Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
306
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ДОСТУПНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ТЕРРИТОРИЯ ГОРОДА / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Маилян В. Д., Зильберова И. Ю., Бойко А. С.

В современном российском обществе маломобильные группы населения зачастую имеют ограниченный доступ к городским ресурсам, в связи с этим обеспечение их самостоятельной жизни является важной задачей для государства и общества. Идея формирования безбарьерной городской среды является актуальной, что обуславливает необходимость создания современных и перспективных методов адаптации городского пространства для маломобильных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Маилян В. Д., Зильберова И. Ю., Бойко А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF CREATING AN ACCESSIBLE URBAN ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY

In today's Russian society, people with limited mobility often have limited access to urban resources; therefore, ensuring their independent life is an important task for the state and society. The idea of forming a barrier-free urban environment is relevant, which necessitates the creation of modern and promising methods for adapting urban space for people with limited mobility.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ»

Организационные аспекты создания доступной городской среды для

маломобильных групп населения

1 2 2 В.Д. Маилян , И.Ю. Зильберова , А.С. Бойко

1 Южный федеральный университет 2Донской государственный технический университет

Аннотация: В современном российском обществе маломобильные группы населения зачастую имеют ограниченный доступ к городским ресурсам, в связи с этим обеспечение их самостоятельной жизни является важной задачей для государства и общества. Идея формирования безбарьерной городской среды является актуальной, что обуславливает необходимость создания современных и перспективных методов адаптации городского пространства для маломобильных групп населения.

Ключевые слова: безбарьерная среда, маломобильные группы населения, доступная городская среда, территория города, инфраструктура, государственная программа.

В настоящее время в мире около 15 процентов людей имеют ту или иную форму инвалидности, и их количество увеличивается из-за роста численности населения [1]. Это обуславливает актуальность темы создания благоприятных условий для комфортной и безопасной жизни маломобильных групп населения (МГН), к которым относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве [2]. На сегодняшний день вопросы создания безбарьерной городской среды, адаптированной для жизнедеятельности МГН, является одной из приоритетных задач государства и общества. Адаптация городской среды производится за счет бюджетных средств, а также при привлечении средств частных инвесторов и в форме государственно-частного и муниципального частного партнерства [3].

Для реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов и Федерального Закона №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принята государственная программа «Доступная среда».

Реализация программы предусмотрена до 2025 года. Одной из ее подпрограмм является «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», направленная на создание безбарьерной городской среды, адаптированной для жизнедеятельности различных МГН.

При реализации государственной программы была выполнена подготовка и актуализация законодательной, нормативной технической и нормативно-правовой базы, проведены исследования норм проектирования, строительства и эксплуатации объектов жилищно-коммунального и транспортного комплексов, адаптированных для жизнедеятельности МГН [4]. Однако наличия актуальной нормативно-правовой и законодательной базы не всегда достаточно для успешного обеспечения комфортного уровня жизни маломобильных граждан.

В основе идеи создания безбарьерной городской среды заложена интеграция маломобильных групп населения и общества. При свободном доступе к объектам получения услуг и товаров, местам приложения труда и рекреационным ресурсам люди с ограниченными возможностями должны иметь равные возможности для участия в жизни государства и общества [5].

Адаптация городской среды для комфортной и удобной жизни МГН заключается в проведении работ по организации безбарьерной среды городов (проектировании зданий и сооружений и их реконструкция с учетом потребностей МГН; адаптации общественных пространств, в том числе рекреационных зон). Работы могут проводиться как на стадии разработки проектов планировки территории, так и на стадии архитектурно-строительного проектирования, как при комплексном развитии территории, так и при развитии застроенной территории (реконструкция или реновация).

При проектировании зданий, сооружений и территории, в том числе при проведении мероприятий по реконструкции, проектные предложения по

адаптации городского пространства для МГН должны оцениваться по следующим критериям: доступность; безопасность; комфортность; информативность.

В Российской Федерации, согласно нормативным техническим документам, при реконструкции застройки используется поэтапный метод развития безбарьерной городской инфраструктуры для достижения высоких показателей по указанным выше критериям [6]. На первом этапе определяются и оцениваются минимальные показатели и условия доступной городской среды. На следующем этапе проводятся работы по достижению этих показателей и условий. Только после выполнения минимально необходимых мероприятий, проводятся комплексные работы по созданию доступной, безопасной, комфортной среды для жизнедеятельности МГН, в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, и других документов.

Общественные объекты должны быть адаптированы для маломобильных групп населения и соответствовать нормативным требованиям [7]. Обслуживание маломобильных групп населения должно реализовываться в следующих направлениях:

предоставление услуг на дому, т.е. создание сети социальных учреждений по уходу за лицами с ограниченными возможностями, применение современных технических и технологических средств в квартирах и домах для самостоятельного пользования МГН;

самообслуживание - адаптация зданий учреждений обслуживания и их территорий, в том числе по пути следования к ним.

На этапах реализации мероприятий по формированию доступной среды в селитебных зонах важно предусматривать удобные транспортные и пешеходные связи внутри элементов планировочной структуры [8]. В границах жилых районов, микрорайонов и кварталов целесообразно предусматривать объекты социально-культурного, коммунально-бытового и общественно-делового назначения, которые должны быть ориентированы на обслуживание населения, в том числе МГН, в границах элемента планировочной структуры. В процессе проектирования следует применять жилые секции с многообразием планировок и ориентации в плане, которые позволят адаптировать жилые ячейки для жизнедеятельности инвалидов и иных МГН с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.

