Научная статья на тему 'Организационные аспекты укрепления связи вузовской науки и производства в регионе'

Организационные аспекты укрепления связи вузовской науки и производства в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ НАУКА / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / РЕГИОН / ГРАНТ / БИЗНЕС / ИННОВАЦИЯ / КОММЕРЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дженетханов А. Н.

Статья посвящена проблеме совершенствования организации укрепления связи вузовской науки и производства в регионе на современном этапе развития экономики. Рассмотрены проблемы финансирования вузовской науки в регионе с использованием различных источников. Предложены меры, направленные на совершенствование организационных аспектов укрепления связи вузовской науки и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF STRENGTHENING OF COMMUNICATION OF THE HIGH SCHOOL SCIENCE AND MANUFACTURE IN REGION

Article is devoted a problem to perfection of the organization of strengthening of communication of a high school science and manufacture in region at the present stage of development of economy. Problems of financing of a high school science in region with use of various sources are considered. The measures directed on perfection of organizational aspects of strengthening of communication of a high school science and manufacture are offered.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты укрепления связи вузовской науки и производства в регионе»

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

_ДЖЕНЕТХАНОВ А.Н.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ СВЯЗИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНЕ

Статья посвящена проблеме совершенствования организации укрепления связи вузовской науки и производства в регионе на современном этапе развития экономики. Рассмотрены проблемы финансирования вузовской науки в регионе с использованием различных источников. Предложены меры, направленные на совершенствование организационных аспектов укрепления связи вузовской науки и производства.

_DZHENETHANO VA.N.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF STRENGTHENING OF COMMUNICATION OF THE HIGH SCHOOL SCIENCE AND MANUFACTURE IN REGION

Article is devoted a problem to perfection of the organization of strengthening of communication of a high school science and manufacture in region at the present stage of development of economy. Problems of financing of a high school science in region with use of various sources are considered. The measures directed on perfection of organizational aspects of strengthening of communication of a high school science and manufacture are offered.

Ключевые слова: вузовская наука, бюджетное финансирование, производство, регион, грант, бизнес, инновация, коммерция.

Переход России к созданию рыночной экономики болезненно сказался на развитии сферы высшего образования. Сокращение бюджетного финансирования, уменьшение поступления средств от отраслевых ведомств существенно подорвали материально-техническую базу развития вузовской науки. Однако еще большую угрозу для развития науки в высшей школе составил массовый отток кадров, как за рубеж, так и в коммерческие структуры. Из высшей школы ушли и продолжают уходить молодые и высококвалифицированные кадры, с высоким научным и творческим потенциалом. Люди уходят из высшей школы не только из-за низкого заработка, но и из-за невозможности реализовать свой научный и творческий потенциал на той материальной базе, которую сегодня имеют региональные высшие учебные заведения.

Сокращение в начале 90-х гг. государственного финансирования научной деятельности вузов наряду с сокращением объема работ по контрактам с промышленными предприятиями значительно ухудшили положение вузов. Это привело к тому, что многие из них сократили или практически отказались от занятия научными исследованиями. Если в 1992 г. из 533 высших учебных заведений 450 вузов участвовали в научно-исследовательской дея-

тельности, то в 2005 году из зарегистрированных 1046 вузов только 393 выполняют научные исследования и разработки, что составляет 37,5 % [1].

Жесткий дефицит бюджетного финансирования стал одной из главных причин активизации деятельности вузов по поиску и привлечению дополнительных источников финансирования образовательной и научной деятельности. Более того, традиционно скромное бюджетное финансирование вузовской науки привело к тому, что именно вузы оказались наиболее подготовленными к активизации деятельности по диверсификации финансирования своей работы. Об этом свидетельствует рост доли негосударственных средств в финансировании вузовской науки с 33,5 % в 1994 г. до 39,1 % в 2002 г. [2].

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли финансирования исследований, выполняемых на конкурсной основе по программам, проектам, грантам, по сравнению с НИР, проводимыми по тематическому плану вуза. Распределение средств на грантовой основе заняло очень важное место в системе организации научных исследований высшей школы.

