Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВЫШЕСТОЯЩИМИ АППАРАТАМИ МВД РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВЫШЕСТОЯЩИМИ АППАРАТАМИ МВД РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МЕЛОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / INTERNAL AFFAIRS BODIES / NIGGLING CONTROL / PRACTICAL ASSISTANCE / METHODS / FORMS / TECHNICAL ASSISTANCE / ADMINISTRATIVE IMPACT / CONTROL INTERVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарифзода Файзали Рахмонали, Ульянов Александр Данилович

В статье рассматривается процесс оказания комплексной практической помощи территориальным органам и подразделениям внутренних дел Республики Таджикистан вышестоящими аппаратами МВД с учетом опыта такой работы в системе МВД России. Поясняются факторы, обусловливающие значимости практической помощи, формы и методы оперативного реагирования на осложнение оперативной обстановки и предлагаются меры воздействия на оперативно-служебную деятельность подчиненных подразделений для стабилизации правоохранительной деятельности на территории обслуживания ОВД. Проводится мысль о том, что неоправданное вмешательство в повседневную деятельность территориальных органов внутренних дел сковывает их инициативу, организационный маневр, снижает интерес к организационной деятельности, порождает в ней рутинные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шарифзода Файзали Рахмонали, Ульянов Александр Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational forms of practical assistance to the territorial internal affairs agencies of the Republic of Tajikistan, the MIA's parent spacecraft

The article describes the process of comprehensive practical assistance to regional bodies and bodies of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan by the parent MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS apparatus in the light of the experience of such work in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Explain the factors contributing to the significance of practical assistance, forms and methods of operational response to the complication of the situation and proposed measures impact on operational performance of subordinate units stabilization of law enforcement on the territory of the ATS. Suggests that undue interference in the day-to-day activities of the territorial internal affairs agencies stifled their initiative, organizational maneuver reduces interest in organizational activity, it generates routine elements.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВЫШЕСТОЯЩИМИ АППАРАТАМИ МВД РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВЫШЕСТОЯЩИМИ АППАРАТАМИ МВД РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ШАРИФЗОДА Файзали Рахмонали,

кандидат юридических наук, доцент, начальник Академии МВД Республики Таджикистан, генерал-майор милиции. E-mail: faizali_74@mail.ru;

УЛЬЯНОВ Александр Данилович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России. E-mail: Alex_ulyanov@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается процесс оказания комплексной практической помощи территориальным органам и подразделениям внутренних дел Республики Таджикистан вышестоящими аппаратами МВД с учетом опыта такой работы в системе МВД России. Поясняются факторы, обусловливающие значимости практической помощи, формы и методы оперативного реагирования на осложнение оперативной обстановки и предлагаются меры воздействия на оперативно-служебную деятельность подчиненных подразделений для стабилизации правоохранительной деятельности на территории обслуживания ОВД. Проводится мысль о том, что неоправданное вмешательство в повседневную деятельность территориальных органов внутренних дел сковывает их инициативу, организационный маневр, снижает интерес к организационной деятельности, порождает в ней рутинные элементы.

Abstract: The article describes the process of comprehensive practical assistance to regional bodies and bodies of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan by the parent MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS apparatus in the light of the experience of such work in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Explain the factors contributing to the significance of practical assistance, forms and methods of operational response to the complication of the situation and proposed measures impact on operational performance of subordinate units stabilization of law enforcement on the territory of the ATS. Suggests that undue interference in the day-to-day activities of the territorial internal affairs agencies stifled their initiative, organizational maneuver reduces interest in organizational activity, it generates routine elements.

Ключевые слова: органы внутренних дел, мелочный контроль, практическая помощь, методы, формы, методическая помощь, административное воздействие, управляющее вмешательство.

Keywords: internal affairs bodies, niggling control, practical assistance, methods, forms, technical assistance, administrative impact, control intervention.

