Научная статья на тему 'Организационные факторы развития машиностроительного комплекса региона'

Организационные факторы развития машиностроительного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные факторы развития машиностроительного комплекса региона»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА М.И. Бухалков, д-р экон. наук, профессор О.А. Бабордина, канд. экон. наук, доцент

Самарский государственный технический университет

В последние годы рыночных реформ экономика Самарской области продемонстрировала способность к привлечению новых инвестиционных вложений в производство легковых автомобилей, пищевую промышленность, производство строительных материалов и другие отрасли промышленности. По структуре валового накопления область лидирует в национальной экономике, высока и доля вложений в новое технологическое оборудование по сравнению с существующим в стране общим перекосом в сторону строительства. Новые экономические отношения федерального центра с регионами и региона с предприятиями, направленные на развитие инновационных проектов, поддержку и внедрение в производство научных разработок и передовых технологий, будут положительно сказываться на развитии ведущих предприятий машиностроительного комплекса и всей промышленности Самарской области.

В дальнейшем область стоит перед процессом значительной диверсификации производства, превращения в регион с традиционно благоприятным климатом для новых инвесторов. При условии сохранения в области стабильности экономического климата и организационной поддержки инвесторов можно предположить, что в новом разделении труда в условиях глобальной конкуренции экономика региона будет развиваться не только в сфере сырьевой добычи или производства полуфабрикатов, но и в производстве конкурентоспособной машиностроительной продукции. Машиностроительный комплекс будет в перспективе формироваться как крупный региональный центр производства продукции, выполнения услуг, коммуникаций и инноваций и окажет большое влияние на развитие всего промышленного производства. Сейчас экономика промышленности региона нуждается в постепенной диверсификации производства, хотя конкуренция будет постоянно возникать с другими предприятиями и организациями, в которых сохраняется более низкий уровень заработной платы при высокой занятости работников.

Развитие нового производства и предпринимательства в Самарской области лежит в сфере обрабатывающей промышленности, машиностроения и металлообработки, в которых дальнейший прогресс связан с повышением производительности труда, качества продукции, улучшением глубины переработки и применением новых технологий, а не с расширением занятости и строительством новых предприятий. Иными словами, основные конкурентные преимущества машиностроительного комплекса Самарской об-

ласти состоят в использовании интенсивных организационных факторов развития производства. Это предполагает более эффективное использование имеющихся в регионе экономических ресурсов и, следовательно, наиболее полную занятость экономически активного населения и эффективную занятость всех категорий персонала на действующих в регионе предприятиях.

Перед промышленностью Самарской области в прогнозируемом среднесрочном периоде стоят сложные и ответственные задачи по обеспечению устойчивого экономического роста, комплексного развития машиностроения, повышения уровня занятости и качества жизни населения в условиях осуществления новых институциональных и административных реформ. Важной организационной задачей является создание новых форм взаимодействия между различными предприятиями и организациями машиностроения и металлообработки - производственными компаниями, научно-исследовательскими и проектными институтами, образовательными учреждениями, финансовыми органами, консалтинговыми объединениями. С 2005 года действует в регионе Соглашение о партнерстве по развитию Поволжского автомобильного кластера, принятое Правительством области, акционерным обществом «АвтоВАЗ» и другими академическими и промышленными организациями.

В стратегии развития автомобилестроения предусматривается превратить экономику региона, где располагается Волжский автомобильный завод -крупнейший регионообразующий производитель, в основной организационный фактор конкурентного преимущества Самарской области как на межрегиональном, так и на международном экономическом уровне. В сфере постоянного внимания Правительства области находятся также многие предприятия оборонно-промышленного комплекса, занимающие важное положение в машиностроительном комплексе. Разработаны региональные программы поддержки машиностроительных предприятий оборонной промышленности на период до 2010 года, планируется создание в Самарской области холдинга по производству боеприпасов, что позволит укрепить позиции предприятий машиностроения как на государственном, так и негосударственном рынке этой специфической продукции /1, с.13/.