Однако даже беглый анализ показывает, что количество грантов явно не соответствует нашему научному потенциалу. Вероятно, есть объективные и субъективные причины. К последним можно, безусловно, отнести слабый настрой наших ученых или просто нежелание участвовать в конкурсе.

Следует отметить, что не всегда причинами кризиса научно-технической и научно-педагогической деятельности являются внешние для нее объективные обстоятельства, связанные с нехваткой финансовых ресурсов. Зачастую причины кроются в деятельности самих высших учебных заведений, не принимающих достаточных мер по защите и сохранению лучшей части своего кадрового потенциала.

Анализ сложившейся ситуации, меры, направленные на реформирование вузовского сектора науки, показывают, что без совместных усилий вузовских ученых, органов государственного управления, отраслевых, коммерческих, инновационных организаций и фирм, нормативно-правового обеспечения научной деятельности реализация поставленных задач невозможна.

Сложившиеся за годы переходного периода условия в сфере образования и вузовской науки потребовали переориентации акцентов образовательной и научно-технической политики на новые проблемы, разумное ранжирование которых позволит переломить ситуацию, сохранить и развить вузовские научные школы и коллективы, изменить мотивацию труда преподавателя, ученого, обеспечить социальную защиту научно-педагогических кадров.

Сегодня широко используются такие понятия, как бизнес, инновация, коммерция и пр. В определенной мере эти категории соотносятся с развитием вузовской системы образования и науки. Они оказывают на нее влияние и не всегда позитивное. Но важно осознавать, что высшей школе не удастся уйти от рынка со всеми его атрибутами. Поэтому необходимо изучать их и постараться органично войти в рыночную экономику.

И уж сделаны первые шаги в этом направлении. Среди приоритетов сегодня наиболее важное место занимает формирование инновационного механизма высшей школы, развитие новых форм организации вузовской науки, адекватных рыночной экономике, посредством проведения преобразований научно-технической сферы вуза.

Осуществляется это, прежде всего, путем создания при ведущих вузах научных и технологических парков, различных инновационных центров и фирм, выполняющих функции коммерциализации и внедрения результатов НИОКР и располагающих для этого всей необходимой инфраструктурой и средствами. Данные структуры создаются в интересах как бизнеса, так и вуза, поскольку это снижает опасность чрезмерной коммерциализации деятельности последнего.

Сегодня важно также понимать, что сложившиеся в прошлые годы организационные структуры и механизмы функционирования вузовской науки тормозят инновационные процессы, происходящие в высшей школе. Вследствие этого высшая школа и вузовская наука не успевают приспособиться к новым и быстро меняющимися социально-экономической условиям.

Среди основных современных проблем развития высшей школы и вузовской науки можно назвать:

❖ неадаптированность структур управления вузом к рыночным условиям;

❖ доминирование задач оперативного управления;

❖ ориентация на достижение целей и задач краткосрочного периода;

❖ отсутствие системы принятия управленческих решений на опережение, замедленная реакция на изменения во внешней среде;

❖ сосредоточенность на решении преимущественно внутривузовских задач;

❖ слабое взаимодействие с потребителями научно - образовательных услуг в регионе.

Связке образования и производства мешает то, что в настоящее время вузы, являющиеся источником новых идей и технологий, сами не могут непосредственно участвовать в инновационном процессе. В соответствии с Гражданским кодексом у государственных учреждений нет права самостоятельно распоряжаться результатами научно-технической деятельности, интеллектуальной собственностью в виде изобретений, разработанных моделей, промышленных образцов, продавать лицензии, учреждать малые инновационные предприятия.

Законодательная база не позволяет бизнесу участвовать в формировании учебных программ. Решение о том, как и чему учить студентов, сейчас могут принимать только государственные органы, а предприятия ведут образовательную деятельность лишь на основании каких-то личных договоренностей с руководителями вузов. Законы "Об автономных учреждениях" и целевом капитале, как ожидается, помогут гармонизировать интересы бизнеса и образования.

