскохозяйственные товаропроизводители и фермеры, практически выкупаются агросервисными предприятиями. В результате, как показывает опыт последних лет, они становятся владельцами еще более объемистого пакета акций и получают дополнительные возможности диктовать условия взаимоотношений с сельскохозяйственными про-

изводителями, ставя во главу угла свои собственные интересы.

У акционерных агросервисных предприятий в связи с монопольным их положением отсутствует заинтересованность в повышении эффективности производства за счет лучшей организации. Основная цель хозяйствования - максимизация прибыли за счет повышения тарифов на услуги.

Агросервисные предприятия резко сузили ассортимент и уменьшили объемы услуг, нарушен принцип качественного обслуживания: полнота, своевременность, технологичность и экономичность. Эта функция может быть реализована лишь в том случае, если рыночный механизм будет исправно проводить производство технических услуг в соответствии со спросом на них, обеспечивать эквивалентный товарно-денежный обмен в цепочке «потребитель услуг - агросервисное предприятие - завод-изготовитель (поставщик) техники и других производственных ресурсов для агросервисных предприятий».

Зона деятельности предприятий по техническому сервису в большинстве случаев ограничивается территорией административного района. В границах районного АПК в Челябинской области производится и потребляется практически 80-90 % услуг ремонтно-технических предприятий. Лишь по немногим видам услуг зона деятельности агросервисных предприятий распространяется до пределов области; заводов по полнокомплектному капитальному ремонту машин в Челябинской области в настоящее время не существует.

При этом необходимо отметить, что потребность в технических сервисных услугах в границах районов достаточно стабильна, так как установилась структура сельскохозяйственного производства и объемы механизированных работ. Поэтому, чем больше производителей технических сервисных услуг будет действовать на рынке, тем меньше должен быть размер каждого из них. Но известно, что при прочих равных условиях себестоимость услуги, а, следовательно, и ее цена находятся в обратной зависимости от масштаба производства.

Если на рынке услуг будет действовать только одно крупное агросервисное предприятие - абсолютный монополист с годовой производственной программой, центральной ремонтной мастерской типажного ряда бывшего хозяйства, то себестоимость единицы ремонта - услуги У1 - будет самой низкой. При появлении второй центральной мастерской этого же ряда программа каждого из них сократится в среднем на 50 %, а себестоимость возрастет до значения - 1,42 У1. Если же на рынке будет действовать 7 предприятий, то годовая программа каждого предприятия сократится в 7 раз (Х7 = 78 условных ремонтов), а себестоимость единицы ремонта (услуги) возрастет в 2,4 раза.

Из вышеизложенного следует, что с увеличе-

нием числа производителей услуг создаются предпосылки к зарождению их конкуренции и к снижению в связи с этим тарифов услуг, которые могут существенно повысить уровень производства, свойственный крупному предприятию-монопо-листу.

Сейчас себестоимость услуг в некоторых крупных агросервисных предприятиях выше, чем на мелких частных. Как уже отмечалось, из-за падения спроса на услуги производственные мощности созданных ранее крупных агросервисных предприятий области используются не более чем на 15-30%. В то же время отчисления, налоги, другие выплаты, величина которых зависит от стоимости основных фондов, многократно возросли. В результате существенно повысилась себестоимость услуг.

Но есть основания ожидать, что по мере ужесточения контроля, упорядочения налоговой службы, наращивания крупными обслуживающими предприятиями объемов производства последние вновь займут на рынке производственных услуг монопольное положение. Поэтому там, где производственный потенциал агросервисных предприятий достаточен для удовлетворения потребностей в услугах сельскохозяйственных товаропроизводителей, демонополизация рынка услуг должна осуществляться путем введения в действие системы правовых, организационных и экономических ограничителей хозяйственной самостоятельности производителей услуг [3].

В районах же, где потребность в услугах превышает возможности агросервисных предприятий, допустимо формировать параллельные структуры, например, машинно-технические станции с ремонтной базой на основе кооперации фермеров или сельскохозяйственных предприятий.