Жилые зоны, насыщенные исторической застройкой различных времен, являются наиболее сложными при адаптации для маломобильных групп населения. Это связано с тем, что, при проведении мероприятий по реконструкции необходимо формировать безбарьерную среду, не нарушая при этом исторический облик зданий и сооружений, сохраняя историческое наследие [9]. Адаптация такой территории необходима для обеспечения доступа к историческим памятникам архитектуры МГН, в том числе, людям, проживающим в других районах муниципальных образований.

В районах малоэтажной жилой застройки, в том числе с индивидуальными жилыми домами, согласно градостроительным нормам, радиусы пешеходной доступности различных объектов увеличены [10]. Связано это с низкой плотностью застройки и, как следствие, малым количеством населения, при котором объекты обслуживания работают не в полную мощность. Увеличение радиусов пешеходной доступности негативно для МГН, вынужденных преодолевать расстояние свыше нормативного. Для решения данной проблемы могут применяться следующие методы:

модернизация и адаптация для маломобильных групп населения пешеходных коммуникаций, с обеспечением безопасного перемещения с помощью устройства пандусов, поручней, площадок для отдыха, применения информационного изменения фактуры и цвета покрытия;

применение индивидуального автотранспорта или

специализированного общественного транспорта;

обслуживание и трудоустройство маломобильных групп населения на

дому;

устройство предприятий с малой производительностью, в радиусе пешеходной доступности, в которых может быть использован труд людей c ограниченными возможностями.

В зонах с малоэтажной многоквартирной жилой застройкой превышение нормативной доступности объектов обслуживания должно решаться путем обустройства на первых этажах домов объектов повседневного спроса и первой необходимости.

В случаях невозможности выполнения вышеописанных мероприятий по обеспечению пешеходной доступности учреждений социально-бытового обслуживания, предпочтение следует отдавать созданию безопасного маршрута без препятствий и барьеров, при этом, возможно, и большему по расстоянию, что зачастую имеет место при реконструкции существующей застройки.

Рекреационные зоны, связанные с отдыхом горожан, в том числе маломобильных групп населения, следует проектировать при учете их основного назначения - восстановление физических и моральных сил организма. В настоящее время большое внимание уделяется озеленению территорий, расширению парковых зон и развитию ландшафтной архитектуры в градостроительстве. Тем не менее, при этом важно предусматривать социальную интеграцию МГН.

Литература

1. Factsheet on Persons with Disabilities // United Nations: Department of Economic and Social AffairsDisability. URL: un.org/development/desa/disabilities/resources/factsheet-on-persons-with-disabilities.html.

2. Шимолина М.В. Маломобильные группы населения в современной России: аспекты социального неравенства // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 1-1. URL: science-education.ru/ru/article/view?id=18984.

3. Бондаренко Е.Ю. Проблемы и тенденции создания безбарьерной среды // Вестник магистратуры, 2021, № 1-4 (112). С. 48-49.

4. Калошина С.В., Сазонова С.А., Полуянова Е.А. Анализ доступности жилых и общественных зданий для маломобильных групп населения на территории города Перми // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2020, № 4 (54). С. 204-213.

5. Кочерга В.Г., Семчугова Е.Ю., Гайдаев В.С. Повышение мобильности людей с ограниченными возможностями здоровья в логистической системе городского пассажирского транспорта // Инженерный вестник Дона, 2012, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1089.

6. Zilberova I., Petrov K., Novoselova I., Al Fatla A.N.M. Organizational and technological features of the modern building systems' development // E3S Web of Conferences, 2021, № 281. URL: doi.org/10.1051/e3sconf/202128105005.

7. Архипова О.В., Зелезинский А.Л., Породин И.В. Современные подходы к обеспечению доступности объектов и услуг для лиц с ограниченными возможностями в инфраструктуре современного мегаполиса // Экономический вектор, 2021, № 1 (24). С. 10-22.

8. Семчугова Е.Ю. Проблемы организации доступной среды на городском пассажирском транспорте // Инженерный вестник Дона, 2013, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1719.

9. Zilberova I.Yu., Novoselova I.V., Al-Fatla A.T.M. Organizational and technological approaches to the construction and technical expertise of cultural heritage sites // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2021, № 1083. URL: iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1083/1/012058.

10. Чекмарева О.В. Проектирование доступной среды для маломобильных групп населения // Научному прогрессу - творчество молодых, 2019, № 4. С. 78-81.

References

1. United Nations: Department of Economic and Social AffairsDisability. URL: un.org/development/desa/disabilities/resources/factsheet-on-persons-with-disabilities.html.

2. Shimolina M.V. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, № 1-1. URL: science-education.ru/ru/article/view?id=18984.

3. Bondarenko E.Yu. Vestnik magistratury, 2021, № 1-4 (112). pp. 48-49.

4. Kaloshina S.V., Sazonova S.A., Poluyanova E.A. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta, 2020, № 4 (54). pp. 204-213.

5. Kocherga V.G., Semchugova E.Yu., Gaidaev V.S. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1089.

6. Zilberova I., Petrov K., Novoselova I., Al Fatla A.N.M. E3S Web of Conferences, 2021, № 281. URL: doi.org/10.1051/e3sconf/202128105005.

7. Arkhipova O.V., Zelezinskii A.L., Porodin I.W. Ekonomicheskiy vektor, 2021, № 1 (24). pp. 10-22.

8. Semchugova E.Yu. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1719.

9. Zilberova I.Yu., Novoselova I.V., Al-Fatla A.T.M. IOP Conference Series, 2021, № 1083. URL: iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1083/1/012058.

М Инженерный вестник Дона, №2 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2y2022/7451

10. Chekmareva O.V. Nauchnomu progressu - tvorchestvo molodykh, 2019, № 4. рр. 78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.