Иванкова О.Г.1, Кальницкая И.В.2 ©
'Канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» 2канд. экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика»
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Омский филиал
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АУДИТА
Аннотация
Сложность управленческой структуры организации, рост требований к учетноаналитическому обеспечению управленческих решений определяет необходимость изменения подходов к проведению аудита с позиции оценки эффективности управления организацией -управленческого аудита, организационные аспекты которого рассмотрены в предлагаемой статье.
Ключевые слова: управленческий аудит, управление, эффективность.
Keywords: management audit, management, effectiveness.
Управленческий аудит является ключевой составляющей внутреннего аудита организации. Развитие управленческого аудита определяется как внутренними факторами (система управления и отраслевая специфика деятельности организации, организационная структура управления, обеспеченность ресурсами и др.), так и внешними факторами (конкуренция, диверсификация бизнеса, становление и развитие менеджмента и др.).
Идея разработки и практического применения управленческого аудита возникла по экономическим соображениям [4]. Деятельность управленческой команды, особенно ее высшего звена, как правило, очень дорого обходится собственнику организации, поэтому ему необходимо интересоваться реальной результативностью и эффективностью работы управленческой команды. Результаты управленческого аудита призваны удовлетворить обоснованный интерес работодателей к вопросам, касающимся возможностей повышения рентабельности вложенного капитала, и вооружить их надежными и абсолютно объективными средствами постоянного контроля эффективности работы и оправданности высокой оплаты труда нанятых управленческих команд [4, с.45].
Многообразие организаций, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации для принятия эффективных управленческих решений определяют разнообразие подходов к организации управленческого аудита. Роль управленческих решений в системе управления организацией раскрыта в работе [1]. Объем и содержание информации, формируемой по результатам управленческого аудита, зависит от потребностей управления и экономических возможностей организации. Обязательным критерием организации управленческого аудита является его эффективность. Эффективность управленческого аудита зависит от профессионализма проводящих его специалистов.
В идеале функциональные обязанности выполнения управленческого аудита должны быть возложены на специальное структурное подразделение организации - отдел управленческого аудита, что обусловлено необходимостью сохранения конфиденциальности информации. Однако в условиях финансового кризиса, а также с учетом масштабов деятельности организации и с целью оптимизации трудовых затрат исполнение функциональных обязанностей управленческого аудита может быть возложено на отдельного сотрудника без организации специального отдела.
©© Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., 2014 г.
Управленческий аудит основан на методологии ситуационного подхода к управлению, при котором специфика и формы исследования в основном определяются характером объекта и предметом аудита. Пользователями информации управленческого аудита являются руководство организации и специалисты. Результаты управленческого аудита являются коммерческой тайной. Методика проведения управленческого аудита разрабатывается проверяющими самостоятельно. Методами управленческого аудита являются стандартные процедуры экспертного консультирования: установочные и экспертные интервью, анализ документов, сбор данных, формализованное описание процедур, построение схем и моделирование бизнеспроцессов и ключевых функций. Данные методы базируются на технологии структурного анализа и проектирования. Предмет проверки зависит от целевой направленности управленческого аудита. В частности, предметом управленческого аудита может быть организационная структура и структура управления, система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации, результативность и эффективность отдельных сегментов деятельности организации.
Технология управленческого аудита представляет собой определенную
последовательность процедур, включающих следующие этапы:
1. Постановка проблемы - изучение информации о финансово-хозяйственной деятельности организации в целом (стратегия развития организации, определение границ бизнеса, финансовые данные, сведения об эффективности контроля и т.д.) и определение направлений аудиторского обследования (подготовка программы процедур управленческого аудита, составление план-графика, выбор методического инструментария и т.д.).
2. Сбор данных - планирование и реализация процедур сбора данных (анализ документов, формирование информационной основы для оценки, уточнение содержания процедур, последовательность их реализации, критерии оценки качества, функциональные и информационные взаимодействия и др.). Результатом являются модели бизнес-процессов и ключевых функций, а также информационная модель организации.