Производственные услуги являются товаром, покупатели которого - сельскохозяйственные производители и другие участники процесса воспроизводства сельскохозяйственной продукции, то есть, производственные услуги - это товар для внутреннего потребления АПК, промежуточный товар. В этом заключается принципиальное отличие услуги от других видов товара.

Условия высокоэффективного ведения сельскохозяйственного производства создают предпосылки, что когда нет чистой конкуренции услуг, ориентация на создание их свободного рынка и снятие каких бы то ни было организационных и экономических ограничителей деятельности агросервисных предприятий не будет оправдана.

В целом же организация системы технического сервиса в настоящее время характеризуется крайней степенью дезинтеграции. Почти 300 крупных предприятий и 1,2 тыс. фермерских хозяйств в Челябинской области не имеют возможности осуществлять осмысленную организационно-техническую политику, не способны проводить эффективные маркетинговые исследования в при-

обретении технологических комплексов машин и оборудования, их техобслуживания и ремонта в течение всего срока эксплуатации.

Для повышения эффективности использования ограниченных и разрозненных технических средств и более полного удовлетворения производителей сельскохозяйственной продукции в производственно-технических услугах необходимо объединение сервисных предприятий, их обслуживающей базы, крупных, но не загруженных мастерских производителей сельхозпродукции.

Создание сельскохозяйственных технических кооперативов совместно с сервисными предприятиями уменьшает влияние негативных воздействий на работоспособность сельскохозяйственных машин, сокращает затраты на их эксплуатацию и ремонт. Наибольший эффект может быть достигнут путем интеграции производителей сельскохозяйственной продукции и производителей услуг в рамках единого предприятия - сельскохозяйственного производственного или потребительского кооператива на районном и областном уровнях.

Одной из наиболее приемлемых и перспективных, на наш взгляд, форм технического обслуживания и ремонта машин сельскохозяйственных предприятий, включая фермерские хозяйства, являются технические центры.

В начале девяностых годов началось создание технических центров от Кировского, Алтайского, Минского и других тракторных заводов на производственных специализированных мастерских и ремонтно-технических предприятиях районов Челябинской области. Кроме того, в районах области организованы технические центры от Красноярского комбайнового завода и завода «Ростсельмаш», специализирующихся на обслуживании своих зерноуборочных комбайнов [2].

Технические центры за счет прямых связей с заводами-изготовителями, как правило, хорошо обеспечены запасными частями и узлами, комплектуют значительный запас обменного фонда, а поэтому располагают возможностями качественно и квалифицированно проводить техническое обслуживание тракторов, зерноуборочных комбайнов в акционерных обществах, кооперативах, фермерских хозяйствах. Потребители заинтересованы в надежных условиях контракта с центрами, которые возмещают все затраты по ремонту техники, вышедшей из строя по вине завода-изготовителя.

В последнее время из-за недостатка финансовых средств у сельских товаропроизводителей указанные технические центры испытывают трудности, они значительно сократили объемы работ и услуг, но целесообразность организации таких центров, возможность эффективной их деятельности не вызывает сомнения.

В условиях сокращения объемов сельскохозяйственного производства и отсутствия достаточных средств на оплату услуг хозяйства стремятся к выполнению собственными силами работ, переда-

вавшихся ранее сервисным предприятиям.

Падение загрузки предприятий по производственно-техническому обслуживанию и рост цен на технику и энергоносители ведут к увеличению накладных и других расходов обслуживающих предприятий, что делает их невыгодными для потребителей.

Выходом из создавшегося положения является создание кооперативов за счет безвозмездной передачи (продажи на льготных условиях) сельским товаропроизводителям контрольного пакета акций сервисных предприятий с их реорганизацией или ликвидацией.

Реорганизация сервисных АО и ООО в кооперативы или их ликвидация вызывает определенные трудности, так как связана с перераспределением собственности. Одним из способов решения этого вопроса является повторная эмиссия акций в связи с увеличением стоимости и переоценкой имущества предприятия. Работники сервисных предприятий, реорганизованных в кооперативы, после внесения собственных паев могут стать его ассоциированными членами кооператива, а контрольный пакет акций должен быть у сельскохозяйственных производителей.

