УДК 658.71:378.14
DOI: 10.21779/2500-1930- 2016-31-4-50-54 КазакаеваА.М., ГаджиевМ.Н.
Организационные аспекты учетно-аналитического обеспечения государственных
закупок в вузе
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; [email protected], [email protected]
В современных вузах остро стоит проблема учетно-аналитического обеспечения закупочного процесса. Особенность проблемы состоит в том, что не всегда в учреждении должным образом организована учетно-аналитическая система, которая обеспечивает систематизацию информации для принятия эффективных управленческих решений.
Значимость учетно-аналитической системы в принятии научно обоснованных управленческих решений в условиях быстро меняющейся внешней среды, неопределенности поведения хозяйствующих субъектов рынка существенно возрастает и зависит от качества учетно-отчетного пространства.
Учетно-аналитическое обеспечение позволяет эффективно реализовать основные функции управления, под которыми понимают обособленные направления управленческой деятельности, отличающиеся по видам и объемам управленческого труда.
В статье авторы обосновывают, что развитие организационной структуры, тесное и слаженное взаимодействие отделов являются важнейшими факторами организации эффективного учетно-аналитического обеспечения управления закупочной деятельностью вуза.
Ключевые слова: государственные закупки, приёмочная комиссия, учетная политика, учет и контроль государственных закупок.
Система закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, основанная на конкурентном отборе поставщиков, является признанной в мировой практике. Роль государственных закупок как системообразующего элемента рыночного механизма заключается в распределении финансовых потоков в различные сектора экономики, что влияет на эффективность работы государственного сектора и экономию государственных расходов. Введенный в действие с 01.01.2014 г. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) направлен на обеспечение максимальной прозрачности закупок, начиная с их планирования и заканчивая анализом конкретных результатов. Однако возникают проблемы с оценкой эффективности государственных закупок [3].
Безусловно, ограничением для развития контрактной системы на современном этапе являются недостаточный уровень профессионализма, отсутствие необходимых навыков и знаний у специалистов контрактных служб и контрактных управляющих. Практика показывает, что в большом числе случаев нарушения при размещении заказов и заключении контрактов происходят из-за низкой компетенции управленческого персонала
[9].
В этой связи одним из ключевых направлений развития контрактной системы должно быть создание разноуровневой системы профессиональной подготовки кадров.
Кроме того, в рамках принятого Закона о контрактной системе невыясненными остаются вопросы оценки эффективности государственных закупок. Максимальная эф-
фективность госзакупок должна быть ориентирована на такой системный результат, который полностью соответствует приоритетам развития государства.
Методология учета и контроля финансовых средств целевых программ государственных закупок в университетах предполагает нацеленность на взаимодействие и обеспечение эффективности работы подразделений, связанных с закупочной деятельностью, а также реализацию программы развития данных учебных заведений. Государство все более жестко контролирует использование бюджетных средств.
С января 2015 г. под контролем находится эффективность государственных закупок. Однако остаются не подготовленные к этому учет и анализ использования государственных средств на закупку оборудования по научным проектам в рамках программы развития вуза [4].
В настоящее время финансирование научно-исследовательских работ в вузах осуществляется за счет различных источников: грантов, целевых субсидий и хозяйственных договоров. Отсутствие регламента, а также связей между службами в рамках управления экономики и финансов, управления бухгалтерского учета и финансового контроля и смежных подразделений, практика применения унифицированных форм сбора и обработки первичной информации, в том числе связанных с закупочным процессом, усложняют, а иногда делают невозможным достаточно детально и полно обеспечить прозрачность и достоверность учета целевых финансовых средств [2]. Прежде всего, в учетной политике вуза не всегда отражается специфика учета, связанного с процессом закупочной деятельности и выделением в нем государственных закупок дорогостоящего высокотехнологичного инновационного оборудования. В связи с этим предлагается внести в учетную политику вуза некоторые изменения, касающиеся учета оборудования, закупленного в рамках финансирования программы развития вуза [1].
