Организационные аспекты создания доступной городской среды для
маломобильных групп населения
1 2 2 В.Д. Маилян , И.Ю. Зильберова , А.С. Бойко
1 Южный федеральный университет 2Донской государственный технический университет
Аннотация: В современном российском обществе маломобильные группы населения зачастую имеют ограниченный доступ к городским ресурсам, в связи с этим обеспечение их самостоятельной жизни является важной задачей для государства и общества. Идея формирования безбарьерной городской среды является актуальной, что обуславливает необходимость создания современных и перспективных методов адаптации городского пространства для маломобильных групп населения.
Ключевые слова: безбарьерная среда, маломобильные группы населения, доступная городская среда, территория города, инфраструктура, государственная программа.
В настоящее время в мире около 15 процентов людей имеют ту или иную форму инвалидности, и их количество увеличивается из-за роста численности населения [1]. Это обуславливает актуальность темы создания благоприятных условий для комфортной и безопасной жизни маломобильных групп населения (МГН), к которым относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве [2]. На сегодняшний день вопросы создания безбарьерной городской среды, адаптированной для жизнедеятельности МГН, является одной из приоритетных задач государства и общества. Адаптация городской среды производится за счет бюджетных средств, а также при привлечении средств частных инвесторов и в форме государственно-частного и муниципального частного партнерства [3].
Для реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов и Федерального Закона №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принята государственная программа «Доступная среда».
Реализация программы предусмотрена до 2025 года. Одной из ее подпрограмм является «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», направленная на создание безбарьерной городской среды, адаптированной для жизнедеятельности различных МГН.
При реализации государственной программы была выполнена подготовка и актуализация законодательной, нормативной технической и нормативно-правовой базы, проведены исследования норм проектирования, строительства и эксплуатации объектов жилищно-коммунального и транспортного комплексов, адаптированных для жизнедеятельности МГН [4]. Однако наличия актуальной нормативно-правовой и законодательной базы не всегда достаточно для успешного обеспечения комфортного уровня жизни маломобильных граждан.
В основе идеи создания безбарьерной городской среды заложена интеграция маломобильных групп населения и общества. При свободном доступе к объектам получения услуг и товаров, местам приложения труда и рекреационным ресурсам люди с ограниченными возможностями должны иметь равные возможности для участия в жизни государства и общества [5].
Адаптация городской среды для комфортной и удобной жизни МГН заключается в проведении работ по организации безбарьерной среды городов (проектировании зданий и сооружений и их реконструкция с учетом потребностей МГН; адаптации общественных пространств, в том числе рекреационных зон). Работы могут проводиться как на стадии разработки проектов планировки территории, так и на стадии архитектурно-строительного проектирования, как при комплексном развитии территории, так и при развитии застроенной территории (реконструкция или реновация).
При проектировании зданий, сооружений и территории, в том числе при проведении мероприятий по реконструкции, проектные предложения по
адаптации городского пространства для МГН должны оцениваться по следующим критериям: доступность; безопасность; комфортность; информативность.
В Российской Федерации, согласно нормативным техническим документам, при реконструкции застройки используется поэтапный метод развития безбарьерной городской инфраструктуры для достижения высоких показателей по указанным выше критериям [6]. На первом этапе определяются и оцениваются минимальные показатели и условия доступной городской среды. На следующем этапе проводятся работы по достижению этих показателей и условий. Только после выполнения минимально необходимых мероприятий, проводятся комплексные работы по созданию доступной, безопасной, комфортной среды для жизнедеятельности МГН, в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, и других документов.
Общественные объекты должны быть адаптированы для маломобильных групп населения и соответствовать нормативным требованиям [7]. Обслуживание маломобильных групп населения должно реализовываться в следующих направлениях:
предоставление услуг на дому, т.е. создание сети социальных учреждений по уходу за лицами с ограниченными возможностями, применение современных технических и технологических средств в квартирах и домах для самостоятельного пользования МГН;
самообслуживание - адаптация зданий учреждений обслуживания и их территорий, в том числе по пути следования к ним.
На этапах реализации мероприятий по формированию доступной среды в селитебных зонах важно предусматривать удобные транспортные и пешеходные связи внутри элементов планировочной структуры [8]. В границах жилых районов, микрорайонов и кварталов целесообразно предусматривать объекты социально-культурного, коммунально-бытового и общественно-делового назначения, которые должны быть ориентированы на обслуживание населения, в том числе МГН, в границах элемента планировочной структуры. В процессе проектирования следует применять жилые секции с многообразием планировок и ориентации в плане, которые позволят адаптировать жилые ячейки для жизнедеятельности инвалидов и иных МГН с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.
Жилые зоны, насыщенные исторической застройкой различных времен, являются наиболее сложными при адаптации для маломобильных групп населения. Это связано с тем, что, при проведении мероприятий по реконструкции необходимо формировать безбарьерную среду, не нарушая при этом исторический облик зданий и сооружений, сохраняя историческое наследие [9]. Адаптация такой территории необходима для обеспечения доступа к историческим памятникам архитектуры МГН, в том числе, людям, проживающим в других районах муниципальных образований.