Если же у потенциального члена кооператива нет собственных средств на пай, он должен иметь возможность получить долгосрочный кредит на льготных условиях или безвозмездную целевую ссуду от государства.

Кооперативы, созданные сельскими товаропроизводителями на базе реорганизованных или ликвидированных сервисных предприятий, как правило, с целью рентабельной работы, должны обслуживать значительную территорию и выполнять ряд основных и дополнительных услуг: осуществлять достаточно сложные ремонты машин и оборудования, организовывать широкое применение аренды техники по договорам лизинга, производить сельскохозяйственные полевые работы с помощью высокопроизводительных агрегатов.

Возможен вариант - создания новых кооперативов за счет паевых взносов сельских товаропроизводителей и других потребителей услуг с использованием собственной или арендованной производственной базы. И эта проблема в условиях бывших хозяйств решается без больших материальных затрат. Дело в том, что после реформирования этих хозяйств и сокращения производства появилось много свободных зданий, которые можно приобрести по низким ценам и приспособить к выполнению технических услуг [4].

Кооперативы, созданные по этому варианту, должны располагаться в непосредственной близости от пайщиков на отделениях, бригадах бывших хозяйств. В основном их следует специализировать на проведении текущих ремонтов сложных машин и оборудования с использованием агрегатов обменного фонда, это позволит значительно сократить затраты на ремонт машин.

По своей инициативе сельские товаропроизводители различных видов и объединений сервисных предприятий (независимо от форм собственности) могут создавать производственный кооператив с полным комплектом звеньев производственно-технического сервиса. В качестве паевых взносов должны приниматься активы сервисных и сельскохозяйственных предприятий, а также недвижимое имущество, земля, машины, скот и денежные средства фермеров. Такие кооперативы могут создаваться на базе машинно-техноло-гических станций (МТС). Во вновь созданных кооперативных хозяйствах и других крупных хозяйствующих субъектах может развиваться внутрихозяйственная кооперация различных специализированных отделений (производственные, сервисные и др.) путем объединения членами коллективов средств из паевого фонда и земельных наделов реорганизуемых хозяйств. Функционируя в рамках экономического и правового пространства сельскохозяйственного предприятия, они осуществляют деятельность на договорной основе с правлением кооператива и другими предприятиями по конкретным объемам ремонтируемой техники и другим техническим услугам.

Эти кооперативы не имеют статуса юридического лица, но функционируют в составе предприятия, как показывает опыт, с высоким уровнем хозяйственной и экономической самостоятельности, используя рыночные механизмы во взаимоотношениях друг с другом.

Оживление технического сервиса для села, в первую очередь за счет значительного количества малых предприятий, основанных на кооперативных началах, как свидетельствует опыт, способно при относительно небольших затратах увеличить ассортимент ремонтируемых объектов, отвечающих широкому кругу товаропроизводителей сельскохозяйственного производства.

В системе предприятий, осуществляющих технический сервис, как показывает отечественный и зарубежный опыт, возникает вторичная кооперация, когда объем этих работ целесообразно распределять, исходя из необходимости специализации. Так, специализация по тракторам и последующее кооперирование проявляются при распределении всего объема работ на ремонт двигателей (спецпредприятия и ремзаводы), гидравлических систем, топливной аппаратуры, шасси, на сборку.

В период действия прейскуранта с жесткими ценами предприятия, выполнявшие разборочно-сборочные работы, оказались малорентабельными или убыточными. Все перечисленные предприятия имели тесные производственные связи со станциями технического обслуживания или мастерскими хозяйств.

Возрождение сельскохозяйственной кооперации, прежде всего, должно сочетаться с серьезным теоретическим осмыслением самой рыночной концепции и находить отражение в экономической

политике к развитию конкретных форм кооперативов, учитывая, что эти формы оказывались эффективны лишь тогда, когда нормально складывались рыночные отношения.