Органы внутренних дел Республики Таджикистан представляют собой сложную социальную систему, которая объединяет разнообразные по функциональному предназначению подразделения, службы, управляемые вышестоящими структурами на основе иерархической подчиненности. Каждое из подразделений является подсистемой более крупной системы и в то же время состоит из своих подсистем. А поскольку мы говорим об управлении, следует отметить, что управление, исходя из его характеристик, всегда основано на отношении по крайней мере двух сторон (подсистем) - субъекта и объекта, когда субъект целенаправленно воздействует на объект. Связи построены в рамках отношения линейной и функциональной субординации. Так, в соответствии с Положением, МВД Республики Таджикистан является центральным аппаратом, одной из задач которого является управление подчиненными структурными подразделениями территориальных ОВД, внутренними войсками непосредственно и (или) через имеющие в

его структуре управления Министерства внутренних дел в Горно-Бадахшанской автономной области, областях, городе Душанбе и Раштской группе районов, органы Министерства внутренних дел в городах и районах, органы МВД на железнодорожном и воздушном транспорте, управление внутренними войсками и воинскими частями внутренних войск, представительства (представители) МВД Республики Таджикистан за рубежом, другие организации и подразделения, функционирование которых установлено законодательством Республики Таджикистан [3].

Один из принципов, в основе которого лежит организующее воздействие, составляет надежность управления, ориентированная на сбалансированном сочетании стабильности и мобильности всех подразделений системы, адекватном и оперативном реагировании на возможные изменения криминогенной обстановки. При этом, осуществляя управленческое воздействие на подчиненные органы и подразделения, субъекты управления в ходе организаторской работы

обязаны оказывать им практическую помощь в решении наиболее сложных вопросов, связанных с защитой, прав, свобод и безопасности физических и юридических лиц, а также их имущества, интересов общества и государства.

Возрастающее значение практической помощи, оказываемой органам и подразделениям внутренних дел со стороны вышестоящего аппарата управления, обусловлено рядом важных причин:

- качественными изменениями в динамике, состоянии и структуре преступных деяний, которые выражены в тенденциях возрастания криминальной агрессии, оснащенности летальным оружием, развитии межрегиональных и международных связей криминала, экстремизма, сепаратизма, терроризма, сращивании преступных элементов с органами власти и управления, контроля криминалитетом теневого бизнеса и значительной части легального производства, изменения криминогенных связей, развития новых видов преступлений в тех областях, где затруднен социальный контроль, что обусловливает важность гибкого и массированного использования сил и средств;

деформацией информационной среды путем монополизации СМИ, а также посредством неконтролируемого расширения проникновения зарубежных средств масс-медиа в отечественном информационном пространстве, что может повлечь вероятность нарушения общественной стабильности, нанесения вреда нравственным традициям и устойчивости гражданскому обществу [1];

фактически существующим недостатком сил, средств территориальных ОВД, профессионального опыта в условиях интенсивно меняющейся криминальной ситуации для «автономного» выполнения правоохранительных задач;

- нестабильностью кадрового состава, омоложением персонала, притоком молодых сотрудников, не имеющих достаточных умений навыков верного решения сложных оперативно-служебных и иных задач;

определенными ограничениями ресурсными возможностями, которые определяют корректировку и перераспределение оптимального использования собственных возможностей, поиска и нахождения внутренних кадровых, финансовых, материально-технических, иных ресурсов, которых зачастую не хватает в территориальных ОВД;

недостаточными навыками руководящего состава территориальных органов внутренних дел в принятии и организации исполнения управленческих

решений, слабыми знаниями потребностей и интересов личного состава, отсутствием умений стабильной работы в обыденных условиях и энергичных действий в условиях осложнения криминальной ситуации.

В повседневной деятельности работа по оказанию практической помощи нижестоящим территориальным органам и подразделениям внутренних дел в основном связана с выявлением низких результатов по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности. Осуществляется сверка оценочных показателей за ряд лет, которые характеризуют отдельные направления деятельности органа, проводится поиск оказывающих негативное влияние причин и способствующих этому внутренних условий организации работы, на устранение которых направляются основные усилия. Обобщение и анализ существующей практики позволили выделить ряд причин и условий осложнения ситуации.

Во-первых, подконтрольный орган, подразделение имеют низкие результаты правоохранительной деятельности в силу недостаточности внутренних ресурсов, поскольку реальный объем работы значительно превышает совокупные физические возможности ее исполнения фактически имеющимися в наличии сотрудниками даже при условии их достаточной профессиональной подготовки, надлежащей организации исполнительского труда. Такое положение может быть объяснено обстоятельствами объективного свойства, прежде всего осложнениями криминогенной обстановки, вызванными социально-экономическими, демографическими, миграционными факторами, возрастающим количеством совершенных преступлений, имеющих большой общественный резонанс. Иное объяснение низких показателей состоит в недостаточной квалификации сотрудников, некомпетентном руководстве ими, разработке и организации исполнения управленческих решений на основе давно отработанных клише, без какой-либо попытки изучить причинно-следственные зависимости между различными факторами, обусловившими сложную криминогенную обстановку.