В районах малоэтажной жилой застройки, в том числе с индивидуальными жилыми домами, согласно градостроительным нормам, радиусы пешеходной доступности различных объектов увеличены [10]. Связано это с низкой плотностью застройки и, как следствие, малым количеством населения, при котором объекты обслуживания работают не в полную мощность. Увеличение радиусов пешеходной доступности негативно для МГН, вынужденных преодолевать расстояние свыше нормативного. Для решения данной проблемы могут применяться следующие методы:
модернизация и адаптация для маломобильных групп населения пешеходных коммуникаций, с обеспечением безопасного перемещения с помощью устройства пандусов, поручней, площадок для отдыха, применения информационного изменения фактуры и цвета покрытия;
применение индивидуального автотранспорта или
специализированного общественного транспорта;
обслуживание и трудоустройство маломобильных групп населения на
дому;
устройство предприятий с малой производительностью, в радиусе пешеходной доступности, в которых может быть использован труд людей c ограниченными возможностями.
В зонах с малоэтажной многоквартирной жилой застройкой превышение нормативной доступности объектов обслуживания должно решаться путем обустройства на первых этажах домов объектов повседневного спроса и первой необходимости.
В случаях невозможности выполнения вышеописанных мероприятий по обеспечению пешеходной доступности учреждений социально-бытового обслуживания, предпочтение следует отдавать созданию безопасного маршрута без препятствий и барьеров, при этом, возможно, и большему по расстоянию, что зачастую имеет место при реконструкции существующей застройки.
Рекреационные зоны, связанные с отдыхом горожан, в том числе маломобильных групп населения, следует проектировать при учете их основного назначения - восстановление физических и моральных сил организма. В настоящее время большое внимание уделяется озеленению территорий, расширению парковых зон и развитию ландшафтной архитектуры в градостроительстве. Тем не менее, при этом важно предусматривать социальную интеграцию МГН.
Литература
1. Factsheet on Persons with Disabilities // United Nations: Department of Economic and Social AffairsDisability. URL: un.org/development/desa/disabilities/resources/factsheet-on-persons-with-disabilities.html.
2. Шимолина М.В. Маломобильные группы населения в современной России: аспекты социального неравенства // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 1-1. URL: science-education.ru/ru/article/view?id=18984.
3. Бондаренко Е.Ю. Проблемы и тенденции создания безбарьерной среды // Вестник магистратуры, 2021, № 1-4 (112). С. 48-49.
4. Калошина С.В., Сазонова С.А., Полуянова Е.А. Анализ доступности жилых и общественных зданий для маломобильных групп населения на территории города Перми // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2020, № 4 (54). С. 204-213.
5. Кочерга В.Г., Семчугова Е.Ю., Гайдаев В.С. Повышение мобильности людей с ограниченными возможностями здоровья в логистической системе городского пассажирского транспорта // Инженерный вестник Дона, 2012, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1089.
6. Zilberova I., Petrov K., Novoselova I., Al Fatla A.N.M. Organizational and technological features of the modern building systems' development // E3S Web of Conferences, 2021, № 281. URL: doi.org/10.1051/e3sconf/202128105005.
7. Архипова О.В., Зелезинский А.Л., Породин И.В. Современные подходы к обеспечению доступности объектов и услуг для лиц с ограниченными возможностями в инфраструктуре современного мегаполиса // Экономический вектор, 2021, № 1 (24). С. 10-22.
8. Семчугова Е.Ю. Проблемы организации доступной среды на городском пассажирском транспорте // Инженерный вестник Дона, 2013, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1719.
9. Zilberova I.Yu., Novoselova I.V., Al-Fatla A.T.M. Organizational and technological approaches to the construction and technical expertise of cultural heritage sites // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2021, № 1083. URL: iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1083/1/012058.
10. Чекмарева О.В. Проектирование доступной среды для маломобильных групп населения // Научному прогрессу - творчество молодых, 2019, № 4. С. 78-81.
References
1. United Nations: Department of Economic and Social AffairsDisability. URL: un.org/development/desa/disabilities/resources/factsheet-on-persons-with-disabilities.html.
2. Shimolina M.V. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, № 1-1. URL: science-education.ru/ru/article/view?id=18984.
3. Bondarenko E.Yu. Vestnik magistratury, 2021, № 1-4 (112). pp. 48-49.
4. Kaloshina S.V., Sazonova S.A., Poluyanova E.A. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta, 2020, № 4 (54). pp. 204-213.
5. Kocherga V.G., Semchugova E.Yu., Gaidaev V.S. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1089.
6. Zilberova I., Petrov K., Novoselova I., Al Fatla A.N.M. E3S Web of Conferences, 2021, № 281. URL: doi.org/10.1051/e3sconf/202128105005.
7. Arkhipova O.V., Zelezinskii A.L., Porodin I.W. Ekonomicheskiy vektor, 2021, № 1 (24). pp. 10-22.
8. Semchugova E.Yu. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1719.
9. Zilberova I.Yu., Novoselova I.V., Al-Fatla A.T.M. IOP Conference Series, 2021, № 1083. URL: iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1083/1/012058.
М Инженерный вестник Дона, №2 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2y2022/7451
10. Chekmareva O.V. Nauchnomu progressu - tvorchestvo molodykh, 2019, № 4. рр. 78-81.