Согласно опросным данным, отрасль сервисных услуг по ремонту и техническому обслуживанию машин АПК Челябинской области относится сейчас к самым непривлекательным отраслям по продолжающимся проектам и инвестициям. Отсюда, чтобы реализовать технологические возможности, повысить значительно качество ремонтных объектов, следует усовершенствовать существующий налоговый режим, понизить отпускную цену ремонта и устранить негативное влияние на спрос отечественных товаропроизводителей.

В связи с тем, что имеющийся в сельском хозяйстве области основной фонд (машины) изношен на 80 %, что близко к порогу, за которым начинается уничтожение производственного потенциала отрасли, и нет средств для приобретения новой техники, технологически совершенный ремонт в предприятиях АПК и его развитие может сыграть роль спасительного круга. Он даст возможность вести хозяйство на современном или близком к нему уровне, пока не появятся денежные средства для покупки в частное пользование машин и цикличного восстановления их работоспособности.

Отсутствие государственной поддержки, монополизм на границах агросектора заставит сельского производителя все быстрее переходить к интеграции на кооперативной основе, что подтверждено, как уже отмечалось, преобразованием в единое кооперативное объединение ремонтных специализированных мастерских АПК и ЦРМ отдельных бывших хозяйств.

Только совместное объединение товаропроизводителей поможет им поднять техническую готовность машин. Кооперация по своей природе близка к специфике крестьянских, фермерских хозяйств - она нацелена на обслуживание своих участников в отличие от частных предприятий, ориентированных на получение максимальной прибыли. По сути, эта форма интеграции не является коммерческой организацией, поэтому в развитых странах на нее не распространяется антимонопольное законодательство по ценовому регулированию. Принцип распределения среди ее участников полученного дохода пропорционально их расходам.

Таким образом, в данной ситуации кооперация и интеграция сервиса - это тот организационный механизм, который обеспечивает поддержание паритета и эквивалентности обмена между предприятиями АПК по всей технологической цепочке сервисных услуг (ремонта и технического обслуживания) от завода-изготовителя, посредника и его базы до товаропроизводителя села, его ремонтной мастерской.

Для того, чтобы эта стратегия была воплоще-

на в жизнь, необходимы: сбалансированный комплекс услуг для товаропроизводителя, прогноз потребности и спроса на различные виды услуг на различных уровнях технического обслуживания и ремонта машин с установленными организационно-технологическими требованиями, рациональная организация сети ремонта и технического обслуживания машин, обеспечивающая сокращение затрат на ремонт и техническое обслуживание, инвестиции в ремонтную базу и сокращение затрат на ремонт и техническое обслуживание.

В условиях сельскохозяйственного производства Челябинской области, как следует из вышеизложенного, организация системы технического сервиса в настоящее время характеризуется крайней степенью дезинтеграции, а широкомасштабная приватизация государственной собственности в форме акционирования предприятий «Агросервиса» не дала пользы сельскохозяйственным товаропроизводителям и трудовым коллективам сервисных услуг. Проведенная с преимущественным использованием второго варианта льгот она не только не способствовала сближению интересов сервисных предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей, но привела к большей разобщенности их.

Одной из форм, стимулирующих объединение сервисных предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей, являются технические центры, представляющие собой агросервисные предприятия, функционирующие на основе интеграции и кооперации, при этом использующие при этом в основном ремонтно-техническую базу АПК. К этому следует отнести и создание кооперативов за счет безвозмездной передачи (продажи на льготных условиях) сельским товаропроизводителям контрольного пакета акций сервисных предприятий с их реорганизацией или ликвидацией, а также за счет паевых взносов сельских товаропроизводителей и других потребителей услуг с использованием собственной или арендованной производственной базы.

Во вновь созданных кооперативных хозяйствах и других крупных хозяйствующих субъектах, как показывает опыт, может успешно развиваться внутрихозяйственная кооперация различных специализированных отделений (производственные, сервисные и др.) путем объединения членами коллективов средств из паевого фонда и земельных наделов реорганизуемых хозяйств.