Согласно Закону о контрактной системе, локальным нормативным актом в вузе может создаваться комиссия по приемке предмета закупки, которая должна состоять не менее чем из пяти человек. Предлагается Регламентом закупочной деятельности вуза закрепить создание такой приемочной комиссии по приему основных средств, которые признаются особо ценным имуществом (в соответствии с учетной политикой вуза), закупленных в рамках целевого финансирования программы развития вуза [7].
Принципы, состав и функции членов приёмочной комиссии ориентированы на взаимодействие представителей отдельных подразделений университета с целью соблюдения законности закупочного процесса и заинтересованности в его результате, что способствует укреплению основ эффективности государственных закупок. Отсутствие на сегодняшний момент при приемке оборудования по научному проекту специализированной приёмочной комиссии является существенным недостатком в организации бухгалтерского учета вуза. Необходимо участие целой группы компетентных специалистов, иначе значительно повышается вероятность отклонений в поставке высококачественного оборудования, изначально описанного в техническом задании заказчика и контракте. В практике вуза нередки случаи приобретения некачественного оборудования или оборудования с модифицированными функциями, когда документы при приемке подписаны только кладовщиком (заведующим складом) [8].
Основными задачами приемочной комиссии являются:
- установление соответствия поставленных товаров (работ, услуг) условиям и требованиям заключенного государственного контракта;
- подтверждение факта исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по передаче товаров, результатов работ и оказанию услуг заказчику;
- подготовка отчетных материалов о работе приемочной комиссии.
На наш взгляд, целесообразно чтобы приёмочную комиссию возглавил руководитель контрактной службы.
Целесообразно включить в состав комиссии специалистов отдела закупок, бухгалтерии, юридического отдела (для обеспечения связи с управлением бухгалтерского учета и финансового контроля с другими структурными подразделениями, понимания значимости предмета закупки и его места в программе развития университета), а также представителя вуза в качестве эксперта. Эксперт необходим при поставке оборудования в рамках программы развития, поскольку в абсолютном большинстве случаев это поставка сложной вычислительной техники, научно-исследовательского оборудования, приборов и машин, работа с которыми требует наличия специальных познаний, опыта, квалификации в конкретной области. Эксперты меняются в зависимости от предмета закупки: например, если закупается лабораторное оборудование для экологических исследований, целесообразно пригласить в качестве эксперта специалиста лаборатории кафедры экологии [5].
Безусловно, все члены приёмочной комиссии в сфере своей компетенции отвечают за установление соответствия поставленного оборудования условиям и требованиям заключенного контракта и подтверждение факта исполнения поставщиком обязательств, а также несут персональную ответственность в принятии решения по приёмке товара. В своей деятельности приёмочная комиссия руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 44-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, а также условиями государственного контракта.
В итоге приёмочная комиссия с участием специалистов отдела аудита и размещения госзаказа, управления бухгалтерского учета и финансового контроля, юридического отдела, инициатора закупки, заказчика по предмету закупки в качестве эксперта принимает одно из решений, оформленных документом о приемке:
1) товар поставлен, работы выполнены, услуги исполнены полностью в соответствии с условиями государственного контракта и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией и подлежат приемке;
2) по итогам приемки товаров (работ, услуг) выявлены замечания по поставке (выполнению, оказанию) товаров (работ, услуг), которые поставщику (подрядчику, исполнителю) следует устранить в согласованные с университетом сроки;
3) товар не поставлен, работы не выполнены, услуги не оказаны либо товар поставлен, работы выполнены, услуги исполнены с существенными нарушениями условий государственного контракта (договора) и (или) предусмотренной им нормативной и технической документации и не подлежат приемке.