Перечень проблем можно продолжать и далее, но основной причиной

их возникновения является то, что вузы все в большей степени становятся субъектами рынка, а системы организации и управления вузами отстают от этого процесса.

В последние годы государство начинает по-новому интерпретировать свою роль в поддержании системы высшего образования. От обязательств по поддержке системы высшего образования как общественного блага, обеспечивающего научное, культурное и социальное развитие страны, оно переходит к определению себя в качестве крупнейшего и значимого заказчика и покупателя образовательных и научных услуг высших учебных заведений. Результатом этого является планомерное сокращение финансового присутствия государства в тех областях, где, по его мнению, есть возможность перехода от преимущественного финансирования со стороны федерального бюджета к другим источникам финансирования.

В настоящее время можно выделить две основные тенденции во внешней среде современного вуза. Во-первых, это изменение структуры финансирования вузовской деятельности в направлении сокращения государственной поддержки, а во-вторых, расширение использования негосударственных источников.

В целях стабилизации финансового положения высшей школы, придания устойчивости ее материально-технической базы, реализуется ряд специальных мероприятий. Среди них важное место занимают мероприятия по формированию нового организационно-экономического механизма функционирования и развития высшей школы, адекватного условиям перехода к рыночному хозяйствованию. Вузы продолжают расширять свою финансово-хозяйственную самостоятельность в привлечении и использовании денежных средств из различных внебюджетных источников, в том числе и за счет предпринимательской деятельности.

11 октября 2006 года Государственная дума приняла закон Российской Федерации № 174-Ф3 «Об автономных учреждениях». Этот закон предоставляет право некоммерческим организациям, вузам, самим зарабатывать и изыскивать средства на развитие. Конкретный механизм пополнения вузовской казны - через благотворительность - прописывает другой новейший документ - закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Новые документы вводят в российское законодательство механизм эн-даументов - специальных фондов благотворительного характера, средства которых не расходуются на текущую деятельность, а инвестируются и дают регулярный доход. Предполагается, что автономные учреждения будут действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Но в отличие от государственных и муниципальных учреждений автономные получат большую свободу в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе автономного учреждения.

Таким образом, принятие этих законов создает условия для привлечения денег предпринимателей в сферу образования и вузовской науки. Вкла-

дывать деньги в образование предпринимателей заставляет сама жизнь, поскольку разрыв между системой образования и рынком труда катастрофически углубляется: падает качество образования, работодатели неудовлетворенны квалификацией молодых специалистов.

На наш взгляд, все это приведет к тому, что вузы значительно активизируют усилия, направленные на поиск новых источников доходов и заказчиков. Активизируется процесс укрепления связей с промышленностью, и коммерциализации результатов научной деятельности, расширится предпринимательская деятельность.

Анализ современных тенденций финансирования научно- исследовательской деятельности вузов, определяющих внешнюю среду современного вуза, а также необходимые организационные и поведенческие изменения на институциональном уровне для эффективной адаптации вуза к условиям изменившейся структуры внешней среды и ожидаемых изменений моделей финансирования научных исследований позволил выделить основные факторы, наличие которых во внешней среде вузов определяет успех их деятельности в совершенствовании механизма вузовской деятельности.

Это:

1. Активная позиция государства и региональных властей в реализации законодательных и экономических мер, способствующих расширению возможностей вуза в привлечении дополнительных источников финансирования образовательной и научно-исследовательской деятельности.

2. Производство вузами научных результатов высокого качества, удовлетворяющих требованиям различных заказчиков.

3. Необходимость последовательной и системной организационной трансформации.

4. Развитие инновационного мышления и предпринимательского мировоззрения на всех организационных уровнях вуза.

Мы уже отмечали, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения финансовой поддержки вузов. В таких условиях в качестве компенсации снижения финансовой поддержки вузов со стороны государства региональные власти должны принять на себя обязательства по решению следующих задач:

❖ разработка региональной политики, устанавливающей приоритетность сотрудничества вузов с промышленностью как одного из важнейших условий развития инновационной экономики и социального развития региона;

❖ обеспечение реализации региональной образовательной и научно-технической политики через создание реальных финансовых механизмов;

❖ совершенствование регионального законодательства с тем, чтобы предоставить вузам больше возможностей и стимулов в осуществлении деятельности по коммерциализации результатов научно-образовательной деятельности.