Организационной основой развития машиностроительного комплекса, как показал проведенный в настоящем исследовании анализ основных статистических показателей работы предприятий машино-

строения и металлообработки /2/, стали значительные ности этой ведущей отрасли промышленности регио-положительные изменения в экономической деятель- на с 1993 по 2003 годы (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели работы предприятий машиностроения и металлообработки _региона в 1993-2003 годах___

Показатели 1993 1995 1997 1999 2001 2003

1. Число предприятий 1448 2068 2121 2110 2096 1812

2. Объем продукции, млн.руб. 2371,0 18797,0 30747,0 63807,0 126046,0 159856,0

3. Индекс роста, % к предыдущему 94,1 110,6 108,6 117,1 114,5 104,5

году

4. Среднегодовая численность про- 329,7 278,0 239,7 224,8 236,5 234,7

мышленно-производственного персо-

нала, тыс. чел.

5. Сальдированный финансовый ре- 606,0 2752,0 3424,0 4700,0 9797,0 9968,0

зультат, млн.руб.

6. Уровень рентабельности, % 63,8 11,8 18,3 23,8 11,9 13,7

7. Затраты на 1 рубль продукции, коп. 61,1 89,4 84,5 80,8 89,4 88,4

Как видно, за десять лет число предприятий машиностроительного комплекса увеличилось с 1448 до 1812, объем производства продукции машиностроения в 2003 году составил более 150 млрд. рублей, среднегодовые темпы его роста в 2000-2004 годах превышают 10%. С 1999 по 2003 годы среднегодовая численность персонала на предприятиях этого комплекса возросла более чем на 10 тыс. человек и составила 234,7 тыс. работников. Как показывают проведенные расчеты, при сохранении в 2006-2007 годах таких темпов развития машиностроительного комплекса среднегодовая численность персонала в отрасли стабилизируется на уровне 240 тыс. человек и экономический рост должен обеспечиваться за счет лучшего использования имеющихся человеческих и организационных ресурсов.

Комплексная оценка уровня социально-экономического и организационного развития машиностроительного комплекса Самарской области, анализ всей совокупности его преимуществ, проблем и диспропорций, изучение перспективных планов и инвестиционных программ ведущих предприятий дают основания для оптимистического в целом прогноза на предстоящий среднесрочный период. Основа

экономического роста предприятий машиностроения и металлообработки в среднесрочной перспективе -укрепление конкурентоспособности отрасли за счет улучшения использования всех без исключения составляющих производственного, предпринимательского и инвестиционного потенциала. В 2006-2008 годах по умеренному варианту прогноза ВРП в Самарской области возрастет на 21% и составит свыше 50% прироста к 2000 году. В этот период среднегодовые темпы экономического роста достигнут 8% /1/.

В среднесрочной перспективе Самарская область, по оценке Министерства экономического развития, будет сохранять свой профиль экономической специализации в российском и международном разделении труда с усилением роли инфраструктурных отраслей. В приросте промышленного производства все менее заметную роль будет играть топливно-энергетический комплекс и все более заметную машиностроительный комплекс, включающий конечные отрасли или заключительные стадии технологического передела. В табл. 2 приведен прогноз прироста промышленного производства по группам отраслей на среднесрочный период /1, с.12/.

Таблица 2

Доля и прогноз прироста промышленного производства Самарской области _по группам отраслей, % ___

Отрасль 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

1. Вся промышленность 100 100 100 100 100 100 100 100

2. Топливно-энергетический комплекс 22,4 6,0 9,4 2,8 0,4 0,4 0,4 0,4

3. Отрасли, производящие сырье и материалы 22,1 21,7 21,1 21,2 24,8 25,6 26,7 28,9