Специализированные сервисные подразделения осуществляют деятельность на договорной основе с правлением кооператива и другими предприятиями по конкретным объемам ремонтируемой техники и другим техническим услугам. Такие кооперативы не имеют статуса предприятия с высоким уровнем хозяйственной и экономической самостоятельности, используя рыночные механизмы во взаимоотношениях друг с другом, успешно осуществляют технические услуги.

Для более полного удовлетворения производителей сельскохозяйственной продукции в производственных технических услугах необходима определенная координация деятельности сервисных предприятий на всех уровнях - районном, областном, республиканском. В этой связи сформулирована организационно-правовая и функциональная схема технического сервиса: на районном уровне - создание районных кооперативных объединений «Агропромсервиса», включающих в себя все специализированные и сервисные предприятия; на уровне области, республики - корпорации (союзы) при АПК.

Формы ремонтно-технического обслуживания целесообразно разделять на внутрихозяйственные и межхозяйственные. В первом случае техника сельскохозяйственных товаропроизводителей обслуживается и ремонтируется силами специальных подразделений самого предприятия, во втором - в самостоятельных ремонтных организациях, имеющих различный юридический статус.

В ситуации, когда банковская система недостаточно развита и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития сельскохозяйственного производства. Гражданский Кодекс РФ (ст. 665) дает следующее определение финансовой аренде (лизингу): «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату на временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца».

Стратегическое планирование деятельности агропредприятия представляет собой описание совокупности последовательных действий хозяйствующего субъекта в целях получения максимальной выгоды посредством удовлетворения потребностей целевого рынка (см. рисунок).

Выделение производственного обслуживания сельскохозяйственных производителей в сфере использования и ремонта техники в самостоятельный и специализированный вид деятельности -закономерный результат углубления общественного разделения труда. В мировой и отечественной практике данный процесс начался с появления машинных товариществ, затем в нашей стране получил широкое развитие в форме образования машинно-тракторных станций (МТС), предназначенных для выполнения механизированных работ в колхозах.

После реорганизации системы МТС и продажи техники сельскохозяйственным предприятиям последние стали осуществлять своими силами комплекс полевых работ, за исключением ряда специфических операций (агрохимических, мелиоративных), и формировать собственную ре-

Содержание маркетинговой деятельности на ремонтно-техническом предприятии

монтную базу. Часть ремонтно-технических работ (особенно наиболее сложных) выполняли ремонтно-технические станции (РТС), затем - созданные на их базе предприятия «Госкомсельхозтехники», а впоследствии - выделившиеся из них специализированные ремонтно-технические предприятия (РТП).

Реакцией на сложившееся положение стало создание во многих регионах страны на базе различных обслуживающих предприятий машиннотехнологических станций (во многом аналогичных бывшим машинно-тракторным станциям), совмещающих в себе выполнение полевых работ и ремонт техники. Государство поддержало эту инициативу лишь законодательно.

Вместе с тем многие аспекты создания и взаимоотношений машинно-технологических станций с сельскохозяйственными товаропроизводителями недостаточно исследованы. Есть необходимость обоснования оптимальной организационно-правовой формы и размеров подобных предприятий, требуют уточнений особенности ремонтно-технических услуг и полевых работ.

Машинно-технологические станции испытывают сложности с финансированием, техникой, взаиморасчетами и другие проблемы организационно-экономического плана. В то же время они уже оказывают посильную помощь сельскому хозяйству, выполняя механизированные и ремонтные работы, и имеют значительные резервы повышения эффективности деятельности.

Снижение объемов выплачиваемых налогов является очень актуальным для большинства МТС, поскольку данные предприятия находятся в замкнутом круге, когда малые размеры приводят к заведомой убыточности, а большие налоги не дают увеличить размеры до оптимального уровня.

