8. Причины, сдерживающие развитие производства: высокие налоги, высокие цены на продукцию и услуги естественных монополий, низкая платежеспособность покупателей, прогрессирующая изношенность основных фондов.
9. Меры по развитию промышленности области, предлагаемые респондентами: упрощение системы налогообложения, снижение суммарной величины налогов; финансовая поддержка развития перспективных, направлений в промышленности и рыночной инфра-стуктуры; повышение уровня и эффективности регулирования экономических процессов.
10. На промышленных предприятиях области продолжают наблюдаться интеграционные процессы в осуществлении разрешения общих проблем (25% предприятий входят в свободные объединения производителей).
11. За последний год число руководителей предприятий, негативно оценивающих экономическую политику российского правительства, возросло с 36 до 40%, в то же время выросло на 4 позиции количество руководителей, в основном согласных с ней. Около 40% респондентов в основном согласны с экономической политикой областной администрации.
12. По мнению руководителей предприятий, для совершенствования взаимоотношений между руководителями органов власти и промышленных предприятий необходимо в первую очередь:
• обеспечить регулярное обсуждение с руководителями предприятий проблем в промышленности на областном и районном уровнях;
• создать систему по отслеживанию финансовой ситуации на промышленных предприятиях области и принятию оперативных мер, если ситуация приближается к критической;
• обеспечить содействие в проведении маркетинга продукции предприятий;
• чаще публиковать в СМИ информационные материалы с анализом ситуации в экономике и о принимаемых руководством мерах по ее улучшению.
13. Администрации области следует продолжить оказание помощи предприятиям и отраслям через решение проблемы неплатежей, реструктуризацию долгов перед бюджетом и т.д. Требуется улучшить условия формирования крупных корпоративных структур для интеграции финансового капитала, тор-гово-сбытовых сетей, производственного и научно-технического потенциала.
В. В. Митенев
СТРУКТУРА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
В последнем десятилетии предприятия машиностроения Вологодской области прошли сложный путь к рыночному типу хозяйствования. Изменение отношений собственности создало условия для большей самостоятельности и повышения ответственности за обеспечение высокоэффективной деятельности. Однако вследствие действия целого ряда многообразных факторов в отрасли резко снизились объемы выпуска продукции, выросли Удельные затраты на ее изготовление, сокра-
тились доходы и прибыль, уменьшились источники обновления материально-технической базы, инвестиционно-инновационной деятельности. Вместе с тем экономическая и социальная значимость отрасли в экономике региона остается весьма высокой.
В 1960 - 1980 гг. отличительной чертой Вологодской области были высокие темпы развития машиностроения и металлообработки за счет ускоренного наращивания производственных мощностей действующих пред-
приятий и строительства новых заводов -подшипникового, оптико-механического и электротехнического - в областном центре. За этот период основные фонды предприятий отрасли выросли в 1,8 раза, производство продукции - в 1,7 раза. Машиностроение стало одной из профильных отраслей промышленности области, занимая в 1990 г. третье место после черной металлургии и лесной промышленности по выпуску продукции и числу занятых работников. В отрасли было сконцентрировано около половины установленных в народном хозяйстве региона механизированных поточных и автоматических линий, внедрялись станки с числовым программным управлением, гибкие технологии, автоматизированные системы управления на базе ЭВМ.
Однако развитие машиностроения, рост всех его количественных параметров, которые задавались и строго контролировались в плановом порядке, проходили зачастую в ущерб качественным характеристикам. Детальное государственное регулирование цен и доходов предприятий, фондированные поставки оборудования, комплектующих, сырья и материалов искусственно сдерживали развитие, нарушали принципы целесообразности и пропорциональности. Недостаточно внимания уделялось обновлению основных производ-
ственных фондов, модернизационные процессы в отрасли явно запаздывали. Фондовооруженность машиностроительных предприятий в 1990 г. значительно уступала средним показателям по промышленности области.