Оказание практической помощи связано с неотложностью прямого оперативного воздействия вышестоящих аппаратов на подчиненные органы, подразделения внутренних дел. Основное ее предназначение состоит в возможности предотвращения наступления негативных изменений в состоянии преступности или устранении наступивших негативных последствий путем концентрации усилий на решении наибо-

лее важных задач правоохранительной работы. Данный метод предполагает всестороннее корректирующее воздействие на орган, подразделение внутренних дел на основе положительных форм и методов работы, перевод системы в новое качественное состояние функционирования. Поэтому основная целевая установка оказания практической помощи состоит в упорядочении деятельности, обеспечении ее стабильности, преодолении дезорганизации и устранении отклонений от правовых требований, установленных законодательными актами Республики Таджикистан, ведомственными (межведомственными) документами в сфере правоохранительной деятельности.

Чтобы получить позитивный итог в решении проблемных ситуаций, возникающих при ухудшении оперативно-служебной деятельности или, когда получена информация, что под влиянием совокупности неблагоприятных условий такое ухудшение вполне реально и потребует незамедлительной реакции, вышестоящие аппараты МВД Республики Таджикистан должны увеличивать объем и разнообразие управляющих действий на подчиненные территориальные органы и подразделения внутренних дел. Поэтому знание разнообразных форм и методов воздействия, их учет и использование являются необходимым условием и признаком научно организуемого управления органами внутренних дел и отличает его от других видов, в частности административно-командных, волюнтаристских, некоторые образцы, которых встречаются и настоящее время.

При этом недопустим мелочный контроль, либо, напротив, оставление практических органов один на один с валом накатывающихся на них проблем. Выйти на требуемый уровень совместной, согласованной работы является приоритетной задачей управленческой деятельности, и в первую очередь должностных лиц руководящего состава вышестоящих подразделений системы МВД РТ, штабных аппаратов. Имеющая место «веерообразная» подача команд, когда каждое вышестоящее подразделение дает свои указания нижестоящим звеньям, должна быть категорическим образом устранена раз и навсегда из управленческой практики.

Во главу угла необходимо поставить оказание им практической помощи объединенными усилиями всех, либо большинства подразделений по следующим приоритетным вопросам: раскрытие сложных и резонансных преступлений, особенно организованной и транснациональной преступности, ро-

зыск и задержание опасных преступников, оперативно-профилактические операции, подготовка и обучение кадров, решение социальных проблем, финансовое и материальное обеспечение. Не следует забывать, что именно превентивные меры, пресечение преступлений и других правонарушений [5, с. 197-198] являются важнейшими направлениями работы. Правоохранительная деятельность - это не просто физическая защита от возникших (существующих) опасностей и угроз, но и прогноз их возможного развития, принятие превентивных мер, снижающих неминуемые социальные просчеты в управлении с целью стабильного развития общества [6, с.12]. Любой иной подход делает управление безадресным, хаотичным, бессистемным, а организация при этом переходит в свой антипод - дезорганизацию.

Содержание понятия оказания практической помощи включает в себя: деятельность руководящего состава, специалистов, направленная на поиск, сбор и обработку сведений о фактическом состоянии подчиненных подразделений и факторах внешней среды; выявление органов, подразделений, направлений деятельности, которым необходима существенная поддержка; разработка планирующих документов по оказанию комплексной практической помощи и подготовка к служебной командировки непосредственно в органы внутренних дел. Сама методическая часть подготовки и работа на местах имеют свои особенности, прямым образом зависящие от комплекса факторов, относящихся к особенностям криминогенной ситуации в зоне ответственности.