Таким образом, роль государства и региональных властей на современном этапе определяется созданием условий, которые, с одной стороны, делают выгодным для бизнеса вложение финансовых средств в развитие технологий и научных исследований, а с другой - заставляют вузы адаптировать результаты своей образовательной и научно-исследовательской деятельности к решению задач экономического и социального развития региона.

Речь идет, прежде всего, о налоговых льготах, позволяющих бизнесу исключать из облагаемого налогом годового дохода средства, потраченные на финансирование образования и проведение исследований и развитие технологий, а также о ряде законодательных актов, позволяющих вузам оставлять за собой права на интеллектуальную собственность, полученную в ходе научно-исследовательской деятельности.

Для обеспечения высокого качества производимых вузами образовательных и научных услуг, на наш взгляд, необходимо использовать два фактора.

Первый - это стимулирование конкуренции между вузами в производстве образовательных и научно-исследовательских услуг. Для реализации данного принципа необходимо, чтобы распределение большей части предоставляемого финансирования осуществлялось через конкурсные программы и деятельность научных фондов. В таких условиях вузовская администрация будет заинтересована уделять особое внимание качеству производимых научных результатов вуза.

Второй - это усиление роли региональных вузов в решении задач регионального экономического развития. Основным механизмом здесь является изменение структуры источников финансирования, расширение спектра негосударственных источников. Это заставит вузы производить научный продукт, который будет востребован другими потенциальными заказчиками и потребителями научных услуг: промышленностью, бизнесом, региональными властями.

Новые задачи, стоящие перед вузами по участию в процессах социального и экономического развития и связанной с этим необходимости адаптации к новым условиям производства и распространения научного знания, ставят серьезные организационные и управленческие вопросы перед вузами. Для того, чтобы в условиях серьезной конкурентной борьбы образовательная и научно-исследовательская деятельность вуза стала источником дополнительного финансирования, усилия вуза должны соответствовать трем условиям:

❖ высокое качество и востребованность научно-образовательных услуг;

❖ способность устанавливать партнерские отношения и входить в альянсы с участниками системы производства научного знания;

❖ готовность и способность вузов к последовательной и системной организационной трансформации, включающей изменения и укрупнения структуры и системы управления вузом.

Следование этим условиям предполагает значительные изменения в структуре региональных вузов. Создание междисциплинарных научных центров, технопарков и проектных команд, которые способны гибко реагировать на потребности внешнего заказчика, использование различных подходов и организационных форм, направленных на поддержание эффективного взаимодействия с другими организациями региона, — все это свидетельствует об изменении традиционных границ высших учебных заведений в регионе.

Следовательно, для эффективной адаптации региональных вузов к новым условиям не достаточно простого осуществления структурных изменений внутри отдельного вуза. Необходимо их встраивание в существующую организацию региональной экономики, установление и балансирование взаимосвязей новых структур с уже имеющимися вузовскими подразделениями и структурами, а также координирование деятельности новых структур с выполнением основной миссии вуза в регионе.

Необходимым условием активизации усилий вузов по диверсификации источников финансирования образовательной и научно-исследовательской деятельности является адекватное изменение организационной культуры вуза, стимулирующее сотрудников вуза к передаче научного знания внешним потребителям и поиску дополнительных источников финансирования. Это означает развитие инновационного мышления и предпринимательского мировоззрения на всех уровнях организации. На сегодняшний день это одна из наиболее трудно решаемых задач.

Весь спектр внешних возможностей для привлечения дополнительных источников финансирования российских вузов включает: расширение сотрудничества с промышленными предприятиями, коммерциализация образовательной деятельности и результатов научных исследований, привлечение средств выпускников и меценатов, использование средств научных фондов и т. д. Все эти возможности успешно используются путем создания региональных научно - образовательных комплексов нового типа.