В результате этих и ряда других объективных факторов машиностроение оказалось не готово к эффективной работе в условиях перехода к рыночному типу хозяйствования. «Шоковый» вариант этого перехода, форсированная конверсия военного производства, прекращение с 1992 г. бюджетных вложений в экономику привели к снижению объемов продукции машиностроительных производств. Из-за либерализации цен и сокращения закупок машиностроительной продукции для государственных нужд сузилась емкость рынков инвестиционного оборудования и технологических сложных потребительских товаров. Возникло противоречие между потребностями текущего производства, определяемыми платежеспособным спросом на машиностроительную продукцию, и необходимостью обновления технологий, обуславливаемых перспективным инновационным спросом.
Сказанное выше о динамике объемов выпуска машиностроительной продукции и в целом по промышленности области наглядно прослеживается в данных табл. 1 и на графике, представленном на рис. 1.
Таблица I
Динамика физических объемов производства продукции промышленности Вологодской области в 1991 - 2001 гг. (в % к 1990 г.)
1991 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Промышленность, всего 94 69 68 66,1 66,0 73,1 80,7 99,5
В том числе:отрасль машиностроения и металлообработки (ММП) 105,8 104,1 94,7 86,2 77,6 95,5 114,4 132,9
из нее машиностроение 104,6 81,2 66,9 58 47,3 54,3 66,7 82,0
150 п
■ — -о----
1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. --о--Машиностроение и металлообработка
1996 г.
1997 г. 1998 г. - Промыияенность
1999 г. 2000 г. 2001 г. ...... -Машжостроение
Рис. 1. Динамика производства продукции промышленности Вологодской области и отдельных ее отраслей в 1991 -2001 гг. (1990 г. =100%).
Характерно, что машиностроение оказалось в более глубоком кризисе, чем вся промышленность области, хотя в целом отрасль ММП и сохраняла хорошие позиции за счет мелкого бизнеса, роста производства металлических конструкций и изделий, ремонтных работ.
Не в лучшую сторону изменилась доля машиностроения и металлообработки в
1990 год
1. Черная металлургия
2. Лесная промышленность
3.Машиностроение и металлообработка
4. Химическая промышленность
5. Легкая промышленность
6. Пищевая промышленность
7. Строительных материалов
8. Электроэнергетика
структуре промышленности (рис. 2). В 1990 г. предприятиями ММП было произведено машин и оборудования на 682,8 млн руб. -10,5% всей промышленной продукции области. В 2000 г. выпущено металлопродукции на сумму 3056 млн руб., а доля в общем производстве промышленной продукции составила только 3,5%.
678
2000 год
1. Черная металлургия
2. Химическая промышленность
3. Электроэнергетика
4. Лесная промышленность
5. Пищевая промышленность
6. Машиностроение и металлообработка
7. Легкая промышленность
8. Строительных материалов
Рис. 2. Место отрасли ММП в структуре промышленности области.
За годы реформ не только значительно утеряны многие позиции машиностроения и металлообработки, но и одновременно произошли серьезные структурные изменения внутри отрасли (рис. 3). В последнем десятилетии снизился удельный вес машинострое-
ния в отрасли ММП при росте объема ремонтных работ и производства металлоизделий.
Существенные структурные сдвиги происходят и внутри машиностроительной отрасли (табл. 2).
80 -| 60 -40 -20 -0
1
шш* ж '///////3 ШШ ж&
>тй
51,2
20.5
9,5
ШШ
31,1
тт //////
шш
17.7
62,4
ЪТУАУЯ
шъш
шт*4
шш
»»>>>>>3
V//////? у//////>
л^я/ваяяя
23,7
13,9
1990 г.
ВПродукция машиностроения
1995 г.
ЩПродукция ремонтных предприятий
2000 г.
□ Металлоизделия и конструкции
Рис. 3. Структура производства продукции машиностроения и металлообработки Вологодской области по группам (в % к итогу).
Структура производства продукции машиностроительного комплекса области в 1990-
(в % к итогу)
Таблица 2 -2001 гг.