Порядок работы следующий: штабные аппараты вышестоящих ОВД, осуществляя мониторинг оперативно-служебной деятельности, анализируют представленные сведения от территориальных органов МВД РТ, сопоставляют ее с ранее собранными в рамках контроля данными, материалами и сведениями, относящимися к конкретному структурному подразделению, органу, направлению деятельности, решению актуальной правоохранительной задачи, оценивает актуальность вновь полученной информации в текущих условиях с учетом произошедших изменений, выявляют проблемы в оперативно-служебной деятельности территориального органа внутренних дел, которые могут привести к осложнению оперативной обстановки и инициирует меры по их комплексному решению. Одновременно проводится анализ поступившей информации на предмет выявления обстоятельств, определяющих целесообразность участия конкретных подразделений вышестоящего органа внутренних дел, штаба в оказании организационно-методической и (или) практической помо-

щи) и обеспечивается реализация такой помощи [4].

Следует различать: а) условия помощи при появлении, либо реальной опасности наступления чрезвычайных событий; б) процесс оказания содействия при резком осложнении оперативной обстановки (возможной угрозе осложнения) на одном из приоритетных направлений правоохранительной работы; в) помощь в повседневных условиях в рамках плановых проверок, связанная с оказанием методической помощи в улучшении организации работы, повышении профессионализма сотрудников. Существенно отличается комплекс мер, которые проводятся в конкретном органе, подразделении либо затрагивают служебную деятельность всех территориальных ОВД зоны ответственности, или большинства из них. со

Специфический подход имеют организация и меры оказания помощи, которые реализуются в рамках ведомства, с перераспределением сил и средств органов внутренних дел, либо в процессе комплексного межведомственного воздействия, когда к сотрудничеству возникает необходимость в привлечению возможностей структур государственной власти, институтов гражданского общества, взаимодействующие правоохранительные органы и силовые ведомства. В Стратегии реформы милиции в Республике Таджикистан на 2013 - 2020 годы отмечается: «Основой успеха профилактики преступлений и правонарушений является соответствие профилактических мер местным условиям, так как применение одинаковых профилактических мер на территории всей страны не дает желаемого результата. В целом и в частности милиция на местах должна обладать свободой выбора форм и методов работы, наиболее эффективных для данной территории, равно так и возможностью выбирать оптимальные формы взаимодействия с гражданами и государственными и местными службами» [2].

Дифференцированный подход к применению соответствующих форм и методов оказания помощи строится с учетом показателя эффективности реагирования на возможное осложнение криминальной ситуации. Напомним, что эффективность определяется как достижение результатов с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии. В содержание процесса осуществления помощи входят формы оперативного централизованного оказания содействия вышестоящими аппаратами МВД Республики Таджикистан подконтрольным территориальным органам внутренних дел в предотвращении или разрешении проблемных ситуаций.

Изучение практики правоохранительной работы дает основания для выделения нескольких видов оказания помощи: неотложное оказание практической помощи; административное воздействие; проведение внеплановых контрольных проверок; непосредственное управляющее вмешательство. В принципе эти виды универсальны. Они применяются на всех уровнях управления - стратегическом, оперативном, тактическом. Однако разнообразие воздействия в большей степени характерны именно для центрального аппарата МВД Республики Таджикистан, управлений ОВД крупных городов. В своем большинстве различные виды применяются в сочетании друг с другом. Каждый из них реализуется в конкретных формах - комплексе мер организационного, предписывающего и методического воздействия.

Неотложное оказание практической помощи имеет широкое распространение и применяется к подконтрольным органам и подразделениям внутренних дел, работающим в сложных условиях. Обычно его применяют в случаях возникновения необходимости оказания содействия кадровыми, материально-техническими, финансовыми ресурсами, организационной, методической работой в целом, по подразделениям и приоритетным направлениям. Осуществляется профилактическая отработка зоны обслуживания: городов и районов, сельских поселений (джамоатов), что требует дополнительного привлечения сил и средств сразу нескольких сопредельных территориальных органов внутренних дел. Разрабатываются и проводятся комплексные операции различной целевой направленности. На сложные участки отработки направляются строевые милицейские подразделения по охране общественного порядка, подразделения внутренних войск. Ориентируется специальный аппарат для проведения оперативно-разведывательных действий. В неотложном порядке направляются силовые структуры для пресечения и ликвидации массовых беспорядков, задержания вооруженных преступников, освобождения заложников. На время выделяются автомото-транспортные средства, средства связи и вычислительной техники. Организуются групповые выезды на места бригад сотрудников и специалистов центрального аппарата МВД Республики Таджикистан.