Во многих регионах страны формируются структуры, интегрирующие учреждения общего образования, средние профессиональные учебные заведения, высшие учебные заведения, академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, проектные и конструкторские организации, научно-производственные объединения, другие учреждения и организации региона.

Миссией регионального комплекса как центра образования, науки, культуры является:

❖ стабилизация процесса воспроизводства кадрового потенциала;

❖ создание системы непрерывного образования, в т.ч. и профессионального;

❖ региональный комплекс формируется как распределенная система, обеспечивающая частичное перемещение учебного процесса в города и районы региона (использование ресурсов дистанционного образования, филиалов и представительств комплекса);

❖ развитие научных школ, фундаментальных и прикладных исследований, где значительная доля отводится проблемам региона, развитию его производительных сил, его демографии, изучению факторов сбережения здоровья, социальным проблемам молодежи и т.д.

Выполнение данной миссии позволяет комплексу выступать лидером и координирующим центром в деле кадрового, технологического, культурного обеспечения инновационного развития территории.

С этих позиций дальнейшее совершенствование организации сферы высшего образования в Республике Дагестан видится на пути создания научно-образовательно-финансового комплекса на базе Дагестанского государственного технического университета.

Этот комплекс призван выполнять следующие функции:

❖ разработка различного рода программ, определяющих стратегию развития образования, науки, культуры и т.п.;

❖ аккумулирование потребностей региона в специфических научных разработках, в подготовке и переподготовке кадров;

❖ обеспечение преемственности между дошкольными и общеобразовательными учреждениями, средними профессиональными и высшими учебными заведениями, высокого качества подготовки школьников и специалистов;

❖ проведение анализа эффективности работы в достижении поставленных целей и т.п.

Образовательная деятельность комплекса направлена на решение следующих основных задач:

❖ формирование творческой личности, обладающей общей и профессиональной культурой, мобильной, способной к инновационной деятельности;

❖ повышение качества подготовки специалистов с учетом наиболее актуальных потребностей региона, создание условий для более быстрого их профессионального и творческого роста;

❖ снижение остроты проблемы трудоустройства выпускников, сокращение сроков их адаптации к конкретным производственным условиям;

❖ расширение сферы распространения предоставляемых вузом научно-образовательных услуг;

❖ улучшение материально-технической базы образования и методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

Именно через выполнение вышеназванных функций и задач научно -образовательно-финансовый комплекс имеет возможность оказывать влияние на всю систему непрерывного образования региона, быть структурообразующим ее элементом и своего рода стандартом высокого качества для различных ступеней и организационных форм региональной образовательной системы.

Создание регионального научно-образовательно-финансового комплекса позволит не только удовлетворить потребности жителей Республики

Дагестан в образовательных услугах, но и развивать систему дополнительного образования, гибко реагировать на изменения регионального рынка труда, готовить на местах высококвалифицированных специалистов, объективно мыслящих, способных оказать реальную помощь в разработке и реализации программ развития городов и районов республики.

Переход системы образования на качественно новый уровень предусматривает создание структур, адекватно отражающих изменения в подходах к функционированию всей системы образования и ее интеграцию с научными подразделениями и другими организациями.

Развитие производительных сил дагестанского региона сопровождается острой необходимостью в подготовке квалифицированных кадров для отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, для отраслевой и академической науки, опытно-конструкторских и проектных организаций, для рыночной инфраструктуры. Высшие учебные заведения республики ориентированы на решение фундаментальных и прикладных, отраслевых и межотраслевых проблем, имеют сложившиеся связи с потребителями образовательной и научной продукции. Стоящие перед системой высшего образования задачи должны способствовать устойчивому развитию Республики Дагестан.