4. Конечные отрасли производства 55,5 72,3 69,5 76,0 74,9 75,0 76,0 77,0

5. В том числе автомобильная отрасль 16,5 51,4 42,2 43,1 60,5 61,0 62,0 63,0

Общий прирост промышленного производства, шиностроительного комплекса Самарской области по предварительной оценке, составит в среднем 5-6% состоит в его включении в интеграционные процессы, в год. Особенность современного этапа развития ма- связанные с глобализацией экономики и привлечени-

ем инвестиций. Многие региональные предприятия машиностроения входят в состав российских и международных корпораций. При этом сохраняется группа предприятий, находящихся в федеральной и муниципальной собственности. Стратегическая промышленная политика Правительства области на предстоящие годы будет основана на выделении приоритетных отраслей и групп предприятий, определении межотраслевых проблем развития и выборе для каждой группы производств общих организационно-экономических целей и задач, специфических форм и методов, а также инструментов и основных путей поддержки перспективного развития предприятий машиностроительного комплекса.

Общенациональное назначение многих машиностроительных предприятий Самарской области предполагает усиление региональных и межрегиональных связей, а также взаимодействия Правительства области с федеральными органами управления экономикой. Главным условием экономического роста промышленности в регионе остаются человеческий потенциал, социально-экономическая активность работающего персонала, занятость всего населения и наиболее полное использование имеющихся ресурсов. В среднесрочном периоде, несмотря на прогнозируемый экономический рост, расширение производства, создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения области, в машиностроительном комплексе сохранится тенденция превышения спроса на высококвалифицированную рабочую силу над ее предложением. Из этого вытекает необходимость

Передовой опыт Волжского автозавода, где обеспечена эффективная занятость персонала, высокая продуктивность труда и нормальная его оплата, подтверждает необходимость более широкого рас-

улучшения использования всех экономических ресурсов и, прежде всего, промышленно-производственного персонала на действующих предприятиях.

Повышение эффективности использования производственных ресурсов станет возможным за счет совершенствования на каждом предприятии организации производства и широкого применения существующих организационных факторов. В частности, может быть использован многолетний организационный опыт Волжского автомобильного завода, где высокая стабильность и эффективность производства определяется не только большим рыночным спросом на легковые автомобили, но и прогрессивной организацией поточно-массового производства. В хорошо организованном регламентированном производстве все его подразделения и отдельные работники соблюдают запроектированные формы и методы организации труда и производства, соответствующие нормативам эффективной занятости, рыночным экономическим требованиям и международным организационным стандартам. Содержащиеся в табл. 3 основные организационно-экономические показатели свидетельствуют о том, что действующая на Волжском автомобильном заводе система управления персоналом и производством позволяет в течение многих лет обеспечивать стабильную и высокоэффективную работу этого крупного машиностроительного комплекса не только Самарской области, но и всей Российской Федерации.

Таблица 3

пространения этих достижений на всех отечественных предприятиях с различными формами собственности, включая в первую очередь предприятия и организации машиностроительного комплекса.

Показатели эффективности труда персонала на Волжском автомобильном заводе

Наименование показателей Единица измерения 1987 1990 1995 1998 1999 2000 2002 2004

1. Выпуск автомобилей тыс.шт. 727,0 740,2 616,1 606,9 694,5 721,0 697,8 708,6

2. Численность промышленно-производственного персонала тыс.чел. 95,0 99,2 99,2 98,0 98,6 99,1 107,5 103,9

3. Выработка на 1 среднесписочного работника шт/чел 7,6 7,5 6,2 6,2 7,0 7,2 6,5 6,8

4. Средняя трудоемкость продукции ч/шт 61,5 62,1 61,5 62,3 62,9 63,3 60,6 57,8

5. Численность рабочих в основном производстве тыс.чел. 57,2 65,1 54,3 54,2 54,0 52,7 55,2 54,3

6. Выработка на 1 рабочего шт/чел 12,7 13,2 11,4 11,0 12,8 13,6 12,6 13,1

7. Фактический уровень выполнения нормированных заданий % 108,0 110,0 112,0 114,0 115,9 116,4 116,7 116,8

8. Средний коэффициент напряженности норм труда % 92,5 90,9 98,2 87,7 86,2 85,9 86,2 85,6

На основании экономического анализа эффективности использования производственных ресурсов в действующем машиностроительном комплексе можно сделать следующие научные выводы и практические предложения.