Отрасли 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г.
Мацмностроение, всего 100 100 100 100
В т.ч.: - электротехническое 1,7 3 3 2,8
- станкостроительное и инструментальное 7,9 6 9,3 7,9
- приборостроительное 15,7 9 13,5 14,3
- автомобильное 2 2 1,2 2,4
- подшипниковое 37,0 66 46,4 42,3
- строительно-дорожное и коммунальное 2 2 6,7 11,3
- для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов 10 8 14,6 16,1
^Другое 17,1 4 4,6 1,2
Сдали свои позиции станкостроение и подотрасль автомобильной промышленности. Вместе с тем, предприятия машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов еще в 1997 г. нашли свою нишу на рынке и начали постепенно наращивать выпуск продукции, увеличив его в 2000 г. против 1995 г. в 3,5 раза. Резкий рост выпуска продукции произошел в 1999 - 2000 гг. в отрасли строительно-дорожного и коммунального машиностроения, что позволило перекрыть объемы 1995 и 1990 гг. Уверенно уве-
личивает производство ОАО «Электротех-маш». Сохранение темпов последних лет позволит и большинству других предприятий машиностроения в кратчайшие сроки выйти на ранее достигнутые максимальные уровни промышленного производства.
С 1999 г. машиностроительно-металлооб-рабатывающая отрасль области начала постепенно выходить из затяжного кризиса. Объемы ее производства растут даже более высокими темпами, чем в среднем по стране (табл. 3).
Таблица 3
Рост производства продукции машиностроения и металлообработки в России и в Вологодской области в 1999 - 2000 гг.
Отрасли 1999 г. 2000 г.
Россия Область Область
Машиностроение и металлообработка, всего 116 122,9 119,8
Машиностроение: 116 14,9 122,9
- электротехническое 127 163,4 146,0
- станкостроительное и инструментальное 96,6 121,9 119,6
- приборостроительное 141 71,2 86,4
- автомобильное 115 30,7 -
- подшипниковое 126 102,5 112,6
- строительно-дорожное и коммунальное 107 357,1 127,4
- для легкой и пищэвой промышленности и бытовых приборов 116 280,2 152,4
Промышленность металлических изделий и конструкций 112 162,0 91,8
Ремонт машин и оборудования 115 120,3 119,6
В настоящее время в Вологодской области зарегистрировано порядка 650 предприятий и подразделений машиностроения, ме-таллоремонта, производства металлических конструкций и изделий, расположенных во всех городах и районах. Предприятия отрасли, состоящие на самостоятельном балансе, составляют более четверти всех действующих производственных единиц промышленности, здесь занято свыше 20% в ней работающих. Определяющую роль играют 34 крупных и средних акционерных компаний, которые выпускают около 80% всей продукции.
Главный металлоперерабатывающий потенциал сосредоточен сегодня в г. Вологде, здесь производится 75% продукции отрасли и более 90% прибыли. В то же время в г. Череповце, Вологодском, Грязовецком, Велико-устюгском и в ряде других районов выполняются достаточно крупные объемы, в основном ремонтных работ, на малых предприятиях и в подсобных промышленных подразделениях
при непромышленных организациях. Характерно, что в последние годы эти объемы в ряде районов быстро росли. Так, в Кирилловском, Грязовецком, Нюксенском, Тотемском и некоторых других районах в отдельные периоды рост составлял 1,3 раза и более, что с учетом масштаба нашей области имеет для ее экономики положительное значение. В 2000 г. в восьми районах - Бабаевском, Вологодском, Грязовецком, Кирилловском, Нюксенском, Тарногском, Усть-Кубинском, Череповецком - удельный вес металлообработки был выше, чем в среднем по области (табл. 4).