3. Оценка и анализ информации - определение достаточности сведений для принятия обоснованного решения, касающегося рассматриваемой проблемы (анализ и проверка моделей на соответствие общепринятым стандартам управления, выявление недостатков в процедурах ключевых функций управления и бизнес-процессов и т.д.). Результатом анализа моделей является перечень требований к изменению системы управления организацией.
4. Формирование выводов и рекомендаций. Аудиторское заключение включает характеристику состояния эффективности системы управления в разрезе ее элементов, направлений деятельности по управлению в организации, рекомендации по совершенствованию системы управления.
Информационное наполнение управленческого аудита включает большой объем разносторонней информации: бухгалтерская финансовая отчетность, бизнес-планы, отчеты кредитным учреждениям, экономические обзоры, сведения о технологии и оборудовании, производственные и сбытовые отчеты руководству, информация о движении материальных ценностей, данные оценки персонала, результаты экономического анализа и др. Можно сделать вывод, что информационное наполнение управленческого аудита составляет информация учетноаналитических систем организации, управленческий аспект которых рассмотрен в работе [2]. В процессе управленческого аудита используются следующие традиционные инструменты сбора информации: наблюдения, беседа (интервью), вопросники (анкеты), оценка служащих, аудиторский эксперимент и др.
Для реализации целевой направленности управленческого аудита, собранную информацию подвергают аналитической обработке. В аудиторском исследовании сочетаются методы анализа (изучение собранного фактического материала) и синтеза (выведение общих закономерностей на основе собранного материала). Построение целого из частей, принятие решений на основании анализа фактов и разработка рекомендаций начинается во время анализа. Если аудитор определяет, что исследуемая проблема подчиняется действию известного ему общего правила, применяется метод дедукции. Отсутствие возможности отнести исследуемую ситуацию к «известному» общему знанию предполагает применение метода индукции, т.е. сбор
и анализ необходимого объема фактического материала с целью выведения правила, действующего в данном случае.
Конечным результатом комплекса услуг по управленческому аудиту является оптимизация системы управления на основе положений аудиторского заключения. Аудиторские процедуры позволяют сформировать оценку деятельности организации в области управления, мнение аудитора о ее текущей эффективности и путях ее повышения. Управленческий аудит прекращается после обнаружения совокупности проблем, без практического решения которых не имеет смысла осуществлять дальнейшую диагностическую работу. Результаты управленческого аудита оформляются в форме заключения либо отчета, содержащего описание выполненных аудиторских процедур, их результаты, недостатки, обнаруженные в процессе аудита, рекомендации по совершенствованию политики и практики управления в организации.
Аудиторское заключение может содержать несколько частей: для руководителей
стратегического уровня управления организацией (заинтересованных и обладающих полномочиями для получении этой информации) и руководителей (специалистов) функциональных подразделений и специфических функций. Сотрудники, занимающиеся вопросами управленческих технологий, могут, пользуясь аудиторским отчетом, сконцентрироваться на проблемах, имеющих наибольший потенциал увеличения эффективности организации. Наиболее важное свойство аудиторского заключения - это возможность его использования для определения направлений развития в будущем, поскольку знание о настоящем состоянии позволяет планировать, устанавливать цели, которые в дальнейшем можно использовать в качестве стандартов оценки.
Управленческий аудит может проводиться в форме разовой проверки или иметь регулярный характер. Несомненно, что для целей эффективного развития организации управленческий аудит необходимо проводить на постоянной основе. В практике управления общепризнанно, что профилактическое диагностирование организации является одним из элементов эффективного менеджмента.
Литература
1. Иванкова О.Г., Кальницкая А.О. Управленческие решения как инструмент управления организацией // Проблемы экономики и менеджмента. 2013. № 11 (27). С. 89-93
2. Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., Максимочкина О.В., Васина Н.В. Управленческий аспект учетноаналитической системы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 117-122
3. Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., Максимочкина О.В. Учет, анализ и аудит управления персоналом // Российское предпринимательство. 2014. № 1 (247). С.4-13
4. Ревуцкий Л.Д. Основные задачи и перспективы развития управленческого аудита предприятий // Менеджмент сегодня. 2007. № 01 (37). С. 44-55