Необходимость структурной перестройки региональной сети вузов и создания комплекса связана:

❖ с изменением структуры направлений подготовки и специальностей;

❖ с формированием контрольных цифр приема по всем направлениям и специальностям в соответствии с запросами рынка труда;

❖ с разработкой системы прогнозирования, мониторинга и регулирования подготовки специалистов, разработкой прогноза по направлениям и специальностям;

❖ с оптимизацией сети вузов;

❖ с изменением системы управления вузами;

❖ с обеспечением многообразия высшего образования по срокам и уровням подготовки, ее адаптивности к потребностям и возможностям каждого вуза;

❖ с развитием негосударственных, в том числе частных учреждений высшего образования;

❖ с созданием и развитием региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом потребностей и динамики рынка труда;

❖ с интеграцией вузов с наукой и производством, формированием регионального научно-образовательного комплекса, инновационных центров, технопарков и т. д.;

❖ с созданием и развитием на базе вузов институтов и центров повышения квалификации и переподготовки кадров;

❖ с сохранением и развитием межнационального общения и сотрудничества между народностями, проживающими в республике, возрождением и развитием их культуры, традиций.

Для решения задач создания и эффективного функционирования регионального научно-образовательно-финансового комплекса необходимо решить следующие задачи:

❖ создать республиканское управление образованием;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ разработать нормативно-правовую базу организационно-правовой формы научно-образовательно-финансового комплекса;

❖ создать нормативно-правовые основы, регулирующие взаимодействие вузов с управлением образования и учебными заведениями различной подчиненности и собственности;

❖ разработать и утвердить закон Республики Дагестан "О науке, образовании и государственной научно-технической политике», призванный регулировать отношения между субъектами образовательной, научной, научно-технической деятельности, органами государственной власти и местного самоуправления республики, определять цели, принципы и механизмы осуществления государственной региональной поддержки образования и науки и научно-технического развития во взаимодействии с инновационной, промышленной и инвестиционной политикой Республики Дагестан;

❖ определить соучредительство образовательных учреждений, входящих в структуру научно-образовательно-финансового комплекса;

❖ осуществить интеграцию различных типов и видов образовательных учреждений и таким образом создать единое региональное образовательное пространство;

❖ создать механизм эффективного организационного взаимодействия между всеми структурами комплекса;

❖ разработать систему непрерывного образования в соответствии с современной социокультурной ситуацией, усовершенствовать ее инфраструктуру на региональном уровне, изучить рынок образовательных услуг с учетом потребностей личности;

❖ осуществить повышение педагогической культуры, профессионализма работников образовательных учреждений;

❖ изучить адаптацию выпускников образовательных учреждений к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.

Создание научно-образовательно-финансовых комплексов в Республике Дагестан и других регионах страны является будущим республики, поскольку чем больше будет образования и науки в регионе, тем быстрее Дагестан обеспечит достойное качество жизни своим гражданам.

В условиях современного трудного и противоречивого периода перехода экономики к рынку все большую значимость приобретает вопрос коммерциализации вузовской деятельности. Результатом этого является возможность посредством привлечения дополнительных средств создавать необходимые экономические и материально-технические условия для повышения результативности, как учебного процесса, так и научно-исследовательской деятельности вузов.

Необходимость создания вузом разнообразных коммерческих структур в научной сфере обусловлена тем, что на сегодняшний день для высшей школы это самый реальный источник формирования дополнительных финансовых ресурсов.

Особое место в деятельности вузов в настоящее время приобретает проблема расширения научно-производственной деятельности в интересах региона, в первую очередь, производство на базе вузов мелкосерийной, малотоннажной наукоемкой продукции.

Переход технического университета к созданию комплекса должен основываться на развитии научных исследований и инновационной деятельности и на опережающем развитии непрерывного образовательного процесса через систему общего (полного) образования, начального и среднего профессионального образования, по всем блокам высшего профессионального образования (бакалавриат, подготовку специалистов, магистратуру), подготовку специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру, переподготовку и повышение квалификации взрослого населения.

Литература

1. Голенков В.А., Степанов Ю.С., Садков В.Г., Машегов П.Н. Стратегия инновационного развития образования на базе университетских комплексов. - М.: Машиностроение 1, 2003. - 286 с.

2. Гохберг Л. М., Кузнецова И. А. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. 2004. № 4.

3. Шатток М., Князев Е., Пелихов Н. и др. Предпринимательство и преобразование российских университетов. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.