Потребности в ремонте машин и оборудования, производстве металлических конструкций и изделий в каждом районе значительные, поэтому перспективы становления таких производств могли бы стать основополагающей частью программы развития малого бизнеса в отрасли машиностроения и металлообработки. Целесообразно определить наиболее перспективные малые предприятия для
инвестирования их развития из местных бюджетов, повышения статуса, а возможно, и создания новых металлообрабатывающих производств, используя это направление как один из концептуальных путей развития отрасли в целом, наращивания объемов выпуска продукции металлообработки. Экономическая эффективность таких решений для экономики области обуславливается еще и тем, что машиностроение, по многочисленным оценкам ученых, с одной стороны, является отраслью с высокой долей добавленной стоимости, а с другой - создание рабочих мест в машиностроении и металлообработке менее затратно, чем во многих других отраслях промышленности, и способствует сокращению безработицы.
Территориальный аспект проблемы не замыкается рамками области. В силу своего географического положения регион должен занять естественно принадлежащее ему место базы для развития всего Европейского Севера, снабжения его машинами, агрегатами, запчастями и инструментом, проведения крупных работ по ремонту техники, работающей севернее Вологды. Государственная целесообразность такого подхода очевидна, т.к. расходы на оплату рабочей силы, как и другие материальные затраты, в Вологодской области ниже, чем в соседних северных регионах. Здесь лучше климатические условия для жизни людей и для развития промышленности. Созданию новых машиностроительных производств в области, ориентированных на потребности соседних северных регионов, способствует и то, что в Череповце находится крупный металлургический холдинг - ведущий поставщик основного материала для нашей
Таблица 4
Производство промышленной продукции и продукции ММП по городам и районам Вологодской области в 2000 году
Муниципалитеты Объем продукции в 2000 г. Доля продукции ММП в
Промышленность всего, млн руб. ММП, млн руб. промышленности города (района), в %
Бабаевский 228,2 8,961 4,0
Бабуикинский 41,9 1,471 3,5
Белозерский 317,7 10,163 3,2_
Ваакинский 113.5 0,942 0,8__
Великоустюгский 1083,1 34,452 3,2__
Верховажский 92,6 2,717 2,9_
Вожегодский 213,9 2,615 1,2__
Вологодский 400,7 49,013 12,3
Вытегорский 677,5 6,759 1.0
Грязовецкий 571,7 40,448 7,1
Кадуйский 3639,0 1,473 0,0
Кирилловский 83,5 9,363 11,2
Кичменгско-Городецкий 160,4 3,189 2,0 __
Мехедуреченский 46,0 1,247 2,7
Никольский 83,5 0,737 0,8
Нюксе некий 37,9 1,457 3,8
Сокольский 1662,4 21,580 1,3
Сямженский 59,8 0,255 0,4
Тарногский 144,5 5,733 4,0
Тотемский 405,5 12,956 3,4
Усть-Кубинский 17,9 4,153 23,2
Устюженский 119,9 1,995 1,7
Харовскт 390,2 8,162 2,1
Чагодощэнский 415,3 3,813 0,9
Череповецкий 584,6 27,737 4,7
Шекснинский 835,8 12,372 1,5
г. Вологда 6587,0 2282,783 34,6__
г. Череповец 68583,6 462,05 0,7
Всего по области 87603,1 3056,511 3,5
машиностроительно-металлообрабатываю-щей промышленности. Выгодное географическое положение области, хорошие транспортные связи и наличие сырьевой базы машиностроения (металлургический и сталепрокатный заводы) предопределяют большое значение отрасли для Европейского Севера и других ближайших регионов, да и экономики страны в целом.
Анализ функционирования отрасли показал не только глубину пережитого предприятиями кризиса, но и возможности, тенденции и резервы совершенствования машиностроительных производств, увеличения ими выпуска продукции при создании необходимых экономических, институциональных и социальных условий для промышленного роста. В самом сжатом виде выводы его сводятся к следующему.
Во-первых, основные производственные фонды машиностроения области за последние десять лет серьезно состарились, но их активная часть значительно выше, чем в большинстве других отраслей промышленности. Поэтому немалые резервы заложены в задействовании простаивающих сегодня производственных мощностей, завершении незаконченного строительства, в улучшении использования действующего оборудования и организации труда, совершенствовании технологических схем и процессов управления производством.