По исследованиям ученых концентрация на базе группы предприятий, ремонтирующих тракторы определенной марки, создается на основе кооперации, комплекс узкоспециализированных производств по ремонту отдельных узлов и восстановлению деталей тракторов данной марки, что повышает качество ремонта, производительность труда, ведет к эффективному использованию производственных площадей, снижает затраты на ремонт. Концентрация ведет к укрупнению и дальнейшему развитию крупных предприятий, обеспечивая повышение эффективности производства.

Кооперирование проявляется в форме длительных производственных связей между предприятиями, совместно участвующими в частичном воспроизводстве сельскохозяйственной техники. В основе кооперирования лежит принцип установления взаимовыгодных связей, соответствующих эквивалентному обмену результатами производственной деятельности между отдельными хозрасчетными ремонтными предприятиями.

Надо признать, что достаточного развития кооперирование в ремонтном производстве не получило. Основными причинами, сдерживающими действительное экономически заинтересованное кооперирование, являлось отсутствие активных

товарно-денежных форм связей предприятий, участвующих в совместном ремонте техники.

В качестве основного метода работы ремонтной службы сельского хозяйства Челябинской области принят агрегатный, для внедрения которого были намечены соответствующие планы развития обслуживающей ремонтной базы и соответствующие мероприятия хозяйств по дальнейшему его развитию. Агрегатный ремонт рассматривается как новая система организации ремонта, наиболее полно соответствующая конструктивным особенностям сельхозтехники.

Существенно изменившиеся условия эксплуатации и обслуживания машин в последнее время, экономическое положение их владельцев требуют достаточно глубокого исследования фактических материалов хозяйств Челябинской области с фиксацией действительного технического состояния и обоснованной потребности в различных методах ремонта машин, агрегатов и деталей, с выявлением мощности и возможности использования существующей производственной базы АПК и мастерских хозяйств.

Таким образом, эффективность сельскохозяйственного производства в значительной степени обеспечивается системой его обслуживания. Переход к многосекторной экономике предполагает создание и функционирование рынка сервиса технического обслуживания и ремонта машин. Ры-

ночно ориентированная агротехсервисная система еще только формируется. Создание агротехсер-висной системы сдерживается из-за отсутствия глубоко научного обоснования развития рынка агротехсервисных услуг, основ создания рыночных структур и использования потенциальных возможностей функционирующих сервисных предприятий по сельскохозяйственным регионам, несовершенства экономических взаимоотношений партнеров агросервисного рынка. Все это отрицательно сказывается на организации сервисных услуг и, следовательно, на эффективности сельскохозяйственного производства.

Литература

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 296 с.

2. Кудряшов, В.И. Кооперация крестьянских хозяйств: проблемы, решения, опыт / В. И. Кудряшов, С.В. Полунин. — М.: ГУП Агропрогресс, 2000. -200 с.

3. Ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий: (формирование и использование) / Т.Н. Шаталова, М.В. Чебыкина. - Оренбург: Оренбург, гос. аграр. ун-т, 1999.

4. Тихонов, В.А. Экономика и организация применения техники в сельском хозяйстве / В.А. Тихонов. - М.: Колос, 1997. - 343 с.

Поступила в редакцию 30 июня 2009 г.

Лысенко Максим Валентинович. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии» ГОУ ВПО «Российский торгово-экономический университет» Челябинский институт (филиал), соискатель кафедры «Экономика и организация сельскохозяйственного производства» Челябинского государственного агроинженерного университета. Область научных интересов - организационно-экономический потенциал в деятельности сельхозтоваропроизводителей. Контактный телефон: 8-909-7438545.

Lysenko Maxim Valentinovich. Candidate of Economics, associate professor of economics and management on enterprises department in the State Educational Institution of Higher education “The Russian Trade and Economics University” Chelyabinsk Institute (branch), the applicant for economics and organization in the agriculture production department in Chelyabinsk Agro engineering University. The sphere of scientific interests -economic-organizing potential in the sphere of agricultural commodity producers. Tel. 8-909-7438545.

E-mail: SSS3101@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.