Занятость промышленно-производственного персонала на действующих предприятиях является главным организационным фактором, определяющим эффективность использования рабочей силы, средств производства, предметов труда и рабочего времени. Уровень занятости ресурсов в процессе производства продукции является производным от рыночного спроса и зависит главным образом от объемов ее выпуска, трудоемкости продукции, численности работников, наличия рабочих мест и других организационных факторов, взаимодействие которых необходимо полнее учитывать на отечественных предприятиях.

Развитие нового производства и предпринимательства в машиностроительной промышленности при постоянной численности экономически активного населения в дальнейшем связано с применением новой технологии, повышением эффективности производства, производительности труда, качества продукции, а не расширением занятости и строительством новых предприятий. Основное конкурентное преимущество каждого машиностроительного предприятия в условиях новых рыночных отношений состоит в использовании интенсивных, а не экстенсивных направлений их развития. Это требует более эффективного использования всех производственных ресурсов и в первую очередь наиболее дефицитных - рабочей силы и рабочего времени.

Рациональное использование рабочего времени и повышение занятости промышленно-производственного персонала являются важными факторами развития экономики не только предприятия, но и всего региона и страны в целом. Чем выше занятость трудовых ресурсов в стране или в регионе и персонала на производстве и чем ниже уровень безработицы или скрытой занятости, тем выше эффективность производства и качество жизни людей.

Неполное использование исходных производственных ресурсов и организационных факторов приводит к неполной и неэффективной их занятости и появлению соответствующих резервов, представляющих собой разность между проектными и фактическими значениями экономических ресурсов.

Управление эффективной занятостью различных категорий персонала на машиностроительных предприятиях предполагает наличие научно обоснованных нормативов потребных ресурсов и разработки методов оценки уровня фактической занятости персонала и продуктивности труда, расчета оптимальных значений производственных ресурсов и резервов.

Литература

1. Экономика Самарской области: инвестиционная привлекательность, тенденции развития, рейтинги /Под ред. Г.Р. Хасаева. -Самара: РАСО, 2004. -76с.

2. Самарский статистический ежегодник. Официальное издание. -Самара: Облкомстат, 2004. -416с.

Получена 12.10.2006

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРЕССФОРМ И ШТАМПОВ НА ОСНОВЕ ЕДИНОГО НАТУРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ «ПРИВЕДЁННОЕ ИЗДЕЛИЕ» А.С. Широбоков, д-р экон. наук, профессор, В.П. Антипин, ведущий инженер-программист, С.В. Нефедов, инженер-технолог Ижевский Государственный технический университет ОАО «НИТИ «Прогресс»

В своей работе мы исходили из того, что автоматизация этапов подготовки производства, минимизация потерь от автоматизации, достижение наибольшего эффекта от внедрения систем немыслимы без общей идеологии, организации взаимодействия систем, постепенной перестройки работы предприятия, создания единых баз данных. Необходимыми условиями для этого являются:

1. Компьютеризация, применение сетевых технологий.

2. Ориентация на использование современного лицензионного (легального) программного обеспечения.

3. Поддержка внедрения на уровне руководства предприятия.

4. Выбор систем и партнёров для внедрения исходя из сложности и первоочерёдности решаемых задач, перспективности и необходимости связей с другими предприятиями, стоимости систем, реальных трудовых и финансовых возможностей предприятия по освоению ПО, возможностей партнёров (поставщиков ПО) по поддержке на этапах внедрения и сопровождения, оценки необходимости ломки, замены или связки сложившихся информационных потоков, взаимоотношений, структур и уже имеющихся средств автоматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.