Об этом говорят и данные Областного комитета государственной статистики по использованию мощностей по отдельным учитываемым видам продукции (табл. 5), показывающие наличие огромных неиспользованных возможностей.
Таблица 5
Использование производственных мощностей крупных и средних предприятий Вологодской области по выпуску отдельных видов металлопродукции
К этому необходимо добавить, что незавершенное строительство на заводе «Северный Коммунар» составляет 22 млн руб., на заводе «Ротор» -17, «Дормаш» - 15 млн и т.д. Всего по отрасли - свыше 200 млн руб.
Во-вторых, стержневой проблемой, от решения которой зависит количественный и качественный подъем машиностроительного комплекса области, являются интенсификация научно-технического прогресса, необходимость перехода к инновационному типу развития, основанному на ускоренном освоении базисных технологий новейшего технологического уклада - информатики и электрони-
ки, прогрессивных материалов. Уровень инновационной активности по обследованным металлообрабатывающим предприятиям в 2001 г. равнялся 35,7% (против 22% в 2000 г.). Речь идет о формировании современной инфраструктуры и культуры инновационного бизнеса, активном продвижении на рынки товаров и услуг инновационных продуктов.
Особый упор надо сделать на материально-техническое и организационное укрепление научной сферы, формирование на базе научно-исследовательских, учебных институтов и предприятий области технопарков, ин-формационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов. За последнее десятилетие численность научных работников в отрасли сократилась в 5 раз и составляет ныне около 100 человек. Низок удельный вес затрат на НИОКР в общих затратах производства. Следует быстрее создавать систему мониторинга инновационной деятельности посредством организации регионального банка данных научных, научно-технических и опытно-конструкторских разработок.
В-третьих, серьезного внимания заслуживают вопросы наращивания выпуска экс-порториентированной машиностроительной продукции. Доля продукции, поставляемой машинос троением на экспорт, составляет всего 1,3 % от объема экспорта всей продукции области. Вывоз машиностроительной продукции за рубеж ежегодно сокращается, носит неустойчивый характер. Развитие внешних экономических связей, в т.ч. и с республиками СНГ, будет способствовать привлечению иностранных инвестиций, технологий и «ноу-хау», качественному росту инженерно-технических и коммерческих служб, машиностроительных производств в целом.
В-четвертых, рост объемов выпуска продукции в отрасли и на ее отдельных предприятиях в рыночных условиях во многом зависит от ее конкурентоспособности, от эффективности маркетинговой работы и организация деятельности соответствующих служб. Дело это для большинства заводских специалистов относительно новое. Каждое предприятие решает его по-своему. Но здесь есть
Виды продукции Среднегодовая мощтость, действовавшая в 2000 г. Использование среднегодовой мси+юста, %
1995 г. 1999 г. 2000 г.
Краны козловые электрические, шт. 47 36,2 6,4 25,5
Станки деревообрабатывающее, шг. 336 72,8 67,1 77,7
Литье чугунное, тыс, т 7,5 10,8 11,0 21,3
Литье стальное, тыс. т 5,2 35,2 27,0 22,5
Литье цветное, тыс. т 1,2 53,3 58,3 66,7
Штамповки горячие, тыс. т 21,8 52,9 73,0 68,8
Подштники качения, тыс. шт. 60615 69,0 39,4 50,1
уже положительный опыт и общие интересы предприятий, поле для их совместной деятельности. Более активную помощь в изучении рынка сбыта и в решении возникающих проблем должны играть соответствующие областные организации и посреднические компании. Пока эти процессы носят стихийный характер. Требуется их комплексное решение в рамках формирования рациональной инфраструктуры ММП.