Методическая помощь включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. Важнейшей составляющей, позволяющей обеспечивать высокий уровень оказания практической помощи, является надлежащий уровень информационно-аналитического со-

провождения управленческой деятельности руководителя территориального органа, обучение личного состава формам и методам информационно-аналитической работы. Так, в практику ГУ МВД России по Кемеровской области внедрен широкий спектр мероприятий по повышению профессиональной компетенции должностных лиц руководящего состава: от дистанционного обучения в форме лекториев, выездов в территориальные подразделения с целью проведения семинаров-совещаний (например, образовательный проект «Школа начинающего аналитика») до организации конкурсов профессионального мастерства («Мы проблему видим - мы ее решим», «Лучший аналитик Кузбасса»).

Консультационно - методическая помощь оказывается: в разработке организационно-управленческих документов; в разработке и реализации программ правоохранительной направленности. Наряду с этим, штаб как орган управления в рамках оказания методической помощи способен реализовы-вать важнейшие функции методического обеспечения и повышения уровня профессиональной компетенции управленческого ядра подчиненных органов, подразделений, организаций территориальных органов.

Административное воздействие применяется в отношении подчиненных органов и подразделений внутренних дел, допустивших грубые нарушения дисциплины и законности, значительный рост преступных деяний. Заслушиваются руководители подчиненных органов, подразделений на коллегиях и оперативных совещаниях, истребуются объяснения в ходе селекторных совещаний, видеоконференцсвязи о принятых мерах и причинах неудовлетворительного положения дел. Возможно наложение дисциплинарных взысканий, выдача предписаний об обязательном исполнении.

Однако следует напомнить, что увеличение числа зарегистрированных правонарушений в зоне ответственности не всегда является основной причиной неудовлетворительной деятельности: территориальных органы внутренних дел, работающие в сложной оперативной обстановке, чаще нуждаются в своевременной практической помощи, содействии, нежели в наложении административных взысканий. Оперативная осведомленность центрального аппарата МВД дает возможность сопоставления количественного роста преступных действий с иными показателями (профилактикой и раскрываемостью преступлений, нагрузкой на личный состав ведущих подразделений, выявленными нарушениями дисциплины и законности) и сде-

лать объективный вывод о фактических причинах появления негативных тенденций, принять правильное решение об использовании конкретных форм и методов неотложного воздействия на изменения обстановки.

Осуществление внеплановых проверок предназначено для углубленного анализа происходящих негативных явлений в результатах оперативно-служеб-ной деятельности и внутриорганизационной работе ОВД, стимулирующего вмешательства в виде внеплановых целевых и иных форм контроля, служебного расследования, взятия на особый контроль наиболее важных, в т.ч. длящихся мероприятий. Реализация этого метода зачастую дополняется принятием мер административного воздействия. Целевые проверки дают возможность с меньшим использованием сил и средств улучшить внут-риорганизационную работу подчиненных территориальных органов и подразделений внутренних дел. Длительность проверки зависит от объема работы, сложности имеющихся проблем в каждом подразделении и проводится в течение двух-трех дней. Ее результаты озвучиваются на оперативном совещании при руководителе проверяемого органа, где и вырабатываются соответствующие решения по стабилизации обстановки.

Непосредственное управляющее вмешательство применяется, прежде всего, в оперативном управлении структурными подразделениями ОВД. Здесь преобладают формы прямого распорядительства группами немедленного реагирования дежурных частей соответствующих органов, ППН милиции, силами ДПС в процессе пресечения или раскрытия преступлений по горячим следам, задержания преступников. Возможно применение метода непосредственного вмешательства в форме прямого руководства при участии в ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, организации и проведении профилактических операций по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период стихийных бедствий, проведения карантинных мер во время эпидемий, эпизоотии, при острых социальных эксцессах, проведении крупных международных политических, культурных, спортивных мероприятий.