Решение приёмочной комиссии оформляется заключением по результатам экспертизы соответствия оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров по контракту, который подписывается членами приёмочной комиссии, участвующими в приёмке товаров (работ, услуг) и согласными с соответствующими решениями приёмочной комиссии. Если член приёмочной комиссии имеет особое мнение, оно заносится в заключение приёмочной комиссии за подписью этого члена приёмочной комиссии. Если приёмочной комиссией будет принято решение о невозможности осуществления приемки товаров (работ, услуг), то сотрудник юридического отдела в сроки, определённые контрактом, направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приёмке [6].
После приемки оборудования документы на оплату предоставляются в материальный отдел сотрудником бухгалтерии.
Соответственно бухгалтер не может отразить в учете операции по поступлению основных средств при отсутствии решения комиссии и заключения, оформленного надлежащим образом.
Литература
1. Алтынцев А.В., Рябов А.А., Яговкина В.А. Государственные и муниципальные закупки работ и услуг с интеллектуальной составляющей: современное правовое регулирование и практика. Сер. Экспертное мнение. - М., 2013.
2. Алтынцев A.B. Некоторые проблемные аспекты организации размещения государственного и муниципального заказа и пути их решения // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2008. - № 8. - С. 22-30.
3. Гаджиев Н.Г. Организационно-экономические механизмы повышения эффективности государственных закупок вуза // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. Общественные науки. - 2016. - № 1. - С. 14-24.
4. Гаджиев Н.Г., Ахмедова Х.Г., Гаджиев М.Н. Внутренний финансовый контроль расходования бюджетных средств по закупкам в сфере высшего профессионального образования: сб. материалов II Международной научно-практической конференции 15 декабря 2014 «Актуальные проблемы реформирования экономики». - Астрахань, 2015. - С. - 167-173.
5. Горбатов С.В., Печерская Э.П. Использование информационно-образовательной среды вуза в процессе подготовки кадров для федеральной контрактной системы РФ // Управленческое консультирование. - 2015. - № 12 (84). - С. 32-38.
6. Жилин Л.Э., Горбачева А.Н., Брумштейн Ю.М., Васьковский Е.Ю. Анализ номенклатуры программных средств массового использования, применяемых в российских вузах (на примере Астраханского государственного университета) // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. - № 2 (30). - С. 20-37.
7. Мальцева (Морозова) А.А. Анализ практики применения закона о контрактной системе в сфере государственных закупок в 2014 г. // Учетно-контрольные и аналитические инструменты инновационной экономики: сб. науч. ст. под общ. ред. Т.Г. Шешуковой / ПГНИУ. - Пермь, 2015. - Вып. 6. - С. 25-37.
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. 06.04.2015). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Шешукова Т.Г., Морозова А.А. Развитие анализа системы государственных закупок в национальных исследовательских университетах / Т.Г. Шешукова, А.А. Морозова; Западно-Уральский ин-т экономики и права; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. -Пермь, 2016. - 171 с.
Поступила в редакцию ¡¡ноября 2016 г.
UDC 658.71:378.14
DOI: 10.21779/2500-1930- 2016-31-4-50-54
Organizational aspects of accounting and analytical ensuring of public procurements in
higher educational institution
A.M.Kazakayeva, M.N.Gadzhiyev
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; [email protected], [email protected]
The article deals with the problem of accounting and analytical ensuring of public procurements which is particularly acute in modern higher education institutions. The peculiarity of the problem is that in higher educational organization the accounting and analytical systemproviding systema-tization of information for effective management is not properly organized.
The importance of accounting and analytical system in making scientifically based management decisions in a rapidly changing external environment and uncertainty of economic entities increases substantially and depends on the quality of accounting and reporting space.
Accounting and analytical providing allows realizing effectively the main management functions understood as isolated directions of management activity differing by types and amounts of managerial work, and also terms of their accomplishment.
The author of the article proves that the development of the organizational structure and close and harmonious interaction of departments are the most important factors of the organization of effective accounting and analytical ensuring management of higher education institutions procurements.
Keywords: public procurements, inspection, accounting policy, accounting and control of public procurements.
Received 1 INovember, 2016