В-пятых, в решении проблем машиностроения на стадии выхода из кризиса ключевым фактором является восстановление и наращивание кадрового потенциала. С одной стороны, в ММП и сегодня занята пятая часть всех работающих в промышленности, с другой - численность промышленно-производ-ственного персонала отрасли сократилась в последнем десятилетии наполовину (табл. 6).
Таблица 6
Численность промышленно-производственного персонала по крупным и средним предприятиям
машиностроения и металлообработки (чел.)
Отрасли 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2001 г. в % к 1990 г. 2001 г. в % к итогу
Машиностроение и металлообработка 46789 24194 20763 21088 45,1 100
В том числе: - маоиностроение 30422 19239 16357 16121 53,0 76,4
- промышленность металлических конструкций и изделий 3319 1750 1079 871 26,2 4,1
- ремонт маилн и оборудования 13048 3205 3327 4093 31,3 19,4
Отдельные предприятия уже начинают испытывать острую потребность в увеличении численности рабочих и специалистов. Необходимо сделать так, чтобы пополнение отрасли кадрами шло на новом, современном уровне. В решении данного вопроса надо объединить усилия предприятий, учебных заведений и соответствующих региональных структур, и здесь, на наш взгляд, большая роль принадлежит службам занятости.
Главным сдерживающим фактором необходимого притока рабочей силы в отрасль выступает сравнительно низкая заработная плата на машиностроительных заводах. На отдельных предприятиях в 2001 г. средняя начисленная заработная плата составляла 1500 — 2100 руб., в среднем по отрасли она почти в 1,5 раза меньше, чем в промышленности области. Отсюда и низкая привлекательность машиностроительных профессий. Решать эту проблему предстоит одновременно с улучше-
нием финансового положения акционерных компаний отрасли.
В-шестых, выход предприятий отрасли из кризиса и начало экономического роста во многом зависят от решения финансовых вопросов, Прежде всего - от ликвидации накопившихся долгов, совершенствования финансово-кредитных отношений и налогообложения, умелого регулирования цен и тарифов естественных монополистов, выдачи гарантий для получения кредитов на инвестирование под льготные проценты и т.д.
Меры помощи извне должны, конечно, сочетаться с более продуманной, более конструктивной финансовой деятельностью на каждом предприятии. Первые результаты уже есть, они показаны в табл. 7. Но они далеко не достаточны для активизации расширенного воспроизводства и имеют пока еще неустойчивый характер.
Таблица 7
Группировка крупных и средних предприятий машиностроения и металлообработки по финансовым результатам
Год Предприятия, имевшие прибыль Предприятия, имевшие убыток
Количество В % к общему числу предприятий Сумма прибыли, млн руб. Количество В % к общему числу предприятий Сумма убытков, млн руб.
1998 24 64,9 132,0 13 35,1 18,9
1999 23 71,9 231,0 9 28,1 3,7
2000 27 84,4 285,1 5 15,6 1,9
2001 24 68,6 181,6 11 31,4 50,6
Разумеется, это далеко не полный перечень необходимых и возможных мер по обеспечению выхода отрасли из кризиса и переходу ее к целенаправленному, динамичному развитию. Несомненно, руководители предприятий, представители областных и местных органов управления при разработке стратегии развития отрасли назовут многие другие подходы для совместного решения проблем, поскольку движение по пути прогрес-
са может быть только результатом совместных согласованных действий руководителей и специалистов из разных структур и сфер хозяйственной и общественной жизни.
1999 - 2000 годы были для машиностроителей области годами позитивных перемен. Темпы роста выпуска продукции в машиностроении области значительно возросли (рис. 4 и 5).
Машиностроение
Другие отрасли машиностроения
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов
Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение
Электротехническая 146
Станкостроительная и инстру ментальная
Приборостроение
Подшипниковая
-.-♦--- 1999 год —•— 2000 год
Рис. 4. Изменение объемов производства продукции в отраслях машиностроения области в 2000 г.