Вне зависимости от того, какая из имеющихся форм оказания помощи применима в той или иной конкретной ситуации, существует ряд общих требований подготовки в вышестоящем органе к служебной командировке: дифференцированный отбор и расстановка исполнителей, участвующих в выполнении объема работ. Должны быть выбраны профессионально грамотные сотрудники, знающие практику и учитывающие ме-

стные особенности; предварительная подготовка комиссии (бригады) к работе на местах, включая изучение методики оказания практической помощи, инструктирование, проверку готовности; составление детального плана предстоящих действий с указанием основных приемов и методов работы, общего расчета привлекаемых сотрудников, состава рабочих групп по направлениям, способов взаимодействия, графиков обмена информацией; установление деловых связей с руководством органа внутренних дел по месту предстоящей работы, органами власти и джамоатами. Представленный минимум организационных мер на этапе предварительной подготовки к выезду в служебную командировку не является строго обязательным и может изменяться с учетом оценки конкретной ситуации, масштаба и особенностей предстоящей работы, возможного участия представителей иных правоохранительных структур. Координация деятельности по оказанию комплексной практической помощи возложена на штабные подразделения. Последние выполняют эту задачу посредством разработки сводных планов предстоящих выездов, а также путем подготовки в рамках своих полномочий и во исполнение поручений Министра, его заместителей, планов осуществления крупномасштабных комплексных операций и непосредственного участия в них. Штабы также обобщают итоги и изучают опыт оказания помощи, готовят конкретные предложения по совершенствованию.

Нетрудно заметить, что большинство форм оказания помощи подчиненным территориальным органам внутренних дел представляют из себя неотложное централизованное воздействие или, иными словами, непосредственное вмешательство. Но территориальные органы МВД Республики Таджикистан представляют собой относительно самостоятельные системные образования, поставленные решать правоохранительные задачи и управляются не только вышестоящими звеньями, но преимущественно, собствен-

ным руководящим аппаратом. Отсюда следует важный вывод о том, что вышестоящие управленческие структуры ни в коей мере не должны подменять их при выполнении оперативно-тактических задач противодействия преступности, осуществлять мелочную опеку. Централизованное вмешательство не должно выражаться в бесконечном «задергивании» сотрудников подчиненных органов и подразделений внутренних дел и увеличивающемся потоке распоряжений и указаний. Нередко непродуманное вмешательство связывает инициативу и организационную целесообразность, снижает интерес к организаторской работе, порождает элементы коллективного тунеядства и безосновательное оправдание низких результатов сложностями оперативной обстановки. Тем самым подрывается авторитет руководящего состава территориальных органов МВД РТ.

В заключении необходимо отметить, что важность рассмотрения данной проблемы обусловлена назревшей необходимостью повышения эффективности в деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности на территории городов, районов, сельских общин, органов внутренних дел на железнодорожном и воздушном транспорте, являющихся основным звеном системы МВД Республики Таджикистан. В рамках указанного направления предпринимаемые меры позволят улучшить управляемость системы, совершенствовать институт оперативного управления, уменьшить ресурсные издержки, вызванные дублированием команд и параллелизмом в работе вышестоящих звеньев отраслевых аппаратов, оптимизировать работу центрального аппарата МВД, своевременно выстраивать алгоритмы, оказывающие позитивное влияние на криминальную ситуацию на территории республики, выявлять неблагополучные участки и разрабатывать конкретные меры борьбы с преступностью, уменьшить затраты на реализацию правоохранительной функции при обеспечении надлежащего уровня правопорядка.

Библиография:

1. Концепция информационной безопасности Республики Таджикистан - Утв. Указом Президента Республики Таджикистан от 7 ноября 2003 г. № 1175. - https://docplayer.ru/53184273-Koncepciya-informacionnoy-bezopasnosti-respubliki-tadzhikistan.html (дата обращения -13.01.19).

2. Стратегия реформы милиции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы - Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 18 марта 2013 г., № 1438 - http://base.spinform.ru/show_doc.fwx/show_doc.fwx? ^=80229 (дата обращения - 13.01.19).

3. Положение о Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан - Постановление Правительства РТ от 28 декабря 2006 г. № 592 (в ред. Постановления Правительства Республики Таджикистан от 30.05. 2008 г. № 283; от 29.04 2009 г. № 274; от 30.12.2011 г. № 673).

4. Приказ МВД России от 26.10.2018 № 707 «Об утверждении Основных направлений деятельности штаба территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации».

5. Рахимзода Р.Х. Оперативно-розыскная политика в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан. Монография. - Душанбе: «Эр-граф», 2018.

6. Стризое А.Л. Концепция «общества риска» и некоторые современные проблемы безопасности личности, общества и государства /Вестник Волгоградской академии МВД России: научно-методический журнал. Выпуск 4 (35) 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.