(в % к 1999 г. = 100 %)
Машиностроение
Другие отрасли машиностроения
164,
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов
Строительно-дорожное и комму напьное машиностроение
Электротехническая
Станкостроительная и инстру ментальная
П риборостроение
Подшипниковая
-♦--• 1990 год ЧЯ—2000 год
Рнс. 5. Соотношение объемов производства продукции отраслей машиностроения
(2000 г. в % к 1990 г.= 100 %)
В 2001 г. в области продолжался рост производства продукции на машиностроительных предприятиях. В целом выпуск изделий машиностроения по сравнению с 2000 г. вырос на 22,9% и составил 2682 млн руб. Больше выпущено подшипников качения - на 3%, комплектных трансформаторных подстанций - на 31%; молокоцистерн - на 36%; технологического оборудования - в 1,6 раза и т.д. Отгружено 97,3% или практически вся произведенная продукция. Поставлено на экспорт изделий машиностроения на сумму
15,3 млн долл., удельный вес отрасли в экспортных поставках области вырос в 2 раза. Сальдированный финансовый результат с начала года составил 131 млн руб. прибыли. Несколько увеличились инвестиции в отрасль. Заработная плата в среднем возросла в 1,8 раза.
Опросные прогнозы на 2002 г. отражают уверенность многих руководителей заводов в продолжении роста объемов выпуска продукции. Это подтверждают и итоги первого полугодия текущего года. Вместе с тем ряд по-
казателей деятельности предприятий, особенно финансовых, имеет тенденцию к понижению. При определении приоритетов отраслевого развития надо учитывать как перечисленные положительные моменты, так и существующие проблемы и негативные предпосылки.
Системный анализ и перманентный мониторинг деятельности предприятий машино-
строения, владение обстановкой позволит региональным и местным органам власти и управления своевременно и целенаправленно участвовать в решении возникающих проблем, способствовать более эффективной работе и развитию отрасли, повышению ее вклада в экономику области.
М. А. Куковеров
ЛЕСОХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕГИОНА:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Лесохимическая промышленность является важной подотраслью народного хозяйства, дающей более 100 наименований различных видов и разновидностей продукции, используемой во многих десятках разнообразных производств. Лесохимические продукты необходимы для бумажной, электротехнической, металлургической, горнорудной, лакокрасочной, медицинской, резиновой, пищевой и ряда других отраслей промышленности. Они применяются в производстве химических и синтетических волокон, пластических масс, каучука и других синтетических материалов, в литейном деле, строительной индустрии.
В качестве сырья лесохимическая промышленность в основном ориентируется на использование сосновых пней, живицы сосны', дров лиственных пород, древесных отходов, а также сульфатного мыла - побочного продукта сульфатно-целлюлозного производства.
Лесохимическая промышленность имеет большую историю, в которой нашло отражение промышленное развитие нашей страны в целом.
1 Сок сосны, вытекающий при нанесении на ее стволе надреза (научное название - терпентин).
Лесохимические продукты составляют исконные русские товары.
Д. И. Менделеев.
Химическая переработка древесины, и в частности смолокурение, известна в России примерно с XII столетия. О смолокурении упоминается в некоторых документах времен Великого Новгорода. Не менее древним считается углежжение. Значительно позднее появилась подсочка - получение живицы путем нанесения на стволе хвойного дерева надрезов. Переработка живицы позволяет получать два наиболее ценных продукта - канифоль и терпентинное масло (скипидар).
Канифольной промышленности в дореволюционной России по существу не было, за исключением небольшого заводика в Архангельской губернии, выпускавшего около 1000 т канифоли. Между тем потребность промышленности в канифоли и скипидаре постоянно возрастала, так как эта продукция незаменима во многих отраслях промышленного производства. В частности, канифоль используется в производстве бумаги, мыла, резины, электротехнических изделий, лаков и других промышленных продуктов.
В свою очередь скипидар применяется как растворитель для различных лаков и красок. Из него изготавливают искусственную камфару, ароматические соединения, применяемые в парфюмерии, и другие ценные продукты. Поэтому основная потребность в